Какие опыты провести зимой

Тема опытов и экспериментов с детьми в зимнее время

Инга Бульбас
Тема опытов и экспериментов с детьми в зимнее время

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Такое познание формируется в основном в наглядно — образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе познавательно — экспериментальной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опытов и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специальных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка, его личности.

Творческие личности — это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями. Особое внимание необходимо уделять таким элементам экспериментирования как цель, идеал, предвидение способов достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Развитие способности ребенка экспериментировать представляет собой систему, в которую включены демонстрационные опыты, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственной среде группы. Каждое фундаментальное естественно — научное понятие, с которым мы знакомим детей (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, движение, звук, свет и т. д., экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования.

В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Опыты и эксперименты проводятся чаще всего в старшем дошкольном возрасте, в младшем возрасте используют отдельные поисково — познавательные действия. Опыт строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу и т. д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными.

Читайте также:  Ни дождя ни снега ни пасмурного ветра

Закрепляя представления о сезонах года, необходимо в экспериментальной форме проводить опыты, направленные на характеристику сезона.

Опыты, проводимые с предметами неживой природы зимой. Выявление свойств и качеств снега, льда, воды.

Опыт № I.

ЦЕЛЬ: подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды.

Налить из — под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха в комнате и на улице. Определить причины замерзания.

Опыт № 2.

ЦЕЛЬ: подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда.

Принести снег и лед в помещение и наблюдать за таянием снега и льда.

Опыт № 3.

ЦЕЛЬ: подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла.

Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

Опыт № 4.

ЦЕЛЬ:подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него лепить, он должен быть влажным.

Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий.

Опыт № 5.

ЦЕЛЬ: подвести детей к пониманию защитных свойств снега.

В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дней сугроба.

Опыты с растениями. Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений.

Опыт № 1.

ЦЕЛЬ: подвести детей к выводу и необходимости влаги для роста растений.

Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить семена сухие и проращенные. Прорастить лук в пустой банке и в банке с водой.

Опыт № 2.

ЦЕЛЬ: подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости света для роста растений.

Два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

Опыт № 3.

ЦЕЛЬ: подвести детей к выводу, что для роста растений необходимо тепло.

Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое — в холодное.

Опыт № 4.

ЦЕЛЬ: доказать разную потребность растений во влаге.

Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.

Опыты с животными. Выявление органов чувств животных.

Опыт № 1.

ЦЕЛЬ: определить, хорошее ли обоняние у кошки (собаки). Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами. Опыт № 2.

ЦЕЛЬ: выяснить, хорошо ли слышит кошка (собака).

Предложить детям шепотом позвать животное, поскрести ногтем по поверхности стола.

Опыт № 3.

ЦЕЛЬ: выяснить, какой корм любит животное.

Разложить перед животным разные виды корма.

В зимнее время года, учитывая подготовленность детей и воспитателей можно планировать и проводить опыты на развитие сенсорных способностей в плане измерения характеристик предметов окружающего мира — их объединяют в раздел «измерения».

Опыты, направленные на развитие умения обобщать и классифицировать объединены в раздел «Вещество».

Опыты, направленные на знакомство детей с простейшими физическими понятиями «Свет и цвет», «Звук и слух», «Магнетизм», «Человек и закон природы» способствуют подведению детей к выводу о том, что приходит осознание своей ответственности за сохранение окружающего мира.

Тематическая прогулка «Изменения в природе в зимнее время» (экскурсия) Цель: развитие наблюдательности у детей, чувство сопереживания, любви и интереса к родной природе. Экскурсия: Сегодня нашу экскурсию.

Организация прогулки с детьми младшего дошкольного возраста в зимнее время ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения.

Использование игр-экспериментов в работе с детьми с нарушением зрения Использование игр- экспериментов в работе с детьми с нарушением зрения. Дети дошкольного возраста- пытливые исследователи. Они познают.

Использование опытов в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста Михеева Юлия Викторовна Воспитатель МКДОУ Детский сад № 43 Студентка 5 курса специальности ДПП Приамурский государственный университет.

Картотека опытов и экспериментов Опыты и эксперименты для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Опыты с водой (знакомимся со свойствами воды) 1. Способность отражать.

Картотека опытов и экспериментов по валеологии (продолжение) Пищеварение «Зубы» Цель: дать детям понятие о зубной эмали, подвести к выводу о необходимости соблюдения правил личной гигиены. Материал:.

«Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью опытов, экспериментов» Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения.

Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей Опыт работы по теме «Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста». Воспитатель.

Перспективный план работы кружка «Путешествие в страну опытов и экспериментов» на I полугодие (старшая группа) Сентябрь ДиагностикаОктябрь 1. Есть ли запах у воздуха? Цель: Проверим, имеет ли воздух запах. Предложить детям понюхать воздух – нет запаха.

Перспективный план работы кружка «Путешествие в страну опытов и экспериментов» на II полугодие (старшая группа) Январь 1. Свет. Свет и тень Цель: Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней.

Источник

Мастер-класс «Экспериментирование на прогулке и в детском саду» (проводится в зимний период)

Наталия Катаева
Мастер-класс «Экспериментирование на прогулке и в детском саду» (проводится в зимний период)

Цель мастер-класса:

— дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;

— создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

— распространение педагогического опыта.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты со снегом, льдом, воздухом, продуктами питания.

Участники мастер-класса распределены на 4 группы

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Организационный момент

1 СЛАЙД— Здравствуйте, уважаемые коллеги!

2. Вступление.

