Лыжи для свежего снега

Свежий снег: как заставить лыжи хорошо скользить?

Ответ на вопрос с сайта skipost.com, касающийся того почему лыжи едут по свежему снегу хуже и как их нужно готовить чтобы минимизировать торможение лыж по свежему снегу.

У меня есть небольшой вопрос о температуре и выборе парафина. Было 0 градусов по Цельсию, и снег (почти лед) был очень быстрым. Я даже не думал, что имело значение, какой парафин класть на лыжи. Затем выпало немного сухого порошкообразного снега, и я почти полетел лицом вперед, когда заехал на участок трассы, щедро присыпанный таким снегом Я заметил, что даже если я скольжу по чужому следу, мои лыжи все равно тормозят. Мой вопрос: какой парафин нужно выбрать в таких условиях? Мы должны положить более теплый или более холодный парафин? Я думаю, что слышал, как мои лыжи «скрипят» при быстром движении, но если я катаюсь на лыжах медленно, кажется, что все в порядке.

В условиях леденистого старого снега между снежно-ледяными кристаллами есть воздушные полости, поэтому туда просачивается вода, которая образуется в результате трения лыжи о лед, и вы скользите по льду. Когда есть небольшой слой свежего мелкого снега, каша из снега и воды заполняет все полости, и свежеобразующейся воде некуда идти. Таким образом, вам нужно управлять слоем воды посредством выбора структуры, выбора парафина с нужным содержанием фтора и самое главное вам нужны лыжи на мокрую трассу со специальной эпюрой, которые минимизируют образование водяной пленки.

Источник

Лыжи для любителей. Часть 4

Второе правило выбора парафинов

Читайте также:  Карточки с признаками зимы

Чем больше влажность снега, тем легче создать скользящую водяную плёнку между снегом и лыжей. Влажный снег ведёт себя как более тёплый, требует смазки на относительно более тёплую погоду (в первом приближении более мягкого парафина по сравнению с погодным). При сравнении жёсткости бесфтористых, низкофтористых, высокофтористых парафинов SWIX на одну температуру замечаем, что высокофтористый самый мягкий. Получилось это у производителя автоматически из-за разного количества мягкой фтористой добавки (Не путать с фторуглеродным порошком. Добавка – фторированный углеводород. Как и порошок, она уменьшает смачиваемость СП водой. Чем больше влажность, тем добавка полезней, тем больше её подмешивают, тем мягче смесь), или это осознанный выбор базовой смеси, разной для разных парафинов, — неважно.

Важно, что после многочисленных тестов на снегу это осталось. Т.е., потребность в более мягком парафине при увеличении влажности уже грубо учтена SWIX-ом. Парафин ориентирован на некую среднюю (точнее не скажешь, при разных температурах разную) влажность внутри широкого диапазона применения. А если влажность немного больше этой «средней»? При большей влажности можно подмешать парафин более тёплого диапазона к погодному того же типа или даже применить его самостоятельно. Назовём правилом №2 формулу: чем больше влажность, тем более теплую смазку нужно применять. И чем меньше влажность, тем холоднее смазка. Правило актуально не только для случаев, когда смазка состоит только из парафинов. Хорошей иллюстрацией служат практически все описания смазок в «Руководстве по смазке лыж 11/12» от фирмы Vauhti. Например, область применения фиолетового парафина HF13 описана так: при влажности ниже 75% -3°…-6°, выше 75% -4°…-9°. Т.е., один и тот же парафин при повышенной влажности рекомендуется на более холодную погоду. И применение чистых фторуглеродов на холодной границе диапазона температур рекомендуется только при предельно высокой влажности. Т. о., правило имеет универсальный характер.

