- Методические рекомендации по очистке дорог от снега
- Раздел 1. Область применения
- Раздел 2. Нормативные ссылки
- Раздел 3. Термины и определения
- Раздел 4. Общие положения
- Раздел 5. Особенности эксплуатации мостовых сооружений в зимних условиях
- Раздел 6. Требования к состоянию дорожного покрытия на искусственных сооружениях в зимний период
- Методические рекомендации по очистке дорог от снега
- Раздел 1. Область применения
- Раздел 2. Нормативные ссылки
- Раздел 3. Термины и определения
- Раздел 4. Общие положения
Методические рекомендации по очистке дорог от снега
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ АНТИГОЛОЛЕДНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОДЕРЖАНИИ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
1. РАЗРАБОТАН: Федеральным государственным унитарным предприятием «РОСДОРНИИ». Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
2. ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3. ИЗДАН: На основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 10 сентября 2008 г. N 383-р.
4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
Раздел 1. Область применения
Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по применению экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений» является актом рекомендательного характера и разработан в качестве дополнений к «Руководству по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах» (ОДМ 218.3.023-2003).
Методические рекомендации содержат перечень противогололедных материалов, возможных к применению для борьбы с зимней скользкостью на автодорожных мостах и других искусственных сооружениях, раскрывают особенности эксплуатации автодорожных мостов в зимних условиях, требования к ПГМ и нормы их распределения, а также необходимые мероприятия по коррозионной защите конструктивных элементов мостов и обеспечению антигололедного состояния дорожных покрытий на искусственных сооружениях.
Положения, изложенные в документе, рекомендуется использовать при зимнем содержании и ремонте автодорожных мостов.
Раздел 2. Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
а) Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог.* Временное. М., 2003.
* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ОДМ 218.4.002-2009, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
з) Методика испытаний противогололедных материалов. ОДМ 218.2.028-2003. М., 2003.
к) Методические рекомендации по защите водотоков от загрязнений водами поверхностного стока с эксплуатируемых автодорожных мостов*. М., 1991.
* Документ является авторской разработкой. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.
Раздел 3. Термины и определения
В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Зимнее содержание — работы и мероприятия по защите дорог и искусственных сооружений на них в зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями.
Зимняя скользкость — снежные отложения и ледяные образования на поверхности дорожного покрытия, приводящие к снижению коэффициента сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия.
Рыхлый снег — образуется на дорожном покрытии при выпадении твердых осадков в безветренную погоду и откладывается в виде ровного по толщине слоя.
Снежный накат — представляет собой слой снега, уплотненного колесами автомобильного транспорта при определенных метеорологических условиях.
Стекловидный лед — появляется на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной 1-3 мм при различных погодных условиях.
Противогололедные материалы (ПГМ) — твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах.
Экологически чистые — безопасные противогололедные материалы (ЭКПГМ) — твердые и жидкие ПГМ, не вызывающие вредного воздействия на окружающую природную среду (воду, почву, растения и т.п.) и конструктивные элементы автомобильной дороги (мосты, ограждения, покрытия и т.п.).
Фрикционные ПГМ — материалы, повышающие коэффициент сцепления со снежно-ледяными отложениями на покрытии, для обеспечения безопасных условий движения.
Химические ПГМ — реагенты, способные плавить снежно-ледяные отложения на дорожных покрытиях при отрицательных температурах воздуха.
Раздел 4. Общие положения
а) Важнейшими сооружениями на автомобильных дорогах являются искусственные сооружения и в первую очередь автодорожные мосты, основная задача которых — бесперебойный и безопасный пропуск автомобильного транспорта и пешеходов через водные препятствия в различные сезоны года. Особенно неблагоприятные условия для движения автомобилей и пешеходов возникают в зимний период, когда на дорожном полотне образуются снежно-ледяные отложения, способствующие ухудшению транспортно-эксплуатационного состояния и безопасности дорожного движения на мостовом сооружении.
Поэтому к одной из основных задач зимнего содержания относятся мероприятия по предупреждению образования и ликвидации снежно-ледяных отложений на дорожном полотне и тротуарах мостовых сооружений. Решение этой задачи достигается путем проведения различных работ по поддержанию проезжей части в состоянии, удовлетворяющем требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
б) Улучшение состояния мостовых сооружений в зимних условиях достигается путем обработки поверхности покрытия химическими или комбинированными противогололедными материалами (ПГМ) с последующей уборкой дорожной шуги с проезжей части автодорожных мостов.
