Как подводная лодка ломает лед при всплытии

Какой толщины лёд проламывает подлодка?

Самой первой всплыла среди льдов советская ракетная подводная лодка К-33 проекта 658 в декабре 1961 года. Тогда судно 8 раз ломало лед толщиной до 40 см. Сильно ли изменились возможности подлодок с тех времен?
И да, и нет. Насколько известно из открытых источников, советский рекорд — 2,5 метра.

25 августа 1995 года, Северный полюс.

В августе 1995 года на Северном полюсе самая большая подводная лодка в мире проекта 941 «Акула» ТК-20 «Северсталь» начала всплытие для учебных стрельб. Стоит сказать, что подлодки не всплывают где захотят. Для этого ищут полынью или промоину.

Полынья — незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.
Промоина (во льду) — отверстие во льду, промытое течением.

ТК-20 «Северсталь после всплытия

ТК-20 «Северсталь после всплытия

В тот день, 20 августа, подлодку течением развернуло, и она встала поперек полыньи. Несмотря на это, всплыли, правда не без последствий. Даже на самой большой подлодке в мире такая толща льда оставила на память следы.

Эту же вмятину видно, кстати, на первой фотографии.

У моряков США рекорд 1.55 м. на подлодке USS Charlotte (SSN-766), 29 ноября 2005 года (4 фото):

Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)

Толщина льда 61 дюйм (1.

Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)

Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)

Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)

Рекорды это хорошо, однако лёд бывает разный. Да и сама необходимость ломать лёд более метра отсутствует. Во-первых, нужно беречь лодку. Во-вторых, люки пусковых шахт могут и не справиться с такими кусками льда. Тогда вся команда выходит очищать судно. В-третьих, лодка может и застрять.

В марте 2018 года подлодка США USS Hartford (SSN 768) застряла во арктических льдах во время учений по отработке ударов по территории РФ

Толстый лед повредит не столько каркас, сколько резиновое поглощающее покрытие. От удара он может расползтись, и лодка потеряет свою акустическую малозаметность. Это куда серьезнее.

Поэтому по обыкновению современные подлодки флота РФ в среднем всплывают так: 0,6 м льда без хода и 0,8 м — на ходу. А больше и не надо, беречь дорогую технику надо.
А как вы думаете: надо ли ломать всё и везде? И что вы знаете об этом вопросе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Российские АПЛ получат специальные ракеты для взлома льда в Арктике

Как пояснили в Минобороны, для российских атомных подводных лодок разработаны специальные неуправляемые реактивные снаряды, которые призваны проламывать лед перед запуском ракет или всплытием субмарины, кроме этого они могут применяться для проделывания проруби для всплытия спасательной капсулы. В настоящее время данные снаряды проходят испытания в составе атомных подлодок проектов 955 «Борей» и 855 «Ясень» на Северном флоте.

Отмечается, что в ходе проведенных испытания ракеты-«взломщики» льда подтвердили способность проделывать прорубь в любых льдах и торосах в нужном месте. Подлодки смогут запускать НРС не только из подледного положения, но и находясь на поверхности.

В ВМФ РФ для проделывания прорубей во льдах использовали штатные торпеды подводных лодок, однако практика применения торпед показала недостаточную эффективность такого метода и необходимость создания специального боеприпаса для проламывания льда.

Как пишут «Известия» со ссылкой на Минобороны, испытания специальных реактивных снарядов начались еще летом 2014 года, подробностей новой разработки не приводится.

Напомним, что в 60-х годах прошлого века между СССР и США шла своеобразная гонка по достижению подводными лодками Северного полюса подо льдами и всплытия там. Первой советской подлодкой, достигшей Северного полюса в 1962 году, стала К-3 «Ленинский комсомол». Однако подлодка не смогла всплыть из-за толщины льда до 5 метров.

Всплыть на полюсе смогла вторая советская подлодка К-181 проекта 627А «Кит», преодолевшая подо льдом более 1 тыс. морских миль. 29 сентября 1963 на Северном полюсе моряки подняли государственный и военно-морской флаги СССР.

Источник

В потолок ледяной: подлодки пробьют полынью для всплытия ракетой

«Стальные акулы» взломают арктический лед реактивными снарядами. Для новейших атомных подлодок разработаны и сейчас проходят испытания ракеты, разрушающие торосы. Они позволяют создать полынью, откуда субмарины смогут нанести удар. Подледное плавание, а главное, всплытие — самые сложные элементы в боевой работе корабля. Ошибка при исполнении таких маневров может привести к тому, что лодка получит повреждения или застрянет во льдах. Новые ракеты-«взломщики» серьезно расширят возможности российских АПЛ, отмечают эксперты.

