Класс опасности для снега

Класс опасности для снега

Правовой EHS консалтинг

Наша работа — Ваше спокойствие в изменчивом мире

СНЕГ: ОТХОД ИЛИ НЕ ОТХОД?

При согласовании проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) предприятия часто сталкиваются с требованием о получении лицензии на обезврежи­вание отходов I-IV классов опасности при использовании снегоплавильных установок (далее — снегоплавилки). Правомерно ли это?

Снегоплавилки как вид оборудования появились относительно недавно, когда предметное нормотворчество практически перестало существовать, поэтому действующее законодательство не содержит требований, касающихся обращения с такими установками.

К сожалению, законодатель дал некорректное определение понятию «обезвре­живание отходов». Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) обезвреживание отходов — это умень­шение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Данное определение позволяет правоприменителю признавать процессом обезвреживания отходов все действия, которые приводят к снижению массы отходов или переходу отходов из одного агрегатного состояния в другое.

Если придерживаться данной логики, то, например, при наличии на предпри­ятии фильтр-пресса, уменьшающего массу осадка очистных сооружений за счет обезвоживания, такому предприятию необходимо также иметь лицензию на обезвреживание отходов.

Корректным предполагается считать утверждение, что в процессе обезврежи­вания должна снижаться опасность отхода, т.е. если загрязненный снег считать отходом IV класса опасности, то после прохождения через снегоплавилку он будет считаться отходом V класса опасности. Но в действительности дело обстоит не так: образующийся спёк продолжает оставаться отходом IV класса опасности.

В настоящее время обращение со снегом относится к вопросам благоустрой­ства, которые регулируются законодательством в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Данные вопросы отнесены на уровень субъектов Российской Федерации (в части ответственности) и органов местного самоуправления (в части правил обращения со снегом). Поскольку федеральный законодатель пока не выразил своего мнения насчет отнесения снега к отходу, а природо­охранное законодательство находится в совместном ведении Российской Феде­рации и её субъектов, следовательно, субъект Российской Федерации вправе заполнить данный пробел самостоятельно.

Правовая природа сметенного снега может быть признана сходной с правовой природой обычного смета с территории. К тому же снег, собранный с территории промышленной площадки, без сомнения, содержит в себе загрязняющие вещества. Это позволяет отдельным чиновникам утверждать, что снег следует считать отходом. Существуют даже прецеденты установления для снега класса опасности. Изучение открытых источников информации позволяет выявить тенденцию, которая рано или поздно может привести к тому, что надзорные органы все чаще будут требовать признания снега отходом. Возможно, когда-нибудь это поло­жение будет надлежащим образом закреплено в нормативно-правовых актах.

Вместе с тем нельзя не отметить, что правовая природа снега идентична правовой природе ливневых стоков.

Пока законодатель не урегулировал данный вопрос однозначно, в разных регионах применяются различные подходы к его решению. Все они, с одной стороны, имеют право на существование, а с другой — могут вызывать возра­жения со стороны контролирующих органов по причине отсутствия однозначного правового регулирования.

Например, эксперт Росприроднадзора, которая рассматривала ПНООЛР одного из наших клиентов, согласилась с нашими доводами о том, что если на снегоплавилках растапливается чистый снег и стоки сливаются в ливневую канализацию, то данное явление относится к сбросу сточных вод в систему водоотведения, а не к обезвреживанию отходов. Однако на самом деле все компоненты, которые образуются в процессе растапливания снега, в ливневую канализацию не слива­ются, т.к. образуется спёк. Именно по этой причине эксперт посчитала необходимым наличие у нашего клиента лицензии на обезвреживание снега, в результате чего клиент отказался от использования снегоплавилок.

Обобщив изученное законодательство, судебную практику, разъяснения и иную информацию, представленную в сети Интернет, мы можем сделать вывод, что в рассматриваемом случае речь идет не о снеге как отходе, иначе, по мнению одного из участников профильного интернет-форума, лицензию пришлось бы требовать с Бога, о загрязненном снеге. Такой снег образуется при уборке территории, т.е. можно сказать, что это отход, образованный в результате оказания услуг.

