- Парус для катания на коньках
- Парусник на коньках
- История буера (лодки на коньках)
- Описание буера
- На яхте — по льду
- Класс буеров DN
- Ледовые гонки на буере
- Кайтинг — что это такое? Снаряжение, отзывы и фото
- Общее описание
- История созданиям
- Разновидности
- Универсальное снаряжение
- Летнее снаряжение
- Зимнее снаряжение
- Обучение
- Выбор места для катания
- Отзывы
- Опасно ли это?
Парус для катания на коньках
Многие яхтсмены зимою пересаживаются на буера, однако их вниманию можно предложить и другие разновидности зимнего парусного спорта. Так, в сборнике №93 рассказывалось о виндсерфинге на льду — катании на специально спроектированной парусной лыже с парусом виндсерфера и об «Айс-винге», изобретенном шведским спортсменом А. Ансаром. Стоит напомнить и о заметке В. Фарского «На лыжах с парусом», напечатанной в пятом выпуске «Катеров и яхт», вышедшем еще в 1965 г. Ту же конструкцию паруса можно применить и для движения не на лыжах, а на коньках. Приводим фото такого варианта, очень популярного, как сообщает А. Ансар, в Скандинавии.
При хорошем качестве льда на таких коньках с парусом, напоминающим воздушный змей, можно развивать значительные скорости (до 90 км/ч) и преодолевать большие расстояния. Однако, конечно, более разумно скользить по льду с меньшими, чем 80—90 км/ч, скоростями — и в этом случае удовольствие получаешь огромное!
Оснастка для занятий данным видом спорта чрезвычайно проста. Прежде всего нужны коньки. Лучше всего специально сделать коньки с длинными полозьями, но можно использовать и самые обычные хоккейные.
Первоначально использовали парус площадью 4,0 м 3 , который натягивали на два бамбуковых стержня длиной 3,5 м, соединенных Т-образно. К концам удерживаемого вертикально во время езды стержня — «мачты» — крепили концы тросика для маневрирования парусом и страховки.
В настоящее время более популярен трапециевидный парус большей площади — около 5,0 м 3 . Рама, на которую натягивается парус, состоит из трех дюралюминиевых трубок, также соединенных в виде буквы Т. Горизонтальный стержень этой рамы — «рей» — собирается из трубок, длину которых можно в определенных пределах регулировать. Это увеличивает возможности маневрирования парусом. Можно использовать и треугольный парус, он проще в управлении.
На рисунках изображены девять основных фигур, применяемых спортсменами. Рисунки взяты из инструкции, разработанной шведской ассоциацией данного вида спорта — коньков под парусом. К слову сказать, в прошлом году эта организация объединяла около 4500 членов.
В странах Скандинавии на коньках под парусом регулярно проводятся соревнования. Длина треугольной дистанции составляет обычно 5 км. На гонках обычно применяют паруса с увеличенной до 7,0 м 2 площадью.
Как вид спорта коньки с парусом можно рекомендовать и конькобежцам, и буеристам, и яхтсменам. Хотя спортсмен движется при помощи ветра, однако физические усилия приходится прилагать немалые: ведь аэродинамическая сила, приложенная к парусу, воспринимается самим спортсменом, выполняющим функции одновременно и мачты и корпуса ледовой яхты.
При высоком техническом мастерстве и не слишком сильном ветре усилие сравнительно невелико, но когда дует свежий ветер, новичкам достается! Безукоризненная техника дается не сразу, необходима немалая практика, однако в этом необычном виде зимнего спорта даже новичок очень скоро начинает получать большое удовлетворение и, как правило, занятий коньками под парусом не бросает. А главное, заниматься этим увлекательным видом спорта, устраивая соревнования, если не на 5-километровой, то на сокращенно дистанции, можно практически на любом водоеме!
Источник
Парусник на коньках
Яхта на коньках – совсем неудивительное явление для жителей северных регионов. Буер, именно так называется яхта на коньках, практически ничем не отличается от классической яхты, кроме наличия специальных приспособлений для передвижения по льду. Принцип движения ледового парусника тот же, что и у классической яхты – управление осуществляется с помощью поворота переднего конька и регулирования натяжения паруса. Ниже вы сможете ознакомиться с особенностями конструкции яхты на коньках, а также посмотреть видеосюжеты о парусниках на льду.
