Лед это физическое тело или вещество физика 7 класс

Лед это физическое тело или вещество физика 7 класс

Как вы уже знаете, физика — это наука о природе. Возникает вопрос — какими способами можно познать природу?

Например, как можно изучить такое физическое явление как движение Луны по небу? Первое что приходит в голову — это наблюдение.

Наблюдение — познание тел и явлений природы в естественных для них условиях обитания посредством органов чувств.

Но, часто, такого способа познания природы недостаточно. Например, перед вами стоит задача исследовать при какой температуре отвердеет вновь синтезированное вещество. Очевидно, что ждать пока будет изменяться температура окружающей среды не имеет смысла, к тому же температура отвердевания может быть значительно ниже, чем в природных условиях. Тогда на помощь приходит другой способ познания- эксперимент (или опыт).

Эксперимент — это изучение тел и явлений в специально созданных условиях.

Особенностями эксперимента является то, что:

  • исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждёт, когда оно произойдет;
  • может изменять условия протекания изучаемого процесса;
  • в эксперименте можно попеременно исключать отдельные условия с целью установить закономерные связи;
  • эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

В физике, как и в других науках используют специальные термины.

Все тела, которые нас окружают называют физическими телами или просто тела.

Например, карандаш, Земля, человек — все это физические тела.

То из чего состоит физическое тело называют вещество.

Например, физическое тело ложка, а вещество, из которого она может быть изготовлена — железо.

Ещё один пример- кусок льда. Физическое тело будет лёд, а вещество- вода.

Источник

Физическое тело — понятие, особенности строения и свойства

Виды тел в физике

В зависимости от того, из чего состоят физические тела, различают несколько их видов. Так, они бывают:

В первом случае в их составе — твёрдые вещества, и они имеют определённую форму. Можно привести такие примеры физических тел: песчинка, валун, автомобиль, стол. В окружающем человека мире их множество — как природные, так и рукотворные. Последние называются предметами.

Второй вид — жидкие объекты, например, вода в стакане. Их характерная черта состоит в том, что они не имеют собственной формы и принимают очертания предмета, внутри которого находятся. Так, жидкость в стакане будет иметь одну форму, в аквариуме или бензобаке — другую.

Третий вид — газообразные. Для них характерно то, что при отсутствии ограничений они свободно распространяются в окружающей среде. Их очертания (форма), как и во втором случае, определяются границами внешнего твёрдого объекта (ёмкости). В отличие от жидких, в соответствии со свойствами газов, они заполняют весь доступный объём.

Принципиальная разница в свойствах

Твёрдые, жидкие и газообразные тела обладают значительными отличиями. С точки зрения физики, они вызваны разным строением веществ, из которых эти объекты состоят, и разной степенью притяжения их молекул. Так, твёрдые вещества бывают:

  • Кристаллическими — расположение молекул или атомов (ионов) в них строго упорядочено.
  • Аморфными — не имеют определённого порядка расположения.
  • Высокомолекулярными, в которых положение атомов в молекулах определено, но сами молекулы располагаются в веществе хаотично.

Частицы в твёрдом веществе и, соответственно, твёрдом физическом объекте, сильно притягиваются друг к другу и находятся в постоянном движении. В жидкости притяжение слабее, но все же его достаточно для того, чтобы такие вещества сохраняли свою структуру, но не хватает для удержания формы жидких веществ, поэтому под действием силы тяжести жидкости принимают форму сосуда.

Связь между структурными частицами в газах ещё более слабая. Молекулы (атомы) в них расположены на расстоянии, значительно превышающем собственный размер частиц. Поэтому газы можно сильно сжать, но формы они не имеют, заполняя весь предоставленный объём.

Свойства веществ определяют характеристики состоящих или изготовленных из них объектов.

Текучесть как свойство

Несмотря на значительные отличия, у твёрдых и жидких тел есть и сходные свойства. Существуют так называемые мягкие объекты, занимающие промежуточное положение и обладающие свойствами и одних, и других. Например, характерную для жидкостей текучесть могут показывать и твёрдые объекты или вещества, такие как сапожный вар, лёд, даже некоторые металлы. Последние демонстрируют свойства жидкостей при воздействии высокого давления.

