- Как поэты описывают зиму
- Ответ или решение 2
- Примеры стихотворений русских поэтов о зиме
- Художественные средства в стихотворениях о зиме
- Блог учителя русского языка
- Учебный проект,,Изображение зимы в поэзии русских писателей.»
- Научно-исследовательская работа по литературе на тему: «Зимние мотивы в русской поэзии»
Как поэты описывают зиму
Ответ или решение 2
Зимняя пейзажная лирика вмегда была особенной стороной творчества русских поэтов. Возможно, это связано с тем, что данное время года в нашей стране особенно красиво. Рассмотрим, какими средствами авторы создают образы зимней природы.
Примеры стихотворений русских поэтов о зиме
Произведения такого типа есть у многих русских поэтов. Например, всем известно стихотворение А. Фета «Мама! глянь-ка из окошка. «, в котором описывается зимнее утро и первый, только что выпавший снег. Не менее знаменито и произведение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою». Здесь речь идет уже о зимнем лесе, который прекрасен под лучами солнца. Красивое стихотворение на данную тему есть и у А.С. Пушкина. Это всем известное «Зимнее утро», в котором поэт в свойственной ему восторженной манере рассказывает о красоте холодного северного пейзажа в раннюю пору.
Выбрав несколько примеров определим, какие средства выразительности чаще всего используют авторы для создания картин зимы.
Художественные средства в стихотворениях о зиме
Стихотворение Фета написано от лица ребенка, поэтому имеет особый ритмический рисунок. В нем много обращений, предложения короткие. Сам зимний пейзаж показан с детской точки зрения: снег сравнивается с ватой, иней кажется игрушкой, развешанной по кустам. Особенно подчеркиваются белизна и чистота окружающего мира и яркий свет повсюду.
Тютчев в своем произведении прибегает к следующим средствам:
- Эпитет («снежной бахромою, неподвижною, немою. «, «легкой цепью пуховой. «);
- Олицетворение («жизнью он блестит», «стоит он, околдован. «).
В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин применяет следующие тропы:
- Олицетворение («вьюга . злилась», «мгла . носилась»);
- Эпитет («янтарным блеском», «нетерпеливого коня», «день чудесный»);
- Сравнение (снег лежит «великолепными коврами», «луна, как бледное пятно»).
Также особую роль в стихотворении играет цветовая гамма, поэтому здесь так много слов, обозначающих оттенки («луна . желтела», «под голубыми небесами», «лес . чернеет», «ель . зеленеет»).
С древних времен поэты слагают стихотворения о природе и временах года. Разумеется, что такое время года как зима, не смогло остаться незамеченным мастерами пера. Множество различных произведений написано про зимнюю пору. Каждый поэт старается в своем произведение как можно красочнее показать свое представление о зиме. Авторы данных стихотворений прибегают к сравнениям, метафорам, эпитетам и другим инструментам, которые оказывают помощь в написании стиха. Зиму описывают как снежное покрывало или как снежную королеву, а также многими другими интересными фразами и словами, которые при чтении берут за душу любого читателя.
Источник
Блог учителя русского языка
Учебный проект,,Изображение зимы в поэзии русских писателей.»
Тема проекта: Изображение зимы в поэзии русских писателей.
Цели проекта:
1. Исследовать , при помощи каких художественных средств писатели изображали русскую зиму.
2. Сравнить несколько произведений русских писателей.
3. Сделать вывод по наблюдению над произведениями.
4. Способствовать развитию речи и расширению кругозора.
5. Пополнение словарного запаса.
Задачи проекта:
1. Исследовать изображение зимы в поэзии русских писателей.
2. Проанализировать произведения о зиме.
3. Научиться грамотно выражать свои мысли.
Объект исследования – стихотворения о зиме трёх писателей: Ф.Тютчева, С.Есенина ,,Белая береза” и,,Поёт зима-аукает’’ и А.Пушкина,,Зимний вечер” (сравнить с переводом О.Туманяна на армянский язык), ,,Зимнее утро”.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что описание зимы в произведениях русских писателей неодинаково. Каждый писатель по-своему видит зиму, использует для этого разные средства выразительности.