Приказ важнее погодных условий

Сейчас новые боеприпасы проходят испытания в составе атомных подлодок проектов 955 «Борей» и 855 «Ясень» российского ВМФ, рассказали «Известиям» источники в Минобороны.

Специальные ракеты представляют собой неуправляемые реактивные снаряды (НРС). В ходе испытаний они подтвердили способность в нужном месте пробить прорубь в любых торосах. Эти спецбоеприпасы необходимы для обеспечения пуска стратегических ракет из подводного состояния, а также подъема на поверхность всплывающих спасительных капсул, с помощью которых эвакуируются экипажи при аварии. Подлодки смогут запускать НРС не только из подледного положения, но и находясь на поверхности, уточнили источники «Известий» в военном ведомстве.

Первые испытания НРС прошли летом 2014 года. Тогда запускали ракеты без взрывчатого вещества в боевой части, но со снаряженным двигателем. Использование взрывчатки на начальном этапе посчитали излишним, так как процесс ее разрушительного воздействия на лед давно известен.

В ВМФ входят ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, которые являются морской частью Сил ядерного сдерживания, отметил контр-адмирал, экс-командир АПЛ, Герой России Всеволод Хмыров.

Все эти атомные подводные лодки должны действовать в любой ситуации и не зависеть от условий окружающей среды, — сообщил эксперт «Известиям». — После поступления команды о применении оружия, они обязаны в максимально короткие сроки ее исполнить. И лед не должен стать для этого помехой. Проделывание полыньи — один из тактических приемов, позволяющий в нужные сроки провести ракетную атаку. Подлодка может пробить панцирь и корпусом, но при этом рискует получить повреждения. Поэтому обычно, если позволяет время, ракетоносцы ищут уже существующие проруби или выходят за кромку льда.

Северный Ледовитый океан является особо важным регионом для проведения операций подводного флота, напомнил военный эксперт Дмитрий Болтенков.

Подледное плавание в Арктике — опасное дело, но оно дает ряд неоспоримых преимуществ, — рассказал эксперт «Известиям». — Спутники, самолеты и вертолеты не видят субмарин, а использовать сбрасываемые гидроакустические буи, которые ищут подводные цели по шуму, в Арктике нельзя — они просто не смогут пробить лед. По этой причине обнаружить подлодку под зимним панцирем практически невозможно, что делает ответный удар российских стратегических ракетоносцев по стране-агрессору неизбежным.

Кроме того, Северный Ледовитый океан — это стратегически важный морской перекресток. Под торосами можно незамеченным подобраться к Аляске или, обогнув Гренландию с севера, выйти в Атлантику, резюмировал эксперт.

Торпеды не помогли

В ВМФ СССР для проделывания прорубей использовали штатные торпеды. Однако на практике они оказались не столь эффективными, как ожидалось. Командованию уже тогда стало очевидным, что для этого нужны специальные средства.

Сейчас все экипажи АПЛ отрабатывают навыки по ледовому и подледному плаванию, поэтому готовы к их выполнению. В США команды субмарин готовят иначе: как правило, их нацеливают на выполнение одной боевой задачи в случае начала масштабных боевых действий. По этой причине далеко не все из подводников знакомы с арктическими условиями мореплавания, и здесь американцы уступают российским морякам. Однако в последние годы ВМС США стали обращать больше внимания на отработку действий в Севером Ледовитом океане и прилегающих морях.

Гонка в северных широтах

В Арктике между США и СССР 60 лет назад шла своеобразная гонка, подобная космической, — военные моряки двух стран старались первыми пройти подо льдами к Северному полюсу и всплыть там. В 1962 году советская подлодка К-3 «Ленинский комсомол» была близка к успеху. Однако подняться на самом полюсе ей не удалось из-за льда толщиной до 5 м.

В следующем году подлодка К-181 проекта 627А «Кит» преодолела под зимним панцирем более 1 тыс. морских миль и 29 сентября 1963 года всплыла на Северном полюсе. В честь важного события моряки подняли государственный и военно-морской флаги.

Рывок к макушке планеты был важен и с научно-технической точки зрения. Во время похода проводились испытания новой аппаратуры. В частности, экспериментального навигационного комплекса «Сигма» и ряда других приборов. О важности события говорит тот факт, что в походе старшим на борту К-181 был командующий Северным флотом адмирал Владимир Касатонов. А по его итогам командиру лодки капитану II ранга Юрию Сысоеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

С тех пор значение Арктики, причем не только военное, но и экономическое, возросло. Благодаря глобальному потеплению и сокращению площади ледяной шапки Севморпуть становится рентабельнее других маршрутов доставки грузов между Азией и Европой. Потенциально по нему могут перевозить до половины евроазиатских товаров — в таком случае торговый оборот маршрута будет измеряться в сотнях миллиардов долларов.

