Конспект логопедического занятия «Зимушка-зима»
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Конспект занятия для детей 5-6 лет. Цель занятия уточнить и закрепить представления детей по теме «Зима».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimushka-zima.docx | 638.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Сальникова Анастасия Вячеславовна
Цель: уточнить и закрепить представления детей по теме «Зима».
— Уточнить и расширить представление о зиме, её приметах;
— Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»: учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;
— совершенствовать лексико-грамматический строй речи: учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
— учить использовать предлоги «на, с, в», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных;
— учить правильнее и точнее выражать свои мысли;
— развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную моторику, координацию речи с движением;
— развивать речевое дыхание.
— Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: игрушка снеговик, наборное полотно, картинки с изображением зимы, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, графическое изображение снеговика, сюжетная картина «Найди ошибки художника»
Ход: 1. Оргмомент. Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.
Раз, два, три, четыре, пять
Становитесь в круг играть.
(Дети встают в круг)
— Здравствуйте, ребята. Какой сегодня хороший день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)
А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро, а поможет нам это сделать вот эта снежинка. (Дети передают снежинку, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра: « Доброе утро, Саша! Доброе утро, Тимур!»
2. Введение в тему.
— Ребята, как вы думаете, какое сейчас время года?
— А как вы узнали, что к нам пришла зима?
— Ребята, к нам в гости пришел… А вот кто пришел, попробуйте отгадать. Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
— Конечно, снеговик. Он написал письмо деду Морозу о зиме и хочет, чтобы мы посмотрели его и проверили. Давайте поможем снеговику.
— Игра «Найди ошибки». (Дети находят и называют ошибки художника.)
— Посмотри, Снеговичок, сколько ошибок ты сделал. Ты, наверное, очень мало знаешь о зиме. Мы с ребятами тебе о ней расскажем. Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.
3. Артикуляционная гимнастика.
— Ж ил-был язычок в большом домике ( широко открыть рот ). Встал он рано утром, потянулся и выглянул в окно ( упражнение «Язычок выглядывает в окно» ). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать. Сначала счистил с двери ( упражнение «Вкусное варенье» ), потом с крыши ( упражнение «Маляр» ). Счистил и вернулся домой по ступенькам ( широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы ). Выпил он дома чашку чая ( упражнение «Чашечка») и лег отдыхать ( упражнение «Лопатка»).
4. Беседа о зиме.
— Ну, вот, наш язычок готов рассказывать о зиме. Садись, снеговичок, и слушай внимательно.
— Ребята, сейчас мы с вами расскажем снеговику, что бывает зимой, что происходит в природе? Для этого вы отберете картинки, на которых изображены зимние явления и расскажите о них.
(Рассказы детей по картинкам.)
5. Игра «Какой? Какая? Какие?»
— Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.
— Зима какая? – …(холодная, снежная, морозная, …).
— Снег какой? – … (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).
— День какой? – … (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).
— Лед какой? – …(холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
— Сосулька какая? – …(холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).
— Снеговик (какой?) – …(большой, белый, круглый, веселый…).
6. Упражнение «Снежинки».
— Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (К аждому ребенку дать снежинку на ниточке.)
— Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (В о время выполнения упражнения следить, чтобы дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.)
7. Дидактическая игра «Подбери слова».
— Ребята, зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Когда я смотрю в зимнее окно на кружение снежинок, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения. Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например:
Кружится балерина – кружатся снежинки.
Летит птица – летит … снег.
Дует человек – дует … ветер.
Завывает волк – завывает … вьюга.
Злится злодей – злится … мороз.
8. Игра «Один-много» с мячом.
— Пришло время поиграть с мячом в игру «Один – много».
9. Физкультминутка «Зима».
— Давайте немного отдохнём .
