- Программа исследовательской деятельности «Почему снег греет, если он холодный?»
- Программа
- Подготовила и провела:
- Актуальность:
- Ожидаемые результаты познавательно-исследовательской деятельности:
- Цель программы:
- Задачи программы:
- Период реализации:
- Образовательные области:
- 1 этап. Выбор темы исследования.
- 2 этап. Выдвижение детских предположений
- 3 этап. Исследование (сбор материалов)
- 4 этап. Обобщение данных
- Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Снег сохраняет тепло»
- Как снег сохраняет тепло
Программа исследовательской деятельности «Почему снег греет, если он холодный?»
Мария Авдеева
Программа исследовательской деятельности «Почему снег греет, если он холодный?»
Программа
«Почему говорят, что снег греет, если он холодный»
Подготовила и провела:
Воспитатель МДОУ № 8 «Ленок» ЯМР
Авдеева Мария Михайловна
Актуальность:
После прослушивания песни «В лесу родилась ёлочка», я обратила внимание детей на фразу «Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай». Значит, снег может согреть?
У детей возник вопрос, почему говорят, что снег может греть? Как им можно укутать, если он холодный?
Ожидаемые результаты познавательно-исследовательской деятельности:
• Дети могут рассказать, почему снег греет;
• Дети с помощью взрослого составляют план исследования, опираясь на карточки с условными обозначениями;
• Дети знают опыты, которые подтверждают, что снег греет
• Дети используют свои знания, опыт, для доказательства того, что снег греет
Цель программы:
формирование умений познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
• Выяснить в процессе исследовательской деятельности почему снег греет;
• Развивать у детей умение с помощью взрослого составлять план исследования, опираясь на карточки с условными обозначениями;
• Провести с детьми опыты, которые подтвердят, что снег греет;
• Учить детей использовать свои знания, опыт, для доказательства того, что снег греет
Период реализации:
Образовательные области:
1 этап. Выбор темы исследования.
После прослушивания песни «В лесу родилась ёлочка», я обратила внимание детей на фразу «Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай». Значит снег может согреть?
Противоречие: снег холодный, а говорят, что он греет, укутывает….
2 этап. Выдвижение детских предположений
Как снег может согреть? Фиксация детских ответов воспитателем в папке исследования.
Как проверить, что снег греет? Фиксация детских ответов воспитателем в папке исследования.
Составление плана исследования:
• Наблюдение на прогулке;
• Спросить у другого человека;
• Посмотреть в интернете;
• Изготовить папку исследования, в которой детьми будут фиксироваться результаты, с помощью изображения на листах бумаги промежуточных результатов.
3 этап. Исследование (сбор материалов)
Наблюдение на прогулке
Раз снег греет, значит под ним тепло? Давайте раскопаем и посмотрим, согрел ли он кого-нибудь?
Фиксация результатов исследования на карточках при помощи карандашей.
Обращение с вопросом к родителям.
«Как снег может согреть?» (Фиксация результатов)
Поиск информации в интернете.
(Демонстрация картинок из интернета)
Экспериментирование.
Опыт № 1. «Защитные свойства снега».
Результаты были зафиксированы в виде рисунков.
Чтобы подтвердить полученные результаты, мы решили провести опыт с растениями.
Опыт № 2. «Овес под снегом»
Результаты были зафиксированы в папке исследования
4 этап. Обобщение данных
После проведенных экспериментов, наблюдений, практических заданий и бесед дети пришли к выводу, что снег действительно согревает растения и корни деревьев от холода.
Наша гипотеза оказалась верна.
Совместное развлечение с родителями
«Поможем природе согреться зимой»
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Снег сохраняет тепло» «Снег сохраняет тепло». Цель: побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности, обогащать представления детей о сезонных изменениях.
Исследовательский проект «Почему снег белый?» Исследование на тему: «Почему снег белый?» Введение Наступила зима. На улице стало холодно. Белым пушистым одеялом покрылась вся земля,.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Снег и лёд» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в 1 младшей группе. Воспитатель: Савинова Александра Александровна. Тема:.
