- Как убирают снег во дворах и на дорогах в Москве
- Столичные стандарты
- Правила уборки
- Куда жаловаться на снег, гололед и сосульки возле дома
- Как заставить власти быстро убирать снег?
- Кто отвечает за уборку снега
- Кто оплачивает уборку снега на улицах
- С какой периодичностью должны убирать снег
- Почему долго не убирают у меня во дворе?
- Что считается чрезвычайной ситуацией
- Как действуют коммунальные службы в чрезвычайных ситуациях
- Что делать, если долго не убирают снег
- Как убирать снег на дорогах
- Подготовьтесь к снегопаду заранее
- Самый эффективный метод — механическая уборка снега
- Используйте реагенты только там, где необходимо — они вредные и неэффективные
- Каменная крошка вместо песка и реагентов
- Что делать Челябинску и другим городам
- Предсказывать снегопады
- Следить за улицами
- Улучшать обратную связь с жителями
- Изменить нормы закона
- Закупать технику
Как убирают снег во дворах и на дорогах в Москве
Зимний сезон снегопадов ежегодно проверяет столичные коммунальные службы на прочность. И с этой проверкой они справляются. Еще с осени все городские службы работают в режиме повышенной готовности. Какие правила регулируют уборку снега? Как быстро должны расчистить сугробы во дворе или на тротуаре? Что делать, если возле вашего дома так и не убрали снег? Об этом и не только — в материале mos.ru.
Столичные стандарты
Технология уборки снега в Москве прошла проверку сильными снегопадами и не раз показывала свою эффективность. Столица располагает внушительным парком: около 18,3 тысячи единиц техники.
«Это техника всесезонная, меняется только навесное оборудование. Любое переоборудование занимает где-то около полутора часов. То есть мы от погоды не зависим, в течение часа-полутора мы технику переоборудуем, и она выходит на линию», — пояснил руководитель ГБУ «Автомобильные дороги» Александр Орешкин.
В Москве регламентировано, сколько времени нужно потратить на каждый вид работ, а также какое количество людей и техники должно в них участвовать. Информацию об осадках коммунальные службы получают не позже чем за четыре часа до их начала и начинают подготовку. Самые опасные участки дорог — крутые спуски и подъемы, набережные, мосты, эстакады, тоннели и перекрестки, — а также остановки общественного транспорта сразу обрабатывают противогололедными материалами. В полную готовность приводят снегоуборочную технику. Если снег не прекращается, то опасные участки снова обрабатывают противогололедными материалами.
Снег с дорог и тротуаров убирают в течение двух — четырех часов, а вывозят в течение 12 часов. При затяжном снегопаде уборочная техника выходит на дороги каждые четыре часа. В обычную погоду спецтехника чистит город три раза в сутки. Во время сильных снегопадов специалисты чистят от снега и наледи тротуары во дворах и площадки возле подъездов жилых домов каждые три часа, а в хорошую погоду — раз в сутки.
Не более суток дается на уборку сугробов рядом с торговыми центрами, рынками, театрами, школами, поликлиниками, около станций метро и на остановках общественного транспорта, на пешеходных переходах, а также около въездов в приемные отделения больниц и станций скорой помощи. Она должна начаться сразу после снегопада. В отличие от других мировых столиц городские службы в Москве не имеют права оставлять снег на тротуарах.
Правила уборки
Город определяет конкретные дедлайны для уборки снега и наледи на различных участках дорог. Их сначала подметают, затем обрабатывают противогололедными средствами — машины-распределители движутся непосредственно за колонной снегоочистителей.
Правила предписывают коммунальным службам подметать снег на городских дорогах и МКАД после выпадения каждых пяти сантиметров осадков. Снежный накат на магистралях и крупных проспектах они должны убрать полностью. Также специалисты комплекса городского хозяйства должны убирать накат с тротуаров на автодорогах и крупных проспектах, МКАД, Третьем транспортном кольце, Садовом и Бульварном кольце.
На некоторых улицах может остаться снежный накат, но площадь таких участков не должна превышать 30 процентов дороги, их должны обработать щебнем фракции два — пять миллиметров.
