- Как научиться выполнять элементы на катке? Фонарик, циркуль, перебежки
- Какие элементы не стоит повторять за профессиональными фигуристами?
- Элементы, которым может научиться каждый
- Современные технологии производства коньков. Авиационный алюминий и композитные материалы
- Из чего делают коньки
- Беговые коньки
- Коньки для фигурного катания
- Хоккейные коньки
- Универсальный вариант
- Коньки для Байкала
- Крепления
Как научиться выполнять элементы на катке? Фонарик, циркуль, перебежки
С наступлением зимнего сезона открывается всё больше катков и жители городов смело выходят на лёд. А те, кто хоть раз любовался фигурным катанием, пытаются повторить за профессионалами их грациозные трюки. Некоторые элементы окажутся слишком сложными и даже небезопасными для новичков, другие же вполне можно изучить самому. Рассказываем, почему многие движения фигуристов лучше не пытаться делать самостоятельно и какие под силу выполнить даже начинающим.
Какие элементы не стоит повторять за профессиональными фигуристами?
Ответ прост: прыжки, вращения, элементы спиралей и сложные шаговые дорожки. Именно эти трюки придают зрелищности фигурному катанию, но новичкам их не рекомендуется исполнять по нескольким причинам.
Недостаточная физическая подготовка
В первую очередь, начинающим будет не хватать физической подготовки для исполнения сложных элементов. Для того чтобы твёрдо стоять на коньках, фигуристы тренируются ежедневно, несколько раз в день: как на льду, так и в спортивном зале. Они развивают силу, выносливость, растяжку и даже вестибулярный аппарат. Если же человек без опыта попробует выполнить даже лёгкое вращение, то головокружения ему не избежать.
Коньки для массового катания недостаточно оснащены, чтобы выполнять в них сложные элементы. Во-первых, ботинок значительно мягче, чем у профессиональных. Твёрдость нужна для стабилизации ноги, например, при приземлении с прыжка. Во-вторых, отличаются лезвия: у фигуристов они заточены специальным образом и наделены развитыми зубцами спереди, которые не дают упасть лицом об лёд. Чем выше уровень катания у спортсмена, тем более продвинутое лезвие из качественной стали должно быть у конька.
При всём профессионализме даже опытные фигуристы часто падают. Но вероятность получить серьёзную травму у них меньше, чем у начинающих. Всё дело в технике падений. Спортсменов с самого начала их карьеры учат по возможности приземляться на внешнюю часть бедра. Такой исход наименее болезненный. Новички же из-за недостатка практики могут упасть неправильно и довольно сильно удариться.
Элементы, которым может научиться каждый
Самыми простыми и доступными движениями на катке являются элементы скольжения. Им учат фигуристов в самом начале спортивной карьеры, чтобы заложить некий фундамент. Пусть и не сразу, но их сможет повторить каждый желающий.
Скольжение по дуге
Это основное движение в фигурном катании. Выполнять его необходимо, стоя на слегка согнутой в колене ноге и отталкиваясь второй. Опорная нога должна быть мягкой и выполнять роль амортизатора. Тело при этом сохраняйте прямым, руки держите на уровне плеч, а голову — прямо.
Дуги можно выполнять, опираясь как на наружнее ребро, так и на внутреннее.
Этот элемент полезен для того, чтобы научиться переходить с одного ребра на другое. Перетяжки выполняют на двух ногах или на одной. Меняя ребро, важно слегка поворачивать корпус навстречу, а таз — в сторону закругления дуги.
Это движение происходит благодаря активному, но мягкому сведению и разведению ног. На льду при этом остаётся рисунок, чем-то напоминающий китайские фонарики или песочные часы.
Базовый навык фигурного катания, выполнять который можно по-разному. Опытные фигуристы тормозят внешней или внутренней стороной конька, разворачивая одну ногу и надавливая ею на лёд. Бывает, что новички выбирают более простой способ: тормозят зубцами или пяткой.
Каждому фигуристу важно научиться разворачиваться. Крюки — один из многих способов это сделать. К этому движению можно приступать, когда вы хорошо чувствуете лёд, освоили рёбра и дуги и уверенно управляете корпусом.
Это простейшая разновидность шагов, которая позволяет фигуристам набирать скорость и лежит в основе всего скольжения. Перебежки выполняют и шагом вперёд, и назад — вариант для более продвинутых.
