- Секреты зимней привлекательности сада
- 6 мифов о профессии ландшафтного дизайнера
- Миф №1
- Ландшафтный дизайн — исключительно творческая работа
- Миф №2
- Сезонность: зимой ландшафтные дизайнеры ничего не делают
- Миф №3
- Ландшафтные дизайнеры не нужны, потому что каждый сам себе дизайнер и сделает не хуже
- Миф №4
- Недоступность услуги — дизайнеры берут много денег за проект, поэтому никто не заказывает
- Миф №5
- Узкий круг клиентов у дизайнеров
- Миф №6
- Ландшафтные дизайнеры только сажают растения и ухаживают за садом
Секреты зимней привлекательности сада
«У вас долгая, снежная зима. Надо использовать это условие непосредственно в работе. Мы часто забываем, что сад — это не только растения, но и освещение, скульптура, малая архитектурная форма. Засыпанные снегом, они могут дать новые неожиданные эффекты. Надо играть с пространством и формами». Удивительно, но этот — казалось бы, очевидный — совет мы получили со стороны, от известного английского дизайнера Джона Брукса.
Зимой в саду снег становится главным аксессуаром
А ведь он прав — при планировке сада зимние его картины, как правило, вообще не учитываются. Зимой, когда всё покрыто снегом, пространство как бы сжимается, ограничивая передвижение по саду сетью дорожек, ведущих к дому и иным строениям, а снег становится главным аксессуаром сада.
И возникает сразу много вопросов, о существовании которых раньше мы не догадывались. Не повредит ли мощению уборка снега и льда? Куда складывать снег с дорожек и площадок? Куда будут падать снег и сосульки со ската крыш? Не поломаются ли в этой зоне растения, особенно хвойные, так туго восстанавливающие форму кроны, утраченную от точного попадания глыбы снега со льдом? Не пострадают ли установленные вдоль дорожек садовые светильники при работе снегоочистителя?
Все эти вопросы не должны остаться без ответа, тогда просчетов в планировании зимней зоны (да и всего сада в целом) будет значительно меньше.
Если дорожку с обеих сторон окружают плотные насаждения, почистить снег сложно
Серьёзное внимание надо уделить мощению. В зимней зоне оно должно быть добротное, не скользкое, из плотно уложенного материала. Хороши дорожки шириной 75-100 см. Их легко очистить от снега, который складируется, как правило, рядом. Поэтому хотя бы одна сторона мощения должна быть свободна от посадок хвойных, ценных декоративных кустарников или молодых деревьев с хрупкими ветвями.
Велик сад или мал, зимой он существенно сужает свои границы, превращаясь в малый. Поэтому остро встает задача зрительного увеличения сада. Для этого можно попробовать организовать открытое пространство — например, в виде вымощенной площадки, глади застывшего водоема или газона.
Если открытому участку необходимо придать вытянутую форму, то желательно ориентировать его по направлению наибольшей протяженности, что зрительно расширит его. Площадки в форме круга или квадрата также кажутся значительно крупнее. И наоборот, посадки деревьев или кустарников на газоне ещё больше «сожмут» наш сад.
Красивые объекты обозрения должны быть организованы так, чтобы их можно было видеть из окна любимой комнаты, с террасы, балкона, от калитки, с площадки для барбекю, с поворота дорожки. И наоборот, неприглядные, оголившиеся зимой виды надо исключить из поля зрения. Например, крупные растения, которые требуют укрытия от морозов, можно разместить ближе к заднему плану.
Из окна или с террасы должен открываться вид на привлекательные объекты
Не спешите насыщать сад разнообразными «красотами». Мы способны увидеть и оценить одновременно только одну композицию. Остальные должны играть в это время роль фона. Если красивый объект уже существует, то остальные должны только дополнять его, а не «спорить» с ним, отвлекая внимание. Например, перспектива, открывающаяся из гостиной дома с дивным видом лесного массива вдалеке, вряд ли может иметь достойное дополнение в виде площадки для стоянки машин на переднем плане.
Висты в виде узких направленных перспектив особенно эффектны. Для этого можно выбрать удалённый от видовых точек уголок сада, где как в фокусе взгляд сконцентрируется на акценте. Объектом может быть крупное красивое дерево вдалеке; беседка в противоположном углу сада; садовая скульптура в конце аллеи. Для большей выразительности висты обрамляют кулисами из структурных растений, ширмами, живыми изгородями.
Живые стены из лиственных растений зимой становятся прозрачными
Надо помнить о том, что в зимнее время «стены» из лиственных растений приобретают прозрачность и графичность. Это необходимо учитывать при компоновке, и если есть необходимость, обеспечить постоянную визуальную изоляцию и тем самым зрительно расширить пространство. Здесь будет уместна живая стриженая или свободно растущая ширма из хвойных или двух-трёхрядной посадки крупных декоративных кустарников (боярышника однопестичного и колючего, сирени мелколистной, обыкновенной, барбариса обыкновенного и оттавского, бузины кистистой, бересклета европейского, спиреи ниппонской, средней, серой и так далее).
