Конспект урока 3 класс литературное чтение никитин встреча зимы

И.С.Никитин «Встреча зимы»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Скачать:

Вложение Размер
i.s_nikitin_3_kl.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: И.С.Никитин «Встреча зимы»

И.С. Никитин. Стихи его, поразительные по искренности, простоте и задушевности.

Цели и задачи: познакомить учащихся со стихотворением;

«погружение» в удивительный мир поэзии Никитина,

постижение нравственных проблем и эстетической ценности стихотворения формировать умения выражать своё отношение к прочитанному;

развивать навыки выразительного чтения, художественный вкус;

воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: портрет Н.И. Никитина;

репродукции картин И. Грабарь «Зимнее утро»

К.Мирошник «Зимняя сказка»

А.Корнеев «Февраль. Лесная сказка»

Б. Ольшанский «Терем царевны зимы»

Романс «Ухарь – купец» в исполнении Захарова.

Римский – Корсаков «Здравствуй, гостья зима!»

I. Организационный момент

  • Какое ощущение вы испытывали, когда слушали романс?
  • Что особенно вас поразило?

Уч. Музыка народная. Она была написана на стихи Никитина Ивана Савина.

На слова Никитина создано около 60 романсов и песен.

— Как вы думаете, какая тема нашего урока?

II. Да, сейчас мы откроем поэтическую тетрадь и познакомимся с простыми и заду
шевными стихами Никитина И.С.

III. Знакомство с биографическими данными.
Читаем с доски.

«Бедная молодость, дни невеселые, Дни невеселые, сердцу тяжелые. » Так писал Иван Саввич, вспоминая свою невеселую, трудную жизнь.

  1. уч. Родился он в Воронеже. Отец его небогатый торговец. Шести лет мальчик стал
    учиться грамоте у соседа — сапожника, восьми лет отец отдал его в училище.
  2. уч. Никитин очень хотел стать образованным человеком, но учиться ему не при
    шлось: отец разорился, надо было ему помогать. Никитин работал, он продавал свечи, посу
    ду и другую мелочь.
  3. уч. Тяжело ему было, но он не падал духом. Все свободное время читал, стал писать
    стихи. Просто писал он о нужде, о горе народа. Много стихов он написал в природе.

Учитель. Его перу принадлежат такие шедевры как «Утро», «Встреча зимы», «Утро на берегу озера».

Обращаюсь к выставке книг.

А как чудесны строки, посвященные матушке — зиме! Словно наяву встают перед нашим взором заснеженные просторы, свежий санный след, сугробы на полянах Русским размахом, величавостью веет от этих картин.

IV .Чтения стихотворения «Встреча зимы»

(читает стихотворение учитель наизусть)

V. Проверка первичного восприятия.

— Понравилось ли вам стихотворение?

-Как оно называется ? («Встреча зимы»)

— Можно ли его назвать «Зима»?

VI. Вторичное восприятие.

Самостоятельное чтение. Читайте стихотворение медленно, так, как будто вы вглядываетесь в картины природы, которые изобразил поэт.

VII. Чтение и анализ текста

— С одним ли настроением надо читать это стихотворение?

— Прочитайте 1 и 2 строфы.

— Каким настроением пронизаны эти строфы? (Угрюмые небеса, сумрачный, лес, дождь)

— Прочитайте следующие 5 строф.

— Как и почему меняется настроение? (Постепенно)

-Меняется ли ритм?

Учитель. Да, здесь начинается вторая и основная часть стихотворения. Это настоящий гимн русской зиме, её величию и красоте. Но и в то же время это гимн русскому народу, его отваге, силе и стойкости.

-Найдите строчки наполненные чувством радости в высшей степени.

— Прочитайте этот отрывок выразительно.

VIII. Чтение отрывка из стихотворения учащимися.

– На эти слова была написана музыка и дети исполняют её около ёлки.

IX. Слушание песни «Здравствуй, гостья, зима».

— Многие художники, восхищаясь красотой зимней природы, рисуют картины.

X. Прочитайте следующие строфы.

— Как он называет Русь? (Святой)

— За что он её называет святой?

— Каким словом Никитин называет русского человека? (Богатырь)

— Почему же он вырастает богатырём?

— Почему богатырь обращается к зиме как к заступнице?

-Сейчас есть возможность отразить свое настроение на снежинках, которые лежат у каждого на парте.

