- 10. Меры безопасности при очистке путей и стрелок от снега
- МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОЧИСТКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ И СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ ОТ СНЕГА
- 2.8. «ПОТ РО-32-ЦП-652-99. Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений» (утв. МПС РФ 24.02.1999)
- 2.8. Требования безопасности при очистке железнодорожных путей и стрелочных переводов от снега
10. Меры безопасности при очистке путей и стрелок от снега
10.1. При очистке стрелок от снега ответственность за обеспечение безопасности работающих возлагается на бригадира пути, под руководством и наблюдением которого производится работа.
10.2. В случаях когда в распоряжение начальника станции для очистки стрелок от снега дорожный мастер выделяет монтеров пути без бригадира пути, работой по указанию начальника станции руководит работник станции, который несет ответственность за обеспечение правил техники безопасности работающими.
10.3. Рабочими, привлеченными на снегоборьбу, руководят дорожный мастер, бригадир пути или опытные монтеры пути, знающие условия работы в конкретном районе станции. К каждому монтеру пути прикрепляется группа таких рабочих.
10.4. Руководители, назначенные из монтеров пути, должны пройти специальное обучение по руководству группами рабочих, привлекаемых к работам в конкретных районах станции. От непосредственного участия в работе бригады руководитель освобождается.
10.5. Для очистки от снега путей и стрелок к руководителю прикрепляется группа рабочих: на однопутных участках и станционных путях не более 15 человек, на двухпутных участках не более 20 и на стрелках не более 6 человек.
При производстве работ группой рабочих из 10 человек и более, а также в условиях плохой видимости должны выставляться сигналисты для оповещения.
10.6. Запрещается расставлять рабочих на стрелках за пределами видимости и слышимости сигналов, подаваемых сигналистами.
10.7. Сбор рабочих, привлекаемых на снегоборьбу, как правило, должен производиться в пунктах, не связанных с проходом по станционным путям.
10.8. На крупных узлах и станциях, где невозможен сбор рабочих, привлекаемых на снегоборьбу, в пунктах, не связанных с проходом по станционным путям, проход рабочих к месту сбора осуществляется небольшими группами под руководством выделенного руководителя.
Руководитель группы должен быть сзади группы и ограждать ее развернутым красным флагом (ночью фонарем с красным огнем). Впереди группы должен идти специально выделенный и проинструктированный монтер пути и также ограждать группу сигналами остановки.
10.9. На перегоне идти к месту очистки пути от снежных заносов и возвращаться с работы следует в стороне от пути или по обочине земляного полотна.
10.10. При сильных заносах, когда невозможно пройти в стороне от пути или по обочине, проход рабочих может быть допущен по пути с соблюдением требований, изложенных в п. 2.5.
10.11. При очистке пути от снежных заносов траншеями вручную или при разделке снеговых откосов после очистки пути снегоочистителем должны делаться ниши в откосах снега на расстоянии 20-25 м одна от другой с расположением их в шахматном порядке для возможности размещения в них рабочих при пропуске поездов. Размеры ниши определяются в каждом отдельном случае наличием числа рабочих, но должны быть не менее: глубиной 0,75 м, шириной 2 м.
При очистке пути от снега в выемках необходимо принимать особые меры предосторожности и производить работы так, чтобы не вызвать снежный обвал.
При очистке станционных путей и стрелок снег необходимо складывать на междупутьях, в валы, в которых должны быть сделаны разрывы (шириной по 1м не реже чем через 9 м) или в кучи с такими же разрывами для удобства работы и прохода.
10.12. Работа по очистке и уборке горочных и подгорочных путей и стрелок от снега может производиться лишь в периоды, когда нет подачи вагонов на очищаемые пути и стрелки.
10.13. Порядок и последовательность очистки станционных путей и стрелок устанавливают начальник станции совместно с местным дорожным мастером.
10.14. Для станций, оборудованных электрической централизацией стрелочных переводов, должна быть разработана, (согласована с техническим инспектором профсоюза в установленном порядке и утверждена начальником отделения дороги местная инструкция по организации работ и обеспечению техники безопасности при очистке стрелочных переводов.
В местных инструкциях в общем комплексе вопросов по организации работ и обеспечению техники безопасности должно быть предусмотрено: оперативное руководство дежурного аппарата станции рабочими, занятыми на очистке стрелочных переводов, порядок записи руководителя работ о месте и времени производства путевых работ на станциях в Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети, и порядок оповещения локомотивных и составительских бригад о местах производства работ, а путевых бригад о движении поездов и маневровых составов.
10.15. При погрузке и выгрузке снега руководитель снегового поезда должен обеспечить закрытие бортов перед погрузкой и после выгрузки снега. Выгрузка снега на ходу поезда запрещается.
