Как поёт синица
Более 9 месяцев в году, кроме поздней осени и ранней зимы, возможно услышать однотипные, но прекрасные и мелодичные трели разных видов синиц. У одних партии громче, у других тоньше.
Большую активность в вокальном исполнении проявляют самцы. Самый сложный и богатый песенный репертуар характерен для молодых представителей синиц. Их разнообразные трели и свисты несут территориальный или демонстративный посыл. С возрастом синицы частично забывают все многообразные напевы, но главный посыл остается неизменным.
В голосовой сокровищнице у птиц около 40 песенных комбинаций для воспроизведения, которые зафиксированы орнитологами.
Некоторые представители способны даже сочетать поочередно трех – пятисложные напевы. Отличить элементы друг от друга возможно по: разному тембру исполнения, ритмичности повторения звуков, воспроизводимой высоте звучания и величине слогов в напеве.
У каждого самца в арсенале от трех до семи, а в исключительных случаях до двенадцати типов композиций. Синицы воспроизводят трех-, двух- и даже однотонные напевы. Между крайними нотами разница звучания варьируется до трех тонов. А любимое ими звукоподражание другим певчим птицам, значительно увеличивает репертуар.
Особенно привлекательные и звонкие песни возможно услышать от самцов в брачный период. Хотя начинаются они с воркования продолжительностью до 10 минут, звучание издаваемых ими звуков не теряет своей красоты. Покрик птиц в это время выглядит как короткий двух – трехсложный позыв, повторяющийся несколько раз.
Возможные песенки: «ци-ци-пи», «ци-ти-ти», «ци-пинь», «ци-ти-ли», «ци-ти-при», «ци-ти-пи», «ци-уить» и другие вариации исполнения.
После формирования гнезда, завлекающие песни самцов меняются, становятся громче и звонче.Теперь их посыл говорит о том, что территория занята и носят предупреждающий характер. Благодаря силе и звучности песни самцы демонстрируют возможным соперникам свой возраст, опыт в пении и силу. А вот для себя и для самочки, воркуют тихо-тихо.
О комфортном состоянии синиц расскажет определенный вид песен – «подпесня». Ее своеобразное звучание представляет собой комбинирование щебетания, базового напева и звуков, похожих на булькание и скрип. Во время этого напева как одиночного, так и группового из четырех – пяти самцов, птицы сидят неподвижно на соседних ветках дерева.
Своя характерная песня у синиц есть и на случай опасности. Ее задача – привлечь внимание других птиц к появлению врага. Если пара синиц находится рядом, то исполняют песню одновременно. Слог «ци» в сигнальном покрике играет основную роль. Его тонкое и высокое звучание слышно на дальнем расстоянии.
Песенное исполнение синиц очень многогранно. Эти маленькие птички способны вокальными партиями завлечь свою пару, отметить свою территорию и даже издать тревожный клич. Жаль, что наслаждаться чистыми трелями и посвистываниями возможно только в дневное время суток.
Вы нам очень поможете, если поделитесь статьей в соцсетях и поставите лайк. Спасибо вам за это.
Подписывайтесь на наш канал.
Еще больше историй читайте на сайте «Птица дома» .
Источник
Клуб Людей и Птиц. ФОРУМЫ ptic.ru
Птицы. Содержание, приручение, лечение. Попугаи, врановые, певчие, хищные птицы, совы, голуби.
Объявление
Страниц: 1
#1 2017-05-05 19:27:06
Пение и звуковые сигналы большой синицы — обсуждение.
Предлагается к обсуждению статья «Большая синица (Parus major)»
Пение и звуковые сигналы большой синицы.
Пение. Пение большой синицы можно услышать в любое время года, за исключением поздней осени и начала зимы.
Возможный период пения охватывает более 9 месяцев.
Весеннее пение начинается уже в начале января, иногда даже в конце декабря.
В литературе отмечается даже несколько случаев, когда большая синица начала петь уже в начале декабря — 9 декабря 2006г. (Санкт-Петербург); 9 декабря 2011г. (Красное Село, Санкт-Петербург).