Дальнейшая классификация снега должна зависеть от способа его удаления. Если снег вывозится на снежные полигоны, можно считать его отходом наряду со сметом. Но тогда снежные полигоны должны быть внесены в государ­ственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО) наряду с обыч­ными полигонами! Если снег тает и стоки отводятся в систему водоотведения, то этот процесс следует рассматривать как водоотведение, а стоки, образованные снегом, считать сточными водами. При растапливании снега с помощью снегоплавилки образуется спёк, который, по нашему мнению (а оно, к слову, отличается от мнения эксперта, рассматривавшего ПНООЛР нашего клиента), следует считать аналогичным осадку очистных сооружений сточных вод. При очистке сточных вод также образуется твердая фракция, однако, поскольку стоки отправляются в канализацию, до настоящего времени у контролирующих органов не возникало желания потребовать лицензию на обезвреживание отходов при использовании локальных очистных сооружений.

Учитывая то, что законодатель до сих пор четко не определил правовую природу снега и загрязненного снега, а изложенную выше логику способен понять не каждый (особенно судья, который, в принципе, не должен являться экспертом в рассматриваемом вопросе и руководствуется лишь обоснованиями, не всегда представляемыми сторонами в доходчивой форме), в настоящее время суще­ствуют различные точки зрения на проблему среди самих правоприменителей.

Так, если бы правоприменитель считал снег отходом, то этот отход следовало бы включить в федеральный классификационный каталог отходов, утверж­денный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (далее — ФККО). В изначальной редакции данного документа присутствовал следующий вид отхода (приведем расширенную классификацию отхода):

7 00 000 00 00 0

Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору и обработке отходов

Источник

Уборка снега в городских условиях

Отнесение снега к отходам какой-либо конкретной категории опасности по ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» до сих пор остается открытым вопросом.

В основном проблемы уборки снега, его дальнейшего вывоза и утилизации решаются «на местах», то есть, по усмотрению городских или районных властей, которые в зависимости от «техногенности» населенного пункта могут отнести снег:

  • к 4 категории опасности, тогда на его сбор, вывоз и утилизацию потребуется соответствующая лицензия;
  • к 5 классу опасности, — обязательное лицензирование не требуется, но службы СЭС могут брать пробы снега на выявление превышения загрязняющих веществ в снеге норм ПДК;
  • к отходам, не являющимися следствием деятельности человека, а, следовательно, без предъявления каких-либо правил к сбору, вывозу снега и его утилизации.

Категория экологической опасности снежных масс зависит от городских условий. В промышленных или просто больших городах снег может нести реальную угрозу окружающей среде, поскольку, словно губка, впитывается в себя автомобильные выхлопы, тяжелые металлы, сажу, пыль и копоть. Оставлять такой снег на городских улицах небезопасно, но и вывозить его, куда попало, тоже нельзя.

Зачем нужно вывозить снег?

Где необходимо убирать снег?

Уборка снега является сезонным вопросом, при этом, учитывая изменения нашего климата, еще и непредсказуемым.

В городских условиях уборка снега обязательна на автомобильных дорогах и в пешеходных зонах для обеспечения безопасности и беспрепятственности движения.

В этих целях применяется «тяжелая» техника: бульдозеры и экскаваторы с передними ковшами и отвалообразователями, роторные и скребковые погрузчики, фронтальные погрузчики и пр.

Вывоз снега обычно осуществляется посредством самосвалов или грузовыми автомобилями со съемными контейнерами.

Но придомовые территории также необходимо расчищать, при этом подъезд для крупной снегоуборочной техники зачастую отсутствует, а работать лопатой можно до весны.

На территориально ограниченных участках поможет ручная или малогабаритная техника: несамоходные снегоуборщики, небольшие, но мощные и маневренные экскаваторы, например, JCB.

Уборку снега с крыш приходится проводить вручную, при этом необходимо соблюдать ряд обязательных правил:

  • рабочие должны использовать страховочные пояса;
  • периметр дома вдоль обслуживаемого участка должен быть обнесен предупреждающей лентой и должны быть расставлены соответствующие знаки;
  • перед началом работ необходимо убедиться что внизу (под домом) нет и невозможно появление людей и автотранспорта;
  • о предстоящей уборке снега жильцов дома необходимо предупреждать заранее (например, с помощью объявлений на подъездах).

Уборка снега на промышленных предприятиях

«Промышленный» снег в зависимости от специфики деятельности предприятия может нести серьезную экологическую угрозу, поскольку накапливает в себе массу вредных и потенциально опасных веществ. Такой снег подлежит обязательной своевременной уборке и вывозу.

При этом само предприятие редко обладает достаточными техническими средствами для уборки и вывоза снега и необходимыми для этого разрешительными документами.

Коммунальные службы также не берутся за уборку снега на «чужой» территории. Оптимальным выходом из ситуации является заключение договора с частной клиринговой компанией, которая возьмет все заботы на себя.

