Как машины едут по снегу

Как правильно ездить по снегу и льду

Зима требует от водителя значительно изменить «летние» привычки вождения и, по большому счету, перестроить свою психологию. Ну и, конечно, вспомнить навыки управления автомобилем на скользкой дороге. Тогда снег и гололедица будут не страшны. Надо лишь иметь в виду, что четких рецептов на все случаи жизни не существует. У всякого опытного водителя есть свои способы преодоления сложных дорожных ситуаций, а кроме того, то, что подходит одной машине, может оказаться непригодным для другой. Это зависит от ее массы, мощности двигателя, наличия или отсутствия многих других факторов. Поэтому, зная общие правила, обязательно надо выяснить, как именно ваш автомобиль ведет себя на льду и снегу, как реагирует в этих условиях на поворот руля, торможение, занос. Оптимальный вариант — пройти курс контраварийной подготовки. Если такой возможности нет, надо поупражняться самому. И обязательно при этом проверьте, как будут вести себя электронные системы безопасности (если они есть у вашего автомобиля). Это очень важно — ведь в некоторых случаях, например, АБС увеличивает тормозной путь. Так что не поленитесь — найдите обледеневшую площадку вдали от оживленных улиц, других машин и пешеходов и потренируйтесь, пока не станете полностью чувствовать машину. Вреда от этого не будет, а польза может выйти огромная.

Банально, но важно

Некоторые правила надо соблюдать постоянно, но зимой они особенно важны. Прежде всего это относится к правильной посадке: спина плотно прижата к спинке кресла, руки симметрично располагаются на верхней половине руля — примерно «на десять и четырнадцать часов». Только такая поза позволяет водителю быстро реагировать на нештатные ситуации.

Читайте также:  Мокко со льдом это

При езде надо «прокачивать ситуацию» как минимум на 50, а лучше на 100 метров вперед, прогнозируя, какие ошибки могут совершить другие автомобилисты.

Постоянно контролируйте прямое положение колес. Простейший способ помочь себе в этом — наклеить на верхнюю точку руля ободок из скотча. Так, кстати, часто делают профессиональные гонщики.

Помните, что зимние дороги «любят» мягкие приемы езды, и до весны забудьтерезкуюманеру вождения.

Педалью сцепления надо пользоваться как можно реже – никакого движения «внакат»! Трансмиссия автомобиля должна все время иметь полную контролируемую вами связь с дорогой. Сцепление зимой нужно только при трогании с места и для переключения передач. Единственное исключение из этого правила иногда допустимо при заносе машины, о чем речь пойдет ниже.

Как правильно тормозить зимой

Самый простой способ торможения — плавно давить на педаль — хорош на сухом асфальте, но зимой годится далеко не всегда: на скользкой дороге это запросто может привести к блокировке колес. Здесь гораздо эффективнее так называемое ступенчатое торможение, когда нога быстро раз за разом «топчет» педаль: нажал—отпустил, нажал—отпустил…

Напомним, кстати, что по тому же принципу работает АБС. Но овладеть навыками ступенчатого торможения (оно же импульсное или прерывистое) не так легко, как может показаться. Ведь психологически очень сложно заставишь себя отпустить педаль, когда естественным кажется утопить её в пол изо всех сил. Так что надо тренироваться. Зато когда освоите этот прием, сами убедитесь — именно прерывистое торможение позволяет быстро остановить машину даже на голом льду.

Многоопытные водители успешно применяют торможение двигателем: практически не пользуясь педалью тормоза, замедляют движение быстрым переключением передач по нисходящей. Но это тоже скорее из спортивного арсенала, а в нормальной жизни просто не забывайте и подъезжая к заледенелому участку (особенно на спуске), заранее сбрасывать скорость и переключаться на более низкую передачу. (И вновь напомним о необходимости упражнений – на сей раз в мягком и быстром переключении передач по нисходящей.) И вообще всегда старайтесь ездить так, чтобы не возникало необходимости в экстренном торможении, — соблюдайте дистанцию до впередиидущих машин и заблаговременно замедляйте движение.

