Ледоколы пр. 22220. Технические преимущества и перспективы судоходства
В настоящее время с целью обновления атомного ледокольного флота осуществляется строительство новых судов проекта 22220 / ЛК-60Я / «Арктика». . Головной ледокол этого типа, «Арктика», был принят в эксплуатацию 21 октября 2020 г. В конце 2021-го поднимут флаг на втором судне серии. Всего планируется построить пять ледоколов, что положительно повлияет на состояние и перспективы флота, а также откроет новые возможности.
Головное судно
Проект ЛК-60Я / 22220 разрабатывался в двухтысячных годах силами целого ряда организаций. Головным исполнителем работ было ЦКБ «Айсберг», специализирующееся на тематике ледоколов. Ядерную энергоустановку проектировало ОКБМ им. И.И. Африкантова. В качестве площадки для строительства кораблей позже выбрали Балтийский завод в Санкт-Петербурге. На правах поставщиков отдельных агрегатов и деталей к проекту привлекли сотни предприятий со всей страны.
В 2012 г. Балтийский завод начал резку металла и сборку первых конструкций головного ледокола «Арктика». 5 ноября 2013 г. состоялась торжественная церемония закладки. В июне 2016 г. судно спустили на воду и перевели к достроечной стенке. В октябре 2019 г. запустили ЯЭУ с выходом на минимальную мощность, позволяющую поддерживать и контролировать реакцию.
В начале прошлого года судостроителям пришлось пересмотреть график проекта. В феврале во время работ на энергетической системе произошла поломка одного их гребных двигателей. Ремонт занял некоторое время и сместил сроки вправо. К осени удалось начать ходовые испытания, а 22 сентября «Арктика» отправилась из Санкт-Петербурга в Мурманск для проверки льдом.
По итогам всех испытаний, 21 октября был подписан приемный акт, и на ледоколе подняли флаг. Судно передано предприятию «Росатомфлот» и теперь несет службу вместе с другими отечественными атомными ледоколами.
На разных стадиях строительства
В 2014 г. Балтийский завод получил заказ на два серийных ледокола пр. 22220. В мае 2015-го заложили первый из них «Сибирь». Спуск на воду состоялся в сентябре 2017 г. Тогда указывалось, что судно передадут заказчику весной 2020 г. Однако в дальнейшем планы изменились. Согласно последним данным, «Сибирь» сейчас проходит швартовные испытания, а к концу текущего года поступит в эксплуатацию.
В июле 2016 г. заложили третье судно серии, «Урал». С мая 2019 г. этот ледокол достраивался на плаву, а сейчас идет подготовка к швартовным испытаниям. В связи с общим смещением графика работ сдача этого судна перенесена на конец 2022 г.
Еще два ледокола находятся на разных стадиях строительства. В мае прошлого года заложили «Якутию», а в декабре – «Чукотку». Их построят и спустят на воду в 2022-24 гг. Передача заказчику запланирована на середину десятилетия. Таким образом, не позднее 2025-26 гг. российский атомный ледокольный флот будет располагать пятью новыми вымпелами.
Технические преимущества
Проект ЛК-60Я разрабатывался с учетом опыта строительства и эксплуатации ледоколов предыдущих типов, а также с использованием современных решений и технологий. Это позволило получить оптимальное соотношение всех характеристик и некоторые другие преимущества. Вследствие этого «Арктика» и последующие новые ледоколы станут эффективным дополнением и заменой для существующих судов старой постройки.
Ледоколы пр. 22220 получают корпус длиной 173 м шириной 34 м. Полное водоизмещение судна – 33,5 тыс.т. Корпус создан с учетом имеющегося опыта, однако предусмотрены новые возможности. Судно имеет балластные цистерны, обеспечивающие изменение осадки от 8,5 до 10,5 м. За счет этого ледокол может работать как в открытом море, так и на мелководье. Организация-разработчик упоминает способность «Арктики» выполнять проводку по Енисею и Обской губе.
