- Конспект совместной исследовательской деятельности в подготовительной группе «В царстве снега и льда» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы «Царство льда и снега»
- «Царство льда и снега»
- Опыт № 1 «Что быстрее растает?»
- Опыт № 2 «Какой на ощупь»
- Опыт № 3 «Какой на прочность?»
- Опыт № 4 «Определение запаха»
- Опыт № 5 «Определение прозрачности»
- Опыт № 6 «Определение тяжести»
- Игра «Хорошо – плохо»
- Опыт № 7 «Имеют ли снег и лёд форму?»
- Опыт № 8 «Почему нельзя есть снег?»
Конспект совместной исследовательской деятельности в подготовительной группе «В царстве снега и льда»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Уточнить свойства снега и льда.
Задачи: Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом. Учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе. Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает). Пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами обследования. Развивать связанную речь, отвечать на вопросы фразой, предложением из 2-3 слов. Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_tsarstve_lda.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка»
Конспект совместной исследовательской деятельности в подготовительной группе «В царстве снега и льда»
Воспитатель: Гулиева З.А.
Конспект совместной исследовательской деятельности в подготовительной группе «В царстве снега и льда»
Цель: Уточнить свойства снега и льда.
Задачи: Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом. Учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе. Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает). Пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами обследования. Развивать связанную речь, отвечать на вопросы фразой, предложением из 2-3 слов. Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом.
Предварительная работа: Воспитатель и дети заранее замораживают воду в формочках, наблюдая через окно, что с ней происходит на морозе.
Материал: Стаканчики (пластмассовые) на каждого ребенка, кусочки льда, картинки с зарисованными свойствами льда, игрушка-ворона.
– Дети, когда мы планировали нашу деятельность, вы хотели узнать, что такое снег и лёд. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть свою исследовательскую лабораторию и стать её лаборантами, а я, с вашего разрешения, буду научным сотрудником.
А вы знаете что такое лаборатория? (Ответы детей).
-Да, лаборатория – это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнить:
-Внимательно слушать старшего лаборанта.
— Нельзя громко разговаривать. (почему?)
— Нельзя бегать и толкаться. (почему?)
— Быть аккуратными и внимательными. (почему)
А теперь послушайте загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь. (Снег)
Он сковал большую реку,
Ровный, гладкий — красота!
Он поможет человеку
Обходиться без моста.
А в каникулы, зимой,
В эти славные деньки
Приглашает нас с тобой
Поскорей надеть коньки.
Ребята, послушайте кто-то, стучится к нам в окно?
Воспитатель вносит игрушку — ворону: ребята, посмотрите, летела ворона, увидала за окном кружечку, захотелось ей водички попить, но ничего у нее не получилось, пробовала, она пробовала, чуть клюв не сломала.
Воспитатель: Почему у вороны не получилось напиться? Как вы думаете, ребята? (вода замерзла, стала льдом). Мы с вами знаем, что такое лёд, а наша ворона не знает. Давайте расскажем скажем ей про лёд и про снег, а ворона посидит, послушает.
Внесение льда, его исследование.
– Что такое лёд? Как он получается?
– Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.)
– Как вы думаете, коллеги, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату?
– Что быстрее растает? Почему? Давайте проверим.
Деление детей на три подгруппы.
– Для изучения свойств снега и льда предлагаю разделиться на 3 группы: три старших лаборанта набирают себе команду.
Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.
Первая группа – рыхлый снег.
Вторая группа – комок снега.
Третья группа – лёд.
– Куда лучше поставить стаканы, чтобы опыт пошел быстрее? (Предложить детям варианты: у открытого окна, около батареи, в комнате.)
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
– Давайте определим время: 3 минуты (Выставить песочные часы.) Пока время идёт, нам нужно узнать, что тяжелее: снег или лёд?
Первая группа , ваша задача – опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?
Объяснения старших лаборантов после наблюдения и обсуждения с командой.
Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.
Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.
Третья группа — лёд не тонет, он ещё тяжелее.
Проверка времени, затраченного на первый опыт.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
Проверка времени, затраченного на первый опыт.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
Игра «Хорошо – плохо»
– Уважаемые коллеги, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?
1 — задание девочкам:
— Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)
— Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)
2 – задание мальчикам:
— Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
— Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)
Игра называется «Хорошо-плохо». Скажите, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед?
— Что можно делать на катке, залитом льдом? (На льду можно кататься на коньках).
— Когда можно перейти через речку пешком? Почему? (Зимой можно перейти по льду реку).
— Как можно остудить напиток? (Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда).
— Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль? (Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль).
— Что плохого, когда вода замерзает в лёд? (Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает на ветках, проводах и они ломаются и т.д.)
Динамическая пауза «Вода, снег и лёд »
« Снег » – дети свободно бегают, кружатся, делая легкие прыжки;
«Вода» – медленное плавное движение;
«Лед» – дети замирают в разных позах, используя разные исходные положения (стоя, сидя, лёжа).