В снеговых поездах должен быть пассажирский или грузовой крытый вагон, удовлетворяющий санитарным правилам, оборудованный отоплением для обогрева рабочих в местах погрузки и выгрузки снега и для размещения рабочих в пути следования. Работа снеговых поездов без указанных вагонов запрещается.
10.16. При работе по снегоборьбе в периоды сильных морозов необходимо своевременно извещать местные организации врачебно-санитарной службы о выделении медработника для проведения профилактики и оказания помощи при обморожениях.
10.17. В местах сбора рабочих на специальных стендах должны вывешиваться плакаты по технике безопасности при производстве работ по очистке и уборке путей и стрелок от снега, а также правила по предупреждению обморожения.
10.18. На станциях, оборудованных громкоговорящими установками, начальник станции устанавливает порядок оповещения работниками станции работающих на пути и стрелочных переводах о предстоящем приеме, отправлении поездов и маневровых передвижениях.
Источник
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОЧИСТКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ И СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ ОТ СНЕГА
5.1. Работы по очистке стрелочных переводов (далее — стрелок) и железнодорожных путей от снега должны выполняться в светлое время суток при перерывах между движением поездов и маневровых составов. Очистка от снега стрелочных переводов, расположенных на горочных и сортировочных путях, должна производиться только во время перерывов в маневровой работе и роспуске составов вагонов или с закрытием пути после разрешения дежурного по горке (станции, парку). Очистка и уборка горочных и подгорочных путей от снега должны производиться в периоды, когда эти пути закрыты.
5.2. Во всех случаях производства работ на стрелочных переводах руководитель работ (старший группы) должен сделать соответствующую запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации, блокировки, связи и контактной сети формы ДУ-46 с указанием места, времени производства работ и средствах оповещения о предстоящем пропуске поездов и маневровых передвижениях (роспуске вагонов с сортировочной горки) по ремонтируемому пути и
смежным путям. Помимо этого руководитель работ (старший группы) должен согласовывать план работ лично или по телефону с дежурным по станции (горке, маневровому району).
5.3. Для очистки от снега путей и стрелочных переводов к руководителю этих работ допускается прикреплять группы работников:
— на однопутных участках и станционных путях — не более 15 человек;
— на двухпутных участках — не более 20 человек;
— на стрелочных переводах — от 2 до 6 человек.
5.4. Перед началом очистки снега на централизованных стрелочных переводах руководитель работ (старший группы), или монтер пути, работающий в одно лицо, должен оградить место работы днем – красным сигналом, ночью и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях, ухудшающих видимость — ручным фонарем с красным огнем.
На стрелочном переводе между отведенным остряком и рамным рельсом, а также на крестовинах с подвижным сердечником между сердечником и усовиком против тяг электропривода должен закладываться деревянный вкладыш.
5.5. Во время очистки стрелок работники должны располагаться вдоль пути лицом друг к другу и проводить работы с особой осторожностью. Один из них должен выполнять функции сигналиста и не участвовать в работе. Он должен наблюдать за движением поездов, слушать информацию, передаваемую по громкоговорящей связи и следить за показаниями светофоров.
5.6. На раздельных пунктах, где нет постоянной маневровой работы, допускается выполнять работы на стрелочных переводах одному монтеру пути не ниже 3-го разряда.
Перечень таких раздельных пунктов, порядок оповещения монтеров пути о приближении поездов и дополнительные меры безопасности для каждого раздельного пункта разрабатывается службой пути дирекции инфраструктуры и утверждается заместителем начальника железной дороги по территориальному управлению.
При работе в одно лицо монтер пути должен следить за объявлениями о приеме, отправлении, проследовании поездов и предстоящих маневровых передвижениях. Во время работы следует располагаться лицом в сторону ожидаемого маневрового состава или поезда правильного направления движения, не ослабляя внимания к движению поездов противоположного направления.
5.7. При работах на стрелочных переводах, оборудованных устройствами пневматической обдувки работник выполняющий обязанности сигналиста должен находиться у места присоединения воздушного шланга к запорному вентилю воздухопроводной сети (воздухоразборной колонке), следить за объявлениями по громкоговорящей связи или подачей специального звукового сигнала о предстоящем пропуске поезда, роспуске вагонов, прохождении локомотива или маневрового состава через зону работ передвижением подвижного состава и быть готовым в любой момент прекратить подачу сжатого воздуха, дать работникам команду и прекращении работы и уходе в безопасное место.
5.8. Стрелочные переводы, оборудованные устройствами электрообогрева можно очищать от снега только в ручную с помощью неметаллического инструмента и шланговой обдувки.
5.9. Для железнодорожных станций, оборудованных электрической (микропроцессорной) централизацией стрелок и сигналов, руководство дистанции пути обслуживающая её, должно разработать Инструкцию по организации работ и обеспечению охраны труда при очистке стрелочных переводов от снега, которая утверждается руководством территориальной дирекции инфраструктуры.
