- Сочинение: описание картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
- Сочинение по картине Юона «Конец зимы. Полдень»
- описания картин
- Вступление. Жанр картины и история создания.
- Краткий сюжет (что изображено)
- Передний план
- Средний план
- Задний план
- Цветовая гамма и ее роль
- Настроение картины. Личное мнение.
- Сочинение-описание по картине Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень»
- «деревня. зима», исаак ильич левитан — описание картины
- Чем привлекательна для художника зима?
- Задорная зима Василия Сурикова
- Лазурная зима Игоря Грабаря
- Загадочная зима Ивана Шишкина
- Деревенская зима Исаака Левитана
- Городская зима Константина Юона
- Зима в пейзажах И. Левитана. Презентация
- И.И. Левитан. Деревня. Зима. 1877-1878
- Исаак Левитан
- Корней Чуковский. Воспоминания о выставке Левитана, 1903
Сочинение: описание картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Перед нами картина художника Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Он не зря так ее назвал, если рассмотреть внимательно пейзаж, то многие детали подсказывают, что зима уже заканчивается, скоро необходимо ждать приход весны. А яркие лучи солнца, подсказывают, что день уже в разгаре, наступил полдень. Только в это время дня может быть такое яркое солнце, и длинные тени от деревьев и домов.
Перед нами деревенская местность, о которой указывают деревянные строения. На заднем плане картины изображен смешанный лес. Рядом с ним небольшой дом, возле которого лошадь и человек. Справа видна невысокая горка, на которой по-видимому катаются дети на лыжах и санках.
Слева на картине находятся еще строения. Их крыши покрыты толстым слоем снега. Возле них растут стройные березки, и в виде пирамид совсем рядом, высятся ели. Они изумрудные, но под лучами солнца отдельные ветки окрашены слегка в желтоватый цвет. Снег на них уже растаял.
Возле дома сложены поленья дров. Из-за яркого солнца от деревьев отходят тени, окрашенные в синий цвет. Художник мастерски изобразил на картине различные цвета снега. В зависимости от освещения и расположения он голубой, зеленоватый или с желтым оттенком. Только возле леса, белый и чистый снег. Так же на нем уже заметны проталины и следы от обуви.
В центре картины дети, совершившие лыжную прогулку. Они усталые, но довольные идут домой. Как бы украшением пейзажа картины, ее цветными пятнышками на снегу, являются петух и куры, которые вышли на прогулку и пытаются отыскать себе корм.
Художник с большой любовью передал свое настроение от радости скорого прихода весны и великолепия солнечного зимнего дня. Он показал, что ему рады деревенские дети и даже домашние животные.
Источник
Сочинение по картине Юона «Конец зимы. Полдень»
описания картин
Вступление. Жанр картины и история создания.
Константин Федорович Юон. Конец Зимы. Полдень.
В 1929 году талантливый русский художник Константин Юон создал картину «Конец зимы. Полдень». На ней он изобразил великолепную красоту меняющейся природы. Зима подходит к концу, и на смену ей идет прекрасная весна.
Работа выполнена в жанре пейзажа, но с присутствием людей и птиц.
Живописец много лет прожил в деревне Лигачёво, где и были написаны его лучшие картины. Поэтому не удивительно, что натурой для работы «Конец зимы. Полдень» тоже стали родные места Подмосковья.
Краткий сюжет (что изображено)
На картине изображен зимний пейзаж, но рыхлый снег и яркое солнце говорят уже о приближении весны. Тени, которые отбрасывают деревья, подтверждают, что автор писал работу в полдень.
Кроме пейзажа на картине мы видим домик. По одну сторону его забора ходят куры в поисках пищи, а по другую сторону — находятся лыжники.
Передний план
Земля и крыши построек на картине покрыты талым снегом. На переднем плане изображены тени от березок, рыхлые следы на снегу. По тому, как падают тени от деревьев, можно понять, что время полуденное. Так же мы видим трех курочек и одного петуха, которые после долгой зимы вышли на прогулку. Их головы наклонены вниз, ведь они ищут что-то съестное.