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Почему не тонут айсберги» Конспект ООД по Познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Конспект ООД воспитателя с учетом интеграции образовательных.
Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Почему снег тает» Конспект организованной образовательной деятельности В первой младшей группе Автор: Воспитатель I квалификационной категории Новикова Галина.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Почему говорят «как с гуся вода?» в старшей группе Один раз в неделю в нашей группе организуется познавательно-исследовательская деятельность детей в различных формах. Тема «Перелетные птицы».
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Почему гусь не тонет?». Цель: Расширение представлений детей о диких птицах, свойствах пера птиц. Задачи: 1. Создание условий для ознакомления детьми с особенностями.
Проектная деятельность в детском саду «Почему нельзя есть снег?» Тип проекта : познавательно- исследовательский. Сроки: краткосрочный. Проблема:Все дети любят, есть снег. Взрослые в один голос твердят,.
Программа по формированию мотивации к ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров» Программа внеурочной деятельности по формированию мотивации к ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров»[/b].
Источник
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Снег сохраняет тепло»
Ольга Корешкова
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Снег сохраняет тепло»
«Снег сохраняет тепло».
Цель: побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности, обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе.
Обучающая: расширять представления детей о свойствах снега. Продолжать учить детей участвовать в экспериментах, делать выводы.
Развивающая: развивать способности к логическому мышлению, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к природе, умение видеть красоту природы зимой.
Организация образовательной деятельности:
Подгруппа детей-5 человек.
Место проведения – игровая площадка.
Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игры со снегом.
Во время прогулки воспитатель читает детям стихотворенье:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
И под утро снегом
В-ль: Ребята,о чём говорится в этом стихотворенье?
Д: О снеге.
В-ль: С чем здесь сравнивают снег, когда он укрыл землю?
В-ль: А как вы думаете, что находится под этим одеялом?
В-ль: А хотите узнать? Как мы можем с вами это узнать? Что нам для этого надо?
В-ль: Как мы это можем сделать? Кто может показать?
Дети и вос-ль берут лопатки и под снегом находят травку.
В-ль: Какого цвета травка?
В-ль: Ребята, посмотрите, на улице холодно, мороз, а травка под снегом зелёная. Она не замёрзла. Как такое может быть? Вы знаете? А хотите узнать?
В-ль: Я вам предлагаю провести небольшой эксперимент. Посмотрите, я взяла 2 бутылки с водой. Одну бутылку закопаем в снег, а вторую бутылку поставим на стол. Вы хотели бы поиграть? А какие вы знаете игры?
Проводится подвижная игра
Задачи: учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Описание игры: выбирают «зайку» среди детей, ставят его в центр круга.Дети выполняют движения под слова:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так,
И ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать!
Надо зайке поскакать!
Сначала дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушами. Затем поглаживают то одну, то другую руку, хлопают в ладоши. Потом встают, подпрыгивают на двух ногах к «зайке», стоящему внутри круга, стараются согреть его, ласково гладят, затем возвращаются на место. «Зайка» выбирает себе замену, и игра начинается сначала.
В-ль: Мы с вами поиграли, а что же происходит с нашими бутылочками. Давайте посмотрим.
В-ль: Что произошло с бутылкой на столе?
Д: Вода в бутылке начинает замерзать?
В-ль: А почему вода в бутылке начинает замерзать?
Д: Потому что на улице холодно, мороз.
В-ль: А что же произошло с бутылкой, которая у нас спрятана в снегу?
Д: Вода в ней не замёрзла.
В-ль: А как вы думаете почему?
Д: Потому что там тепло.
В-ль: Снег сохраняет тепло. Он укрывает землю будто одеялом, охраняя растения и деревья от мороза.
Появляется заяц –игрушка.
З: Здравствуйте, ребята. На улице очень холодно. Мне так тяжело найти себе еду. Вы не знаете где мне сейчас можно найти еду?
Д: Под снегом есть зелёная травка.
З: Такого не может быть. Ведь на улице очень холодно, мороз, снег.