После того, как дети изобразили в движении эти образы, воспитатель вводит сигналы «Холодно» и «Тепло». Дети в образе снежинок кружатся. Сигнал:
«Тепло» — дети изображают таяние снега (из положения, стоя – в положение лёжа);
«Холодно» — дети замирают в разных положениях.
Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»
– Сегодня нам предстоит узнать, имеют ли снег и лёд форму?
– Посмотрите на снег. Имеет ли он форму?
– Давайте поместим снег в формочки и осторожно достанем. (Дети пробуют это сделать.)
– Одинаковой формы они у вас получились? А почему? (Разные формочки.)
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.
Воспитатель подводит итог.
– Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.
Общие свойства снега и льда:
— холодные на ощупь;
— сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду;
— не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.
Различия снега и льда:
— снег белый и рыхлый:
— лед прозрачный и хрупкий.
А сейчас скажите мне. Как вы думаете, плавает ли лед?
Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.)
В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки) . Над поверхностью воды видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
Опыт: «Определение прозрачности»
Воспитатель. Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где — нет. (Под снегом не видно. Значит, лед прозрачный, а снег непрозрачный.)
— Какой можно сделать вывод: цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда.
Вывод: лед какой? – прозрачный, а снег непрозрачный.
— Лед имеет свой цвет? Лед своего цвета не имеет. Он бесцветный.
Снег мягкий, а лед. (твердый).
Снег белый, а лед. (прозрачный).
Снег легкий, а лед. (тяжелый).
Чей ответ из ребят вам больше всего понравился? За что понравился?
Как вы думаете, я могу сегодня вас похвалить?
А теперь поднимите все правую руку, положите себе на голову и похвалите себя.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Спасибо!
Вывод: снег и лед одинаково холодные, но снег легкий, мягкий, а лед тяжелый, твердый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с художником – иллюстратором В.М.Конашевичем»
Знакомство детей с творчеством художника-иллюстратора В.М.Конашевича.
конспект совместной игровой деятельности детей подготовительной группы и родителей «Наша дружная семья»
мероприятие в рамках работы с родителями «Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей».
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Воздух-это жизнь»
Развитие у детей способностей устанавливать причинно-следственные связи на основе элментарного эксперимета.
Сетка комплексно-тематического планирования на декабрь в старшей группе. Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе
Совместная деятельность на декабрь по тематическим неделям по все видам деятельности.
Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Снег, лёд, вода»
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать осн.
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе №6 «Тайна снега и льда»
Опытно – исследовательская деятельность в подготовительной группе по теме: «Снег и его свойства».
Цель: Создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно – исследовательскую деятел.
Источник
Экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы «Царство льда и снега»
Светлана Овчинникова
Экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы «Царство льда и снега»
Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе
«Царство льда и снега»
Цель: Уточнить свойства снега и льда.
Задачи: Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом. Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает). Пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами обследования. Развивать связанную речь. Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом.
Предварительная работа: Воспитатель и дети заранее замораживают воду в формочках, наблюдают на прогулке за снегом.
Материал: Стаканчики (пластмассовые) на каждого ребенка, кусочки льда, цветная бумага оранжевого и коричневого цвета, гуашь, палочки, игрушка-ворона.
– Дети, когда мы планировали нашу деятельность, вы хотели узнать, что такое снег и лёд. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть свою исследовательскую лабораторию и стать её лаборантами, а я с вашего разрешения, буду научным сотрудником.
– Хочу загадать вам загадку.
Когда это бывает?
– О чем говорилось в начале загадки?
Внесение снега, его исследование.
– Послушайте еще одну загадку: «Белое одеяло землю укрыло». (Снег). Почему так говорят?
– Что вы знаете о снег? Какой он? (Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т. п.)
– Откуда он берётся? (Педагог выслушивает рассказ одного из детей.)
– Пришло время еще одной загадки. Слушайте внимательно: «Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд.)
Ребята, послушайте кто-то, стучится к нам в окно?
Воспитатель вносит игрушку — ворону:
— Дети, посмотрите, летела ворона, увидала за окном кружечку, захотелось ей водички попить, но ничего у нее не получилось, пробовала, она пробовала, чуть клюв не сломала.
Воспитатель: Почему у вороны не получилось напиться? Как вы думаете, ребята? (вода замерзла, стала льдом). Мы с вами знаем, что такое лёд, а наша ворона не знает. Давайте расскажем скажем ей про лёд и про снег, а ворона посидит, послушает.
Внесение льда, его исследование.
– Что такое лёд? Как он получается?
– Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т. п.)
– Как вы думаете, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату?
– Что быстрее растает? Почему? Давайте проверим.
Опыт № 1 «Что быстрее растает?»
Оборудование и материалы: 9 прозрачных стаканов, снег, лёд, салфетки.
– Куда лучше поставить стаканы, чтобы опыт пошел быстрее? (Предложить детям варианты: у открытого окна, около батареи, в комнате.)