Частные клиринговые компании обычно предлагают множество услуг по уборке территории на довольно гибких условиях. В частности с ними можно заключить либо разовый договор на уборку и вывоз снега, либо на весь сезон.

При этом следует отметить, что воспользоваться услугами стороннего подряда обойдется дешевле, чем держать на собственном балансе специальную технику и периодически выделять людей на снегоуборочные работы.

К услугам клиринговых компаний прибегают не только владельцы промышленных предприятий, но и малый бизнес (хозяева автостоянок, заправочных станций, супермаркетов и пр.), и даже частники.

Вывоз снега

Вывоз снега – отдельный вопрос зимней уборки территорий. В несанкционированные места снег вывозить нельзя, а санкционированных либо мало, либо может вообще не быть.

По факту в небольших и средних городах снег вывозится просто в овраги или к ближайшей речке, соответственно, вся накопленная снежными массами грязь отправляется туда же.

«Цивилизованное» решение вопроса состоит в вывозе снега и его последующей утилизации в специально предусмотренных местах: на снежных «сухих» полигонах или снегосплавных станциях.

При этом организация или подряд, осуществляющие услуги по вывозу снега должны иметь соответствующие разрешительные документа и договор с полигоном или снегосплавной станцией.

Снежные полигоны по санитарным нормам должны располагаться за пределами городской черты, тогда как снегосплавные станции подключаются к канализационным коллекторам и предназначены для эксплуатации в городских условиях.

Источник

Утилизация снега

Зима. С неба тихо падаю снежинки. Ребятня занята лепкой снеговиков, а коммунальные службы решают вопросы со сбором и утилизацией снега. Вывозить, как раньше, на сельхозполя нельзя. В снеге содержится вся таблица Менделеева. Тяжелые металлы попадут в грунт, почвенные воды и станут причиной экологической катастрофы.

Чтобы избежать перечисленных ранее проблем, из бюджетов муниципалитетов ежегодно выделяются значительные суммы денег на уборку снега. Конкретные способы утилизации определяются объемами выпадающих осадков и имеющейся материально-технической базой.

«Сухие» снегосвалки

Самый простой способ освобождения городских улиц от сугробов и наледи — организация снегосвалок. Вдалеке от жилых домов, сельхозпредприятий выделяются территории для складирования собранного снега. Здесь он тает под воздействием естественного тепла.

Обустраиваются стоки и фильтры для талой воды. Ее максимально избавляют от всех химических элементов и сливают в канализационную систему или грунт.

Обратите внимание! Снегосвалку нельзя эксплуатировать в непрерывном режиме. Требуется периодическая очистка от мусора, городской пыли, камней, фекалий и т. д. Еще один важный момент касается возможного загрязнения грунта под полигоном. Специальные службы через определенные временные интервалы берут пробы земли и проверяют их на наличие посторонних примесей. При необходимости принимается решение о проведении рекультивации на месте полигона.

Основной недостаток снегосвалок — длительные сроки таяния. Если зима холодная, солнце редко проглядывает сквозь тучи, то и мае на площадке будут лежать кучи нерастаявшего снега. Они будут по-прежнему аккумулировать загрязняющие компоненты.

К плюсам сухого таяния относят экономию технических и материальных ресурсов. Не требуется предварительный подогрев территории. Все расходы — только на установку фильтров. Но, если полигон располагается на значительном удалении от населенных пунктов, вывозящие машины проезжают значительные расстояния. Увеличивается расход топлива и негативное воздействие на окружающую среду.

Снегосплавные пункты

В непосредственной близости от коллекторских систем, ливневок, водоемов обустраиваются специальные полигоны для сбора снега. По мере таяния вода стекает напрямую в грунт, реки и озера. Ни о какой очистке от вредных примесей речь не идет. Такие пункты по большей части обустраиваются предприятиями и организациями нелегально.

Системы принудительного таяния снега

В регионах с обильными снегопадами зачастую нет возможности ждать, когда сугробы растают естественным образом. Особенно это касается больших городов с дефицитом площади. В этом случае применяется искусственное растапливание снега одним из следующих способов:

  • сугробы размываются потоками воды. Основной недостаток — необходимость в постоянном режиме подогревать воду. На каждый коридор в секунду требуется не менее 0,5 куб. метра жидкости;
  • снег и лед измельчаются мощными шнеками и дробилками. В отличие от предыдущего метода на выходе получается меньший объем талой воды. Она быстрее уходит в грунт или канализационную систему;
  • под полигоном монтируются мощные горелки и тепловые камеры.

