Куда должны вывозить снег с улиц города закон

Статья 63. Организация и проведение уборочных работ в зимнее время

Статья 63. Организация и проведение уборочных работ в зимнее время

1. Период зимней уборки — с 1 ноября по 31 марта. В случае значительного отклонения от средних климатических особенностей текущей зимы. Сроки начала и окончания зимней уборки могут изменяться решением организаций, выполняющих функции заказчика работ по содержанию сети дорог и улиц.

2. До 1 октября текущего года органами местного самоуправления и дорожными службами должны быть завершены работы по подготовке мест для приема снега (снегосвалки, снегоплавильные камеры, площадки для вывоза и временного складирования снега).

3. В период зимней уборки дорожки и площадки парков, скверов, бульваров должны быть убраны от снега и, в случае гололеда, посыпаны песком. Детские площадки, садовые диваны, урны и малые архитектурные формы, а также пространство вокруг них, подходы к ним должны быть очищены от снега и наледи.

4. При уборке дорожек в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки, при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.

Читайте также:  Кабан по глубокому снегу

5. Обязанность по уборке и вывозу снега из лотков проезжей части возлагается на организации, осуществляющие уборку проезжей части данной улицы или проезда.

а) выдвигать или перемещать на проезжую часть магистралей, улиц и проездов снег, счищаемый с внутриквартальных, дворовых территорий, территорий находящихся в собственности (владении) третьих лиц;

б) осуществлять роторную переброску и перемещение загрязненного снега, а также осколков льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения, а также на тротуары, проезжие части дорог, внутриквартальные и внутридворовые проезды, иные места прохода пешеходов и проезда автомобилей.

7. К первоочередным мероприятиям зимней уборки улиц, дорог и магистралей относятся:

а) обработка проезжей части дорог противогололедными средствами;

б) сгребание и подметание снега;

в) формирование снежного вала для последующего вывоза;

г) выполнение разрывов в валах снега на перекрестках, у остановок общественного пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов с внутриквартальных территорий и т.п.

8. К мероприятиям второй очереди относятся:

а) удаление снега (вывоз);

б) зачистка дорожных лотков после удаления снега с проезжей части;

в) скалывание льда и уборка снежно-ледяных образований.

9. Обработка проезжей части дорог противогололедными средствами должна начинаться с момента начала снегопада. В случае получения от метеорологической службы заблаговременного предупреждения об угрозе возникновения гололеда обработка проезжей части дорог, эстакад, мостовых сооружений производится до начала выпадения осадков.

10. С началом снегопада в первую очередь противогололедными средствами обрабатываются наиболее опасные для движения транспорта участки магистралей и улиц — крутые спуски, повороты и подъемы, мосты, эстакады, тоннели, тормозные площадки на перекрестках улиц и остановках общественного пассажирского транспорта, перроны и площади железнодорожных вокзалов и иные места массового пребывания граждан.

Дорожно-эксплуатационные организации и иные организации, осуществляющие зимнюю уборку объектов массового пребывания граждан, должны до 1 ноября утверждать перечень участков улиц и иных объектов, требующих первоочередной обработки противогололедными средствами при обнаружении гололеда.

11. По окончании обработки наиболее опасных для движения транспорта участков, необходимо приступить к сплошной обработке проезжих частей с асфальтобетонным покрытием противогололедными средствами.

12. Снег, счищаемый с проезжей части дорог, улиц и проездов, а также с тротуаров, сдвигается на обочины дорог и в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной массы в виде снежных валов, а с подъездов и подходов к зданиям, лестничных сходов — в места, не мешающие проходу пешеходов и проезду транспорта.

13. Формирование снежных валов не допускается:

а) на перекрестках и вблизи железнодорожных переездов;

14. На улицах и проездах с односторонним движением транспорта двухметровые прилотковые зоны, со стороны которых начинается подметание проезжей части, должны быть в течение всего зимнего периода постоянно очищены от снега и наледи до бортового камня.

15. В снежных валах на остановках общественного пассажирского транспорта и в местах наземных пешеходных переходов должны быть сделаны разрывы шириной:

а) на остановках общественного пассажирского транспорта — на длину остановки;

б) на переходах, имеющих разметку — на ширину разметки;

в) на переходах, не имеющих разметку — не менее 5 м.