Элемент, который чаще всего украшает дорожку шагов в программе. При выпаде происходит перенос центра тяжести на согнутую в колене ногу. Свободная нога выпрямлена сзади, конёк развёрнут. Спина остаётся прямой.
Это движение вперёд или назад на одном из рёбер — внутреннем или наружном (в соотвествии с направлением) — вокруг опорной ноги, которая ставится на зубец. Элемент напоминает рисунок циркуля в тетради.
Для того чтобы научиться уверенно рассекать лёд, существует множество упражнений и движений. Всё, что мы уже упомянули, — лишь их малая часть. Самое главное — выполнять каждый элемент, крепко стоя на коньках и чувствуя лёд. А лучше всего — под присмотром тренера-профессионала.
Источник
Современные технологии производства коньков. Авиационный алюминий и композитные материалы
Современные производители коньков стараются идти в ногу со временем, чтобы максимально облегчить спортсменам выполнение сложных элементов. Одним из основных векторов развития технологий является уменьшение веса как ботинка, так и самого лезвия. В случае с первым профессиональные ботинки весят намного больше своих дешевых собратьев. Это вызвано необходимостью соответствовать требованиям к высокой жесткости. Именно этот параметр определяет класс фигурных ботинок. От жесткости не только напрямую зависит возможность выполнения многооборотных прыжков, но так же и безопасность лодыжек. Во время исполнения элемента голеностоп спортсмена должен быть надежно зафиксирован. Нога не должна свободно перемещаться внутри ботинка.
Что же такое жесткость с физической точки зрения?
Это способность твердого тела, конструкции или в нашем случае конька сопротивляться деформации, возникающей от силы приложенной вдоль выбранного направления в заданной системе координат.
В упрощенном виде сила, с которой фигурист действует на ботинок находится по формуле:
Логично для определения наибольшей необходимой для фиксации ноги жесткости проводить расчет в момент воздействия на ботинок наибольшей силы. А это, как несложно догадаться — прыжки. Чем больше оборотов спортсмен должен выполнить, тем выше должно быть его ускорение в момент толчка. Такая же логика работает и при приземлении. Более сложный прыжок требует и большей высоты и большей скорости, а следовательно и при приземлении сила воздействия на ботинок будет выше.
Справедливо будет заметить, что здесь рассматривается очень упрощенный пример, целью которого является доступно объяснить прямую зависимость между жесткость и исполнением многооборотных прыжков. В данном случае спортсмен движется линейно. В реальности все, конечно же не так. Он вращается, а следовательно на него воздействует еще множество сил.
Но становится понятно, что облегчение ботинка с потерей его жесткости невозможно, поэтому производители идут на разные хитрости.
Труды разработчиков часто заметные невооруженным глазом. Как пример, вырезы в плотном материале, красиво обыгранные дизайнерами.
Менее заметно колдовство разработчиков с подошвами. Например, пластиковая подошва, которая существенно отличается от классических подошв фигурных ботинок из натуральной многослойной кожи. Она изготавливается из высокотехнологичных облегченных композитных материалов, которые имеют ряд неоспоримых преимуществ перед классической подошвой фигурного ботинка из натуральных материалов.
Композитными материалами появились относительно недавно. Ими считаются материалы, которые состоят из двух и более компонентов, сильно отличающихся как химическими и так и физическими свойствами. Соединением этих материалов возникает новый материал с уникальными свойствами, которые каждый материал в отдельности обладать не может. Наиболее известными композитами являются пластики, армированные разными видами волокон.
На картинке видно, что благодаря такой конструкции центр тяжести фигуриста находится ближе ко льду. Следовательно становиться легче держать равновесие и контролировать положение тела при исполнение сложных элементов.
Заканчивая разговор о ботинках, нельзя не упомянуть об их индивидуальной подгонке под ногу спортсмена. Причем все это делают уже сами спортсмены и их команды, уже после покупки.
Основные и базовые этапы подгонки ботинок включают в себя термоформовку, локальное выдавливание, растяжку и индивидуальные анатомические стельки.
Многие фигурные ботинки включают слои из пластичного материала, который при нагревании размягчается, а при застывании плотнее садится по ноге. От производителя ботинок зависит, какие термопластичные материалы используются, где именно располагается этот слой (например, только в боковинах ботинка, в пяточной части, языке) и как нужно проводить термоформовку. Такая операция должна выполняться в специальных конвекционных печах, поставляемых производителями коньков.