Наконец пришла зима , ( встать, руки в стороны)
Стали белыми дома, ( руки над головой, ладони вместе)
Снег на улице метёт, ( движения руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт , ( изобразить, как будто подметаешь)
Мы катаемся на санках, ( присесть)
Пишем на катке круги, (руки за спину, повороты вокруг себя)
Ловко бегаем на лыжах, (шагать, как на лыжах)
И играем все в снежки! (наклон, слепить снежок и бросить его вдаль )
10. Игра «Какое слово лишнее?»
— Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.
— Каток, платок , каток, каток.
— Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
— Снежок, снежинка, нежный, снеговик.
11. Упражнение «Закончи предложение».
— Ребята, давайте поиграем с нашим гостем. Он будет говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово СНЕГОВИК .
— Мы решили слепить …(снеговика).
— Мы приделали нос-морковку нашему …(снеговику).
— Мы показали соседям нашего …(снеговика).
— Мы играли с нашим …(снеговиком).
— Мы рассказали бабушке о …(снеговике).
— Молодцы, ребята. А теперь давайте все вместе произнесем четко слово снеговик, а затем прохлопаем его.
— А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его. ( Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.)
12 . Массаж биологически активных точек «Неболейка».
— Ребята, гуляя зимой на улице, можно легко заболеть. Но нам с вами простуда не страшна, потому что мы делаем массаж «Неболейка»:
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание
ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею ( растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна. (потираем обе ладони).
13. Собери картинку.
— Вот мы и рассказали Снеговику о зиме. Я думаю, теперь он сможет написать деду Морозу письмо. А чтобы ему все точно описать давайте подарим ему картинки, которые мы сейчас соберем. (Дети собирают картинку о зиме.)
— В благодарность за то, что мы помогли ему, он каждому из нас дарит свой портрет, который мы сможем нарисовать и раскрасить.
14. Итог занятия.
— Давайте попрощаемся со снеговиком и вспомним, о чём мы говорили на занятии?
Источник
Конспект логопедического занятия на тему «Зима»
Дулмажаб Содномова
Конспект логопедического занятия на тему «Зима»
Конспект логопедического занятия на тему: «Зима»
Составитель: Содномова Дулмажаб Хандуевна –
учитель-логопед высшей квалифицированной категории
Тема: Зима.
Цели: 1. Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
2. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки. слова-действия.
3. Развитие зрительного внимания и восприятия.
4. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.
5. Развитие памяти.
6. Развитие тонкой и общей моторики.
7. Развитие дыхания и правильного выдоха.
8. Развитие оптико – пространственных представлений.
9. Развитие координации движения.
10. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. доброжелательности. самостоятельности, инициативности, любви к природе.
11. Ослабление агрессивной напряженности, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности, снятие эмоционального напряжения.
12. совершенствование коммуникативных навыков, развитие чувства эмпатии.
Оборудование: картина о зиме, бумажные снежинки, кружочки для звукового анализа и ссинтеза.
Садится тот,кто запомнит и повторит следующие слова:
Холодная, морозная, снежная зима.
Белый, пушистый снег.
Холодные, крупные снежинки.
Прозрачный, гладкий, ровный лед.
Холодный. сильный ветер.
Снегири, воробьи, синицы.
II.Сообщение темы и цели занятия.
Логопед сообщает детям, чем они будут заниматься на занятии.
1. Отгадывание загадок.
Снег на полях, лед на реках,
Когда это бывает? (Зимой).
— Какое сейчас время года?
— Какая погода стоит зимой?
— Если зимой холодно, то какая это зима? (Холодная).
— Если зимой снежно, то какая это зима? (Снежная).
— Если зимой морозно, то какая это зима? (Морозная).
— Если зимой очень холодно, дуют сильные ветры, то какая это зима? (Студеная).
— Вот как много мы рассказали о зиме! (Вывешивается картина о зиме).
— А теперь вспомним все, что мы рассказали.
— Какая зима? (Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, метельная, студеная).
2. Составление предложений о зиме.
— Будем учиться составлять предложения о зиме. Они должны быть разными, непохожими.
Наступила холодная, суровая зима.
— Вы говорили, что зимой падает снег. Какой выпадает снег?
