Конспект прогулки для детей 5-6 лет по теме «Берёза зимой».
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект прогулки по теме «Берёза зимой», опытничесукая деятельность, подбор стихов и загадок помогут сделать прогулку интересной и познавательной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_progulki_dlya_detey_5.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект прогулки для детей 5-6 лет.
Тема: «Берёза зимой».
Осваиваемые образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.
Цели : формировать знания о жизни растений зимой, о защитных свойствах снега в жизни растений, воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию любознательности, совершенствовать двигательные умения и творческие способности.
Материал и оборудование: 3 ёмкости с одинаковым количеством воды, картинки из серии «Деревья», изображение берёзы в разное время года.
Перед началом прогулки подготовить опыт. Поместить ёмкости с одинаковым количеством воды в разные места: 1- поставить на поверхность сугроба, 2-зарыть неглубоко в снег, 3-зарыть как можно глубже. Наблюдать за ёмкостями в течение прогулки и сделать вывод. Цель: показать детям защитные свойства снега.
Дети собираются около воспитателя. Вопросы для беседы:
-Какое сейчас время года? (вспомнить приметы, обратить внимание на небо, день, погоду).
-А сколько всего времён года?
Давайте всех их вспомним и сделаем небольшую разминку:
Круглый год, круглый год,
За зимой весна идёт.
За весною следом —
Торопится к нам лето.
У кого не спросим —
Идёт за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идёт, спешит зима.
Сколько месяцев в каждом времени года?
Как называется первый зимний месяц?
О каком месяце загадка:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету. Что скажи за месяц этот? (Январь)
— Назовите последний зимний месяц.
-Для чего нужна зима? (Что бы природа отдыхала).
— Мы рады зиме? (Да).
— А животные и растения рады зиме?
(Они приспособились к зиме: деревья сбрасывают листву, перелётные птицы улетают в тёплые края, одни животные ложатся в спячку, другие запасают корм, у них происходит линька).
Сегодня мы поговорим о растении. А о каком, вы узнаете из стихотворения, которое нам прочтёт Вера Михайлова (С.Есенин «Белая берёза»).
Есть ли у нас на участке такое дерево? Давайте подойдём к нему. По каким характерным особенностям вы узнали берёзу? Давайте вспомним, как выглядела берёза летом (показать картинки). А осенью?
— Что изменилось с приходом зимы? (Нет листвы).
— Почему нет листьев?
— Что лежит на ветках? (Снег).
— Что происходит с деревьями зимой? (Они спят, отдыхают).
— В каком состоянии находятся деревья зимой? (Покоя).
Зимой берёза не замерзает, она живая, но от мороза её веточки становятся хрупкими и быстро ломаются. А если бы на них были листья, точно бы сломались.
— Что бы могло произойти, если бы на ветках было много снега или он был очень тяжёлый? Поэтому в зимнее время года ветки лучше не трогать, с ними нужно обращаться очень бережно. Если подберём обломанные ветром веточки и поставим их в воду, то они зазеленеют.
— Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
(руки развести в стороны)
— Каждое старается
К небу, солнцу тянется!
( руки поднять вверх)
— Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки.
(Машем руками)
— Даже толстые стволы
Наклонились до земли
(наклоны вперёд).
— Вправо – влево, взад – вперёд-
Так деревья ветер гнёт
(Наклоны в разные стороны)
— Он их вертит, он их крутит
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем).
Вернёмся к нашей берёзке.
— Где у берёзы ствол?
Найдите самую широкую часть ствола. Где она находится? (внизу).
-В каком месте ствол самый узкий? (наверху).
— Кто у нас самый сильный в группе?
Обними дерево и попробуй его выдернуть.
Не получается? А теперь попробуй выдернуть палочку. Легко?
— Почему же не получилось выдернуть дерево?
Дерево (берёза) стоит вертикально и крепко удерживается корнями в земле, поэтому берёза не падает.
— Как вы думаете, нужен ли деревьям снег? Зачем?
Давайте сейчас посмотрим на наши баночки с водой. И выясним, в какой из них вода более тёплая. Сравниваем: Чем глубже будет находиться ёмкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в ёмкости, стоявшей на поверхности сугроба. Вывод: Так зачем же снег деревьям? Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
Трудовая деятельность:
Давайте все вместе позаботимся о наших берёзках. Мы возьмём лопатки и укроем стволы деревьев снегом, чтобы они не вымерзли.
Молодцы! Очень славно потрудились. А теперь детвора, поиграть пришла пора!
Подвижная игра «Два мороза».
При помощи считалки выбираются «морозы», 2 человека. Остальные дети находятся на небольшом расстоянии от них. Можно вспомнить правила безопасности при проведении подвижных игр.
Морозы:
Мы два брата удалые,
Два мороза молодые.
Я – мороз — красный нос,
Я – мороз – синий нос.
Ну -ка, кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Дети: Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз.
После этих слов «морозы» догоняют детей. Кого они дотронулись, останавливается, «замораживается». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 человека. Они становятся новыми «морозами». Игра повторяется 2-3 раза.