А так как наш опыт требует времени, мы займемся следующими опытами.
Посмотрите, на одной тарелочке — снег, а на другой – лёд. Чем же похожи и чем отличаются снег и лед? Чтобы ответить на вопрос, проведём опыты.
Опыт № 2 «Какой на ощупь»
Оборудование: тарелки со снегом и льдом, салфетки.
— У вас на столах в тарелках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.
Вывод : Лед -холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный, прозрачный.
А снег? – холодный, рыхлый, белого цвета.
Опыт № 3 «Какой на прочность?»
Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что вы обнаружили?
Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.
Вывод: снег рыхлый, мягкий, а лёд твердый, жёсткий.
Опыт № 4 «Определение запаха»
А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега
Вывод: запаха нет.
Опыт № 5 «Определение прозрачности»
Оборудование: цветная бумага
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.
Вывод: Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, лёд бесцветный, прозрачный.
Опыт № 6 «Определение тяжести»
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
– Давайте определим время: 3 минуты. Пока время идёт, нам нужно узнать, что тяжелее: снег или лёд?
Первая ваша задача – опустить в воду рыхлый снег.
Вторая — опускает в воду комок снега.
Третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?
Объяснения детей-лаборантов после наблюдения и обсуждения.
Первый – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.
Второй – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.
Третий — лёд не тонет, он легче воды.
Проверка времени, затраченного на первый опыт.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
Игра «Хорошо – плохо»
– Уважаемые коллеги, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?
– Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)
– Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
– Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)
– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)
Физминутка «Зимние забавы»
Опыт № 7 «Имеют ли снег и лёд форму?»
– Сегодня нам предстоит узнать, имеют ли снег и лёд форму?
– Посмотрите на снег. Имеет ли он форму?
– Давайте поместим снег в формочки и осторожно достанем. (Дети пробуют это сделать.)
– Одинаковой формы они у вас получились? А почему? (Разные формочки.)
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.
– Как вы думаете, что произойдёт, если сильно надавить на сделанные снежные фигурки?
Вывод: Снег непрочный, рыхлый.
– А лёд прочнее снега? Почему? (Он твёрдый.)
– Лёд имеет форму? Можно ли сделать фигурный лёд? Как?
(Воспитатель вносит цветную льдинку.)
– Как вы думаете, почему они цветные?
– Предлагаю вам самим сделать цветные фигурки и украсить ими участок.
Оборудование и материалы: вода, гуашь, формочки, подносы.
Опыт № 8 «Почему нельзя есть снег?»
Оборудование: тарелочка с талым снегом где образовалась вода.
Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. (Сфокусировать внимание детей на том, что снег кажется действительно чистым). Возьмем теперь растаявший снег. Что же мы видим? На дне стаканов мутная воды, в ней есть ворсинки, частички копоти, грязи.
Вывод: Снег есть нельзя и какой бы он не был белый в нем содержится грязь.
Воспитатель подводит итог.
– Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.
Общие свойства снега и льда:
— холодные на ощупь;
— сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду;
— не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.
Различия снега и льда:
— снег белый и рыхлый:
— лед прозрачный и хрупкий.
8. Рефлексия: Сегодня, ребята, мы узнали, что вода – волшебница, и умеет превращаться в лёд, а также превращается туман, дождь, снег, росу, снежинки, но о других превращениях воды узнаете позже, на других занятиях. Наша ворона не побоявшись подлетела ко льду, а вот людям нужно осторожно обращать со льдом.
Лёд нельзя брать в рот (лёд холодный).
Льдом нельзя бросаться (лёд твердый).
Нельзя ходить по замершим рекам (лёд хрупкий). Молодцы ребята! Спасибо за занятие!
Конспект занятия по формированию у детей представлений о свойствах снега и льда в старшей группе Цель: — познакомить детей с физическими свойствами льда и снега; — научить детей проводить опыты для определения свойств снега и льда;.
Фотоотчет. Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения.
Интегрированное занятие по ФЭМП «Путешествие, в Царство геометрических фигур» с детьми подготовительной группы Цель: закрепление порядкового и количественного счета, развитие математического мышления, логики, смекалки, умения обобщать и сравнивать,.
Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в домашних условиях» Детское экспериментирование наряду с игрой является основным видом деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.
Конспект НОД «Знакомство со свойствами снега и льда» в старшей группе Возрастная группа детей: старшая. Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях,.
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода» ПРОЕКТ Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Вода» По доминирующей деятельности: познавательно.
Проект «Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста» Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.
Совместная деятельность с детьми «Свойства воды и снега» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 города Галича Костромской области Конспект Совместной деятельности.
Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми «Рисуем на молоке» Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми «Рисуем на молоке». Виды деятельности: -игровая, -познавательно – исследовательская,.
Из опыта работы. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми. Тестопластика и ее значение Из опыта работы: Опытно-экспериментальная деятельность с детьми. «Тестопластика и ее значение для детей» Исследовательская деятельность.
Источник