Откуда берутся снег и лед.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;
-развивать творческие способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rurdzrurprdzrie_ryo_rrurgrdzrie1.docx | 23.14 КБ |
prezentaciya_sosh_no22_husnutdinova_l.s.2_-_kopiya000.pptx | 2.06 МБ |
snezhok_i_ledok_2.docx | 102.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Откуда берутся снег и лёд?»
-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;
-развивать творческие способности учащихся.
Конверт с загадками (конверт украшен снежинками),
Снеговик – рисунок; бумажные снежинки;
Карточки со словами: снег, лёд, белый, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода.
Форма для льда; стаканы со снегом, стаканы со льдом;
Листы цветной бумаги;
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло . (лёд)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
-Кто сегодня принёс нам конверт с загадками? Отгадайте.
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Кто я такой? (Снеговик)
Появляется рисунок Снеговика с конвертом со снежинками.
А в конверте – загадки.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (снег)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (лёд)
Появляются карточки : СНЕГ и ЛЁД.
Откуда же берутся СНЕГ и ЛЁД?
Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.
Практическая работа . (учебник с.46)
На доске карточки — слова-помощники:
ТАЮТ ВОДА БЕСЦВЕТНЫЙ ПРОЗРАЧНЫЙ ХРУПКИЙ
Работа проводится по заданиям учебника .
Учитель сам проверяет лёд на хрупкость, разбив его молотком.
*Рассмотрите снег и лёд . Попробуйте из снега сделать горку, А ямку?
А теперь тоже самое со льдом.
Что вы заметили?
Значит, снег рыхлый .
Проверим лёд на хрупкость.
*А теперь проверим второе свойство.
Какого цвета снег? А лёд? Сравните его с листами цветной бумаги.
Снег белый, а лёд прозрачный.
*А теперь положите снег в один стакан с водой, а лёд в другой стакан с водой. Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?
В тепле снег и лёд тают. Образуется вода .
А почему же снег и лёд зимой на улице не тают?
Верно, Зимой на улице холодно. Даже муравьишке пришлось тепло одеться.
У каждого из вас лежат на парте по два листочка. Нужно отметить свойства снега и льда.
Хрупкий 1. Хрупкий
Рыхлый 4. Рыхлый
Прозрачный 5. Прозрачный
Без запаха 6. Без запаха
Бесцветный 7. Бесцветный
Непрозрачный 8. Непрозрачный
(На доске под карточками СНЕГ и ЛЁД появляются соответствующие признаки).:
БЕЗ ЗАПАХА БЕЗ ЗАПАХА
Снеговик благодарит вас за работу и дарит снежинки тем, кто правильно выполнил работу.
3. Работа в тетради
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Какие красивые снежинки подарил нам Снеговик! Рассмотрите их.
Сколько лучей имеет каждая снежинка ? (шесть)
Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Нужно ему помочь! Дорисуйте.
Что построили ребята на рисунке? А вы строили крепости из снега?
Представьте, что это ваша крепость. Дорисуйте её!
А что можно ещё слепить из снега? Нарисуйте!
Учащиеся показывают свои рисунки.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у Снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Заметает всё кругом
Беседа о том откуда берутся снег и лёд.
-Как вы думаете, откуда берутся снег и лёд?
-Снег и лёд имеют различные свойства, но что общего у снега и льда? (Снег и лёд при таянии превращаются в воду).
-Верно. Снег и лёд образуют при таянии воду. А если вода замёрзнет, что она образует? (лёд )
-Где вы видели лёд? (На реке, в луже )
-Можно ли дома увидеть лёд? Как в домашних условиях можно воду превратить в лёд? (Поставить воду в морозильную камеру).
-Рассмотрите рисунок на с.47, внизу. Дома можно наполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру. (демонстрируется форма для льда)
-А когда из воды образуется снег? (Зимой. Это снежинки, которые падают с неба)
Снежинки образуются высоко над землёй, в облаках. Когда их накапливается в облаке очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю.
Работа по учебнику (с.47)
-Прочитайте загадки. Отгадайте.