Источник

Конспект урока «Встреча зимы» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Разработка урока «Встреча зимы» 3 класс

Скачать:

Вложение Размер
razrabtka_uroka.docx 24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва

Разработка урока по теме:

« Иван Саввич Никитин.

Литературное чтение. 3 класс.

Разработала: учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Бай-Хаак

Оюн Роля Тан-ооловна

Тема: « И.С.Никитин. «Встреча зимы»»

Познакомить учащихся с содержанием стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы»; учить понимать настроение, мысли поэта; формировать навыки выразительного чтения; воспитывать способность видеть в стихах поэтов красоту зимней природы; развивать умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию; воспитывать любовь к родной природе.

Компьютер, проектор, аудиозапись стихотворения, листы белой бумаги, цветные карандаши, вата, репродукции картин:

Ю.Ю.Клевер. «Зимний пейзаж»; И.И.Шишкин. «Первый снег»; М.Иваненко. «Рождество».

Всем красиво подравняться,

На меня все посмотрели

И красиво, тихо сели.

_Прочитайте загадку с разной интонацией (удивления, восхищения, с веселой, сердитой, вопросительной, утвердительной, выразительно). Отгадайте ее.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки,

В них мы бегаем зимой:

Днем – домой. (Валенки)

3.Проверка домашнего задания. Чтение наизусть любимого стихотворения о зиме.

4.Постановка цели урока.

— О каком времени года мы читаем произведения?

-Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

Земля зимой отдыхает, а весной расцветает. Кто спит весною, плачет зимою.

5.Работа над темой урока.

Сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своем стихотворении русский поэт Иван Саввич Никитин. Мы совершим путешествие по стихотворению И.С.Никитина и увидим, как поэт изобразил в своем стихотворении зиму.

-Прочитайте название стихотворения . СЛАЙД №6

-Как вы думаете, о чем оно?

-Наверное, о том, как приходит зима и как ее встречают. СЛАЙД №7 И.И.Шишкин. «Первый снег».

-Закройте глаза и попробуйте представить услышанное. (Учитель читает фрагмент стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы». После чтения выдерживается пауза).

-Вспомните: как у нас происходит смена времен? Постепенно или сразу?

А) Чтение «Про себя»;

Б) Жужжащее чтение;

Г) Выразительное чтение.

7.Работа с текстом стихотворения.

— Найдите в описании границу, где осень встречается с зимой?

-В каких строках нарисована картина осени? Прочитайте.

-Какие явления осени описал автор? (дождь и туман)

-Как сказано в стихотворении о тумане? (Туман облаками вставал.)

-Какой был туман? (Густой и легкий, он поднимался вверх.) Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об этом читаем? (Веял холод в лицо.)

-Что еще описал поэт? (Небеса и лес.)

-Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые.) Какими вы их представляете? (Серые, мрачные, покрытые тяжелыми облаками.)

— Нарисуйте мрачное небо поздней осени. (Дети рисуют.)

8.Речевая разминка. СЛАЙД №8

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

-Что сказано о лесе? (Плакал сумрачный лес.)

-Каким лес видится читателю? (Мокрым, печальным. Нам хочется посочувствовать такому лесу.)

-Каким словом описал автор состояние леса? (Плакал.) О ком так можно сказать? (О живом существе.)

-Автор посмотрел на лес, как на живое существо, ощутил его грусть, печаль, почувствовал, как неуютно ему стоять под дождем. А вместе с автором это почувствовали и мы.

СЛАЙД № 9. Ю.Ю.Клевер. «Зимний пейзаж».

-Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны самые первые ее шаги.

-С чем сравнивается снег? (С белым пушком.) А вам когда-нибудь приходилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это снег? (Легкий, мягкий, пушистый.) Как автор называет такой снег? (Снежок.)

Дети из ваты делают снежок.

— Поэт нашел для обозначения первого снега слово с уменьшительно-ласкательным значением – снежок. СЛАЙДЫ № 10,11,12

-Как преобразилась за ночь земля? (Прочитайте.)

-Изменилось ли настроение у природы?

-Назовите, что конкретно описано поэтом. (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.)

-В каких строках рисуется небо? (Нет нигде облачка, воздух легок и чист.)

-Какие слова теперь нашел автор для изображения снега? (Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем.)