5.10. Для обеспечения безопасности работников, привлекаемых для неотложного выполнения работ по снегоборьбе, руководитель работ (старший дорожный мастер, дорожный мастер, бригадир дистанции пути или монтеры пути не ниже 3 разряда дистанций пути или ПМС) проводит перед началом работ целевой инструктаж с записью в «Журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте», где знакомит работников с конкретной производственной обстановкой на рабочем месте и безопасными приемами труда. В местах сбора рабочих на специальных стендах должны быть вывешены плакаты по охране труда при производстве работ по очистке путей и стрелочных переводов от снега и предупреждению обморожения.
Руководители работ по очистке стрелок являются ответственными за обеспечение безопасности труда работников.
Источник
2.8. «ПОТ РО-32-ЦП-652-99. Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений» (утв. МПС РФ 24.02.1999)
2.8. Требования безопасности при очистке железнодорожных путей и стрелочных переводов от снега
2.8. Требования безопасности при очистке железнодорожных
путей и стрелочных переводов от снега
2.8.1. При подготовке к зиме территории станций и перегоны должны быть подготовлены к работе снегоочистителей и снегоуборочных машин: материалы верхнего строения убраны и уложены в определенные места, которые при необходимости должны быть ограждены, высокая трава и бурьян должны быть скошены, на стрелочных переводах установлены таблички с номером стрелочного перевода или нанесен номер стрелочного перевода на приводе, а путевые коробки, бутлеги и другие устройства следует обозначить соответствующими знаками. Необходимо произвести пробные поездки снегоочистителей в рабочем состоянии, в ходе которых определить опасные места, особенно пассажирские платформы, места скопления людей и другие препятствия, где в целях предотвращения травм пассажиров запрещается открывать крылья и необходимо ограничить скорость движения снегоочистителя в рабочем состоянии. На основе пробных поездок должно быть определено время работы снегоочистителя на перегоне для его установления в графике движения поездов.
2.8.2. Для каждой станции, оборудованной электрической централизацией стрелочных переводов, должна быть разработана и утверждена в установленном порядке местная инструкция по охране труда при очистке стрелочных переводов, в которой должны быть установлены:
порядок оповещения монтеров пути, выполняющих работу по очистке централизованных стрелок, о приеме, отправлении поездов, маневровых передвижениях;
порядок оповещения локомотивных и составительских бригад о местах, где выполняются работы по очистке стрелок;
порядок записи руководителя работ о месте и времени производства путевых работ на станции в Журнале осмотра путей стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети.
В случаях, когда в распоряжение начальника станции для очистки стрелочных переводов от снега дорожный мастер выделяет монтеров пути без бригадира пути, работой руководит работник станции, должность которого указана в местной инструкции или в приказе по станции. Он же несет ответственность за безопасность работ.
2.8.3. Очисткой стрелок от снега могут руководить: дорожный мастер, бригадир пути, специально обученные монтеры пути не ниже 3 разряда дистанций пути и ПМС, а также работники других предприятий железных дорог, направленные на борьбу со снегом и прошедших медицинское освидетельствование и оформленные приказом по дистанции пути в установленном порядке.
Руководители работ по очистке стрелок являются ответственными за обеспечение безопасности работников. Они не должны принимать непосредственное участие в работе по очистке путей и стрелок от снега
2.8.4. Руководители предприятий железной дороги, за которыми закреплена очистка стрелок, стрелочных горловин и других районов станции, совместно с начальником дистанции пути и станции обязаны:
провести обучение старших групп обязанностям сигналиста, возложить на них ответственность за обеспечение безопасности работающих под их руководством;
ознакомить каждого работника, привлекаемого на борьбу со снегом, с особенностями станции, расположением стрелочных переводов, их нумерацией;
провести с каждым работником, привлекаемым на борьбу со снегом, инструктаж по охране труда.
2.8.5. Для очистки от снега путей и стрелок к руководителю этих работ допускается прикреплять группы рабочих:
на однопутных участках и станционных путях — не более 15 человек;
на двухпутных участках — не более 20 человек;
на стрелках — не более 6 человек.
На раздельных пунктах, где нет постоянной маневровой работы, разрешается выполнять работы на стрелочных переводах одному монтеру пути не ниже 3-го разряда. Перечень таких раздельных пунктов, порядок оповещения монтера пути о приближении поездов и дополнительные меры безопасности устанавливаются начальником отделения железной дороги (при отсутствии отделений — главным инженером железной дороги), начальником станции, за которым закреплены эти раздельные пункты, по согласованию с техническим инспектором труда профсоюза.
2.8.6. Монтеры пути, работающие первую зиму, к самостоятельной работе по очистке централизованных стрелочных переводов не допускаются. Они должны быть обучены особенностям работы в зимних условиях, работать только в группе, и закреплены за опытными монтерами пути.