-Прочитайте вывод, с которым нас хочет познакомить Мудрая Черепаха. (с. 47)
-Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку? ( Для художника снежинка – это девушка. Она очень красивая, весёлая ).
-Придумайте загадку о снежинке, сказку. Нарисуйте свою девочку-снежинку.
-А кого ещё изобразил художник? (На веточке сидят снегири.)
-Когда к нам прилетают снегири? (Зимой)
-А что ещё нам показывает Мудрая Черепаха?
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше ,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
-Где вы видели сосульки?
-Когда они появляются?
-Что такое сосулька? (Это замёрзшая вода)
— А какое явление природы можно наблюдать летом? Отгадайте загадку и вы мсможете ответить на вопрос.
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (град)
С неба звёзды падают,
Пусть под ними скроется
Тонких, как стекло.
А земле тепло. (Снежинки)
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идёт. (Снег)
На всех садятся
Никого не боятся . (Снежинки)
По снегу покатите – я подрасту.
На костре согрейте – я пропаду . (Снежный ком)
(Победители получают приз от Снеговика – его портрет.)
-Назовите основные свойства снега и льда.
-Что такое СНЕГ и ЛЁД?
-Задание: в Рабочей тетради задание №3 с.20.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хуснутдинова Лидия Саматовна СОШ № 22 ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД
Явления природы, характерные для зимы: Снегопад – выпадение снега. Снег – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда. Сугроб – наметённая ветром большая куча снега. Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели. Метель – сильный ветер со снегом, вьюга. Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся благодаря испарениям на охлаждаемой поверхности. Изморозь – род инея – рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане. Гололедица – слой льда на поверхности земли, образовавшийся после оттепели.
Всё зиму смирно лежит, а весной убежит. Не драгоценный камень, а блестит.
Ребята! Давайте изучим свойства снега и льда.
Задание: отметить свойства льда и снега
Снег рыхлый. Лёд хрупкий.
Снег белый. Лёд бесцветный.
Снег непрозрачный. Лёд прозрачный.
Образуется Образуется В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.
Свойства льда и снега хрупкий рыхлый прозрачный белый тает тает без запаха без запаха бесцветный непрозрачный
Туча по небу гуляла И случайно задремала. Ветры буйные на воле Увидали: туча спит, Как перину, Распороли — И оттуда пух летит… Пух летит — В глазах рябит, А поймаешь — Холодит.
Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они были разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.
Где же образуется снег?
Как образуется лёд?
А где образуется лед? Можем ли мы сами сделать лед? Как? Делаете ли вы лед дома? Для чего?
Снежинки образуются высоко в небе, в облаках.
Снег и лед образуются из воды, снег и лед — это замерзшая вода.
КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА ЖИДКАЯ ТВЁРДАЯ ГАЗ жидкость лёд пар ВОЛШЕБНИЦА ВОДА
Круговорот воды в природе
Почему надо воду беречь?
ВОДА Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда. Без неё нам не умыться, Ни наесться, ни напиться, Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить!
Источник
Конспект урока по теме » Откуда берется снег и лед»
Предмет: Окружающий мир. 1 класс.
Тема: « Откуда берутся снег и лед»
Место занятия в учебном процессе: раздел «Как, откуда и куда?»
-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;
-развивать творческие способности учащихся.
— Повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года – зима.
— Научить определять свойства снега и льда путём проведения опытов.
— Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию.
— Проверить уровень усвоения темы через мини — тестирование;
— Формировать умения детей в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией, умение увидеть проблему и найти пути ее решения.
— Формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают.
— Развивать умение работать в группе.
— Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, речь, воображение, логическое мышление, внимание.
— Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Характеристика учебной деятельности:
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»;
-развивать речь, наблюдательность, умение работать в группах;
-воспитывать интерес к предмету ,культуру речи, сотрудничеству, интерес и любовь к окружающему миру.
— ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
— выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.
— предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Методы и приёмы: диалогические, алгоритмические, эвристические, наглядные, практические, анализ, обобщение.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока : открытие нового знания, урок — исследование.
