- Как определить толщину льда разными способами
- Как определить толщину льда по внешним признакам
- Как измерить толщину льда и как по нему правильно ходить?
- Как определить прочность льда?
- Признаки тонкого и прочного льда
- Какие опасности присущи зимней рыбалки или как определить прочный лед
- Опасности в зимней рыбалке
- Как проверить толщину льда
- Что спасет, провалившись под лед
- Как узнать, когда лед безопасен
Как определить толщину льда разными способами
Толщина льда на водоемах – серьезнейший фактор выживания и пешеходов, и водителей. Предлагаем несколько советов, как определить толщину льда и избежать трагедии.
С наступлением зимы российские реки, пруды и озера покрываются ледовой коркой. Замерзает также ряд морских участков, не считая побережья Северного ледовитого океана. Однако постепенно теплеющий климат делает переправу даже зимой в очень многих местах откровенно опасной для жизни.
При этом прочный ледяной покров образуется при температуре от 10 градусов мороза и ниже. Причем, этот температурный показатель должен удерживаться не менее десяти дней.
Чаще всего в группу риска, кто рискует провалиться под ледяную корку, входят дети, рыбаки и жители населенных пунктов, использующих ледяную поверхность в качестве переправы – пешей и с использованием технических средств.
Если Вы – рыбак, то Вам намного проще произвести замер. Ведь, помимо рыболовных снастей, мясных консервов для перекуса на рыбалке, а также портативной газовой горелки и зимней палатки для разогрева консервированного супа или готового второго блюда у Вас всегда с собой будет ледобур. С ним на конкретно взятом участке измерение будет с точностью до сантиметра.
И, тем не менее, существуют ориентиры, дающие основания предполагать надежность или, наоборот, — опасность толщины льда. Однако – это лишь ориентиры! Они не могут служить точным свидетельством! И, вот, почему.
Как определить толщину льда по внешним признакам
Перед тем, как начать прикидывать примерную толщину льда, прежде всего, проанализируйте погоду, стоявшую в последние дни. Соотнесите эти показания также с датой. Ясно, что на этапе начала ледостава, а также в оттепель и ранней весной структура ледяной корки будет ненадежной.
Ледяной покров голубого оттенка – прочный. Белый имеет прочность вдвое меньше. Серый и желтоватый оттенок, пористая структура говорят о том, что обрушение происходит внезапно – даже без предварительного треска.
Затем внимательно осмотрите водоем, стоя на берегу. Для прочного и толстого покрова характерна гладкость и однородность. Сугробы и обломки – серьезный повод усомниться в качестве ледового покрова.
На качество льда влияют скорость течения воды и ветра. Чем они сильнее, тем хуже и неравномернее застывает вода. Кроме того, скорость кристаллизации намного выше – у пресной воды, чем у соленой морской. Быстрее жесткой воды затвердевает мягкая.
Если в месте предполагаемой рыбалки или перехода водоема имеются свежие нахоженные тропы, значит, теоретически, риски – меньше. Тем не менее, спускаясь к воде, присмотритесь: наличие снежных сугробов в прибрежной зоне может говорить о нестабильности ледовой корки – она прочнее на открытых пространствах.
Как измерить толщину льда и как по нему правильно ходить?
Структура ледяного покрова – двухслойная. Верхний, чаще всего, — мутный. Нижний – прозрачный. По нему и ориентируются.
Для проведения замера сначала расчистите снег до ледяной тверди.
Затем возьмите ледобур и высверлите им лунку. Далее линейкой или рулеткой (в крайнем случае – палкой (обычной или лыжной) либо лыжей) проведите замер. Причем, в приоритете – рулетка. Она – компактная в переноске и на конце имеет загнутую часть, которой легко опереться в подводную кромку ледяной корки. Кроме того, прикинуть плотность можно и по ледяной крошке, оставшейся в шнеке ледобура.
Для более четкого понимания общей картины рекомендуется сделать несколько лунок.