На противогололедную обработку тротуаров на дорогах районного значения и небольших дорогах, магистралях и крупных проспектах, МКАД, ТТК, Садовом и Бульварном кольце отводится пять часов.
Уборка снежного наката с тротуаров на дорогах районного значения и небольших дорогах должна быть завершена за 12 часов. На сгребание снежных валов на обочинах дорог дается 16 часов, на очистку обочин от снега на всех дорогах есть только сутки.
Допустимое время окончательного вывоза снега после затяжного снегопада — от двух до девяти дней.
Куда жаловаться на снег, гололед и сосульки возле дома
Сообщать о плохой уборке снега, гололеда и сосулек во дворе нужно в управляющую компанию. Ее телефон можно найти на портале «Дома Москвы».
Если отклика на жалобу нет, следует обратиться в управу своего района или Объединение административно-технических инспекций. В праздничные дни и выходные заявки принимают через электронную приемную, в будни — по телефону: +7 (499) 264-96-81 (с понедельника по четверг с 08:00 до 17:00, в пятницу с 08:00 до 15:45).
Оставить заявку на некачественную уборку снега можно в электронной приемной Мосжилинспекции и на портале «Наш город» в теме «Мой двор». Кроме того, по всем вопросам, связанным с уборкой снега, можно обратиться в единую справочную службу Правительства Москвы по телефону: +7 (495) 777-77-77.
Источник
Как заставить власти быстро убирать снег?
Здравствуйте, редакция Т—Ж!
Я живу в небольшом городе. Каждую зиму происходит одна и та же история: у нас плохо убирают снег. Бывает, что снег сгребают в огромные сугробы на обочины и эти сугробы так и лежат до весны, пока не растают. С тротуарами все еще хуже. Как правило, дворники более-менее убирают снег около домов, а в других местах дорожки приходится протаптывать.
Скажите, почему так происходит? Как добиться того, чтобы снег убирали вовремя?
С уважением,
Евгений П.
Евгений, такая ситуация в России случается регулярно и в разных городах. Понимаем вашу боль. Постараемся разобраться, что делать.
Кто отвечает за уборку снега
Снег на проезжей части и трамвайных путях убирают коммунальные службы, которые находятся в ведении городских властей. Иногда они убирают снег своими силами, в других случаях — заключают договоры с подрядными организациями. При этом ответственность за качество уборки всегда несет городская администрация.
Подрядная организация убирает снег с помощью дворников и специальной уборочной техники.
ГОСТ Р 50597-2017DOCX, 138 КБ
Кто оплачивает уборку снега на улицах
Жители города. Все коммунальные службы финансируются из бюджета.
Бюджет, в свою очередь, формируется за счет налогов и сборов. На эти деньги власти закупают уборочную технику и топливо для нее, содержат свалки для сбора мусора и снега, платят дворникам.
С какой периодичностью должны убирать снег
Коммунальные службы обязаны убрать снег за 3—12 часов, устранить гололед на проезжей части за 4—12 часов, а на тротуарах и пешеходных дорожках — за 12—24 часа. А вот если толщина рыхлого снега составит более 8 сантиметров, на его уборку отводится не более 6 суток.
Срок уборки снега отсчитывается с момента окончания снегопада или метели до полного окончания уборки, а гололеда — с момента его обнаружения.
Почему долго не убирают у меня во дворе?
Причины может быть две: коммунальные службы не исполняют свои обязанности или чрезвычайная ситуация.
Если на вашей улице сугробы лежат неделями и их никто не убирает, нужно жаловаться на действия коммунальных служб. Вот что для этого нужно сделать.
Выясните, кто отвечает за уборку. Территорию двора убирает ваша управляющая компания, а дороги — специализированные службы. В каждом населенном пункте они разные, их контакты, как правило, есть на сайте городской администрации. Например, в Москве этим занимается ГБУ «Автомобильные дороги», а в Санкт-Петербурге уборкой дорог занимается сразу несколько организаций, и все их данные и номера телефонов есть на сайте городской администрации.
Если снег не убрали в течение 12 часов после окончания снегопада, направьте организации, отвечающей за уборку снега, письменную претензию и потребуйте устранить сугробы.