Средний план
На среднем плане слева расположен деревянный дом, крыша которого еще покрыта подтаявшим снегом. Возле дома лежат дрова, такие необходимые каждому деревенскому жителю того времени. Справа на полотне изображены красавицы-ели, высокие и стройные. На них уже не видать снега, что тоже предвещает скорую весну.
Напротив жилища стоят лыжники. Они ждут товарища, который запоздал и только едет к ним. Ребята наслаждаются уходящими зимними радостями.
Задний план
Задний план картины живописец заполнил густым темным лесом. Он расположился на пригорке и понемногу просыпается после зимней спячки. Небо еще серое, но совсем скоро станет светлым с первым весенним теплом.
Цветовая гамма и ее роль
Так как художник изображал еще зимний пейзаж, то на картине много белого цвета. Однако снег уже имеет не белоснежный, а синий глубокий оттенок, ведь он уже талый из-за первого тепла. Ели прорисованы приглушенным зеленым цветом, их ветви уже освободились от снега. Интересный контраст с общим фоном составляют птицы, которые имеют яркий цвет. Они делают картину радостной и оживленной.
Настроение картины. Личное мнение.
Картина Юона «Конец зимы. Полдень» впечатлила меня, как, наверное, и каждого, кто ее рассматривал. Зима здесь прекрасна, ведь можно, например, кататься на лыжах. Но все-таки все наполнено радостным предчувствием весны.
Сочинение-описание по картине Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень»
Русский мастер Константин Юон умел удивительно точно воспроизводить красоту окружающего мира. Одной из его лучших пейзажных работ можно считать картину «Конец зимы. Полдень». Здесь художник изобразил конец зимы, приближение весны. Это интересное время, когда природа готовится к переменам.
На картине много снега, но он уже талый, на нем видны рыхлые следы. Вторая часть названия работы — «Полдень». В том, что время указано верно, можно убедиться, посмотрев на тени от березок.
Кроме следов на снегу и теней от берез, на первом плане картины изображены куры и петух. Они яркие и создают контраст с общей приглушенной цветовой палитрой.
Среднюю часть картины занимают опрятный деревянный домик, рядом с ним лежащие дрова, красивые ели и лыжники. Зима уходит, и ребята спешат насладиться зимними развлечениями. Люди, птицы и постройки оживляют пейзаж. Мы видим, как гармонично смотрится деревня среди природы. На заднем плане картины живописец изобразил густой лес на пригорке. Снег на деревьях уже растаял, что предвещает скорую весну.
Почему картина Константина Юона «Конец зимы. Полдень» очаровывает зрителей? В ней видна гармония между прекрасным пейзажем и уютом деревенской жизни. Зима на картине уже не грозная, она смиренно отдает полномочия весне. Талый снег имеет синий оттенок, а значит скоро побегут первые ручьи. Природа снова оживет, и в деревне закипит работа.
Источник
«деревня. зима», исаак ильич левитан — описание картины
Приветствую вас, мои любимые читатели. На улице зима, потому и тема сегодня зимняя. Предлагаю в очередной раз помочь нашим школьникам в учёбе и подготовить материал для детей про картины русских художников о зиме. Уверена, в самое ближайшее время он может пригодиться на уроках русского языка и литературы.
Чем привлекательна для художника зима?
Русская зима – это не только наша визитная карточка для любого иностранца, который передёргивается от холода только при ее упоминании. Это ещё и настоящая находка для пейзажистов. Где ещё, как не на Руси, в таком великолепии можно увидеть пушистые снежные хлопья и искрящийся под лучами зимнего солнца снег?
Как, если не художественной кистью известных авторов, с точностью до малейшего шороха передать тот самый уютный скрип под ногами? Кто, как не русские художники, могут окутать нас со своего художественного полотна безмятежным великолепием спящей зимой природы, укутавшейся белоснежным покрывалом?