Живые изгороди из сирени, боярышника, бузины, бересклета со временем оголяются снизу, поэтому если выбор пал всё же на них, лучше учесть этот фактор, высадив сразу подбивку из низкорослых кустарников или запланировав её на будущее, зарезервировав под неё место.
Подбирать растения для живой изгороди удобно в нашем каталоге, ведь здесь собраны товары крупных популярных интернет-магазинов посадочного материала и семян. Полистав их предложения, вы непременно подберете то, что вам нужно. Выбрать растения для живой изгороди.
Источник
6 мифов о профессии ландшафтного дизайнера
Постоянно копаются в земле, сидят зимой без работы, да и вообще не очень нужны — всё можно сделать самому, посмотрев видео на ютубе.
С работой ландшафтных дизайнеров связано много заблуждений, которые есть и у клиентов, и у новичков. Многие боятся идти в профессию, думая, что рынок уже занят, перспектив нет, а заказчиков немного — мало кто готов тратить на это деньги. Постараемся развеять некоторые из этих мифов.
Миф №1
Ландшафтный дизайн — исключительно творческая работа
Кажется, что эта профессия — чистое и свободное творчество: нужно только придумать художественную концепцию сада, нарисовать эскиз и красиво рассадить цветы и деревья по участку. А дальше всё расцветёт само.
И правда, творческое мышление помогает дизайнеру создавать и реализовывать креативные проекты. Но кроме творчества важны и технические знания. Это профессия на стыке нескольких наук: нужно разбираться в архитектуре, ботанике и биологии, инженерии, композиции и других дисциплинах.
Ландшафтный дизайнер способен придумать многое, но всегда вынужден согласовывать свои творческие замыслы с реальностью. Например, как художник он может нарисовать красивую клумбу или цветник. Но как инженер обязательно спросит себя: «Будет ли здесь удобно ходить? Как провести сюда воду для полива?» Может видеть в будущем саду пальмы, но как ботаник — понимать, что почва и погодные условия совсем не подходят для этого растения.
А ещё случается (и это не редкость), что полёт фантазии дизайнера жёстко ограничен скромным бюджетом проекта.
Создание картинки — только один из этапов работы, есть много других задач. Нужно продумать всё до мелочей: где проложить коммуникации и сделать ливневые системы, как расположить элементы ландшафта в пространстве, спроектировать зоны отдыха. Дизайнер знает особенности растений: какие приживутся на территории, а какие нет, в каких сочетаниях их можно использовать, как они изменятся в будущем. Учитывает особенности почвы, климата, рельефа. И много общается с заказчиками, строителями и коллегами.
Пишет статьи о дизайне и маркетинге. Любит книги и путешествия в горы.
Миф №2
Сезонность: зимой ландшафтные дизайнеры ничего не делают
Тут тоже не всё так однозначно. Сезонность зависит от места и климата, в котором живут и работают дизайнеры и их клиенты. Есть регионы, где погода практически не меняется весной или зимой. А значит, и влияние времён года незначительно.
Играет роль и вид дизайна или объекта, для которого он проектируется. Например, в садовом дизайне некоторые растения можно высаживать ранней весной или поздней осенью. А крупномеры — деревья — даже зимой. Но если речь идёт о зимних садах, то посадить растения можно в любое время года.
Вариантов того, чем может заняться дизайнер в период межсезонья, — много. У хорошего специалиста работа есть круглый год. Когда нельзя сажать растения, проводят подготовительные этапы и принимают заказы. Часто неактивный сезон посвящают проектированию, документации, обучению или отдыху. Во многих бюро зимой дизайнеры работают над проектами, а весной и летом воплощают их на земле.
Ландшафтный дизайн — дело не одного месяца: редко когда удаётся за один сезон завершить всё от проекта до реализации.
Есть и те, кто осваивает дополнительную смежную профессию: параллельно занимается, например, дизайном интерьеров — проектирует не только участки, но и дома.
Миф №3
Ландшафтные дизайнеры не нужны, потому что каждый сам себе дизайнер и сделает не хуже
Кстати, это не совсем миф. Каждый может попробовать самостоятельно организовать пространство, справившись без дизайнера, — можно почитать советы в интернете или посмотреть ролики на ютубе.
Есть удачные примеры самостоятельно созданных садов, которые выглядят неплохо:
Но чтобы создать такой ландшафт, требуется много времени и сил. Нужно посвятить себя саду и постепенно, методом проб и ошибок, набираться знаний и опыта. По сути — стать профессионалом-самоучкой. Такие примеры скорее исключение, чем правило.
