Лед у берегов северных морей

Съездил к Северному Ледовитому океану. Суровые места, снега под 4 метра!

Люди часто ездят отдыхать на юг, но это не наш случай. Нет ничего лучше, чем съездить в Заполярье встретить рассвет на Северном Ледовитом океане, где царство снега и сурового климата.

И так мы приехали в Териберку. Фото говорит само за себя. Когда все зеленеет в Питере и Москве, то на Кольском полуострове х олод и сугробы. Местами под 3-4 метра! Весна придет только через полтора месяца, так что еше долго можно кататься на лыжах.

Пока холодно, но красиво. Идём на берег снимать. Где еще так легко увидишь океан? Андрей — подводный фотограф, нырял много где в мире и России. Был первым человеком, нырнувшим на северном полюсе, сделал кадры подо льдом, которые обошли весь мир. Но даже такого бывалого фридайвера Баренцево море просто потрясло! Насколько богат и красив подводный мир! Он не ожидал этого и летом снова приехал на Баренцево море снимать. Кольский притягивает людей, не раз замечал такую штуку.

Стояли настоящие белые ночи. Было очень светло. Даже в это время жизнь продолжалась. Рыбаки были практически везде, как будто у них соревнование, кто больше выловит.

К концу экспедиции я спал еще меньше, все из-за того, что солнце вставало слишком рано. Но раньше не могу лечь спать, ложишься в час ночи, а вставать на съемки рассвета уже через час. Ну, еще 5 минут посплю и иду. И тут я немного проспал, вышел в 2:40 , уже краски идут на небе. А до берега моря не успеваю дойти…

Читайте также:  Замерзнет ли краска зимой

Кусаю локти, что проспал крутой свет. Ну как так в красивом месте все пропустить? Если вначале экспедиции на рассветные съемки со мной ходило по 7 фотографов, то потом становилось все меньше и меньше – 1-2 фотографа. А в Териберке в последнее утро пошел один. Данила, молодец, меня все время будил, и во многом я не проспал много кадров благодаря ему.

Будильник утром просто не слышал и злил этим участников экспедиции, так как просыпались от него. Вообще стало уже совершенно неважно для засыпания, что происходит рядом. Я спокойно падал спать и через минуту уже смотрел сны, а прямо под ухом ребята играли на гитаре и пели песни. Я ничего не слышу и мне хорошо. После экспедиции, как потом все признались, отсыпались 3 дня!

Рассвет в то утро был волшебным. Шел по берегу и искал красивые места. Моря такого никогда не видел! Полный штиль, даже легких волн не было. Таких дней наверно всего пару в год выпадает. Обычно его штормит в той или иной степени. Ведь это суровый край, а в море волны бывают и по 7 метров.

Окончание экспедиции мы поехали отмечать прямо на пляже Северного Ледовитого океана. Часть людей осталась отдыхать в квартирах. Уж очень все вымотались за месяц. К месту отдыха доехали на машине и еще пешком 500 метров, квадрик проскочил своим ходом, мы ему помогли.

Костерок, шашлычок, мини огненное шоу. Очень душевно посидели, сколько было сказано теплых слов. Еще раз удивляюсь, какая классная команда собралась в эту экспедицию! Парни искупались в Северном Ледовитом океане! Часть людей, осталась спать в палатках на берегу, на улице было аномально тепло +5 и штиль.

Мы же поехали в квартиру отсыпаться в тепле, до выезда домой осталось 3.5 часа . Надо набраться сил перед дальним перегоном. Честно говоря меня суровые места очень удивили, таких сугробов нигде не видел еще. Еще в Териберке нам пришлось жить 13 человек в 1 комнатной квартире. Как это было, смотрите в видео. Там же я рассказал более подробно о том, что посмотреть Териберке и почему лучше не подоходить к рыбакам. Рекомендую посмотреть.

А почему рыбаки со всей страны заполонили Териберку, я расскажу в следующий раз. Подписывайтесь , чтобы не пропустить! Читайте еще как живут егеря на кордоне среди снегов, в соседнем Паанаярви. Также сравните как выглядит Баренцево море, по сравнению с Белым. Фото еще сть в Instagram @di_artphoto и skazkatravel в Telegram, а на Youtube видео из путешествий.

Источник

Северный морской путь: льды тают − напряженность растет

Безальтернативный путь

Глобальное потепление позволило человечеству открыть новые судоходные маршруты. И Северный морской путь среди них не единственный.