Читайте также:  Вождение авто по льду

Частенько правило №2 противоречит правилу №1, рассмотренному в предыдущей части статьи. Ведь свежий снег, как правило, приносится циклонами, потому влажный. Вот и решайте, что больше повлияет на скольжение: пористость лыжни из свежего снега или повышенная влажность? Пористость и влажность лыжни требуют противоположных корректировок в применяемых смазках. Если же снег сильно трансформированный, плотный (но ещё не абразивный), и влажность больше «средней» по диапазону, то подмешивание более тёплого парафина рекомендуется почти без сомнений. Точно так же пушистая сухая изморозь требует парафина более холодного диапазона. До тех пор, пока её не закатают плотно (правило №1), или перемешают с более влажным подстилающим снегом (правило №2).
В поисках закономерностей не стоит сравнивать жёсткость парафинов разных высокофтористых линеек одной фирмы. Слишком разный состав, одной жёсткостью свойства парафинов не ограничиваются. Так же, как не стоит сравнивать жёсткость парафинов разных фирм. Не надо путать тёплое с мягким.
Большинство смазок рекомендуются для нового и старого снега, для всякого. Такая фраза всегда вызывает возражения. Диапазоны применения по влажности тоже очень широки. Но если добавить поправки по правилам, то рекомендации становятся понятными.
Однако есть смазки, назначение которых — снег совершенно определённой структуры. Жёсткий абразивный, например.

Правило подбора смазок №3
Износостойкость

На жёстком истирающем снегу применяют специальные парафины. В их состав входят синтетические парафины с повышенной стойкостью. Так появились CH6 от SWIX и его фтористые производные. Они применяются также за пределами прописанных температурных диапазонов. Сделать более стойкими к истиранию можно и обычные смазки. Есть группа добавок, называемых «отвердители». Это CH3 от SWIX, SG9 от START, X-Cold от Toko. Эти тугоплавкие синтетические парафины для удобства нанесения выпускают в виде порошков. Правило №3: для повышения устойчивости смазки на абразивном снегу, на большой дистанции надо подмешивать парафины более холодного диапазона, либо специальные добавки. Такая смазка может не быть самой быстрой поначалу, зато по ходу гонки даст прибавку в скорости относительно СП с ободранным, либо разрыхлившимся парафином. Подмешать отвердитель к парафину просто: натрите лыжи парафином, присыпьте отвердителем. Пропорции выбирать вам. (20% отвердителя дают заметный эффект, на сухом тормозящем снегу отвердителя надо больше.) Прогрейте всё вместе утюгом. Обработайте лыжи скребком и щётками. (В разной работе щётками кроется причина разного скольжения при применении одинаковых смазок.) Аналогично закрепляют чистый фторуглеродный порошок. Важно плавить всё вместе, а не по отдельности. (По моему частному мнению, есть и другое.)
Применение отвердителей самостоятельно, без смешивания рекомендуется в очень редких условиях. И никогда отвердители не накладывают на «сухую» СП, без базового парафина.
Есть другой, всеми слепо применяемый способ изготовления износостойкой смеси. Если в качестве базового мы выбираем парафин холоднее погодного, а потом накладываем погодный, то какова цель? Например, когда используем холодный BWLF от START как базовый в тёплую погоду? Целью является повысить износостойкость смазки.
Для скольжения по старому грязному снегу предназначены парафины и фторуглеродные порошки с молибденовой смазочной добавкой. Молибден и свежий снег почти всегда не «дружат». Может испортить скольжение даже применение щётки, которой ранее чистили молибден. В большинстве случаев, как и с отвердителями, не надо ждать лучшего скольжения с самых первых шагов.

Разный подход производителей парафинов
Фирмы по-разному представляют, какое количество парафинов в высокофтористой линейке достаточно. Некоторые ограничиваются четырьмя парафинами. А часто высокофтористых линеек у фирмы несколько. У START есть HF, BM и nano-линейки. У каждой свои условия применения. Целые три большие разницы.

Это более интересно. (Не призываю покупать все линейки целиком.) Когда есть несколько парафинов на сложную температуру рядом с 0°, например, то можно заранее определить их специализацию по типам снега. Это упрощает выбор смазки на гонку. Не надо городить свою собственную неповторимую смесь, для любителя достаточно применить готовый рецепт. (Понятно, что кроме парафинов, частью большинства вариантов смазки является чистый фторуглерод.) Такие готовые рецепты для множества зимних условий накопятся у вас, если постоянно откатываете смазки, ведёте записи. Ещё одним источником готовых рецептов являются сайты фирм — производителей смазки. Очень полезно почитать wax report от START.
Ни в коем случае не предлагаю любителю закупаться множеством фторуглеродных порошков. Не сможете их нормально откатать. Жаба замучает. Надо ограничить выбор преобладающими зимними условиями, требующими применения порошков. Универсальный порошок F9-10 от 9-го элемента достаточно хорошо работает на все погодные условия с чистым свежим снегом при температурах до — 6°. Для Питера и Москвы самый ходовой. Для Питера особенно.
Главным правилом является то, что прежде чем выбирать смазку, надо ответить на вопрос: какой снег? Каким был и каким будет? Измеряют температуру, влажность снега и воздуха, смотрят на прогноз погоды. Снег пробуют на звук, так как скрип снега под лыжей имеет отношение к его структуре.