Зима – удивительное время года. Лес белый, как будто он заколдован кем-то: тишина- прислушайтесь: только снег сыплет, метёт позёмкой метель и падают, падают хлопья снега.
В нашем исследовании мы сравним описание зимы у разных поэтов, а также посмотрим, с помощью каких средств изображения писатели достигают своей цели в описании зимы.
Обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» и мы увидим, зиму такой, какой отразил её в своём стихотворении поэт. Зима у него- добрая колдунья, окутавшая лес «снежной бахромою», оковавшая его лёгкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет «ослепительной красой».
Величественная, необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
Подведём итог нашему исследованию этого стихотворения.
«Чародейкою-зимою…» В данном стихотворении поэт изобразил зимнюю природу. Зимнее чудо совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая: приведём первые строки стиха.
Чародейкою –Зимою околдован лес стоит
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
А теперь обратимся к стихотворению С.Есенина «Поёт зима-аукает…». В данном стихотворении поэт тоже изобразил зимушку. Но такую же, как у Тютчева или нет? Сейчас мы это рассмотрим.
Поёт зима-аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
Здесь мы видим, что зима — как живое существо. Даже можно представить пожилую седую женщину, которая поёт тихую песню, и как-бы усыпляет лес, погружает его в сон. И когда мы читаем эти строки мы понимаем, что здесь зима другая: более спокойная, величественная.
Давайте рассмотрим стихотворение А.Пушкина ,,Зимнее утро”.
В данном стихотворении поэт тоже описывает зиму как живое существо, называет её волшебницей, и мы можем представить себе такую картину: всё вокруг белым-бело, сугробы, как волнистый ковёр, на ветвях деревьев клочья снега. Река скована льдом. Поэт называет зиму матушкой.
В стихотворении А.Пушкина также есть эпитеты: волнистыми коврами, пухлой пеленою.
Олицетворение: идёт волшебница-зима.
Прочитайте стихотворение на русском и армянском языках. Как вы думаете,
удалось ли Ов. Туманяну передать красоту этого стихотворения?
3. Прочитайте описание бури. Найдите в нём сравнения. С кем сравнивает
поэт бурю?
А как описана „ветхая лачужка”? Прочитайте эти строки. Как поэт об-
ращается к няне? Как он её называет? О чём он просит няню? Прочитайте
эти строки.
4. Как вы себе представляете внешность няни, её характер? Опишите её. В
описании употребите подходящие, по вашему мнению, слова.
Добрая, ласковая, сердитая, молодая, старая, умная, трудолюбивая,
ленивая.
5. Подберите определения к существительным буря, вихри, путник. С по-
лученными словосочетаниями составьте предложения.
6. Подберите антонимы к словам печальный, тёмный, ветхий, добрый, юность,
горе, составьте с ними слово сочетания и предложения.
7. Подберите синонимы к слову лачуга. Составьте с ними предложения.
8. Перепишите предложения. Найдите в них слова, обозначающие время.
Задайте к ним вопросы.
1. А. С. Пушкин родился в Москве 25 мая (6 июня) 1799 года в ста-
ринной дворянской семья. 2. Маленький Александр очень любил литературу
и рано начал писать. 3. В 9 лет он уже писал басни, пьесы, стихи. 4. Про-
изведениями Пушкина восхищаются и сегодня.
9. Перепишите предложения. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу
слова, обозначающие время.
1. … поднялась сильная буря. 2. … он пришёл в себя. 3. … брат собирался
на рыбалку и встал очень … . 4. Поезд отправляется в … , а прибывает в
Москву … . 5. Корабль … стоял на якоре и только … вышел в открытое
море. 6. … все собрались на палубе.
Слова для справок: вчера, завтра, рано, утром, поздно вечером, через
несколько минут, в 7 часов утра, через 2 дня, долго, рано.