Так, если соединить два металлических куска в необходимой последовательности, можно под высоким давлением получить прочное соединение — они как бы спаяются в единое целое. Интересно, что нагревать их до температуры плавления для этого не потребуется. Таким методом на основе диффузии (взаимного проникновения частиц) получают некоторые металлические сплавы.

Простые и составные

Применяется ещё одна классификация, в зависимости от того, имеются ли в телах составные части. Так, составным называют такое из них, которое имеет неоднородное строение и представляет собой комбинацию (соединение) нескольких простых, считающихся однородными. Такая классификация была принята для проведения упрощённых расчётов при работе с физическими телами, в которых не учитываются изменения внутреннего состояния реальных объектов, а также разрушения вследствие приложенной извне силы.

Например, человека, при изучении его путём теоретических исследований в качестве физического объекта, корректно рассматривать, как совокупность простых форм — цилиндров, шаров (если пренебречь тем, что любое человеческое тело имеет полости).

Тела и вещества

Из определения физического тела следует, что обозначаться этим термином могут абсолютно все предметы вокруг, созданные как человеком, так и природой. Кристаллики соли, предметы мебели и оргтехники, воздух в воздушном шаре, вода в стакане — все они имеют признаки физических тел: определённый объём и массу, размеры и т. д.

Все физические объекты состоят из различных веществ. Чтобы разобраться, что в физике понимают под термином «физическое тело», необходимо различать эти понятия. Слово «вещество» — название качественного проявления материи. В физике его рассматривают как форму материи, не имеющую заряда и обладающую массой покоя. С точки зрения химии, вещество — вид материи, состоящий из молекул, ионов или атомов, обладающий определёнными химическими свойствами, а значит, и вступающий в те или иные химические реакции. Изучать вещества в рамках соответствующих задач могут как физика, так и химия.

Вещество образует физический объект, занимая определённое свободное пространство. Так, золото — это вещество, а золотое кольцо — тело. Другой пример: вода является веществом, а её капля или вода в ёмкости — тело.

Принятые в науке приближения

В современной физике в определённых случаях рассматривают некие абстрактные тела с идеальными характеристиками. Это прежде всего касается механики. В этом разделе рассматривается движение идеальных физических точек, которые не имеют массы и прочих физических свойств. Для поставленных задач эти величины не имеют значения, ими можно пренебречь.

При расчётах также нередко используется абстрактное понятие абсолютно твёрдого тела. Отличаться от обычных оно будет отсутствием смещения центра массы и неподверженностью любым деформациям.

Абсолютно чёрное тело — ещё одна абстракция, используемая в термодинамике. Под ней понимают объект, который способен поглотить абсолютно любое электромагнитное излучение, достигшее его поверхности. Стоит отметить, что оно само может испускать излучение, если таковы условия задачи, и визуально может быть не только чёрным. То, каким будет спектр его излучения, связано только с температурой абсолютно чёрного объекта.

Ещё одно приближение: любой рассматриваемый в физической задаче предмет по умолчанию считается шарообразным, если его форма не имеет значения.

Природные явления и тела

Возникновение физической науки связано именно с необходимостью исследования поведения физических объектов и их взаимодействия между собой, а также с природными явлениями. Так, создание рукотворных предметов особой конструкции способно задержать движение природной стихии во время шторма, защитить от ураганов. Катастрофические последствия землетрясений для людей преодолеваются путём проектирования и возведения строений особой формы, обладающих определёнными свойствами.

Другой пример: создание автомобиля особой конструкции, позволяющей уменьшить его повреждения при контакте с другими твёрдыми объектами во время автокатастрофы. Всё это стало возможным, благодаря изучению закономерностей взаимодействия физических объектов (тел) между собой, с природными и другими явлениями.

Пройти этот сложный путь физика смогла за много столетий и самые значительные открытия, несомненно, ещё впереди.

Источник

Презентация и конспект урока по теме «Тела и вещества»(7 класс)

Выбранный для просмотра документ 7кл. урок3.docx

Урок 3 «Для чего нужны человеку знания? Тела и вещества».

Демонстрации:
1) Примеры физических явлений:

колебания тела на пружине;

получение изображения пламени свечи на экране с помощью линзы;

притяжение магнитом скрепок.