Д: Под снегом растет травка, потому что снег укрывает и греет как одеяло.
З:Какого цвета травка под снегом?
З : Спасибо, ребята. Вы мне очень помогли. Я теперь знаю где искать мне еду.
Занятие по социально-коммуникативному развитию в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Сказочный лес» Цель: создание социальной ситуаций развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Сказочный лес» Задачи: • создать условия.
Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Конструкт по познавательно – исследовательской деятельности Группа: средняя Составитель: Быкова Анастасия Андреевна Образовательная область:.
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода» МБДОУ №5 Детский сад «Калинка» п Энем Республика Адыгея воспитатель высшей категории Чениб Зейниб Вид: познавательно –исследовательская.
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Огород на окне» Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Огород на окне». Название проекта: «Огород на окне». Руководитель: Серебрякова С. А.
Проект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уважаемые родители и педагоги представляю вашему вниманию проект «Как вырастить кристаллы из соли и сахара» Кристаллы – поразительные создания.
Сценарий познавательно-исследовательской деятельности «Берестяная грамота». Захарова Л. С. Сценарий открытого мероприятия «Берестяная грамота» в разновозрастной группе (3-5 лет) Цель работы: формирование у детей.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ № 1. Тема:.
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Мы исследователи» Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования. Задачи: • Расширение представлений детей об окружающем.
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Плавает-тонет» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе. Тема: «Плавает – тонет». МБДОУ №2 «Сказочный город».
Источник
Как снег сохраняет тепло
Мы живем в снежном Пермском Крае. Каждую зиму у нас выпадает много снега. Снег – это удивительное явление природы, которое приносит нам много удовольствий.
Мы всей семьей очень любим отдыхать зимой на природе среди снега, гулять в лесу, строить снеговика, кататься на лыжах и коньках.
Снег – это развлечения для взрослых и детей. Нет ничего лучше, когда приходишь с зимней прогулки весь в снегу, и щеки горят от мороза. Мне захотелось побольше узнать о его красоте и неповторимости.
Цель, задачи проекта
Доказать, что снег хранит тепло, может менять цвет, приносит пользу и вред природе и человеку. Узнать, как можно сделать искусственный снег.
Объект исследования: снег.
Предмет: свойства снега.
Гипотеза: если познакомиться со свойствами снега, то можно раскрыть некоторые его тайны и определить его значение в природе и для человека.
1) Изучить условия образования и виды снега.
2) Выделить свойства снега.
3) Провести опыты и эксперименты по плотности снега, сохранению тепла и изменению снега под влиянием температуры.
4) Выяснить пользу и вред снега.
Мне необходимо собрать информацию и обработать её. Для этого я могу спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях, интернете, понаблюдать в окружающем мире.
Условия образования снега
Снег — это не просто замерзшая вода. Это миллионы ледяных кристаллов, которые хранят ту форму, что получилась при замерзании.
Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере.
Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. Следуя за воздушными течениями, они перемешиваются в воздухе во всех направлениях. Постепенно эти кристаллики «приклеиваются» друг к другу, пока их не наберется сотня или даже больше.
Когда размеры смерзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться на землю [2].
Снег бывает разный: влажный — воздушный и мокрый, тронутый оттепелью и замерзший в корку после оттепели или дождя. Сыпучий, промерзший, перистый — нежный и кристаллический, осаживающийся инеем.
Пухляк – это недавно выпавший, нетронутый мягкий снег. Порошок, маленькие снежинки и кристаллы формируют мягкие и гладкие поверхности в горах.
Жесткий снег – следующая стадия пухляка. В снегу образуются колеи. Свежевыпавший снег становится «пересеченной местностью» с неровной поверхностью, твердыми комьями снега и скользкими фрагментами.
Наст – это корка твердого снега, накрывающая мягкий снег. Наст формируется под влиянием солнца и ветра, которые плавят верхний слой пухляка, а затем холодный воздух замораживает его обратно. Когда температура воздуха становится выше нуля, снег начинает таять и наполняется водой. Из-за этого отдельные снежные кристаллы начинают слепляться в комки льда. Получается мокрый снег [2].
