- Грабарь Февральская лазурь
- Зачем импрессионист Игорь Грабарь копал траншею в лесу: Секрет картины «Февральская лазурь»
- Зимние пейзажи Игоря Грабаря — состояние души
- История одной картины — «Февральская лазурь»
- Перелистывая страницы биографии русского импрессиониста
- Что такое лазурь для дерева: где и как она применяется?
- Зачем нужна лазурь
- Виды лазури для дерева
- Лазурь для внутренней отделки
- Лазурь для наружных работ
- Что лучше: лазурь или масло для дерева
- Подготовка поверхности для пропитки
- Особенности нанесения масляной пропитки
- Нанесение лазури на основе растворителей
- Цветовое разнообразие лазури
Грабарь Февральская лазурь
Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь» 1904г.Третьяковская галерея.
На переднем плане картины изображена березка, покрытая тончайшим слоем кружевного инея, переливающегося и искрящегося даже под неяркими лучами солнца. Чуть подальше видны березы помоложе и совсем еще «подростки» с тоненькими стволами. Кажется, что раскинув ветви, они медленно кружатся в плавном хороводе, словно молодые девушки, празднуя Масленицу и встречая приход весны.
Только лес на заднем плане разделяет небо и землю. Если немного постоять у этой картины, вдруг покажется, что вы ясно слышите русскую народную песню о березе. Ведь береза — символ России, ее краса, поэтому народ насочинял о ней много песен и веселых и грустных.
Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.
Картина Февральская лазурь нравилась и Игорю Эммануиловичу. Он часто говорил о том, как внезапно пришло удивительное вдохновение, для ее создания. Такой пейзаж Грабарь увидел в Подмосковье морозным солнечным утром, выйдя на прогулку. Его поразил цвет лазури, который, кажется, окутывал все вокруг, и только березки вытянувши свои ветви, словно в танце, разбавляли эти невероятные краски жемчуга, коралла, сапфира и бирюзы. Все вместе это было похоже на сказочный островок в сиянии драгоценных камней.
Художник был изумлен фантастической красотой березовых ветвей в этом перезвоне всех оттенков радуги, на фоне голубого неба. На фоне бирюзы неба, прошлогодняя листва, которая уцелела на самой верхушке березы, кажется золотистой. Словно исполняя пожелание живописца, солнечные дни стояли почти две недели, позволяя Грабарю запечатлеть это чудо. Казалось, природа позировала талантливому художнику.
Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал «Февральскую лазурь» «с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая. утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления»
И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез — «плакучую» ее разновидность. И действительно, в «Февральской лазури» береза — единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало И. Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества
Источник
Зачем импрессионист Игорь Грабарь копал траншею в лесу: Секрет картины «Февральская лазурь»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Зимние пейзажи Игоря Грабаря — состояние души
Именно иней настолько впечатлял мастера, что пробуждал в нем неудержимое желание писать зиму, невзирая даже на то, что в сильные морозы масляные краски буквально примерзали к кисти и холсту. Этот факт совершенно не мешал мастеру писать свои произведения непосредственно с натуры. За это Грабаря, прославившегося своей уникальнейшей живописной техникой письма, заслужено называли «последним из пленэристов России».
Искренне восторгаясь завораживающим явлением природы — инеем, живописец изображал его «на все лады»: искрящимся, в лучах раннего солнца, розовым — на закате солнечного дня, синим — хмурыми вечерами. Эта тематика особенно сильно проявилась в его творчестве в первое десятилетие 20 века. Так, за несколько лет Игорь Эммануилович создал более сотни работ, посвященных зимнему убранству уснувших деревьев. Они и составили цикл его этюдов — «День инея».
И, что любопытно, когда по приходу весны, снег таял, и деревья теряли свой зимний наряд, художник практически прекращал работу над пейзажами и переходил к портретному жанру и натюрмортам. Разумеется, что в наследии живописца есть немало работ, где изображены и другие времена года, однако он сам честно признавался, что ни весенний, ни летний, даже осенний пейзажи, не вызывали в его воображении такого живописного задора и вдохновения, как зимний.
История одной картины — «Февральская лазурь»
Под таким необыкновенным впечатлением более века тому назад была создана удивительная работа мастера – «Февральская лазурь», а именно, когда художник был в гостях у хороших знакомых в Подмосковье.
