- Как экипажи заводили танки в сильный мороз в годы войны
- Как в годы войны экипажи танков умудрялись заводить машины в сильнейший мороз
- Почему немцы не могли завести танк в мороз, а советский солдат смог?
- Мороз против вермахта
- Как завести танк в мороз или в чем разница
- Почему немцы охотились за советскими ППШ
- Вывод
- Как во времена ВОВ согревались зимой танкисты
Как экипажи заводили танки в сильный мороз в годы войны
Завести автомобиль в сильный мороз — все еще актуальная проблема для водителей. Порой приходится обращаться за помощью к соседям по парковке. Главная причина — севший аккумулятор или сбои в работе топливной системы. И в первом, и во втором случае приходится затрачивать лишнее время. Поэтому некоторые автомобилисты заранее делают запас на 20-30 минут, чтобы в случае чего можно было отправиться по делам на общественном транспорте. Такая проблема существует даже в 21 веке, не говоря уже о второй половине прошлого. Но как тогда в годы войны у экипажа получалось привести в движение танк, который весит не как автомобиль, и имеет более сложную конструкцию?
В сильный мороз костер носил еще одну полезную опцию — его использовали дежурящие экипажи
Если на кону стоит военная операция — с техникой долго не повозишься. Это говорит только о том, что у старшего поколения были свои методы приводить в движение военную технику зимой. На самом деле, завести танк зимой — серьезная проблема в военное время. Несмотря на пройденные десятилетия, ситуация мало поменялась.
Лайфхак №1, если его можно так назвать, — костры. Если техника стояла в поле, танковым экипажам нужно было разводить много костров. Для этого выкапывали крупные ямы. При помощи огня конструкцию танков подогревали снаружи, что в дальнейшем облегчало старт. В сильный мороз костер носил еще одну полезную опцию — его использовали дежурящие экипажи.
Еще одна хитрость, которая может использоваться даже сегодня, — горячая вода. Если танки ставили недалеко от ремонтной мастерской, в большинстве случаев у экипажа была возможность найти горячую воду. Чтобы привести тяжелую технику в движение, в мотор заливали кипяток и прогоняли по системе. Вода согревала все механизмы внутри и облегчала последующий старт. Безусловно, подобный способ трудно представить в применении с автомобилями, но кипяток тоже спасал в условиях сильного мороза.
Еще один метод связан с технической жидкостью. Бензин добавляли в систему танка в определенном соотношении с маслом — 1 литр топлива на 35 литров масла. На следующем этапе в течение 3-4 минут проводили «прогонку» состава. Это позволяло сделать масло в двигателе более жидким. Состав терял свою вязкость, которая становилась главным препятствием в успешном запуске установки. Завести технику в таком состоянии было намного проще. После всех процедур бензин оставался в помпе.
Метод с использованием костров был самым крайним. Его применяли тогда, когда не было других вариантов облегчить запуск. Дело в том, что создание ям в сильный мороз было не самой простой задачей. Еще одна причина — риск сжечь технику. Ситуация в некоторых случаях упрощалась тем, что для танков использовали специальные печки, которые ставились под боевую машину.
Итог. Завести крупный танк во время войны в сильный мороз — не самая простая задача. Но у экипажей было несколько способов, которые позволяли облегчить процедуру.
Источник
Как в годы войны экипажи танков умудрялись заводить машины в сильнейший мороз
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Завести танк зимой – главная головная боль зампотеха. На самом деле со времен Второй мировой войны в наших широтах с этим вопросом мало чего изменилось. Тем не менее, у танковых экипажей было и остается несколько хитростей в арсенале, которые помогают выйти из этой непростой ситуации.
Хитрость первая – костры. Точнее, много костров. Когда машины стояли, что называется в «поле», танковым экипажам ничего больше не оставалось, как использовать рядом с машинами огонь. Для него копались небольшие ямки. С помощью огня агрегаты танка подогревали снаружи, что облегчало последующий старт. Кроме того, костры служили спасением для дежурящих рядом экипажей.
Хитрость вторая – горячая вода. Если танки базировались недалеко от ремонтной мастерской, в большинстве случаев экипажи имели возможность раздобыть горячую воду. В этом случае она просто заливалась (еще будучи кипятком) в двигатель и прогонялась там. Это позволяло согреть механизмы и также облегчало последующий старт.
Хитрость третья – бензин. Он добавлялся в топливную систему танка из расчета 1 литр бензина на 35 литров масла. После этого в течении 3-4 минут осуществлялась «прогонка». В итоге масло в двигателе становилось более жидким, теряло свою вязкость и машину становилось намного проще завести. В последствии бензин оставался в помпе.
В продолжение темы читайте о том, для чего на корму Т-34 крепили продолговатые цилиндры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Почему немцы не могли завести танк в мороз, а советский солдат смог?