16. Вывоз снега от остановок общественного пассажирского транспорта, наземных пешеходных переходов, с мостов и путепроводов, мест массового посещения людей (крупных торговых центров, рынков, гостиниц, вокзалов, театров и т.д.), въездов на территории больниц и других социально значимых объектов осуществляется в течение суток после окончания снегопада; вывоз снега с улиц и проездов, обеспечивающий безопасность дорожного движения, осуществляется в течение трех суток после окончания снегопада; с остальных территорий — не позднее пяти суток после окончания снегопада.

Места временного складирования снега после снеготаяния должны быть очищены от мусора и благоустроены.

17. В период снегопадов и гололеда тротуары и другие пешеходные зоны на территории муниципальных образований должны обрабатываться противогололедными материалами. Время на обработку всей площади тротуаров не должно превышать четырех часов с начала снегопада.

Снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка) на тротуарах, пешеходных дорожках и посадочных площадках общественного пассажирского транспорта начинаются сразу по окончании снегопада. При длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки противогололедными средствами должны повторяться, обеспечивая безопасность для пешеходов.

18. Запрещается применение жидких реагентов на улицах и проездах, по которым проходят маршруты троллейбусов, а также скопление соленой жидкой массы в зоне остановок троллейбусов.

19. Тротуары и лестничные сходы должны быть очищены на всю ширину до покрытия от свежевыпавшего или уплотненного снега (снежно-ледяных образований).

В период снегопада тротуары и лестничные сходы, площадки и ступеньки при входе в здания (гостиницы, театры, вокзалы и другие места общественного пользования) должны обрабатываться противогололедными материалами и расчищаться для движения пешеходов.

При оповещении о гололеде или возможности его возникновения, в первую очередь, лестничные сходы, а затем и тротуары обрабатываются противогололедными материалами в полосе движения пешеходов в течение 2 часов.

20. Внутридворовые проезды, контейнерные площадки, за исключением контейнерных площадок, расположенных на дорогах общего пользования, подъездные пути к ним, тротуары и другие пешеходные зоны, имеющие усовершенствованное покрытие (асфальт, бетон, тротуарная плитка), должны быть очищены от снега и наледи до твердого покрытия. Время на очистку и обработку не должно превышать двенадцати часов после окончания снегопада.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области

Прокурор разъясняет

В соответствии с федеральным классификатором отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, отходы от зимней уборки улиц (в т.ч. снег) имеют код 7 31 210 00 00 0, свидетельствующий о неопределенности класса опасности отхода.

Опасность несанкционированного складирования кроется в содержании в снеге бытового мусора, песчано-соляных смесей, загрязнёния нефтепродуктами и другими экотоксикантами.

В настоящее время в соответствии с законодательством вывоз снега должен осуществляться в специально подготовленные места для приема снега — снегосвалки, снегоплавильные камеры, площадки для вывоза и временного складирования снега, оборудованные водонепроницаемым покрытием, предотвращающим попадание талых вод на прилегающую территорию и ближайшие поверхностные водные объекты.

В силу положений статей 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах).

Также в соответствии с пунктом 4.2 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.

Таким образом, размещение снега от уборки территории в неустановленных местах, а тем более в водоохранных зонах водных объектов, являются нарушением природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

За нарушения условий размещения снежных свалок юридические и физические лица могут быть привлечены к административной ответственности, в зависимости от обстоятельств правонарушения, по ст.ст. 6.3, 8.2, 8.13, 8.42 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Наказание за указанные правонарушения может быть наложено на граждан от предупреждения до штрафа в 5 тысяч рублей, на должностных лиц до 30 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей до 50 тысяч рублей, на юридическое лицо до 500 тысяч рублей.

Прокуратура
Ульяновской области

Прокуратура Ульяновской области

21 мая 2020, 15:42

Какова ответственность за складирование загрязненного снега от уборки улиц вне отведенных мест?