Если нет возможности изучать основы, а затем годами копить знания и набираться опыта, обращаются к специалисту. Иначе при создании сада можно упустить что-то важное. Например, не учесть время цветения растений, нарушить правила композиции и геометрии, неверно рассчитать расстояние между посадками. Тогда созданное будет меняться со временем не так, как было задумано: одно перерастёт другое, а что-то просто не будет сочетаться и уживаться друг с другом. Такой сад уже не назвать ландшафтным дизайном.
Обычно, когда нам нужны профессиональные фотоснимки, мы обращаемся к фотографу. Когда планируем делать ремонт — к строителям. Да, можно делать всё это самостоятельно и быть сам себе фотограф или строитель. Но нужно много сил, времени и знаний в этой области, чтобы получился крутой результат. А у профессионалов он получится, вероятно, сразу.
Так же и с ландшафтным дизайном: профессионал создаст продуманный гармоничный ландшафт, а не любительский сад.
Миф №4
Недоступность услуги — дизайнеры берут много денег за проект, поэтому никто не заказывает
Ещё 10–20 лет назад услуги ландшафтного дизайнера стоили дорого. Но ситуация меняется — разброс цен очень большой, зависит от потребностей клиента и возможностей объекта. И всё больше людей и компаний готовы платить за грамотный дизайн.
Допустим, у вас есть дом на участке пять соток, и вы решили обратиться за проектом в компанию. Ниже примеры цен двух агентств:
- В первом за эскизный план вы отдадите от 7 тысяч рублей. А если нужен полный проект, с эскизами и комплектом чертежей, — стоимость будет уже от 30 тысяч рублей. При заключении договора с агентством часть этой суммы компенсируют, а консультация будет бесплатной.
- Во втором агентстве эскизный проект будет стоить 30 тысяч рублей. А рабочий проект с полным комплектом чертежей, которые вы можете передать своим строителям, обойдётся в 50 тысяч рублей.
Доступно это или нет — каждый решает сам.
Миф №5
Узкий круг клиентов у дизайнеров
Говоря про «узкий круг», обычно подразумевают, что проекты для своих участков обычно заказывают только состоятельные люди, причём изредка. И больше никто к ландшафтным дизайнерам не обращается. На самом деле всё обстоит иначе, и вот почему.
Есть тренд на озеленение и благоустройство — как частных участков, так и общественных пространств. Современным людям хочется любоваться красивыми пейзажами, просто лавочки в парке недостаточно. А ландшафтный дизайн делает среду обитания уютной и психологически комфортной.
Кроме того, меняется климат и появляется всё больше проблем с экологией. Многие пытаются окружить себя зеленью, чтобы больше дышать кислородом и меньше — выхлопными газами и пылью.
В городах начали активно строить и озеленять общественные пространства, обустраивать зелёные территории и парки. И не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах. Эту тенденцию поддерживают федеральные структуры, частные компании, инвесторы и фонды. А придомовые территории новых жилых домов и общих пространств бизнес-центров часто благоустраивают сами строительные компании. Они создают места для отдыха и прогулок, строят игровые и спортивные площадки, высаживают растения по ландшафтному проекту.
Для всех этих проектов нужны специалисты. Мэрии крупных городов (обычно на конкурсной основе) и частный бизнес обращаются в ландшафтные бюро, агентства или нанимают ландшафтных дизайнеров в штат. Поэтому дизайнеры сейчас не только работают с участками отдельных заказчиков, но и делают проекты ландшафтов:
- общественных парков, скверов, аллей — любых городских зелёных зон;
- торгово-развлекательных комплексов;
- жилых комплексов, коттеджных посёлков;
- отелей, аэропортов, других общественных объектов.
И, вероятно, в скором времени появятся новые ниши — фитодизайн, озеленение крыш.
Миф №6
Ландшафтные дизайнеры только сажают растения и ухаживают за садом
Это заблуждение, по-видимому, возникает из-за того, что ландшафтных дизайнеров путают с садовниками или озеленителями. Садовник — специалист, который высаживает растения и поддерживает их форму, ухаживает за созданным садом.
Ландшафтный дизайнер тоже умеет правильно посадить дерево и знает, как за ним ухаживать. Иногда он сам что-то делает на участке — например, обустраивает клумбу или альпийскую горку. Но это лишь небольшая часть работы. Основная задача дизайнера — разработать проект, выбрать и разместить растения по строгому плану, чтобы получился удобный, гармоничный и красивый ландшафт.
Если вас не пугает микс творчества и технических знаний, если вы любите растения, хотите лучше разбираться в них и научиться проектировать участки — попробуйте профессию ландшафтного дизайнера.
обложка: Гуридова Анна для Skillbox Media
Источник