Температура воздуха при этом была плюсовая, все предыдущие дни были тёплыми, без понижений температуры.
Как правило, первыми начинают петь птицы, зимующие около жилья человека.
Интенсивное пение начинается с марта и продолжается до второй половины мая.
Во второй половине июня — начале июля наблюдается новый подъем активности пения, связанный со вторым циклом размножения.
Функции весеннего пения. С песней больших синиц связаны многие важные биологические функции.
Предвесеннее бормотание, первые короткие песни и покрики свидетельствуют другим синицам о начале брачной активности того или иного самца.
Более регулярное пение еще в зимней стайке (без занятия гнездовой территории) способствует активизации гормональных циклов и брачного поведения других самцов и самок.
После закрепления самца на гнездовом участке наряду с этими функциями усиливаются территориальные функции песни.
Регулярным пением в разных точках гнездовой территории и у дупла самец сигнализирует самке, своим соседям и бродячим в поисках свободных территорий синицам о том, что данный участок занят.
С формированием гнездового поселения начинаются регулярные переклички самцов.
Здесь необходимо упомянуть еще об очень важном свойстве голосового общения птиц – звуковой индукции.
Это склонность птиц реагировать голосом на звуковую среду, в том числе на голоса своего и чужого видов.
Важнейшее эволюционное значение звуковой индукции заключается в стремлении многих певчих птиц поселяться в период размножения поблизости одна от другой, в пределах голосовой слышимости.
Эта потребность особенно характерна, по-видимому, для молодых птиц, окончательно формирующих в первый год их жизни (в подвижную стадию онтогенеза) видовую песню путём научения в первую весну размножения.
Многолетние массовые наблюдения больших синиц и некоторых других певчих птиц (дрозда-белобровика, мухоловки-пеструшки Ficedula hypoleuca,
веснички Phylloscopus trochilus и др.) показали, что их местное население ежегодно обновляется на 70-80% за счёт молодых птиц-первогодков, каждый год прилетающих на участки кольцевания со стороны.
Следовательно, можно предполагать, что весенняя демонстративная песня старых самцов, обычно прилетающих в гнездовую область раньше, служит надёжным ориентиром для молодых, облегчает им поиск благоприятных мест и способствует быстрому и целесообразному распределению
птиц по территории.
Репертуар песен. В разгар брачного периода (между занятием гнездового участка и началом насиживания) самцы больших синиц
поют очень много.
Весенний покрик больших синиц — это коротенькая в 2-3 слога песенка, которая выкрикивается 1-3 раза.
Их песни обычно образуются на основе соединения двух типов позывов и представляют собой многократное повторение этих слогов.
В средней полосе чаше всего встречаются песни следующих типов: «ци-ци-пинь», «ци-ци-пи», «ци-ти-ти», «ци-пинь», «ци-ти», «ци-пи».
Значительно реже можно услышать песни, формирующиеся на основе звуков, уже исчезнувших или крайне редко встречающихся в системе позывов (песни типа «цили-цили» и др.).
Крайне редко можно отметить песни, состоящие из 3 типов позывов («ци-ти-ли», «ци-ти-при», «ци-ти-пи» и др.).
Каждый самец большой синицы имеет в своем репертуаре от 2-3 до 5-7 (иногда даже до 12) типов песен.
Многие типы песен самцы используют крайне редко или поют их значительно тише остальных (для себя и для самки).
Любители комнатного содержания больших синиц неоднократно отмечали, что даже после нескольких лет жизни в неволе самцы вдруг радовали их новыми и необычными типами песен.
Интересно, что наиболее сложный песенный репертуар и наиболее богатая система позывов характерны для молодых птиц.
При всех трудностях выявления индивидуального репертуара каждой птицы в больших и густых поселениях регулярно удается открывать все новые и новые песни.
Многолетние сборы песен из самых различных районов нашей страны и Европы позволили открыть картину невероятного разнообразия репертуара большой синицы в разных областях ее современного ареала.