Оборудование и средства обучения:
Компьютер, медиапроектор, экран.
Презентация к занятию., снег, лед.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!
— Я вижу у моих любителей природы хорошее настроение и я желаю всем на сегодняшним уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира.
-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
— организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний.
-повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания».
— актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках;
— обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.
-Сейчас повторим пройденный материал.
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Как образуются реки?
-Как называется место, где начинается река?
-Чем отличаются река и море?
-Куда может впадать река?
-Какие реки нашей местности вы знаете?
— Какую тему мы сейчас повторяли?
-А что происходит с реками зимой?
Зимой реки покрыты льдом, а вся земля покрыта снегом.
-Вам нравится зима?
-Я сегодня шла в школу и любовалась зимним пейзажем, и у меня невольно возник вопрос.
— Посмотрите на экран, по каким признакам можно определить, что изображена зима?
— А сейчас откройте конверты, достаньте карточки с буквами и попробуйте составить в своей группе зимние слова. Чья группа будет готова, поднимет флажок.
— Какие слова у вас получились?
— Без чего не возможно, представить зиму?
Создание проблемной ситуации, высказываний предположений. Умение давать полные ответы.
— Проявление интереса к поставленной проблеме.
— умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.
— вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
— выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.
— узнают, что снег и лёд — это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам.
3. Подготовка к восприятию новой темы и сообщение темы урока.
-обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке.
— Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке?
(Дети формулируют тему урока, а затем учитель обращает внимание на слайд)
— Прочитайте тему урока на экране.
-Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.
— Кто из вас знает, что такое снег и лед? (замершая вода)
— Раз снег и лед – это замершая вода, то они должны быть одинаковые?
-Чем различаются снег и лед?
— Хотите проверить ваши предположения и узнать, кто из вас был прав?
— Как мы можем это проверить?
— Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике, самим исследовать.
— Давайте мы попробуем узнать чем различаются снег и лед, как они образуются, и определим какими свойствами они обладают?
Гимнастика для глаз.
Постановка темы урока
-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации.
— уметь планировать, анализировать свою работу;
— проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.
— умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;
— умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;
4. Открытие нового знания.
Цель: — по возможности включить детей в ситуацию выбора метода решения
проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково;
— обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.
«Сказка о рождение снега и льда»
Однажды в наших северных краях Ветер-ветрище здорово замерз, зима ему порядком надоела, длинная она слишком. Захотел он лета. Полетел он на юг, собрал много-много облаков и помчал их на север. Он хотел, чтобы из туч пошел дождь. Увидел эти тучи мороз-морозище и стал их студить, и надо вам сказать ,что крохотные капельки воды ,из которых состоят тучи ,облака туман и пар, на холоде стали сливаться друг с другом ,расти и превращаться в снежинки Разные ,непохожие друг на друга. Очень удивился ветер, когда из тучи пошел снег.
-Скажите, как образуется снег?
-Как вы думаете, а как образуется лед?
Значит снег и лед – вода в твердом состоянии.
-Прочитайте вывод в учебнике стр. 69
— Мы узнали, как образуется снег и лед.
— А сейчас мы будем определять свойства снега и льда. Сегодня вы будете учеными-исследователями. Будете проводить опыты, свои утверждения.
2. Практическая работа.
— Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же, быть очень внимательными.
— Сегодня на уроке будут работать три экспериментальные группы: «Знатоки природы», «Исследователи», «Экологи».
1 группа «Знатоки природа».
Цель эксперимента: «Изучение свойства снега и льда»
Гипотеза: «Снег и лед одно и тоже».
Опыт 1. Мы приготовили 2 стакана. В один стакан положили снег, а в другой – лед. Пронаблюдали, и снег и лед растаяли ,только снег растаял раньше ,а лед позже.
Опыт 2.На лист цветной бумаги положили ком снега и кусок льда. Сравнили снег и лед по цвету. Снег белый ,а лед бесцветный. Пытались рассмотреть снег и лед через цветную бумагу, через снег не видно, а через лед видно.