Идею создания «Февральской лазури» подсказала живописцу сама матушка-природа во время утренней его прогулки по лесу. Проходя мимо берез, растущих у обочины, мастер, благодаря случайному стечению обстоятельств, пришел в неописуемый восторг, его очень глубоко тронуло то, что неожиданно открылось его взору.
«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Это удивительное зрелище так потрясло живописца, что он мгновенно загорелся желанием запечатлеть «хоть десятую долю этой красоты».
Воодушевленный художник тут же побежал за своими художественными принадлежностями, а вернувшись, в один сеанс набросал небольшой этюд будущего произведения. На следующий день Игорь Эммануилович вновь вернулся к тем же березам, только уже с холстом на большом подрамнике. Перед началом работы художник выкопал траншею в снегу, в которой он и расположил свой мольберт, дабы как можно ниже оказаться по отношению к березам и захватить как можно больше небесного пространства.
Более двух недель ходил мастер к своим березам, пытаясь как можно точнее перенести на холст их очарование в зимнем убранстве и конечно же удивительное лазурное небо.
Грабарь добился максимально лазурной насыщенности путем нанесения мазков плотным слоем, используя лишь чистый цвет. А низкая точка зрения относительно линии горизонта открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета и решить композиционные задачи. Он превосходно запечатлел переход небесного цвета – от светло-зеленого оттенка снизу до темного ультрамарина вверху.
Используя свою уникальную технику в импрессионистической манере, он не только мастерски показал и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и неровности снега, но и передал лучезарное настроение природы в ожидании весеннего пробуждения. Сам художник называл «Февральскую лазурь» самым значительным своим произведением. И эту потрясающую историю ее создания, спустя время, рассказал он сам.
Перелистывая страницы биографии русского импрессиониста
Игорь Грабарь родился в 1871 году в Австро-Венгрии (Венгрия), в Будапеште. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья из-за русофильских взглядов отца, юриста и депутата венгерского парламента, была вынуждена эмигрировать в Россию. Поселившись в городе Егорьевске Рязанской губернии, отец Эммануил Грабарь стал учителем в местной гимназии, а маленький Игорь, уже в начальной школе, всерьез заинтересовался живописью.
В 11-лет он был отправлен на учебу в Московский Императорский лицей. И там жизнь бедного венгерского подростка оказалась совсем несладкой. Его окружали сверстники из состоятельных семей, не упускавшие случая жестоко подшутить над бедностью мальчика. Но того абсолютно ничего не смущало: он ушел с головой в рисование, изображая буквально все, что видел вокруг — педагогов и работников лицея, знакомых и одноклассников. А выходные дни талантливый парнишка напролет проводил в Третьяковской галерее и на московских выставках.
В 1889 году поступил сразу на два факультета Петербургского университета — юридический и историко-филологический. И, что удивительно, одаренный 18-летний юноша одновременно успевал составлять биографии художников-классиков, писать юмористические рассказы для популярного журнала «Нива», рисовать иллюстрации и выступать в качестве художественного критика с обзорами выставок.
Однако, успешно окончив университет, Грабарь не остановился на достигнутом, и решил посвятить себя целиком живописи. В 1894 году поступив в Академию художеств, он попал в ученики самого Ильи Репина. Во время учебы посетил Европу, где всерьез и увлекся импрессионизмом. Художника всегда огорчало быстрое изменение в природной среде и в освещении, поэтому именно в этом художественном направлении он нашел то, что позволило ему быстро запечатлевать происходящее. Позже, работая над своими картинами, он писал с большим азартом, буквально «швыряя краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая» .
Освоив лучшие достижения импрессионистов мировой живописи, Грабарь нашел свой художественный стиль в искусстве — неповторимый и своеобразный. Природный ландшафт России приобрел в его пейзажах совершенно новый облик, заискрился радужными красками, наполнился ощущением огромного пространства и воздуха.
Вел художник и научную деятельность в сфере истории русской живописи. так, с 1908 года и до начала Первой мировой войны он успел издать восемь томов своего монументального труда под названием «История русского искусства» (при запланированных 12-ти). Но война нарушила планы Игоря Эммануиловича. Было уничтожено огромное количество собранного материала, и разумеется, у автора опустились руки.