История буера (лодки на коньках)
В Россию буер попал из стран Северной Европы, в частности, Нидерландов. Первые отечественные ледовые суда начали строиться еще при Петре I. По одной весьма правдоподобной легенде, сам царь рассекал на ледовой яхте прямо перед Зимним дворцом, и даже у его дочери Елизаветы Петровны был собственный буер. К девятнадцатому веку в Северной столице местные яхт-клубы проводили регаты численностью до сотни буеров.
Одна из самых больших ледовых яхт («Icicle») была построена для Джона Рузвельта в США в 1869 году. Длиною 21 м, она имела площадь парусности 99 квадратных метров. Её конкурентом был только один буер – «Ёлка» (1880 год участия в соревнованиях на Финском заливе).
Буер – легкая парусная лодка на коньках для скольжения по льду. Установить дату рождения первого буера невозможно, просто в какой-то момент северные рыбаки убедились в том, что зима – явление постоянное, и адаптировали свои суда к ледяным полям, снабдив их коньками.
Его длина – 15 м, а площадь – 190 квадратных метров! Кстати, в то время в США самым популярным развлечением были соревнования между буером и паровозом. Так вот, буер дяди Франклина Рузвельта обогнал Chicago Express.
Американец Джон Бакстаф в 1938 году использовал ураганный ветер, чтобы на классическом буере класса А «Мэри Б» разогнаться до 264 км/час! Сегодня максимальная скорость составляет порядка 160 км/час. Это объясняется тем, что современные ледовые лодки более лёгкие, а «Мэри Б» больше не выпускаются.
Описание буера
Управление ледовой лодкой имеет свои особенности. В частности, под так называемым «буерным эффектом» обычно имеют ввиду взаимозависимость тяги паруса и скорости. На льду скорость яхты может превышать скорость ветра в 3-4 раза. Чтобы научиться управлять буером, нужен немалый опыт и месяцы, если не годы, упорных тренировок. Интересная статистика говорит: зачастую в соревнования молодые спортсмены проигрывают своим более опытным коллегам.
Одни из первых буеров были не чем иным, как обыкновенными парусниками, установленными на специальные полозья. Позже конструкцию значительно упростили, сделав более низкой и легкой, что позволило увеличить аэродинамические качества и повысить скорость болида.
Современные гоночные буеры представляют собой крестообразную конструкцию с одной мачтой и тремя коньками: два по бокам и один рулевой – спереди или сзади. Корпус болидов делают как из дерева, так и из пластика или карбона. Конструкция парусов может быть как мягкой, так и жесткой, при этом меняется и форма и площадь паруса.
Как ни крути, а буер — это парусник, и вне зависимости от поверхности, по которой он мчится, будь то вода, лед или земля, принцип управления и конструкция паруса и рулевого управления схожи. Пилот осуществляет управление при помощи поворота переднего конька и натяжения или ослабления паруса. Самое интересное, что тормозов как таковых у буера нет, а замедление хода и полная остановка осуществляется также при помощи паруса.
Звание самого быстрого парусного судна ледовая яхта получила не случайно. В отличие от колесных и водных яхт, буер способен развивать скорость, в пять раз превышающую скорость ветра.
Дело в том, что при движении на парус буера воздействует не только истинный ветер (тот, который мы ощущаем в неподвижном положении), а сумма истинного и курсового ветра (который образуется при движении судна). К этой двойной силе, именуемой вымпельным ветром, остается только добавить крошечное сопротивление стальных коньков о лед, чем не могут похвастаться парусники, идущие по воде.
Достигая скоростей, превышающих отметку в 100 км/ч, было бы странным не превратить катание под парусом по льду в соревнования. Чаще всего центрами подготовки и проведения кольцевых гонок становятся яхт-клубы, расположенные на крупных закрытых водоемах, или затянутые льдом морские заливы.
На яхте — по льду
На льду Амурского залива встал лед — и приморские спортсмены вышли для подготовки первого соревнования года по буерному спорту. Парус, небольшой каякобразный корпус и три конька — вот и все, из чего состоит буер. По сути, это маленькая яхта, на которой можно ходить по льду.
А ведь нормальная для буера скорость — около 100 километров в час. Однажды на нем разогнались до 260. При этом тормозить приходится, ставя парус против ветра. Только представьте, сколько смелости и сноровки нужно иметь для такого маневра!