Если претензия не подействует, направьте жалобу на бездействие коммунальных служб в прокуратуру. В жалобе укажите, что коммунальные службы своим бездействием нарушают ваши права на свободу передвижения, и попросите принять меры. Прокурор может вынести представление об устранении нарушений, которое коммунальные службы будут обязаны исполнить. Может случиться так, что снег за это время растает, особенно если вы живете в регионе, где снегопад случается нечасто. Но во многих случаях прокуратура успевает принять меры до таяния снега.
За несвоевременную уборку снега должностных лиц управляющих компаний и организаций могут привлечь к административной ответственности. В одном деле управляющую компанию Ижевска в 2015 году оштрафовали за несвоевременную уборку снега на 15 тысяч рублей. УК пыталась оспорить этот штраф в суде. Она заявила, что в то время были такие погодные условия, при которых невозможно при всем желании убрать придомовую территорию как следует. Суд изучил приобщенные к делу фотографии и акты и признал наложение административного штрафа законным.
Что считается чрезвычайной ситуацией
Если за один день выпала месячная норма снега, это чрезвычайная ситуация. В таком случае коммунальные службы, как правило, не способны устранить последствия немедленно.
Любые коммунальные службы рассчитаны на работу в нормальных условиях. К сожалению, никто не закладывает в бюджет коммунальных служб ресурсы, предназначенные для работы в чрезвычайных ситуациях, потому что неизвестно, произойдет ЧС или нет.
Количество техники, которое необходимо для расчистки дорог после снегопада, считают по очень сложным формулам. Вот в этом методическом документе примеры расчетов есть на стр. 18—19
Конечно, можно приобрести в два раза больше снегоуборочной техники. Ее нужно будет обслуживать, платить зарплату водителям и другим людям. Если количество снега не превысит норму, эти деньги уйдут впустую.
Как действуют коммунальные службы в чрезвычайных ситуациях
Коммунальные службы руководствуются документами, определяющими категории объектов дорожного хозяйства. Разберем это на примере Москвы.
В Москве все объекты дорожного хозяйства разбиты на семь категорий по значимости для городской инфраструктуры и функционирования города в целом. Эти категории, очередность и срок уборки для каждого объекта указаны в регламенте зимней уборки в Москве.
Например, к первой категории относятся магистральные улицы и проспекты, которые обеспечивают международные, межгосударственные, региональные и внутригородские связи. Интенсивность движения транспорта на этих дорогах в часы пик составляет 2—6 тысяч автомобилей в час. К категории 7б относятся пешеходные зоны окружного значения, территория у Лужников и «Олимпийского».
Есть еще внекатегорийные объекты, к которым, например, относятся объекты дорожного хозяйства Москвы, которыми пользуются лица, подлежащие государственной охране. Еще к таким объектам относятся переулки и городские проезды в пределах Садового кольца, площади перед железнодорожными вокзалами и ряд других объектов.
Внекатегорийные объекты имеют приоритет перед всеми остальными. Очередность уборки остальных зависит от номера категории. Сначала убирают дороги первой категории, а дороги категории 7б — в последнюю очередь. Время уборки снега и льда для внекатегорийных объектов и объектов первой и второй категорий не должно превышать двух часов после окончания снегопада.
На тротуарном покрытии, где производится механизированная уборка, на отдельных участках может быть снежный накат — это слой снега, уплотненного колесами машин. Его нужно обязательно обработать щебнем с размером зерен от 2 до 5 мм. Общая площадь таких участков не должна превышать 20% от площади тротуара, а время на ликвидацию снежных накатов — 12 часов после окончания снегопада.
В каждом городе должны быть аналогичные нормативные документы, предусматривающие, где должны убирать снег в первую очередь, а где — во вторую. Их можно найти на сайтах организаций, ответственных за уборку дорог в вашем регионе.
Когда составляют подобные нормативы, руководствуются требованиями безопасности и целесообразности. Как правило, коммунальные службы в первую очередь убирают снег и лед с проездов к местам, от которых зависят здоровье и безопасность людей. Вот эти места:
- Больницы и поликлиники.
