Конспект занятия «Поможем птицам зимой»
Надежда Александрова
Конспект занятия «Поможем птицам зимой»
Цель: Обобщать знания детей о зимующих птицах. Развивать интерес к жизни птиц.
Расширять и уточнять представления детей о природе, развивать любознательность.
Закреплять представления о зимующих птицахближайшего окружения:
Познакомить с понятиями зимующие, кочующие.
Расширять представления о зимующих птицах.
Формировать представление о причинно следственных связях в природе (зимуют потому что есть корм).
Обогащать речь детей существительными, обозначающими зимние природные явления (снег, метель, вьюга) птиц (голубь, снегирь, дятел) прилагательными, характеризующими свойства и качества зимних явлений (зимняя,белый, сказочная, суровая, морозная, птиц (красногрудый, кочующий, желтогрудая, белобокая)
Формировать умение высказывать и объяснить свою точку зрения
Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.
Воспитывать любовь к птицам, бережного отношения к пернатым
Ожидаемые результаты: Дети называют зимующих птиц.
дают определение зимующих птиц.
имеют представление о причинно-следственных связях в природе
умеют высказывать и объяснить свою точку зрения.
Предварительная работа: Наблюдения за птицами на прогулках; рассматривание картинок с изображением птиц; разучивание стихотворений и примет о птицах. Изготовление кормушек, заготовка корма для птиц.
Материалы к использованию:, Макет ласточки, панно-дерево, готовые заготовки птиц, предметные картинки с изображением птиц, разрезные картинки птиц; карточки с изображением корма птиц: ягоды рябины, кусочек сало, семечки, хлебные крошки, остаток яблока, клей, салфетки, кисти,
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ой, ребята. Кто-то стучится в окно. Птичка. Вы узнаете ее?
Дети: Да, это ласточка.
Воспитатель: Ласточка, ты же перелетная птица, как ты осталась здесь зимовать?
Ласточка: Повредила я крылышко и не смогла улететь в теплые края. За мной ухаживала Дюймовочка и вылечила меня.
А что у вас на улице? Ничего не понимаю. Вокруг бело, листьев нет, травы нет.
Воспитатель: Дети, давайте объясним ласточке почему вокруг бело, что у нас лежит на земле, на ветках?
Воспитатель: Да много снега на земле, вокруг бело. Зима суровое время года, иногда дуют сильные ветры, идёт снег, переходя в метели, и за окном очень холодно и морозно. Зимняя сказочная картина. Дети вам нравится зимой? Почему нравится?
Дети: Можно кататься на санках, на лыжах, играть в снежки.
Ласточка: У вас холодно. Наверное, зимой вообще нет птиц.
Воспитатель: Давайте, .расскажем ласточке, что мы знаем о птицах. Назовите, каких птиц можно увидеть у нас зимой
Дети: Воробей, ворона серая, сорока, синица, голубь клест, дятел, снегирь.
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом.
Воспитатель: А что значит зимующие птицы?
Дети: Которые живут с нами и никуда не улетают
Воспитатель: А как вы думаете, есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать?
Дети: Клесты, снегири, чижи, щеглы, свиристели.
Воспитатель: А как эти птицы называются?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Дети, хотите поиграть? Посмотрите на эти рисунки, на них изображены части птиц. По ее части вы должны узнать, найти ту птицу среди картинок, доказать, почему вы так решили. Дид. игра Составь картину»
(Дети выполняют задание. Объясняют свой выбор, описывая птицу.)Например:
Как вы догадались, что это снегирь? Верно, у него грудка красная, спинка голубовато-серая,
У синички грудка желтая, на голове, крыльях и хвосте у неё отливает синим цветом.
Ворона большая, голова и крылья черные, тело серое.
Воробей маленький, серенький, шустрый.
У дятла спинка и головка ярко-красные.
Голубь большой, сизый, воркующий.
Сорока длиннохвостая, белобокая.
Ласточка: А вы ребята знаете, почему зимующие птицы круглый год живут у вас?
Дети: Эти птицы не боятся морозов
Воспитатель: Что страшно для птиц, отсутствие еды или холод? Да, отсутствие еды. -Что нужно сделать, чтобы птицам не был страшен голод?
Воспитатель Да,мы должны помочь птицам. Давайте, вспомним, чем же питаются птицы.
Перед вами – картинки с изображением птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите картинку и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? Какая птица зимой питается ягодами рябины?
Проводится игра: «Накорми птиц»
(Дети берут карточку с изображением корма и располагают рядом с птицей).
Примерные ответы детей :Я дам синичкам сало.
Я накормлю снегиря ягодами рябины
Я накормлю голубя семечками подсолнечника. Воробья — хлебными крошками Клеста — семенами шишек, Дятла – личинками короеда. Ворону — огрызками яблока
Воспитатель: Молодцы, ребята, всех птичек накормили.