Трагический 1941 год. Под бравурные марши армия Третьего рейха почти дошла до Москвы. Солдаты Красной Армии, в большинстве своем, сражались отважно, цепляясь за каждую пядь земли. При этом часто поливая ее своей кровью. Глубокой осенью 1941 года началась немецкая операция “Тайфун”, которая по замыслу командования вермахта должна была закончиться окружением, а затем и падением Москвы. Несмотря на упорное сопротивление красноармейцев, курсантов, ополченцев солдаты вермахта все ближе приближались к Москве. И тут что-то произошло. Непонятное для немцев.
Мороз против вермахта
До сих пор историки, блогеры и да и просто обыватели “ломают копья” в спорах на тему “Кто спас Москву”. Сибирские дивизии, накопленные Ставкой резервы, самоотверженность защитников, которые ценой своей жизни задерживали махину вермахта на день, на час, на минуту (яркий пример — те же панфиловцы, или курсанты подмосковных училищ). Скорее всего все вместе. Но есть еще один фактор. Не главный, но и немаловажный. Погодные условия.
Зима 1941 — 1942 годов началась рано, была долгой, холодной и снежной. Линии снабжения вермахта были растянуты и подвергались постоянному воздействию партизан. Так что даже с зимним обмундированием у гитлеровцев были проблемы. Знаменитый приказ Ставки “Гони немца на мороз” появился не просто так, и не на пустом месте. Есть много фото и кинохроники того времени, где непобедимые до этого вояки кутаются в женские платки и шали.И это были, так сказать, “цветочки” погодной проблемы вермахта. “Ягодками” стали проблемы, связанные с техникой. Оружейная смазка густела на морозе, двигатели машин, даже двигатели танков, не заводились. Почему Красная армия получила некоторое преимущество именно в сильные морозы? Ведь ее части воевали при такой же погоде.
Как завести танк в мороз или в чем разница
Для примера рассмотрим 2 танка одного типа, советский и немецкий, являвшиеся по сути ОБТ (основным боевым танком) обеих сторон. Итак, Т — 34 и PZ- 4, чем они отличаются и почему немцы не могли завести танк в мороз, а советские солдаты могли?
Т — 34 имел в качестве двигательной установки дизельный мотор B — 2, мощностью 500 лошадиных сил. В морозы на нем использовалось дизельное топливо ДТ Зимнее, температура загустения которого была довольно низкой, до — 35 градусов, а в особо сильные морозы рекомендовалось добавлять в него тракторный керосин.
PZ — 4 комплектовался карбюраторным бензиновым двигателем фирмы “Майбах”, мощностью до 300 лошадиных сил. Работал он, в основном, на синтетическом бензине, который застывал при гораздо меньших морозах, иногда даже при температуре 14-15 градусов ниже нуля.
Были и другие различия, скорее даже подходы, связанные с разницей отношения к технике. Здесь показательны воспоминания немецкого танкиста Ангерта.
В плен к ним попали два советских танкиста, один был тяжело ранен. Второму приказали показать на примере, как завести танк в сильный мороз, угрожая не оказать медицинскую помощь раненому. Тогда советский танкист налил горячей воды в радиатор. И танк завелся сразу. Немцы, с особым пиететом, относящиеся ко всякого рода инструкциям, были в шоке.
Почему немцы охотились за советскими ППШ
Та же картина была в сильные морозы и со стрелковым оружием. Ну отказывались немецкие пистолеты-пулеметы MP 38/40 стрелять в сильный мороз. И довольно часто смазка просто замерзала. Необходимо было разобрать автомат, заново смазать и после этого продолжать стрельбу. А как это сделать во время боя — не совсем понятно.
То ли дело советские пистолеты-пулеметы, например знаменитый ППШ. Патронов в магазине больше, смазка не замерзала даже на лютом морозе. Прост, удобен и весил меньше, чем MP 38/40. Недаром гитлеровцы так гонялись за ППШ, для них он был очень желанным трофеем.
Вообще, вермахт воевал хорошо, это факт. Было у них и взаимодействие налажено и организация хорошая. Вот только к суровым русским зимам они не были готовы. Почти все, что было под Москвой, повторилось через год, под Сталинградом. И опять, “мертвые” танки, которые не удалось завести на лютом морозе, отказывающееся стрелять при таком же морозе стрелковое оружие и так далее.
Вывод
К лютым русским морозам немецкая армия готова не была. Не оказалось у них ни топлива, ни оружейной смазки годных к использованию в условиях экстремально низких температур. Стрелковое оружие отказывало, бронированные машины глохли или вообще не заводились. Огнеметы не работали при таких температурах, артиллерийские орудия заклинивало. И, получается, что погода тоже внесла свой вклад в дело Победы.