В соответствии с федеральным классификатором отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, отходы от зимней уборки улиц (в т.ч. снег) имеют код 7 31 210 00 00 0, свидетельствующий о неопределенности класса опасности отхода.

Опасность несанкционированного складирования кроется в содержании в снеге бытового мусора, песчано-соляных смесей, загрязнёния нефтепродуктами и другими экотоксикантами.

В настоящее время в соответствии с законодательством вывоз снега должен осуществляться в специально подготовленные места для приема снега — снегосвалки, снегоплавильные камеры, площадки для вывоза и временного складирования снега, оборудованные водонепроницаемым покрытием, предотвращающим попадание талых вод на прилегающую территорию и ближайшие поверхностные водные объекты.

В силу положений статей 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах).

Также в соответствии с пунктом 4.2 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.

Таким образом, размещение снега от уборки территории в неустановленных местах, а тем более в водоохранных зонах водных объектов, являются нарушением природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

За нарушения условий размещения снежных свалок юридические и физические лица могут быть привлечены к административной ответственности, в зависимости от обстоятельств правонарушения, по ст.ст. 6.3, 8.2, 8.13, 8.42 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Наказание за указанные правонарушения может быть наложено на граждан от предупреждения до штрафа в 5 тысяч рублей, на должностных лиц до 30 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей до 50 тысяч рублей, на юридическое лицо до 500 тысяч рублей.

Источник

В каких случаях муниципалитет отвечает за очистку территории от снега и льда

Если гражданин поскользнулся на наледи и получил травму, он вправе потребовать, чтобы виновник возместил расходы на лечение, утраченный заработок и моральный вред. В плохой работе коммунальных служб люди, как правило, винят местные власти. Это не всегда справедливо, поскольку органы МСУ отвечают за уборку льда и снега только на территории, находящейся в муниципальной собственности. Мы проанализировали судебную практику и выяснили:

— когда за уборку территории отвечают местные власти;
— как обязать владельцев бизнеса содержать территорию, прилегающую к объектам коммерческой недвижимости;
— как доказать, что органы МСУ исполняют свои обязанности.

Кто должен содержать придомовую территорию, если участок под МКД поставили на кадастровый учет

На заметку: Земельный участок, на котором расположен МКД, переходит в общую долевую собственность собственников помещений с момента, когда его сформировали и поставили на кадастровый учет

Содержать имущество — обязанность его собственника (ст. 210 ГК, ст. 39 ЖК). Это касается и придомовой территории — земельного участка, на котором расположен дом и объекты, предназначенные для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК). Если такой участок находится в общей долевой собственности всех собственников помещений в МКД, то содержать его должны именно они. Это означает, что за очистку придомовой территории от снега и льда ответит ТСЖ , ЖСК или управляющая организация.

Обязанности по содержанию участка перечислены в пункте 24 Минимального перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (утв. постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290). Например, в холодный период управляющая организация должна:

— очищать крышки люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда с толщиной слоя свыше 5 см;
— очищать придомовую территорию от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
— очищать придомовую территорию от снега или подметать ее, когда снега нет;
— очищать придомовую территорию от наледи и льда;
— убирать крыльцо и площадку перед входом в подъезд.

Выполнять работы по содержанию общего имущества в МКД управляющая организация обязана, даже если собственники не принимали такого решения на общем собрании. Есть ли в договоре управления МКД условие о содержании придомовой территории, тоже неважно (постановление Президиума ВАС от 29.09.2010 № 6464/10).

Если участок под МКД сформирован и в доме выбрана управляющая организация, то она и должна отвечать за содержание придомовой территории. Доводы о том, что органы муниципального контроля не выявили нарушений при проверках, в судах не сработают

Доводы о том, что органы муниципального контроля не выявили нарушений при проверках, в судах не сработают

ПРИМЕР 1. Гражданка поскользнулась и получила травму. Она обратилась с иском к управляющей организации и ИП — хозяину отеля, возле которого произошло падение. Истица просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда, утраченный заработок и расходы на лечение. Суд первой инстанции взыскал по 171 тыс. руб. с каждого ответчика.