Помните, что для одиночного пешехода плотность ледовой корки должна быть не ниже 7 см (в соленых водоемах – не менее 15 см), для подледной рыбалки – не менее 10 см. На устройство пешей переправы потребуется уже от 15 см, для организации катка и движения снегохода – от 12 см, для массового перемещения людей – от 25 см. Легковушку выдержит пласт в 20-30 см, джип или пикап – 30-38 см, грузовик – 55 см, фуру – 1 метр.
Не следует забывать также, что, чем выше вес, тем дальше следует находиться от обломанных и размытых краев и, в особенности, — от образовавшейся полыньи.
Даже при полной уверенности в безопасности передвижение группой следует производить на расстоянии 5 метров друг от друга. И, так сказать, — не в ногу, как в армии! Избегайте мест впадения стоков, кустов, камыша и, как уже сказано выше, — сугробов.
Источник
Как определить прочность льда?
В Центральном регионе настоящая зима обычно наступает как раз сейчас, в начале – середине декабря. В этом году погода характеризуется неустойчивыми температурами, а это значит, что, когда в средней полосе на водоемах появляется первый лед, его прочность может часто меняться
В Центральном регионе настоящая зима обычно наступает как раз сейчас, в начале – середине декабря. В этом году погода характеризуется неустойчивыми температурами, а это значит, что, когда в средней полосе на водоемах появляется первый лед, его прочность может часто меняться.
Если температура повышается даже на несколько градусов, плотность льда сразу же уменьшается. Это опасно. Чтобы лед выдержал человека, необходимо, чтобы его толщина достигала хотя бы 10–15 сантиметров. Безопасным лед считается при толщине 25 сантиметров.
Можно ли проверить, каков лед на озере или реке, не опасно ли на него вступать? Прежде всего любой человек, совершающий даже короткий переход по замерзшему водоему, должен иметь при себе палку. Ни в коем случае не проверяйте плотность льда ударами ногой – это может привести к моментальному провалу! Постучите по льду палкой: если под ней образовалась лужица воды, значит, лед недостаточно крепок. При появлении влаги сразу же покиньте место, на котором стоите, соблюдая меры предосторожности: скользя, не отрывая ступни ног от поверхности.
Прочность льда можно определить по его цвету. Если он имеет синеватый или зеленоватый оттенок, то это хороший, крепкий лед. Самый прочный лед – прозрачный. Если же он матово-белый или желтоватый, такой лед крайне ненадежен. Если подо льдом яма, то он будет казаться синим, прогибаться, но рушиться не будет.
Если вы идете по озеру или реке и видите участок льда без каких-либо следов – как будто до вас на этом участке никто не ходил, – стоит задуматься, почему так. Самое вероятное – в этом месте бьют родники, а следовательно, лед тонкий.
Однако лучше всего помогает определить прочность льда текущий прогноз погоды. Сотрудники МЧС России получают его от Гидрометцентра ежедневно и на его основе составляют свою картину по опасным ситуациям.
Следить за интересующими вас регионами можно на сайте МЧС, там мы даем информацию, которой не найти у синоптиков, – о толщине льда и об организованных ледовых переправах, то есть «коридорах» льда для пешеходов на водных поверхностях, по которым ходить можно со стопроцентной безопасностью.
Александр СОРОКИН, начальник отдела ГИМС Главного управления МЧС России по Московской области, главный государственный инспектор по маломерным судам
Источник
Признаки тонкого и прочного льда
Несоблюдение правил безопасности на водных объектах в осенне-зимний период может привести к трагическим последствиям.
Осенний лед в период до наступления устойчивых морозов — непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину.
Как правило, водоемы замерзают неравномерно, по частям: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине.
На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручей, в которых нет русла реки, подводных ключей) лед появляется раньше, чем на речках, где течение задерживает льдообразование.
На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке:
— безопасная толщина льда для одного человека не менее 7 см;
— безопасная толщина льда для совершения пешей переправы 15 см и более;
— проезд на автотранспорте следует осуществлять только по специально оборудованным переправам.