-Что представляется, когда читаешь слова «снег лежит полотном»?

СЛАЙД №13. М.Иваненко. «Рождество».

(Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно).

-Видели ли вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день блестит снег? Почему разноцветным огнем?

Наблюдательный человек заметил в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

-Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса. (Смотрит весело, словно рад.)

-О ком так обычно говорят? (О человеке.)

Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Настроение леса изменилось? Почему? Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который нарисован в стихотворении.

-Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес? (смотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, горят капли сдержанных слез.)

-Черные кудри – что это может быть?

СЛАЙД № 15 Ю.Ю.Клевер. «Зимний пейзаж»

-Может быть, это зеленые ели, которые на фоне белого снега издали кажутся черными, будто кудри леса – великана? А на его ресницах – ветках – капли сдержанных слез. Что же это за слезы?

-Что вчера происходило с лесом? (Он стоял под дождем, плакал: струйки воды текли по веткам.)

-Как изменилась погода ночью? (Выпал снег, ударил мороз – замерзла река.)

-Что произошло с каплями дождя? (Они застыли на ветках берез, мороз их сдержал и не дал упасть на землю.)

-Почему автор назвал эти замерзшие дождинки слезами? (Автор относится к лесу, как к живому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы.)

-Как выглядят эти слезы поутру? (Как алмазы горят.)

-Почему автор сравнил их с алмазами? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, переливающийся всеми цветами радуги.) СЛАЙД №16 «Алмазы»

-Перечитайте ту часть стихотворения, где описаны осенние картины и изменения, происшедшие в природе за ночь.

При чтении постарайтесь передать свои чувства, а также смену настроения, связанную с приходом зимы.

— С каким стихотворением мы познакомились на уроке? Кто автор? СЛАЙД № 17 аудиозапись.

-Завершая наше путешествие, я хочу пожелать вам, чтобы музыка зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения . СЛАЙД № 17 аудиозапись

11.Домашнее задание. Выучить отрывок стихотворения «Встреча зимы».

Источник

Урок литературного чтения в 3 классе по теме И.С.Никитин «Встреча зимы»

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Иван Саввич Никитин

(по программе «Школа России»)

Олейникова Нина Александровна,

учитель начальных классов

МОУ «Майская гимназия Белгородского

района Белгородской области»

Предмет: Литературное чтение.
Класс : 3
Тема : И.С.Никитин «Встреча зимы»

Место урока в теме: Изучение нового материала.

сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя; планировать свою работу в соответствии с заявленной темой.

находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении.
Информационный материал:

Учебник, ч. 1, с. 68-69

Ход урока .

Проверка домашнего задания.

-На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. О чём надо помнить, чтобы речь была яркой и понятной другим?

( Надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи)

Упражнения для дыхания:

вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку:

Заковал мороз реки, но не навеки.

(Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II I . Подготовка к восприятию нового материала

Продолжи строчку произведения, назови жанр, вспомни автора.

Мама! ________________________________ (Глянь-ка их окошка…(А.А.Фет)

Люблю_____________________ (грозу в начале мая… (Ф.И.Тютчев)

Жил – был царь Берендей… (у него было три сына, младшего звали Иваном. «Иван царевич и серый Волк» русская народная сказка)

О буйные ветры, скорее, скорей! (скорей нас сорвите с докучных ветвей…

— Вспомните, кто автор следующих строк.

* «Здравствуй, гостья –зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.»

— Автор данных строк Никитин Иван Саввич « Встреча зимы»

IV . Сообщение темы и цели урока

-Откройте учебник на стр. 68 -69

-Определите тему и цель нашего урока.

-Поставьте задачи на урок.

V . Работа по теме урока

1. Знакомство с биографией автора.

— Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

— Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Первичное восприятие произведения. Чтение стихотворения.

2. Беседа по первым впечатлениям.
– Поделитесь своими впечатлениями. Понравилось вам стихотворение? Чем?

– Что вам особенно понравилось? Расскажите.

– Какой поре посвящено стихотворение?
– Какие картины нарисовал поэт?
– Почему людей радует первый снег?
3. Словарная работа.

1) Словарно-лексическая работа.

– Прочитайте словосочетания, записанные на доске, поставьте ударения на выделенную букву:

ПОУТР У ВЧЕРА ДОЖДЬ.

В П О ЛДЕНЬ ДОЖДЬ ПЕРЕСТАЛ.