Управляющая компания подала апелляционную жалобу. Она утверждала, что исполнила свои обязанности надлежащим образом. Это подтверждает акт выполненных работ по уборке территории. Апелляция установила, что падение произошло на придомовой территории, за которую несет ответственность управляющая организация, а не отель. Достаточных доказательств надлежащего содержания придомовой территории ответчик не представил. При проверке муниципальные контролеры не выявили нарушения правил благоустройства. Но это не означает, что на момент падения истицы наледи на придомовой территории не было. Суд постановил взыскать всю сумму компенсации с УК (апелляционное определение Омского областного суда от 17.01.2018 № 33-15/2018).

Кто отвечает за уборку, если участок под МКД не поставлен на кадастровый учет

Если земельный участок под домом не поставили на кадастровый учет, то земля принадлежит муниципалитету. В этом случае содержать придомовую территорию обязаны местные власти. При неисполнении или ненадлежащем исполнении этой обязанности орган местной власти должен будет возместить моральный вред и вред здоровью, а также утраченный заработок пострадавшему гражданину.

ПРИМЕР 2. Жительница Костромы упала на обледеневшем тротуаре и сломала предплечье. Суд установил, что участок, где случилась травма, находится в муниципальной собственности. Посыпка тротуара противогололедным реагентом не была включена в план работ. Виновным суд признал Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации Костромы. Местные власти выплатили истице из местного бюджета 130 тыс. руб. в качестве моральной компенсации и 2,3 тыс. руб. на лечение (решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25.10.2019 № 2-2589/2019).

Кто должен убирать снег и лед вокруг объектов коммерческой недвижимости

Важная деталь: Границы территории, прилегающей к участку, можно определить, только если этот участок был образован

Территория общего пользования, которая окружает здание, строение, сооружение или земельный участок, — это прилегающая территория. Ее границы органы МСУ определяют в муниципальных правилах благоустройства в соответствии с порядком, установленным законом региона (п. 37 ст. 1 ГрК).

Органы МСУ вправе регулировать участие собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Если вы установили в правилах благоустройства обязанность владельца магазина или офисного здания по уборке прилегающей территории, он должен ее выполнять. Заключите с ним соглашение о содержании прилегающей территории. Это послужит аргументом в вашу пользу.

ПРИМЕР 3. Мужчина поскользнулся у входа в магазин и сломал ногу. Он перенес несколько операций, затем лечился амбулаторно. Позднее пострадавший обратился в суд с иском к магазину о компенсации морального вреда.

Суд пришел к выводу, что причиной падения стала плохая уборка тротуара у входа в магазин. Территория, где произошел несчастный случай, находится в пользовании и обслуживании ответчика на основании соглашения между организацией и администрацией города. Муниципальные правила содержат требования к владельцам магазинов, торговых центров, офисов по уборке прилегающей территории. Суд первой инстанции взыскал с ответчика 180 тыс. руб. в счет возмещения морального вреда. Апелляционная инстанция увеличила размер компенсации до 500 тыс. руб. (апелляционное определение Белгородского областного суда от 20.11.2018 № 33-6254/2018).

Каким должен быть размер прилегающей территории

Органы МСУ вправе устанавливать размеры прилегающих территорий в муниципальных правилах благоустройства. Как определить этот размер, решают власти региона. Если размер, который вы установили, соответствует региональному порядку, суд встанет на вашу сторону.

На заметку: Если прилегающая к зданию территория относится к придомовой и входит в состав общего имущества собственников в МКД, суд признает виновной в ее ненадлежащем содержании управляющую организацию

ПРИМЕР 4. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих организаций сочла, что муниципалитет незаконно заставляет ее содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников. Организация попыталась оспорить эти положения правил благоустройства. Областной, а затем и Верховный суд отказали в иске. Суд указал, что благоустройство — это в том числе деятельность по содержанию расположенных в населенном пункте объектов, а также прилегающих к ним территорий. Лица, ответственные за эксплуатацию здания, строения или сооружения, обязаны принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий. Порядок устанавливают местные власти в муниципальных правилах благоустройства (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Границы прилегающих территорий установлены в правилах благоустройства в соответствии с региональным законом (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).