В Канаде верят в конкурентоспособность Северо-Западного прохода, который пока даже окончательно не вскрывается летом ото льда. У канадцев побережье вблизи прохода гораздо менее освоенное и почти не заселено. Нет крупных портов и ледокольного флота. В общем, для полноценного освоения данного альтернативного варианта канадцам придется ждать еще большего потепления и нескольких сотен миллиардов долларов инвестиций.

Есть информация о существовании Кросс-полярного морского пути, но здесь все настолько туманно, что даже нет четко определенного маршрута.

В случае с Северным морским путем у России ситуация видится гораздо более оптимистичной. И территория относительно обжита, и крупные порты есть, и ледокольный флот интенсивно вводится в строй. К некоторым портам Севморпути подведены железнодорожные ветки, что гораздо упрощает логистику. Если сравнивать этот путь с морским маршрутом через Суэцкий канал, то время плавания сокращается примерно на 40%.

Для Севморпути в российском Кодексе торгового мореплавания существует отдельное определение:

У России вполне четкая позиция по поводу Севморпути – это настоящее национальное достояние, возведенное в ранг первостепенных государственных интересов.

В США транспортный коридор вдоль территории России готовы рассматривать исключительно как интернациональную структуру. Вокруг этого противоречия и строится противостояние Москвы и Вашингтона.

Доводы России и Соединенных Штатов

Ситуация с Севморпутем полна не очевидных юридических тонкостей. В пользу неограниченной эксплуатации кораблями иностранных государств данной магистрали играют нормы Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года.

В соответствии с Конвенцией суда любых государств имеют право на свободную навигацию в пределах исключительной экономической зоны прибрежного государства, которая равняется расстоянию в 200 морских миль от береговой линии за вычетом 12 морских миль территориального моря и 12 миль прилежащей зоны. По этому правилу часть Северного морского пути действительно может свободно использоваться сторонними судами, в том числе и военными.

При этом стоит помнить, что морская магистраль вдоль северных границ России очень изменчива и ее конфигурация зависит от замерзания морей, погоды и гидрологических условий. Все это лишь добавляет неразберихи в зарубежных умах относительно статуса Севморпути.

В ответ на иностранные притязания российское руководство объявляет северную транспортную магистраль «исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией». А также ссылается на статью 234 «Покрытые льдом районы» упоминаемой Конвенции ООН.

В условиях экстремального климата и тяжелой ледовой обстановки прибрежные страны (в данном случае, Россия) могут самостоятельно регулировать судоходство для предотвращения возможного экологического ущерба. Безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций ложатся в данном случае на плечи прибрежной страны.

Юридически границы описываются расплывчатым термином «покрытых льдом районов». То есть России фактически позволено взять под контроль всю Арктику.

Кроме этого, по сложившейся столетиями традиции, властные полномочия на территорию передаются государству-первооткрывателю. В этой истории юридических козырей гораздо больше у России.

Но Соединенные Штаты наряду с северными странами блока НАТО это не совсем устраивает.

НАТО движется на северо-восток

Северный морской путь стал в последние годы настоящим центром притяжения для потенциальных противников России. Руководствуясь однобоко понимаемыми положениями Конвенции ООН по морскому праву, военные корабли стран НАТО все чаще пробуют на прочность российскую оборону в регионе.

Среди потенциальных объектов контроля выступает не только сам Севморпуть, но богатые залежи полезных ископаемых, скрытых в континентальном шельфе. В нейтральных водах Арктической зоны организуются учения, в которых участвуют не только страны НАТО, но и «нейтральные» Швеция и Финляндия.

Как отмечают в российском оборонном ведомстве, в прошлом году в Арктике продолжилось наращивание интенсивности и масштабов мероприятий оперативной и боевой подготовки вооружённых сил НАТО, общее количество которых увеличилось на 17%. Разведдеятельность возросла на 15%. В прибрежных государствах усиливаются системы противоракетной обороны. А часть стран возобновляет подводное патрулирование региона.

С 2018 года воссоздаётся второй оперативный флот ВМС США, в зону ответственности которого как раз и входит часть северной морской магистрали у берегов России. К 2022 году США должны сформировать вместе с европейцами объединенное командование вооруженных сил НАТО «Атлантика», которое вместе с командованием тыла обеспечат оперативную переброску американских войск в Европу.

Буквально в 60 км от российской границы норвежцы строят у себя новую РЛС. Кроме этого, в Норвегии в 2018 году удвоена численность дислоцированных морских пехотинцев США.
Британские субмарины с «Томагавками» с 2016 года патрулируют Арктику, а сухопутные подразделения оттачивают навыки «войны на морозе» в Норвегии.