Энергетика основывается на двух водо-водяных ядерных реакторах РИТМ-200 тепловой мощностью по 175 МВт, что делает ледоколы ЛК-60Я самыми мощными в своем классе. За счет новых компоновочных решений реакторы отличаются меньшей массой и габаритами. Управление осуществляется при помощи современных цифровых систем. При помощи паротурбинных установок ПТУ-72 осуществляется выработка электроэнергии для всех потребителей.
Впервые атомный ледокол оснащен т.н. системой электрического движения (СЭД). Этот комплекс разработан Крыловским ГНЦ и рядом смежных предприятий с применением отечественных комплектующих. СЭД генерирует, хранит и использует электроэнергию, обеспечивая оптимальные характеристики хода. Движение обеспечивается тремя электромоторами, каждый со своим гребным винтом. Общая мощность на винтах – 60 МВт.
На чистой воде ледоколы типа «Арктика» способны развивать скорость до 22 узлов. Во льдах толщиной до 1,5 м обеспечивается скорость не менее 12 узлов. Максимальная толщина льда – 3 м; она сокращает скорость до 2 узлов.
Строительство ледоколов ЛК-60Я и производство основных компонентов осуществляется российской промышленностью с минимальным привлечением иностранных поставщиков. Это выгодно отличает их от судов предыдущего пр. 10580, корпуса которых пришлось заказывать в Финляндии.
В интересах судоходства
До недавнего времени «Росатомфлот» располагал четырьмя атомными ледоколами проектов 10520 «Арктика» и 10580 «Таймыр». Также необходимо вспомнить ледокольно-транспортное судно «Севморпуть». Наличные ледоколы отличаются большим возрастом и в отдаленном будущем потребуют замену. Ею станут строящиеся суда пр. 22220.
Основной задачей российских атомных ледоколов является обеспечение судоходства по Северному морскому пути. Два мелкосидящих ледокола типа «Таймыр» также способны проводить суда и караваны по устьям сибирских рек. «Арктика» и последующие ледоколы нового проекта способны работать и на реках, и в открытом море, причем на изменение осадки требуется всего несколько часов. Это делает ледоколы ЛК-60Я удобным и эффективным инструментом обеспечения судоходства.
Применение накопленного опыта и современных технологий позволило повысить технические и эксплуатационные характеристики, а также получить максимально возможный срок службы. С этой точки зрения новый пр. 22220 имеет серьезные преимущества перед предыдущими отечественными разработками, что позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.
Впрочем, имеются ограничения. Новые суда типа ЛК-60Я способны ломать льды толщиной до 3 м, но в зимний период на Севморпути встречаются и более сложные преграды. Таким образом, несколько судов типа «Арктика» не смогут обеспечить круглогодичную навигацию на всем протяжении Севморпути.
По этой причине разработан новый проект атомного ледокола 10510 / ЛК-120Я / «Лидер». Головное судно уже строится предприятием «Звезда» на Дальнем Востоке. За ним последуют еще два. Для пр. 10510 заявлена способность прохода через 4-метровые льды. Этому поможет полное водоизмещение более 71 тыс.т и энергоустановка мощностью 120 МВт на валах.
Будущее атомного флота
В отдаленном будущем «Росатомфлоту» придется отказаться от устаревших атомных ледоколов, но их место займут пять новых судов пр. 22220 и три «Лидера». Будет обеспечен как количественный, так и качественный рост ледокольного флота. Это позволит решать все актуальные и ожидаемые задачи по обеспечению судоходства на Севморпути и в ближайших регионах в любое время года и практически без ограничений.
Наличие восьми новых ледоколов с широкими возможностями позволит максимально реализовать потенциал Северного морского пути и положительно повлияет на экономику. Пока планы по строительству ледоколов реализованы лишь частично. Из восьми судов двух проектов до эксплуатации доведено только одно, но уже в этом году в строй встанет новая «Сибирь», а за нею последует «Урал». Ситуация меняется и располагает к оптимизму.
