Как не провалится под снег
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU
Автор: Олег Малышев, г.Усть-Каменогорск
Передвижение по снегу в горах
“По воде аки посуху…»
В этой статье речь пойдет не о страховке на снегу, и не о лавинной опасности. Речь пойдет о куда более простых вещах, но, тем не менее, эта тема почти совсем не затронута в литературе. Эта статья именно о движении, точнее о ходьбе по снежным склонам и снежным полям.
Те, кто много бывает в горах, наверняка видели такую картинку: идет по снегу опытный альпинист, а следом идут новички. И вот, инструктор идет, не проваливаясь, ну или очень редко проваливаясь, а новички проваливаются по пояс на каждом шагу. Может быть, инструктор намного легче или размер обуви у него приближается к лыжам? Да нет. Может быть, играет роль, то, что он идет первым? Да нет, можно поменять их местами, просто тогда инструктору придется уйти с уже проложенной траншеи. Или другой пример: почему-то за опытными альпинистами идется по ступеням легко и удобно, а за каким-нибудь новичком все идут, проваливаясь и с матами. Конечно, и среди опытных альпинистов встречаются люди, которые проваливаются в снег достаточно часто, но это, как правило, или очень массивные люди (может быть просто под неподъемным рюкзаком) или люди, плохо адаптирующиеся к новому и неизвестному. Ведь технику хождения по снегу не преподают ни в одном учебном заведении, да и в альплагерях, лично мне не доводилось присутствовать на таких занятиях. А жаль! Это помогло бы сэкономить очень много сил, времени и нервов у очень многих людей, на очень многих восхождениях и подходах.
Собственно вопрос проваливания в снег встает, конечно, не всегда. Если под Вами плотный фирн или замерзший утром наст — провалиться не получится, даже если очень захочешь. Но вот, когда наст к полудню подтаял и напитался влагой…!
Опять же, если Вы идете по пушистому свежевыпавшему снегу или по полностью раскисшему и превратившемуся в снежную кашу, то не проваливаться сможет только привидение или человек который туда не пойдет. Так что, говорить можно только об одной категории снега, о снеге, покрытом корочкой смерзшегося наста. Кстати, мне кажется, такой снег встречается чаще всего в районах базовых лагерей и на маршрутах с южной или юго-восточной экспозицией. Хотя говорить, что такого снега не бывает где-нибудь под северной стеной Хан-Тенгри, было бы слишком самонадеянно. Все зависит от времени года и от климатических условий.
Сама структура снега под коркой наста бывает очень разной. Это может быть кристаллический снег, состоящий из ледяных шариков. В нем нога совершенно не находит опоры и утрамбовать его бывает проблематично. Это может быть мокрая снежная масса, которая сразу охватывает ногу сапогом и спекается так, что иногда бывает сложно даже извлечь ногу самостоятельно. Это может быть чуть влажный плотный снег, который легко трамбуется и формируется в ступени и так далее. Все это должен видеть и понимать альпинист идущий по снегу и техника прохождения во многом зависит от этого. Но, собственно задача исследования типов снега в этой статье не ставилась. Это скорее материал для солидной диссертации, поэтому ограничимся вышесказанным.
Когда Вы выходите на снег, по его внешнему виду, Вы должны уже предварительно оценить, как необходимо передвигаться. Конечно, если у Вас есть снегоступы, то нет проблем. Но, почему-то, чаще всего снегоступов не бывает, и приходиться каким то образом преодолевать этот снег. Сразу приведу несколько советов:
- Всегда используйте дополнительные точки опоры, например лыжные палки или ледоруб.
- Избегайте передвижения по самому низкому месту снежной лощины, цирка, мульды. Там снег пропитывается влагой быстрее и соответственно быстрее начнет проваливаться. Лучше передвигаться по склону и лучше по тому, который был позднее освещен солнцем.
- Не наступайте на снег рядом с выступающими камнями. Камни прогреваются быстрее и снег возле них подтаивает. Больше того, провалившись в снег рядом с камнем, Вы рискуете получить травму или очень прочно застрять.
- Не наступайте на засыпанные снегом кусты и карликовые деревья. Под снегом там могут быть пустоты, да и ногу, запутавшуюся в ветках, бывает трудно освободить.
- Если снег уже почти не держит старайтесь передвигаться скользящим шагом.
- Не наступайте на подозрительный участок сразу, сначала попробуйте слегка нагрузить его.
- Старайтесь не останавливаться на ненадежных участках.
- Не вставайте рядом с другим участником, объединенного веса снег может не выдержать.
- Всегда сохраняйте дистанцию при движении.
- Если Вы услышали под снегом журчание воды, постарайтесь обойти это место.