Снег имеет белый цвет по той же причине, по которой кажется белым толченое стекло и вообще всякие измельчённые прозрачные вещества. Цвет этот обусловлен тем, что лучи света, проникая в мелкие кусочки прозрачного льда, не проходят сквозь них, а отражаются внутрь на границах льдинок и воздуха. Поверхность же, беспорядочно рассеивающая во все стороны падающие на неё лучи, воспринимается глазом как белая.
Если промежуток между снежинками заполнить водой, снег утрачивает белый цвет и становится прозрачным.
В начале зимы снег белый, а со временем темнеет, прежде всего, потому, что на нем осаждаются пыль и сажа, имеющиеся в воздухе. Потемнение снега означает, что он стал меньше отражать солнечных лучей, и значит, больше поглощать их. Грязь снижает светоотражающие свойства снега и нагревается под действием солнечных лучей, заставляя снег таять.
Свойства снега очень сильно зависят от температуры, давления и общей погоды.
В снегу между отдельными снежинками имеются большие промежутки, которые заполнены воздухом. Воздух между снежинками плохо проводит холод и тепло и не даёт теплу уйти от земли.
Однажды гуляя на улице, я обратил внимание на то, что иногда снег скрипит под ногами. Я выяснил, что скрип снега – это шум от раздавливаемых льдинок. Снег скрипит только в морозы, чем крепче мороз, тем громче скрип.
Одно из очень важных свойств снега для человека — это то, что он скользкий. Снег скользкий потому, что при давлении и трении полозьев саней или лыж поверхностные частички снежного покрова тают, появляющаяся при этом пленка воды служит как бы смазкой. Поэтому «скользкость» зависит от температуры снега и от скорости перемещения [1].
Значение снега в природе
Свойства снега оказывают большое влияние на жизнь животных и растений. Некоторые его свойства они используют для выживания в суровые, холодные зимы: цвет, непрозрачность, рыхлость. Для этого им приходится менять внешний вид и вести иной, чем летом, образ жизни. Зайцы меняют серую шубку на белую, чтобы скрыться от хищников.
Снег сохраняет тепло. В сильные морозы звери спасаются в снегу. Птицы (тетерева, куропатки) закапываются в снег от холодов и от хищников. Вода в реке закрыта снежно – ледовым покрывалом, которое надёжно защищает воду от замерзания, а растения, рыбу и других животных от гибели.
Снежное «одеяло» защищает и корни растений от морозов, и живые организмы которые на зиму впадают в спячку. От количества выпавшего снега зависит уровень воды в реках, озёрах, водоемах [4].
Значение снега в жизни человека
«Снега надует – хлеба прибудет, вода разольётся – сена наберётся», — говорят в народе. Так оно и есть. Снег прикроет луга и поля. Под снежным покровом не страшен мороз озимым хлебам в поле и многолетним травам на лугу. А весенний снег, растаяв, увлажнит почву, и растения будут хорошо расти. Уродится много хлеба, и вырастет на покосах высокая сочная трава. Чтобы снега на полях задерживались больше, люди ещё с осени расставляют по лугам и полям рядами щиты, которые хорошо задерживают снег. Около них ветер наметает большие, снежные сугробы. На севере охотники, застигнутые метелью, когда до дома далеко, ложатся в снег с собаками вместе, и их заносит снегом. После метели они выбираются из снега живыми.
Игра в снежки, строительство снеговиков, снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках – зимние развлечения людей. Все эти забавы невозможно представить без снега и льда. Ведь как хорошо выйти на улицу с друзьями и слепить снеговика, построить крепость и покидаться друг в друга снежками. А ещё лучше выйти на улицу с папой, мамой и построить высокую ледяную горку.
Неужели такая красота может причинить какой-нибудь вред? Как оказалось, это так. Самая большая опасность — лавины. В горах, где на склонах скапливается большое количество снега, происходят обрушения. Лавина сносит все на своем пути, дома, деревья, погребая под собой все живое.