Источник
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
А теперь начнем с истории .
Атомный ледокол «Арктика» вошел в историю как первый надводный корабль, достигший точки Северного полюса. Атомоход «Арктика» (c 1982 года по 1986 год носил название «Леонид Брежнев») является головным кораблем серии проекта 10520. Закладка судна состоялась 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. В создании ледокола принимали участие более 400 объединений и предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова и Научно-исследовательский институт атомной энергии им. Курчатова.
Ледокол был спущен на воду в декабре 1972 года, а в апреле 1975-го судно ввели в эксплуатацию.
Атомоход «Арктика» был предназначен для проводки судов в Северном Ледовитом океане с выполнением различных видов ледокольных работ. Длина судна составила 148 метров, ширина — 30 метров, высота борта — около 17 метров. Мощность атомной паропроизводящей установки превышала 55 мегаватт. Благодаря своим техническим показателям атомоход мог проламывать лед толщиной 5 метров, а в чистой воде развивать скорость до 18 узлов.
Первый поход ледокола «Арктика» к Северному полюсу состоялся в 1977 году. Это был масштабный экспериментальный проект, в рамках которого ученые должны были не только достигнуть географической точки Северного полюса, но и провести ряд исследований и наблюдений, а также проверить возможности «Арктики» и устойчивость судна при постоянном столкновении со льдом. Участниками экспедиции стали более 200 человек.
9 августа 1977 года атомоход вышел из порта Мурманска, взяв курс к архипелагу Новая Земля. В море Лаптевых ледокол повернул на север.
И вот 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. За 7 суток 8 часов атомоход преодолел 2528 миль. Исполнилась вековая мечта моряков и полярных исследователей многих поколений. Экипаж и участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед уходом с полюса моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР и с надписью «СССР. 60 лет Октября, а/л «Арктика», широта 90°-N, 1977 г.».
Этот ледокол имеет высокие борта, четыре палубы и две платформы, бак и пятиярусную надстройку, а в качестве движителей используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Атомная паропроизводительная установка размещена в специальном отсеке в средней части ледокола. Корпус ледокола сделан из высокопрочной лигированной стали. В местах, подверженных наибольшему воздействию ледовых нагрузок, корпус усилен ледовым поясом. На ледоколе имеются дифферентная и креновая системы. Буксирные операции обеспечивает кормовая электрическая буксирная лебедка. Для ведения ледовой разведки на ледоколе базируется вертолет. Контроль и управление техническими средствами энергетической установки ведутся автоматически, без постоянной вахты в машинных отделениях, помещениях гребных электродвигателей, электростанциях и у распределительных щитов.
Контроль за работой и управление энергетической установкой осуществляются из центрального поста управления, дополнительное управление гребными электродвигателями выведено в ходовую рубку и кормовой пост. Ходовая рубка — центр управления судном. На атомоходе она расположена на верхнем этаже надстройки, откуда открывается больший обзор. Ходовая рубка вытянута поперек судна — от борта до борта метров на 25, ширина ее — около 5 метров. На передней и боковых стенках почти сплошь располагаются большие прямоугольные иллюминаторы. Внутри рубки только самое необходимое. Вблизи бортов и посередине располагаются три одинаковых пульта, на которых находятся ручки управления движением судна, индикаторы работы трех винтов ледокола и положения руля, курсоуказатели и другие датчики, а также кнопки заполнения и осушения балластных цистерн и огромная тифонная кнопка для подачи звукового сигнала. Вблизи пульта управления левого борта располагается штурманский стол, у центрального — рулевой штурвал, у пульта правого борта — гидрологический стол; около штурманского и гидрологического столов установлены тумбы радиолокаторов кругового обзора.
