Конспект урока снег лед

Откуда берутся снег и лед.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;

-развивать творческие способности учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
rurdzrurprdzrie_ryo_rrurgrdzrie1.docx 23.14 КБ
prezentaciya_sosh_no22_husnutdinova_l.s.2_-_kopiya000.pptx 2.06 МБ
snezhok_i_ledok_2.docx 102.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Откуда берутся снег и лёд?»

-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;

-развивать творческие способности учащихся.

Конверт с загадками (конверт украшен снежинками),

Снеговик – рисунок; бумажные снежинки;

Карточки со словами: снег, лёд, белый, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода.

Форма для льда; стаканы со снегом, стаканы со льдом;

Листы цветной бумаги;

Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло . (лёд)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (снег)

-Кто сегодня принёс нам конверт с загадками? Отгадайте.

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Кто я такой? (Снеговик)

Появляется рисунок Снеговика с конвертом со снежинками.

А в конверте – загадки.

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (снег)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (лёд)

Появляются карточки : СНЕГ и ЛЁД.

Откуда же берутся СНЕГ и ЛЁД?

Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.

Практическая работа . (учебник с.46)

На доске карточки — слова-помощники:

ТАЮТ ВОДА БЕСЦВЕТНЫЙ ПРОЗРАЧНЫЙ ХРУПКИЙ

Работа проводится по заданиям учебника .

Учитель сам проверяет лёд на хрупкость, разбив его молотком.

*Рассмотрите снег и лёд . Попробуйте из снега сделать горку, А ямку?

А теперь тоже самое со льдом.

Что вы заметили?

Значит, снег рыхлый .

Проверим лёд на хрупкость.

*А теперь проверим второе свойство.

Какого цвета снег? А лёд? Сравните его с листами цветной бумаги.

Снег белый, а лёд прозрачный.

*А теперь положите снег в один стакан с водой, а лёд в другой стакан с водой. Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?

В тепле снег и лёд тают. Образуется вода .

А почему же снег и лёд зимой на улице не тают?

Верно, Зимой на улице холодно. Даже муравьишке пришлось тепло одеться.

У каждого из вас лежат на парте по два листочка. Нужно отметить свойства снега и льда.

Хрупкий 1. Хрупкий

Рыхлый 4. Рыхлый

Прозрачный 5. Прозрачный

Без запаха 6. Без запаха

Бесцветный 7. Бесцветный

Непрозрачный 8. Непрозрачный

(На доске под карточками СНЕГ и ЛЁД появляются соответствующие признаки).:

БЕЗ ЗАПАХА БЕЗ ЗАПАХА

Снеговик благодарит вас за работу и дарит снежинки тем, кто правильно выполнил работу.

3. Работа в тетради

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Какие красивые снежинки подарил нам Снеговик! Рассмотрите их.

Сколько лучей имеет каждая снежинка ? (шесть)

Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Нужно ему помочь! Дорисуйте.

Что построили ребята на рисунке? А вы строили крепости из снега?

Представьте, что это ваша крепость. Дорисуйте её!

А что можно ещё слепить из снега? Нарисуйте!

Учащиеся показывают свои рисунки.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у Снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

Заметает всё кругом

Беседа о том откуда берутся снег и лёд.

-Как вы думаете, откуда берутся снег и лёд?

-Снег и лёд имеют различные свойства, но что общего у снега и льда? (Снег и лёд при таянии превращаются в воду).

-Верно. Снег и лёд образуют при таянии воду. А если вода замёрзнет, что она образует? (лёд )

-Где вы видели лёд? (На реке, в луже )

-Можно ли дома увидеть лёд? Как в домашних условиях можно воду превратить в лёд? (Поставить воду в морозильную камеру).

-Рассмотрите рисунок на с.47, внизу. Дома можно наполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру. (демонстрируется форма для льда)

-А когда из воды образуется снег? (Зимой. Это снежинки, которые падают с неба)

Снежинки образуются высоко над землёй, в облаках. Когда их накапливается в облаке очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю.

Работа по учебнику (с.47)

-Прочитайте загадки. Отгадайте.