Таким образом, рассмотрев данные стихи, мы можем сделать следующий
Вывод:
У каждого писателя своё видение зимы, а средства изображения помогают писателям показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года- зиму.
В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам.
Многие поэты, писатели, художники, композиторы с большой любовью относились к русской зиме и прославляли ее красоту в своих произведениях.
Невозможно без восхищения смотреть на бескрайние синие просторы, на искрящийся на солнце снег, на морозные узоры на окне, слушать музыку зимы. В музыке композиторы изображают, рисуют зимнюю картину музыкальными звуками!
– Послушайте музыку и постарайтесь представить себе то, о чем хотел рассказать композитор П. И Чуковский.
(звучит музыка П. И Чуковский «Времена года» — «Зима».) .
– О зиме написано много: поэты и писатели рисуют зиму словами. Я надеюсь, что вам непременно захотелось услышать и другие произведения о зиме. Послушайте, как описывает в своих рассказах о Зиме- красавице писатель Константин Ушинский.
(Ведущая зажигает свечи, читает рассказ) .
ЗИМА-КРАСАВИЦА.
Лучезарное солнышко показалось, ярко осветив пушистые снега. И вроде бы даже теплинка в шапку заронилась: потрогаешь — сбоку теплая. Но зима еще самая настоящая, и держаться ей долго, почти два месяца. И морозы в феврале предстоят немалые, самые главные — тимофеевские и сретенские — выпадают на зачин и середину месяца. Что ж, удалыми морозцами и славится молодецкая зима. Освежают морозцы, молодят да красят проворных, а «ленивому да сонливому и в петровки зябко».
Самое любезное зимой время — февраль. Дни такие яркие и звонкие, что ненароком залюбуешься великолепием заснеженных видов. Особенно сказочны солнечные опушки и поляны. Глубокое, шелковистых оттенков небо, свежесть и чистота пышных сугробов, спокойные тени от кряжистых деревьев и сами деревья, застывшие в своей силе и простоте — решительно все поселяет в душу покой и радость. А если услышишь к тому же легкие трели мелких пташек — с макушки строгой ели, от самых гирлянд золотистых шишек, доносятся трогательные голоса корольков — тогда и подавно свидание с природой западет в память надолго.
Сретенские морозы – последние усилия зимы. Стоит им отойти, как февраль начнет оправдывать свою кличку «бокогрей».
«Февраль сшибет рог зиме», — сказано в народном календаре. За полосой студеных дней настанут продолжительные оттепели, о которые и споткнется седая чародейка, дав надежду на скорый приход красных дней.
Поэты восхваляли Волшебницу Зиму в своих стихотворениях. И сейчас ребята прочитают нам стихи известных поэтов о Зиме.
(дети читают стихи) .
Учитель. Какие замечательные слова подобрали поэты, чтобы рассказать о зимней красоте. Стихи о зиме помогают почувствовать это прекрасное время года.
Я предлагаю поиграть в игру «Снежинка»! Представьте, что к вам на ладошку упала снежинка; чтобы снежинка не растаяла, нужно быстро назвать приметы зимы (дети передают по кругу снежинку и называют приметы зимы. Другая группа подбирают слова — какая зима, третья группа — что делает зима)
Игра “Снежинка”
а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная,) .
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий).
День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный).
Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная).
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий) .
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая).
Ведущая. Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы передавайте снежинку по кругу и отвечайте.
Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает) — вьется, бушует, воет, метет….
Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится….
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Ведущая. Молодцы, ребята! Какая красивая природа зимой? Не зря зимушку называют волшебницей, лишь она способна за одну ночь создать совершенно новую картину в природе
Сегодня мы вспомнили, как воспевали зиму поэты, композиторы, музыканты, а художники изображали красавицу зиму на холсте кистью и красками
Сегодня я хочу вам сделать сюрприз. Мы будем “рисовать” прекрасную музыку зимы.
Сейчас будет звучать 2-я часть концерта “Зима”, А. Вивальди. Передайте настроение музыкального произведения, “нарисуйте” свои впечатления от услышанной музыки пятнами, линиями на бумаге.