- Если Вы почувствовали, что снег проваливается при опробовании, несколькими последовательными нажатиями попробуйте утрамбовать снег, предварительно продавив его на небольшую глубину.
- Не ставьте ногу рядом с глубоким провалом, попробуйте обойти его.
- Если обойти провал невозможно, надо, осторожно спустившись в него, постараться максимально благоустроить провал. Обрушая снег со стенок провала, и утрамбовывая его, уменьшите его глубину. Ближе к краям провала организуйте ступеньки для удобства идущих за Вами.
- При выходе из провала на наст, постарайтесь опираться на палку.
- Если Вы провалились, попробуйте, положив палку или ледоруб на снег и опираясь на него вытащить ногу. Если нога застряла, не пытайтесь раскачиваться или сгибать и разгибать ногу в колене. Этим Вы только утрамбуете снег вокруг ноги. Если Вы оттянете носок, как будто встаете на цыпочки, Вам будет намного проще вытащить ногу. Всегда тяните ногу прямо вверх. Очень много зависит от того, в какой Вы обуви. Если на Вас легко снимающаяся обувь типа сапог или кроссовок, то проще выдернув из них ногу, потом откопать обувь.
- Без крайней необходимости не снимайте рюкзак. Надевая рюкзак рядом с провалом, Вы почти неизбежно провалитесь опять.
- Если уж провалы неизбежны, снег не держит совсем, то остается только два варианта или ползти или тропить, проминая снег впереди себя.
- Не тратьте время на вытряхивание снега и выливание воды. Это можно сделать на твердом месте.
- Если где-то видна тень, постарайтесь уйти туда. Возможно там снег еще (или уже) держит.
- Рассчитывайте время так, чтобы проходить снежные участки утром или через пару часов после того, как на участок упала тень.
- Никогда не используйте ступени, по которым поднимались для спуска, если собираетесь подниматься снова.
Теперь собственно о самой технике ходьбы. По обычной поверхности человек передвигается в соответствии с физикой движения. То есть, он по инерции наклоняется вперед, как бы падает, и, чтобы избежать падения выставляет вперед ногу. При этом нагрузка на опорную поверхность ноги распределяется крайне не равномерно. Вектор нагрузки направленной к опоре перемещается от пятки к носку, то есть нагрузка поочередно прилагается к нескольким точкам под Вашей стопой и достигает максимума, когда Вы уже добавили момента движения, отталкиваясь носком, но еще не перенесли вес тела на другую ногу. Именно в этот момент, как правило, происходит разрушение ступени на склоне. Больше того, если обратить внимание на ступени, проложенные опытным альпинистом, то можно увидеть, что ступени располагаются на таком расстоянии друг от друга, что бы быть максимально удобными для наиболее невысокого участника, размер их соответствует самому большому размеру обуви у участников, поверхность ступени сформирована без наклона внутрь или наружу склона. А если ступени делал неопытный участник, то ступени имеют ярко выраженный наклон внутрь склона именно за счет того, что участник отталкивался носком, перенося на него вес тела. Это неизбежно приведет к деформации ступени и последующем ее разрушении следом идущими участниками. Опытный альпинист всегда постарается поправить такую ступеньку. Надо подтрамбовать ее, сгребая снег сверху и со стороны ступеньки. Кстати, это же относится и к глубоко проваленному следу на ровной поверхности. Просто засыпьте провал снегом, обрушив его с боковых сторон, и утрамбуйте его.
Для того, что бы понять, как же правильно двигаться по снегу, необходимо вспомнить такое простое и полезное упражнение как «пистолетик», то есть приседание на одной ноге. Так вот, правильное движение по снегу очень напоминает это упражнение. Человек сначала ставит впереди себя ногу, сразу на всю стопу (шаг при этом должен быть намного короче обычного), затем переносит на нее вес тела, затем нога выпрямляется (выпрямление ноги происходит за счет тех же мышц, которые участвуют в «пистолетике») и только затем вперед выносится другая нога, ставится всей ступней на снег и все повторяется. Инерционный наклон тела, конечно, присутствует, но уже не играет такой негативной роли, за счет того, что вся стопа уже полностью соприкасается со снегом и вектор нагрузки не перемещается от пятки к носку. То есть, вес тела всегда распределен на всю поверхность стопы и, соответственно, уменьшилось давление на единицу поверхности снега. Как следствие, уменьшился и риск проваливания в снег. Еще более эта техника необходима при подъеме по снежным ступеням, там это еще более похоже на «пистолетик». Просто ставите ногу на всю стопу на следующую ступеньку и выходите на этой ноге. При этом ступенька не только не разрушается, но и еще лучше утаптывается.
