- Заточка коньков, как и для чего это делается
- В чем сложность заточки коньков
- Форма лезвия
- Профиль лезвия
- Можно ли заточить коньки самостоятельно?
- Статьи
- Заточка коньков — секреты
- Заточка хоккейных коньков
- Основные ошибки допускаемые не профессионалами при заточке коньков:
- Современные требования к заточке коньков
Заточка коньков, как и для чего это делается
Коньки, как и любой другой спортивный инвентарь, нуждаются в регулярном уходе. Главный элемент – режущая кромка, которая на протяжении катания под тяжестью веса впивается в лед, со временем тупится и деформируется.
Повреждения или потеря остроты конька влияют на:
- скорость скольжения;
- темп разгона;
- маневренность на льду.
Поэтому, когда заметили, что коньки начали вести себя как-то иначе, обратите внимание на заточку. Если кромка затупилась, то нужно срочно это исправлять. Иначе вы рискуете либо окончательно испортить коньки, либо травмироваться. Плюс кататься на хороших коньках всегда приятнее, а при активном отдыхе важны именно ощущения и эмоции.
Если ваши коньки выглядят так, то вам давно пора задуматься о заточке!
В чем сложность заточки коньков
Мы не рекомендуем затачивать коньки самостоятельно, если у вас нет опыта и подходящих инструментов. Основная сложность при заточке связана с конструкцией лезвия конька. Вопреки заблуждениям, лезвие конька не делают похожим нож, вместо этого комбинируют целый ряд параметров для создания индивидуальной схемы заточки. Именно поэтому, если вы придете к опытному мастеру с новыми коньками, он задаст много странных вопросов в стиле: «Где катаетесь?», «Сколько весите?», «Как катаетесь?», «Сколько лет на льду?» и т.д.
Форма лезвия
В первую очередь при заточке важно определить подходящую форму лезвия. Выбирают сам вариант заточки и рассчитывают ее параметры.
Место соприкосновения конька выглядит как 2 параллельных острых грани со специальным углублением между ними.
Грани называют площадкой или ребрами, они обеспечивают сцепление, позволяют стоять и маневрировать без особых проблем. В зависимости от заточки грани могут быть прямыми или скругленными внутри. Еще они должны быть одинаковыми с обоих сторон, иначе вас будет перекашивать в одну или другую сторону.
Углубление называют желобком или канавкой, оно служит для снижения трения. Чем глубже желоб, тем больше в нем скапливается воды при катании (именно водная прослойка снижает трение). Но важно помнить, что увеличение глубины = снижение толщины ребер, из-за чего становится сложнее держать равновесие.
Сегодня наиболее популярны 3 варианта заточки:
Стандартная (обычный желоб). Полукруглый желоб с радиусом от 6 до 40 и глубиной посадки в зависимости от предпочтений владельца коньков. Наиболее распространенный метод, который уже на протяжении многих лет доказывает свою практичность. Подходит для хоккейных и фигурных коньков.
Channel-Z (Z заточка). Современный европейский подход к заточке, который уникален вытачиванием двух желобов:
- Внешний. Похож на стандартный вариант, полукруглый.
- Внутренний. Дополнительный квадратный канал, который размещается посередине внешнего желоба.
Имеет лучшие показатели в сравнении со стандартным подходом, но технологически сложнее. При подобной заточке заметно страдает оборудование мастерской, что делает его менее распространенным и более дорогим вариантом. Подойдет для искушенных любителей как фигурных, так и хоккейных коньков.
FBV. Старый канадский вариант, который не прижился в России и Европе. Желоб имеет трапециевидный канал, это создает жесткое сцепление со льдом и отличную устойчивость. Правда цена за комфорт на льду – недолговечность и хрупкость, ведь трапециевидные стенки тоньше и быстро стираются при контакте с жесткой поверхностью. Используется преимущественно профессиональными игроками в хоккей.