2 СЛАЙД — Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?

— На эти вопросы мы постоянно искали ответы. Изучали новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Считаю, что одним из таких методов является детское экспериментирование, которое позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

3 СЛАЙД Опыты — словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

Экспериментирование помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и»Почему?».

На практике я убедились в том, что экспериментальная деятельность, как и игровая является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

III. Основная часть

— И мы сегодня поговорим об экспериментах. Эксперимент- это форма деятельности, к которой необходимо подготовится: определить тему, цель, место проведения,провести предварительную работу, подготовить необходимое оборудование. А так же необходимо знать примерную структуру проведения эксперимента. Давайте с этой структурой и определимся. На столах лежат конверты с предполагаемыми этапами постановки эксперимента. В каждой группе постройте структуру проведения эксперимента.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ. Проверка результатов по слайду. СЛАЙД

Если мы обратимся к литературе, то найдем сотни описанных опытов в помещении и на улице летом, но если вы решили экспериментировать зимой на улице, то обнаружите некоторое затруднение, так как таких опытов не так уж и много и необходимо будет их найти и сгруппировать самим.

— Давайте с вами попробуем определить, какие опыт мы можем провести с детьми на прогулке зимой.

Участники предлагают варианты опытом, которые можно провести на улице зимой. Варианты ответов прикрепляем на плакат.

-Отлично! Все эти опыты мы будем проводить по нашей структуре. Я предлагаю структуру разбить.

— Эти этапы эксперимента мы проводим в группе детского сада, это связано с климатическими условиями.

— Делаем на улице

Фиксация результатов

— Так как у нас здесь не улица и у меня очень уязвимые объекты, начнем, пожалуй, с ВОЗДУХА.

Опыт «Воздух при охлаждении сжимается.»-

Цель. : Формирование представлений о воздухе.

Материалы: воздушный шар заранее выносится на улицу.

Воздушный шар некоторое время находится на улице, сдувается, наглядно видно, что произошло с воздушным шаром. Почему так случилось? (ответы). Детям очень жалко становится шар, и они его заносят в группу, чтоб он опять стал прежним. …

Опыт «Поймай воздух.»-

Цель Формирование представлений о воздухе.

Материалы: полиэтиленовые пакеты.

— Давайте выделим свойства воздуха: прозрачный, без запаха, без вкуса, при низких температурах сжимается.

Рисунки, схематично обозначающие свойства воздуха, прикрепляются на доску.

— Какой он? Давайте возьмем лупы и узнаем.

Рассматривая снег, участники выделяют его свойства: белый, непрозрачный, холодный, рассыпчатый, искристый, холодный, пушистый, состоит из отдельных снежинок. Результаты фиксируются в рисунках.

СЛАЙД

Опыт «Что тяжелее вода или снег»(на слайде фото, на котором ребенок держит два ведра: с водой и снегом)

Опыт. «Установление зависимости свойства снега от температуры»

Цель: формирование представлений о свойствах снега.

Материалы: Небольшие тазы со снегом, салфетки.

ВСЕ ВМЕСТЕ- Лепим снеговиков.

Вывод: под воздействием тепла снег тает.

Опыт «Зачем Дед Морозу и Снегурочке шуба»

Цель: формирование представлений о свойствах снега.

Материалы: снеговик, целлофановые мешочки, шуба, тарелочки для снеговиков.

Сделанных снеговиков: 1- кладем в мешочек и заворачиваем аккуратно в шубу, оставшихся снеговиков- в мешочек и оставляем на столах.

СЛАЙД (фото с предлагаемыми опытами)

Опыты : «Скрепит, не скрепит»;

«Рисование на снегу» (для проведения опыта необходимы тетрапаки с подкрашенной водой, на крышках делаем несколько отверстий).

«Защитные свойства снега»

По две- три баночки с одинаковым количеством воды поместить на поверхности сугроба, неглубоко в снегу, глубоко в снегу. Понаблюдать за состоянием воды в баночках, находящихся на большой глубине, вода замерзает медленнее. Поговорить с детьми о том, что снег защищает корни растений от замерзания.

— Предлагаю рассмотреть кубики льда и выделить его свойства.

Участники рассматривают лед через лупу, обследуют с помощью рук выделение свойств: прозрачный, твердый, холодный.

СЛАЙД (фото)

Опыт «Секретики»

Опыт «Лед и соль»

Материалы: Кубики льда, соль, блюдца.

Ход эксперимента:

Спросите малыша, знает ли он, что иногда для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.

Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдайте, что будет, что происходить с льдинками.

Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы «проедает» в нем дырочки и червячные ходы.

Теория:

Температура замерзания воды 0 градусов Цельсия. А температура замерзания солевого раствора ниже нее на несколько градусов. Поэтому когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды – поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться.

СЛАЙД Опыт «Плавает ли лед?»

Нам понадобятся: Пластиковые стаканчики из под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды.

Ход эксперимента:

Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его на мороз. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика — у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом. Опустите его в емкость с водой — он будет плавать!

Теория:

Лед не тонет в воде. И не только из-за того, что при заморозке в нем обычно остаются пузырьки воздуха и микротрещинки. Большее значение имеет то, что молекулы воды при замерзании устанавливаются в определенном порядке, обусловленном строением и ориентацией молекул. Из-за этого у льда получается плотность меньше, чем у воды, которая не замерзла. Поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности.

«Коррекция нарушений связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 30 «Лукоморье» муниципального образования.

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис — фолдингу у меня появилась после посещения.

Источник

Оцените статью