-Прочитайте вывод, с которым нас хочет познакомить Мудрая Черепаха. (с. 47)

-Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку? ( Для художника снежинка – это девушка. Она очень красивая, весёлая ).

-Придумайте загадку о снежинке, сказку. Нарисуйте свою девочку-снежинку.

-А кого ещё изобразил художник? (На веточке сидят снегири.)

-Когда к нам прилетают снегири? (Зимой)

-А что ещё нам показывает Мудрая Черепаха?

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше ,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

-Где вы видели сосульки?

-Когда они появляются?

-Что такое сосулька? (Это замёрзшая вода)

— А какое явление природы можно наблюдать летом? Отгадайте загадку и вы мсможете ответить на вопрос.

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (град)

С неба звёзды падают,

Пусть под ними скроется

Тонких, как стекло.

А земле тепло. (Снежинки)

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идёт. (Снег)

На всех садятся

Никого не боятся . (Снежинки)

По снегу покатите – я подрасту.

На костре согрейте – я пропаду . (Снежный ком)

(Победители получают приз от Снеговика – его портрет.)

-Назовите основные свойства снега и льда.

-Что такое СНЕГ и ЛЁД?

-Задание: в Рабочей тетради задание №3 с.20.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Хуснутдинова Лидия Саматовна СОШ № 22 ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД

Явления природы, характерные для зимы: Снегопад – выпадение снега. Снег – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда. Сугроб – наметённая ветром большая куча снега. Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели. Метель – сильный ветер со снегом, вьюга. Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся благодаря испарениям на охлаждаемой поверхности. Изморозь – род инея – рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане. Гололедица – слой льда на поверхности земли, образовавшийся после оттепели.

Всё зиму смирно лежит, а весной убежит. Не драгоценный камень, а блестит.

Ребята! Давайте изучим свойства снега и льда.

Задание: отметить свойства льда и снега

Снег рыхлый. Лёд хрупкий.

Снег белый. Лёд бесцветный.

Снег непрозрачный. Лёд прозрачный.

Образуется Образуется В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

Свойства льда и снега хрупкий рыхлый прозрачный белый тает тает без запаха без запаха бесцветный непрозрачный

Туча по небу гуляла И случайно задремала. Ветры буйные на воле Увидали: туча спит, Как перину, Распороли — И оттуда пух летит… Пух летит — В глазах рябит, А поймаешь — Холодит.

Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они были разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.

Где же образуется снег?

Как образуется лёд?

А где образуется лед? Можем ли мы сами сделать лед? Как? Делаете ли вы лед дома? Для чего?

Снежинки образуются высоко в небе, в облаках.

Снег и лед образуются из воды, снег и лед — это замерзшая вода.

КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА ЖИДКАЯ ТВЁРДАЯ ГАЗ жидкость лёд пар ВОЛШЕБНИЦА ВОДА

Круговорот воды в природе

Почему надо воду беречь?

ВОДА Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда. Без неё нам не умыться, Ни наесться, ни напиться, Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить!

Источник

Конспект урока по теме » Откуда берется снег и лед»

Предмет: Окружающий мир. 1 класс.

Тема: « Откуда берутся снег и лед»

Место занятия в учебном процессе: раздел «Как, откуда и куда?»

-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;

-развивать творческие способности учащихся.

— Повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года – зима.

— Научить определять свойства снега и льда путём проведения опытов.

— Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию.

— Проверить уровень усвоения темы через мини — тестирование;

— Формировать умения детей в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией, умение увидеть проблему и найти пути ее решения.

— Формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают.

— Развивать умение работать в группе.

— Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, речь, воображение, логическое мышление, внимание.

— Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Характеристика учебной деятельности:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

— мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»;

-развивать речь, наблюдательность, умение работать в группах;

-воспитывать интерес к предмету ,культуру речи, сотрудничеству, интерес и любовь к окружающему миру.

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

— предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Методы и приёмы: диалогические, алгоритмические, эвристические, наглядные, практические, анализ, обобщение.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока : открытие нового знания, урок — исследование.