В подборе смазки не только мистика, есть много рационального!
THE END

Источник

Лыжи на свежий снег. Вопрос к опытным лыжникам.

не очевидно, что лыжа с более удаленным бугром скольжения (на жесткую трассу) будет требовать на утрамбовывание больше энергии, чем была на мягкую лыжню. Меньше будет тормозить та лыжа, которая меньше утрамбовывает.

Если встать лыжей на слой свежевыпавшего снега, скажем больше 3 см, то лыжа вся целиком провалится и утрамбует снег. Значит эпюра сильно не поможет. Эпюра может влиять только если слой свежего снега тонкий, тоньше весового прогиба (1-1.5 см).

если снег не выдерживает вес и уплотняется.

Рыхлый, но уже трансформированный снег, и свежий снег — это разный снег. Первый не проваливается, если на него вставать плавно, второй проваливается всегда. В первом случае снег перемещается только из-за динамического воздействия на него, поэтому лыжи с плавной эпюрой его меньше перемещают, чем лыжи с жесткой. Во втором случае снег не выдерживает статического воздействия, поэтому под него не приспособиться эпюрой.

что может всплывать?

мягкий же совершив часть работы по уплотнению будет всплывать раньше чем жесткий

а нужна физическая модель.

Если посмотреть на модель скольжения, то можно предположить, что пока снег не будет уплотнен до некоторой степени, лыжа попросту не будет скользить.

Я жил на Севере, там если свежий снег выпадал при температуре ниже -15, то кататься было невозможно, потому что снег не уплотнялся, а по неуплотненному снегу лыжи совершенно не скользили. И ждали оттепели хотя бы до -8, чтобы можно было уплотнить снег.

Из этого можно предположить, что лыжи, которые, сильнее уплотняют снег, будут и лучше скользить по свежему снегу, то есть наоборот более жесткие.

Источник

Лыжи для любителей

Производители рекомендуют накладывать парафины слоями, например, SWIX: CH-LF-HF (START: SG-LF-HF). Бесфтористый – легкофтористый — высокофтористый. Почему? Очень важно, чтобы скользящая поверхность (СП) была покрыта парафином без микропропусков. А парафины с высоким содержанием фтора хорошо отталкивают не только воду, но и не самым лучшим образом смачивают пластик, прилипают. Бесфтористые парафины лучше прилипают к СП. Поэтому правильно СП новых лыж сначала смачивать CH (SG) парафином (делать базу, основу для следующих слоёв), затем менее липкими парафинами. Этот слой парафина выполняет функцию первоначального смачивания, в дальнейшем применение именно бесфтористого парафина для базы необязательно.

Понятие «слой» служит лишь для того, чтобы легче объяснить пользователю суть процесса. На самом деле все слои переплавляются и получившаяся смесь имеет очень малый процент парафина, с которого начинали. Вспомним процесс нанесения: наплавил на СП большое количество парафина, скребком и щётками вычистил его до тончайшего слоя, затем снова заливаем СП большим количеством более фтористого парафина. Малое количество CH переплавляется с большим количеством LF. Аналогично с HF-парафином. Несмотря на малое количество, влияние базового парафина на свойства конечного сплава всё же есть. Поэтому под морозные парафины накладывают слой более легкоплавкого, более пластичного парафина, что предотвращает перегрев и скалывание, а под тёплые парафины при абразивном снеге накладывают жёсткие морозные.

На какой парафин накладывать порошок?

