Развитие речи. Лексическая тема «Зимняя одежда».
Зимняя одежда
Зима — это холодное время года, и надо ответственно подойти к выбору одежды. В ней ребенку должно быть удобно, не жарко и не холодно. И конечно же, поощрять его желания самостоятельно одеваться. Надо ребенка не просто одевать, а соблюдать специальный алгоритм надевания одежды и добиваться того, что бы он его запомнил, т.к. в саду ему будет проще самому одеться.
И каждый раз, когда вы помогаете ребенку одеваться, надо каждое действие комментировать, например: сейчас наденем штаны, шапку, застегнем куртку и т.д.
Рекомендации родителям
Побеседуйте с ребенком о зимней одежде, какая она должна быть. Можно рассказать, как её шьют, где и кто. Сходить с ребенком в магазин ткани, посмотреть на разнообразие ткани и наполнителя. По возможности и в ателье можно совершить экскурсию, посмотреть на машинки, каких профессий там работают люди, что им необходимо для работы. Куда потом попадает готовая одежда и т.д.
Примерный словарь по теме, который должен освоить ребенок:
Существительные: одежда, комбинезон, куртка, пальто, шапка, шапка — ушанка, шапка — шлем, перчатки, шарф, берет, штаны, полукомбинезон, платок, фетр, шерсть, мех, синтепон, пух, рукав, капюшон, подол, пуговица, петля, манжет.
Прилагательные: шерстяной, фетровый, меховой, зимняя, демисезонная, удобная, модная, нарядная, теплый, удобный.
Глаголы: носить, надевать, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать.
Источник
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»
Елена Сарычева
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»
Тема: «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда».
— связная речь: учить давать описания зимней одежды;
— словарь и грамматика: учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о её назначении; закре-пить понятие «одежда»; учить пользоваться в речи сложнопод-чинёнными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
— звуковая культура речи: учить выделять на слух и правильно произносить звук (ж, изолированный, в словах и фразах; под-бирать слова на заданный звук.
Материал: кукла; зимняя кукольная одежда; игрушки – жук, ёжик, медвежонок; веточки ели и сосны.
Воспитатель. Послушайте стихотворение. Его написала Ирина Токмакова.
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на ёлке – снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О зи-ме.)
Почему вы думаете, что это зима? (Потому что снег, потому что снег нападал на мишку, потому что мишка спит зимой.)
Кто из вас любит зиму? Почему? (Потому что можно лепить снежную бабу, снеговика, Деда Мороза, Снегурочку, можно ка-таться на санках, коньках, лыжах.)
Теперь спросите меня, почему я люблю зиму. (Дети задают вопрос,воспитатель отвечает: потому что на улице мороз, чистый белый снег, деревья стоят в снегу – очень красиво.)
Зимой на улице тепло или холодно? (Холодно.)
А как люди одеваютя зимой? (Тепло.)
Наша кукла собирается на улицу. Что ей надеть, чтобы не за-мёрзнуть? (Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли чвет одежды, её отличительные признаки, в том числе и функциональные.)
Какое это пальто, куртка? (Зимнее, меховое, тёплое.)
Что есть у пальто, куртки? (Воротник, карманы, пуговоцы, мол-ния-замок.)
Зачем нужен шарф? (Чтобы повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло в шею, чтобы не заболеть.)
Про что мы скажем: пушистый, меховой, мягкий?. (Про ворот-ничок.)
Жёлтая, вязанная (Шапочка.)
Тёплые, шерстяные. (Ретузы.)
Штаны, шарф, варежки…это (Одежда.)
Какая одежда? (Зимняя.)
Какая зимняя одежда есть у вас? (Сапоги, штаны, куртка, ва-режки, шарф.)
Сейчас мы как будто пойдём гулять. Наденем рейтузы, кофту, шапку, шубу, застегнём пуговицы. (Дети иммитируют одева-ние.)
Попросите друг друга помочь завязать шарф. (Дети завязыва-ют друг другу шарф.)
Наденем варежки. (Надевают варежки.)
Скажите правильно, что вы надели? (Дети перечисляют одеж-ду.)
Пошли гулять. Посмотрите, какой липкий снег! Поиграем в снежки. (Дети «лепят» и бросают снежки.)
Пошёл снежок! Подуем на снежинки. (Дети дуют на снежин-ки.)
Дуть надо долго-долго. Теперь вернёмся в группу. (Возвраща-ются на свои места.)
Сейчас будем отгадывать загадки. Кто это?
А сядет – землю роет.
Как жук жужжит? (Дети отвечают.)
Маленькие жуки жужжат тихо. Покажите как. (Дети показыва-ют.)
А большие жуки жужжат громко. Покажите, как.
Послушайте слово: ж-ж-жук. Какой звук слышится в этом слове?
А эта загадка о ком?
Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёжик.)
Какие иголки вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицин-ские.)
Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
Какой иглой мы шьём, вышиваем? (Швейной.)
Что шьют швейной иглой? (Одежду.)
Что делают медицинской иглой? (Укол.)
Можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
Ты ежа не трогай лучше,
Потому что он… (колючий).
Лиса потрогала ежа и … (укололась).
У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат … (короткие и тонкие).
Иглы на ёлке еловые, а на сосне … (сосновые). Отвечай поско-рей, какие из них длинней?
А вот ещёодна загадка:
Зимой спит, летом ульи ворошит.
Кто детёныш у медведя?Послушайте слово: медвеж-ж-жата. какой звук слышаться в этом слове?
А в слове медведь есть звук (ж?
Теперь вспомните слова со звуком (ж): ж-жук, медвеж-ж-жонок, ёж-ж-жик.
Что они делают зимой? (Спят.)