Свойства песен. Песня большой синицы весьма разнообразна и подвержена индивидуальной изменчивости.
Встречаются синицы, которые поют трёх-, двух-, и даже однотонные песни.
Интервал между первой и последней нотой может варьировать от полутона до трёх тонов.
Считается, что подобного рода индивидуальная изменчивость песни служит целью маркировки отдельных особей и помогает птицам распознавать своих соседей по участку, а также узнавать «чужих» птиц, прилетевших со стороны.
На слух удается различать до 40 вариантов песни.
Одна птица может попеременно использовать 3—5 вариантов, отличающихся по ритму, относительной высоте звуков, тембру и количеству слогов.
Чаще всего встречаются двух- и трехсложные песни (рис. 1).
Рис. 1. Осциллограммы вариантов весенней песни большой синицы (Parus major) исполняемых одним и тем же самцом.
Окрестности пос. Вырица. Апрель 1978 г. Записи А. В. Бардина.
Некоторые синицы поют настолько музыкально, что лучший способ изображения их песни — нотная запись.
А. С. Мальчевский отмечал, что проигрывая на магнитофоне самцам большой синицы основной вариант их песни, самец, услышав свою песню, иногда сразу же меняет ритм и тональность напева.
Он как бы противопоставляет новую песню той, которую слышит.
Смысл такого противопоставления, очевидно, заключается в утверждении своей индивидуальности.
Осеннее пение начинается в августе, усиливается в середине сентября и прекращается в I декаде октября.
Об осеннем пении больших синиц замечательно написал Дмитрий Кайгородов, отец русской фенологии и популяризатор природы:
» В туманные осенние дни, когда вся природа «съеживается» в ожидании скорого прихода суровой гостьи – бабушки-зимы – и когда даже в самое беззаботное сердце прокрадывается какое-то тоскливое чувство, звонкий свист синицы, раздавшийся в опустелом саду, действует на тоскующую душу, словно яркий луч солнца, прорвавший густую пелену тумана…
Осенний туманный день и синица – неразлучные спутники.
По крайней мере, в моем представлении они всегда тесно связаны между собой.
Еще в детстве, как сейчас помню, выскочишь, бывало, в одной курточке утром, перед отправлением в школу, на не заделанный еще на зиму балкон: сыро, туманно, неуютно. С неопавших еще потемневших листьев сирени, словно облитых водой, падают на землю крупные капли.
Почерневшие от мороза, точно ошпаренные, георгины печально свесили свои листья и не успевшие еще доцвести желтые и пунцовые головки…
Тоскливо так сделается на душе: впереди зима со школой и скучными уроками, и такая длинная-длинная, что и конца ей, кажется, не предвидится (в детстве ведь время так тянется!)…
Вдруг из куста сирени раздается веселое «пинь, пинь, пинь, цици-вю, цици-вю, цици-вю!» – сердце так и встрепенется.
Вот и сама она, шустрая, живая синичка, перепрыгивает с ветки на ветку. Веселая, беззаботная, бойко вызванивает стальным своим голоском на разные лады, словно хочет сказать:
В мире, что ни дейся,
Смертный все надейся,
Солнце не однажды сызнова взойдет,
После непогоды ярче день блеснет.
«Цици-фююить, цици-фююить» – стоит ли горевать, пока здоров и есть что кушать, да и гореванием ведь горю не поможешь, и не век ведь будут осень да зима:
Тем еще утешней
Будет праздник вешний:
Вновь мир будет скоро солнышком согрет,
Радужно раскрашен, зеленью одет.
Постоишь так, бывало, на балконе, послушаешь синичку, и легко станет на душе, и в школу как-то веселее бежится…»
Пение самок. У большой синицы могут петь не только самцы, но и самки, которые чаще издают песню во время выкармливания птенцов и вождения выводка.
В мае 1975 г. в Печорах наблюдалось пение самки при весьма необычных обстоятельствах.