Фторуглеродные порошки обеспечивают наилучшее водоотталкивание и хорошее скольжение. Проблемой является нанесение плёнки фторуглерода на лыжу. Мало того, что расплавленный порошок плохо смачивает пластик на основе полиэтилена, ещё и легко подплавить СП. Для того чтобы порошки могли долго и эффективно работать, необходим промежуточный слой синтетического фтористого парафина. START рекомендует накладывать SFR(порошки) на HF парафин. А по рекомендациям SWIX возможна не только связка HF-FC (разные порошки), но и связки LF7-FC, LF8-FC и LF10-FC. На практике не замечено снижение устойчивости слоя порошка, положенного не на HF, а на LF SWIX. Это не значит, что скользить будет одинаково или с LF всегда хуже. Приходится пробовать. И только во избежание лишней неопределённости любители под порошки чаще накладывают HF.

Парафины какой фирмы лучше катят?

Задачка решается перебором, т.е., откаткой множества вариантов. Производителей смазок великое множество, никаких денег не хватит попробовать их всех. Что же покупать любителю? В магазинах наиболее распространены SWIX и START. Их и берите. Рекомендуемый мной набор смазок для Подмосковья банально прост: HF80 START, LF6 SWIX, HF7 SWIX, HF8 SWIX. Морозные парафины катят без добавок, более тёплые пригодны для одного из вариантов смазки на вымороженный, трансформированный снег. Другие варианты требуют покрытия парафинов порошками. Применение порошков, кроме их отличной работы при большой влажности, оправдано также тем, что у тёплых парафинов есть проблема износостойкости. Порошки повышают устойчивость смазки. Рекомендую порошок F9-20(±4°) от «9-го элемента». Для создания сплошного покрытия СП фторуглеродом комбинируют суспензии (активатор F9-01, в частности) и порошки, таблетки и порошки. Например, сначала натирают лыжу таблеткой, затем наплавляют порошок. Нет опасности касания СП горячим утюгом, всегда есть прослойка. Поскольку нужна лишь тонкая плёнка фторуглерода, порошка уходит меньше. Это более экономично (в сумме таблетка + порошок) и безопасно для СП, чем работа с одним порошком. Таблетку SFR99(±9°) START часто применяю самостоятельно на не свежий, лежалый снег и на температуры холоднее, чем рекомендованы для порошка F9-20. Таблетка и порошок – это не одно и то же. По крайней мере, часто разделяют условия применения таблеток и порошков по влажности. START рекомендует применять порошки как верхний слой при большей влажности, чем таблетки.

Для Питера, на мой взгляд, подбирать смазку легче. Влажность всегда высокая, много свежего снега. Вариантов меньше. Хороша вся линейка парафинов PHF от START. В пользу полимерных парафинов также выступают их высокие грязеотталкивающие свойства, что немаловажно, когда лыжню готовят чадящим «Бураном». Полимерные парафины позволяют использовать одинаковую смазку для тренировок и соревнований. Просто дешевле, чем обычные фторуглеродные порошки, а уж тем более полимерные. (Также можно обойтись более дешёвым смазочным утюгом.) И в большинстве случаев без потери качества скольжения. Только на марафонах может быть заметна принципиальная разница. Сейчас парафины серии PHF не производятся, однако их ещё можно купить. Ещё что-нибудь на мороз, тот же HF80.

Иметь обе линейки смазок и для Питера, и для Москвы весьма полезно. Легче решаются проблемы со сложным снегом, особенно вблизи 0°. Кстати, полимерные парафины могут быть хорошей базой для порошков. Можно составить минимально допустимый набор для любителя всего из трёх парафинов: HF80(-7°-25°), PHF600(-1°-6°) от START и HF7(-2°-8°) от SWIX. Здесь PHF600 на большую влажность, HF7 на снег, подсушенный ночным морозцем, неабразивный. Парафины при необходимости можно смешивать, накладывая в шахматном порядке и переплавляя. В большинстве случаев на холод скользить будете неплохо. Даже без порошков. А смазка на воду вам не нужна, поскольку не поможет, если у вас нет плюсовых лыж.

По Дену Брауну скользит/не скользит — понятие относительное, а не абсолютное. Не надо надеяться, что на каждое состояние снега есть смазка, позволяющая катить идеально. Удачная смазка позволит катить лучше других лыжников. Ещё Браун пишет: будьте проще.

