Ледник боб сквозь снег

Сериал vs. фильм: какая адаптация «Сквозь снег» лучше

26 февраля на Netflix стартовал второй сезон сериала «Сквозь снег» от телеканала TNT. Это уже вторая экранизация знаменитого французского графического романа Le Transperceneige после одноимённого фильма 2013 года. Наши редакторы Артём Нечаев и Денис Варков по-разному любят обе попытки перенести историю последнего оплота человечества в замерзающем мире, поэтому в тексте ниже — их аргументы в пользу и фильма, и сериала. Осторожно, спойлеры!

Поезд из комикса Le Transperceneige, Titan Comics

Для начала важно сказать несколько слов о первоисточнике. Первый том (именно он во многом лёг в основу экранизаций) произведения Жака Лоба и Жан-Марка Рошетта вышел в 1982 году. Это редкий образец нестандартного постапокалипсиса, во многом прорывного для своего времени, а ведь идея проста: человечество погибло из-за нового Ледникового периода, уцелели лишь пассажиры огромного поезда. Он бесконечно движется вокруг Земли, а в нём поддерживается классовое устройство общества. От адаптаций комикс отличает приземлённость: поезд хоть и был слегка необычным, это всё же обыкновенный состав — с классическими купе и плацкартными вагонами. Главный герой Пролофф шёл из хвоста в начало и наблюдал за существованием замкнутой системы. Фактически комикс — его размышления о жизни в ковчеге и о том, как человечество не меняется даже когда Конец Света буквально задувает ледяным ветром в открытые окна вагонов.

Сериал

Система

Как и в фильме, в сериале поезд — замкнутая экосистема. Тысяча и один вагон, несколько тысяч человек, поделенных на четыре класса — первый (элита), второй (служащие на благо поезда), третий (рабочие) и хвост (фактически бесправные рабы). При этом сам поезд гораздо больше и сложнее — вагоны многоуровневые, особенно ярко это заметно в третьем классе, где образовалось своё небольшое общество.

Читайте также:  Снег пойдет под утро

Пытаясь представить поезд, который мог бы автономно существовать после конца света, создатели сериала отошли от представлений классического состава в сторону футуристичной машины. Это уже не метафора, как вагоны-клубы в фильме, а полноценная попытка поразмышлять, возможна ли жизнь людей в подобных условиях. То есть система расширяется с помощью всех поддерживающих её служащих, механизмов, приборов — тут даже есть вагон-бордель и вагон-криотюрьма для экспериментов над заморозкой людей. Концепция столь громадного поезда позволяет внедрять сюда любые элементы, а финал первого сезона с дополнительным составом Уилфорда вводит новые возможности, новые классы (люди из личного поезда выше местной элиты по социальной иерархии) и новые роли в экосистеме.

Кадр из сериала «Сквозь снег», TNT/Netflix

И всё это подробно показано в сериале — благо хронометраж позволяет разгуляться и вести несколько параллельных линий.

Структура

Создатели сериала, понимая, что не хотят повторяться, ввели в сюжет детективную линию. Это даёт простую и понятную мотивацию для главного героя Андре Лэйтона. Получив статус детектива, он получает возможность не только покинуть хвост поезда, но и изменить условия для «своих». Фактически здесь не меняется ключевая идея — человек из хвоста покидает его и движется вперёд. Особенность сериала в отличие от фильма лишь в том, что Лэйтон периодически всё же возвращается в хвост. Но основную схему это не меняет, ведь герой добирается до двигателя и в конечном счёте встречает создателя, хоть и не в первом вагоне.

Кадр из сериала «Сквозь снег», TNT/Netflix

Сериал, имея возможность использовать хронометраж и вводить больше героев, вынужден расширять и менять свою мифологию. Именно так появляется в истории новый поезд, меняющий правила. Точно так же ещё на этапе анонса третьего сезона можно сделать вывод, что создатели снова разрушают свои правила в угоду расширению истории, чтобы она просуществовала ещё один сезон. И если попытка исследовать социальные роли во втором сезоне ещё кажется логичной, то что будет дальше — непонятно.