Опыт 3.Мы взяли ком снега. Палочкой сделали углубление. Лед проткнуть не удалось. Тогда мы взяли молоточек и ударили по кусочку льда. Лед треснул и рассыпался. Лед — хрупкий, а снег – рыхлый.
Вывод 1 гр.: «Мы опровергаем , что снег и лед одно и тоже.»
2 группа «Исследователи»
Цель: «Изучить вкусовые качества снега и льда и определить на запах»
Гипотеза: «У снега и льда нет ни запаха ни вкуса»
Опыт 1.Мы попробовали кубики льда из воды и сока. Кубик изо льда и снега – не вкусно. Кубики льда из сока были вкуснее. Мороженое нам понравилось больше всего. Кубики льда и снега-запаха не имеют.
Вывод: лед и снег запаха и вкуса не имеют. Мы поняли, что снег и лед могут быть съедобными , вкусными ,только если сделаны руками человека.
без вкуса без вкуса
без запаха без запаха.
Мы согласны с гипотезой. «У снега и льда нет ни запаха ни вкуса»
3 группа «Экологи».
Цель: «Исследовать чистоту снега»
Гипотеза: «Снег и лед грязный, его есть нельзя.»
Опыт 1. Мы положили в стакан ком снега с парка, появился темный осадок. Через марлю перелили талую воду в чистый стакан. На марле осталась грязь. Тоже самое, сделали со снегом, взятым около дороги. По нашим наблюдениям снег в парке чище, чем около дороги.
Вывод: Мы считаем, что снег бывает разным, где-то грязнее, где-то чище. Мы согласны с гипотезой, что снег и лед в любом случае грязный.
На поляну, на лужок
Тихо падает снежок
Улеглись снежинки.
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.
Групповая работа. Исследование свойств снега и льда.
-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
— уметь планировать, анализировать свою работу;
— строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;
— проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.
— умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;
— умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;
— допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
— формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
5. Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
— организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения.
Работа по слайдам, проговаривание результатов опытов в громкой речи.
— Какова была наша гипотеза? Что мы предположили?
— А к какому выводу мы пришли?
2. Работа с учебником стр. 68-69
Проговаривание полученных результатов
— ответственное отношение к выполнению заданий.
— умения вести самостоятельный отбор информации;
— умение выполнять учебное действие.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
— организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;
Работа в Рабочей тетради.
— Задание № 2 в тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу.
— Соедините самостоятельно стрелками.
Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
— участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.
— оценивать достигнутые результаты.
знания в систему знаний
включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
Странная звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)
-Что такое снежинка? (кристаллик снега)
-Посмотрите на экран и скажите, сколько лучей у снежинок(6)
-Сколько лучей у вас в тетради?
-Дорисуйте.(по1 снежинке в группе)
-На какую букву похожа снежинка?
Определение значение снега и льда для живого в природе.
1.гр.-для природы(согревает, дает отдых, питает водой)
2.гр.-для людей(спорт, забавы, отдых, красиво)
3.гр.- для животных (дом)
— А можно ли в домашних условиях воду превратить в лёд?
— А где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).
— А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим на слайде.
— Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур.
— Лепят различные фигуры и из снега. Рассмотрите снежные фигуры.
— Ребята, а нам со снегом, хорошо или плохо?
— В ерно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых (просмотр слайдов).
-Посмотрите на слайд и отгадайте какие зимние виды спорта изображены?
Умение давать полные ответы.
— участвовать в оценке работ, ответов одноклассников
— стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
— применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;
— организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
— выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
— уметь планировать, анализировать свою работу;
— проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
— допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
8. Рефлексия деятельности. Итог урока.
— совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
— Итак, подведём итоги
— Кем вы были на уроке?
— -Что должны мы были узнать о свойствах снега и льда? — Узнали об этом?
-А что запомнили?
-Что понравилось на уроке?
Рефлексируют свою деятельность
-проявлять положительное отношение к учебной деятельности;
— ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.
— формулировать собственное мнение и позицию.
Источник