С определенной уверенностью можно сказать, что санкционная политика США и Евросоюзе кроме прочих своих целей имеет фокус и на ослаблении влияния России в арктическом регионе.

В этой связи низкие цены на нефть также видятся инициаторами из-за рубежа как один из факторов, ограничивающих ресурсы Москвы в развитии Северного морского пути.

Среди ответных мер в России разработаны особые правила прохождения военных судов иностранных государств по Северному морскому пути. Во многом это было сделано из-за угроз Вашингтона заблокировать морскую магистраль, а также в связи с заметно возросшей активностью стран НАТО в Арктике.

Во-первых, уведомление о визите военного корабля должно прийти не позже, чем за 45 суток. В документе должно отражаться наименование корабля, время плавания и четкий маршрут. Кроме этого, в уведомлении отдельно описываются водоизмещение судна, осадка и параметры двигательной установки.

Формально, всего этого требует забота о безопасности, утвержденная статьей 234 «Покрытые льдом районы» вышеупомянутой Конвенции ООН.

Во-вторых, на военное судно в обязательном порядке отправляется российский лоцман. Движение судна находится под полным контролем российского ВМФ. И в случае чрезвычайной ситуации на помощь военному судну придут ледоколы.

Лед преткновения

Проливы Северного морского пути – еще одна заноза, которая крепко сидит в умах американского истеблишмента. Речь идет о проливах Вилькицкого, Шокальского, Санникова и Лаптева, к которым, по мнению Вашингтона, должен быть применен режим транзитного международного судоходства. И в этом с США солидарны страны НАТО, входящие в Арктический совет.

Проблема данных проливов была поднята еще в 60-х годах прошлого века, когда суда США пытались прорваться через советские арктические проливы Вильницкого и Шокальского. Пройти не удалось. И страны обменялись дипломатическими нотами протеста.

Тогда СССР однозначно вышел победителем – после 1967 года американцы оставили попытки прорыва. Тем не менее, сейчас этот вопрос снова на повестке дня. Во многом его решение зависит от возрастающей мощи вооруженных сил России в арктическом регионе.

Несмотря на то, что сейчас развитие ситуации вокруг Северного морского пути можно скорее назвать вялотекущей, в будущем возможны обострения. Связаны они будут с дальнейшим отступлением льдов на север и освобождением акватории для беспрепятственного прохода судов без ледокольного сопровождения.

Это, кстати, серьезно упростит разработку полезных ископаемых на континентальном шельфе, который, напомним, считается российской территорией.

Если руководство страны не продолжит свою линию отстаивания суверенитета в данном регионе, заинтересованные страны будут готовы к провокациям.

В самом «безобидном» варианте развития Вашингтон объявит о санкциях против владельцев судов, пользующихся северной транспортной магистралью. Пример «Северного потока-2» тому подтверждение.

В случае дальнейшей эскалации Норвегия и США вполне в состоянии в одностороннем порядке объявить Севморпуть международной транспортной магистралью. А второй флот Пентагона будет гарантировать безопасность прохода судов.

В этом случае холодное противостояние на Севере вполне может стать горячим глобальным конфликтом.

Источник

Невероятный холод, опасные льды и смерть капитана: как Россия открывала для себя Северный морской путь

Национальная единая транспортная коммуникация России — так официально определяют российские законы Северный морской путь. С потеплением Арктики эта дорога через морские льды становится все важнее, а вместе с ней на первый план выходит и ее история. Мечты и планы, шведы и норвежцы, Колчак и большевики — «Лента.ру» вспомнила, как русские добирались от Петербурга до Владивостока северной дорогой.

Северный морской путь — это тысячи километров холодных волн. Это несколько недель пути, как правило — долгим морским караваном, во главе которого ледокол. Дорога неприветливая и дальняя, но альтернативный способ добраться морем от одного края России до другого — через Суэцкий канал — длиннее в полтора раза.

«Наша свобода и наше богатство ограничены русской географией», — писал, размышляя о судьбе России, публицист и мыслитель Иван Солоневич. Он считал, что вся русская история — это история преодоления географических особенностей страны. Завоевание Арктики, этого природного рубежа, долгое время оставалось невозможным, а когда началось — заняло долгие десятилетия и унесло жизни многих из лучших сыновей своей страны.

Сейчас особенно видно, что все это было не зря: в последние годы по СМП идет больше грузов, чем когда-либо. В прошедшем 2019 году грузоперевозки достигли 27,5 миллиона тонн. Эту цифру российские власти планируют увеличить в несколько раз к концу десятилетия. Стоит отметить, что процент транзитных, то есть заграничных перевозок, среди них незначителен — путь существует почти исключительно ради внутрироссийских задач. Тем важнее понять, как Россия добилась того, что эта дорога принадлежит только ей.

