Конспект НОД для детей старшей группы «Знакомство со льдом и его свойствами»
Осипова Оксана
Конспект НОД для детей старшей группы «Знакомство со льдом и его свойствами»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, художественная, чтение художественной литературы, продуктивная.
Цель: Познакомить детей со свойствами льда.
— формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода;
— развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
— развивать умение классифицировать предметы и явления по определенному признаку;
— обогащать словарь детейсловами разных частей речи: прозрачный,хрупкий, блестящий, полынья, прорубь и др. ;
— воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Оборудование:кусочки льда: прозрачные тонкие и толстые по 3 шт. на каждого ребенка; цветные кусочки льда (по цветам спектра – 8 шт.); поднос; иллюстрация с изображением реки, покрытой льдом; стаканы двух цветов на каждого ребёнка, салфетки.
Предварительная работа: замораживание кусочков льда, чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева».
Ход НОД.
1. Введение в игровую ситуацию.
Чтение отрывка из сказки «Снежная Королева». Ребята, о ком говорится в этой сказке?Снежная Королева приготовила специально для вас необычные мешочки, подойдите к столам и рассмотрите, что в них лежит. Что это? (Это кусочки льда). Она ничего не знает о свойствах льда и просит у нас помощи. (Слайд №1) На экране Снежная королева с обращением к ребятам.
II. Основная часть
1. Рассматривание кусочков льда.
Воспитатель: потрогайте кусочки льда руками, какие они?
— На ощупь лёд тёплый или холодный? (Холодный).
— Прозрачный или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? (лед прозрачный, через тонкий кусок льда можно смотреть).
— Какая льдинка на солнце, в свете лампы? (Блестит, сверкает, переливается).
— Хрупкий или нет? Можно ли сломать льдинку? (Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет).
— Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки? (Он начинает таять, превращается в воду).
— Из чего же получается лед? (Из воды).
Вывод:лед – это замерзшая вода. А что еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть? (Снег, иней, пар).
2. Игра «Цветик-семицветик».
Воспитатель: Снежная Королева подарила нам еще один необычный подарок. Она приготовила его сама (кусочки цветного льда). Как вы думаете, как она его сделала? (высказывания детей).
Воспитатель: это кусочки цветного льда. Его можно сделать, добавив гуашь в воду и заморозить её.
— Какого цвета лёд получился у Снежной Королевы? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
— Какой рисунок можно составить из этих кусочков льда? (рассуждения детей)
— Давайте вместе сложим цветик-семицветик на подносе.
Дети выкладывают цветок из семи лепестков (кусочков льда).
— Смотрите, какой красивый у нас получился цветок. Как вы думаете, он понравится Снежной Королеве? А теперь давайте пройдем на ковёр, сядем и немного поиграем.
3. Игра «Вода – не вода»
Воспитатель: я называю слово, если оно обозначает то, что содержит воду, вы хлопаете в ладоши. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы качаете головой в стороны. (Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол, снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро).
— Молодцы! Все старались быть внимательными и справились на отлично.
4. Игра «Что хорошо, что плохо». (Слайд №2)
Воспитатель: скажите, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед?
— Что можно делать на катке, залитом льдом? (На льду можно кататься на коньках).
— Когда можно перейти через речку пешком? Почему? (Зимой можно перейти по льду реку).
— Как можно остудить напиток? (Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда).
— Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль? (Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль).
— Что плохого, когда вода замерзает в лёд? (Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает на ветках, проводах и они ломаются и т. д.)
5. Опыт «Как тает лед?»
Воспитатель: ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд? (Зимой).
— А если мне лёд нужен летом? (Заморозить воду в морозильнике).
— Как изо льда получить воду? (Нагреть лёд на огне, в руках, в воде).
— Давайте попробуем провести опыт. Подойдите к столу. Что вы на нём видите? (Лёд и два стакана разного цвета).
— Потрогайте их. Что вы заметили? (Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водой).
— Бросьте один кубик льда в желтый стакан. А другой – в зелёный. Где лёд тает быстрее? (В желтом).
