Меню

Как поют воробьи зимой

О чём говорят воробьи.

Все, кто не голуби, – воробьи

Нам кажется, что мы хорошо знаем воробьёв. Любой ребёнок вам скажет, как выглядит эта птичка: маленькая, с пушистым серым брюшком, пёстрой чёрно-коричневой спинкой и крылышками. Воробушек – ловкий и стремительный, передвигается прыжками, громко чирикает и живёт стайками.

Вот, вроде бы, и всё. Но описали мы только домового воробья, живущего в городах и деревнях, всегда поблизости от человеческого жилья. На самом деле воробьёв – тьма тьмущая, более 5 тысяч видов. Это самый многочисленный в мире отряд пернатых, включающий сотни семейств, и населяют они всю планету, за исключением Антарктики и некоторых островов.

К воробьинообразным относятся ласточки, скворцы, соловьи, снегири, сойки, канарейки, да что там, даже вороны! Ворон – самый крупный представитель воробьиного отряда, хотя и принадлежит он к семейству врановых. А самые крохотные – корольки и нектарницы, весом 3–4 грамма.

Так что все городские птицы, за исключением голубей, – родственники воробьёв. И хоть размеры и цвет оперения у них разный, но всех их объединяет высокоразвитый мозг: они хитры, сообразительны и обладают хорошими вокальными данными. Кроме того, они великие стратеги.

Проходя по улице мимо стаек воробьёв, слыша их задорное чириканье, мы думаем: «Как же они веселятся! Как радостно и беспечно поют!» Но знай мы воробьиный язык, у нас бы лопнул мозг от обилия информации, которое воробьи передают друг другу на разные лады: «Мама, есть хочу!», «Отвали от моей девушки!», «Ребята, шухер, кот крадётся!», «Все воробьи как воробьи, а ты даже пёрышка в гнездо не принесёшь!», «Пацаны, айда, в соседнем дворе бабка хлеб крошит!», «Клюётся он! Ща я тебя клюну!», «Как же достали эти тупые голуби, с левого фланга заходи, пасуй на меня кусок булки!», «Я задержу их, ничего. Вперёд, один за всех!»

Действительно, воробьиные позывные очень разнообразны: это и любовные серенады, и детский крик о помощи, и угрожающее чириканье сопернику, и предостерегающие сигналы опасности.

Когда вы наблюдаете группы беспечно купающихся в лужах или принимающих песочные ванны воробьёв (таким образом они избавляются от паразитов), самозабвенно клюющих ягоды с кустов, таскающих крошки с ваших столиков в открытых кафешках, имейте в виду, что для птиц это не развлечение, а настоящая спецоперация.

Купаются и лакомятся далеко не все. По особой договорённости несколько птичек не позволяют себе расслабляться и стоят на стрёме, отслеживая возможную опасность. В случае чего они подают сигналы тревоги собратьям. Затем этих постовых сменяют другие, отпуская первых на перекус.

Если опасность надвигается с воздуха, в виде хищной птицы, воробьи сообщают об этом определёнными звуками, призывая всех прятаться под кустами. Если же опасность с земли, в виде крадущейся кошки, – сигнал совершенно другой, он готовит собратьев к взлёту.

А знаете ли вы, что воробьи относятся к певчим птицам и таят в себе такие таланты, о которых мы даже не подозреваем?

Я раскопала в интернете массу примеров говорящих воробьёв. Оказывается, они способны подражать песням других птиц и звукам млекопитающих, а при желании могут даже имитировать человеческую речь!

Одна бабулька научила своего домашнего воробья общаться с ней, и он повторял её ласковые слова довольно различимо: «Тимочка, где мой сладенький? Иди сюда! Тю-тю-тю». Клянусь, я сама видела этот ролик в интернете.

Другой молодой воробей обучился нескольким человеческим словам благодаря своему соседу по клетке, волнистому попугайчику. Он называл его кличку – Стёпа – и вычирикивал «здорово!», лаял по-собачьи, а также ругал пса словами своей хозяйки.