В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам.
Многие поэты, писатели, художники, композиторы с большой любовью относились к русской зиме и прославляли ее красоту в своих произведениях.
Невозможно без восхищения смотреть на бескрайние синие просторы, на искрящийся на солнце снег, на морозные узоры на окне, слушать музыку зимы. В музыке композиторы изображают, рисуют зимнюю картину музыкальными звуками!
– Послушайте музыку и постарайтесь представить себе то, о чем хотел рассказать композитор П. И Чуковский.
(звучит музыка П. И Чуковский «Времена года» — «Зима».) .
Музыкально-поэтическая пауза.
У: Прослушайте музыку П.И. Чайковского «Времена года. Февраль».
Слушают музыку.
У: Творческое задание: напишите, какую зимнюю природу представили вы, слушая музыку.
Начните так: Слушая музыку Чайковского, я представляю…
Дети слушают еще раз музыку и под нее пишут.
Заслушиваются ответы детей.
X. Итог урока.
— С каким произведением познакомились на уроке?
— Кто автор?
— Какая зима перед нами в произведении?
Благодаря произведениям о зиме мы учимся лучше понимать, чувствовать неповторимую красоту русской природы. Спасибо за работу!
XI. Домашнее задание.
Выразительно прочитать, доделать творческое задание.
Короткие рассказы про зиму
Источник
Научно-исследовательская работа по литературе на тему: «Зимние мотивы в русской поэзии»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №5»
по литературе на тему:
«Зимние мотивы в русской поэзии»
Выполнила: ученица 9 класса «А»
2.2. Каждый поэт видит зиму по-своему….…………………………………. 3-10 с.
2.3.Изобразительно- выразительные языковые средства в стихотворениях о зиме……….10-12 с.
2.4. Произведения искусства о зиме…………………………………………………….…………12-13 с.
4. Список использованной литературы……………………………………………………………15 с.
Природа зимой надевает белую шубу, засыпает снегом некогда цветущие полянки, деревья наряжаются в пышные белые наряды, лесные тропинки становятся непроходимыми, на лед ложится снежный покров. Зимняя природа тиха и безмолвна, только слышно редкое щебетание зимних птиц, да сухой хруст веток в зимнем лесу.
У меня зима вызывает чувство восторга, радости. Однажды я шла из школы и у меня возник вопрос: Как воспринимали, описывали зиму поэты? Эти мысли послужили толчком к написанию данной работы. Я решила познакомиться со стихами поэтов о зиме, узнать, как они относились к этому времени года, сравнить описание зимы у разных поэтов, а также посмотреть, с помощью каких средств изображения писатели достигают своей цели в описании зимы. А затем поделиться своими выводами с другими в заключительной части данной исследовательской работы.
Цели исследовательской работы:
Исследовать изображение зимы в стихотворениях русских поэтов.
Проанализировать произведения о зиме.
Научиться формулировать свои мысли.
Сравнить несколько произведений русских поэтов.
Сделать вывод по наблюдению над произведениями.
Выявить какие художественные средства поэты использовали для изображения зимы.
Выявить способы отражения красоты зимы в произведениях искусства (музыка, живопись).
Работа с художественными произведениями (стихотворениями о зиме различных авторов).
Исследование документальных изданий.
Работа с иллюстрациями, фотографиями, репродукциями картин.
Использование глобальной сети интернет.
2. Основная часть.
2.1. Образ зимы в русской поэзии.
В русской поэзии множество стихотворений посвящено зиме.
Снег — явление завораживающее. А для поэзии снег одно из ключевых понятий, от него зависит вдохновение и взгляд поэта на мир. Мы сами знаем: выпадает снег, и земля преображается, и душа наполняется радостью, настроение делается приподнятым. Психологи даже считают, что сама природа белоснежным покрывалом спасает человека от депрессий, которые возникают в связи с нехваткой солнечного света в осенне-зимний период.
Снег, вьюга, зимний ветер часто воспринимаются как живые существа, зима представляется сказочной красавицей.