Оборудование и средства обучения:

Компьютер, медиапроектор, экран.

Презентация к занятию., снег, лед.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать!

— Я вижу у моих любителей природы хорошее настроение и я желаю всем на сегодняшним уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира.

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

— организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

-повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания».

— актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках;

— обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.

-Сейчас повторим пройденный материал.

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Как образуются реки?

-Как называется место, где начинается река?

-Чем отличаются река и море?

-Куда может впадать река?

-Какие реки нашей местности вы знаете?

— Какую тему мы сейчас повторяли?

-А что происходит с реками зимой?

Зимой реки покрыты льдом, а вся земля покрыта снегом.

-Вам нравится зима?

-Я сегодня шла в школу и любовалась зимним пейзажем, и у меня невольно возник вопрос.

— Посмотрите на экран, по каким признакам можно определить, что изображена зима?

— А сейчас откройте конверты, достаньте карточки с буквами и попробуйте составить в своей группе зимние слова. Чья группа будет готова, поднимет флажок.

— Какие слова у вас получились?

— Без чего не возможно, представить зиму?

Создание проблемной ситуации, высказываний предположений. Умение давать полные ответы.

— Проявление интереса к поставленной проблеме.

— умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

— вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

— выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.

— узнают, что снег и лёд — это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам.

3. Подготовка к восприятию новой темы и сообщение темы урока.

-обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке.

— Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке?

(Дети формулируют тему урока, а затем учитель обращает внимание на слайд)

— Прочитайте тему урока на экране.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.

— Кто из вас знает, что такое снег и лед? (замершая вода)

— Раз снег и лед – это замершая вода, то они должны быть одинаковые?

-Чем различаются снег и лед?

— Хотите проверить ваши предположения и узнать, кто из вас был прав?

— Как мы можем это проверить?

— Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике, самим исследовать.

— Давайте мы попробуем узнать чем различаются снег и лед, как они образуются, и определим какими свойствами они обладают?

Гимнастика для глаз.

Постановка темы урока

-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации.

уметь планировать, анализировать свою работу;

— проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

— умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;

— умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;

4. Открытие нового знания.

Цель: — по возможности включить детей в ситуацию выбора метода решения

проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково;

— обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.

«Сказка о рождение снега и льда»

Однажды в наших северных краях Ветер-ветрище здорово замерз, зима ему порядком надоела, длинная она слишком. Захотел он лета. Полетел он на юг, собрал много-много облаков и помчал их на север. Он хотел, чтобы из туч пошел дождь. Увидел эти тучи мороз-морозище и стал их студить, и надо вам сказать ,что крохотные капельки воды ,из которых состоят тучи ,облака туман и пар, на холоде стали сливаться друг с другом ,расти и превращаться в снежинки Разные ,непохожие друг на друга. Очень удивился ветер, когда из тучи пошел снег.

-Скажите, как образуется снег?

-Как вы думаете, а как образуется лед?

Значит снег и лед – вода в твердом состоянии.

-Прочитайте вывод в учебнике стр. 69

— Мы узнали, как образуется снег и лед.

— А сейчас мы будем определять свойства снега и льда. Сегодня вы будете учеными-исследователями. Будете проводить опыты, свои утверждения.

2. Практическая работа.

— Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же, быть очень внимательными.

— Сегодня на уроке будут работать три экспериментальные группы: «Знатоки природы», «Исследователи», «Экологи».

1 группа «Знатоки природа».

Цель эксперимента: «Изучение свойства снега и льда»

Гипотеза: «Снег и лед одно и тоже».

Опыт 1. Мы приготовили 2 стакана. В один стакан положили снег, а в другой – лед. Пронаблюдали, и снег и лед растаяли ,только снег растаял раньше ,а лед позже.

Опыт 2.На лист цветной бумаги положили ком снега и кусок льда. Сравнили снег и лед по цвету. Снег белый ,а лед бесцветный. Пытались рассмотреть снег и лед через цветную бумагу, через снег не видно, а через лед видно.