2.8.7. Перед началом очистки на централизованных стрелочных переводах старший группы или монтер пути, работающий в одно лицо, должен оградить место работы днем красным сигналом, ночью и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях, ухудшающих видимость, — ручным фонарем с красными огнями.
На стрелочном переводе между отведенным остряком и рамным рельсом, а также на крестовинах с подвижным сердечником между сердечником и усовиком против тяг электропривода должен закладываться деревянный вкладыш.
2.8.8. Сбор рабочих, привлекаемых на борьбу со снегом, следует производить в пунктах, не связанных с пересечением железнодорожных путей.
2.8.9. Проход к месту очистки путей от снега на перегоне и возвращение обратно должны происходить в стороне от железнодорожного пути или по обочине.
В условиях сильных заносов, когда проход в стороне от пути и по обочине невозможен, допускается проход по пути с соблюдением требований п. 2.1.3 настоящих Правил.
2.8.10. Работы по очистке централизованных стрелочных переводов от снега должны производиться в перерывах между движением поездов и маневровых составов. Работы на стрелках, расположенных на горочных и сортировочных путях, должны производиться только во время перерывов в маневровой работе и роспуске вагонов или с закрытием пути после согласования с дежурным по горке.
Во всех случаях производства работ на стрелочных переводах руководитель работ должен сделать соответствующую запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети с указанием места и времени производства работ.
2.8.11. Руководитель работ, старший группы или самостоятельно работающий монтер пути должен:
лично или по телефону согласовать план работы с дежурным по станции (горке, маневровому району);
контролировать своевременное оповещение монтеров пути о приеме, отправлении, проследовании поездов и предстоящих маневровых передвижениях.
2.8.12. Работы на стрелочных переводах, оборудованных устройствами пневматической обдувки должна производиться двумя монтерами пути. Один монтер пути должен работать непосредственно со шлангом. Другой монтер пути должен выполнять обязанности наблюдающего (сигналиста). Он должен находиться у крана присоединения шланга к воздухоразборной колонке, следить за передвижением подвижного состава и быть готовым в любой момент прекратить подачу сжатого воздуха, сигнализировать работающему со шлангом о приближении подвижного состава (в том числе по соседнему пути) и вместе с ним убрать шланг в междупутье.
При пересечении нескольких путей шланг следует прокладывать под рельсами в шпальных ящиках, заблаговременно очищенных от снега и балласта.
2.8.13. При работе на стрелочных переводах, оборудованных устройствами электрообогрева, включение и отключение обогрева соответствующей группы стрелок могут осуществляться дистанционно дежурным по станции или непосредственно на месте из шкафа управления работниками дистанции пути или другими работниками в соответствии с Техническими указаниями по обслуживанию устройств электрообогрева для очистки стрелочных переводов от снега с учетом местных условий.
Запрещается при включенном электрообогреве производить какие-либо работы на стрелочном переводе, кроме ручной очистки с помощью неметаллического инструмента и шланговой обдувки.
2.8.14. Очистка путей от снега и его уборка на перегонах и станциях должны производиться, как правило, снегоочистителями и снегоуборочными машинами. В местах, где невозможна работа машин или при их отсутствии, допускается очистка путей от снега и его уборка вручную с соблюдением следующих требований безопасности:
При очистке пути траншеями или разделке снеговых откосов после очистки снегоочистителями в откосах должны быть сделаны ниши на расстоянии 20 — 25 м одна от другой с расположением их в шахматном порядке для возможности размещения в них рабочих при пропуске поездов.
Размеры ниши должны определяться в каждом отдельном случае количеством работающих, с учетом их расположения в нише не ближе 2 м от крайнего рельса, но быть глубиной не менее 0,75 м и шириной не менее 2 м.
При очистке пути от снега в выемках следует принимать меры, необходимые для предотвращения снежного обвала.
При очистке станционных путей и стрелок необходимо складывать снег в валы, в которых должны быть сделаны разрывы (шириной по 1 м не реже чем через 9 м), или в кучи с такими же разрывами для удобства работы и прохода.
2.8.15. Работа по очистке и уборке горочных и подгорочных путей от снега может производиться лишь в периоды, когда эти пути закрыты.
2.8.16. Хозяйственные поезда для вывозки снега за пределы станции формируются из 10 — 15 платформ и вагоном для работников, следующих к месту выгрузки и обратно, а также для их обогрева.
Погрузка снега на платформы поезда и его выгрузка должны производиться только при полной остановке состава. При передвижениях поезда по фронту работ работники могут находиться на платформе не ближе 1,0 м от бортов.
2.8.17. В периоды сильных морозов на местах массовых работ по очистке пути и стрелок от снега должны находиться медицинские работники для профилактики и оказания помощи при обморожении.
Источник