Зима… Каждый из нас воспринимает её по – своему. Кто- то откровенно любуется зимой, кто- то видит в ней нечто зловещее, мрачное. А кому-то радостно и весело. Но одно несомненно: зима никого не оставляет равнодушным.
Вот и у поэтов зима вызывает самые разные чувства.
Каждый поэт видит зиму по-своему.
Зима – удивительное время года. Лес белый, как будто он заколдован кем-то: тишина- прислушайтесь: только снег сыплет, метёт позёмкой метель и падают, падают хлопья снега. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней.
Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! Но, если перечитать стихотворения о зиме, можно увидеть, что описание зимы в произведениях русских писателей неодинаково. Каждый писатель по-своему видит зиму, использует для этого разные средства выразительности.
Обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» и мы увидим, зиму такой, какой отразил её в своём стихотворении поэт. Зима у него — добрая колдунья, окутавшая лес «снежной бахромою», оковавшая его лёгкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет «ослепительной красой».
Величественная, необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
Таким образом, в стихотворении «Чародейкою-зимою…» поэт изобразил зимнюю природу. Зимнее чудо совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая:
Чародейкою – Зимою околдован лес стоит
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит.
Затем я обратилась к стихотворению Сергея Есенина «Поёт зима-аукает…». В данном стихотворении поэт тоже изобразил зимушку. Но такую же, как у Тютчева или нет? Сейчас мы это рассмотрим.
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Здесь мы видим, что зима — как живое существо. Даже можно представить пожилую седую женщину, которая поёт тихую песню, и как бы усыпляет лес, погружает его в сон. И когда мы читаем эти строки, мы понимаем, что здесь зима другая: более спокойная, величественная.
Очарование зимы стремился передать Сергей Есенин и в других своих стихотворениях:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Далее я решила рассмотреть стихотворение А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз, и рады мы
В данном стихотворении поэт тоже описывает зиму как живое существо, называет её волшебницей, и мы можем представить себе такую картину: всё вокруг белым-бело, сугробы, как волнистый ковёр, на ветвях деревьев клочья снега. Река скована льдом. Поэт называет зиму матушкой.
Зимние мотивы присущи и другим стихотворениям Пушкина:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Если в этих стихотворениях поэт выражает свое восхищение красотой зимы, то в стихотворении «Зимняя дорога» мы видим и печаль и грусть.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.
Таким образом, отношение Пушкина к зиме неоднозначно, к тому же многие знают, что любимым временем года поэта все-таки была осень.
Падение снега, свежий снег, застарелый снег — все эти образы упоминаются во множестве строк. Например, Николай Алексеевич Некрасов ласково называет его снежком и уже это говорит о трепетном отношении поэта к зиме.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
А вот поэт Николай Огарев считал зиму тоскливой:
Тускло месяц дальной
Светит сквозь тумана,
И лежит печально
Снежная поляна.
Белые с морозу
Вдоль пути рядами
Тянутся березы
С голыми сучками.
Тройка мчится лихо,
Колокольчик звонок;
Напевает тихо
Мой ямщик спросонок.
Я в кибитке валкой
Еду да тоскую:
Скучно мне да жалко
Сторону родную.
Разделяет его мнение, по-видимому, Евгений Баратынский. Где сладкий шепот?- спрашивает он.
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лёт?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.
Мы видим, что поэт тоскует о том, что холмы, луга и долы покрыл ковер зимы, а успокаивает его только трескучий огонь в печи, благодаря которому он забывает вой бури.
С ними был не согласен Александр Твардовский . Он считал, что зима, наоборот, способна разогнать печаль:
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шел ночью снег густой и белый —
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встает.
Как каждый день, полней и лучше,
Полней и лучше новый год…
Зимние картинки
Щенка прогуливает тетя.
Щенок расстался с поводком.
И вот на бреющем полете
Летят вороны за щенком.
Сверкает снег…
Какая малость!
Печаль, куда же ты девалась?