Прочным льдом является прозрачный лед с зеленоватым или синеватым оттенком.
На открытом бесснежном пространстве лед всегда толще.
Тонкий лед имеет молочно-мутный или серый цвет, обычно ноздреватый и пористый. Такой лед обрушивается без предупреждающего потрескивания.
Лед, покрытый снегом (снег, выпавший на только что образовавшийся лед, помимо того, что маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова).
Лед более тонок на течении, особенно быстром, на глубоких и открытых для ветра местах; над тенистым и торфяным дном; у болотистых берегов; в местах выхода подводных ключей; под мостами; в узких протоках; вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий. В местах, где растет камыш, тростник и другие водные растения.
Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости.
При переходе через реку пользуйтесь официальными ледовыми переправами.
Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды — это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
Источник
Какие опасности присущи зимней рыбалки или как определить прочный лед
Каждый выход на водоем, скрытый подо льдом, таит в себе опасность. Но однажды попробовав зимний лов, человек не может остаться дома, и пропустить рыбалку.
Опасности в зимней рыбалке
Заядлые рыболовы с особым рвением ожидают того дня, когда можно будет спокойно отправиться на рыбалку, взяв с собой снасти, бур для льда и усевшись ждать поклевки. Казалось бы, что сложного? Делай лунку и лови рыбу. Так может показаться лишь, на первый взгляд.
Подледная ловля увлекательна, но очень опасна. Она состоит из многих секретов и опасностей. Лед, сковавший в зимнее время водоем, очень опасен, и наиболее в южных краях. Предстоит учесть некоторые факторы:
• Температура за сутки.
• Проверить какую толщину имеет лед.
• Глубоко водность пруда.
Как проверить толщину льда
С помощью инструмента под названием «Пешня» определяется надежность ледяного покрытия. Некоторые делают это, старым способом, просто бьют ногой об лед. Однако такой способ очень опасен. Если ледяное покрытие имеет недостаточную толщину, можно легко оказаться в воде. На открытом водоеме это не так опасно как на льду. Человека мгновенно утягивает под ледяную корку. Шансов выбраться при этом, немного.
Пробив лед всего одним ударом пешни, стоит незамедлительно вернуться на берег. Также толщину ледяной корки можно проверить ледобуром, и она должна быть не менее семи сантиметров.
В южные регионы зима приходит запоздало, и сохраняется с неустойчивой погодой. Делая лед опасным. Переменчивая температура, с частыми оттепелями, истончают сковавший водоем ледяной пресс. Выходя на водоем, стоит обратить внимание на снежное покрытие. Снег становится своеобразным покрывалом, согревая находящийся под ним ледяной покров. И сохраняя его толщину в пределах 2–4 сантиметров.
Собравшись на зимнюю рыбалку, стоит учесть прогноз синоптиков. Придя же на водоем, обращают внимание на цвет ледяного покрова:
• Белый . Является наиболее надежным, и на него можно без опаски выходить, конечно, предварительно оценив его толщину.
• Зеленый . Лед начал разрушаться его микроструктура меняется, при этом на водоем выходить стоит с опаской.
• Ну а если видно пористость, это самый опасный вид ледяного покрова . Его структура разрушилась и стала неустойчивой. Ступив на такое покрытие, можно очень просто провалиться. Выходить на рыбалку в этом случае категорически запрещено.
Стоит отметить, что при недостаточной толщине ледяного покрова, рыбака могут попросить удалиться сотрудники МЧС, и даже оштрафовать.
Что спасет, провалившись под лед
Отправляясь на рыбалку, нелишним будет взять с собой отрезок веревки длиной семь-десять метров. Это поможет рыбаку спастись, если закрепить ее одним концом за дерево или просто укрепив на льду, а другим, обвязав вокруг пояса. Так человек сможет, перебирая руками выбраться из-подо льда. Находящиеся поблизости другие рыбаки заметив провалившегося человека, смогут вытащить его, используя эту веревку.