Слишком большое количество снега опасно как для человека, так и для животных. Они оказываются в снежной ловушке. Животные, например, олени с трудом могут откопать себе корм. Очень часто на дорогах из-за снега случаются серьезные аварии. Большое количество мокрого снега, налипшего на ветки деревьев или крыши домов, приводит к их обрушению [4].
Опыты по изучению свойств снега
В ходе подготовки моего проекта я провел несколько опытов.
№1. Может ли снег утратить белый цвет?
Я выяснил, что в промежутках между снежинками находится воздух и, если эти промежутки заполнить водой, цвет снега изменится.
Для этого в банку я насыпал горсть снега и налил воды. На моих глазах снег из белого превратился в бесцветный.
Вывод: снег может утратить белый цвет.
№2. Чистота снега.
В декабре 2015 года шел сильный снег. На следующий день я взял пробы в трех разных местах. 1) В восьми метрах от проезжей части. 2) На детской площадке. 3) В лесу.
На первый взгляд снег ничем не отличался, был белый и чистый. Я насыпал снег в тарелки и подождал, когда он растает. После этого через фильтр перелил воду в стакан. На фильтрах было видно, что снег с обочины дороги — самый грязный. Такое количество грязи попадает туда с проезжей части от проезжающих мимо машин. Самый чистый — снег из леса, но и здесь на фильтре видны частицы грязи.
Вывод: я узнал, что в воздухе имеются пыль и сажа. И уже в то время, как снежинки падают на нашу землю, они соприкасаются с ними. Поэтому даже свежевыпавший снег есть опасно.
№3. Влияние температуры воздуха на скрип снега.
Когда мороз слабый, снежинки под ногами неслышно спрессовываются и тают. При сильном же морозе снежинки под ногами не тают, а ломаются, издавая хруст. Говорят, что чем сильнее мороз, тем громче хруст. Выйдя на улицу при температуре воздуха – 1°С, я не услышал хруста. При температуре воздуха – 13°С хруст слышен. То же самое я сделал при температуре воздуха – 19°С. Хруст стал еще сильнее
Вывод: значит, действительно, чем ниже температура воздуха, тем громче скрип снега.
№4. Снег хранит тепло?
Для эксперимента я взял две одинаковые стеклянные банки. В обе банки налил 150 мл воды комнатной температуры. На улице при температуре воздуха – 16°С провел опыт. Банку №1 поставил на поверхность сугроба, банку №2 закопал в снег на глубину 30 см. Через три часа вода в банке №1 полностью замерзла. Выкопав из снега банку №2, я увидел, что вода в ней даже и не начинала замерзать.
Вывод: я доказал, что снег хранит тепло. Поэтому животным и растениям не страшен лютый мороз под теплым снежным одеялом.
№5. Как сделать искусственный снег?
Иногда в природе встречаются случаи, когда снег долго не выпадает (так было в начале этой зимы – мы все никак не могли дождаться снега). Можно ли самому сделать снег и поиграть в снежки?
Ответ – да. Для этого я взял пену для бритья и выдавил ее в чашку. Затем посыпал ее содой и все перемешал, поставил в холодильник на 30 минут. После этого я достал чашку из холодильника, у меня получилась масса, очень похожая на снег. Масса обладала похожими на снег свойствами: белый цвет, при охлаждении немного скрипела при нажатии на нее, при небольшом нагревании хорошо лепились снежки, при сильном нагревании таяла и превращалась в жидкость.
В ходе работы над этим проектом я понял, что снег хранит еще много тайн. Находя ответы на одни вопросы, у меня возникали новые. Например, «что такое искусственный снег и в чем его особенности?» и др. Я познакомился с удивительными свойствами снега. Узнал о том, что снег имеет большое значение в природе и жизни человека. Снег может приносить как пользу, так и вред. Доказал, что снег хранит тепло и способен менять цвет. Определил, что даже в свежевыпавшем снеге содержатся пыль и сажа. Провел наблюдения, сравнения и сделал выводы.
Источник