О старте, разгоне и пользе педали газа

Стартовать с пробуксовкой колес всегда нежелательно, а на скользкой дороге – тем более. (Кстати, под понятие «скользит подходит и снежная каша на проезжей части, и гололедица, и просто мокрый асфальт. Давайте договоримся – под «скользко» мы подразумеваем тобой вариант: когда сцепление колес с покрытием заметно ухудшается). Итак, если ехать приходится практически по льду, то первым делом надо избежать пробуксовки.

Самое простое средство: трогаемся, как обычно, с первой передачи, но как только колеса «схватили», мгновенно переключаемся на вторую и уже с нее потихоньку разгоняемся.

Можно попробовать другой способ — начинать движение сразу со второй передачи. Но если у вас не полноприводник, лучше этим не злоупотреблять, иначе сцепление «проживет» не так долго, как рассчитывал автопроизводитель.

Наконец, имея за плечами некоторый опыт вождения, можно освоить так называемый «двойной выжим» сцепления. То есть выжимаем педаль сцепления, включаем первую передачу, отпускаем педаль, но едва автомобиль подался вперед, снова выжимаем ее и, повторно отпуская, трогаемся с места. Естественно, педалью работать надо очень быстро.

Понятно, что речь идет о машинах с механической коробкой передач. Владельцам автомобилей с «автоматом» следует включить режим «Зима». А если такой кнопки нет, то просто прибавлять газу помягче и уповать на то, что АКПП все сделает сама.

Теперь начинаем разгоняться. Если под колесами снег, требуется сравнительно мощная тяга. Сразу даем газку, но едва автомобиль начнет буксовать, тут же немного сбрасываем, давая колесам зацепиться. На голом льду техника иная: тронувшись с места, газу добавляем осторожно — если тянет, еще добавляем. Не потянула – приотпускаем педаль и повторяем попытку…

Вообще педаль газа — важный инструмент зимнего вождения. Профессионалы применяют 26 (!) приемов дросселирования. Обычному автолюбителго знать гоночные трюки не обязательно, но умение вовремя добавить, убрать, придержать газ весьма полезно — оно может выручить из многих рискованных ситуаций.

Кстати, не будем забывать, что эффективнее всего машина отзывается на нажатие педали газа, когда двигатель работает в режиме максимального крутящего момента. Отсюда выведем еще одно полезное правило: чтобы всегда иметь достаточную тягу для маневрирования, зимой надо чаще пользоваться пониженными передачами, чем летом. Например, там, где вы по сухому асфальту спокойно пролетали на четвертой-пятой, в декабре-марте нередко имеет смысл снизить скорость и переключиться на третью. Опять-таки, все хорошо в меру – если «перегазовать» на пониженной передаче на скользкой дороге, колеса могут забуксовать, а отсюда недалеко до заноса (на заднем приводе) или сноса передних колес (на переднем).

На скользких поворотах

Всякий водитель может без приключений преодолеть вираж любой крутизны, даже если он превратился в ледяной каток. Для этого надо помнить незыблемое правило: в поворот входи на той же скорости, на какой собираешься из него выходить. То есть потише и поосторожнее. Формула прохождения поворотов тоже проста: сброс тяги – поворот – газ. Иными словами, приближаясь к повороту, уменьшаем скорость, еще лучше – включаем пониженную передачу (переключаться на нее в повороте – ошибка, чреватая потерей контроля над машиной), поворачиваем, а как только машина встала на новый курс – поддаем газку. Переднеприводный автомобиль есть резон немного «пришпорить» уже в точке поворота – ведущие колеса вытянут его, как по рельсам.

Поворачивать с разгона, особенно на льду – верный способ «организовать» себе опаснейший занос. А это и так самая распространенная и самая грозная опасность на скользкой дороге. Впрочем, бороться с ней можно.

Занос с технической точки зрения – это соскальзывание задней оси автомобиля из-за того, что колеса потеряли сцепление с дорогой. В такой ситуации главная задача — стабилизировать машину, пока покрышки вновь не «схватят» дорогу, а главная надежда – на руль. Безразлично, какой привод у вашей машины — чтобы вернуть ее на нужный курс, надо вращать руль в сторону заноса. Но делать это следует мгновенно: чем медленнее реакция на занос, тем сложнее будет справиться с автомобилем.