Выходя на водоем в зимний период, стоит позаботиться о своей безопасности. И не отправляться в безлюдные места. Чем больше людей, тем больше вероятность спасения в критической ситуации. И отдых не будет омрачен печальными последствиями.
Источник
Как узнать, когда лед безопасен
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 37 человек(а).
Количество просмотров этой статьи: 50 536.
Зимние прогулки, в том числе с использованием снегоступов, поездки на снегоходах, подледная рыбалка (с автомобилем или без), лыжный спорт, катание на коньках и игры на льду могут быть опасными, если вы не можете определить, достаточно ли крепок лед, чтобы выдержать нагрузку. Существуют различные способы для того, чтобы оценить потенциальную надежность ледового покрытия – можно наблюдать за цветом льда и исследовать его толщину, а также обращать внимание на внешние факторы, такие как температура, местные условия и особенности. Однако полностью исключить риск во время проведения спортивных мероприятий невозможно. Если вы сомневаетесь – не выходите на лед; и уж тем более не стоит этого делать не по сезону рано или слишком поздно.
Осмотрите лед. Присмотритесь, нет ли на нем каких-либо трещин, разломов, подозрительных мест или неровных поверхностей, и определите его цвет(а). Вы можете полагаться только на собственное зрение. Этот беглый взгляд поможет вам решить, стоит ли продолжать исследование.
- При наличии следующих признаков вам лучше отказаться от любых дальнейших попыток выхода на лед:
- Вода, подтапливающая кромку льда, или поблизости от нее
- Бьющие подо льдом ключи в прудах и озерах с родниковой подпиткой.
- Наличие истока или притока у покрытого льдом водоема
- Трещины, разломы или полыньи
- Лед, который, по-видимому, подтаял, а затем его снова подморозило
- Неровные поверхности, которых вы не замечали прежде – например, вздыбленные ледяные гребни, вызванные течениями или ветрами
Проверьте толщину льда. Если вы уже закончили осмотр и вам кажется, что все в порядке, вам необходимо убедиться в этом, исследовав толщину льда.
- Проводите исследование в присутствии хотя бы одного товарища (система взаимовыручки). Наденьте спасательный комбинезон или другое спасательное средство и используйте веревки, чтобы в случае необходимости ваш друг мог вытянуть вас.
- Выходите на лед, только если кромка льда достаточна прочная. Если она рыхлая или растрескавшаяся, ради вашей собственной безопасности продолжать не стоит, ведь прибрежная ледяная кромка самая хрупкая.
- Чтобы измерить толщину льда, сделайте топориком небольшую прорубь или воспользуйтесь ручным буром.
- Изучите показатели безопасной толщины льда. Существуют рекомендуемые критерии, о которых вам нужно помнить при любых действиях, предпринимаемых вами на льду. (Имейте в виду, что их соблюдение рекомендуется, но само по себе не гарантирует вашей безопасности.) Лед становится «безопасным» при толщине приблизительно 4 — 6 дюймов (10-15 см). Даже не думайте выходить на лед толщиной 3 дюйма (7,5 см) или менее. Однако, даже при толщине в 9 – 10 дюймов (22,5 – 25 см), лед может таить скрытые угрозы, такие как стремительное течение, которое неустанно подтачивает лед снизу. В этом случае даже толстый лед может треснуть в любой миг.
- В обычных условиях, правила для безопасной толщины льда следующие:
- 3 дюйма (7 см) (молодой лед) – «ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ
- 4 дюйма (10 см) – подходит для подледной рыбалки, лыжных походов и пеших прогулок (выдерживает вес примерно 200 фунтов (80 кг))
- 5 дюймов (12 см) – пригоден для одиночных снегоходов и снегомобилей (выдерживает вес примерно 800 фунтов (320 кг))
- 8 – 12 дюймов (20 — 30 см) – выдерживает одиночный автомобиль или группу людей (приблизительно 1500 — 2000 фунтов (600-800кг))
- 12 – 15 дюймов (30 — 38 см) – выдерживает вес легкого грузового пикапа или автофургона
- Помните, что наезженные ледовые дороги и переправы отнюдь не делают лед прочнее. Следует регулярно менять маршруты.