Буер строится как болид «Формулы-1» — каждый экземпляр под конкретного спортсмена. Техническую готовность проверяет сам пилот. Кататься можно далеко не каждый день. Нужен ровный и не очень сильный ветер.
С погодой в день открытия буеристам не очень повезло. Настоящий северный шквал. Но спортсмены слишком соскучились, и соревнование не отменили. Бывают условия и похуже. Сезон в Приморье короткий — всего два-три месяца. Потом буеристы переместятся на Байкал.
Класс буеров DN
Буер – это «сани на трех коньках с парусом для катания по льду» либо «кабина или платформа на коньках или колесах, которая движется с помощью паруса и силы ветра по льду или по суше с ровным рельефом». Для любителей романтики добавим, что парус буера похож на перепончатое крыло дракона.
Первыми катание на буерах придумали голландцы. Говорят, еще Петр I увлекался гонками на буере. В 1819 году на Адмиралтейской верфи Санкт-Петербурга построен первый российский буер.
Почти полвека спустя, в 1876 году, был спущен на лед первый спортивный русский буер «Метель», он был семи метров длиной, и стоил по тем временам бешеных денег – 315 рублей.
Сегодня большинство спортсменов гоняется на буерах класса DN (по первым буквам названия газеты «Detroit News», которая в 1937 году объявила конкурс на разработку спортивного буера, в разобранном виде способного уместиться на багажнике автомобиля).
Так родился класс буеров DN. Этот класс оказался настолько удачным, что, во-первых, без особых изменений дошел до наших дней, а во-вторых, является самым популярным из существующих сегодня буерных судов.
Для катания на буере нужно большое пространство. Здесь большие скорости и мгновенные ускорения: недаром буер считается самым быстрым парусным судном. С другой стороны, управлять буером может практически любой, практически здоровый человек, да и ограничений по возрасту тоже нет. (В этом виде спорта существует «дивизион синьоров» для спортсменов старше 60 лет).
Главное – это чувство ветра и паруса. Новичку не дадут сразу управлять буером, зато покатать – пожалуйста. Повороты переднего конька ледовой яхты осуществляются при помощи румпеля. Парус управляется натяжением-ослаблением шкота – снасти, соединенной с нижним краем паруса и “перекидыванием” гика с борта на борт при смене галса. В общем, все понятно. Если нет, то опытные инструкторы все объяснят.
Гонки профессионалов на буере выглядят примерно так: на старте буерист выпрыгивает из шубы, потом запрыгивает в буер, минут 15 гоняет на скорости 100 км. в час, при этом из-под защитного шлема, несмотря на мороз, льет пот, потом на финише – снова в шубу. И только после этого – согревающая чарка.
Ледовые гонки на буере
Россия входит в десятку стран-лидеров по буерному спорту. Существующая Российская ассоциация любителей буерного спорта с недавних пор является частью международной. Первые соревнования, в которых участвовали 16 гоночных DN-буеров, прошли в Таллиннском заливе в 1967 году. А советский буер С-12, у которого вместо паруса было жёсткое аэродинамическое крыло, был самым скоростным буером в мире.
Опытные буеристы говорят: таких ощущений не даёт никакой другой спорт, ведь нужно уметь справляться не только с управлением буера, но и всплеском адреналина в крови. Правда, такие развлечения на льду сегодня доступны не очень широкому кругу людей. Дороговизна буера становится основным препятствием для интересующихся, но не для настоящих любителей острых ощущений.
Профессиональный гоночный буер можно приобрести за 25 тысяч долларов, любительский обойдётся в несколько раз дешевле. Можно сделать буер на заказ под индивидуальные параметры роста и веса гонщика. А чтобы попробовать себя в этом спорте, больших затрат не нужно. Буер можно взять напрокат. Порядка 500-1000 рублей в час – и вы временный обладатель ледовой яхты. Буер – это хороший вид здорового зимнего отдыха.
Источник
Кайтинг — что это такое? Снаряжение, отзывы и фото
- 7 Октября, 2018
- Истории успеха
- Владимир Стороженко
Люди много столетий используют силу стихии себе во благо, в том числе и для развлечений. Одним из популярных, экстремальных видов спорта является кайтинг. Что это такое? Существует множество направлений этого вида спорта. При желании научиться ему сможет даже ребенок. При этом впечатлений от времени, проведенного на кайте, будет масса. Подробно об этом развлечении будет рассказано в статье.