Как доказать, что муниципалитет обеспечил уборку автодороги местного значения

Содержание автомобильных дорог общего пользования осуществляют их собственники. За дороги, находящиеся в муниципальной собственности, ответственность несут органы местного самоуправления.

Убедить суд в том, что муниципалитет надлежащим образом исполнил обязанности по содержанию автодороги общего пользования местного значения, бывает непросто. Рассмотрим на примере причины, по которым судьи не принимают доказательства.

ПРИМЕР 5. Жительница города сломала позвоночник в результате падения на обледенелой дороге. Суд первой инстанции отказал женщине в иске к городской администрации. Но апелляционный суд истицу поддержал. Женщина представила показания свидетеля, электронную карту вызова бригады скорой медицинской помощи, документацию о прохождении лечения.

Городская администрация также привела доказательства в свою пользу. Но суд счел их недостаточными. Копия журнала производства работ не доказывает, что ответчик провел работы по содержанию уличной дорожной сети, поскольку этот журнал был составлен в одностороннем порядке. Фотографии, которые представила администрация, не могут быть достаточным доказательством. Они не содержат информации о дате съемки, привязке к местности, техническом устройстве, которое использовали при съемке. Суд постановил взыскать с администрации расходы на лечение, утраченный заработок и компенсацию морального вреда (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 16.05.2019 № 33-5669/2019).

Важная деталь: Если муниципалитет на конкурсной основе определил для содержания муниципальной автодороги подрядную организацию и заключил с ней договор, то именно она будет виновна в плохом качестве уборки

Составляйте акты приемки выполненных работ по уборке территории. Сохраняйте путевые листы, которые подтверждают факт выезда автомобилей дорожной службы для содержания дорожной сети. Используйте эти документы в суде, чтобы доказать свою невиновность. Пригодятся и фотоматериалы о состоянии дорожного покрытия в день происшествия и за день до него. Во время фотосъемки настройте аппаратуру так, чтобы она фиксировала дату и время.

Кто должен содержать внутридворовые проезды

Внутридворовые проезды не относятся к автодорогам местного значения. Их содержание — обязанность управляющих организаций. Если муниципальная административная комиссия оштрафует УК за плохую уборку проезда, суд поддержит контролеров.

ПРИМЕР 6. Административная комиссия муниципального района привлекла к ответственности УК за плохую уборку внутридворового проезда, прилегающего к придомовой территории. УК обратилась в суд. Она доказывала, что спорный внутридворовой проезд не относится к общему имуществу собственников. Содержание автодорог и внутридворовых проездов не входит в обязанности УК. Этим должен заниматься орган МСУ. Судьи с истцом не согласились. Спорный проезд служит для подъезда к земельному участку под МКД и относится к придомовой территории. Возможность сквозного движения транспорта и пешеходов по придомовым дорогам не означает, что они относятся к дорогам общего пользования. Верховный суд не нашел оснований для пересмотра решений нижестоящих судов (определение от 16.10.2019 № 309-ЭС19-17520).

Выводы и рекомендации

1. Земельный участок под МКД переходит в общую долевую собственность, если проведен его кадастровый учет. Если он не сформирован, содержать его обязан муниципалитет. Выберите подрядную организацию в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Заключите с ней договор о содержании территории. Контролируйте проведение работ. В ходе проверок фиксируйте нарушения, требуйте, чтобы подрядчик их устранил. Если нарушения повторяются, расторгните договор с подрядчиком.

2. В правилах благоустройства установите порядок содержания и уборки территории в зимний период. Закрепите обязанность владельцев магазинов и офисов по уборке земельных участков, прилегающих к их строениям. Заключите с ними соглашения о содержании прилегающей территории.

3. Контроль за содержанием территории муниципального образования осуществляют органы МСУ. Утвердите муниципальным актом порядок и график проведения проверок.

4. Чтобы снизить размер компенсации до разумного предела, требуйте проведения судебно-медицинской экспертизы, используйте в качестве доказательств записи с камер видеонаблюдения, акты о выполненных работах, фотоматериалы о состоянии дорожного покрытия в день происшествия и за день до него.

ИГОРЬ КОМАРОВ, юрист-эксперт журнала «Практика муниципального управления»

Источник

Оцените статью