Парафины PHF от компании START – полимерные высокофтористые парафины. Хороши при большой (>85% строго!) влажности. Могут служить заменой традиционным фторуглеродным порошкам. (Не на марафонах.) Сам START пишет это в инструкции-вкладыше к парафинам PHF200 и PHF400! Рекомендуют применять на старый и грязный снег. По моему опыту, PHF хороши именно на свежий снег, не успевший потерять влажность. Ниже описываются свойства разных парафинов, приведены характерные эпизоды тестирования. Качество скольжения определялось в сравнении со скольжением лыж, обработанных другими смазками и относительно других лыжников.

PHF200 (+1°+10°) очень хорош. Максимальное водогрязеотталкивание. Мягкий, пластичный. Вычищается щёткой до тонкой плёнки, которая прочна, долго не рыхлится, не седеет. Пробовал в Питере на «Прибое» при +5°, после дождя. Весенний крупнозернистый грязный снег. Хвоя, веточки. После прохождения 25 км парафин на месте, под колодкой еле заметная белесость. Протёр белой бумагой, бумага осталась чистой. Грязи не набрал.

Если весеннее солнце светит на лыжню, то 200-й отлично катит до -6°. База важна! Использовал CH7(-2°-8°)SWIX. CH7 даёт прочную базу, без пропусков, о чём свидетельствует сплошной жирный блеск.

PHF400 (-1°+1°) разочаровал. Седеет быстрее 200-го. Старый снег — на минус, свежий — на плюс. Слишком похож на PHF600. При температуре теплее -1° среднеморозные лыжи не катят ни на какой смазке. На плюсовых лыжах 200-й работал лучше 400-го.

PHF600 (-1°-6°) очень хорош от -2° до -6°. На свежий пушистый снег великолепен. Однако бывает свежий снег, выпадающий в виде крупы, на котором PHF600 подтормаживает. Попадал на такой снег при температуре -2° и -6°.

PHF800 (-6°-12°) жёсткий, для удобства нанесения надо молоть в порошок. Пробовал в подмосковном Чулкове после сильного снегопада, при температуре -10°. Редкая погода с ночного тепла (-8°) на дневной мороз. Отлично катил. Лучше всех стартовавших. В Питере в своём температурном диапазоне катит всегда.

Снег в Москве и Питере

Есть разница в свойствах снега под Питером и в Подмосковье. Подмосковье более сухое, снег чаще старый. Полимерные парафины, едущие в Питере практически всегда, в Подмосковье могут не быть лучшими. В Подмосковье популярен парафин START BM6 с молибденом, что невозможно представить на свежем питерском снегу. Любительские старты в Подмосковье более массовые, снег перемешивают сильнее. Так что от свежего не остаётся и следов. А часто и глину наружу выворачивают.

Профи иногда накладывают разную смазку на носок и пятку лыжи. Это понятно, ведь носок формирует водяную плёнку, а пятка катит по готовой.

Для базы при температурах теплее -10° рекомендую CH7 от SWIX (423 REX BLUE тоже хорош, SG4 от START нравится меньше.), для температур холоднее — SG6 от START или LF6 от SWIX. Несмотря на твёрдость, их наносить удобно. Пользоваться ещё более тугоплавкими SG8 или LF8 в качестве базового на абразивный снег рекомендует производитель START, однако эти похожие на стекло парафины неудобны в работе, можно перегреть голый пластик. В теории перед наложением HF, PHF или нано-парафина надо положить ещё легкофтористый BWLF от START. Считаю это излишним. Нет проблем при наложении парафина на парафин.

Чистого снега не бывает

Лыжи вытапливают из снега копоть и много чего ещё. Грязь оседает на СП, скапливается в бороздах структуры. Лыжи необходимо промывать от грязи. Если вы будете смазывать грязные лыжи, то просто испортите новый парафин, он потеряет свои скользящие свойства. Проще всего промывать базовым парафином, тем, который будете использовать сегодня. Просто нанесите новый парафин и вычистите его латунной щёткой. Ещё лучше прочистить структуру ультратонкой стальной щёткой, протереть салфеткой от пыли, а уж затем промывать. Не храните долго грязные лыжи! При больших перерывах в катании лыжи надо покрывать чистым парафином. Иначе сильно пострадает смачиваемость пластика парафином, что обязательно скажется на износостойкости смазки.