Вот на ветках посмотри. Руками хлопают себя по бокам
В красных майках снегири. Показывают грудки
Распустили перышки. Руки слегка в стороны,
Греются на солнышке. Шевелят пальчиками
Головой вертят, вертят. Повороты головой вправо, влево
Улететь они хотят. Бегут по кругу взмахивая руками
Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! (Разбегаются по группе, машут руками)
Воспитатель. Давайте, поможем птицам найти свои места, составим зимний пейзаж с птицами. Вам надо правильно расположить каждую птицу на свое место (Воспитатель обращает внимание детей на панно- дерево с кормушкой и птицами)
(Дети заклеивают готовые заготовки птиц на деревья.)
Ласточка: Вы много знаете о зимующих птицах, молодцы, ребята. Мне было очень интересно. Теперь мы с Дюймовочкой улетим в теплые края, потому что не появились еще насекомые для меня. Пожелаю вам не только знать птиц, но и беречь природу – потому, что природа – это дом для птиц
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное дело. Расскажите, что вам понравилось больше всего. О чём мы сегодня говорили? Каких птиц называют зимующими? Назовите, каких вы знаете зимующих птиц? Мне очень понравилось, как вы отвечали на все мои вопросы, вместе играли и справились со всеми заданиями. На память о нашей встрече я хочу вам подарить книгу, из которой вы узнаете много интересного о птицах. Угощаю вас конфетами с названиями птичьих имен.
Фотоотчет «Поможем птицам зимой» Вот и наступили холода. Птицам стало холодно и голодно. И мы с ребятами решили помочь нашим птичкам, сделать для них кормушки. В этом нам.
Стенгазета «Поможем птицам зимой» Зимой, в нашем детском саду проводилась акция «Помоги птицам зимой». Дети и родители с энтузиазмом отнеслись к этой важной работе и принялись.
Конспект образовательной деятельности «Поможем птицам» Цель: закреплять у детей представление о домашних и диких птицах; воспитывать у детей желание помогать птицам осенью и зимой; побуждать.
Конспект открытого мероприятия НОД по развитию речи на тему: «Как помочь птицам зимой?» Цель. Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин. Задачи. 1. Стимулирование мыслительной и речевой.
Консультация для родителей «Поможем птицам зимой» Консультация для родителей «Поможем птицам зимой! » Цель — помощь зимующим птицам в виде установок кормушек и организации непрерывного подкорма.
Поможем птицам зимой! Зима — трудное время для птиц. Из десяти синиц к весне выживают две. Гибнут птицы не от холода, а от голода. Нашим крылатым друзьям необходима.
Фотоотчет «Поможем птицам зимой!» В нашем садике объявили природоохранительную акцию «Поможем птицам пережить зиму!». Наша группа принял активное участие. Ребята вместе с.
Традиция «Поможем птицам зимой» Я кормушку смастерила, Я столовую открыла Воробей, снегирь – сосед, Будет вам зимой обед. Каждый год наша группа проводит акцию «Поможем.
Экологическая акция «Поможем птицам зимой» В нашей группе прошла акция под девизом » Трудно птицам зимовать — надо птахам помогать!» Цель акции — активизировать познавательный интерес.
Экологический проект «Поможем птицам зимой» Тема проекта: «Поможем птицам зимой» Актуальность экологического проекта: Сохранить природу планеты – это актуальная проблема в современном.
Источник
Внеклассное мероприятие » Помоги птицам зимой»
классный час по теме
Цель занятия: способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время. Дети в игровой форме знакомятся с разнообразием зимующих птиц, особенностями их кормления и охраны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_zimuyushchih_ptits.docx | 37.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие: «Помоги птицам зимой!»
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.
- Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;
- Способствовать привитию любви к животному миру района;
- Развивать познавательный интерес;
- Воспитывать экологическую и эстетическую культуру.
Оборудование: презентация «Зимующие птицы”, фотографии зимующих птиц, карточки задания, запись голосов птиц.
Вступительная часть. (Звучит музыка “Как прекрасен этот мир”.)
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря включили эту музыку “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы.
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
Ребята, а для чего вообще нужны птицы в природе? ( Ответы детей .)
Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Например: колибри и нектарники опыляют тропические растения. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.
Сегодня вы побываете в гостях у зимующих птиц нашей области.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей… (К. Мухамадиший)
Ведущий: Осенью многие птицы улетели в теплые края, т. к. им стало не хватать корма. Как называются эти птицы? ( Перелётные)
-Но некоторые птицы живут у нас всю зиму, потому что и зимой находят корм. А как называются эти птицы? ( Зимующие)
-Каких зимующих птиц вы знаете? ( Ответы детей)
-Давайте мы свами посмотрим презентацию о зимующих птицах нашей области . ( Показ презентации)
Ведущий: А сейчас, давайте с вами поиграем. Объявляется игра “Узнай птицу!”. Загадки о птицах.
(Выходят «дети – птицы» и представляются. Когда дети угадывают птицу , показывается её фотография. После того как птица названа включается фонограмма с голосом этой птицы)
Воробей : Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает.
Синица : Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика..
