Лед тает весной это

Познавательное развитие «Почему весной тает лед?»

Конспект педагогической ситуации.

Автор: Кирилова Е.Г., воспитатель МБДОУ «Детский сад N36», г. Череповец.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально- коммуникативное развитие», «художественно- эстетическое развитие»

Задачи: формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между весенними и природными явлениями, устанавливая их последовательность. Формировать у детей предпосылки поисково- исследовательской деятельности. Продолжать закреплять понятие модели «Объект- Имя признака- Значение имени признака» через элементарную поисковую деятельность, устанавливая причинно- следственные связи. Закрепить понятие «Время года- весна», название весенних месяцев, познакомить детей с приметами и явлениями весны в живой и неживой природе. Развивать умение делать выводы на собственном опыте. Активизировать словарь детей по теме «Весна», развивать связную речь детей, мышление, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе и самостоятельно.
Цель: уточнить и закрепить знания детей о весне, признаках весны, последовательности их наступления. Расширить и уточнить знания детей о природном явлении «сосульки», выяснить почему тает лед.

Организация: методы и приемы

Дети сидят перед воспитателем
Рефлексия

— Здравствуйте, ребята!
Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Послушай стихотворение и подумайте о чем оно.
Светает рано по утрам,
Проталинки и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенит под крышами капель,
Медведь со снежной встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?

Да, это весна. А вы знаете, ребята, шла я сегодня на работу и повстречала двух знакомых мальчиков. Стоят они и разговаривают о весне. Один говорит, что весна- это плохо, другой говорит, что весна- это хорошо. Подошла я к ним и сказала, что приду сейчас в детский сад и мы решим с детьми эту проблему и вам скажем ответ.
— Ребята, а как мы можем им помочь?
Ответы детей: мальчикам надо объяснить, что бывает весной хорошего, а что плохого и они не будут спорить.

Читайте также:  Семена лука под зиму сорта

Дети подходят к магнитной доске.
Д/и «Весна: хорошо, плохо»

— А теперь ребята назовите мне приметы весны, а я их зарисую на магнитной доске и мы посмотрим, что бывает весной плохо, а что хорошо.
— Как мы отметим на доске, чтобывает весной хорошего?(поставим знак +) А как отметим, что бывает весной плохого? (поставим знак -) А как обозначим слово «весна»? (напишем букву В)
Дети называю предметы весны, отмечают, чтобывает хорошо или плохо, воспитатель зарисовывает. (Идет дождь. Это и хорошо и плохо.) Ребята, вы назвали много примет весны, но об одном забыли, а каком догадайтесь из моей загадки.

Растет она вниз головою.
Не летом растет, а зимою,
Но солнце её припечет
Она заплачет и потечет (сосулька)

— А вы знаете почему так происходит? (ответы детей)
Да, снег тает, появляется капелька воды, она стекает с крыши и застывает, появляется следующая капелька. Она так же стекает и застывает, присоединившись к первой и т.д. Ребята, из чего состоят сосульки? (ответы детей)
— Они состоят из воды, которая замерзает и превращается в лед. Я вам сегодня принесла кусочки льда. Мы их будем рассматривать, проводить с ними опыты.

Схема проведения опыта

— Вспомним правила провеления опытов. (ответы детей) Для того чтобы наши опыты прошли успешно мы разделимся на две команды N1 и N2. Возьмите в руки карточки с N1 или N2 и найдите каждый свою команду.

Дети переходят к столам для проведения опыта, на столах лежат у каждого ребенка льдинки, таблица для записей, карандаш.
Проведение опытов.
Дети заносят результаты опытов в таблицу, делают выводы.

— Дети, опыты мы будем проводить, используя имена- признаки. Результаты запишите каждый в свою таблицу. Возьмем в руки лед, какой он по температуре, по цвету, по влажности, по рельефу? Какие помощники умной головы вам помогли это узнать? (ответы детей) Давайте положим лед на ладошку, что с ним происходит? (ответы детей) Почему?
— Да, он тает. Так и в природе, зимой когда холодно сосульки висят на крышах домов, а когда весной греет солнце- они тают.

Схема: сосульки- это опасно

— Ребята, а как вы думайте: сосульки это опасное явление? (ответы детей) Почему опасное? (ответы детей) Какие правила безопасности надо соблюдать? (ответы детей)
-Давайте нарисуем правила поведения людей весной, когда на крышах домов, деревьях появляются сосульки.