Самка сидела в гнезде, насиживая кладку.
Через некоторое время она вылетела из дупла, села на ветку рядом с гнездом и громко запела (!).
Ей откликнулся песней самец, державшийся неподалеку.
Через полминуты он подлетел к самке с кормом в клюве.
Самка приняла выпрашивающую позу и стала издавать «птенцовый» крик.
Самец отдал ей корм, и обе птицы перелетели в кроны соседних деревьев.
Подпесня. Кроме демонстративного пения для большой синицы характерна также «подпесня», имеющая очень своеобразное звучание. Чем-то она напоминает «мурлыканье».
Подпесню чаще всего приходится слышать в феврале и марте, но она отмечалась также в январе, апреле, июне и сентябре.
Подпесня довольно благозвучна и представляет собой смесь тихого щебетания и исполняемых «под сурдинку» слогов демонстративной песни, своеобразный набор скрипучих, булькающих и пузырчатых звуков (разнообразных туго свернутых или, наоборот, рыхлых трелек.
Подпесня большой синицы обычно говорит о комфортном состоянии поющей птицы.
При этом большая синица (в наблюдавшихся случаях это были самцы) сидит в кронах деревьев, часто в неподвижных позах.
Продолжительность подпесни — от 0,5 до 10 мин.
Наблюдается также групповое исполнение подпесни, когда 3—4 самца сидят на соседних ветвях и поют одновременно.
В подпесню иногда включаются заимствованные звуки: например, фрагменты песни желтоголового королька и булькающие звуки пухляка.
Сигналы большой синицей копируются достаточно точно — у наблюдателя обычно даже не возникает подозрения, что слышимые им крики других видов может издавать большая синица.
Имитации. Большую синицу Parus major обычно не причисляют к видам, для которых характерен имитационный тип звукового общения.
При значительной изменчивости её весенней демонстративной песни не наблюдается включение в неё звуковых сигналов других птиц.
Тем не менее для некоторых больших синиц голосовая имитация — явление обычное
Многолетние наблюдения в Псковской области показали, что большие синицы широко используют голосовые сигналы других видов в качестве криков призывного значения (табл.1).
Табл.1. Голосовые сигналы — разных видов птиц, имитируемые большими синицами.(Мальчевский 1983).
Примечание. Наблюдения проводились в окрестностях г. Печоры Псковской обл. в 1970—1981.
Как видно из таблицы, чаще всего копируются сигналы видов, принимающих участие в образовании смешанных синичьих стай.
По данным наблюдений за индивидуально мечеными особями, явление звукоподражания у большой синицы характеризуется следующими особенностями:
1) чужие сигналы имеют в своём репертуаре только некоторые особи;
2) большие синицы, научившиеся имитировать какой-либо чужой сигнал, постоянно сохраняют его в репертуаре;
3) заимствованный сигнал не заменяет функционально соответствующего видового сигнала, а используется наряду с последним;
4) большие синицы издают заимствованные сигналы в тех же ситуациях, что и виды, которым они подражают;
5) как правило, но не всегда, большие синицы используют заимствованные сигналы в присутствии вида, голос которого они копируют.
Поэтому можно предположить, что имитация специально используется для межвидового общения;
6) у всех видов синиц высокоинтенсивный призывный крик переходит в сигнал демонстративной тревоги путём усиления и многократного повторения.
Однако большие синицы, подражая видовому призывному крику других синиц, никогда не используют его для выражения демонстративной тревоги.
Для этого она использует только свой видовой сигнал.
Кроме большой синицы, звукоподражание удалось заметить пока только у двух видов синиц.
У пухляка дважды (на воле и в неволе) отмечено подражание «пиньканью» большой синицы.
На Сахалине в 1976 году неоднократно наблюдали, как болотные гаички точно имитировали призывные крики пухляка и восточной синицы Parus minor.
Голосовая имитация выявляется также при совместном воспитании молодых птиц в комнатных условиях, а также при выкармливании птенцов в гнездах других видов.