— Почему? (В тёплой воде лёд тает быстрее).
— Лёд тяжелее или легче воды? (Легче).
— Почему вы так решили? (Лёд не тонет, плавает на поверхности).
III. Рефлексия (Слайд №4) Снежная королева благодарит ребят за помощь.
— Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах? Варианты ответов детей.
— Что вам понравилось больше всего на занятии? (Варианты ответов).
Конспект НОД по лепке для детей средней группы «Снеговик и его друзья» Цель: формировать умение создавать выразительные лепные образы. Задачи по образовательным областям: «Художественно – эстетическое развитие».
Конспект НОД для детей старшей группы (5–6 лет) — развлечение «Знакомство с Правилами дорожного движения» ГБОУ Школа №1413 ДО №3 Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы Развлечение «Знакомство с Правилами.
Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению детей с целостной картиной мира «Урюпинск и его жители» Тема: «Урюпинск и его жители» Подготовила: воспитатель старшей группы Медведева Валентина Михайловна «Детский сад №3 «Колобок» городского.
Конспект НОД для старшей группы «Знакомство с ромашкой» «Знакомство с ромашкой»Цель: Дать детям представление о разнообразии цветочного мира в природе. Программные задачи: Учить детей находить.
Конспект НОД по ФЭМП во второй группе раннего возраста «Знакомство детей со свойствами снега» Цель: формирование в игровой форме элементарных математических представлений у детей при сравнении объектов окружающего мира по: форме,.
Конспект НОД по ознакомлению с природой для детей старшей группы с учетом ФГОС «Знакомство с понятием эндемики Крыма» Конспект НОД по ознакомлению с природой для детей старшей группы с учетом ФГОС «Знакомство с понятием эндемики Крыма» Ольга Турчаникова.
Конспект ОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Знакомство со свойствами воздуха» КОНСПЕКТ Тема: Знакомство со свойствами воздуха Образовательная область (познавательное развитие) для детей от 6 до 7 лет Выполнил: Резванцева.
Конспект совместной НОД «Знакомство со Здравгородом и его жителями» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности Тема: «Знакомство со Здравгородом и его жителями» Возрастная группа:.
НОД для детей старшей группы «Знакомство с театром» НОД для детей старшей группы по теме: «Знакомство с театром» Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих.
НОД по ФКЦМ «Знакомство со свойствами дерева» МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок» НОД ФКЦМ «Знакомство со свойствами дерева» 2 младшая группа Воспитатель: Байкова З. Х Пгт.
Источник
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе: «Лед и его свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
- формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода;
- развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
- развивать умение классифицировать предметы и явления по определенному признаку;
- обогащать словарь детей словами разных частей речи: прозрачный, хрупкий, блестящий, полынья, прорубь и др.;
- воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе:
«Лед и его свойства».
- формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода;
- развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
- развивать умение классифицировать предметы и явления по определенному признаку;
- обогащать словарь детей словами разных частей речи: прозрачный, хрупкий, блестящий, полынья, прорубь и др.;
- воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Оборудование: кусочки льда: прозрачные тонкие и толстые по 3 шт.на каждого ребенка; цветные кусочки льда (по цветам спектра – 8 шт.); поднос; иллюстрация с изображением реки, покрытой льдом; стаканы двух цветов на каждого ребёнка, салфетки.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках и в группе, замораживание кусочков льда, чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева».
Введение в игровую ситуацию.
— Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в царство Снежной Королевы. Это царство холода, вьюги, снега, инея. Королева приготовила специально для вас подарки. Подойдите к столам . Что это? (Это кусочки льда).
Наблюдение за кусочками льда.
— Рассмотрите их, потрогайте. Какие они? (Есть разные кусочки толстые и тонкие).
— На ощупь лёд тёплый или холодный? (Холодный).
— Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? (Прозрачный. Через тонкий кусок льда можно смотреть).
— Какая льдинка на солнце, в свете лампы? (Блестит, сверкает, переливается).
— Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку? (Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет).
— Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки? (Он начинает таять, превращается в воду).