Эти факты могли бы показаться фантастическими, но птички, относящиеся к отряду воробьинообразых, действительно наделены способностями пересмешников. В определённых условиях обучаемы человеческим словам также снегири и ласточки. Что уж говорить о воронах или австралийских родственниках воробьёв – лирохвостах, вот уж кто настоящий пернатый аттракцион!

Лирохвосты способны не только петь голосами разных птиц, но и подражать звукам лазера из компьютерных стрелялок, рёву моторов, мычанию, блеянию, лаю, кваканью, кукареканью. Они даже выпевают басовые оперные арии.

Учёные отмечают, что в мегаполисах воробьи стали петь гораздо громче, чтобы доносить своё чириканье до собратьев сквозь шум и грохот города. А также перешли на ночное пение, когда город затихает и драть глотку не нужно.

Чему следует поучиться у воробьёв, так это их семейному укладу и умению любить.

Ни один воспитанный воробей не позволит себе ухаживать за девушкой, пока не обзаведётся собственным жильём, – это его первый и самый важный вклад в будущую семью. И девушки-воробьихи рассматривают женихов только с квартирами. Но в излишней меркантильности их никто упрекнуть не посмеет, ведь невеста в первую очередь заботится о будущем потомстве: в гнезде должно быть тепло, уютно и безопасно.

Читайте также:  Очистка кузова автомобиля после зимы

Невесты очень придирчивы, не всякий домик одобрят. Гнёзда могут располагаться в самых разных местах – дупла, скворечники, металлические полые трубки, поддерживающие светофоры, норы, расщелины в скалах и зданиях, чердаки, кусты, деревья.

Хорошо, если жених успел навести уют и внутри гнезда, натаскав пёрышек, травинок и ветоши. Пока он взволнованно ожидает невесту снаружи, девушка тщательно обследует гнёздышко изнутри: присаживается, прилаживается. И если её всё устраивает, то жених одобрен как домовитый мужик. Дальнейшим обустройством квартиры они обязательно занимаются сообща – совместная работа укрепляет отношения молодожёнов.

Но не кровом единым впечатляются девушки. Прежде чем убедить избранницу полететь с ним на осмотр будущего жилья, воробей должен очаровать свою девицу-красавицу и победой в драках с соперниками, и песенкой особенной, и танцами. Какие только воздушные пассажи не исполняют воробьи, чтобы влюбить в себя избранницу!

Невесте также важен и статус жениха. А статус его отмечен тем самым тёмным подклювным пятнышком, которое есть только у самцов: чем оно больше, тем физически сильнее воробей-мальчик, тем здоровее у него получится потомство, и в будущем он станет лидером в сообществе, ему первому и место у кормушки, и уважение стаи.

Учёные-орнитологи проводили коварные эксперименты и дурачили воробьих, подрисовывая маркером подклювники более мелким и слабым самцам. И что бы вы думали! Воробьихи велись на эти хитрости и выбирали именно тех, с подрисованной манишкой.

Но как только порядок ухаживаний соблюдён, дом построен, воробьиха подаёт знак воробью, что готова отдаться его страсти, и становится прямо такой девочкой-девочкой. Принимает позицию подчинённую, подрагивает крылышками и открывает клюв, как просящий корма птенец. А гордый мачо покрывает свою прелестницу до двадцати раз за час, он это заслужил.

Все эти сложности ухаживаний не напрасны, ведь воробьи выбирают себе пару на всю жизнь и стараются хранить верность.

Один любитель птиц с удивлением наблюдал такую картину: в дупло, из которого выглядывал самец-воробей, всеми силами пыталась пробраться молодая и красивая самочка, но он почему-то изгонял её, выбрасывал наружу и даже, сцепившись, падал с ней на снег, пока та не сдалась и не улетела прочь. И тогда к дуплу подлетела другая воробьиха, законная супруга, которая наблюдала за битвой с соседней ветки. Муж учтиво пропустил её в гнездо и последовал за ней следом.