2) Демонстрация наборов тел, имеющих:
а) одинаковую форму, но разный объем (мячи, слоники, ложки или другие игрушки);
б) одинаковый объем, но различную форму (кусок пластилина и вылепленная из него игрушка)

1. Введение физических понятий: тело, вещество.
2. Формирование правильных представлений о природных явлениях.
3. Развитие мышления.

План урока:
1. Оргмомент.

2. Проверка знаний.

Итак, давайте проверим, как дома вы справились с д/з.

Что такое «физика»

Что такое «явление»

Как мы получаем знания о явлениях природы

Какие группы физ.явлений вы знаете? Примеры

В чем заключается главная задача физики?

Чем отличаются наблюдения от опытов

По слайду1: вспомните физ.явления

Опрос по вопросам § 1,2

3. Новый материал.

Давайте представим себе, что мы собираемся в поход в горы. И решили мы с вами сделать салат. И вот незадача – яйца взяли только сырые. Развели костер и решили их сварить. Через пять минут достанем яйца из кипящей воды и обнаружим, что они остались сырые.

Вы затрудняетесь ответить на этот вопрос. А почему? Ваших знаний еще недостаточно для того, чтобы ответить.

Итак, скажите мне пожалуйста, нужны ли человеку знания? Для чего?

Вы обращали внимание, сковороды в основном делают темных цветов, а холодильники – светлых, батареи крепят внизу стены, а кондиционеры наверху. Все это не просто, что кому так захотелось, а именно с точки зрения знаний о физических процессах, происходящих вокруг нас. Без них мы с вами не сможем объяснить многие явления, происходящие вокруг.

Ответим на вопросы §3.

Любая наука использует специальные слова – научные термины. И вам необходимо понять и усвоить основные физические термины.

Приведите примеры специальных слов, которыми вы пользуетесь на уроках математики, истории, географии. В физике также используют специальные слова – физ. термины. Например :

«электричество», «теплопередача», «энергия», «рычаг», « электродвигатель», « КПД» и др.

Вокруг нас находятся различные предметы. Назовите примеры объектов. Слайд3

Вот мои примеры: столы, стулья, книги, карандаши. Слайд4

В физике всякий предмет называют физическим телом. На экране вы видите примеры физических тел. слайд5

Все тела обладают разными свойствами. Наиболее часто рассматривают форму и объем тел.

Демонстрация тел равного объема и разной формы (и наоборот)

Слайд6: назовите физическим термином предметы, представленные на рисунках.

Если мы рассмотрим все тела, то они все разные. Назовите свойства стакана, стоящего на столе. Он из стекла. Например, линейка из дерева или пластмассы… приведите свои примеры..

Все то, из чего состоят тела, называют веществом.

Посмотрите на пример. слайд7

Однако кроме того, что мы можем непосредственно наблюдать нашими органами чувств, в природе есть объекты, которые мы не можем видеть. Кто знает, каким образом мы слушаем радио? Благодаря чему можем смотреть телевизор? Это поле — особый вид материи, существующий независимо от нашего сознания.

Все объекты и физические тела являются материей. Слайд8

Весь мир – материя, мой друг,

Не та, что для штанов иль платья,

А всё, что только есть вокруг

Материально. Должен знать я.

Но мир материи, так жаль,

Иллюзий нас лишает скоро.

Есть вещество и есть поля.

Поля, конечно, не с картошкой:

Магнитное несет Земля

И гравитации немножко.

А из веществ – и ты, и я,

Автомобиль, и дом, и кошка.

Все, что нас окружает материально.. Материя есть объективная реальность данная нам в ощущении.

Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела.

Итак. С самого начала нашего знакомства с физикой мы встречаемся с новыми для нас терминами: физическое тело – это любой предмет, вещество – то, из чего состоят различные физические тела, материя – всё, что есть во Вселенной, реальность – то, что существует в окружающем нас мире.

Физические явления могут происходить с любыми телами, как живой природы, так и неживой.

Это значит, что законы, открытые физикой, могут использоваться и другими науками о природе:

биологией, географией, астрономией, химией…

Законы физики универсальны

Работа со слайдами 9-13

5. Д/з: §3,4. 1) Описать какое-нибудь физ.явление. 2) привести пример тел из одного вещества

Источник

Читайте также:  Как тепло одеваться зимой девушке
Оцените статью