Атмосфера

Из предыдущего пункта вытекает то, что сериал, имея больший хронометраж, вынужден не только расширять сюжетные линии, но и мешать жанры. В отдельных сериях это детектив или постапокалипсис, в других — драма или социальная сатира. Отсюда смещается и восприятие — это больше не мрачная притча о последнем оплоте жизни, это попытка сделать многогранную фантастику, которая может тасовать жанры, пытаясь захватить максимально широкого зрителя.

Кадр из сериала «Сквозь снег», TNT/Netflix

То есть революция тут совершенно второстепенна, и уже в первом финале герои понимают, что вполне способны сосуществовать с оговорками и чётко прописанными ролями «плохих» и «хороших». Это меняет восприятие и очерчивает позицию авторов — в отличие от фильма, где понятия добра и зла смешивались, оставляя вывод зрителю.

Посыл

Если в фильме герой шёл из конца вперёд, метафорически показывая путь с самых низов, то в сериале это уже иная плоскость — тут авторы рассматривают, может ли человечество жить в герметичных условиях и как изменится его естество (спойлер: никак).

Кадр из сериала «Сквозь снег», TNT/Netflix

Ещё одна любопытная идея, которую вводит сериал: после присоединения второго поезда бывший хвост становится центром, что меняет иерархию. Это создаёт множество вопросов, на которые будет отвечать второй и анонсированный третий сезоны: вчерашние отбросы теперь средний класс? Есть ли в новом поезде свой хвост? Есть ли другие поезда, которые снова могут изменить устоявшуюся систему?

Критика классового режима здесь усложняется и приобретает новые углы — потому что создатели сериала уходят от одной идеи фильма «из хвоста в начало», и это даёт больше возможностей для изучения людей в условиях поезда.

Фильм

Система

Фильм в целом посвящён той же классовой системе поезда, а вот экосистеме внимания уделено немного. По мере продвижения к двигателю показывают лишь несколько жизненно необходимых элементов — вроде сада, школы и системы водоснабжения. Больше всего внимания уделено роскоши, в которой пребывает первый класс: там и огромные каюты, и сауны с аквапроцедурами, и портной, и клубы с дискотеками, и наркопритоны. Стоит ли говорить, насколько это отличается от хвостовой части, где есть лишь койки?

Кадр из фильма «Сквозь снег», Moho Film

Тем не менее, в фильме звучит важная мысль, которой пока что не было в сериале: для замкнутой экосистемы важнее всего баланс. И речь не только о том, что надо поддерживать необходимое количество форели в аквариуме. Люди тоже входят в экосистему, поэтому иногда приходится прибегать к небольшим контролируемым геноцидам, замаскированным под революции. Это идеальная иллюстрация того, как инженер Уилфорд смотрит на последний оплот человечества в своём поезде: гигантский механизм с тысячами заменяемых деталей, и ничего более.

Структура

По структуре фильм сильно отличается от сериала: сюжет, как и персонажи, двигается только вперёд (вдобавок он ещё и может быть неофициальным продолжением «Вилли Вонки и шоколадной фабрики»). Если в сериале есть герои из переда поезда, которые идут навстречу хвосту, то в кино наш единственный товарищ — Кёртис. Он никогда не видел, что кроется вне своего небольшого мира в «гетто», и мы узнаём о поезде и движемся вперёд вместе с ним.

Та же самая роскошь: фактически мы не знаем, насколько разгульный образ в жизни в начале поезда (догадываемся, но не знаем). В начале нам показывают лишь её отголоски — дико фешенебельные наряды министра Мейсон и помощницы Уилфорда. И чем больше мы узнаём, тем больше нас это шокирует вплоть до последнего открытия в виде детей внутри двигателя. Попутно и Кёртис раскрывает детали о себе и хвосте, которые слегка лишают его статуса праведника.

Кадр из фильма «Сквозь снег», Moho Film

И вот это движение вперёд по быту высших слоёв и прошлому низших приводит нас ровно в то состояние, в котором оказался главный герой под конец фильма: а кто прав-то? Должны ли низшие классы жить в условной нищете, чтобы сохранялся баланс экосистемы? Позволительно ли высшим классам купаться в роскоши, потому что кто-то должен держать низы в узде? Или же все не правы, и остаётся только сделать выкл-вкл?