Опыт 3.Мы взяли ком снега. Палочкой сделали углубление. Лед проткнуть не удалось. Тогда мы взяли молоточек и ударили по кусочку льда. Лед треснул и рассыпался. Лед — хрупкий, а снег – рыхлый.

Вывод 1 гр.: «Мы опровергаем , что снег и лед одно и тоже.»

2 группа «Исследователи»

Цель: «Изучить вкусовые качества снега и льда и определить на запах»

Гипотеза: «У снега и льда нет ни запаха ни вкуса»

Опыт 1.Мы попробовали кубики льда из воды и сока. Кубик изо льда и снега – не вкусно. Кубики льда из сока были вкуснее. Мороженое нам понравилось больше всего. Кубики льда и снега-запаха не имеют.

Вывод: лед и снег запаха и вкуса не имеют. Мы поняли, что снег и лед могут быть съедобными , вкусными ,только если сделаны руками человека.

без вкуса без вкуса

без запаха без запаха.

Мы согласны с гипотезой. «У снега и льда нет ни запаха ни вкуса»

3 группа «Экологи».

Цель: «Исследовать чистоту снега»

Гипотеза: «Снег и лед грязный, его есть нельзя.»

Опыт 1. Мы положили в стакан ком снега с парка, появился темный осадок. Через марлю перелили талую воду в чистый стакан. На марле осталась грязь. Тоже самое, сделали со снегом, взятым около дороги. По нашим наблюдениям снег в парке чище, чем около дороги.

Вывод: Мы считаем, что снег бывает разным, где-то грязнее, где-то чище. Мы согласны с гипотезой, что снег и лед в любом случае грязный.

На поляну, на лужок
Тихо падает снежок
Улеглись снежинки.
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.

Групповая работа. Исследование свойств снега и льда.

-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

уметь планировать, анализировать свою работу;

строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

— проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

— умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;

— умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;

— допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

— формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

5. Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

— организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения.

Работа по слайдам, проговаривание результатов опытов в громкой речи.

— Какова была наша гипотеза? Что мы предположили?

— А к какому выводу мы пришли?

2. Работа с учебником стр. 68-69

Проговаривание полученных результатов

— ответственное отношение к выполнению заданий.

— умения вести самостоятельный отбор информации;

— умение выполнять учебное действие.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

— организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;

Работа в Рабочей тетради.

— Задание № 2 в тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу.

— Соедините самостоятельно стрелками.

Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

— участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

— оценивать достигнутые результаты.

знания в систему знаний

включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

Странная звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)

-Что такое снежинка? (кристаллик снега)

-Посмотрите на экран и скажите, сколько лучей у снежинок(6)

-Сколько лучей у вас в тетради?

-Дорисуйте.(по1 снежинке в группе)

-На какую букву похожа снежинка?

Определение значение снега и льда для живого в природе.

1.гр.-для природы(согревает, дает отдых, питает водой)

2.гр.-для людей(спорт, забавы, отдых, красиво)

3.гр.- для животных (дом)

— А можно ли в домашних условиях воду превратить в лёд?

— А где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).

— А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим на слайде.

— Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур.

— Лепят различные фигуры и из снега. Рассмотрите снежные фигуры.

— Ребята, а нам со снегом, хорошо или плохо?

В ерно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых (просмотр слайдов).

-Посмотрите на слайд и отгадайте какие зимние виды спорта изображены?

Умение давать полные ответы.

— участвовать в оценке работ, ответов одноклассников

— стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

— применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

— ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

— организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

— выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

уметь планировать, анализировать свою работу;

— проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

— допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

8. Рефлексия деятельности. Итог урока.

— совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

— Итак, подведём итоги

— Кем вы были на уроке?

-Что должны мы были узнать о свойствах снега и льда? — Узнали об этом?

-А что запомнили?

-Что понравилось на уроке?

Рефлексируют свою деятельность

-проявлять положительное отношение к учебной деятельности;

— ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.

— формулировать собственное мнение и позицию.

Источник

Читайте также:  Самые теплые места европы зимой
Оцените статью