Любил зиму, считал её чудной Афанасий Фет :
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А какой радостью, восторгом искрятся следующие строки его стихотворения:
Мама! глянь-ка из окошка.
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Оригинальным, мне показалось, изображение зимы И.А.Буниным в стихотворении « В окне, серебряном от инея…»:
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах — небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
Восхищается зимой и детский поэт Сергей Михалков:
Снег кружится,
Снег ложится —
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег — упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится —
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник, только дворник
Говорит: — Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас — беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!
2.3. Изобразительно — выразительные языковые средства в стихотворениях о зиме.
Проанализировав отдельно стихотворения, у меня возник вопрос: Что же помогает поэтам передать свои чувства к зиме и вызвать ответные чувства в душах читателей?
Это, конечно же, средства изображения. Средства речевой выразительности применяются поэтами для создания более красивой картины изображения природы, для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать писатели.
Средства изображения: это тропы – эпитет, олицетворение, сравнение, метафора.
снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной., сном волшебным, лёгкой цепью пуховой., луч косой,
Олицетворение: чародейка-зима, лес блестит.
«Поёт зима — аукает…»
эпитеты: седые облака, мохнатый лес, ковром шелковым .
Олицетворение: поёт зима — аукает, баюкает, тоской глубокою плывут облака.
Сравнение — воробышки, как детки сиротливые.
В стихотворениях А.Пушкина также есть эпитеты: волнистыми коврами, пухлой пеленою.
Олицетворения: север дохнул, завыл; волшебница-зима идёт, пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла и др.
Сравнения: «Луна, как бледное пятно». Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами. снег лежит», волнистым ковром. Используя сравнения, поэт п ередает восторг перед красотой природы; создается ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров.
Картину зимнего утра он изображает с помощью эпитетов: ч истыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой. Некоторые образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро» несколько раз:
« блестя», «блестит», «блеском» (однокоренные слова). Они передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды, создает настроение радостного и немного печального умиления.
С помощью других эпитетов и конкретных слов автор передает свою грусть, сердечную тоску, навеваемую зимним пейзажем, в стихотворении «Зимняя дорога»:
печальные поляны, льет печально свет она, скучной, утомительно гремит, сердечная тоска , глушь и снег, скучно, грустно, путь мой скучен .
В стихотворении Бунина первой строфе великолепная метафора в сочетании с метафорическим эпитетом:
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
Во второй строфе — олицетворения: “солнце, бодрое от холода”, “утро тихо, радостно и молодо”, “окно золотится…”.
Благодаря этим средствам образной выразительности в обыкновенной зарисовке морозного утра читатель видит необыкновенную красоту русской зимы.
Метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения помогают увидеть красоту окружающего нас мира, открыть необыкновенное в обыкновенном.
Они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают всё, что нас окружает.
Таким образом, рассмотрев данные стихи, мы можем сделать следующий вывод:
У каждого поэта своё видение зимы, а средства изображения помогают поэтам показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года – зиму.
2.4. Произведения искусства о зиме.
Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало закрывает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Русская природа привлекала, привлекает и всегда будет привлекать творческих людей.
Зимние мотивы свойственны не только русской поэзии, но и музыке, живописи. Красотой зимы, её очарованием восторгались не только поэты и писатели, но и композиторы, художники.
Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы.
Изображая различные времена года в своих работах, русские художники стремились в первую очередь показать настроение природы. Как правило, зима в русских картинах – это безмятежное время, когда все вокруг скрывается за белоснежным покровом. Многие живописцы стремились показать, что зима – именно русское время года.
В живописи зиму запечатлел русский художник И.Э.Грабарь. Он нарисовал картину «Февральская лазурь». В феврале бывают такие дни, когда воздух и всё вокруг наполнено голубым сиянием. Голубое небо, голубой снег – всё окрашено в этот удивительный по красоте цвет. Именно такой день изобразил на своей картине художник. Картина вызывает радостное и праздничное настроение, как будто ты находишься там, у берёз, и вдыхаешь морозный воздух.
