Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Как зимуют рыбы?»
Ольга Волоснова
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Как зимуют рыбы?»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Аленушка» города Новочебоксарска
Конспект организованной образовательной деятельности
в старшей группе
Тема: «Как зимуют рыбы?»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Волоснова Ольга Николаевна.
Г. Новочебоксарск, 2020 г.
Цель – Расширение представлений детей о зимовке рыб подо льдом.
Образовательные: Дать детям более полные представления о жизнедеятельности речных рыб зимой подо льдом.
Развивающие: Развивать умение самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения. Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление.
Речевые: Приучать детей к самостоятельности суждений. Активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитывающие: Поддерживать интерес детей к животному миру.
Материал: презентация, «лабиринты», цветные стеклянные камешки, математические планшеты, цветные резинки, пластиковые круги и треугольники.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Ход занятия
I. Вводная часть
— Здравствуйте, ребята! Хочу вам загадать одну загадку. Попробуйте ее отгадать.
-Бывает золотая, бывает в серебре,
Махает плавниками и плавает в реке.
Рот свой открывает, но всегда молчит,
И с братьями своими никогда не говорит. (Рыба)
— А где живут рыбы? (в море, в реке) Сегодня мы будем говорить о рыбах, которые живут в реке. Как их называют? (речные). А какие виды речных рыб вам известны? (щука, окунь, налим, сом, лещ и т. д.) Они все живут в реке. Но сейчас – зима… Реки замерзли… А как же рыбы зимуют в реке?. Как вы думаете? (Слайды 2,3)
II. Основная часть.
1.Введение нового материала: беседа «Как зимуют рыбы?» (просмотр презентации).
— Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Их тело покрывается специальной слизью, как шубой. Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. К зиме рыба становится неподвижной, вялой.
— Караси, карпы зарываются в тину на дне водоема и переживают так до весны. Они неподвижны и теряют аппетит.
— Лещ – плоская рыба с маленькой головкой. Лещи зимой впадают в спячку. Они ложатся на дно или зарываются в песок.
— Трудно рыбам подо льдом зимой. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Водоросли начинают гнить, воздуха становится подо льдом всё меньше, и рыбам трудно дышать. Поэтому люди пробивают в реках проруби, через которые под лед поступает чистый воздух.
— Хищные рыбы не спят даже зимой – налим, щука, окунь.
— Налим очень шустрый и прожорливый хищник – как волк, только водный. Он ест рыб, лягушек, икру. Налим очень любит холодную воду. Охотится налим ночью. А когда вода становится снова теплой, налим превращается в вялого и неподвижного.
На реке живет один
Очень странный господин.
Между рыбами чудак –
Все он делает не так:
В холода ему не спится
Ищет, чем бы поживиться,
А в жару как нелюдим,
Под корягой спит… налим.
— Щуку можно назвать речным доктором, потому что она нападает на больных и слабых рыб, и не дает распространиться болезням.
Стой, плотва и караси
И пощады не проси.
Я, хозяйка здесь в пруду,
— Вот сом. Что вы знаете про сома, расскажите, ребята. (Ответы детей) Сом – это крупная толстая рыба с длинными усами. Усы помогают ему найти корм на дне. Питается сом мелкими рыбешками, личинками.
Он в самом омуте живет
Имеет он огромный рот, усы,
А глазки чуть видны.
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно.
— Окунь – это веселая и проворная рыбка, любит камни и упавшие на дно полусгнившие деревья. Зимой окуни тесно прижимаются друг к другу, опускают свои красные плавники и засыпают.
— Сейчас представим себе, как играют окуньки, и тоже поиграем.
— Рыбки плавали, ныряли,
В чистой, свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
3. Самостоятельная работа (лабиринт «Покажем рыбке путь к водорослям»)
— Ребята, перед вами лабиринты. Поможем рыбке пробраться через лабиринт к водорослям, и спрятаться в них от хищников. Путь по лабиринту мы выстроим из цветных камешков. Приступаем к работе.
4. Работа с планшетом «Рыбка».
— А сейчас я вам раздам планшеты, мы с вами попробуем сделать рыбки из цветной резинки, натягивая ее на гвоздики. Посмотрите,как это у меня получается: захватываю резинкой один гвоздик, тяну ее, захватываю один гвоздик сверху, один снизу, еще один сверху и снизу, получается тельце рыбки. Далее поворачиваю резинку так, чтобы получился крестик, закрепляю резинку за два гвоздика – получился хвостик. Добавляю круг – это у нас глазик, треугольник – плавник. (Показ воспитателя). А теперь, ребята, вы попробуйте. Молодцы.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
— Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии? А что вам было интересно узнать?
Прикреплённые файлы:
ryby-a_r7t0a.pptx | 3919,47 Кб |
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Осенняя фантазия» Тема: «Осенняя фантазия» Цель: Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования – мятой бумагой. Программные задачи: Образовательные:.
Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в младшей группе «Знакомство с пингвином» Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Знакомство с пингвином». Аппликация Цель: научить детей.
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Беседа «Путешествие по России» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Беседа «Путешествие по России» Программное содержание:.
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Игрушка из помпонов» Недавно мы с ребятами решили своими руками изготовить игрушки из помпонов и подарить их малышам и вот что из этого получилось Цель: продолжать.
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Лепка «Подсолнушки у плетня» Цель: Учить творчески составлять совместную композицию, используя знакомые приемы лепки. Закреплять умение сочетать в поделке пластилин,.
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Овощи» Образовательные задачи. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение.
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Открытка ко Дню Матери» Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 11 «Волшебники» (продуктивная деятельность). Тема: «Открытка ко.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в гости к Бабушке-яге» Цель: Формирование представления у детей о художественном образе Баба Яга; Устранение или частичное обесценивание детского страха перед.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы» Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.
Источник
Познавательный творчески-исследовательский проект «Как зимуют рыбки?»
анна барская
Познавательный творчески-исследовательский проект «Как зимуют рыбки?»
Проект «Как зимуют рыбки?»
Тип проекта: познавательный, творчески-исследовательский.
Сроки проведения: 12 января – 20 марта (среднесрочный).
Авторы проекта: Барская А. Д., Войнич Н. Ю.
Участники проекта: Воспитатель, педагог-психолог, дети и родители средней группы ОДП 7 школы 1315.
Актуальность: Недостаточная познавательная активность детей в вопросах сезонных изменений в природе, недостаточный интерес к экологическому воспитанию у родителей; отсутствие темы в базовой программе ДОУ (не только для детей среднего, но и более старшего возраста).
Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации у детей.
• активной познавательной позиции,
• формирование представлений у детей, как они могут искать ответы на интересные им вопросы (формирование познавательных действий,
• расширение представлений детей о том, как разные живые существа переживают зиму,
• включение экспериментирования в НОД,
• развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,
• привлечение воспитанников и родителей к данной проблеме,
• популяризация метода проектов в познавательной деятельности в ДОУ.
Этапы реализации проекта:
• Первичная диагностическая беседа с детьми по теме проекта;
• Обсуждение планируемой работы воспитателя с детьми по теме сезонные изменения в природе зимой;
• Изучение методической литературы;
• Создание необходимых условий для реализации проекта, т. е. необходимый наглядный материал (картины, рисунки, художественная литература, подбор игр; подбор консультаций для родителей)
II. Этап – основной (практический).
Основной этап можно условно разделить на несколько стадий. Вначале у детей и родителей необходимо создать интерес к теме изменений в живой и неживой природе зимой. На занятиях и прогулках с детьми обсуждаются изменения, которые связаны с приходом холодной погоды зимой. Большинство детей имеют те или иные знания о том, как разные звери приспосабливаются к новым условиям. Эти знания актуализируются, анализируются, расширяются и обобщаются.Дети должны усвоить главное: все живые существа вынуждены приспосабливаться к зиме, все это делают по-разному. Поскольку для дальнейшей постановки проблемы особенно важно, что происходит с обитателями водоемов зимой, с детьми проводятся эксперименты с замораживанием воды. С помощью опытов, знакомства с необычными фактами у детей создается яркий образ и понимание, что в обычной воде можно двигаться, а на морозе вода становится твердой как камень.
• Беседы о сезонных изменениях в природе зимой на прогулках.
• ООД «Познание» «Как зимуют разные животные».
• ООД Развитие речи «По щучьему веленью».
• ООД «Познание» «Вода, снег,лед: превращения воды зимой». (Экспериментальная деятельность, презентация).
• Консультация для родителей «Эксперименты с детьми 4-5 лет».
На второй стадии, когда дети уже обладают определенными знаниями, педагог ставит перед детьми вопрос «Как зимуют рыбки», на который у детей этого возраста нет готового ответа. Используя данную проблемную ситуацию, педагог формирует у детей познавательно
исследовательские действия, которые помогут детям в дальнейшем. Дети должны научиться актуализировать имеющуюся у них информацию (вспомнить рассказы взрослых, сказки, мультфильмы, задавать вопросы взрослым, искать вместе с ними информацию в книгах, в фильмах, в интернете, ставить опыты, если это возможно.
• ООД Познание, Художественное творчество «Что произойдет с рыбками зимой?». (Лепим и замораживаем пластилиновых рыбок).
• ООД Познание, Развитие речи «Как найти ответ на наш вопрос». (Вспоминаем сказку «По щучьему веленью». Беседа «Что нам рассказали родители?» Просмотр и обсуждение мультфильма про Лунтика «Прорубь»).
• ООД Развитие речи слушаем и обсуждаем познавательные рассказы (Э. Шим «Всем вам крышка» и Л. Карпова «Как рыбы зимуют).