Одним словом, «…мороз и солнце, день чудесный….». Вдохновлённые красивым поэтическим словом известных мастеров литературы о русской зиме, мастера живописи творили красоту на полотне, причём красоту чаще радостную, солнечную и полную ярких красок.
Давайте же скорее знакомиться с описанием некоторых картин известных русских авторов и погружаться вместе с их творчеством в завораживающий зимний мир природы.
Задорная зима Василия Сурикова
Начнём, пожалуй, с самых интересных для детей сюжетов – про озорные игры, ведь часто зимнее настроение чем-то напоминает ребячество.
Именно об этом и хочет поведать нам со своего полотна «Взятие снежного городка» Василий Суриков. Его работа считается одной из наиболее оптимистичных живописных картин, а в коллекции работ Сурикова – единственная, где нет ни трагической, ни конфликтной нотки, к чему был склонен автор.
Появилось художественное произведение живописи на свет во время пребывания автора на маленькой сибирской родине в Красноярске. Местные забавы с детства были по душе художнику с казацкими корнями. Такие игры он нередко наблюдал из окошка своего дома, да и сам в них участвовал. Снежные городки всегда появлялись как часть масленичных гуляний, к которым готовились за несколько дней.
Весь молодецкий задор нашёл воплощение на холсте, где главные герои – сибиряки с румяными и радостными лицами. Восхищённые взгляды крестьян в тулупах и полушубках направлены на всадника, взявшего снежную крепость.
Толпа победителей радостно смеётся, улыбаясь нам с полотна. Особенный колорит и праздник на картине создают примененные Суриковым эффекты праздника – расписные упряжки, яркие детали одежды. Наблюдается и привычная для художника техника – всегда много персонажей, каждый со своим выражением лица и в определённой позе, каждый наделён своим характером, словно автор вдохнул в них душу.
Суриковское полотно – это будто ожившая, полная движения морозная свежесть зимнего полудня, полного ярких контрастов.
Лазурная зима Игоря Грабаря
Полюбивший всей душой зимние пейзажи Игорь Грабарь всегда находил в чистых, на первый взгляд белых зимних красках, разные оттенки. Его картины – это далеко не скучное белое покрывало, закрывшее собой всё живое. Автор считал, чтобы написать зиму, нужно огромное количество разных оттенков. Потому-то его зима на полотнах – лазурная, в ярких сине-голубых красках, от безупречности которой порой рябит в глазах.
«Зимнее утро» художника – наглядное тому подтверждение. Хотя если внимательно присмотреться, то в работе можно увидеть и другую палитру красок, не выбивающуюся из общего лазурного тона. Покрытая снегом опушка, окутанные утренним инеем деревья занимают центральное место на холсте.
Особое настроение создают пробивающиеся сквозь ветви солнечные лучи, которые своим мягким жёлтым светом заставляют искриться всё вокруг, создавая ощущение утреннего морозца.
Игорь Грабарь не старался прорисовать каждую деталь. Наоборот, всё на холсте написано маленькими густыми мазками и слегка сливается в единый пейзаж, создавая восторженное настроение подобно сказке.
Загадочная зима Ивана Шишкина
Картина И.Шишкина под названием «Зима» — это настоящая тайна. Здесь только густые деревья и белый снег. На холсте лишь много стволов и огромных веток, покрытых большими белыми сугробами. И ничего более. А больше художнику ничего и не нужно было, чтобы передать нам всю таинственность зимнего дремучего леса.
Ни единого следа, говорящего о присутствии живой души, лишь поваленные стволы и безмолвие, скованное морозом. Всё говорит о том, что природа действительно спит.
Работа автора в некотором роде даже похожа на современную фотографию, настолько естественно близко ему удалось передать пейзаж. Смотришь сквозь могучие деревья и, кажется, что сейчас из-за них выйдет герой из сказок. Может, за деревьями прячется косолапый мишка, а может сквозь ветви пробирается Морозко с волшебным посохом?