Но бывают в жизни воробьёв и случаи двоежёнства – правда, они не часты. Тогда воробью-мужу приходится несладко, хочешь не хочешь, но надо обеспечивать сразу две семьи. Воробей-двоежёнец строит оба гнезда в максимальной близости друг от друга, чтобы и за детишками успевать приглядывать, и незваных ухажёров отгонять от жён.

Воробьи – очень трепетные и заботливые родители, высиживают кладку вместе. Если любимая принесла второе потомство, то первое довысиживает уже папаша.

Защищая своих птенцов, воробьи способны на подвиги и готовы сразиться не только с более крупными птицами, но и с млекопитающими, они даже могут отважно атаковать человека.

Выкармливают птенцов тоже оба родителя, и папка очень волнуется, если мамка надолго улетела на промысел. Если же супруга по каким-либо причинам погибла, то воробей проживёт бобылём до следующего сезона, не забывая заботиться о детках. Правда, и соседи не оставят в беде, у воробьёв принято подкармливать и чужих детёнышей.

А вот со своими не всегда бывает гладко. Если птенцы крайне слабы и плохо открывают клювики для кормления, то их исторгают из семьи и могут выкинуть из гнезда, отдавая предпочтение более жизнестойким, – закон дикой природы. Ведь трудятся родители ради своих отпрысков в поте перьев, прожорливым детёнышам приносят корм до двухсот раз за день! А когда спустя две недели малыши покидают дом, родители всё ещё помогают им.

Наверняка вы не раз наблюдали в воробьиных стаях этих желторотиков, пищащих и трепещущих крылышками. Взрослые воробьи не столько сами едят, сколько закладывают корм в эти требовательные клювики. И, что удивительно, кормят и воспитывают своих слётков в основном папаши, обучая их при этом важным сигналам – «взлёт», «опасность», «отбой».

Воробьи вообще очень дружные и благородные ребята, никогда не унывают, не дерутся за еду. Больше того, если находят хлебные места, первым делом летят оповестить об этом своих собратьев, а девочек первых пускают полакомиться вкусняшкой.

Источник

Как выживают воробьи зимой

Есть птицы, которые остаются зимовать в родных местах. К ним относятся маленькие, но гордые и добрые птички – воробьи. Воробышки укрываются в сараях, на чердаках, трансформаторных будках или других укрытиях.

Для построения жилища птички собирают в теплое время траву и веточки. В результате ускоренного создания гнезда получаются неаккуратные и с неправильной формой. Это отличие воробьев от большинства пернатых.

Читайте также:  Метель снег ночь что они обозначают

При недостатке пищи у них не будет достаточной энергии для согрева. Слабых особей ждет непростая участь – невозможность искать еду и бороться за теплые места.

Поэтому помогите птицам зимой. Не кормите хлебом, потому что зимой этот продукт для них опасный. Хлеб забивает кишечник и приводит к гибели. Полезные для птиц крупы — гречка и просо. В морозные дни вешайте кусочки несоленого сала на балконе или дереве.

Воробьи, как и другие пернатые, тяжело переносят морозные зимние месяцы. Сильные морозы угрожают гибелью. Воробьи — бесстрашные представители мира пернатых. Маленькие, а стойко переносят холод. В сильный мороз сидят на заснеженных деревьях, как украшения на новогодней елке.

Для того, чтобы выжить, птицы стараются держаться поближе к людям. По их поведению видно, холодно ли на улице. Когда холодно, воробьи попеременно греют лапки, поджимают и прячут в оперении. Если оперение ровное и гладкое, значит на улице тепло. Если же воробьи сидят с нахлобученными перьями, то на улице сильный мороз.

Возле кормушек кружится стая воробьев. Когда птица находит пропитание, то зовет и сородичей. В ночное время пернатые держатся сообща. Любят кружиться небольшими стайками непосредственно друг от дружки.

Изнутри кучки периодически передвигаются на внешнюю сторону, тем самым согревая других. Создается видимость, что стая постоянно движется.