— Из чего же получается лед? (Из воды).
-Да, лед – это замерзшая вода. А что еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть? (Снег, иней, пар).
— Снежная Королева подарила нам еще один необычный подарок. Она приготовила его сама. Как вы думаете, как она его сделала?
-Воспитатель показывает кусочки с цветным льдом. (Это кусочки цветного льда. Его можно сделать, добавив гуашь в воду и заморозив её).
— Назовите, какого цвета лёд получился у Снежной Королевы? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
— Какой рисунок можно составить из этих кусочков льда? (Радугу, цветик-семицветик).
— Давайте вместе сложим цветик-семицветик на подносе.
Дети выкладывают цветик-семицветик.
— Смотрите, какой красивый у нас получился цветок. Думаю он понравится Снежной Королеве. А теперь давайте пройдем на ковёр, сядем и немного поиграем.
— Игра называется «Хорошо-плохо». Скажите, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед?
— Что можно делать на катке, залитом льдом? (На льду можно кататься на коньках).
— Когда можно перейти через речку пешком? Почему? (Зимой можно перейти по льду реку).
— Как можно остудить напиток? (Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда).
— Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль? (Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль).
— Что плохого, когда вода замерзает в лёд? (Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает на ветках, проводах и они ломаются и т.д.)
Игра «Вода – не вода»
— Поиграем в игру на внимательность. Я называю слово. Если оно обозначает то, что содержит воду, вы встаёте и поднимаете две руки. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы садитесь на корточки. (Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол , снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро)
— Молодцы! Все старались быть внимательными.
Опыт по растаиванию льда.
— Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд? (Зимой).
— А если мне лёд нужен летом? ( Заморозить воду в морозильнике).
— Как обратно изо льда получить воду? (Нагреть лёд на огне, в руках, в воде).
— Давайте попробуем провести опыт. Подойдите к столу . Что вы на нём видите? (Лёд и два стакана разного цвета).
— Потрогайте их. Что вы заметили? (Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водой).
— Бросьте один кубик льда в желтый стакан. А другой – в зелёный. Где лёд тает быстрее? (В желтом).
— Почему? (В тёплой воде лёд тает быстрее).
— Обратите внимание, лёд тяжелее или легче воды? (Легче).
— Почему вы так решили? (Лёд не тонет, плавает на поверхности).
Беседа о свойствах льда
— Ребята, давайте сядем на стульчики. А вы знаете, что в старину в России зимой реки становились естественными дорогами, по которым перевозили грузы на санях.
— Но и сейчас люди ездят и ходят по льду. Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено? (Речка, а за ней современные дома).
— Как же нам перебраться на другой берег речки? (На машине опасно. Современные машины гораздо тяжелее груженых саней, поэтому перевозить грузы по льду опасней, чем раньше. Можно пройти пешком).
— Если идешь по льду водоема, особенно опасно не заметить полынью. Что такое полынья? (Место, где течение такое быстрое, что плотный лед не образуется).
— Где полынья на речке, изображенной на картинке? (Места, где лёд более тёмный).
— Опасно также не заметить и провалиться в затянувшуюся тонким льдом прорубь. Что это такое? (Оставшаяся от рыбаков или в том месте, где брали воду дыра во льду).
— По льду можно ходить только со взрослыми, потому что это очень опасно, нужно пробовать перед собой лед заостренной палкой (пикой), стуча по нему: если лед при ударе издает звуки, на нем выступает вода или он другого цвета, дальше идти нельзя; лед слабый.
— Можно ли перейти через речку, изображённую на картине? (Нет. Лёд на ней разного цвета, а, значит, может сломаться).
— Сможем ли мы сейчас перейти наш пруд? Почему? (Нет. Лёд ещё не образовался)
— Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах? (Вода на морозе замерзает и превращается в лед, лед прозрачный, хрупкий, блестит и сверкает на солнце).
— Что вам понравилось на занятии?
— Что вам хотелось бы еще узнать о льде?
— На этом наше путешествие в царство Снежной Королевы заканчивается.
Источник