А нам с куклой Тамарой пора собираться на прогулку.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи». Итоговое мероприятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи.» Цели: -Формировать умения обогащать и классифицировать.
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи «Перелётные птицы» Конспект открытого занятия по развитию лексико – грамматического строя речи и развитию связной речи. Тема. Перелётные птицы. Цели: — обогащение.
Источник
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Одежда»
Обогащаем и активизируем словарный запас ребенка, знакомим его с существительными: кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; с глаголами: носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить; с прилагательными: шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…
Игровое упражнение «Что я загадала?» — она меховая….. (шуба), он непромокаемый …. (плащ), они шерстяные …… (носки) и т.д.
Игра с мячом «Какая? Какое? Какой? Какие?»
платье из шелка – шелковое, пальто из драпа — …
шуба из меха – … сарафан из ситца — …
перчатки их кожи — … свитер из шерсти — ….
Игра «Подбери признак»
Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.
Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.
Игра «Что из чего?». Образование относительных прилагательных.
— У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
— Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
— Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
— Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
— Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
— Пальто из драпа (какое?) – драповое.
— Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.
Игра «Один — много»
Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
— У мамы одно платье, а у Тани много платьев.
— У мамы одна юбка, а у Тани много юбок.
Игра «Два – две»»
Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
— О чём можно сказать два?
— Два платья, два пальто, два плаща…
— О чём можно сказать две?
— Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…
Игра «Считай и называй»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.
Упражнение «Назови и покажи» (закрепляем названия частей одежды):
рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли;
Упражнение «Скажи ласково»
Шуба – шубка пальто — куртка —
Пиджак — блуза — рубашка —
Футболка — майка — брюки —
Шорты — костюм — юбка —
Платье — носки — колготки —
перчатки — варежки — шарф —
комбинезон — рукав — карман —
Игра «Назови ласково» (для детей старше 5 лет)
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок — Таниной, причём называет его ласково, например,
— У мамы платье, а у Тани … платьице.
— У мамы кофта, а у Тани … .
— У мамы брюки, а у Тани … .
— У мамы куртка, а у Тани …
«Посчитай от одного до пяти»: (голосом выделяем окончания у существительных)
Одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;
одно платье, два …, три …, четыре …, пять …;
один шарф, два …, три …, четыре …, пять ….
Упражнения для развития навыков звукового анализа
Упражнение «Назови первый звук в слове»
Упражнение «Какой звук в слове последний?»
Упражнение «В каком слове есть звук О (А, И, У, Т, С и т.д)?)
Подвижные игры
Платье
Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.
Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
А на платье два кармашка, «Рисуют» на животике два кармашка.
Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику.
Пальчиковая гимнастика для детей средних групп
Я перчатку надеваю
Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной
Я в нее не попадаю. рукой другую, как будто надевают перчатку.
Сосчитайте-ка, ребятки, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять». Загибают пальчики на обеих руках,
начиная с больших.
Пальчиковая гимнастика для детей старших групп
Гномики-прачки
Жили-были в домике Сжимают и разжимают кулачки.
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики, начиная с больших.
Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с больших.
Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.
Токи — рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
Пальчиковая гимнастика для детей подготовительных групп
«Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять – На каждое слово соединяем пальцы (указательный,
Вещи будем мы стирать. средний, безымянный, мизинец) с большим пальцем одной руки.
Платье, брюки и носочки, То же с пальцами другой руки.
Юбку, кофточку, платочки,
Шарф и шапку не забудем – То же самое с двумя руками одновременно.
Их стирать мы тоже будем.
Загадки про одежду
Вы внимательны, как прежде,
И загадки про одежду
Сразу отгадаете, потому что знаете:
В чем гулять, а в чем играть,
В чем укладываться спать,
Что зимой надеть, что летом —
В этом нет для вас секрета,
Только время не теряйте —
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежки)
По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл. (Колготки, брюки)
По рубашке бежит –
На груди лежит. (Галстук)
Что сейчас наденем смело,
Чтоб горло не болело? (Шарф)
Чтобы ушки не замерзли,
Голова в тепле была,
Натянуть ее нам нужно
До затылка и до лба? (Шапка)
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба)
Я как зонт — не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое? (Плащ)
Стихотворения для автоматизации в речи звуков
Пижама ( звуки Ж, Л)
Мама мне купила.
А на ней жирафы,
Ежи и крокодилы.
Жирафы шею тянут —
Вот-вот листок достанут.
Будут листики жевать —
Как же мне в пижаме спать?
Брюки (звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ)
Брюки из вельвета
Есть карманы, поясок,
Сверху модный ремешок.
Ой, как Петя извозился —
Два часа в песке трудился!
О вельветовые брюки
Часто вытирал он руки.
Юбка (звуки С, Ш, Ж)
Катя шепчет: — Наряжусь
И в новой юбке покружусь.
Платье (звуки Л, Р)
Платьице у Кати —
Есть на новом платье
Бантики и рюшки.
Ахнут все подружки.
Не бывает лучше.
Брюки — мальчикам нужны,
С ними мальчики дружны,
И зимой, и осенью
Ежедневно носят их.
Для Антошки и Аркашки
Сшили новые рубашки,
Оба рады от души —
Так рубашки хороши.
Мама, бабушка, смотрите:
Подарил мне папа свитер,
Чтоб носить его всегда
И не мерзнуть в холода.
Мамы, папы и ребятки
Носят осенью перчатки, (замените слова «осенью» на «и зимой»)
Чтобы пальчики не стыли,
Ручки тепленькими были.
Куртка — теплая одежда.
В куртках Таня и Олежек
В октябре и ноябре, (можно заменить на «в декабре и январе»
Когда сыро на дворе. «не замерзнешь во дворе»)
Источник