С 1913 года Игорь Грабарь возглавлял Третьяковскую галерею. Как позже признавался, он согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». Здесь он проявил весь свой талант организатора, свои архитектурные способности, проведя масштабную перепланировку экспозиции музея.
До его прихода стены в залах галереи были от пола до потолка завешены картинами, без какой-либо логики — «крошечные этюдики ютились рядом с огромными холстами», вызывая у посетителей зрительный диссонанс. В основу новой экспозиции Грабарь положил новаторские для того времени монографический и исторический принципы. Благодаря этому частная коллекция превратилась в музей европейского типа. В те годы Игорь Эммануилович много путешествовал не только по России, но и по миру, его приглашали музеи в качестве известного эксперта-искусствоведа.
После революции по его инициативе в Москве открыли Центральные реставрационные мастерские. Грабарь стремился сделать реставрацию наукой: он привлекал к работам ученых — химиков, физиков и микробиологов. Именно благодаря такому подходу результаты были ошеломительными. Это позволило спасти немало из художественного наследия русских живописцев.
В более поздние годы художник заведовал музеем-усадьбой «Абрамцево», руководил Институтом имени В.И. Сурикова, занимался общественной деятельностью, не переставая при этом творить свою живопись.
Игорь Грабарь (1871-1960) служил искусству как живописец и художник, как историк искусства и как его критик, как архитектор и реставратор. Творческий его путь, как живописца, составил более 60 лет. К слову сказать, почетное звание Заслуженного деятеля искусств, установленное в нашей стране в 1928 году, первым было получено именно Игорем Эммануиловичем. Согласитесь, не каждый из художников мог похвалиться таким долголетием в творчестве и послужным списком.
Художником на юбилейной выставке в 1951 году были продемонстрированы и произведения конца позапрошлого века, и те, на которые были положены последние мазки перед самой экспозицией. Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках.
Разумеется, была у художника личная жизнь, причем не менее интересная, нежели его творчество. Об этом читайте: Не только сестры, но и жены: Какую тайну скрывает полотно «Васильки» Игоря Грабаря.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Что такое лазурь для дерева: где и как она применяется?
Древесина – популярный строительный и отделочный материал, натуральный и экологически чистый, приятный на ощупь и положительно реагирующий на нанесение разных покрытий. Но у дерева есть одна особенность – оно отличается пористостью, поэтому со временем из-за попадания влаги может гнить, портиться, покрываться налетом грибка и плесени.
Лазурь для дерева – новое средство, обладающее пропитывающей способностью и защищающее материал от внешних воздействий.
Зачем нужна лазурь
Под лазурью понимают лессирующий состав, который укрепляет поверхность, не меняя первоначальную структуру материала. Она предназначена для продления срока эксплуатации изделий из древесины и объектов, возведенных из пиломатериала. Кроме того, она нужна для улучшения внешнего вида древесины.
Лессирующие составы обладают антисептическим действием, укрепляют древесину и улучшают внешний вид
Лазурь обладает антисептическим действием, поэтому предотвращает появление грибка, заселение жуков-древоточцев, формирование неприятной синевы. Особенно хорошо себя зарекомендовал состав в отношении древесины мягких пород, которые в естественном виде служат недолго и требуют обязательного нанесения защитного покрытия. Пропитка внедряется в глубокие слои материала, упрочняет волокна, делает их менее подверженными старению, растрескиванию.
Использование лессирующих составов предотвращает порчу строительных объектов от ультрафиолета, осадков. Некоторые виды лазури называют «беспленочными пропитками», ведь после обработки паропроницаемость древесины сохраняется на прежнем уровне, зато лишняя влага испаряется, а микроклимат в помещении улучшается.
Таким образом, применение лазури в обработке бруса, бревен, досок позволяет защитить их от негативных повреждающих факторов, при этом любой материал становится крепче, привлекательнее, долговечнее.
Виды лазури для дерева
В зависимости от основы, лазурь для древесины бывает водной, масляной и на растворителях. Характеристики пропиток разных видов таковы:
- Водные. В качестве растворителя в них выступает вода. Также состав включает светостойкие пигменты, биоцидные вещества, акрил в форме дисперсии. Лазури прекрасно проникают в древесину (проникающая способность самая высокая среди всех средств). Они обеспечивают длительную защиту от негативного воздействия, безопасны для здоровья человека, подходят для работы в любых помещениях, даже в детских, банях, саунах. От долгого хранения на дно лазури может выпадать осадок, но для восстановления свойств достаточно просто взболтать флакон.