Поблагодарить детей за работу.
Самостоятельная деятельность детей.
Дополнение:
Речевая игра «Снежные слова» (подбор однокоренных слов):
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют последнее «снежное» слово.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег).
С неба всё скользят пушинки – серебристые…(снежинки).
На деревья, на лужок всё снижается… (снежок).
Вот веселье для ребят – всё сильнее…(снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка – это девочка…(Снегурка).
На снегу – то посмотри, с красной грудкой…(снегири).
На какое слово похожи слова, добавленные вами? (Снег).
Подбор прилагательных и глаголов:
Снег – белый, пушистый, холодный; идёт, летит, падает, ложится.
Мороз – сильный, лютый, трескучий, суровый; трещит, кусает, рисует.
Зима – холодная, морозная, снежная; пришла, запорошила, злая.
Стихотворение о берёзе:
Стоит берёзка в пелеринке,
Звенит на ветках бахрома.
Чем легче, тем нежней снежинки,
Тем холодней стоит зима!
Дидактическое упражнение «Зимние слова».
Воспитатель называет слова, относящиеся к разным временам года. Если дети услышали слово, относящееся к зиме, они должны хлопнуть в ладоши один раз.
«Бывает – не бывает».
Не бывает зимы без… ( снега, сугробов, вьюг).
Зимой можно…(кататься на санках, лепить снеговика и так далее).
Нельзя зимой…(есть снег, ходить без шапки и так далее).
«Третий лишний».
1. Декабрь, зима , январь.
2. Снежки, лыжи, коньки.
3. Снежок, снеговик , снегирь.
4. Метель, коньки, снегопад.
Источник
Цикл наблюдений за берёзой
Елена Ерофеева
Цикл наблюдений за берёзой
Цель: Обеспечить ознакомление детей с деревьями нашего края — берёзой – духовным символом России.
Способствовать формированию элементарных представлений о деревьях, как части растительного мира.
Создать условия для развития познавательного интереса к природе нашего края, любознательности.
Содействовать воспитанию любви к миру природы России, желания наблюдать, исследовать, получать новые знания.
1. Берёза – наше дерево. Цель: Способствовать развитию умения
узнавать берёзу, отличать её от других деревьев, формированию представлений о том, что берёза — это дерево, оно растёт на нашем участке,
поощрять желание детей пройти по участку и найти это дерево, рассмотреть берёзу, обратить внимание на её красоту, полюбоваться красотой русской берёзы.
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
-Про что загадка?
-Вы догадались? (про берёзку).
-Поздоровайтесь с берёзкой.
— Берёза — это дерево или трава? (дерево)
-Посмотрите, есть ли это дерево у нас на участке?
— Какие ещё вы знаете деревья?
-Чем оно отличается от других деревьев?
— Берёза – низкое или высокое дерево?
-Предлагаю полюбоваться высоким светлым деревом с раскидистой кроной.
Люблю берёзу русскую
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застёжками,
С зелёными серёжками.
2. Что есть у берёзы. Цель: Создать условия для получения информации о строении берёзы, развития умения находить ствол, ветки, листья.
-Ребята, посмотрите на берёзку: какая она высокая, намного выше вас.
— Чтобы её рассмотреть, надо поднять голову.
-Что есть у берёзы? (ствол, ветки).
-Внизу, возле земли, виден у берёзы ствол, такого ствола нет у других деревьев, ствол можно погладить, обнять, прижаться к нему щекой, вокруг ствола можно водить хоровод, берёзу ещё называют «белоствольной».
-У берёзы красивые опущенные ветки.
— А на ветках что есть? (Листочки).
Всем берёза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят
3. Ствол берёзы. Цель: Способствовать формированию представления о том, что у берёзы есть ствол, у ствола есть корни, за счёт которых дерево держится и не падает.
-Посмотрите внимательно на дерево и найдите ствол, а Илья покажет его рукой.
-Какого цвета ствол берёзы? (белого цвета с чёрными пятнышками).
-Похож на сарафан.
— Ствол толстый или тонкий?
-Какой ствол по толщине? Карина, обхвати руками ствол дерева (если не может, то дети помогают ему, взявшись руками).
-Ствол толстый, широкий, круглый (или тонкий, узкий).
-Варя, потрогай кору дерева, какая она на ощупь шершавая или гладкая?
— Надавите на ствол: он твёрдый или мягкий? (твёрдый).
-Ствол высокий или низкий? (высокий).
«Её узнаешь по простой примете,
Нет деревца белей на свете!»
4. Ветки берёзы. Цель: Уточнить представления детей о частях дерева, обеспечить ознакомление детей с веточками берёзы, способствовать формированию умения наблюдать, сравнивать замечать изменения; воспитанию любви к природе.
-На чём растут листья у дерева? (на ветках).
-Ветки длинные или короткие?
— Попробуйте дотянуться до самой нижней ветки.
-Толстая она или тонкая?
-Длинная или короткая?
Наклонить нижнюю ветку и обследовать её вместе с детьми.
-Наверху ствола у берёзы много веток, растут они от ствола, от больших веток растут маленькие веточки.