Когда льды были высокими

Невозможно установить точно, когда первые поморские мореходы покоряли отдельные участки Северного Ледовитого океана. Но, как твердят исторические источники, впервые об идее обогнуть Евразию с севера упоминается в 1525 году. Ее высказал русский дипломат и богослов Дмитрий Герасимов, а знаем мы это из книги беседовавшего с ним итальянского историка Паоло Джовио. Герасимов даже начертил карту похода, и она стала самой старой сохранившейся картой Северного Ледовитого океана.

Материалы по теме

Русский Клондайк

Вслед за учеными новым путем в Азию заинтересовались и мореходы: в XVI и XVII веке английские и голландские моряки несколько раз пытались одолеть северные моря, но терпели неудачу. Не получалось, впрочем, и у русских: виной тому, как считают сейчас исследователи, была глобальная перемена климата.

Картины классических живописцев, учетные книги китайских чиновников и просто воспоминания авторов раннего Нового времени свидетельствуют: после нескольких столетий средневекового тепла к началу XVII века температура на Земле сильно упала. Долгими холодными зимами замерзали Темза, Адриатическое море и даже пролив Босфор. В Париже, где в наше время почти не бывает настоящей зимы, в тот период снег не таял до конца апреля.

Эти столетия холода принято называть Малым ледниковым периодом. Во время него северные берега русских земель, некогда обжитые, обезлюдели до такой степени, что остатки поселений на них ученые потом долго считали безнадежными попытками закрепиться в непригодных для жизни условиях.

По морям, скованным льдами, ходило все меньше торговых кораблей — и некоторые историки считают, что именно лютые морозы, а не междоусобицы воевод и недальновидная царская политика стали причиной гибели Мангазеи, первого русского города за Полярным кругом.

Вновь открывая Север

Постоянное движение судов льды делали невозможным. Однако отдельным исследователям климат не помешал разведать и нанести на карты все северное побережье России, постепенно превращавшейся в могучую морскую империю. В 1648 году казачий атаман Семен Дежнев, до того усмирявший народы Сибири, впервые обогнул Евразию с востока, пройдя морем между Чукоткой и Аляской.

В первой половине XVIII века Витус Беринг, датчанин, всю жизнь служивший русскому царю, неутомимо исследовал северные моря. В ходе своего второго большого похода, который вошел в историю как Великая северная экспедиция, Беринг, помимо прочего, вторично открыл найденный пролив, теперь названный в его честь, и обнаружил Курильские острова. В 1741 году, в возрасте 60 лет, он отправился в свое последнее плавание. Из-за шторма, прибившего судно к берегу, его команде пришлось зимовать на необитаемом острове. За зиму 19 человек, включая капитана, унесла цинга.

Проект достижения Индии с Востока занимал и академика Ломоносова: именно по его замыслу Екатерина Великая отправляла в секретные исследовательские миссии флотоводца Василия Чичагова. Оба похода, состоявшиеся в 1765 и 1766 годах, не увенчались успехом: суда вернулись в Архангельск, с трудом избежав гибели во льдах.

Большую часть побережья Сибири на карту нанес русский полярник Фердинанд Врангель, стоявший у истоков Русского географического общества. Его экспедиции стали примером небывалых ранее походов по дрейфующим льдам. Восточный отрезок Северного морского пути идет мимо берегов, которые детально описала команда Врангеля и его соратника Федора Матюшкина. Великие открытия нашли своих героев, но лед все еще прочно сковывал Ледовитый океан.

Лед тронулся

Однако уже в 1860-х годах стало заметно, что климат меняется. Зимы становились все теплее, и перед самыми предприимчивыми русскими дельцами замаячила возможность использовать новый путь для морской торговли. Золотопромышленник Михаил Сидоров годами пытался убедить академические круги в том, что полярное мореходство снова возможно, но потепление в Арктике было доказано лишь спустя 100 лет, а ученые современники предпринимателя не слушали его доводов.

Зато их услышали мореходы, среди которых были не только российские подданные. Идеей пройти по новой морской дороге загорелся финн Адольф Эрик Норденшёльд. Исследователь-полярник, оказавшийся в изгнании из-за идей о независимости Финляндии от России, пользуясь финансированием Сидорова, разведал все необходимое. Он знал о том, на что веком ранее надеялся Ломоносов: воды сибирских рек, впадающих в океан, не дают льдам установиться до конца сентября, — и в 1878 году стал первым, кто прошел Северным морским путем из Атлантического океана в Тихий, перезимовав у берегов Чукотки.