Атмосфера

Фильм особо не церемонится с атмосферой и не заигрывает с жанрами: перед сами максимально мрачный социальный боевик-драма. Кровь, нищета, страдания, мясцо, жестокость, убийства — всё это нацелено на то, чтобы подчеркнуть видимую несовершенность системы поезда. За весь фильм прозвучит лишь одно слово, близкое к шутейке: последняя фраза Уилфорда «nice», да и та по сути берёт своей неожиданностью во всём этом хаосе.

Кадр из фильма «Сквозь снег», Moho Film

А что лёгкого и весёлого может быть в истории главной и, возможно, последней революции человечества? В фильме есть несколько моментов, когда можно расслабиться: перекус в аквариуме, который заканчивается напоминанием о том, что в хвосте все едят тараканов, и визит в школу, который перерастает в кровавую резню. Это такие пинки под зад и зрителю, и главному герою: даже не думай расслабляться, у нас все серьёзно.

Посыл

Если сериал расплывается по разным темам и посылам, то фильм ищет ответ лишь на один вопрос. А вот что это за вопрос — определить уже сложнее, потому что сначала кажется, что речь о целесообразности революций (и кто их оркестрирует), а в финале всё переводится в плоскость выживания и жертв. Единственное, что стойко держится на протяжении всего фильма: критика классового неравенства, причем критикуют сразу все классы: верхний зазнался, средний зажрался и низший… тоже зазнался?

Кадр из фильма «Сквозь снег», Moho Film

Ещё большой плюс кино в том, что в нём есть финал, вроде бы отвечающий на поставленные проблемы. Сериал ещё долго будет ходить вокруг да около, а его посыл — эволюционировать. Фильм же жёсток в своём выводе: несовершенную систему можно только перезагрузить, перед этим уничтожив всё без разбора по классовому признаку. Революции будут продолжаться бесконечно, верха продолжат купаться в роскоши, низы продолжать страдать, пока мы все не решим пожертвовать всем, чтобы начать сначала.

Смотрю мультики и играю в игры по работе. Иногда даже пишу о них.

Источник

Сквозь снег

Сквозь снег(более литературное «Разящий снег» возможный вариант перевода «Снежная пика» но не в одном из вариантов озвучки он не используется) (англ. Snowpiercer) — название поезда, созданного компанией « Уиллфорд Индастриз », являющегося убежищем для спасшихся после апокалипсиса.

Содержание

История [ ]

За восемь лет до старта движения поезда, после попыток спасти Землю от глобального потепления, планета оказалась полностью замороженной. В «Уиллфорд Индастриз» это предугадали, а потому построили поезд и продали на него билеты. Поезд сконструирован так, что может существовать полностью автономно. Люди сделали вклад в деятельность поезда не только финансово, там у всех есть работа и важные обязанности. Группа людей была не в состоянии купить билеты и прорвалась на поезд силой. Их поселили в хвосте. Первоначально поезд состоял из 1001 вагона. Однако после инцидента с повреждением поезда стало обсуждаться отсоединение нескольких вагонов и переселения их жителей в третий класс.

Социальное устройство [ ]

Устройство поезда предполагает разделение его обитателей на классы.

  • Первый класс — это элита поезда, которые либо обеспечивали финансирование проекта, либо являются членами экипажа с определенным уровнем власти.
  • Второй класс — это люди без какого-то значительного авторитета, но у них больше привилегий, чем у пассажиров третьего класса и хвостовцев.
  • Третий класс — это пассажиры, у которых нет тех удобств, которыми обладают пассажиры первого и второго классов, но у них вполне приемлемые условия жизни, есть еда и возможность получить разрешение родить ребенка.
  • Хвостовцы — это те, кто не имели никаких прав для проезда на поезде. Они прорвались на поезд силой, и теперь ограниченны в правах. Они живут в ужасных условиях в хвосте вагона. Там тесно, темно, а все ресурсы очень ограниченны. Хвостовцам не разрешают покидать свою секцию, за исключением тех, кто занимается низкоквалифицированным трудом в других частях поезда, но даже в этом случае их постоянно сопровождает охрана.

Пассажиры первого класса имеют право перемещаться по поезду, например, чтобы попасть в третий класс. Но в большинстве случаев они этого не делают, так как считается, что в низших классах царит жестокость и насилие. Большинство пассажиров первого класса пытаются поддерживать такой же образ жизни, какой они вели до апокалипсиса, и зачастую в своих разговорах упоминают что-то из прошлого, как будто это существует до сих пор. Часто они жалуются на условия своей жизни и требуют у Гостеприимства выполнять различные свои прихоти.