-Какие они? (длинные, тонкие, чёрные).
-Некоторые ветки свисают и похожи на косички.
-Под ветками возле ствола можно встать, спрятаться от дождя, солнца — они как крыша над головой.
«Если б дали берёзке расчёску,
Изменила б берёзка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку».
5. Листья берёзы. Цель: Помочь детям обследовать листья берёзы, создать условия для познавательного интереса, вызвать желание поиграть с листочками.
Предложить детям посмотреть на листья.
-Где растут листья?
-Сколько на берёзе листьев? (много)
-Все они на ветках высоко над землёй.
-Найдите листочки берёзы возле её ствола, возьмите в руки, рассмотрите их поближе.
-Какие листья у берёзы? (маленькие, зелёные).
-Да, листья небольшие — меньше, чем ладошка, у каждого есть палочка – черешок.
-Спрячь, Катя, листочек в ладошках. Видно?
-Маленький, его не видно в ладошках.
Точно так же спрятать большой лист, чтобы дети поняли, что есть разные листья (большие, средние, маленькие).
Предложить обвести пальцем по краю листа. Какой он по форме?
— С одного конца они круглые, с другого — узкие, заканчиваются острым «носиком», края у листочка зубчиками.
-Хотите поиграть с листочками?
Игра – этюд: «Мы – листочки».
6. Берёза осенью. Цель: Способствовать воспитанию интереса детей к объектам природы, обеспечить развитие умения сравнивать берёзу в разное время года, показать малышам красоту берёзы осенью, способствовать развитию предпосылок наблюдательности, интереса к осенней красоте природы.
Предложить подойти к берёзе.
-Какое сейчас время года? (осень).
-А что случилось с нашей берёзкой? (листья на берёзе стали жёлтые).
-Это осень постаралась и одела нашу берёзу в разноцветный наряд. Листья на берёзе жёлтые, красные, оранжевые.
-Нравится вам берёзка в таком наряде?
— Берёзой можно постоянно любоваться, она украшает наш участок.
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Жёлтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
-Найдите под деревом жёлтые, красные, зелёные листья.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
7. Берёза зимой. Цель: Способствовать формированию умения различать и называть по внешнему виду берёзу зимой, о приспособлении особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов природы, вызвать чувство восхищения живым деревом, содействовать воспитанию желания защищать и оберегать природу.
-Наступила зима, холодно, выпал снег, что стало с берёзкой?
(предполагаемые ответы воспитанников).
-Зимой берёза не замерзает, она живая, но находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно, мало света, вместо воды – это снег. В морозные дни ветки деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу лопатой, не наезжать на них санками. А сейчас на веточках берёзы лежит снег.
На пушистых ветках
В сонной тишине,
И горят снежинки
8. Берёза весной. Цель: Обеспечить ознакомление с берёзой весной, создать условия для развития познавательного интереса.
— Скажите, какое сейчас время года? (весна).
-Как вы догадались? (Ответы детей).
-Посмотрите, на нашу давнюю знакомую — берёзку.
Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребёнку набухшие берёзовые почки – «домики листьев».
-Всю зиму спали листочки в этих домиках, теперь солнце пригревает, дерево просыпается, на веточках берёзы появились маленькие липкие почки, а из этих почек вырастают постепенно зелёные листочки.
-Посмотрите, на веточки, потрогайте осторожно набухшие почки.
Берёза, моя берёзонька,
Берёза моя белая.
Стоишь ты, берёзонька,
Возле деток миленьких;
На тебе, берёзонька,
Скоро будут — листья зелёненькие.
9. Берёза — живая, её надо оберегать. Цель: Способствовать воспитанию бережного отношения к живому дереву (берёзе, желание оберегать (не ломать ветки, не царапать кору).
-Как вы думаете, берёза живая? (Ответы детей).
-Наша берёза живая, как и мы с вами, она растёт, пьёт водичку (когда идёт дождь, из семян вырастает много берёзок.
-Если берёзу обижать, то ей так же, как и нам, будет больно.
-А ведь мы не хотим берёзе делать больно? (Не хотим).
-Скажите, можем мы поднять берёзу и перенести в другое место?(Нет).
-Почему нет? Правильно, наша берёза живая. Она растёт, а корни глубоко в земле. При помощи их она питается.
-Ей нужна вода. Где она берёт воду? (дождик льёт, она пьёт эту воду).
-Без воды берёзка засохнет.
-Берёзу надо оберегать: не стучать по стволу, не ломать ветки, не царапать кору.
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
Цикл наблюдений на прогулке поздней весной (фотоотчёт) Весной просыпается, влечет к себе и воодушевляет. Наблюдать за изменения в природе весной легко, приятно и радостно. И задача любого воспитателя,.
Цикл наблюдений за живой елью зимой в младшей группе В зимний период, в канун Новогоднего праздника и каникул, в своей младшей группе «Сказка»для ребят мною были организованы цикл наблюдений.
Дневник наблюдений за погодой Дневник наблюдений за погодой. Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Ежедневно на прогулке мы с.
Источник