Создание проблемной ситуации и её решение

— Вот дети, сколько мы много узнали о признаках и приметах весны. Так, что весной хорошо, а что плохо? (ответы детей) Нам есть что рассказать мальчикам? (ответы детей) Только как это сделать? (предложения детей: нарисовать приметы весны, сделать коллаж) Хорошо, одна команда рисует приметы весны, отмечая где хорошо, а где плохо. Другая команда делает коллаж, выбирая картинки. Какая команда будет делать коллаж или рисовать, мы узнаем из жеребьевки. От каждой команды выходит один ребенок и вытягивает карточки, где нарисован или клей или карандаш.

Самостоятельная деятельность детей, создание коллажа, рисование примет весны

— Ребята, для создания коллажа лежат на столе картинки с приметами весны, когда и где появляются сосульки. Вы выбираете их и придумываете правила, что надо делать людям, когда появляются сосульки и тает снег.

— Так что же весной хорошего? (дети показывают картинки, рассказывают)
— А что плохо? (дети показывают картинки, рассказывают)
— Так почему же бывают сосульки весной?
Ответы детей:
-Сосульки появляются, потому что солнце светит ярче, греет сильнее и снег и сосульки тают.

Список используемой литературы:

Источник

Лед тает

В этой статье блога Вольных Ледорубов речь пойдет о природе таяния льда. Почему лед тает, каким образом, при каких условиях и с какой скоростью?

Как известно, вода в окружающей нас среде находится в трех ипостасях – в виде жидкости, в виде пара, и в виде твердого тела (иначе говоря, льда), при этом вода может свободно переходить из твердого агрегатного состояния в жидкое, из жидкого в газообразное, и наоборот, всегда возвращаясь к исходным свойствам.

Нуль градусов по шкале Цельсия (0°С), при условии нормального атмосферного давления в 1 атмосферу (760 мм ртутного столба), является температурным значением фазового перехода воды из жидкого состояния в твердое (кристаллы льда) и, наоборот, из твердого в жидкое. Получается, что при постоянной нулевой температуре вода может быть как льдом, так и жидкостью, а вопрос кристаллизации или таяния заключается лишь в том, в какой начальной фазе состоит вода и какое на нее оказывается воздействие. В этой температурной точке лед продолжает оставаться льдом, а жидкость – жидкостью, если, соответственно, температура окружающего воздуха не поднимется выше нулевой отметки или не опустится ниже нее. В противном случае происходит теплообмен. То есть, нагревание льда при нуле градусов приводит к тому, что его температура уже не повышается – затраченное тепло уходит на разрушение кристаллической структуры льда, а после того, как весь лед растает и станет жидкостью, дальнейшее нагревание обусловит повышение температуры воды. В процессе замерзания дело обстоит ровно наоборот – с понижением окружающей температуры ниже нуля вода кристаллизуется, высвобождая при этом то количество энергии (тепла), которое необходимо для таяния того же объема льда.

Удельная теплота плавления льда достаточно высокая и равна 335 кДж/кг (килоджоулей/килограмм); если сравнить с другими веществами, то у свинца, например, она составляет только 25 кДж/кг, у золота – 66.2, у серебра – 105, у железа – 277. Чтобы было более понятно, скажем, что для превращения 1 кг снега или льда в воду, требуется столько же энергии, сколько необходимо для нагревания 1 литра воды до температуры 80°С . Поэтому, не стоит удивляться тому, что с наступлением весны в затененных участках подолгу может лежать и не таять снег. Если бы лед имел низкую удельную теплоту плавления, он таял бы еще быстрее обычного, а вода в реках и водоемах замерзала бы с наступлением заморозков.

Говоря о таянии льда или кристаллизации жидкой воды, стоит учесть некоторые существенные факторы, влияющие на эти процессы.
Как было уже отмечено, и для первого, и для второго фазового перехода важным условием является давление. Для большинства веществ характерно то, что при фазовом переходе увеличение давления способствует увеличению температуры нагревания. Высокое давление приводит к тому, что атомы вещества начинают уплотняться, соответственно кристаллическая решетка сжимается, следовательно, на ее разрушение требуется больше энергии. Однако в случае с водой зависимость температуры от давления выглядит иначе. Вода, замерзая, превращается в твердое тело (лед), но в отличие от многих веществ, при затвердевании она не уменьшается, а, наоборот, увеличивается в объеме примерно на 9%. Плотность льда меньше плотности воды в жидком виде, при 0°С у льда она составляет 916.7 кг/м3, а у воды – 999.8 кг/м3 (вот почему лед и не тонет в воде), а значит, увеличение давления способствует ускорению перехода воды из твердого состояния в жидкое, что в свою очередь приводит к снижению температуры плавления льда. Например, чтобы снизить температуру плавления льда на 1°С нужно увеличить давление боле чем на 100 кгс/см2 (килограмм-сила/кв.см) или 10 МПа (мегапаскалей).