НАШЕЙ Р У СИ СВЯТОЙ.

2) Подбор синонимов к словам .

Угрюмых небес- мрачных небес

искони – с давних пор

жгучий холод – сильный, обжигающий мороз

Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией

– Вспомните, какие средства помогут нам прочитать это замечательное стихотворение выразительно ( интонация, логическое ударение, паузы, темп, громкость голоса )?

– Ребята, каждый из вас сейчас подготовит выразительно одну строфу.

-Прослушайте ещё раз стихотворение.

– Вы готовитесь выразительно прочитать строфу, предварительно выделив смысловые слова по вашему усмотрению. (Строфы раздаются по порядку, чтобы в дальнейшем можно было «цепочкой» прочитать всё произведение)

– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.

VII . Анализ произведения.
Расскажите алгоритм работы с художественным поэтическим текстом.

Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом

• Определите тему текста.

• Назовите главную мысль.

• Определите жанр текста.

• Назовите героя текста.

• Опишите его образ.

• Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.

• Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации

Работа по алгоритму.

Какова тема этого произведения? (встреча зимы)

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрыл (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия.

Какова главная мысль этого произведения? Чему оно нас учит? (Учит любить природу, наблюдать и наслаждаться ее красотой, бережному отношению к лесу. )

Определите жанр текста. (стихотворение)

Вспомните определение стихотворения.

Стихотворение — это небольшое поэтическое произведение передающее состояние автора в определённый момент жизни.

– Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?

(Строфа- группа стихотворных строк, объединённых ритмом, рифмой. По числу стихотворных строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие)

Сколько строф в нашем стихотворении? (21 строфа, четырёхстишие (строфа состоит из 4 строк)

-Что такое рифма? (созвучие концов стихотворных строк)

-Назовите рифмы в стихотворении.

– В этом стихотворении автор показал смену картин природы.

В стихотворении И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко

Прочитайте, что происходит утром?

-Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело.

Прочитайте, что происходит полдень?

-Но вот выпал снег! Автор рад и счастлив от обновления природы: воздух лёгок и чист, снег блестит разноцветным огнём, весело смотрит лес…

-Что происходит на рассвете?

– На слайдах представлены картины природы. Восстановите последовательность рисунков в соответствии с текстом стихотворения.

– Почему людей радует первый снег? Найдите в тексте эти строки, прочтите их.

– Как вы думаете, поэт любил зиму? Подтвердите это словами из текста.

– Что чувствуют дети при виде первого снега? ( Радость, восхищение красотой природы, ожидание веселья: игра в снежки, катание на санках с горы)

Проверка знаний. (Работа в парах)

– Заполните карточки, которые находятся у вас на столах. Необходимо дать определение группам слов, являющихся выразительными средствами языка:

(сравнение) ________ туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят;

(эпитет) _________ угрюмые небеса, воздух легок и чист, в чистом поле весна золотая;

(метафора) __________ плакал лес, начал падать снежок, замерзла река, мороз трещит, кровь горит .

VIII. Стадия рефлексии.

Урок близится к завершению.

-Какое впечатление у вас осталось?

Легко ли понять стихотворение? Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?

(Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение, понять замысел художника, который он передает через чувства, настроение, скрытое описание, художественные образы) .

IX . Домашнее задание

Объясняет суть задания .

Выучить наизусть понравившийся отрывок, проиллюстрировать его.

1.Книгочей: словарь- справочник по литературному чтению: 1-4 классы: для младших школьников/ Л. А. Ефросинина. — М.: Вентана-Граф, 2013. -144с. ISBN 978-5-360-0944-0

2. Литературное чтение. 3 класс. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. /Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 224с.: ил.- (Школа России).

3. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь». [Текст]: Книги 1, 2, 3: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, Н. Н. Толоконников и др.; Сост. В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 1995. — 208 с.- ISBN 5-09-006104-1.

4.Литературное чтение. Методические рекомендации.3 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н. А. Стефаненко. — М.: Просвещение, 2012. -128с.- (Школа России). – ISBN 978-5-09-025062-7

5.Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение.2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ С. Г. Батырёва. – М.: Просвещение, 2013. -96с.- (Работаем по новым стандартам). — ISBN 978-5-09-028337-3.

Источник

Читайте также:  Рыбалка на удочку зимой на щуку
Оцените статью