Чаще всего в живописи, как и в литературе, описание природы зимой создавалось из впечатления от первого снега.
Яркий пример тому – картина Аркадия Пластова «Первый снег». Изображение двух крестьянских детей, выходящих из типичной русской избы, символизирует надежду в светлое будущее, ведь только-только закончилась страшная война. И первый снег – один из символов того, что жизнь будет налаживаться. На самом деле Аркадий Пластов больше любил яркие краски, однако в этой картине он обошелся без них, но все же добавил в нее свой любимый элемент – крестьянский быт.
Художник-пейзажист Николай Крымов всегда восхищался русской зимой, ее холодами и снегом. Его очаровывала неброская красота родной русской природы. Особенно он любил снег, мороз, спокойную величавость зимы. Хотя картина называется «Зимний вечер» , но она очень светлая, видимо, вечер только начинается. В картине помимо белого цвета, мы наблюдаем оттенки голубого. Такой цвет необходим, чтобы усилить впечатление от мороза, показать, что на улице очень холодно. И все же, художник включил в свою картину людей, которые идут по снежной тропинке. Такой образ – яркая иллюстрация того, что русский человек не боится даже самую суровую зиму, наоборот, она нравится ему.
Русский живописец Константин Юон создал огромное число художественных образов зимы в своих картинах. Он очень любил русскую природу, любил зиму, ее краски, ему нравилось изображать снег — всегда разный, то свежий, пушистый, то подтаявший, посеревший. Поэтому существует множество картин, передающих взгляд художника на зиму.
С 1908 по 1958 у художника был дом в Лигачеве, многие пейзажи он написал именно там, там черпал вдохновение, там его воплощал. Давайте рассмотрим и сравним две картины Юона на одну тему, написанные в этой деревне. Это картины «Волшебница-зима» и «Русская зима. Лигачево».
Картину «Волшебница-зима» художник написал в 1912 году, будучи молодым, полным сил художником, ищущим свои темы и способы выражения, пробующим новое. Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы, о белоснежной сказке, преобразившей землю, укрывшей под снегом все скучное, серое, некрасивое. Зима несет красоту пейзажа, похрустывание белоснежного покрывала, радость зимних забав — катания с гор на санках, лыжных походов, забегов на коньках, прогулок на санях, запряженных лошадьми. Неудивительно, что художник назвал зиму волшебницей, — благодаря ей все сверкает и блестит на солнце.
Прошло тридцать пять лет, минуло много исторических событий, две войны и революция, и наступила такая же снежная зима. Однажды художник вновь поднялся на тот же пригорок и глянул на деревню. То, что он увидел — он рассказал с помощью кисти и красок в картине «Русская зима. Лигачево».
Имя художника Бориса Кустодиева связано с самыми яркими, красивыми, праздничными образами в русской живописи. В своих картинах он стремился передать самую красивую сторону русской жизни, ту, что была наполнена светом, праздником, добром, счастьем. И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным, зимним счастьем — «Масленица».
Только густо-темные деревья, только белый снег. Множество деревьев — стволов и веток, огромные снежные сугробы. И больше ничего. Можно ли из этого создать интересную картину? Можно, если кисть в руки возьмет гениальный художник. Это великий русский пейзажист Иван Шишкин. Он сделал это — написал такую картину-пейзаж. И называется картина «Зима».
Не отстали от художников, поэтов и композиторы. Зимние мотивы звучат в композиции «Зима» П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Это своеобразный дневник композитора, в котором он запечатлел дорогие его сердцу эпизоды о каждом времени года, о каждом месяце. Образ зимы передан звуками в кантате Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима — аукает», в «Вальсе» из музыкального цикла «Метель», в веселой песне уральского композитора Ирины Фроловой «Зимняя сказка», да и во многих других музыкальных произведениях. Мне нравится, как задорно спела о зиме Валентина Толкунова песню «Кабы не было зимы», слова которой сочинил Э. Успенский, музыку — Е. Крылатов.
Литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ русской зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему.
Источник