Профиль лезвия
Контур лезвия от носка до пятки = профиль конька. Каждая часть контура выполняет свою работу во время катания. Любые изменения улучшат одни показатели, но ухудшат другие, поэтому универсального профиля не существует.
Лезвие разделяют на 3 части:
- Носок, 20% профиля спереди. Он влияет на все, что связано со стартом движения, входом в вираж и резкими переменами направления.
- Средняя часть, 60% профиля посередине. На нее приходится основной контакт со льдом, отвечает за скольжение, повороты и вращения.
- Пятка, 20% профиля сзади. Играет решающую роль при выходе из виражей, притормаживании на резких поворотах и удержании равновесия на льду.
Профиль формируют по дуге, которую строят 3 основными способами:
- Одинарный профиль (классический). Основывается на дуге одной окружности с фиксированным радиусом от 2,13 до 9,1 м.
- Комбинированный профиль. Дуга строится из нескольких окружностей (от 2 до 4) с последовательным увеличением радиуса от носка к пятке.
- Профиль с площадкой. Дугу строят из двух окружностей и плоскости между ними.
При разработке профиля также рассчитывается угол наклона лезвия. Он определяет, в какую сторону будет удобнее двигаться. При максимальном уклоне в 1,5 градуса легче будет стартовать и разгоняться вперед, но движение назад будет сложнее. При нулевом уклоне преимуществ для ускорения нет, но двигаться назад проще.
Еще одним элементом контура будет точка вращения, наивысшая точка профиля лезвия. Изначально она располагается по центру, но при профилировании ее нередко смещают на 10-20 мм. Это делается для перераспределения веса на заднюю часть. Такое решение помогает держать баланс, что полезно для хоккейных коньков, но может оказаться вредно для фигурных.
Можно ли заточить коньки самостоятельно?
Безусловно, да. Многие точат коньки в домашних условиях, например, с помощью надфиля или шлифовального круга. Но так можно лишь «подточить» лезвие, убрать зазубрины и сделать стандартный полукруглый желобок на небольшой глубине. И уж тем более вы не сможете профилировать коньки без специальных навыков и станка.
Поэтому если вы действительно любите кататься, а опыта по уходу за лезвиями нет, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Тем более что заточка коньков стоит недорого, например, в нашем сервисе вы отдадите всего 300 рублей за услуги мастера.
Режим работы:
ежедневно c 10:00 до 22:00
Источник
Статьи
Заточка коньков — секреты
Заточка коньков — это непростая работа требующая хороших теоретических знаний о процессе катания в целом и практических навыков.
Информации об этом очень мало, а вернее сказать ее вообще нет. Чтобы восполнить этот пробел Центр заточки инструмента проводит обучение заточке фигурных и хоккейных коньков.
Заточка хоккейных коньков
Уметь кататься на коньках — это здорово, но особенно важно уметь хорошо кататься на коньках хоккеистам. В этой статье мы поговорим о заточке хоккейных коньков, как наиболее сложном процессе. Но общие понятия можно применять и для заточки фигурных коньков.
Правильно затачивая коньки, игроки (фигуристы) могут осуществлять значительный прогресс в своем мастерстве катания на льду.
Какие преимущества несет в себе качественная заточка коньков:
• Более быстрое и лучшее скольжение
• Лучший контроль лезвия и баланс
• Более быстрые вращения и замечательное ускорение
• Большая уверенность в Вашем катании и получение от него удовольствия.
Основные ошибки допускаемые не профессионалами при заточке коньков:
- Не одинаковые внутренняя и внешняя сторона лезвий. Это дает чувство дисбаланса на льду, вынуждает тело к потере равновесия. Не одинаковые внутренняя и внешняя сторона лезвий могут быть вызваны неправильной заточкой кустарными методами.
- Не правильный съем стали с разных участков лезвия. Например, слишком много стали удаляется в районе каблука и носка. Таким образом, данный конек плохо сбалансирован, что приводит к отсутствию поддержки лезвия на льду. Кроме того, при не квалифицированной заточке возможен перегрев лезвия, что приведет к ухудшению стойкости лезвия.