Лишь два цвета – белый и чёрный, зато как умело пейзажист Шишкин смог передать нам зимнее спокойствие лесной поляны и уходящее вдаль в светлое «окошко». Но стоит присмотреться повнимательней, и на снегу мы увидим оттенки жёлтого, а деревья далеко не печально чёрные, а написаны в мягких коричневых тонах.
Да и жизнь присутствует на холсте, оказывается! Вглядитесь: на ветке в этом пустынном зимнем сказочном мире сидит птица. И это тоже прибавляет загадочности и мистики работе Шишкина.
Деревенская зима Исаака Левитана
Картину с названием «Деревня. Зима» Левитан написал, когда ему исполнилось всего 18 лет, и это были его первые, но довольно успешные шаги в сфере живописи.
Простота сюжета складывается из нахохлившихся, будто замерших вместе с зимней природой деревенских домиков, разместившихся по бокам заезженной тропинки. Плотные снежные покрывала накрыли их приосанившиеся, выстроившиеся в стройные ряды силуэты.
Кажется, что всё замерло вместе с пришедшей в деревню зимой. О теплящейся в деревеньке жизни говорит разве что фигура человека, которую не так-то просто разглядеть в пейзаже с пустынной улицей и голыми деревьями на заднем плане.
Городская зима Константина Юона
Зима хороша не только в лесу, она красива не только в деревенском пейзаже. Она ещё и необычайно удивительна в городских сюжетах. У известного живописца Юона любимой темой было изображение на холстах Троицкой лавры. Удачней всего ему удавались зимние пейзажи с памятником архитектуры.
Его картина «Троицкая лавра зимой» пропитана любовь автора и несёт в себе надежду и веру. Центральное место на холсте занимает храм, протянувший в небо свои купола. И вся суета замирает в этом месте, словно…
Длинная череда людей направляется бесконечной лентой по торговому тракту мимо храма, а в небе им вереницей вторит стая птиц, будто отражение. Свежесть и умиротворение автор смог передать нам при помощи белоснежного покрывала. Полное зимнее спокойствие.
Вот такая зимняя пятёрка сегодня получилась. И это лишь маленькая толика среди множества картин известных русских художников о зиме. Может, у вас есть свои любимые? Поделитесь своими впечатлениями. Расскажите о них в х)
А про картины на весеннюю тематику мы рассказывали здесь. Мы вообще много про что рассказываем, так что, лучше подпишитесь на новости блога, чтобы быть в курсе школьных событий.
Прекрасной вам зимы!
Зима в пейзажах И. Левитана. Презентация
Зима в пейзажах Исаака Левитана
Учитель Николаева Н.Н.
«Левитан любил русскую природу фанатически, почти исступленно»
«Под Москвой, в Сокольниках, шла дорога, колеи в снегу заворачивали в лес. Потухала зимняя заря, и солнце розовым цветом клало яркие пятна на стволы больших сосен, бросая глубоко в лес синие тени.
— Смотри, — сказал Левитан.
Мы остановились. Посинели снега, и последние лучи солнца в темном лесу были таинственны. Была печаль в вечернем свете.
— Что с вами? — спросил я Левитана.
Он плакал и грязной тряпочкой вытирал у носа бегущие слезы.
— Я не могу, — как это хорошо! Не смотрите на меня, Костя. Я не могу, не могу. Как это хорошо! Это — как музыка…»
Не менее показателен и еще один случай из юности Левитана, также описанный Коровиным:
«Левитан, придя ко мне, остался ночевать у нас.
— А что это висит у тебя на стене? Ружье? — спросил Левитан.
— Ружье и патронташ. Я охотник, — ответил я.
— Охотник, это интересно должно быть. Я когда получу деньги за уроки, то куплю ружье и пойдем на охоту, да…
— Пойдемте, — обрадовался я. — Пойдемте в Перервы. Там убьем зайца.
— Зайца? — повторил Левитан испуганно. — Это невозможно, это преступление. Он хочет жить, он любит свой лес. Любит, наверное, иней, эти узоры зимы, где он прячется в пурге, в жути ночи…
Он чувствует настроение, у него враги… Как трудно жить и зачем это так.