- На растворителях. Такие составы наиболее стойки к переменам погоды, осадкам, придают высокую степень защиты от УФ-излучения. Из-за присутствия органических растворителей или алкидного лака до момента полного высыхания лазури испаряют токсические вещества, поэтому обычно применяются для наружных работ. В состав пропиток этой группы входят особые стойкие пигменты, красиво подчеркивающие структуру дерева.
- Масляные. Представляют собой многокомпонентные составы на основе касторового, льняного, подсолнечного, апельсинового масла, канифольного эфира, растительных спиртов. Такие лазури предотвращают появление грибка, не допускают пожелтения и посинения дерева, выгодно подчеркивают структуру волокон. Многие масляные средства не имеют цвета, другие же содержат различные пигменты для придания более насыщенного тона деревянным изделиям.
По консистенции и степени текучести все лессирующие составы делятся на такие группы:
- Тонкослойные (жидкотекучие). Быстро и глубоко внедряются между волокнами древесины благородя жидкой текстуре. Из-за сильной впитываемости на поверхности пиломатериалов не формируется характерной пленки. Такие лазури идеально подходят для нестойких к деформациям элементов (вагонка, штакетник), а также для изделий со сложными формами.
- Среднеслойные (промежуточные). Имеют более высокую густоту, застывают на поверхности в виде тонкой пленки, так как хуже проникают в пористую структуру основного материала. Тем не менее, данные пропитки лучше защищают дерево от негативного воздействия внешней среды. Они хорошо подходят для конструкций, которые в процессе эксплуатации подвергаются незначительной деформации (различные каркасы, балки).
- Толстослойные (густотекучие). После высыхания формируют прочную пленку на поверхности дерева. Применяются только на изделиях, которые не подвергаются деформации (дверные блоки, элементы внутренней отделки – блок хаус, имитация бруса), а также отлично подходят для защиты фасадов и конструкций снаружи помещений.
Лазурь для внутренней отделки
Лессирующие составы для работ внутри зданий, сооружений могут применяться на новой и старой древесине, предварительно очищенной от лакокрасочных покрытий. Чаще всего они наносятся на:
- оконные рамы,
- дверные косяки,
- пол,
- потолочные балки,
- перила, ступени лестницы,
- стеновые панели,
- мебель,
- декор.
Такие лазури подходят не только для натуральной древесины, но и для МДФ, фанеры, ДСП, шпона. Чаще всего они производятся на водной основе и содержат воски и смолы, придающие древесине лаковый вид. Пропитки для внутренних работ помогают скрыть небольшие дефекты основания, сохранить натуральный облик дерева и подчеркнуть его красоту. В составы нередко добавляются цветные пигменты, обеспечивающие материалу еще большую декоративность. Некоторые лазури имеют особое предназначение – благодаря экологической чистоте ими покрывают детскую мебель, игрушки и даже посуду.
Лазурь для наружных работ
Такие пропитки создаются на основе алкидных смол и растворителей, содержат масла и натуральные воски. Готовое покрытие будет прочным, защитит поверхность древесины от действия ультрафиолета, осадков, температурных перепадов. Самые качественные лазури гарантируют сохранение защиты до 10-25 лет. Большинство лазурей для наружных работ содержат пигменты, поскольку применяются для обработки заборов, фасадов зданий и выполняют функцию финишного (декоративного) слоя.
Что лучше: лазурь или масло для дерева
Для защиты и декорирования древесину одинаково часто покрывают как лазурями, так и маслами. Эффективность применения высока для обоих видов средств, но результат будет разным. Основной особенностью лазури является создание красивой глянцевой пленки. Масло же, напротив, после впитывания придает поверхности более матовый вид, поэтому приобретать его для обработки древесины следует при желании обеспечить именно такой эффект.
Полуглянцевый блеск дереву даст лазурь на масляной основе, глянцевое сияние – пропитка на растворителях. Такие составы обладают высокой степенью декоративности, придают даже старой конструкции привлекательный вид. Кроме того, глянцевые лазури всегда создают прочную защитную пленку, поэтому отлично справляются не только с эстетической, но и с практической функцией. Более целесообразно применять лазури и для изделий с неровностями, дефектами – они скрывают такие недостатки, маскируют их за сиянием и гладкостью.