- Неправильный контур (профиль) лезвия и радиус выемки (желобка), ухудшает качество катания. Заточив лезвие с слишком большим или слишком маленьким радиусом контура (профиля) или с слишком глубоким или неглубоким желобком, человек, катающийся на коньках обнаружит, что коньки имеют недостаточный контроль.
Источники проблем
Многие игроки (хоккеисты) часто катаются на уже достаточно изношенных лезвиях или лезвиях, имеющих форму банана, тем самым уменьшая свою скорость катания. Новые лезвия имеют определенный заводской радиус контура (профиля) конька, зависящего от модели конька и его размера. Данный параметр колеблется в определенных размерах, но как показала практика это профиль не является лучшим для достижения прекрасной скорости.
Еще одно замечание заключается в том, что предполагается, что фабричный контур лезвия должен подходить всем игрокам. В общем то, фабричный контур (профиль) лезвия работает неплохо, но почему нельзя попытаться попробовать сформировать оптимальный профиль для каждого игрока и тем самым достигнуть оптимального преимущества? Когда дети от 4 до 6 лет начинают кататься на коньках, фабричный профиль лезвия, обеспечивает очень малое соприкосновения льда с лезвием. Чувство равновесия и скорость у молодого игрока (фигуриста) постоянно развиваются и поэтому это очень сложно научиться кататься хорошо.
Часто можно видеть, что фигурист затрачивает много усилий чтобы правильно стоять на коньках вместо того, чтобы развивать свои навыки катания. Правильно подобранный радиус профиля обеспечит больший контакт лезвия со льдом и будет способствовать более эффективному процессу обучения.
Современные требования к заточке коньков
Заточка коньков имеет тенденцию двигаться по направлению к европейскому стилю, который обеспечивает снижение силы трения и более эффективное катание.
Для того, чтобы добиться более высокой скорости, рекомендуется комбинация различных радиусов профиля и желобка. Разные стили катания требуют своей определенной заточки. Например, стиль «бабочки» требует хорошего схватывания с поверхностью, чтобы быстро передвигаться из стороны в сторону, верх и вниз. Для этой цели был придумана заточка с двойным желобком. Это означает, что конек заточен очень остро (больший желобок),например ,в районе носка и каблука, и менее остро (меньший желобок) в середине, что обеспечивает скользящее движение. Необходимо обращать внимание, чтобы не заточить носок конька слишком агрессивно, т.к. это сделает данную часть конька достаточно опасной при катании задом наперед. Если это произойдет, требуется подобрать необходимый свой контур лезвия для нападающих и для игроков защиты.
Контур (профиль) лезвия
Контур лезвия определяет пространство контакта лезвия со льдом. Заточка конька включает баланс между поверхностью схватывания и силой трения. Во время движения человек на коньках хочет максимизировать и сохранить скольжение. Поэтому сила трения между лезвием и льдом должна быть минимизирована при помощи правильного контура лезвия. В тоже самое время, мы хотим превосходное скольжение для того, чтобы перенаправлять силу в ускорение, перемещение и быструю остановку. ;
Контур лезвия следует выбирать на основе вашего веса и преимуществ в катании. Чем больше ваш вес, тем больше контур лезвия должен соприкасаться со льдом для того, чтобы равномерно распространять ваш вес. Однако, также важно, чтобы ваше тело адаптировались к новому профилю. Имеются рекомендованные радиусы контура (профиля) для коньков.
Современный высокий уровень катания требует увеличения маневренности, быстрых стартов, более быстрого перекрестного катания, вращения и т.д Более большой радиус контура лезвия (где большая часть лезвия соприкасается со льдом) помогает катающемуся обеспечивать лучшую стабильность и баланс, меньшее трение и более высокую скорость. С другой стороны, это снижает способность делать быстрые повороты. Маленький радиус контура лезвия приводит к большему трению, потому что это уменьшает величину контакта между лезвием и льдом. Это вызывает большее давление на лезвие, заставляя его больше погружаться в лед. Деформация льда вызывает большую силу трения.