Вот, собственно, и все рекомендации общего характера, с которыми согласны все наши знакомые профессиональные водители. Остальное зависит от множества нюансов, в том числе — от персонального характера вашего автомобиля. Существует, правда, группа специальных приемов (поворот на «ручнике», «газ-тормоз», «силовое скольжение» и т.д.), но здесь о них говорить не будем — это «высший пилотаж», который освоить нелегко, тем более без опытного инструктора. А обычному водителю в момент заноса лучше вообще забыть, например, о существовании педали тормоза. Насчет газа что-либо советовать тоже сложно — все зависит от конкретной дорожной обстановки, а кроме того, как выяснилось, здесь сколько специалистов, столько и точек зрения. Одни «профи» считают, что на заднеприводном автомобиле одновременно с вращением руля имеет смысл отпустить педаль газа — не совсем, а чуточку, только чтобы ведущие колеса перестали буксовать. Другие – что педаль надо отпустить полностью. Третьи – что наоборот, надо поддать газу. И все приводят множество примеров, когда именно их метода выручала машину из заноса… Та же история с передним приводом: добавить немного газа до момента стабилизации или однозначно увеличить подачу газа — это не совсем одно и то же. Как и в случае с полноприводниками, где одни советуют слегка придавить педаль, а другие – отпустить, но не полностью…

В общем, можно лишь повторить добрый совет: приняв к сведению все эти мнения, сами потренируйтесь на площадке, чтобы понять, как конкретно ваша машина реагирует в заносе на ту или иную манипуляцию с педалью газа. При этом приучайте себя не бросать педаль резко, но и не утапливать в пол, а играть на ней, как на музыкальном инструменте. Тут очень важно чувствовать машину и не пропустить то мгновение, когда колеса вновь зацепятся за дорогу.

Заодно нелишне поупражняться и с педалью сцепления — она тоже при заносе иногда может пригодиться. Например, стабилизировать положение колес можно, если мгновенно нажать — отпустить ее. Но учтите: этот прием требует полного автоматизма действий, абсолютного хладнокровия и быстроты. А если оставить педаль нажатой, ситуация только ухудшится… Альтернативный способ эксперты советуют применять лишь в самом безвыходном положении. Когда все иные варианты исчерпаны, а машину неудержимо несет на препятствие, можно, положившись на удачу, полностью выжать педаль сцепления и попытаться рулить автомобилем, примерно как санками. Одного нашего коллегу только это однажды спасло от неминуемой катастрофы.

Но все-таки главное оружие против заноса — профилактика. Не только осторожность в поворотах, но и внимательность. Зафиксируйте уголком памяти, допустим, полоску оттаявшего или посыпанного песком асфальта, твердую замерзшую обочину и т.п. — за них можно будет зацепиться, если вдруг заскользили колеса. Гораздо проще погасить скорость, когда одна сторона машины идет по сухому асфальту. Но остерегайтесь даже одним колесом попасть на раскисшую обочину — тогда поездка вполне может завершиться в кювете.

Враскачку

«Засесть» зимой автомобиль (особенно если это не полноприводник) может не только в сугробе, но даже на городской улице, заметенной снегом. Газовать чаще всего бесполезно – колеса только глубже зароются или отполируют лунки под собой, превратив снег в лед. Выбираться из снежного плена лучше всего враскачку.

Методика здесь простая, но требует некоторой тренировки. Машину сдвигают с места, раскачивая ее вперед-назад, а для этого – попеременно включая переднюю и заднюю передачу. Газ при этом подается аккуратно, в таких дозах, чтобы колеса не начали буксовать. Как говорят опытные автомобилисты – «внатяг».

На машинах с «механикой» можно повторять этот прием до полной победы, а вот владельцам автомобилей с АКПП следует соблюдать осторожность. Если две-три попытки успеха не принесли, лучше поискать буксир, иначе вас ждет дорогостоящий ремонт автоматической коробки.

Обычная зимняя проблема – запотевание стекол по утрам. Чтобы оттаять их, заведите двигатель и включите обдув, установив отопитель на самый слабый режим, а вентилятор — на максимальные обороты. Ни в коем случае, особенно если в машине мощная печка, не включайте отопитель на полную мощность! Иначе от разности температур рискует лопнуть лобовое стекло. Напротив, можно чуть приспустить стекла задних дверей для улучшения вентиляции или включить кондиционер, чтобы подсушить влажный воздух в салоне. Пока к стеклам возвращается прозрачность, желательно несколько минут в автомобиль не садиться. Кстати, задача станет проще, если раз в месяц-полтора обрабатывать стекла изнутри одним из антизапотевающих препаратов, которых немало имеется в продаже.