В 50е годы прошлого века был проведены опыты по перекладке яиц и пересаживанию птенцов разного возраста в гнёзда других видов.
Пересаженные птенцы были окольцованы, и в последующие годы проводился контроль и регистрация голосовых реакций этих птиц.
Среди птенцов разных видов наблюдались и большие синицы.
Выводы были сделаны следующие:
1. Сигнальные позывы и песня и являются врождёнными, но в формировании их решающую роль играет имитация.
2. Птица, как правило, формирует свою песню из элементов песни того вида, которым она воспитывалась в послегнездовом периоде.
3. Часто полностью имитируется песня чужого вида.
4. По сравнению с песней, в формировании позывов врождённое имеет большее значение, но часто и эти позывы полностью имитируются, при этом птица издаёт их «в правильном смысле».
5. Слышанное во время пребывания в гнезде особой роли не играет, очевидно, имитация происходит при сочетании акустического и визуального контакта.
6. Раз сложившиеся голосовые реакции впоследствии уже не меняются.
7. Изменения песни пересаженной птицы в первом весеннем сезоне под влиянием пения самцов её вида не наблюдалось.
8. Песня и позывы чужого вида затрудняют спаривание только в незначительной степени.
Сигналы больших синиц. Голос и акустическая ориентация, как известно, имеют первостепенное значение в жизни птиц.
Исключительное значение голоса объясняется, по всей видимости, тем, что изначальной и наиболее общей чертой их биологии, определившей основное направление эволюционного развития всего класса, явился полёт, и как следствие его — большая подвижность.
Совместные перелёты, часто в условиях плохой видимости, лесной или кустарниковый образ жизни, необходимость поддерживать связь между партнёрами и т.п. — способствовали развитию голосовой сигнализации у птиц и вынуждали их осуществлять необходимые коммуникации между членами семьи или стаи на расстоянии в условиях, когда исключён зрительный контакт.
Все это определило сложность и разнообразие голосовых реакций и типов звукового общения у птиц, в том числе и у больших синиц.
Звуковая система сигнализации больших синиц очень сложна.
Она включает подсистему контактных сигналов «ци», которая действует на небольших расстояниях и образована высокими, часто тонкими свистами, очень трудными для локации.
Одним из важнейших сигналов этой группы служит сигнал «на ястреба» — тонкий, высокий, «игольчатый» свист — длинное «цииии».
Высокоинтенсивный призывный крик переходит в сигнал демонстративной тревоги путем усиления и многократного повторения.
Этот сигнал синицы издают при появлении пернатого хищника.
В ответ на него все члены стайки либо мгновенно скрываются в надежных укрытиях, либо, застигнутые врасплох, мгновенно и надолго замирают на месте.
Этот сигнал большой синицы воспринимается как сигнал опасности и другими лесными птицами; в это время не только певчие птицы,
но даже глухари застывают без движения.
Интересно, что воспитанные в изоляции от взрослых синиц, птенцы знают видовой сигнал тревоги и адекватным образом на него реагируют.
Как показал эксперимент, когда какой-либо из птенцов замечал пролетающую перед окном ворону или голубя, он подавал сигнал тревоги и все птенцы, находящиеся рядом, замирали в неподвижной позе.
Перья при этом прижимались к телу, отчего птица становилась меньше, а глаза внимательно искали источник предполагаемой опасности.
Тихими цикающими сигналами большие синицы перекликаются при непосредственном контакте.
Логика кодирования информации этими сигналами аналогична таковой у московок, корольков и других птиц.
Большие синицы, как более крупные и энергичные птицы, все же реже пользуются системой этих высоких свистов, отдавая явное предпочтение
сигналам других типов.
Однако многие сигналы из репертуара большой синицы начинаются отчетливыми свистами и образуют с ними прочные комплексные структуры типа «ци-ци. уить», «ци. вить» и т.д.
Впрочем, эта особенность характерна и для других видов синиц, в частности для лазоревок, московок, гаичек, гренадерок.