- Здания, где располагаются правоохранительные органы.
- Суды.
- Изоляторы временного содержания и места лишения свободы.
- Территория около трансформаторных подстанций, водозаборов, систем отопления, чтобы в случае аварии к ним имели доступ ремонтные службы.
- Детские сады и школы: к ним нужно подвозить питание.
Убирать подъезды к жилым домам будут в последнюю очередь.
Даже в случае чрезвычайных ситуаций дороги рано или поздно уберут от снега — просто на это потребуется больше времени. Чтобы снег убрали быстрее, можно сообщить в коммунальные службы, где снег еще не убрали и где его скопление может быть опасным.
Что делать, если долго не убирают снег
- Если снег скопился в результате бездействия коммунальных служб, шлите им претензию. Если это не подействовало, отправляйте жалобу в прокуратуру.
- Если произошла чрезвычайная ситуация, сообщайте коммунальным службам, где снег еще не убран и где он может представлять угрозу для жизни людей.
- В случае чрезвычайной ситуации запаситесь продуктами на 2—3 дня, чтобы лишний раз не ездить в магазин: на скользкой и заваленной снегом дороге выше шансы попасть в ДТП .
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Источник
Как убирать снег на дорогах
- Убирать снег нужно, как только он начал идти
- Соль очень вредна для жителей и городских растений. Соль нет смысла использовать при температуре ниже -10 градусов
- Вместо песка нужно использовать обеспыленную каменную крошку
- Сугробы нельзя оставлять на газонах
- Вашему городу нужно больше снегоуборочной техники и меньше закупок реагентов
До 80% аварий зимой происходит из-за неубранного снега.
Идеального решения еще нигде не придумали, но страны северной Европы справляются со снегом в среднем лучше, чем российские города. Разберемся, как же надо убирать снег, чтобы город не вставал в пробках, а на улицах было меньше грязи и аварий.
Подготовьтесь к снегопаду заранее
Чтобы эффективно убирать снег, у дорожников должно быть достаточно снеугоборочной техники, снаряженной для быстрого выхода на маршрут: полные баки с реагентами и топливом, достаточно водителей, работающих посменно.
Чтобы вовремя начать уборку, нужно следить за погодой и предсказывать снегопад заранее.
В Финляндии вдоль всей сети основных дорог установили веб-камеры, которые передают информацию о температуре воздуха и дороги. Дорожные службы могут оперативно следить, где начался снегопад, и отправлять туда снегоуборочные машины.
Финские дорожники получают прогноз погоды от синоптиков. Если обещают снегопад, муниципалитеты за сутки до его начала собирают совещания и обсуждают с дорожниками, какую технику и где задействовать. Коммунальщики заранее выезжают и начинают уборку еще до выпадения снегопада. Случается, что они ездят вхолостую, но если все же пойдет снег, его сразу же уберут.
Самый эффективный метод — механическая уборка снега
Нормативы российских городов обычно не требуют вывозить снег с начала снегопада. К его уборке разрешено приступать через несколько часов после выпадения снега. Зато, например, челябинские нормативы требуют использовать реагенты с начала выпадения осадков. Это неправильно. Вместо того, чтобы плавить снег реагентами, его лучше просто убирать.
Как только начался снегопад, на дорогах должны начать работать снегоуборочные машины — сгребать и сметать снег на обочины. После уборки снег необходимо погрузить в самосвалы и вывезти на снегосвалки за город. Нельзя оставлять горы снега на обочинах — весной они растаят и затопят улицы, а реагенты в сугробах отравят почву.
Чтобы сэкономить время на перевозку, в городе используют снегоплавильные камеры, в которых снег растапливают и сливают в ливневую канализацию.
Чем раньше начнут механическую уборку снега, тем меньше появится наката и наледи, меньше будет необходимости в плавлении льда реагентами. Чтобы победить снег на дорогах, его надо как можно быстрее сметать и вывозить подальше от дорог. Вот и весь рецепт борьбы с выпавшим снегом.
Используйте реагенты только там, где необходимо — они вредные и неэффективные
Реагенты помогают против снега и наледи только при определенных погодных условиях. Не всегда и не везде есть смысл их использовать.