Представители США не раз заявляли, что Севморпуть должен быть транспортной артерией, открытой для всего мирового сообщества. В 2018 году, например, по нему без предупреждения прошел корабль тылового обеспечения ВМС Франции «Рона». Его командир заявил, что целью похода было «развитие знаний о регионе».

Россия, в свою очередь, разработала правила прохода по Севморпути иностранных военных кораблей. Им предлагают объявлять о своих планах за 45 суток и обязательно брать на борт наших лоцманов.

Источник

ЛЕД КАКОЙ ТОЛЩИНЫ МОЖЕТ ПРОБИТЬ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРИ ВСПЛЫТИИ.

Совсем недавно в СМИ прошло сообщение, что в льдах Арктики всплыла подводная лодка ВМС США. Из комментариев «экспертов» стало известно, что всплытие было неудачным, американская субмарина застряла, и экипажу пришлось ее освобождать с помощью ломов и бензопил.

У людей незнающих возникают вопросы- чего все так прутся в эту, покрытую льдом, Арктику, а так же- какую толщину льда может проламывать своим корпусом субмарина при всплытии?

Почему подводники разных стран упорно пытаются освоить льды Арктики? Ответ прост- для ракет, запущенных с «шапки» Земли , очень короткое подлетное время до любой из стран потенциальных целей при нанесении ядерного удара. И что самое главное- даже сегодня не существует эффективных средств обнаружения и уничтожения АПЛ если та, скрывается под арктическими льдами. Вроде все просто- загоняй подводные ракетоносцы в Арктику и диктуй свою непреклонную волю всему мировому сообществу. Всплыл , шарахнул ракетами, погрузился и ушел по тихому.

Просто, да не очень. Проблема в том, что толщину арктического льда легче в метрах исчислять, чем в сантиметрах и тем более- миллиметрах. В таких льдах могут ходить только специализированные суда-ледоколы. Да и то- не всякие и не везде. К примеру, в России только строятся три атомных ледокола, которые будут способны преодолевать лед толщиной до 3-х метров, но это не значит, что они смогут бороздить льды Арктики так же свободно, как яхта олигарха Абрамовича Средиземное море.

А как же всплывают подводные лодки в Арктике? Лед какой толщины они могут проламывать при всплытии? Никакой. Подводная лодка не может всплыть в ледяном поле обычным способом, ломая лед своим корпусом. Дело в том, что легкий корпус подводной лодки (обтекатель прочного корпуса) сделан из легкого алюминиевого сплава. Повредить (смять) такой корпус очень легко, а любое, даже легкое повреждение может вывести АПЛ из строя. Но ведь лодки всплывают в Арктике и даже проводят учебные пуски баллистических ракет, спросят читатели! Как же они это делают?! А делают они это так- АПЛ ходит подо льдом и ищет полынью, где нет сплошного льда. Это может продолжаться сутками и даже неделями, а можно и вовсе не найти. Тут, как повезет. При этом не получить «подсказку» командования, так как из подо льда нельзя произвести сеанс связи. На советских подводных лодках устанавливались видеокамеры, с помощью которых и происходил поиск подходящей для всплытия полыньи. Нашли полынью. Расположились под ней. «Продулись». Всплыли. Никаких киношных трюков, когда при всплытии ПЛ глыбы льда разлетаются от удара в разные стороны, распугивая белых медведей

Когда я служил на РТМе, у нас были инструкции на случай аварийной ситуации, если для спасения экипажа необходимо произвести всплытие, но нет времени на поиск полыньи. В этой ситуации можно произвести торпедный залп и попытаться взломать лед подрывом торпеды. Или выпустить через торпедный аппарат подготовленных аквалангистов( я как раз был одним из таковых) с зарядами взрывчатки. Аквалангисты устанавливают заряды, возвращаются на АПЛ, дальше подрыв и бла-бла-бла, бла-бла-бла. На бумаге все складно, но на практике этого никто и никогда не делал, так что в такие ситуации лучше не попадать. Сложное это дело, уважаемые читатели- ходить подо льдами. Не даром в СССР, за удачные всплытия АПЛ на Северном Полюсе, командиров представляли к званию «Герой Советского Союза», а экипаж награждался орденами и медалями.

Источник

Читайте также:  Можно ли посадить маргаритки под зиму
Оцените статью