Профессии [ ]

  • Сапоги (англ. Jackboots) — вооруженная охрана поезда.
  • Проводники (англ. Brakemen) — менеджмент поезда, ответственны за различные сферы деятельности.
  • Гостевой сервис (англ. Hospitality) — взаимодействуют с пассажирами и работниками различных сфер, чтобы поддерживать жизнедеятельность поезда. Учитывая оригинальное название использованное в сериале стоит предполагать что прообразом гостевого сервиса является орден Госпитальеров [1].
  • Рабочие Агросектора (англ. Ag-Sec) — ответственны за земледелие и животноводство на поезде.
  • Туннельщики (англ. Tunnelmen) — производят техническое обслуживание систем под вагонами, по которой можно перемещаться.
  • А так же подмастерья являющиеся учениками других профессий.
  • Инженеры — элита знающая конструктивные и прочие особенности поезда. Поддерживают его в рабочем состоянии.

Устройство поезда [ ]

Судя по схемам, которые представлены в титрах, длина вагона 12,2 метра, а ширина 4,1 метр. Высота вагонов составляет от 6 до 8 метров. В год поезд объезжает земной шар примерно 2,7 раз, чтобы обогнуть планету, ему требуется 133 дня. Длина рельсов — 318 000 км. Это больше, чем длина экватора, так как поезд объезжает каждый континент.

Поезд приводится в движением неким псевдовечным двигателем, принцип работы которого не описан. (Есть предположения считать, что это какой-то вид реактора на холодном синтезе. Тогда приобретёт смысл постоянного источника энергии. Интересен также вариант что двигатель черпает энергию из магнитного поля земли, тогда становится понятно почему он должен постоянно двигаться). Двигатель вырабатывает больше энергии, если поезд движется с большей скоростью.

Второй вариант двигателя в англоязычной среде: обычный атомный реактор с воздушным охлаждением. Запаса топлива хватит примерно на несколько сотен лет. По сути ограничен простым износом поезда. Высокий КПД достигается высоким уровнем охлаждения атмосферой как реактора так и генераторов на сверхпроводниках которые имеют магнитную подвеску и по сути не износятся. Поезд может останавливаться, но генераторы нужно отключать иначе сверхпроводники просто выйдут из строя. Исследования в Арктике показали что при скорости набегающего потока в 70км\ч температура воздуха падает до -72градусов. Обморожение наступает в течении 2 минут. Т.е. несложные вычисления показывают что обшивка поезда охлаждает сверхпроводники до -240 . Что позволяет без потерь вырабатывать огромное количество энергии. Поезд по сути радиатор реактора-генератора. Есть вариант что движение нужно для сброса отработанного топлива постепенно загрязняя дорогу. Так как путь огромный этого достаточно чтобы сотни лет не превышать допустимые дозы радиации.

Опасность остановки. При остановке катки примерзают к путям, так как подогрева нету в виду остановки генераторов, а резерв имеет очень ограниченный ресурс. Уилфорд крайне нервничает при остановке. Также есть версия что рельсы сохраняют прочность от разогрева их большими токами от генераторов. Т.е. при движении перемычки которые впереди поезда нагреваются током короткого замыкания. В противном случает сталь либо другой металл станет хрупким и просто не смог бы выдерживать колоссальные нагрузки (эпизод с антенной и Мэлани, ветер просто сломал антенну так как температуры резко упали). Существует вариант (правда экзотический) что внутри рельс установлены ТВЕЛ (со сроком службы в 50-60лет, с расчетом что потеплеет) которые подогревают рельсы до -70 при которых сталь выдерживает нагрузки.

Поезд на момент отбытия вмещал 3000 пассажиров, 70% из них проживает в третьем классе и хвосте. После гражданской войны и уравнивания всех классов на борту осталось 2746 граждан. На поезде есть свой черный рынок, где продают, например, наркотик под названием кронол.

Между классами есть «границы», которые при необходимости закрываются.

Так же предусмотрены системы отсоединения вагонов(на чрезвычайный случай), доступ к которым имеет старший проводник(Мелани Кэвил).

Источник

Оцените статью