Источник

Как ездить по мокрому: какой снег страшнее автомобилисту

Северные народы используют для обозначения снежного покрова до десятка слов. Обычному автомобилисту достаточно трех: мокрый, сухой, укатанный… Почему опытные путешественники боятся именно первого – мокрого?

Снег, легкий и пушистый в мороз, меняет свои свойства при плюсовой температуре. Если слой его достаточной велик – порядка 20 см и более – то он не тает и долго держит «заданную форму» даже при +5 о С. Но на самом деле снежный покров при температуре воздуха выше нуля садится, насыщается влагой, уплотняется и становится в разы труднее для преодоления его автомобилем.

Преодолевать слой мокрого снега машине в несколько раз труднее, чем обычный сухой той же толщины.

Но с виду, глядя из автомобиля, он остается все тем же буквально «белым и пушистым». Это и сбивает с толку многих путешественников, которых часто успокаивает плюсовая температура и не опасный на вид слой снега перед капотом: «Да тут до дачи 300 метров по снежку, прорвемся!»

На самом деле, мокрый снег, будучи плотным, намного сильнее сопротивляется колесам, которые не могут подминать его при вращении. К тому же влага служит шинам отличной смазкой, из-за которой шины начинают скользить и буксовать, усугубляя положение.

Пожалуй, мокрый снег можно сравнить с глубокой грязью, отличие лишь в том, что в мокрый снег автомобиль на штатных зимних шинах зарывается не так быстро – колеса скользят в образовавшихся лунках, не вгрызаясь в глубину. Хотя тут многое зависит от веса автомобиля и профиля резины.
Под мокрым снегом часто скрывается настоящая грязь – грунт, впитавший выпавшую из снега влагу. Если вам не повезет и машина успешно дороется до «расквашенной» земли, то без трактора можно и не выбраться. Учтите также, что на подобных маршрутах на обочинах и тех участках полевых дорог, где снег уже сошел, весь грунт тоже будет раскисшим. Так что даже развернуться, чтобы вернуться на твердый путь, вам будет нелегко.

Рыхлый снег на дороге, перемолотый колесами, пусть даже и мокрый – это еще не главная трудность. Хуже всего целина слоем более 20 см.

Еще один сюрприз, который готовит мокрый снег охочему до внедорожных траблов автомобилисту, кроется в самом низу. Если снег выпал на замерзшую землю, даже при плюсовой температуре под ним может сохраняться лед. На котором, достав до него колесами, машина будет буксовать еще веселее. Оставаясь, естественно, на месте.

Мокрый снег на грунте образуется из обычного сухого после установления температуры выше 0 о С, а может нападать и в готовом виде.

Что делать?

  • Бояться. Если целина из мокрого снега превышает в глубину 15 – 20 см, избегайте движения по таким участкам – во всяком случае, на обычных дорожных шинах и без полного привода (хотя из опыта тест-пилотов Авто24 известно, что и 4х4 в таких ситуациях не панацея).
  • Относитесь к участкам с глубоким мокрым снегом, как к густой грязи аналогичной глубины. С соответствующими приемами вождения – раскачкой, движением внатяг на малых оборотах, использованием лопаты для удаления брустверов перед колесами.
  • Протопчите дорожку. Если для проезда к спасительной чистой дороге вам осталось всего лишь пару десятков метров, протопчите ногами дорожку для колес. И плавно трогаясь, двигайтесь по ней, не допуская развития буксования, сдавая при необходимости назад для нового разгона.

Рекомендация Авто24

Прежде чем съехать с чистого асфальта на заснеженную дорогу, остановитесь и оцените возможность проделать обратную операцию самостоятельно. Мокрый глубокий снег – настоящая западня, которая не даст возможности развернуть машину. Слой сухого и слой мокрого снега – это две большие разницы, в особенности если глубина приближается к клиренсу вашей машины. Считайте мокрый снег глубокой грязью.

Источник

Оцените статью