Дятел : Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет и пестрая спецовка.
Снегир ь: Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.
Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут.
Клест: Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Он бесстрашней всех в природе, ведь зимой птенцов выводит.
Сорока : Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Во дворе – я королева. Вон мой дом на ветке слева Птица в перьях серо- чёрных. Я умна, хитра, проворна.
Северные гости Клюют рябины грозди Так нарядны и ярки, На головках хохолки.
Только я из птиц, признаться, В зной, морозы и пургу По стволу передвигаться Головою вниз могу.
— Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили.
— Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте.
— Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках.
— А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.
— В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена.
— Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая.
— Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают.
— Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев.
— Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Появляются клестята. А самка положения не меняет – самец ее кормит.
— Как проворно ползают эти птахи по стволам деревьев, нередко вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек.
Игра “Зимующие перелётные птицы”
Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт картинку с названием птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д.
По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.
Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту.
Ведущий: А что вам известно о том, как переживают зиму птицы ? (Ответы детей.)
Зимой птицам трудно и голодно, наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.
Инсценированное выступление «Доживем до весны».
Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик – чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:.
Чик – чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!
Нет, не верю все равно!
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
Ведущий: Что же мы можем сделать,чтобы помочь птицам пережить холода? ( Ответы детей) Правильно, сделать кормушки и подкармливать птиц.
А какие же бывают кормушки? ( Ответы детей ) Правильно! Столовые для птиц изготавливают различной формы и типов: в виде полочек, домиков, ящичков. Самая простая — это дощечка с низкими бортиками и кормушка из пластиковых бутылок. А это самые распространённые кормушки: ( слайды презентации)
1. Кормовые столики — их посещают многие птицы (снегири, синицы, щеглы).
2. Кормушки-дуплянки — эти кормушки хорошо посещают синицы, дятлы, поползни. Кормушки-дуплянки имеют несколько отверстий, крышки у них поднимаются и корм засыпается внутрь. Развешивать эти кормушки можно в лесах и садах.
3.Кормовые домики — устанавливают в лесопарке.
4.Кормушка-столик — устанавливается в лесу на пеньке.
5.Кормушка-полочка — на окне.
Есть птицы, которые сами делают себе запасы на зиму. Вот, например, поползни любят делать запасы в углублениях коры. Они то и дело прячут туда семена подсолнечника, набирая сразу полный рот.
Ведущий: Но мало просто сделать кормушку, повесить на дерево и забыть про неё. Необходимо приготовить корм и не забывать регулярно класть его в кормушку. А что любят есть наши зимующие птицы?
Мы сейчас узнаем это. Конкурс. Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку птицам без вреда для здоровья птиц.
4. Ягоды шиповника
7. Шоколадные конфеты
10. Гречневая каша
11. Сало соленое
12. Кусочки сырого мяса и др.
Проверка задания : с блюда с «угощением «для птиц выбираются полезные и вредные продукты.
Ведущий: ( слайд презентации)
— Семена подсолнечника – охотно едят почти все птицы и, в первую очередь снегири, синицы, поползни и воробьи.
— Пшено и просо любимая еда овсянок и воробьев.
— Семена репейника – основной корм щеглов.
— Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней.
— Овёс едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы.
— Семена лебеды, полыни, крапивы репейника охотно едят все зерноядные птицы.
— Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
— Хлебные крошки ( чёрный ржаной хлеб птицам вреден!) едят синицы и воробьи. Его нужно подсушить и мелко растолочь, крупные замерзшие куски птицам не по « зубам».
— Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
— Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Перловую крупу горох и чечевицу предлагать пернатым не стоит: разбухая в желудке они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно едят овсянку и пшенную.
В зоомагазине можно купить специальный корм для птиц.
(Рассказ сопровождается демонстрацией кормов)
Конкурс . «Птичья столовая»
Необходимо разложить корм, соответствующий птицам
Синицы———-кусочек сала
Клесты———-семена шишек
Снегири———ягоды рябины
Воробьи———-пшено
Голуби———семена подсолнечника
Ребята, не забывайте наполнять наши кормушки, помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим . Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней ( включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасенным птицами от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.
Конкурс: «Аудио- викторина»
Ведущий: Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.
прослушивают аудио запись и угадывают голоса птиц: синица, снегирь, дятел, поползень, голубь, воробей.
Конкурс : «Узнай птицу»
Ведущий: Здесь зашифрованы названия зимующих птиц Тульской области. Вам в течение минуты необходимо угадать, что это за птицы.
Конкурс: « Собери птицу»
Нужно собрать картинку зимующей птицы из фрагментов.
— В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой… Поделитесь с птицами едой!
Ведущий: Мы надеемся, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!
Раздаются памятки с птичьем меню. Все участники праздника дружно отправляются развешивать кормушки и кормить птиц.
- Лободина Н. В. Классные часы в 1-4 классах. — Волгоград: Учитель, 2007.
- Норенко И. Г. Пернатые друзья. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Интернет — источники
Источник