Подготовка поверхности для пропитки
Для красивого и качественного нанесения пропитки основание надо хорошо подготовить. Только в этом случае нанесенное покрытие действительно прослужит много лет. Способ обработки дерева зависит от его возраста, состояния, прочности и типа конструкции:
- крепкую древесину со старым лакокрасочным покрытием можно обработать при помощи пескоструйной установки либо очистить скребком, металлической щеткой,
- новое дерево или материал с загрязнениями рекомендуется промыть водой под давлением,
- резные изделия, узорные ставни, перила, заборы стоит почистить шлифовальной машинкой со специальной насадкой,
- материалы со сколами, трещинами надо зашпаклевать подходящей мастикой,
- древесину со старой лазурью необходимо обработать специальным составом для травления, чтобы удалить покрытие,
- пятна от ручек, фломастеров, иные трудновыводимые следы можно убрать аэрозольными бесхлорными растворителями, аммиаком, метиловым спиртом либо путем шлифования.
После любого вида предварительной обработки основание надо хорошо отполировать машинкой или наждачной бумагой, чтобы избавиться от заусениц, неровностей. После дерево протирают спиртом, скипидаром, дают ему полностью высохнуть.
Особенности нанесения масляной пропитки
Работать с подобными материалами несложно, главное – точно выполнять инструкцию производителя. После окончания подготовительного этапа хорошо просушивают дерево. Это особенно важно, если материал еще сырой, новый. Участки, где выделяется смола, обрабатывают уайт-спиритом при помощи кусочка ткани.
Лазурь подготавливают к работе, хорошо перемешивая ее в банке (масса должна быть абсолютно однородной по консистенции). Затем наносят пропитку кистью, валиком, на больших площадях применяют пульверизатор. Выполняют 1 или 2-3 слоя с промежутком времени, которого хватит для высыхания предыдущего слоя. Для разбавления масляной лазури нельзя использовать органические растворители, они разводятся только маслом или спиртом.
Нанесение лазури на основе растворителей
Порядок подготовки поверхности будет аналогичным тому, что описан выше. Обязательно проводят шлифование древесины – это поможет не только выровнять материал, но и открыть его поры. Нельзя наносить лазурь на ранее окрашенные и пропитанные иными лессировочными составами изделия – сначала покрытие снимают механическим или химическим путем.
Лазури на основе растворителей практически никогда не требуют разведения, обычно они имеют оптимальную консистенцию. Излишнее добавление разбавителя может испортить состав! Работы проводят при температуре выше +5 градусов при отсутствии яркого солнца, поэтому лучше всего заниматься окрашиванием древесины летом или осенью в ранние часы. Лазурь наносят валиком, кистью, неравномерно окрашенные участки протирают уайт-спиритом, после обрабатывают заново.
Цветовое разнообразие лазури
В продаже есть разнообразные пропитки, которые могут усиливать естественный цвет дерева или менять его, например, делать более благородными недорогие сорта древесины. Оттенок покрытия способен изменяться в зависимости от тона самого изделия, его плотности, срока эксплуатации. Чтобы не ошибиться с выбором, рекомендуется вначале произвести тестирование пропитки на небольшом, малозаметном участке, и только потом приступать к основному этапу работ.
Самыми популярными и модными считаются светлые тона лазури – осветленные, выбеленные оттенки под дерево. Можно вовсе нанести на основу прозрачную лазурь, но не всегда это дает желаемый результат. Лучше купить пропитку с добавлением специальных пигментов либо приобрести отбеливающие лазури – средства, которые осветляют слишком темную древесину. Обычно самые светлые лессировочные средства являются менее стойкими к действию ультрафиолета, поэтому поверх них приходится наносить дополнительные защитные составы.
Лазурь для дерева. Стандартные цвета
Производители выпускают лессирующие составы разнообразных тонов. Например, у пропиток марки «Белинка» цвета включают орех, дуб, сосну, тик, лиственницу и множество иных оттенков «под дерево». Некоторые лазури имеют серый или бежевый оттенок и применяются по старой древесине для ее визуального обновления. Изменить тон можно самостоятельно, введя в состав золотой, серебряный или цветной пигмент. Разнообразие цветов, интересный визуальный эффект, практичность и легкость в работе делает лазурь невероятно востребованной среди профессионалов и в домашнем использовании.
Источник