Источник
Как во времена ВОВ согревались зимой танкисты
Всякий «Коля из Уренгоя» в наши дни прекрасно осведомлен о том, что танки вермахта едва ли не все полностью комплектовались штатными обогревателями, в то время как защитники «тоталитарной социалистической» Родины были вынуждены мерзнуть долгими зимними ночами! Вот только если почитать воспоминания советских и немецких танкистов, то ситуация выглядит совершенно иначе.
Со стороны противника одним из самых красноречивых источников информации на этот счет служит небезызвестный танковый ас Отто Кариус.
Теплая одежда у РККА была на порядок лучше. |Фото: ww2.ru.
Зайдем издалека. Первый штатный обогреватель боевого отделения на советских танках появился только в 1960-е годы на танке Т-64. В Третьем рейхе первый штатный обогреватель внутреннего пространства машины был разработан только в октябре 1944 года, фактически в конце войны.
Назывался немецкий обогреватель «Kampfraumheizung» и, судя по сохранившейся документации, полагался только танкам PzKpfw V Panther, хотя возможно ставился и на «Тигры».
Однако учитывая, что к осени 1944 года дела на фронте у вермахта шли уже не слишком хорошо, а немецкая промышленность страдала от дефицита ресурсов и постоянных бомбардировок Союзников, едва ли такие обогреватели получили широкое распространение. Похожим образом дела обстояли и у танков США и Великобритании – никаких печек для экипажа там не было.
Немцы были вынуждены греться такими лампами. |Фото: ww2.ru.
И у советских, и у немецких танкистов было два основных способа согреться в танке на протяжении дня. Первый – это зимняя одежда. Причем если верить воспоминаниям, то у советских бойцов она была на порядок лучше.
Уже упомянутый в самом начале танковый-ас Отто Кариус (1922-2015 год), автор популярных мемуаров «Тигры в грязи», неоднократно сетовал на качество зимней одежды танкистов вермахта и восторгался теплой одеждой советских танкистов. Второй способ обогрева на протяжении дня – это тепло работавшего двигателя.
Причем немцы в этом отношении неожиданно проявили большую изобретательность: они сверлили в перегородке моторного отсека небольшое отверстие и перекидывали резиновый шланг, который проводил горячий воздух от двигателя прямо в отсек экипажа.
Обогрев Т-34 в зимнее время при помощи печки. |Фото: format72.ru.
Во время длительных остановок советские танкисты рыли под танками окопы, в которые ставились небольшие печи. Танк при этом накрывался брезентом, а от печки из окопа выводилась труба для отвода ядовитого газа. Очень быстро под танком становилось тепло и можно было спокойно спать.
Печка также согревала саму машину, позволяя намного быстрее заводить ее во время крепких морозов. Во время коротких остановок советские танкисты просто накрывали брезентом моторный отсек, ложились на него сверху и накрывались еще одним полотнищем брезента сверху.
Такой «бутерброд» позволял поспать прямо на улице в тепле несколько часов. По воспоминаниям советских танкистов, брезент – лучший друг солдата. Что же до печек-буржуек для танков, то они как производили на заводах, так и делались танкистами уже на фронте в ремонтных мастерских из того, что было.
Та самая печка-буржуйка. |Фото: vk.com.
Немецким танкистам в этом отношении было куда сложнее. Нацисты планировали завершить войну еще до первых заморозков, а потому никаких специальных печей у них не было.
В первый год войны немцы также накрывали танки брезентом, жгли под машинами небольшие костры, когда огонь тух, залазили и спали несколько часов в импровизированной палатке. Однако, по воспоминаниям Отто Кариуса такой способ ночлега командование запретило после успешных налетов советской штурмовой авиации. Кариус вообще вспоминает зиму, как худшее время для танкиста, так как для многих единственным способом обогрева была штатная паяльная лампа.
Причем из-за риска отравления угарным газом и пожара, командование запрещало использовать и их.
Отто Кариус, автор популярных мемуаров. |Фото: ya.ru.
К сожалению, немецкие (в том числе мемуарные) источники на этот счет менее богаты. Однако в целом советские танкисты вспоминают зиму как сложное, но все же не чудовищное время с точки зрения бытовых условий. Немцы же, наоборот, чаще всего вспоминают зимнюю войну как самую тяжелую именно с точки зрения быта.
Следует также добавить, что и советские, и немецкие экипажи в зимнее время согревались любыми доступными способами. В том числе использовали так называемые «спиртовки»: металлические емкости с сухим спиртом, которые изначально создавались для согревания подкапотного пространства грузовых автомобилей.
Дмитрий Федорович — слева. |Фото: ya.ru.
Кстати, интереснейшие воспоминания оставил советский танкист Дмитрий Лоза, автор мемуаров «Танкист на иномарке». Воевал Дмитрий Федорович на «Шермане» поставленном по Ленд-Лизу. Так вот в американских танках времен Второй мировой войны никаких обогревателей также не было.
Источник