Еще до того, как он этого добился, Сидорову и другим промышленникам удалось наладить регулярные перевозки по западному участку СМП. С 1877 по 1919 год по нему прошли 122 торговые экспедиции с товарами из Сибири, 75 из которых увенчались успехом. Российское правительство, ранее отвергавшее Норденшёльда, признало его как героя мирового масштаба, наградило медалями и сделало почетным членом Академии наук.

Такую же активную протекцию оказывала Российская империя и другому знаменитому исследователю-иностранцу — норвежцу Фритьофу Нансену, большому поклоннику и последователю Норденшёльда. Как и Норденшёльда, его снабдили «рекомендательным листом» от имперского МИДа, а властям сибирских губерний предписали оказывать ему всевозможную помощь. Для саней Нансена закупили собак, ему предоставили копии самых современных карт полярных морей, а эвакуационные базы, благодаря которым Нансен стал вторым в истории исследователем, обогнувшим мыс Челюскин, закладывал в 1892 году не кто иной, как русский геолог и зоолог Эдуард Толль.

Русская полярная

Именно он стал в этом перечне третьим, отправившись в 1900 году в поход, известный как Русская полярная экспедиция (РПЭ). Барону Толлю покровительствовали на высшем уровне: плавание его шхуны «Заря» было поддержано Академией наук, профинансировано из государственной казны, а подписал распоряжение об отправке лично государь император Николай II.

Высочайшую важность таких экспедиций понимали уже тогда: Северный Ледовитый океан и путь через него нельзя было оставить для завоевания и освоения энтузиастам-иностранцам. Было известно, кроме того, что на его островах есть залежи бурого угля, разработка которых позволит снабжать топливом идущие на Дальний Восток корабли.

Современники называли Толля фанатиком: он был одержим поиском легендарной Земли Санникова. Отправляясь в экспедицию, он пообещал, что вернется с ее картой, однако за две долгих полярных зимы остров так и не удалось обнаружить. Весной 1902 года Толль с группой участников похода отправился на санях на остров Беннета. Спустя два месяца шхуна должна была забрать его, но получила повреждения и лишилась возможности добраться до острова.

Полярникам пришлось, согласно инструкции, вернуться на материк. Сразу по прибытии помощник Толля, второй офицер «Зари» лейтенант Александр Колчак начал организацию спасательной экспедиции. За семь месяцев 1903 года они с 16 спутниками обошли на шлюпках и санях все острова Новосибирского архипелага и сумели найти место, где останавливался в ожидании шхуны барон. В его записях значилось, что группа отправилась по льду на юг; тела найти не удалось, что фактически подтвердило гибель исследователя.

Сохранились, впрочем, научные записи, высоко оцененные академическим сообществом, и делал их не один лишь Толль. Спасательная экспедиция Колчака не достигла своей главной цели, но все ее участники вернулись целыми и невредимыми, что прославило будущего верховного правителя России задолго до событий Первой мировой и Гражданской войн как ученого, командира и отважного, но рассудительного человека.

Колчак-Полярный

Именно такую приставку к имени он получил в знак своих достижений. Колчак, будучи военно-морским офицером, не оставлял своего интереса к Северу как ученый: опубликовал монографию в области гляциологии и был ключевым участником комиссии по вопросу Северного морского пути, организованной в 1905 году.

По заданию комиссии он стал одним из главных организаторов Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, длившейся с 1910 по 1915 год. Ледокольные пароходы «Вайгач» и «Таймыр», передовые для своего времени, позволили морякам совершить последнее в истории значительное географическое открытие: нанести на карту Землю императора Николая II — архипелаг, ныне названный Северная Земля.

Даже в годы Гражданской войны Колчак, тогда уже адмирал, понимал важность арктических исследований: в 1919 году, спустя несколько месяцев после того, как он стал верховным правителем России, он учредил первый в российской истории Комитет Северного морского пути. Когда белые отступили из Сибири, эстафету перехватили большевики. Комитет в полном составе вошел в советское Главное управление СМП, о достижениях которого мы расскажем в следующем тексте.

Имя Колчака было стерто с карты (в честь него раньше назывались остров и мыс в Заполярье), из мемуаров Толля и из истории российских полярных исследований. В качестве эпизодического персонажа он мелькает в фантастическом приключенческом романе «Земля Санникова», но его автор Владимир Обручев не упоминает имени великого полярника, за шесть лет до выхода книги расстрелянного без суда и захороненного без надгробия в неизвестном месте.

Источник

Оцените статью