Воробьи круглый год приносят людям радость птичьими трелями и напоминают о потребности в нашей поддержке. Мастерите и развешивайте кормушки, чтобы эти неугомонные пичуги почувствовали счастье на планете.

Вы нам очень поможете , если поделитесь статьей в соцсетях и поставите лайк. Спасибо вам за это.

Любите животных? Посетите наш второй канал «Зверски интересно» .

Источник

НОД «О чём поет воробей?»

Анастасия Лыткина
НОД «О чём поет воробей?»

О чем поет воробей?

1. Расширить знания детей о значении воды в нашей жизни и закрепить знания детей о свойствах воды (вкус, запах, цвет).

Активизировать знания о названиях птиц, рыб.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы, при помощи игрушек и картинок.

2.Развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.

Развивать внимание, память, мышление. Развивать активность, ловкость, быстроту реакции.

3. Формировать доброжелательность, стремление помочь ближнему.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Материал. Игрушки- воробей, карась, лещ, пескарь, щука; банки, вода в стаканах, свистульки, музыкальные инструменты.

Ход занятия

— Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице я встретила воробья.

Слушаете,что он мне рассказал: «Я по лесу шел и речку нашел.» (Банка с мутной водой)

-Ребята, вы видите в банке кого — нибудь?

-Значит, вода, какая? Мутная, грязная.

-Ребята, там же рыбы плавают. Рыбы в какой воде должны плавать? В чистой.

— Сейчас мы пересадим их в чистую воду. (дети пересаживают рыб)

-Это что за рыба?Карась, лещ, пескарь, щука.

-Что есть у рыб? Плавники

-Чем покрыто тело у рыб? Чешуёй.

-Как вы думаете, почему вода в реке такая грязная? Да, ребята, это люди мусор бросили в воду, моют машины возле речки, поэтому вода стала грязная.

-Правильно поступают люди? Вот мы пересадили рыб в воду.

-Какая вода? Чистая, прозрачная. Такую воду и я люблю, чистую.

-Я вас хочу угостить чистой водой (каждый ребенок берет воду на столе и пьет ее).

— Вода пахнет? Нет, значит, вода без запаха.

-Вкус у воды есть? Нет, вода без вкуса.

— Для чего нужна вода? (ответы детей)

— Всем нужна водичка:

И рыбке, и птичке,

И деревьям в лесу,

И цветочкам на лугу,

И котятам, и тигрятам

Даже маленьким ребятам

Помогает нам вода!

-Посмотрите, как в лесу стало светло. Запели песни птицы (включается фонограмма пения птиц).

Воробей тоже обрадовался встрече и так чудно запел…

— Вы слышали, как поет воробей?

-Он поет: ку-ка-ре-ку!

-Правильно? (дети отвечают)

— А как же он поет? (дети имитируют чириканье воробья). Конечно!

— Как же я могла забыть.

-Как вы думаете, воробей чирикает потому, что он зверь? (дети отвечают)

— Значит, воробей – насекомое?

-А кто же тогда воробей? (дети отвечают)

— Какой он окраски? Правильно! Воробей, конечно же птица.

-А вы еще каких-нибудь птиц знаете?

-Сейчас мы с вами поиграем.

Один из ребят называет птицу, например сороку.Воспитатель считает: раз- сорока, два -сорока… Прежде чем воспитатель скажет «три», кто-либо из детей успевает произнести название следующей птицы. Игра продолжается до тех пор, пока дети вспоминают все новых и новых птиц. Когда же запас знаний иссякнет. Воспитатель скажет «три», и последний участник игры станет победителем. Победителю вручается, свистулька -птички).

Читайте также:  Рисунки прощание с зимой

— Оказывается, вы много знаете птиц. А вы их видели? (дети отвечают) Вам, конечно, хорошо известно, что звери бегают, рыбы плавают, а птицы?. (дети отвечают) Правильно, птицы летают.

ИГРА «Кто летает?»