В начале июня 1975 атомоход провел по Северному морскому пути на восток дизель-электрический ледокол «Адмирал Макаров». В октябре 1976 года вырвал из ледового плена ледокол «Ермак» с сухогрузом «Капитан Мышевский», а также ледокол «Ленинград» с транспортом «Челюскин». Капитан «Арктики» назвал те дни «звездным часом» нового атомохода.
«Арктика» была выведена из эксплуатации в 2008 году.
31 июля 2012 года был исключен из Регистровой книги судов атомный ледокол «Арктика» — первый корабль дошедший до Северного полюса.
По информации озвученной представителями ФГУП “Росатомфлот” прессе, полная стоимость утилизации а/л «Арктика» оценивается 1,3-2 миллиарда рублей, с выделением средств по федеральной целевой программе. Недавно шла широкая кампания по убеждению руководства в отказе от утилизации и возможности модернизации этого ледокола.
А теперь подходим ближе к теме нашего поста.
В ноябре 2013 года на том же Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась церемония закладки головного атомного ледокола проекта 22220. В честь своего предшественника атомоход получил название «Арктика». Универсальный двухосадочный атомный ледокол ЛК-60Я станет самым крупным и мощным в мире.
Согласно проекту, длина судна составит более 173 метров, ширина — 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 метров, водоизмещение — 33,54 тыс. тонн. Он станет самым большим и самым мощным (60 МВт) атомным ледоколом в мире. Атомоход будет оснащён двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.
16 июня на Балтийском заводе состоялся спуск на воду головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220», — говорится в сообщении предприятия, которое цитирует РИА Новости.
Таким образом, конструкторы прошли один из самых важных этапов в строительстве корабля. «Арктика» станет головным судном проекта 22220 и даст начало группе атомных ледоколов, необходимых для освоения Арктики и укрепления присутствия России в этом регионе.
Сначала настоятель Николо-Богоявленского Морского собора провел крещение атомного ледокола. Затем спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, следуя традициям кораблестроителей, разбила бутылку шампанского о корпус атомохода.
Далее рабочие завода осуществили резку задержника — устройства, с помощью которого корабль удерживался на стапелях.
«Трудно переоценить то, что сделано нашими учеными, конструкторами, корабелами. Возникает чувство гордости за нашу страну, людей, которые создали такой корабль», — сказала Матвиенко. Она напомнила, что Россия — единственная страна, обладающая собственным атомным ледокольным флотом, который позволит активно выполнять проекты в Арктике.
«Мы выходим на качественно новый уровень освоения этого богатейшего региона», — подчеркнула она.
«Семь футов под килем тебе, великая «Арктика»!» — добавила спикер Совфеда.
В свою очередь, полпред президента по Северо-Западному Федеральному округу Владимир Булавин отметил, что Россия строит новые корабли, несмотря на сложную экономическую ситуацию.
«Если хотите, это наш ответ вызовам и угрозам современности», — сказал Булавин.
Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко, в свою очередь, назвал спуск нового ледокола на воду большой победой и конструкторов, и коллектива Балтийского завода. По словам Кириенко, «Арктика» открывает «принципиально новые возможности и в области обеспечения обороноспособности нашей страны, и решении экономических задач».
Суда проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до трех метров. Новые корабли будут обеспечивать проводку судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Двухосадочная конструкция позволяет использовать судно как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.
По контракту с ФГУП «Атомфлот», Балтийский завод построит три атомных ледокола проекта 22220. 26 мая прошлого года был заложен первый серийный ледокол этого проекта «Сибирь». Осенью нынешнего года планируется начать строительство второго атомохода «Урал».
Контракт на строительство головного атомного ледокола проекта 22220 между ФГУП «Атомфлот» и БЗС был подписан в августе 2012 года. Его стоимость составляет 37 млрд рублей. Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был заключен между БЗС и госкорпорацией «Росатом» в мае 2014 года, стоимость контракта составила 84,4 млрд рублей.
Источник