Если после снегопада температура поднимется выше нуля, то наледи не будет — применять реагенты нет смысла. Дороги нужно просто очистить снегоуборочными машинами.
Против гололеда чаще всего используют обычную поваренную соль в сухом виде или в смеси с водой. Соль не растапливает снег при температуре ниже 21 градусов — при этой температуре рассол замерзает и перестает работать. При минус 10°C смесь снега и соли тает уже совсем медленно, снег не исчезает полностью, а превращается в мокрую кашу.
В итоге соль эффективна только при температурах от 0 до -10 градусов. При этом она вредна для почвы и грунтовых вод, а каша из пересоленного снега обладает высокой коррозионной активностью, от нее ржавеют машины и уличные конструкции. Канадские ученые выяснили, что даже если мы прекратим использовать соль на дорогах, ее остатки будут вымываться из почвы десятилетиями.
Кроме соли (хлорид натрия), дорожники используют другие вещества: калийную соль (хлорид калия), хлорид кальция и так далее. Такие реагенты дороже. Разные реагенты подходят для разных температур, в том числе тех, при которых не работает обычная соль.
В 2018 году в Челябинске применяют поваренную соль в смеси с хлоридом кальция. Поваренная соль превращает наледь и снег в подталую кашу, а хлорид кальция еще сложнее: он топит лед до -30 градусов, но замедляет высыхание дороги. Необработанные улицы высыхают, а политые реагентом остаются мокрыми несколько дней. Кроме того, сцепление с обработанным асфальтом ниже, дорога становится более скользкой по сравнению с дорогой, которую не поливали реагентами, а просто подмели.
Реагенты вводят водителей в заблуждение: лед стаял, и они едут словно по обычному влажному асфальту, но сцепление все равно плохое. Увеличивается время высыхания, и при морозе появляется смесь льда и талой воды — та самая грязная снежная каша. Поэтому хлористый кальций считается препаратом эффективным против льда, но опасным: езда по утрамбованному снегу более предсказуема, чем по асфальту с пониженным за счет реагента сцеплением.
Существуют еще так называемые органические реагенты, это смеси хлоридов и других веществ. Они могут плавить лед при температурах до -60 градусов, но дорога после них еще более скользкая, чем после обычных солей. Лучше не использовать такие реагенты.
Многие страны ограничивают применение реагентов. В Берлине закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог, в Японии реагенты запрещены, в Финляндии соль почти не используется, особенно за городом. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде, чтобы применять их повсеместно.
Вот что говорит эколог Семен Гордышевский, председатель Санкт-Петербургского экологического союза:
«Лучший способ — всего лишь вовремя и дочиста убирать снег. Финны и шведы с этим легко справляются. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. В Петербурге же ждут, когда снег утопчут до наледи, а затем засыпают ее солью. Мало кто задумывается о том, куда соль девается с улиц».
Используйте соляной рассол только на категорически важных местах — резких спусках и подъемах, мостах, скоростных эстакадах. Старайтесь не применять реагенты на обычных улицах. Если на дороге уже появилась наледь, значит, вы опоздали. Надо было подметать снег еще до того, как он лег плотным слоем и укатался машинами.
Каменная крошка вместо песка и реагентов
В некоторых российских городах, например, в Челябинске, сочетают реагенты с фрикционным методом — смешивают соль и другие реагенты с песком. Песок и подобные ему материалы повышают сцепление с дорогой, помогают против гололеда.
Фрикционный метод распространен в скандинавских странах. Например, в Финляндии не используют соль (менее чем на 10% дорог), а посыпают дороги каменной крошкой в городах и песком за городом.
Однако песок — не лучшее решение. Хотя он и повышает сцепление с поверхностью, работает он недолго. Он не задерживается на дороге, смешивается с водой и разносится ветром по улицам. Улицы становятся грязнее, песок оседает на газонах, конструкциях и зданиях. Это один из главных источников грязи в городе.
В европейских странах, например, в той же Финляндии, песок обычно не используют в черте города. Вместо него лучше использовать обеспыленную каменую крошку. Она дороже песка, но лучше задерживается на дороге, сильнее повышает сцепление и не создает столько грязи.