Во всех перечисленных случаях снегоплавильные установки могут оборудоваться встроенными песколовками. Они позволяют сразу собирать грязь, пыль, песок, поступающие на полигон с городских улиц. В стандартном варианте снегоплавильный комплекс представляет собой инженерно-техническое сооружение с насосными станциями, трубопроводами различного диаметра и запорной арматурой.

Для классификации снегоплавильных установок применяют сразу несколько признаков:

  • в зависимости от назначения. Выделяют уличные, магистральные, аэропортовые и иные модификации;
  • по типу применяемого теплоносителя. В основном используется горячая вода. Ее могут заменять горячим воздухом;
  • по соприкосновению со снегом. В значительной части систем нагретые поверхности вступают в прямой контакт со снегом. Но есть и модели, в которых рабочие детали не соприкасаются с осадками;
  • по мобильности. Под стационарное оборудование выделяются площадки больших размеров. Передвижные пункты работают непосредственно на улицах города.

Внимания заслуживают преимущества передвижных снегоплавильных пунктов. Им для полноценной работы не требуется значительное количество машин для перевозки снега. Мобильная станция выезжает на улицы города и все операции по утилизации проходят в местах сбора осадков. Для ее размещения не требуются предварительные согласования, отвод земель. Снег убирается и утилизируется предельно быстро.

Лицензия на утилизацию снега

Как показали последние исследования, снег состоит не только из молекул воды, но и многочисленных примесей, в том числе вредных для человека. Его нельзя сбрасывать, как раньше, в водоемы, вывозить на поля. Сложные химические соединения наносят непоправимый ущерб экологии.

В соответствии с действующим законодательством и правилами полигоны, предназначенные для приема снега, собранного с улиц города, должны быть соответствующим образом оборудованы. Лицензия на осуществление данного вида деятельности требуется, если осадкам присвоен 4-й класс опасности. Компании, занимающиеся сбором и вывозом снега, обязаны иметь в своем распоряжении технику специального типа.

Не менее важно, чтобы улицы убирались своевременно, чтобы была возможность регулировать количество сборочных машин. Муниципальные власти за счет лицензирования могут корректировать численность компаний, занятых сбором и утилизацией снега и льда, перераспределять нагрузку в пиковые моменты.

Очистка талой воды

Уличная пыль — самый безобидный компонент сугроба. Помимо нее на каждый литр талой воды приходится до 500 мг бензина и машинного масла. Объем хлоридов на этот же объем — 640 мг. Сбрасывать этот «коктейль» нельзя ни в один водоем без предварительной очистки.

В качестве фильтрующей субстанции применяются специальные сорбенты. При их подборе учитывают преобладающий тип загрязнений и его содержание в снеге. Наиболее популярные сорбирующие вещества:

  1. керамзит;
  2. измельченный уголь, в том числе активированный;
  3. шунгит;
  4. цеолит.

Если фильтры устанавливаются под плавильными установками или полигонами, их встраивают в бетонные блоки больших размеров. На первом этапе вода проходит через установки с крупнозернистой структурой. Ее длина может доходить до 10 метров. Следующий слой состоит из щебня и гравия. Суммарно они задерживают до 50% от всего объема вредных компонентов, содержащихся в снеге.

Зарубежный опыт утилизации осадков

Климат Европы считается более теплым в сравнении с Россией. Но и здесь бывают обильные снегопады, парализующие деятельность аэропортов, вокзалов, железных дорог, автобанов. В северных странах технологии утилизации снега совершенствуются постоянно. Особенно это касается Финляндии и Швеции.

В городах Суоми стараются убирать снег до того, как он превратится в лед. Улицы посыпают специальными реагентами. Для утилизации осадков используют сухие снегосвалки. Основание полигона предварительно закрывается прочными водонепроницаемыми материалами. Они не дают талой воде проникать в грунт. Для перевозки снега применяются бульдозеры и шнековые устройства особого типа.

Для сбора талой воды обустраиваются пруды-отстойники. Потом ее сливают в водостоки. Если же снегопады отличаются особой мощностью, то сугробы сразу сбрасывается в воду на полуострове Хернесаари. Предварительно снег измельчают в дробилках. Все процессы контролируются городскими службами водоканала.

В США и Канаде приоритет отдается передвижным снегоплавильным станциям. Производительность в зависимости от назначения достигает 500 тонн в час. Техника оснащается всем необходимым, работает полностью автономно. Для труднопроходимых мест разработаны машины на гусеничном ходу. Возможно прикрепление нескольких грузовиков и погрузчиков для доставки снега с прилегающих улиц.

Источник

Читайте также:  Правила безопасности по тонкому льду
Оцените статью