При всей внешней примитивности, щётки стеклоочистителей лобового стекла автомобиля имеют достаточно сложные и разнообразные варианты конструкции, могут быть ориентированы на конкретный сезон, даже температурный регион. Пренебрежение правильным выбором нового комплекта взамен пришедшего в негодность может привести к небезопасной ситуации. Водителей проверяют врачи на остроту зрения, но немного металла, пластика и резины при неверном выборе или износе легко сделают его полуслепым.
Зимние проблемы со щетками
При снижении температуры около нуля градусов и менее, очистке стекла могут препятствовать две основные проблемы. Первая связана с потерей эластичности как резиновых элементов щеток стеклоочистителей, так и конструкции, обеспечивающей их плотный прижим к поверхности стекла. Сложность задачи состоит в кривизне рабочей зоны. Она подчиняется законам автомобильного дизайна и частично аэродинамики, но никак не выверена математически, а значит и непредсказуема для изготовителей универсальных щеток.
Вторая заключается в облединении. Вода замерзает как на стекле, так и на самом дворнике. Подвижность теряет каркас щетки и её достаточно сложного профиля резиновая вставка. Такое очиститель работать до освобождения ото льда не сможет.
Какими бывают конструкции дворников
Щетки отличаются не только присоединительным замком, что решается набором адаптеров в комплекте, длиной и стоимостью, но и несколькими принципиальными конструктивными особенностями.
1. Каркасные модели. Такие щетки располагают металлическим или пластиковым каркасом, состоящим из соединенных шарнирами пружинных коромысел. Такой набор обеспечивает более-менее равномерный прижим рабочей кромки по всей длине дворника.
2. Бескаркасные дворники. Силовая гибкость обеспечивается пружинными свойствами пластиковой подложки. Возможности по прижиму ограничены, но не всегда и требуется облегание поверхностей с малыми радиусами кривизны.
3. Гибридные конструкции. Фактически это каркасные щетки, но дополненные корпусом и опционным прижимом. Сочетают преимущества обоих вариантов, дополняя их аэродинамическими свойствами для работы на больших скоростях, когда щетка пытается всплыть в потоке воздуха над стеклом.
4. Монопрофильные рабочие кромки. Обычный чистящий резиновый клин.
5. Многопрофильные очищающие кромки. Более сложная конструкция, обеспечивающая качественную очистку за один взмах.
6. Специальные зимние исполнения с чехлами и подогревами. Чехол предохраняет от попадания влаги к каркасу и кромкам, а подогрев устраняет последствия примерзания.
Можно изготовить идеальный и очень сложный дворник, но цена будет отпугивать покупателей. Приходится взвешивать достоинства и недостатки в поисках компромисса.
Плюсы и минусы при разных температурах
При уменьшении температуры ниже нуля достоинства каркасных дворников пропадают. Они теряют подвижность в шарнирах из-за попадания влаги и обмерзания, низкая цена уже не играет роли для неработоспособного изделия.
Бескаркасные дороже, но они хорошо держат температуру, не склонны к обмерзанию, уверенно прижимаются на больших скоростях. Но и они теряют эластичность при сильных морозах, что сразу же проявится в их слабом месте – плохом прилегании на малых радиусах кривизны.
Лучшим выбором станут зимние гибриды. В них конструктивно урегулированы вопросы стабильного прижима, эластичности кромок и защиты от воды. А летом подойдут любые недорогие дворники, лишь бы они были новыми и подходящими для данной модели автомобиля.
Особенности стеклоочистителей, рассчитанных специально на зиму
Основное – это свойства резины. Кромка должна сохранять эластичность при сильных морозах. Для этого в составе материала применяются графит и натуральный каучук. Но есть и дополнительные критерии.
Наличие чехла предохраняет каркасный механизм от влаги, которая замерзнет, превратится в сковывающий лед и сведет работу щетки к нулю. В идеале щетка снабжается подогревом от бортовой сети автомобиля. Это опционная и очень полезная комплектация для многих дорогих машин.
Основные критерии выбора
При покупке надо ориентироваться именно на зимнее назначение щеток стеклоочистителей. Меры, которые принимаются изготовителями, уже перечислены – это спецматериал для резиновой вставки, отсутствие многопрофильной кромки, собирающей лед, наличие чехла для каркаса, гибридной технологии и очень желательного подогрева. Все это должна гарантировать репутация производителя, которую несложно проверить по отзывам.
Щетки обязательно надо менять дважды в год – перед зимним и летним сезонами. И при этом никогда не использовать уже бывшие в употреблении. Безопасность движения во многом обеспечивается хорошим обзором для водителя, нельзя его сознательно ухудшать мутной картинкой от полосящих, подпрыгивающих или царапающих стекло недорогих расходников – щеток стеклоочистителя.