Обычно локальное выдавливание используется для выдавливания косточек в боковинах ботинка. В зависимости от материала ботинка проблемное место можно сначала разогреть, а потом с помощью специальных клещей или пресса продавить в нужных местах и зафиксировать на несколько минут, пока ботинок не остынет.
Индивидуальная анатомическая стелька
Индивидуальные анатомические стельки, как несложно заметить подбираются индивидуально. Благодаря этому они равномерно распределяет удары и вибрацию, снижают нагрузку на колени и позвоночник. Также индивидуальная анатомическая стелька помогает оптимизировать работу мышц, отодвигая предел усталости и снижая риск травм.
А теперь перейдем к не менее важному элементы фигурного конька — лезвию.
С ними все тоже интересно.
Обычные лезвия изготавливаются из высококачественной хромированной стали. Их отличает почти зеркальная поверхность, контрастирующая с более тёмной линией заточки. Такая сталь относится к классу легированных. Т.е. кроме обычных примесей, содержит элементы, специально вводимые в определённых количествах для обеспечения требуемых физических или механических свойств. Эти элементы называются легирующими. Присутствие в сплаве хрома дает ряд преимуществ:
- Устойчивость к коррозии (что необходимо, так как лезвие работает в условиях постоянного воздействия влаги;
- Твердость, поэтому лезвие лучше держит заточку;
- Стойкость при работе в условиях износа при трении.
Все это несомненно очень важные факторы для фигурного катания. Но как было сказано в самом начале, производители всеми силами пытаются уменьшить вес конька. За счет ботинка сделать это крайне непросто. А вот благодаря достижениям современной металлургии — вполне. Новейшие технологии позволяют изготавливать лезвия из алюминиевого сплава с добавлением углеволокна. Такие материалы активно используются в авиа и ракетостроении!
Но на материале особенности лезвий не заканчиваются. Компании лидеры рынка выпускают лезвия, различающиеся радиусом кривизны, расположением зубцов, размером зубцов, высотой стоек, толщиной. Подходящее тому или иному спортсмену лезвие подбирается в зависимости от стиля его скольжения, анатомических особенностей, силовых и скоростных качеств.
Фигурное катание не стоит на месте. Растет мастерство спортсменов. Бьются мировые рекорды. И вместе со всем этим развиваются и технологии изготовления коньков. И сложно не согласиться, что во многом благодаря современным технологиям стало возможным выполнять элементы ультра-си.
Источник
Из чего делают коньки
Три тысячи лет назад люди научились кататься по льду. Для этого они привязывали к ногам кости животных или деревяшки – первые коньки, дошедшие до наших дней.
В XIII веке в деревянные бруски вставили полоски заточенного металла – первые лезвия. Сначала это была бронза, а потом более практичная сталь.
Какой была сталь тех лет — неизвестно. Но установить марку и свойства сплава на лезвиях современных коньков не составит труда: они прописаны в ГОСТах 22358-87 и 22357-87.
Беговые коньки
Лезвия коньков для бега делают из инструментальной стали: быстрорежущих 11РЗАМ3Ф2 или Р6М5Ф3 и легированных 8ХФ и 9ХФ. Стали этих марок долго не изнашиваются и выдерживают большие нагрузки.
Обычно из таких сталей делают инструменты, режущие металл: резцы, фрезы, ножи и пилы для резки металла.
Коньки для фигурного катания
Фигуристы выполняют свои программы на коньках с лезвиями из нержавейки 65X13. Такая сталь очень упругая, лёгкая и легко затачивается.
Как правило, из такой же стали производят всё режущее и острое: от скальпеля до охотничьего ножа.
Хоккейные коньки
Для хоккейных коньков нужна сталь, которая сочетает высокую прочность, износостойкость и пластичность. Например, коррозионностойкая 40X13. Ещё один плюс такого материала – в его составе нет дорогих титана или молибдена.
А ещё из 40X13 делают детали, которые могут работать при 450°С: элементы двигателей или оборудование для добычи нефти.
Универсальный вариант
Углеродистая сталь У10А – универсальный вариант для коньков любого типа. Встретить её можно и на хоккейном корте, и на конькобежной дорожке, и на соревнованиях по фигурному катанию.
Сталь такой марки сочетает в себе все необходимые свойства: сопротивление ударным нагрузкам, износоустойчивость и высокую прочность.