Общее описание
В последние годы стал очень популярным кайтинг. Что это такое? Это новый вид спорта, который позволяет развить большую скорость при помощи кайта. Во время движения человек может делать прыжки, лавировать и т. д. Это вызывает бурю положительных эмоций.
В качестве движущей силы применяется кайт. В переводе с английского языка он переводится как «воздушный змей». При помощи этой вещи можно передвигаться по воде, земле. Воздушный змей при этом имеет определенную конфигурацию. Это позволяет добиться высокой скорости движения.
Кайтинг является молодым видом спорта. Несмотря на это, он успел завоевать множество поклонников во всем мире. Сегодня это общедоступное развлечение для взрослых и детей. При минимальных затратах каждый желающий сможет испытать острые ощущения.
Определенной конфигурацией обладает оборудование для кайтинга. Что это такое? Воздушный змей выполнен в виде большого купола. Он позволяет двигаться как по ветру, так и против его потока. Причем при помощи этого оборудования можно ставить рекорды скорости. На сегодняшний день этот порог составляет 105 км/ч. Кайт позволяет просто путешествовать на длинные расстояния.
При помощи особого оборудования спортсмены устанавливают новые рекорды скорости. Можно просто кататься в свое удовольствие с наиболее приемлемой для человека скоростью. Некоторые спортсмены разучивают умопомрачительные трюки. Одним из самых популярных видов движений являются прыжки. Они могут быть дальними и очень высокими.
История созданиям
Кайтинг – это не только модный, но и один из самых ярких типов экстремального отдыха. Его еще называют «связующим звеном» между вейкбордингом, сноубордингом, виндсерфингом и скейтбордингом. Этот вид спорта универсальный. Заниматься им можно практически на любой подстилающей поверхности, в любое время года. Под ногами у спортсмена может быть кайтборд или обычный сноуборд, багги, горные лыжи, роликовые коньки и прочие подобные предметы.
Кайтинг (фото представлено выше) позволяет ощутить массу невероятных, острых впечатлений. Движение становится возможным благодаря применению надувного кайта. Он похож на большую дугу. Аналогов подобной формы крыльев нет в природе. Эта конструкция была придумана человеком. При создании подобной формы руководствовались больше интуицией, чем точными расчетами. Эту конструкцию придумали Бруно и Доминк Леганю. Это два брата, живущие во Франции.
В 1982 году британец Роланд Ле Бэйл запатентовал парус в виде небольшого дельтаплана. Спортсмен держал его в руках, стоя на доске для виндсерфинга. При помощи этого приспособления он мог отрываться от воды, совершая дальний прыжок. Конструкция имела массу недостатков. Так как спортсмен держал ее в руках, парус не мог быть большим. Именно братья Леганю придумали запускать парус в небо.
Постепенно конструкция паруса совершенствовалась. В 1995 году появились первые компании, которые стали заниматься производством профессионального оборудования для кайтинга. Прошедший в 1998 году чемпионат по этому виду спорта популяризировал этот вид спорта. Современное оборудование стало удобнее и безопаснее.
Разновидности
Кайтинг – это универсальный вид спорта. Он включает в себя несколько разновидностей. Кататься при помощи кайта можно на разных поверхностях. Это определяет разновидность представленного вида спорта. Существуют такие основные подгруппы кайтинга:
При желании можно придумать множество вариантов, на чем кататься под парусом. Если используется парус и доска, значит, вид спорта называется кайтбордингом. Что это такое? Это катание на доске (борде) под парусом (кайтом).
Кайтсерфинг предполагает перемещение на доске по воде. Это настоящая гремучая смесь вейкбординга, серфинга, виндсерфинга и прочих подобных видов спорта. Получается очень динамично. Раньше считалось, что между кайтсерфингом и кайтбордингом есть принципиальное отличие. Первый вид спорта предполагает катание на воде с волнами. Кайтбордингом занимаются на спокойной воде. Однако сегодня нет разделения между этими понятиями. Оба слова применяются для обозначения процесса катания на воде.