Крошку можно использовать повторно. В европейских странах ее собирают машинами-пылесосами весной, моют и используют в следующем году. Крошку хранят в специальных контейнерах на улицах, и жители могут использовать ее самостоятельно на скользких участках.
Каменная крошка экологичней и экономичней реагентов. Используйте ее в борьбе со скользкими улицами.
Что делать Челябинску и другим городам
Чтобы каждый снегопад не был сюрпризом, а снег не лежал на улицах по нескольку дней, городу нужно реформировать систему уборки снега.
Предсказывать снегопады
Необходимо наладить сотрудничество с метеорологическими центрами, оперативно получать от них предупреждения о возможных снегопадах, готовиться к ним. Сейчас, судя по новостям, дорожники каждый раз оказываются не готовы к метелям и задерживают уборку.
Следить за улицами
Следует использовать систему видеокамер, чтобы оперативно наблюдать за заснеженностью улиц и контролировать уборку дорог. На особо важных участках, например, скоростных трассах и развязках, можно установить камеры с датчиками температуры воздуха и дороги.
Улучшать обратную связь с жителями
Хороший способ повысить открытость работы дорожников — разработать карту, на которой будут видна вся снегоуборочная техника, убранные и неубранные дороги. Такой сервис уже существует с Нижнем Новгороде — портал Антиснег. С таким инструментом жители смогут выбирать маршрут по уже очищенным улицам, избегать пробок и аварий, контролировать работу дорожников.
Изменить нормы закона
Челябинску необходимо внести изменения в Правила благоустройства.
Сейчас в них есть множество спорных требований. Например, дорожники должны бездумно применять реагенты сразу с выпадением первых снежинок, а к уборке снега можно приступать только через несколько часов. Обработка реагентами названа первоочередной операцией. Подметать снег разрешено только при 5 см выпавших осадках, что довольно много. При этом, количество обработанных реагентами площадей должно быть равно количеству подметенных — это крайне спорное требование.
Такие требовния нелогичны и не способствуют очищению города от снега. Вместо чистых улиц, на дорогах появляется грязь, снежная каша и скользкий асфальт.
Снег надо не топить реагентами, а убирать с дорог. Это аксиома.
В Правилах почти не ограничено применение реагентов. Они используются на всех дорогах, нет рекомендаций воздерживаться от них. Единственное ограничение: нельзя применять техническую соль и жидкий хлористый кальций в чистом виде на тротуарах, остановках, в пешеходных и озелененных зонах.
В челябинских Правилах нет требований или рекомендаций к применению каменной крошки и других вариантов фрикционного метода. Соответственно, нет требований к уборке песка и щебня, их повторному использованию. Ничто не требует убирать грязь с улиц.
В законе следует отдать приоритет подметанию и сгребанию снега, который необходимо начинать сразу с началом снегопада. Необходимо ограничить использование реагентов только на особо важными участками, ограничить виды реагентов и рекомендовать применять каменную крошку вместо соли.
Закупать технику
Для того, чтобы эффективно убирать снег, нужно много снегоуборочной техники. Сейчас в Челябинске уборку осуществляет подрядчик Южуралмост. Вот какой у них парк техники:
Этого явно недостаточно для уборки города-миллионника. Площадь Челябинска — 530 км², техники меньше 200 единиц. В соседнем Екатеринбурге площадь всего 468 км², но техники около 400 единиц. В итоге, разница больше чем в 2 раза.
В Москве техники 18 тысяч единиц, а площадь города (вместе с Новой Москвой) в пять раз больше челябинской. Плюс, в Москве есть около 200 снегоплавилок, которых вообще нет в нашем городе.
Уборка снега — непростая задача. Однако если изучить тему и не бояться внедрять новые знания, задача упростится и дороги будут чище, аварий будет меньше, а жители — счастливее.
Интересный факт: в США привлекают жителей, чтобы они помогали расчищать город в период снегопада. На этом можно заработать. А ещё можно прицепить к своему пикапу снегоуборочное оборудование и взять в мэрии подряд на расчистку улиц.
Источник