— Чиж летает? Орел летает? Слон летает? Жаворонок летает? Скворец летает? Комар летает? Крокодил летает? Самолет летает? И т. д.

Оказывается, летают не только птицы. Но вот радуют нас веселыми звонкими песнями именно они. Как поет маленький серенький воробышек живущий рядом с нами, мы уже знаем. А о чем он поет. Как вы думаете? (дети отвечают, о чем по их мнению, поет воробей).

— О многом может рассказать нам простая воробьиная песенка «Чик-чирик». Писатель Алексей Максимович Горький очень внимательно слушал воробьиные песни-разговоры. И вот однажды он услышал, как маленький воробышек Пудик весело распевал,глядя вниз на человека:

Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

А я маленький совсем,

Зато сам я мошек ем.

Пел, пел воробышек да и вывалился из гнезда, а рыжая кошка-тут кА тут! Пришлось маме-воробьихе спасать Пудика, а кошка — зеленые глаза — вырвала у мамы-воробьихи хвостик.

— Ребята, а мы с вами могли помочь воробышку и его маме? Давайте попробуем!

Один из ребят становится Кошкой- зеленые глаза, второй- воробышком Пудиком. В центре зала ставится стул- это гнездо воробья. Если Пудик в гнездо спрячется- успеет сесть на стул, то кошка его не достанет, а если он не успеет убежать, придется детям его выручать.

Дети становятся в круг, берутся за руки. Пудик остается вне круга с одной стороны, кошка- с другой. Дети под музыку идут по кругу вместе с Пудиком и Кошкой. Когда музыка обрывается, Пудик должен проскользнуть под поднятыми руками и быстро сесть на стульчик. Кошка старается сделать то же самое. Если кошке удалось захватить «гнездо», Пудик уходит вместе с детьми внутрь круга. Кошка ждет на стуле, пока не умолкнет музыка. Затем кошка бросается ловить Пудика, а он должен выскользнуть из круга. Кошку дети стараются задержать, отпуская руки.

Дети садятся на стульчики

— Ребята, а какие вы знаете времена года? (дети отвечают)

— Ребята, вот сейчас пришла зима – холодная, снежная, а наш знакомый воробей все прыгает и поет. О чем же он поет зимой? (дети отвечают)

— Зимой птицы поют о том, как холодно и голодно стало жить, как нужна им помощь. Чем мы можем помочь птицам зимой? (дети отвечают)

У каждого в доме найдется кусочек хлеба, горсточка пшена или семечек. Если мы поделимся этим с птицами, им не страшны будут холода, потому что «хороший обед изнутри греет».

— Угостим нашего воробья? (ответы детей)

Посмотрите, какие картинки я нашел в лесу. Что нарисовано на картинке (Мальчик ломает ветки деревьев). Так можно делать? (ответы детей) Почему?

Посмотрите и еще одна картинка. Что на ней нарисовано? (дети разоряют гнезда птиц). Так можно делать? (ответы детей) Почему?

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай.

Мусор с травки убирай.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки — не стрелять;

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу- всего лишь гость.

Здесь хозяин- дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Зимой птиц кормите

Живую природу в любое время года берегите.

— Кто должен заботится о лесе и обитателях леса?

— Дети, а сейчас давайте с Вами поиграем на музыкальных инструментах, для нашего воробья. Ведь он нам о чем сегодня рассказал?

Воспитатель дает детям трещотки, бубны, треугольники, колокольчики. Дети играют на музыкальных инструментах для воробья.

— Спасибо, чик – чирик, понравилась мне ваша музыка. Я вам хочу подарить свистульки.

— Пожалуйста, до свидания я полетел.

Паспорт проекта «Живая вода» Тема проекта: «Живая вода» Вид проекта: информационно-исследовательский Сроки реализации: 07.10.13 – 22.11.13 Руководитель: Пронина Е. А. ,.

Проект по ознакомлению со свойствами воды и ее значением в жизни «Путешествие с капелькой Капитошкой» Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению,.

Источник

Adblock
detector