Зимний кайтинг называется сноукайтингом. Рейдер в этом случае перемещается при помощи паруса по снегу или льду. Он может применять при этом лыжи, коньки или сноуборд. В 1999 году была совершена полярная экспедиция, в которой сани перемещали при помощи кайта. Сноукайтинг – особый вид спорта. Он динамичный, захватывающий. Для этого не потребуется подъемник, который отвезет на гору. Двигаться можно по ровной поверхности. При этом скорость, захватывающие эмоции будут не меньше, чем при спуске с горы. Километры заснеженной целины спортсмен может покрыть за считанные минуты. Ближайший замерзший водоем или заснеженное поле – лучшее место для зимнего кайтинга.
Специалисты утверждают, что проще научиться держаться на ногах, встав под парус, на твердой поверхности. Однако на воде при падениях вероятность получения травмы будет меньшей.
Лендкайтинг предполагает перемещение райдера по песку или земле. Для этого он использует багги (специально сконструированные для этого вида спорта коляски), маунтинборд.
Универсальное снаряжение
Оборудование для кайтинга бывает универсальным (для любого времени года), а также сезонным. Чтобы начать заниматься этим видом спорта, потребуется подойти к выбору экипировки ответственно. К универсальному оборудованию, которое нужно как летом, так и зимой, относятся:
Кайт может быть двух типов. Первый из них называется парафойлом. Такое крыло легкое, при падениях на твердую землю или снег меньше вероятность, что крыло сломается. Для воды его применяют редко. Во вторую группу вошли надувные паруса. Крыло этой группы может иметь разную конструкцию, размер и т. д. Однако оно всегда надувается при помощи насоса. Применяется для водного кайтинга. Парус при ударе о воду не сломается. Его легко можно будет поднять в небо самостоятельно.
Трапеция принимает на себя тягу паруса. Крыло не нужно удерживать руками. Для этого в экипировке предусмотрена трапеция. Чаще всего она бывает поясничной. Оборудование выглядит как массивный пояс. К нему прикреплены тросы от кайта. Трапеция может быть также сидячей. Выбор зависит от типа катания.
Анемометр – это специальный прибор, который определяет силу ветра. Для начинающих райдеров его применение крайне важно. Снаряжение рассчитано на определенную силу ветра. Если она недостаточная, нет смысла кататься вообще. Если же анемометр показывает, что ветер дует слишком сильно, превышая допустимый предел, занятие стоит прекратить. Это может быть опасным для жизни.
Летнее снаряжение
Чтобы заниматься кайтингом в летний период, потребуется подобрать, помимо перечисленного выше оборудования, еще несколько вещей. В первую очередь это кайтборд. Существует множество разновидностей подобных досок. Самым универсальным считается твинтип. В комплекте к таким бордам поставляются петли с падцами. Иногда их нужно приобретать отдельно. Петли удерживают кайтборд на ногах.
Существуют доски, предназначенные для определенного стиля езды. В этом случае их конструкция может значительно отличаться. Доски могут отличаться длиной, весом, конфигурацией. Стоит определиться, в каком стиле вы хотите кататься на воде, а после подобрать оптимальный вариант. Если же человек только начинает знакомиться с этим видом спорта, лучше выбрать доску универсального типа.
Кроме того, потребуется приобрести гидрокостюм для кайтинга. Даже летом, когда температура воды высокая, спортсмен нуждается в специальной одежде. В противном случае можно переохладиться в воде уже через полчаса катания. Толщина материала, который применяется для пошива подобной одежды, может быть разной. Чем холоднее вода, тем толще должен быть гидрокостюм.
В продаже представлены женские, мужские и детские модели. Также гидрокостюмы делят на короткие, длинные и сухие. В первом случае рукава и штанины короткие. Этот костюм подойдет для катания в теплой воде. Изготавливают их из тонкого неопрена.
Длинные костюмы предполагают наличие разных рукавов. Но вот штанины в этом случае длинные. Это идеальный вариант как для теплой, так и холодной воды.
Сухой костюм не допускает попадание под материал воды. Подойдет для катания в холодной воде.
Зимнее снаряжение
Про кайтинг можно сказать, что это один из самых захватывающих видов спорта современности, доступных для каждого. В зимний период можно кататься под парусом на обычном сноуборде или лыжах. Однако специалисты советуют применять специальное оборудование. Оно имеет несколько отличий. Сноукайты обладают большим радиусом бокового выреза. Это позволяет проще держать курс. Также подобная конфигурация доски позволяет легко идти против ветра.
Сноуборд для кайтинга симметричен. Это необходимо, дабы спортсмен держал правильную стойку. При этом контроль над бордом будет заметно лучше. Для такой доски применяют специальные мягкие ботинки. Крепления имеют быстрый отцеп.