(Белый, пушистый, легкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый)
Выпал липкий белый снег.
— Какие бывают сугробы?
(Большие, высокие, мохнатые, пушистые)
Появились огромные пушистые сугробы.
— Что происходит с реками, озерами, прудами зимой?
(Они замерзают, покрываются льдом).
— Какой бывает лед?
(Твердый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий)
Реки и озера покрылись прозрачным. скользким льдом.
— Назовите птиц, которые зимуют в наших краях?
(Снегири, синицы, воробьи, вороны, сороки)
— Если они зимуют, то как мы их назовем?
— Если погода холодная, нет корма, то каково птичкам?
Зимующим птицам холодно и голодно.
— Как можно помочь птицам? (Ответы детей).
3. Игра «Покормим птиц».
Цель: ослабление агрессивной напряженности ребенка, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности, снятие эмоционального напряжения.
4. Игра «Где прячется зло?» (или «Птицы и птенцы»).
Цель: взаимодействие с мамой, тактильный контакт, снятие напряжения, раалабление.
5. Упражнение «Добрые слова».
Цель: совершенствование коммуникативных навыков. развитие чувства эмпатии.
— Пока мы говорили о зиме, играли в интересные игры, на улице пошел снег. И к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они. (Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке).
— Давайте заставим наши сказочные снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте. вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз).
7. Работа в тетрадях. (Развитие оптико-пространственных представлений).
— Снежинки улетели, а несколько из них сели на наши тетрадки. Посмотрите и посчитайте их.
— От каждой снежинки проведем стрелку в направлении:
1. От первой – вниз;
2. От второй – вправо;
3. От третьей – вверх;
4. От четвертой – влево.
8. Звуковой анализ слов.
Зима, ком.
9. Чтение рассказа «Зима».
— Почтальон принес от Зимушки-зимы ваш рассказ. Давайте прочитаем, какой он у нас получился. (Из конверта достают рассказ).
Зима.
Наступила холодная, снежная зима. Выпал блестящий, пушистый снег. Появились высокие, мягкие сугробы. Реки и озера покрылись прозрачным твердым льдом. Зимующим птицам холодно и голодно. Дети подкармливают птиц. Они строят для них кормушки.
III. Подведение итогов.
Конспект логопедического занятия «Ярмарка» ХОД ЗАНЯТИЯ. Дети заходят в зал в русских народных костюмах в зал. Зал оформлен, как русская ярмарка. Л: Дети, как вы думаете, куда мы.
Конспект логопедического занятия «Зима» Тема: Зима. Коррекционно – образовательные задачи: формировать умение подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени;.
Конспект логопедического занятия «Профессии» Цель: обогащение словаря по теме «Профессии». Задачи: • Упражнять в употреблении в речи существительных по падежам, активизировать глаголы,.
Конспект логопедического занятия «Путешествие в лес» Цель: Автоматизация звука «л» — изолированно, в слогах, слова, чистоговорках, предложениях. Задачи: 1. Развитие артикуляционной моторики.
Конспект логопедического занятия «Звуки [ч]-[т]» Тема: Звуки Ч-Т. Цель: обучение правильному произношению и выделению звуков Ч-Т. Задачи: 1. Обучение правильному произношению и различению.
Конспект логопедического занятия «Зима» ЦЕЛИ: Коррекционно-образовательные: • Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы» Конспект непосредственно — образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы» Программное содержание: • Формировать.
Конспект логопедического занятия «Звук [с]» Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия (вид занятия: открытие нового знания) Автор конспекта: Югова Елена Леонидовна.
Конспект подгруппового логопедического занятия: «Лес. Парк. Сад. Луг.» Цель: 1. познакомить детей с растениями луга и сада; показать растения на иллюстрациях и, по возможности, на лугу, в саду и в парке; рассмотреть.
Конспект логопедического занятия «Удивительный мир звуков» Назначение: конспект направлен на формирование представлений детей о звуках речевых и неречевых, о гласных и согласных звуках. Цель: Знакомство.
Источник