• ООД Познание «Рыбки живут подо льдом» (эксперимент «Ледяная крышка», презентация «Жизнь зимой подо льдом», обобщение и выводы.
На этой стадии проекта дети делают основные выводы о том, как же на самом деле зимуют рыбки.
Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. Рыбы зимуют по-разному. Многие рыбы впадают в спячку. Сомы ложатся на дно или зарываются в ил. Хищные рыбы не спят даже зимой. Особенно любит холодную воду налим. Рыбы зимой не замерзают.
Для того, чтобы дети надолго запомнили полученный опыт и знания заканчивается основной этап созданием макета — интерактивной модели зимнего пруда, в котором живут и двигаются рыбки. Модель – макет, в основе его плакат, на котором есть объемный элемент – пруд с прозрачным окошечком, в котором могут двигаться на палочках встроенные рыбки.
Поскольку навыки художественного творчества у детей среднего возраста развиты недостаточно, необходимо было провести ряд подготовительных занятий. В ходе этих занятий дети получили представления о фигуре и фоне, о смешении и размывании красок для создания фона, получили навыки работы широкими мазками при создании фона и кончиком тонкой кисти при создании силуэтов деревьев. После подготовительных рисунков на отдельных листах дети переходили к рисованию на общем листе ватмана. В ходе такого рисования дети учились навыкам сотрудничества, умению работать в команде. Определенная теснота вокруг листа, провоцировала мелкие стычки между детьми, но перед ними была поставлена педагогами задача работать дружно, уступать, обсуждать спорные места. Это был первый опыт такой работы у детей средней группы и они с ним справились довольно успешно. После индивидуального рисования деревьев была устроена выставка. Дети учились оценивать работы себя и друг друга так, чтобы, с одной стороны никого не обидеть, а с другой стороны выбрать тех, кто будет рисовать деревья на большом листе. Так коллективно были выбраны пятеро, которые по парам рисовали на плакате, а остальные ребята их поддерживали.
Когда макет был готов,дети с довольствием играли с ним: рассказывали друг другу историю и показывали, как плавают рыбки подо льдом.
Таким образом, заключительная стадия основного этапа проекта включала следующие виды деятельности.
• Обсуждение идеи зимнего пейзажа (беседы по картинам).
• ООД Художественное творчество «Рисуем снежный фон».
• ООД Художественное творчество «Рисуем силуэты деревьев».
• ООД Коммуникация, Художественное творчество коллективная работа – макет «Как зимуют рыбки».
• Игра-представление «Как зимуют рыбки подо льдом».
Проект завершается презентацией проекта для детей среднего возраста в другой группе. Теперь дети сами могут побыть в роли ученого и объяснить другим, как же на самом деле зимуют рыбки. Безусловно, не все ребята одинаково интересно могут рассказать другим детям о полученном опыте. Были выбраны несколько детей, у которых лучше других была развита связная речь. Они подготовились к выступлению в другой группе среди детей также среднего возраста. Выступление было спланировано так, что сначала ребенок заинтересовал слушателей своим вопросом, а потом рассказывал, как он с педагогами, родителями и ребятами из своей группы искал ответ на этот вопрос. Что он узнал интересного о жизни рыб зимой. В заключении он демонстрировал модель в действии.
Модель вызвала живой интерес у слушателей. Некоторым детям показалось на мгновение, что движутся живые рыбки, а один из зрителей даже спросил, есть ли вода в пруду.
Реализация проекта показала преимущества метода проекта: возможность сконцентрироваться на определенной теме. У детей включаются и развиваются любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Дети получили новые знания, расширился кругозор. Дети получили первые осознанные представления о том, как искать ответы на интересующие их вопросы.
У родителей расширились представления о возможных занятиях с детьми возраста 4 — 5 лет, надеемся, в дальнейшем появится заинтересованность в экспериментировании с своими детьми.
Анализ и выводы.
Исследование с детьми 4-5 лет не являлось полноценной исследовательской деятельностью, в которой дети поставили вопрос и планомерно ищут на него ответ. Вопрос был инициирован взрослыми. В ходе проведения экспериментов детям был очень интересен сам процесс, а логические выводы были также организованны педагогами. Возможно, в среднем возрасте исследовательские проекты должны быть короче по длительности.
В процессе проведения опытов детям больше хотелось действовать, чем наблюдать. Это необходимо учитывать при подготовке экспериментов для детей среднего возраста. В следующем году планируем реализовать аналогичный проект с детьми старшего возраста. Например, как зимуют лягушки или улитки. По своей идеалогии проект больше подходит для детей старшего дошкольного возраста.
Проект получился комплексным,позволил охватить различные образовательные области: познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития.
Проект явился ярким и запоминающимся событием в жизни детей.
Источник