Обучение
Обучение кайтингу проводится од контролем опытного инструктора. Это позволяет избежать серьезных травм. Тренер посоветует, как правильно подобрать оборудование для данной разновидности кайтинга. По этой причине нужно обращаться в специальную школу. В таких центрах можно брать оборудование напрокат.
После прохождения курса обучения спортсмену выдается IKO сертификат. Он признан многими странами. Желая заниматься этим видом спорта самостоятельно, без инструктора, потребуется предъявлять этот сертификат. Он дает право брать снаряжение напрокат. Обучение кайтингу в специализированной школе – лучший вариант. Он самый простой и безопасный.
Некоторые люди все же стремятся научиться всему самостоятельно. Для этого придется преодолеть множество трудностей. Стоит отметить, что подобный вид спорта (как и любой другой) может быть весьма опасным без правильной подготовки. Чтобы правильно подобрать экипировку, нужно учитывать условия и свои личные предпочтения. Стиль катания может быть следующим:
- Фристайл. Подразумевает совершение прыжков в высоту, а также некоторых элементов на руках. Доска в этом случае должна быть легкой, небольшой. У нее широкие края (позволяет устойчиво приземляться). Подойдет борд типа твинтипа.
- Фрирайд. Стиль подойдет для начинающих райдеров. Предполагает использование разных досок (длина и ширина могут быть разные). Выбор зависит от роста, веса спортсмена.
- Вейв. Нужны доски, предназначенные для катания по волнам. Однако борды при этом должны быть маневренными, легкими.
- Гонки, рейс. Нужна доска с большой площадью и объемом. У нее есть внизу плавники (2-4 шт.).
Выбор места для катания
От выбора правильного места для кайтинга зависит безопасность человека, скорость передвижения и масса иных параметров. Лучше всего для начинающих райдеров подходят морские лагуны, лиманы. Глубина не должна составлять более 1,2 м. Это позволяет обезопасить себя от разных неприятностей.
Места для катания должно быть много. Преград на пути спортсмена быть не должно. Дно должно быть песчаным. Наличие камней не приветствуется. Стоит выбирать время для катания, когда ветер дует на берег под углом или вдоль него. Не стоит выбирать для катания пресные водоемы. Ветер здесь нестабилен.
Согласно отзывам, самыми популярными местами для катания являются:
- Бали. Лучше отправиться в Санур летом.
- Египет. Здесь обычно нет сильных волн. При этом ветер дует практически постоянно и с достаточной силой.
- Доминикана. Профессионалы предпочитают кататься на кайте в Кабарете. Здесь также сконцентрировано большое количество школ с самым высоким уровнем подготовки спортсменов.
- Шри-Ланка. Характеризуется длительным периодом для катания. Лучше всего здесь отправиться на Калпитию.
Отзывы
Рассматривая отзывы о кайтинге, стоит отметить, что это общедоступный вид спорта. Начинающие райдеры утверждают, что для этого даже не нужна специальная физическая подготовка. Если человек вообще не занимается спортом и обладает большой массой тела, ему будет сложнее, чем другим. Однако в этом случае научиться кайтингу вполне возможно, просто времени для обучения понадобится больше.
В специализированных школах обучаются люди от 6 до 80 лет. Причем и это ограничение весьма условно. Вес начинающих спортсменов находится в диапазоне от 15 до 160 кг. Причем практически ничего не может помешать закончить курсы успешно, научившись кататься на борде под парусом. Главное – желание.
Согласно отзывам, научиться кайтингу проще людям с малым весом (50-80 кг). Однако это абсолютно не означает, что для других людей занятия даются с трудом. Просто для подготовки человека среднего возраста, который имеет лишний вес, нужно больше времени, чем 12-летнему подростку.
Опасно ли это?
Зная особенности кайтинга, что это такое, может возникнуть вопрос о безопасности. Конечно, при самостоятельном обучении вероятность получить травму (причем весьма серьезную) будет гораздо выше. В специализированных школах такая вероятность сведена к минимуму, но не исключается абсолютно. Вполне возможно при падении поцарапаться об ракушки, вывихнуть ногу при падении и т. д. В хорошей школе кайтинга на 1000 учеников приходится всего несколько случаев легких растяжений связок и царапины об ракушки.
Источник