Исследовательский проект «Что такое снег?» для детей 3–4 лет
Савина Елена Игорьевна
Исследовательский проект «Что такое снег?» для детей 3–4 лет
МАДОУ МО г. Нягань. «Детский сад №10 «Дубравушка.
Актуальность: Все дети любят зиму за новогодние праздники.Нравятся им зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, лепку снеговиков. Но никто не задумывался, откуда и почему идет снег. Какими свойствами он обладает. Для того чтобы понять и узнать свойства снега, ребенок должен наглядно увидеть это. Чтобы предоставить детям такую возможность, необходимо провести опыты, наблюдения, где они узнают, что такое снег, откуда берется иней, почему снег согревает землю.. Проект «Белый снег пушистый…» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Объект исследования: снег
Предмет исследования: физические свойства снега
Новизна проекта: новизна заключается в самом проектировании, так как ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих обучающихся и их родителей.
Возрастная группа: 3-4года
Вид проекта: исследовательский
Тема проекта: «Что такое снег…»
Цель проекта: исследовать, что такое снег, изучить его свойства, узнать, что связано со снегом в нашей жизни.
1. Знакомить детей со свойствами снега, что такое снег и какой он (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый)
2. Учить проводить опыты по результатам делать выводы (в тепле снег тает и получается вода, определить чистоту снега, что иногда снег лепится, а иногда нет, когда и откуда падает снег, сравнить снег и лёд).
1. Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
2. Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
3. Воспитывать любознательность, логическое мышление.
1. Развивать познавательные процессы в процессе исследовательской деятельности (память, внимание, воображение)
2. Развивать речь детей, обогатить её описательными прилагательными
3. Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
4. Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.
Описание проекта: Что такое снег? Снег — это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов — чистые, хрупкие, сверкающие. Снежинки, как дождь, тоже падают из туч, но только образуются они совсем не так, как дождь!. Все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно. Снег идет, снег идет Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. Из снега вы, ребята, легко можете слепить снеговика. А вот скульпторы могут лепить из снега просто фантастические вещи. Попробуйте, может и у вас так получится. Мир вокруг нас необыкновенно удивителен. Давайте вместе находить волшебство в привычных для нас вещах, давайте учиться видеть красоту и чувствовать её в своей душе. Поймайте на ладонь снежинку, рассмотрите её. Какой великий волшебник смог создать столь совершенную форму? Маленькое чудо – на
вашей ладошке. Раз – и нет его. Ладошка тёплая –вот снежинка и растаяла Посмотрите вокруг: как красиво! .
Источник
Почему снег белый: пояснения, интересные факты
Почему снег белый: Pixabay
Мороз, вьюги, снегопады — все это зима. Одни любят это время года, другие — нет, но никто не поспорит, что зима прекрасна. Наверное, каждый хоть раз задавался вопросом, почему снег белый. Интересно узнать, из чего он состоит и как формируется? Давайте разбираться.
Почему снег белый: пояснения
Этот вопрос чаще интересует маленьких детей, ведь взрослые уже привыкли к тому, что снег не красного, зеленого или черного, а белого цвета.
Чтобы узнать ответ, нужно выяснить, из чего состоит снег. Еще в школе нам рассказывали, что снег — это застывшая вода. Маленькие кристаллы льда образуются из водяных паров в атмосфере.
Почему снег белый: Nur.kz
Как появляются снежинки? Из водяных паров выходят совсем крошечные кристаллики. Спускаясь на землю, они сталкиваются с себе подобными, приклеиваются и образуют снежинки. Все они формируются по-разному, поэтому и снежинки получаются с замысловатыми узорами.
Стоп. Если снег получается из воды, тогда он должен быть прозрачным? Решить задачу поможет объяснение того, почему мы видим белый цвет. На самом деле человеческий глаз видит тот или иной цвет в зависимости от того, как предметы отражают или поглощают лучи. Солнечный луч содержит все цвета радуги.
Белый цвет видим, когда предмет отражает полностью все световые лучи. Уже подходим к ответу, почему снег белый. Секрет в том, что снежинок много, за счет этого и происходит отражение. Если на руку попадает одна снежинка, то мы видим ее прозрачной. Если их много — белыми.
Вот описание того, как образуется снег и почему он белый:
- снежинки сформированы из кристаллов различной формы;
- ложась на землю, кристаллы смешиваются;
- свет проникает сквозь кристаллы, которые отражают его и возвращают назад;
- в результате видим снег белым.
Почему снег белый: Pixabay
Вот такое незамысловатое объяснение. Но бывает же снег и других цветов. Иногда наблюдаем серые, черные и даже желтые осадки. Это происходит из-за примесей в атмосфере: выбросов предприятий, пыли, песка.