Я тоже заяц, — вдруг улыбнувшись, сказал Левитан, — и я восхищен лесом и почему-то хочу, чтобы и другие восхищались им так же, как и я…»
Ольга Книппер-Чехова вспоминала о нем:
«Не могу не пережить в памяти первого и последнего посещения студии Левитана (он вскоре скончался), не могу не вспомнить тишины и прелести тех нескольких часов, когда он показывал свои картины и этюды Марии Павловне и мне.
Сильно волнуясь (у него была болезнь сердца), бледный, с горячими красивыми глазами, Левитан говорил о мучениях, которые он испытывал в продолжение шести лет, пока он не сумел передать на холсте лунную ночь средней полосы России, ее тишину, ее прозрачность, легкость, даль, пригорок, две-три нежные березки… И действительно, это была одна из замечательнейших
Зимний пейзаж с мельницей
И.И. Левитан. Деревня. Зима. 1877-1878
Мы впервые с Максимом (3г 7 мес.) участвуем в творческом проекте «Картинная галерея» (http://earlystudy.ru/tematicheskie-zanyatiya-2/kartin..), спонсором которого является он-лайн школа «Учимся играя» (http://www.schoolearlystudy.ru). Но очень постараемся изучать творчество художников в течение года, благо сын обожает творить. Может и дочка к концу года захочет к нам присоединиться, когда немного подрастет.
Итак, темой декабря является зима.
Каждое время года по-своему прекрасно. Я обожаю зимой лепить из снега, рисовать на снегу и пр. Но в последнее время меня манит сладкое. Поэтому, изучив «зимние» картины из Тематического комплекта развивающих игр «Зима» (http://www.schoolearlystudy.ru/3-4-goda/tematicheskiy..), мы решили сделать свою вкусную версию картины И.И.Левитана «Деревня зимой».
Вернувшись с дневной прогулки, я сообщила карапузу, что мы будем творить и его ждет вкусный сюрприз. Показала картину великого художника и спросила: «Что ты видишь?» Максим ответил: «Дорогу, лес, волки (в лесу), машины, забор (это про домики), мышка (фигура человека)». Я ему подсказала, может вместо забора домики, а рядом с домом человек? Мышка что-то слишком большая. Сын согласился и спросил: «А зачем тётя вышла на улицу?» Я предположила: «Может ждёт лошадь, запряженную в сани?» Макс сказал: «Она поедет в лес за ёлкой».
Подобрали основную гамму цветов (к печатной версии картины), которую использовал художник: белый, слоновая кость, кофейный. Когда открыли оригинал картины на компьютере (http://gallerix.ru/album/Levitan/pic/glrx-592929077), то к найденным добавили васильковый, ультрамарин и горчичный оттенки.
Ход нашей работы:
Большую тарелку мы густо намазали сметаной. Сверху разместили домики из печенья. Решили примеры:
Крыши домиков засыпаны снегом- сметаной. Трубы на крышах домов и лес — какао. Дорога — коричневый сахар. Деревья и силуэт человека- гранатовый сироп.
Вкусная картина готова!
Очень мне понравилось стихотворение «Моя деревня» Татьяны Лавровой
(http://www.sunhome.ru/poetry/125018?print)
Наваждение мое – деревня…
Дом озябший на краю стоит.
У плетня разбросаны поленья…
И “Журавль” колодезный скрипит.
Я примчусь на тройке белогривой,
Тишины, нарушив зимний сон.
Льется по округе шаловливый,
Звонкий колокольный перезвон.
Загляну под ветхое крылечко,
Ключ достану и открою дверь.
Разбужу огонь, заснувший в печке,
Пусть позлятся снег, пурга, метель.
Заведу я ходики с кукушкой
И поставлю старый самовар.
И с соседкой – давнею подружкой,
Вспомним детство, молодости жар.
Сумерки сжигают все пространство
До размеров моего гнезда.