Катание на коньках с более коротким радиусом увеличивает маневренность при коротких и быстрых поворотах. Лезвие имеет три раздела: каблук (20% лезвия), середина (60% лезвия) и носок (20% лезвия). Каблук несет функцию баланса, поддержки, вращения, перемещений, остановка при поворотах и перекрестное катание. Середина лезвия – это место, которое в основном используется при катании с давлением при продвижении и для скольжения на передней ноге. Способствует рывкам, остановкам при перемещении, вращениям и поворотам. Район носка используется при рывках и ускорении, вращениях на носке и обратном катании. Существуют постоянные перемещения между различными секторами лезвия.
Наклон
Наклон – это угол, под которым лезвие опирается на лед. Это воздействует на баланс тела катающегося. Есть четкие рекомендации по величине наклона для коньков. Если лезвие наклонено назад , то Вы теряете способность к ускорению и нарушаете правильный баланс тела. Слишком большой наклон на кончиках лезвия делают для форвардов, которые опираются на носочки. Наклон может быть измерен в градусах или в миллиметрах разницы высоты между носком и каблуком лезвия.
Точка вращения
Точка вращения находиться в центре поверхности скольжения, где в основном происходят вращения и перемещения между катанием вперед и назад. Имеются четкие рекомендации по расположению точки вращения на лезвии. Центр тяжести находится на некотором расстоянии от середины лезвия, когда вы катаетесь или стоите в идеальной позиции для катания.
Желобок (выемка или канавка)
Желобок – это вогнутая заточка нижней поверхности лезвия. Назначение желобка заключается в увеличении скольжения на льду. Маленький радиус желобка означает лучшее скольжение, но также и увеличение силы трения.
Большой радиус желобка дает небольшое скольжение, в тоже самое время как обеспечивает меньшую силу трения между льдом и лезвием. Меньшая сила трения позволяет обеспечивать лучшее скольжение. Правильное скольжение является необходимым для ускорения, рывков и остановок. Сейчас очень популярно стало затачивать коньки под Z-канавку
Доводка коньков
После заточки, лезвия необходимо довести для того, чтобы достигнуть остроты заточки и желаемого угла.
Это можно делать тремя способами:
А. Убрать заусенцы на лезвии при помощи алмазного абразивного бруска.
В. Убрать микро частицы от шлифовки при помощи специального полировочного камня.
C. Довести лезвие при помощи грубого доводочного камня под определенным углом к граням лезвия. Это дает лезвию очень хорошее сцепление и более желательную режущую кромку.
Вариант А дает хорошее качество конечной доводки. Варианты В и С рекомендованы для спортсменов. После доводки лезвия по варианту С рекомендовано применять специальное масло, которое снижает силу трения между лезвием и льдом. Это также снижает количество снега и льда, застревающих на стали и держателе лезвия.
Подведем итоги:
Правильный радиусы контура лезвия и желобка являются основными параметрами влияющие на скорость , быстроту и улучшения навыков катания.
Профиль лезвия и желобка используются главным образом для балансирования силы трения и скольжения, для того чтобы подходить под предпочтения игроков в плане катания. Профиль лезвия и наклон определяют правильный баланс при катании. Доводка лезвия важна для всех видов коньков. Мастера по заточки коньков рекомендует меньший съем метала при заточке, но более частую заточку. Ваши лезвия должны быть всегда в отличной форме, как и для катания на льду, так и для игр.
Используйте профессиональные заточные станки и совершенствуйте ваше мастерство исполнения на высшем уровне.
Узнать все секреты заточки коньков, выбора желобка (канавки), правильного профиля можно записавшись на обучение заточке коньков у официального представителя Прошарп в России Центре Заточке Инструмента.
Источник