Бывает также красный снег. При низких температурах на снежном покрове разрастается водоросль хламидомонада. За счет пигмента астаксантина в составе она окрашивает осадки в красный цвет. Есть и другие водоросли, придающие зеленые, желтые и голубые оттенки снегу.
Интересные факты о снеге и снежинках
Снег и лед в природе прозрачного цвета, но теперь вы знаете, почему осадки кажутся белыми. Кстати, обычно думаем, что лед прозрачный, поскольку он пропускает солнечные лучи. Как повезло, что в родных широтах можем наблюдать такие прекрасные явления, ведь добрая половина населения Земли никогда не видела снега.
Уже выяснили, из чего состоит снежинка, но интересно узнать, как получается ее уникальная форма. Вот какими бывают снежинки:
- Звездочки. Образуются в облаках с большим количеством влаги и температурой –15 °С.
- Пластинки. Шестиугольники без лучиков получаются в более сухих облаках.
- Столбики. Форма похожа на карандаш. Как образуются снежинки такого вида? Высоко при очень низкой температуре.
- Снежные хлопья. Образуются при слипании снежинок во время падения на землю.
Существует миф, что одинаковых снежинок не бывает. Так вот физик Кеннет Либбрехт доказал, что при одинаковой температуре и влажности получаются «однояйцевые» снежинки. Их форма меняется уже во время падения.
Вот интересные факты о снеге и снежинках:
- Снежные гиганты. Средняя снежинка имеет диаметр 5 мм. В 1887 году в Монтане зафиксировали снежинку диаметром 38 см.
- Японский музей. В Японии открыт музей снежинок. В пещерах из снега увидите снежинки, узоры которых запечатлены на снимках. Здесь проводят концерты артистов.
- Теплые иглу. Дома из снега теплые, поскольку это отличный теплоизолятор. Когда на улице — –45 °С, то в доме — +15 °С.
- Боязнь снега. Существует хионофобия, при которой люди боятся снега и вьюги из-за вероятности аварий.
- Скрип снега. Чем сильнее мороз, тем выразительнее скрип снега при ходьбе. Причина в том, что под весом человека кристаллики ломаются, создавая подобный звук.
- Другие планеты и снег. Оказывается, снег есть на Марсе и Титане. Правда, в первом случае осадки состоят из углекислоты, во втором — из метана.
Почему снег белый: Pixabay
Только представьте, что в одном кубометре снега содержится от 300 миллионов снежинок. Интересно, что падающая на поверхность воды снежинка, издает приятный для рыб звук, но люди этого не слышат. Вот такие невероятные факты о снеге.
Привыкая к природным явлениям, люди забывают восхищаться их красотой и первозданностью. Чаще смотрите на небо и ловите снежные хлопья в ладони!
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Источник
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда появляется снег?»
Яна Лазарева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда появляется снег?»
ТЕМА: Откуда появляется снег?
ЦЕЛЬ: Формирование у детей научно-познавательного, и практически-деятельностного отношения к окружающей среде, и своему здоровью.
ЗАДАЧИ: — Формировать представление о природных явлениях и их взаимосвязях.
— Формировать представление детей о снеге, его свойствах;
— Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы.
— Активизировать и обогащать словарь, вводить слова, обозначающие качества: шестиугольник, кристалл, микроскоп, чистый, грязный.
— Развивать интерес, любознательность при проведении экспериментальной деятельности.
— Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.
ВОЗРАСТ: 5-6 лет.
ОБОРУДОВАНИЕ: Капелька воды (картон/мягкая игрушка, шестиугольники на магнитах, листки со схемой снежинки, шарики из цветной бумаги, клей, изображения снежинок, белая глубокая тарелка, уличный снег.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Дети садятся за столы, воспитатель приветствует всех.
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Давайте посмотрим за окно, и определим, какое сейчас время года (дети отвечают — зима). А как вы узнали, что сейчас зима (на деревьях нет листьев, очень холодно, кругом лежит снег, утром – темно, и т. д.). Ребята, а вы знаете, откуда появился снег (падает с неба, из облаков/туч; обязательно выслушать все варианты). Вы молодцы, что замечаете, откуда падает снег, но знаете ли вы, как он получается в облаке или тучах? (слушаем варианты, выбираем три или четыре самых интересных). А хотите узнать, кто из вас был прав? (Дети отвечают, что да). Тогда нам поможет наша гостья. Посмотрите на стол, кто там сидит? (Дети видят капельку воды, называют ее).
Капелька: Здравствуйте ребята! Я очень долго шла к вам в гости, и наконец-то добралась, вот только на улице стало так холодно, что теперь я не знаю, куда исчезли все мои сестрички.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем капельке найти ее сестер. Но для этого нам нужно будет отправиться в необычное путешествие, в облако. Вы готовы? (Дети говорят, что да). Тогда следуйте за мной.
Воспитатель и дети, выходят из-за столов, расправляют руки, показывая крылья как у самолета, и сначала медленным шагом, постепенно увеличивая темп, проходят несколько кругов и возвращаются за столы.