И Зимы прекрасное убранство
Уместилось в сказке изо льда.
Посидим… А с утренней Зарею
С колокольным звоном снова в путь…
Я приеду будущей зимою,
В старом доме сердцем отдохнуть.
Исаак Левитан
Нет ничего интереснее, как наблюдать нашего обывателя, попавшего на выставку картин. Растерянно и беспомощно блуждает из одной залы в другую, будто выполняя какую-нибудь неприятную обязанность; подавленный массой пестрых впечатлений, угнетенный, разбитый, обалделый вырывается он на улицу, на «свежий воздух» от назойливого скопища красочных впечатлений, от всех этих пятен, линий, контуров, красок, оттенков, унося с собою в душе сумбур, сумятицу и хаос.
— Боже мой! Кому нужно это наваждение? Зачем это люди стремятся подчинить свою душу тяготе такого огромного, пестрого и насильственного впечатления? — думает обыватель, несколько оправившись от этого «хаоса».
— В сущности говоря, там были две-три картины, которые стоило смотреть, а все остальное, все эти пейзажи, «Опушки», «Восходы солнца», «Прибои», все эти «Сосновые леса» да «Дубовые рощи» — ну к чему они — скажите, пожалуйста? Я стою перед картиной и вижу: «Роща»; ну и хорошо, ну а дальше-то что?!
Так рассуждает обыватель и рассуждает вполне правильно: всякий предмет, изображенный на картине, не сам для себя изображен, а для того, чтобы ответить на этот вопрос: — Что же дальше?
Только напрасно обыватель ищет ответа на этот вопрос исключительно у жанровой живописи, напрасно пробегает он скучающим оком все полотна, где нет человека с его страстями и радостями, напрасно думает он, что «Рощей» и «Морем» нельзя передать эти страсти и радости, а непременно нужно обратиться к носителю этих чувств — к человеку. Среди художников не раз появлялись мастера-чародеи, которые умели сказать каждой травке, каждому листику:
— Служи моему чувству, будь вещественным сгустком этого чувства, всецело перейди в него, прекратив самостоятельное свое существование, а я награжу тебя бессмертным отблеском вечной красоты…
Царем таких чародеев и был у нас покойный Левитан. Он полновластно подчинил себе всю природу и заставил ее, молчаливую, рассказать нам обо всех скорбях и тревогах великого художника.
Вот он пишет вам свой «Март». Казалось бы, кроме талого снегу, мокрых досок деревянного строения да голубого неба — что может быть еще на этой картине? Однако нет. После этой картины вы уже будете исполнены не того чувства, которое владело вами до нее. Вслушайтесь в него. Это настоящий гимн жизни, это упоение бытием, это радостная Jasagung всему, что живет, движется и ощущает.
Или вот его великолепный «Вечер», вызвавший в свое время такую небывалую бурю восторгов.
К чему относятся эти восторги? Неужели к этим мирным колокольням, к этой незатейливой речке, к этим безмятежным деревьям? О! Конечно, нет.
Душевный покой, невозмутимый, простой и ясный, ненарушимое молчание жизни, тихий отдых, тихая, грустная радость — вот что приветствовали все в этом беспритязательном пейзаже…
И разве не за эту же мирную улыбку успокоения благодарили мы художника, когда он подарил нас «Тихой обителью» — этими беленькими церковками, кротко выглядывавшими из заполнившей их зелени? Все — деревянный самодельный мостик, наивные цветы, толпящиеся на первом плане, тихая речка, где мягко отражен благодушный пейзаж, — все это делает вас сосредоточеннее, яснее, проще — приближает вас к тому святому жизнепониманию, которое заставляет вас порою завидовать каждому ребенку.
Про его знаменитую картину «Над вечным покоем» даже и говорить страшно. Это какая-то пучина спокойствия, неземного, нечеловеческого спокойствия. Горизонт захватывает дух — так он необъятно велик.