Теперь, когда вы отправитесь на лёд или будете смотреть соревнования, вы будете знать, из чего сделаны лезвия. Но не надо думать, что одна сталь лучше другой: при должном уходе и правильной заточке любые коньки прослужат не один сезон.
Источник
Коньки для Байкала
В этой статье я расскажу, как сделать удобные коньки для байкальского льда (да и вообще любого озёрного льда) из доступных материалов. Кому интересно — добро пожаловать под кат.
Начну с того, что в поход на зимний Байкал можно идти на любых коньках (кроме беговых — они будут втыкаться в каждую неровность): мы встречали группу на хоккейных коньках и даже на лыжах. Весь вопрос в комфорте и удовольствии, которое получаешь от езды. В этом плане, пожалуй, специальные коньки превосходят все остальные.
Поездка на Байкал для меня оказалась неожиданной, и подготовка была сумбурной. От возникновения идеи сделать коньки до воплощения прошла неделя (в неделю один выходной выделялся для поездки на дачу, где происходил весь процесс). Потом неделя была потрачена на поиск решения и исправление ошибок. Долго пришлось искать материал для полозьев, пока не наткнулся на одном иркутском форуме на интересную идею.
Итак встречайте:
пила идеально подходит по твёрдости и жёсткости. Желательно в расход пускать именно ижевскую пилу, у неё толщина полотна 1.2мм, против всяких «зубров», у которой толщина может не доходить до 1мм.
А вот весь инструмент, который понадобится для работы:
Для шлифовальной машинки нужны две шкурки, например, Р36 и Р150
С пилой поступаем так (наличие защитных очков обязательно!):
Режем пилу на полосы (на фото указаны размеры):
Одной пилы хватает на четыре конька.
В этот момент я понял, что не успею закончить работу к концу дня и перестал делать фотографии. Все следущие фотографии инсцинированы:)
После резки болгаркой сверлим полозья в паре и скрепляем их винтами. Вся дальнейшая обработка происходит парно.
Зажимаем и шкурим:
Вначале делаем грубую обработку, выводим линию, закругляем углы.
Важно: желательно сделать полоз конька не ровным как линейка, а в виде дуги окружности диаметром 20-30 метров. При 20 метрах уход касательной от дуги на рабочей длине конька составит 3-4 мм. Шлифуем, прикладываем линейку, шлифуем.
После обработки крупной шкуркой, берём мелкую и окончательно доводим поверхность, стараясь держать инструмент перпендикулярно плоскости полозьев. После этого мы получаем полностью готовые, уже заточенные полозья для коньков!
Рама делается из алюминиевого уголка (я брал 35*35*3) лучше искать поуже, т.к. алюминий довольно мерзкий материал для резки, а резать его придётся вдоль. А вот тоньше брать, наверное, не стоит — в местах креплений возможна недостаточная жёсткость.
Сверлим отверстия в раме:
Вот так должно получиться в итоге:
Показал примерно насколько должны расходиться коньки.
Крепления
Крепления можно поставить сноубордические или лыжные. Оба варианта имеют плюсы и минусы.
Сноубордические крепления:
+ удобный, тёплый ботинок;
+ ботинок также удобен для ходьбы по лагерю и по торосам;
— минусы придумать сложно — их практически нет, это полноценная замена нордикам.
Лыжное крепление:
+ наибольший комфорт за счёт свободной пятки;
+ мгновенно снимается и одевается;
— как правило лыжный ботинок одевается на тонкий носок, поэтому потребуется дополнительное утепление в виде бахил. Альпинистские не подойдут.
— подошва ботинка не рассчитана на ходьбу по абразивной поверхности типа камней, грунта, песка, в результате чего сильно пострадает за время похода: дорогие ботинки жалко.
В обоих случаях необходимо правильно расположить крепление на коньке, чтобы уменьшить нагрузку на голеностоп. Я смещал крепление коньков в центр на 4-5мм. Без этого нога будет постоянно подворачиваться, и рано или поздно сломается крепление или ботинок (или нога:) ). Повторю: это касается обоих типов крепления. Жёсткость ботинка на этот эффект практически не влияет.
Если всё вышеописанное Вам показалось слишком сложным, посмотрите ещё раз на Байкал! Его величие и неповторимость достойны любых сложностей с подготовкой снаряжения! 🙂
Если вы идёте последним и чувствуете чей-то взгляд, обернитесь.
Это все коньки нашей компании в конце похода:) Кстати пила полностью пошла в расход — шильца сделаны из ручек:)
Источник