Зависимость температуры плавления льда от давления

Наглядно зависимость температуры плавления льда от давления можно увидеть на опыте. Через ледяной блок перекидывается нейлоновая нить, а к концам нити привязываются грузы; под давлением нити лед подтаивает, нить опускается, а образовавшаяся вода следом за нитью обратно замерзает. Таким образом, нить постепенно проходит сквозь лед, а сам ледяной блок в то же время остается целым.

Важным условием для образования льда является содержание в воде мельчайших взвесей, которые будут в данном случае являться ядрами ледяных кристаллов (о формировании ледяных кристаллов Вы также можете прочесть в статье « Микроледяные скульптуры »).

Дистиллированная же вода, очищенная от всяких примесей, может оставаться жидкостью и при отрицательной температуре, так как молекулам воды не за что будет зацепиться, чтобы создать кристаллическую решетку, но только в том случае, когда на воду не оказывается воздействие. А если же, к примеру, в сосуд с очищенной водой бросить кусок льда или бутылку с дистиллятом встряхнуть, процесс кристаллизации будет мгновенным, и за несколько секунд вода превратится в лед, благодаря пузырькам воздуха, микрочастицам, попавшим в воду, неровностям на поверхности сосуда.

Дистиллированная вода находясь на больших высотах в виде мельчайших капелек не замерзает даже при очень низких температурах, от -30 °С и ниже.
На фазовые переходы воды влияет также степень ее солености. Морская вода, в отличие от пресной, замерзает всегда при температуре ниже 0°С. Различие температур ее замерзания зависит от концентрации в ней солей, например, при 20%-ной солености температура замерзания составляет около -1°С, а при 40%-ной – чуть выше 2°С.
Концентрация соли снижает и температуру плавления льда. Мы часто с вами видели, как заледенелые проезжие части и пешеходные дорожки посыпали солью. Так вот, соль соединяясь с крупинками верхнего слоя льда, благодаря механическому воздействию, оказываемому нашими ногами и колесами автотранспорта, а также солнечным лучам и ветру, вызывающим подтаивание ледяной корки, образует своего рода смесь. Температура плавления смесей всегда ниже, чем температура плавления отдельных веществ, поэтому лед на дорогах начинает таять незамедлительно. При таянии образуется соленый водный раствор, который помогает растопить лед дальше.

Источник

Почему весной тает лёд?

Из-за чего когда наступает весна тает лёд? Из-за повышения температуры, или из-за других факторов? Ваше мнение?

Всё не так просто, как кажется.

Безусловно, физика подсказывает, что лёд может таять только при получении дополнительной теплоты. Внимание — теплоты, а не температуры. Как только он прогревается до точки плавления, это самое плавление начинается. и до его самого окончания температура не поднимается и на одну миллионную долю градуса. Физическая реакция плавления поглощает всю теплоту.

Но откуда берётся сама теплота? Она поступает на Землю с лучами солнца. И когда зимой лучи падают на земную поверхность очень полого, они отдают минимум тепла, а максимум отражается обратно. С приходом тёплого сезона лучи начинают падать практически под прямым углом, и в результате отдают максимум тепла.

Вывод: первопричиной весеннего таяния льда является периодическое изменение наклона Земли по отношению к Солнцу.

Украина большая и весна в разные города приходит в разные сроки. На побережье Черного и Азовского морей она рано приходит. Но если говорить о Киеве, как о столице страны, то там уже март будет достаточно теплым. Дневные плюсовые температуры предполагаются синоптиками уже со второй декады марта месяца, но по ночам небольшой минус. В последнюю пятидневку марта и по ночам будет плюс, а днем до плюс 16 градусов. Это уже без разговоров настоящая весна.

Центральный федеральный округ очень уж огромный! Представьте территорию от Воронежа на юге до северных границ Тверской области! Поэтому я выбираю для ответа самый центр этого округа — Москву. А на юге и севере будут какие-то нюансы небольшие.

Если подходить к этому вопросу с точки зрения температуры воздуха, то еще с двадцатого февраля 2015-го года в Москве установились плюсовые значения днем, но по ночам было морозно. И это еще, конечно, была не весна).

Но и март не слишком побаловал теплом. Максимальная температура в марте была тринадцать градусов только один день. В другие дни марта столбик термометра опускался ниже, даже до минус одного градуса. Ночью температура понижалась периодически даже до минус четырех градусов. Выпадали осадки в виде дождя и мокрого снега.

А вот в апреле 2015-го года, пожалуй, с 23-его числа придет уже настоящая весна! Прекратятся осадки, воздух прогреется до восьми градусов и в последующие дни температура будет только повышаться. А к концу месяца будет уже совсем по-летнему тепло — ожидается 23 градуса выше нуля!

Май ожидается теплым, но не жарким, с осадками в первой декаде.

Источник

Оцените статью