Безмятежное небо распростерлось над небольшим тускло-зеленым бугорком земли, над сельским кладбищем — таким крошечным, таким ничтожным перед лицом этой бесстрастно раскинувшейся природы, что сама смерть кажется здесь фальшивой и незначительной. Ее поглотила эта спокойная ширь.
Здесь, перед молчаливым покоем вечной природы, — глуп, и ничтожен, и мал человек со всеми его страданиями, криками и проклятиями. И, несмотря на это, — эта природа послужила тому же человеку, чтобы рабски передать те страдания, крики и проклятия, которые теснятся в человеческой груди.
Это двойное отношение Левитана к природе — отношение раба и господина — и являлось, по-моему, причиной того скорбного, бесконечно грустного безысходного покоя, которым проникнута каждая черточка его произведений.
Вдумчивое очарование грусти — нежная мелодия сумеречных переживаний, робкая жажда счастья, вечности и жизни — вот в чем обаяние левитановской поэзии, вот в чем смысл ее могущества над современным русским человеком, только что пережившим все ужасы безнадежной чеховщины.
Полюбуйтесь его «Владимиркой». Какая жадная даль, какое бешенство ее размаха! Вдохновенна, опьяняющая, манящая ширь… Манящая, но куда. Понятно, куда может заманить Владимирка, — и нельзя ли этой Владимиркой символизировать все творчество славного художника, с его спокойным и примеренным сознанием безысходности всех фаустовских порывов человеческого духа?
Нужно ли говорить о жизни этого великого человека? Бьющийся в стенах большого города средь голода и нищеты, без всякого намека на человеческую поддержку, неустанный работник, бесконечно преданный своему великому делу; обожание и восторг толпы, слава, рост, талант, высшее его напряжение и смерть — нужно ли говорить обо всем этом…
Сегодня она уже открылась — эта выставка, выставка Левитана.
Сегодня вы все можете насладиться чарующей поэзией левитановского пейзажа, отдаться во власть его мягкого, элегического, нежного настроения, его надломленного, тихо тоскующего, больного духа, сегодня все вы, сколько вас ни есть, придете к творениям угасшего художника, и он отдаст вам свою грусть, безропотную и молчаливую, свое робкое, примиренное страдание, свою спокойно-меланхолическую душу. Он отдаст — вы только взять сумейте. Главное, пусть не запугивает вас слово пейзаж. Ибо, называя Левитана пейзажистом, все мы говорим неправду.
Пейзаж — это вода, деревья, небо, море. У прежних художников была одна задача: получше передать на полотне все эти вещи. Для Левитана же все они являются только предлогом, только формой, только оболочкой его чувств.
Главное для него — эти чувства, а окружающий мир был только показателем их — не больше.
И поэтому, отойдя от Левитановой картины, можно сейчас же забыть все, что изображено на ней, все: и деревья, и воду, и небо, и море — в душе сохранится только то чувство, которому они послужили, которое сумели они передать вам.
До Левитана было много весьма почтенных и славных пейзажистов. Был Шишкин, был Боголюбов, был Айвазовский. Их ценили, уважали, почитали — все, что хотите, но любить — никого не любили так пылко и родственно, как Левитана. Именно потому, что, как я говорю, никто из них не умел сделать окружающую природу только средством для выражения своего внутреннего мира. Никто, кроме Левитана.
Даже и стремления к этому не было у них. Один специализировался на писании моря, другой — леса; один служил одному уголку природы, другой — другому, а про то, что можно и должно служить какому-нибудь уголку души — об этом никто и думать не хотел.
Левитан первый из русских пейзажистов (не считая Саврасова, с которым это происходило почти случайно) глянул внутрь, в самого себя, специализировался на изображении своей души.