Воспитатель: Ребята мы прилетели с вами в самый центр облака, (потирая плечи) вам не кажется, что здесь как-то холодно? (дети говорят что да). Как думаете, с капелькой здесь может, что-то случиться? (дети отвечают, что она может замерзнуть). Правильно! (воспитатель берет в руки картонный шестиугольник с магнитом с обратной стороны, и показывает детям, что капля стала твердой). Смотрите, наша капелька настолько замерзла, что перестала быть похожа на саму себя, и я не могу ничего с ней сделать. Как думаете, во что она превратилась? (Дети отвечают, что в лед).
Капелька: Правильно ребята, я стала маленьким кристаллом льда. Мои края стали очень твердыми, и я больше не могу изменить форму. Посмотрите, на какую фигуру я стала похожа? (Дети говорят, что на шестиугольник). Правда? Давайте проверим, и посчитаем, сколько все-таки у меня углов (дети вместе с капелькой считают углы вслух, убеждаясь в том, что их шесть). Но если я стала такой, как же теперь меня узнают мои сестрички-капельки.
Воспитатель: Не расстраивайся, Капелька. Твои сестрички узнают тебя, потому что теперь ты стала такой же, как и они. Посмотри… (воспитатель прикрепляет шестиугольник к магнитной доске, и аккуратно достает еще несколько таких же шестиугольников). Твои сестрички сами тянуться к тебе. (воспитатель соединяет шестиугольники между собой)
Капелька: Как здорово! Но почему это происходит? Ребята, вы знаете почему? (выслушиваем варианты ответов детей).
Воспитатель: Давайте я вам расскажу, но для начала. Ребята, давайте встанем со своих мест и возьмемся за руки, только очень-очень крепко. (встают в круг, крепко берутся за руки). А теперь давайте попробуем пойти вместе со мной в ту сторону, в которую пойду я. (делают несколько круговых проходов, можно разъединиться в змейку, и предложить детям ходить, повторяя рисунок змейки). Ребята, почему наша змейка/хоровод, не развалился? (потому что мы держимся за руки). Как думаете, а капелька может со своими сестрами держаться за руки? (выслушать варианты). На самом деле, у капелек нет рук, но они держаться тоже очень крепко. Хотите узнать, как у них это получается? (Да) Давайте рассмотрим нашу замерзшую капельку поближе.
(Воспитатель снимает шестиугольник с доски, и предлагает детям рассмотреть его получше. Дети замечают внутри шестиугольника черную точку).
Воспитатель: Эта черная точка – маленькая частичка пыли. Она настолько маленькая, что мы не сможем увидеть ее без специального прибора. Вы знаете, как он называется? (Выслушать варианты). Правильно – микроскоп. Итак, эта маленькая частичка пыли, вмерзшая в капельку становится как магнит, и начинает притягивать к себе такие же маленькие льдинки с частичками пыли, для того чтобы собрать одну красивую и не повторяющуюся по-своему рисунку – снежинку. (Воспитатель вывешивает на доску фотографии различных снежинок). Посмотрите, какими разными они бывают. Какая вам нравиться больше всего? А почему? (выслушать варианты ответов). А давайте сейчас вы попробуете угадать, сколько нужно вот таких льдинок (показывает на шестиугольник, чтобы получилась одна снежинка. (выслушать варианты ответов). На самом деле, ребята, для того, чтобы получилась одна такая маленькая снежинка, нужно 6000 таких льдинок. Как думаете, это много? А давайте сейчас мы вернемся из облака за столы, и каждый из вас сделает свою снежинку.
(Дети возвращаются за столы, воспитатель раздает заготовки для аппликации)
Смотрите, у вас на листочке, нарисована снежинка, льдинки которой еще не встретились друг с другом. Давайте сейчас возьмем клей, и каждый наклеит шарики так, чтобы получилась его снежинка. (Пока дети клеят за столами, воспитатель демонстрирует примерную модель снежинки на доске).
Когда дети заканчивают клеить снежинки, можно предложить им в качестве завершения занятия, провести эксперимент, и проверить насколько чистый снег.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, снег чистый? (варианты ответов) А давайте сейчас проверим.
Воспитатель вносит в группу белую тарелку, в которой уже лежит немного подтаявший снег.
Ребята, давайте внимательно посмотрим, что происходит со снегом? (тает) И чем он становится? (водой) А вода какая? (варианты ответов). А давайте внимательно посмотрим на края тарелочки. Что с ними не так? (они грязные). Так значит снег, когда тает, становиться чистой водой, или грязной? (грязной)
Давайте вспомним, что мы узнали за это занятие:
— Из чего состоит снег?
— Как получается льдинка для снежинки?
— Много ли нужно льдинок для одной снежинки?
Источник