Но стоит только, забыть о правильной технике и оттолкнуться носком, как ступенька приобретает наклон внутрь склона и следующий участник может просто разрушить ее.
Конечно, сначала такая техника кажется не совсем удобной и физиологичной, но человек, понявший главные ее принципы, довольно быстро привыкнет к ней и, можете мне поверить, испытает немало приятных и веселых минут, пройдя спокойно рядом с барахтающимися по пояс в снегу новичками (но не забудьте потом научить их!). Кстати, хорошая высотная обувь, типа пластмассовых мыльниц, очень способствует именно такой ходьбе, так как несколько ограничивает подвижность голеностопа.
Я буду очень рад, если эта статья поможет кому-то научиться ходить по снегу и полюбить снег.
Источник
Как не провалится под снег
Известно, что с давних времен покрытые зимой льдом реки и озера использовались людьми для передвижения.
Понятно, что идти на лыжах по свободным от растительности руслам рек, поверхностям озёр и болот намного легче и проще, чем двигаться по густому лесу с глубоким и рыхлым снегом. Долины рек и пространства озёр и болот упрощают путь, но могут являться источниками опасности. Чаще всего такая ситуация может возникнуть не только при прохождении лыжного маршрута. Похожие случаи могут быть в горных и пешеходных походах (и не только в межсезонье), на водных и даже велосипедных маршрутах. Несчастные случаи на таких участках чаще всего происходят по той причине, что люди не знают элементарных правил поведения на льду.
Все предлагаемые Вам советы и рекомендации по обеспечению безопасности при движении по льду рек и водоёмов, можно разделить на две группы:
1. Как не провалиться под лед:
а) подготовка перед походом
б) движение по льду
2. Если же Вы провалились под лёд то, как выбраться из ледяной купели и избежать неприятных для здоровья последствий после этого купания.
а) если провалились Вы
б) если Вы спасаете товарища, провалившегося под лёд
Итак, Вы знаете, что на маршруте Вам неоднократно придётся выходить на покрытые льдом реки и озера. Наиболее часто в лыжных походах встречаются две тактические задачи при движении по скованным льдом поверхностям рек и внутренних водоёмов:
а) переправа через покрытую льдом реку, залив озера или замерзшее болото — в этом случае данный участок реки или водоема представляет собой типичное локальное препятствие (ЛП).
б) длительное движение по льду озера, замёрзшего болота или русла реки (об особенностях движения по океаническим льдам, как по оптимальному участку местности — очевидный случай протяженного препятствия (ПП).
Можно выделить следующие объективные, потенциально опасные участки на скованных льдом поверхностях рек и внутренних водоёмов: прибрежная кромка льда, устья естественных притоков (истоков из водоёмов), места выхода подземных вод (ключи), торчащая изо льда растительность и посторонние предметы, места с быстрым течением, открытые (прикрытые снегом) трещины, разводья, полыньи, «пропарины» (скрытые под снегом и «парящие» в холодную погоду полыньи, их можно распознать по «парению» над ними более тёплого воздуха), места сливов сточных вод, плотины, опоры мостов и другие технические сооружения.
Субъективные опасности в основном являются следствием недостаточной подготовленности путешественников, ошибок в подборе снаряжения, а также неправильных действий во время нахождения на потенциально опасных участках.
Основную опасность здесь представляют участки с тонким (не выдерживающим вес человека) льдом, попав на которые путешественники могут провалиться в воду и утонуть, а выбравшись из воды, замёрзнуть или получить переохлаждение.
Для безопасного движения по замёрзшим рекам и водоемам покрывающий их лёд должен иметь определённую прочность, обеспечивающую его надёжность.
Ненадежным лед может быть по двум причинам:
а) просто недостаточно толстый;
б) при относительно большой толщине он потерял свои прочные свойства (это происходит в начале зимы или при оттепели).
Как правило, чем толще лед, тем он надежнее, например:
— лёд толщиной в 6 см безопасен для движения одного лыжника общим весом до 100кг;
— при 8 см – для группы в 3-5 человек с рюкзаками ( ?20кг), идущую с интервалом 3-4м;
— при 12 см — для группы 6-8 человек с рюкзаками ( ?30кг), идущую с интервалом 2-3м;
— при 26 см – для легкового автомобиля и т. д.
Конечно, бывают случаи, когда рыболовы выходят на лёд толщиной 3см, но это уже похоже на ситуацию с перебеганием дороги перед идущим поездом…
Прочность открытого от снега льда можно ориентировочно оценить визуально:
1. наиболее прочен прозрачный лед с синеватым (зеленоватым) оттенком. Но ходить по нему можно лишь тогда, когда проверена его прочность. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, — это означает, что лед тонкий, и по нему ходить нельзя.