- В случае если вам НЕОБХОДИМО перейти водоем по льду, лучший способ для этого — опуститься на четвереньки и двигаться, широко расставляя руки и ноги. Старайтесь двигаться как ящерица, равномерно распределяя вес своего тела. Взять с собой длинную доску или шест – отличная идея. Если лед начнет трещать—а вы иногда получаете повторное предупреждение—положите шест на лед и используйте для распределения своего веса по большей площади.
- Путешествуя, относитесь ответственно к другим людям. Если вы являетесь руководителем (в школе или спортивном лагере и т.п.), следите за тем, чтобы ваши подопечные не покидали определенную вами территорию и тотчас же возвращайте их обратно. Убедитесь, что установлено достаточно предупредительных значков, чтобы катающиеся на коньках и др., не могли совершить непоправимой ошибки и выйти за пределы безопасной зоны. Необходимо также, чтобы рядом обязательно присутствовал обученный оказанию первой медицинской помощи человек со спасательным комплектом.
- Собачьи упряжки на льду немного безопаснее, потому что собаки, могут чувствовать образование трещин. Все же не предпринимайте ничего рискованного и будьте точно так же готовы к несчастным случаям, как и при других зимних видах спорта.
- Если вы должны кататься на тонком льду (в буквальном значении), убедитесь, что вода неглубока (т.е. 2 — 3 фута (60 – 90см)). Если вы провалитесь, то вымокнете и замерзнете, но сможете выбраться на берег, несмотря на неприятные ощущения. Разумеется, для детей это недопустимо.
- Пересекать ненадежный лед вдвоем более безопасно по разные стороны толкаемого по льду каноэ. Не забудьте про весла. Они могут понадобиться вам на разводьях.
- Эта статья касается жителей стран с холодным климатом, таких как Канада, северная часть США и Россия. Если в вашей стране или области отсутствуют обычные зимние условия, учтите, что лед будет небезопасным в любое время года и даже не думайте заниматься ничем из вышеописанного без совета профессионалов, лучше всего местных государственных органов, уполномоченных давать подобные рекомендации.
- Никогда не пейте спиртного, занимаясь зимними видами спорта, – дождитесь возвращения в свое жилье или дачный домик. Алкоголь может вызвать ошибки при управлении снегоходом, увеличить время реакции и ухудшить способность быстро действовать в чрезвычайной ситуации. Алкоголь не помогает бороться с холодом; на самом деле он увеличивает теплоотдачу и может привести к гипотермии.
- Никогда не выезжайте на лед, если он не был проверен профессионалами и признан безопасным. Но даже при выполнении этого условия водители иногда проваливаются под лед. Если вы должны ехать, будьте начеку – не гоните, опустите стекла (включите печку на большую мощность, если это причиняет вам неудобство) и отстегните ваши ремни безопасности.
- Убедитесь, что вы знаете, как выбираться из тонущей машины, и вы обсудили спасательные мероприятия со всеми пассажирами.
- Езжайте по льду медленно, особенно приближаясь к берегу. Почему? Вес машины—будь то снегомобиль, автомобиль или грузовик—давит на лед сверху. По мере вашего продвижения это вызывает небольшое, но чувствительное волновое колебание, которое распространяется по льду перед вами. Эта волна может отразиться от берега при вашем приближении. В зависимости от вашего веса и скорости это обстоятельство может стать причиной ледяного разлома.
- Не берите детей в поездки по ледовым дорогам, разве что у вас просто нет другой возможности оказать необходимую неотложную помощь. У вас не будет времени подумать о них, когда вы будете выбираться из тонущей машины.
Источник