Удобно промывать СП легкоплавким сервисным парафином. Например, BP99 SWIX или SOFT SKI-GO. Сервисным парафином грязь хорошо смывается (главное — безопасно для СП) и оказывается на утюге. Её надо стирать с утюга, иначе пригорит. Сервисный парафин также накладывают на новые лыжи на начальном этапе подготовки. Потом, растворяясь в более тугоплавком базовом парафине, сервисный послужит его проводником в мелкие борозды структуры.

Износостоек только тончайший слой парафина! Толстый слой быстро разрыхляется, седеет. Для создания тонкого слоя использую ручную латунную щётку. Для мягких парафинов предпочитаю комбинированную роторную щётку из конского волоса и белого нейлона и оборотистую дрель. Чищу половиной щётки из конского волоса до тех пор, пока с лыж не перестанет лететь белый порошок. Далее легонько 2-3 прохода ультратонкой ручной стальной щёткой для проработки структуры. Потом полирую белым нейлоном. Точное соблюдение рекомендаций SKI-GO. Цитата из методички: «Остаться должна лишь очень тонкая плёнка последней нанесённой смазки на поверхности бороздок структуры. Лыжи, плохо обработанные щётками, не дают оптимального скольжения».

Нанесение жёсткого морозного парафина из бруска затруднительно, приводит к большому расходу парафина. Порошковые версии морозных парафинов VAUHTI, SKI-GO, SWIX удобны, экономичны.

Как самому молоть парафины в порошок?

Плавим брусок на утюге, льём капли расплавленного парафина в таз с водой. Полученные парафиновые хлопья собираем, сушим на бумаге. Затем малыми порциями мелем на чистой электрокофемолке. Кофемолку потом выбрасывать необязательно – остатки парафина легко удалить. Мелкие крупицы парафина требуют для расплавления гораздо меньшее количество теплоты, чем брусок. Их легко распределить по скользячке равномерно. Плавим утюгом, прижимая порошок сверху. Сокращается расход парафина, меньше работы скребком и щёткой. Пользоваться морозным парафином становится удобно.

При выборе варианта смазки надо, прежде всего, учитывать состояние снега, его структуру. Как давно он выпал, какой был суточный ход температур? Большой суточный ход температур быстро старит снег. Важен способ подготовки лыжни. Если лыжню готовят ратраком, то нижний старый снег перемешивают со свежим верхним. Да ещё и подплавляют его, расходуя немаленькую мощность машины. Если лыжню укатывают ногами, то свежего снега сверху остаётся больше. Состояний снега множество, например, свежий снег для смазки не одно и тоже, что свежий падающий. А падающий снег бывает в виде пушистых крупных хлопьев и в виде мелкой крупы.

Проверять скольжение лыж, смазок желательно на снегу именно той структуры и степени прикатанности, какая предполагается на соревнованиях.

Одно правило выбора парафинов

Рекомендации производителей смазки выглядит примерно так: на новый и старый снег в диапазоне температур от . до . И диапазоны температур нескольких парафинов одной линейки пересекаются. Это позволяет точнее приспосабливать смазку к структуре снега.

У большинства парафинов холодная граница температурного диапазона применения соответствует свежему снегу , а тёплая — старому. (Не всегда, есть парафины, назначение которых — снег только определённой структуры, о чём обязательно написано в методичке изготовителя.)

И при свежем снеге надо пробовать парафин более холодного диапазона, а при старом — более тёплого.
Сказанное не относится к леденистому, агрессивному снегу. Для него парафин нужен жёсткий, морозный, содержание фтора часто неважно. А молибденовая добавка желательна.

С парафинами, структурами, эпюрами лыж в самом общем смысле всё подчиняется единому правилу: новый, пушистый снег неплотно прилегает к СП, как «промокашка» отбирает воду из водяной плёнки, требует для скольжения более жёсткого парафина, более гладкой структуры, более плавной эпюры, чем следует из показаний термометра.

Источник

Оцените статью