2. во время оттепели лед становится белым или матовым, иногда приобретает желтоватый оттенок (особенно в устьях рек). Такой лед менее надежен;
3. толщину открытого, прозрачного льда можно оценить по размеру трещин пронизывающих массив льда — они менее прозрачны;
4. не следует выходить без крайней необходимости на весенний пористый, игольчатый лед – он ненадёжен! Внешне такой лёд выглядит как фирновый снег — белый пузырчатый, шершавый, легко колется топором, на срезе видна игольчатая структура.
Неравномерное замерзание. Во-первых, водоемы замерзают неравномерно. Для рек это очевидно – в Восточной Якутии, во время зимнего похода, при среднесуточных температурах ниже 30 градусов мороза мы видели незамерзшие реки. Но и на озерах существуют свои течения и проблемные места. Например, бьет где-нибудь в глубине озера источник. Предположим, вода в нем обычная, холодная, подземная. Градусов 8 тепла. Летом такие места хорошо чувствуются, когда плаваешь. А зимой, тот самый холодный источник несет… тепловой поток, и лед над ним тоньше, так как замерзает позже! Такие холодные источники намного опаснее теплых стоков, или источников, над которым часто льда нет совсем. Их видно издалека. Утоньшение же над холодным потоком не видно, и проваливание под лед становится очень неприятным сюрпризом.
Маскировка снегом. Вторая опасность – «маскировка снегом». Лед, как правило, покрыт снегом, и часто покрыт неравномерно. Что там под снегом не ясно. Снег может скрыть не только тонкий лед, что очевидно, но и небольшую полынью или трещину. Лед у нас, к сожалению, устанавливается зимой, когда световой день короток. Часто едешь по льду уже в сумерках, когда не понятно, почему снег впереди имеет иной оттенок? Может быть он подмочен водой? Или, наоборот, снега так мало, что видится голый лед? Словом, промоину под слоем снега разглядеть и распознать непросто.
Ветер. Самый главный враг льда (на больших водоемах) не тепло, а ветер. Вообще известно, что несущая способность льда заметно зависит от температуры. Иными словами при одинаковой толщине льда при минусовой температуре воздуха и плюсовой он может выдержать разную нагрузку. Понятно, что при минусе эта нагрузка больше, и езда по льду становится безопаснее. Но ветер… Ветер особо опасен на больших водоемах, особенно тех, что замерзают не полностью. Тогда имеет место быть такой процесс – на незамерзшем пространстве ветер разгоняет волну, которая доходя до кромки льда, разламывает ее. Представьте себе картину – едете вы по бескрайнему ледяному полю, и вдруг оно прямо у вас под ногами разбивается на десятки огромных льдин и ледяных полей…
Например, популярная в среде велосипедистов перемычка между Карельским перешейком и островом Коневец. Это место на Ладоге часто замерзает быстрее, чем открытые пространства озера к югу и северу от острова. Получается как бы ледяной мост с острова на материк шириной в десяток километров. Часто бывает, что штормовой ветер, дующий вдоль берега Ладоги, ломает и уносит «мост» в озеро. Важно в этот момент не находиться на нем.
Вода на льду. Опытные люди советуют не выходить на лед, если на нем вода. Строго говоря, я несколько раз нарушал данное правило, так как некуда было деваться. Один раз, возвращаясь с Коневца, другой раз – ехал, чуть ли не по ступицы в воде по Ивенскому Разливу. Обратил внимание на такой аспект: если вода на льду «молодая» и холодная, например, только что высочившаяся из подо льда по каким-то причинам, то ехать еще можно. Вот если вода «старая», которая уже растопила весь снег на льду, которая начинает съедать верхнюю корочку льда – вот это довольно опасно. Но никуда не денешься, если лед под водой, а ты на острове. Хочешь – можешь не ехать. Лед сойдет полностью за недельку-другую, может рыбаки какие приплывут…
Температура. В сети можно встретить такие цифры, что «прочность льда на изгиб при температуре 0°С в 10-12 раз меньше, чем при температуре минус 5°С». Врут, наверное. Но то, что лед на морозе держит лучше, это факт.
Берег. Говоря простым языком, берег – это концентратор напряжений в ледяной пластине. Ну, судите сами – замерзло ледяное поле, скажем, на морском или озерном берегу. Вода остывает медленнее суши, медленнее и нагревается. Волны и ветер колеблют ледяное поле, а берег неподвижен. Снег выпадает слоем на лед, лед немного притапливается, а берег как стоял, так и стоит. У берега появляются трещины и изгиб льда. Как бывает на реке? Лед становится, когда воды в реке больше, чем в тот мо
Источник