Нельзя сказать, чтобы это была узкая специальность! И какой же он пейзажист после этого? Он психолог, он поэт, он композитор, — и все, кто будут на открывшейся сегодня выставке, все почувствуют, до какой степени господствует его чистый благородный дух над всем, что изображено в его произведениях. Дух, чувство — вот истинный объект Левитанова творчества. Какое чувство? Какой дух?…
Корней Чуковский. Воспоминания о выставке Левитана, 1903
- Солнечный день
- Деревня. Зима
- Березовая роща
- Волжский пейзаж
- Осенний день. Сокольники
- В парке
- Пейзаж с охотником
- Дуб
- Деревня на берегу реки
- Осиновая рощица. Серый день
- Абрамцево
- В березовой роще
- Свежий ветер. Волга
- Избушка на лугу
- Зимой в лесу
- Пейзаж с избами
- Аллея. Останкино
- Ай-Петри
- В крымских горах
- Берег моря в Крыму
- Крымский пейзаж
- Лесная речка
- Речка Истра
- Заросший пруд
- Речка
- Вечер на Волге
- Вечер на Волге
- Пейзаж с пароходом
- Лунная ночь
- После дождя. Плес
- Одуванчики
- Лесные незабудки
- Золотая осень. Слободка
Близ Бордигеры. На севере Италии.
- Берег Средиземного моря
- Весна в Италии
- Весна в Италии
- Альпы. Снега
- Цепь гор. Монблан
- Тихая обитель
- Осень
- У омута
- Ранняя весна
- Вечерние тени
- Владимирка
- Вечерний звон
- Лесистый берег. Сумерки
- На озере. Тверская губерния
- Сирень
- Осенний пейзаж
- Васильки
- Июньский день
- На даче в сумерки
- Осенний пейзаж с церковью
- Папоротники в бору
- Туман над водой
- Лесное озеро
- Золотая осень
- Озеро
- Март
- Кувшинки
- Весна. Большая вода
- Последние лучи солнца.Осиновый лес
- Луг на опушке леса
- Речная заводь. Прудик
- Туман
- Над вечным покоем
- Сумерки. Луна
- Озеро. Русь
…К одному из домов в Трехсвятительском переулке Москвы подходили два человека – художник и его ученик. Высокий, в шубе и меховой шапке, художник шел неторопливо и дышал неровно – не справлялось сердце.
— Я хочу вам кое-что показать, — сказал Левитан, когда они вошли в мастерскую. Он повернул к окнам большой эскиз, несколько раз придирчиво проверил, достаточно ли падает на полотно света. Озеро распахнуло на холсте свои просторы, и дальний берег золотился в лучах солнца.
— Не узнаете? – спросил Левитан ученика. – Да ведь это же на тему, что я задавал вам в начале года в классе: «Последняя туча рассеянной бури». Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь «Русью». Только для такого названия еще много работать надо!
Ученик не заметил в эскизе новых особенностей письма учителя, новых черт, каких прежде не было на полотнах Левитана. Их увидел – уже на самой картине – Чехов.
— Вещь эта незакончена, я очень многое хочу вложить в нее, чтобы этот пейзаж стал образом России, — говорил художник другу.
— По-твоему, не закончена, а по-моему, хоть сейчас на выставку, — сказал Чехов и подошел ближе. Мазки Левитана, воссоздающие землю, деревья, домики далекой деревушки, стали здесь гуще, сочнее, чем прежде. Поверхность воды и неба написана легче, прозрачнее. Кисть художника стала поистине виртуозной. Детали опущены – для усиления общего впечатления.
— Как бы ты ни назвал картину, это – Россия, — задумчиво проговорил Антон Павлович.
…Работа над картиной продолжалась медленно. Сердце не стучало, а «дуло», как выразился пользовавший Левитана Чехов. Весной 1900 года, простудившись в Химках во время занятий с учениками, Левитан слег.
— Дайте мне только выздороветь, — говорил он Чехову, художнику и близкому другу Нестерову, — я совсем по-иному буду писать, вот увидите, лучше! И закончу «Русь».
А когда в конце лета того же года Нестеров, находясь во Франции, вошел в русский отдел Всемирной выставки в Париже, картины Левитана, и среди них «Озеро», были увиты черным крепом. Левитан скончался, не дожив и до сорока лет.
Источник