В системе дальней сигнализации многие спокойные ситуации отображаются сигналами «ци-уить» или «ци-ци-уить».
Этот сигнал чаще слышен в гнездовой период.
Он служит для оповещения о месте нахождения синицы в данный момент, о ее появлении у гнезда, для призыва партнера и подросших слетков.
Этот же сигнал обычно слышится перед уходом синицы в гнездо на ночевку.
Его можно отнести к категории ориентирующих сигналов. Он никогда не звучит слишком часто и не образует больших серий.
Для того чтобы подчеркнуть важность момента, птица может изредка лишь сдвоить элементы «уить»: «ци-ци-уить-уить».
В гнездовой, но чаше во внегнездовой период с аналогичными значениями используется более громкий и резкий сигнал «вить» («ци-ци-вить»), по-видимому, слышимый на значительно больших расстояниях, чем сигнал «уить».
Этот сигнал нередко издается «пачками» и может сопровождать более опасные ситуации («вить-вить. вить-вить-вить»).
В словарях больших синиц встречаются многие модификации сигнала «вить» («твить», «пить», «цить», «ить», «тви» и т.д.).
Они выражают различные оттенки этого сигнала, а у отдельных особей и популяций больших синиц могут и заменять его.
В качестве важнейшего (так называемого социального) сигнала, используемого в умеренных ситуациях волнения и тревоги, при потере партнера или стайки, при появлении тревожного, но реально пока не опасного объекта (человека, собаки, кошки, вороны и т. д.)
выступает сигнал «пинь» или «ци-ци-пинь».
Учащение группы сигналов «пинь» с большим числом элементов указывает на обострение ситуации, а уменьшение, наоборот, на снижение возбуждения и улучшение обстановки.
Есть и некоторые другие сигналы — звук, издаваемый птенцом в яйце, побуждающий самку интенсивнее обогревать кладку, пищевая голосовая реакция птенца, его призывной крик, сигнал угрозы (шипение) и т.д.
Средний набор сигналов большинства больших синиц, различных по звучанию и имеющих самостоятельный биологический смысл, обычно включает 20-25 типов звуков.
Но уже в группе из 20-30 птиц можно выявить 40-50 сигналов.
Кроме того, как отдельные птицы, так и отдельные группы и популяции синиц для отображения одних и тех же ситуаций могут отдавать предпочтение различным типам позывов.
Литература.
1. К. Ю. Домбровский. Пение большой синицы Parus major в декабре. Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 732: 434-435
2. А.С.Мальчевский. Звуковое общение животных (на примере птиц). Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 209: 35-47
Второе издание. Первая публикация в 1976*
3. А. С. Мальчевский. О разнообразии и классификации звуков, издаваемых птицами. Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 500: 1267-1311. Второе издание. Первая публикация в 1972*
4. А. С. Мальчевский. Биологические основы звуковой коммуникации птиц. Русский орнитологический журнал 2005, Том 14, Экспресс-выпуск 303: 979-989 Второе издание. Первая публикация в 1982*
5. А. С. Мальчевский, Ю. Б. Пукинский. Роль звуковой индукции в голосовом поведении птиц. Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 483: 779-801 Второе издание. Первая публикация в 1980*
6. А. С. Мальчевский, Пукинский Ю.Б. «Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий» Л.: Из-во Ленинградского университета 1983 г.
7. Е. К. Вилкс. Врождённое и приобретённое в голосовых реакциях некоторых птиц. Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс- выпуск 732: 433-434 Второе издание. Первая публикация в 1959*
8. А. В. Бардин Звукоподражание у большой синицы Parus major. Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс- выпуск 483: 801-802 Второе издание. Первая публикация в 1990*
9. Б.П. Мантейфель. Экология поведения животных. Из-во «Рипол Классик», 1980.
10. О. П. Смирнов. О поведении птенцов большой синицы Parus major. Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 375: 1170-1173
11. Д.Н. Кайгородов. Из царства пернатых. Популярные очерки из мира русских птиц. Из-во «Белый город». 2013
Источник