В качестве химических противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью на мостовых сооружениях в настоящее время все шире начинают использовать реагенты, не оказывающие отрицательного влияния не только на окружающую природную среду, но и на конструктивные элементы автодорожных мостов. К таким реагентам относят противогололедные материалы, выпускаемые на ацетатной (НСН СОО), формиатной (НСООН), карбамидной (CO(NH ) ) и на других бесхлорных основах, а также хлорсодержащие материалы с антикоррозионными и биологическими добавками (экологически безопасные противогололедные материалы — (ЭК ПГМ), резко уменьшающими отрицательное влияние на бетонные, металлические конструкции мостов и элементы окружающей среды.
Эффективность использования этих материалов для борьбы с зимней скользкостью на автодорожных мостах в первую очередь зависит от возможности учета постоянных метеорологических данных для конкретного объекта и использования современных передвижных и стационарных распределительных установок.
в) Методические рекомендации по применению экологически чистых противогололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений разработаны впервые на основании отечественного и зарубежного опыта в качестве дополнения к Руководству по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. ОДМ 218.3.023-2003.
г) Рекомендации регламентируют порядок проведения мероприятий по борьбе с зимней скользкостью, методы испытаний ПГМ, а также работы, которые обеспечивают требуемые условия эксплуатации мостовых сооружений с помощью применения различных ПГМ и технологий.
Раздел 5. Особенности эксплуатации мостовых сооружений в зимних условиях
а) Эксплуатируемые мостовые сооружения постоянно подвержены воздействию транспортных нагрузок и различных природных явлений. К природным явлениям прежде всего относятся переменные во времени температура и влажность воздуха, атмосферные осадки, воздействия воды.
б) В особо тяжелых условиях находятся искусственные сооружения, эксплуатируемые в районах с частыми переходами через ноль, т.е. от отрицательных температур к положительным и наоборот.
в) Негативное влияние на состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах оказывают динамические нагрузки от транспортных средств, вызывающие усталостные явления в материале сооружения.
г) В большей степени внешним климатическим и транспортным воздействиям подвержено мостовое полотно — покрытие проезжей части, деформационные швы и сопряжения моста с насыпью, тротуары, перила и ограждения безопасности.
д) На железобетонных пролетных строениях сочетание внешних воздействий и нагрузок вызывает сначала на бетоне поверхностные дефекты в виде его шелушения, затем появление скола слабо сцепленных частиц бетона и образование глубоких выколов, отслоение защитного слоя с оголением и коррозией арматурных стержней.
е) В металлических пролетных строениях от воздействия внешней среды наблюдается коррозия металла. При разрушении защитных покрытий на металле образуется налет ржавчины, который постепенно увеличивается в размерах, достигая уровня, понижающего несущую способность главных элементов пролетных строений.
ж) На автодорожных мостах, которые обладают меньшей теплоемкостью, чем дорожная одежда на земляном полотне, и имеют более низкую температуру покрытия в ночное время, чаще возникают условия гололедообразования.
з) Образованию скользкости на мостах способствует более высокая относительная влажность в поймах рек и других водоемов, особенно в переходный период до установления ледового покрова, а также на искусственных сооружениях около крупных ТЭЦ и предприятий. Поэтому эффективность борьбы с зимней скользкостью на таких объектах, особенно на внеклассных мостовых сооружениях, всецело зависит от своевременного использования достоверных метеорологических данных, которые могут быть получены от автоматических дорожных метеостанций, установленных в непосредственной близости от объекта.
и) С мостовых сооружений запрещается сброс снега и льда.
к) Перед началом зимнего сезона необходима тщательная заделка (ремонт) мест разрушения покрытия и всех конструктивных элементов сооружения, особенно с обнаженной металлической арматурой, нарушенными гидроизоляцией, деформационными швами и водоотводом.
Производят работы по очистке от ржавчины и загрязнений и покраску лакокрасочными материалами металлических элементов и конструкций.
л) На конструктивных выступах мостов, эстакад, путепроводов (ригелях, насадках, консолях тротуаров и т.п.) необходимо производить удаление снега, если его толщина превышает 10 см. В первую очередь очищают южную сторону сооружения.
м) Весной после окончания зимних работ на искусственных сооружениях осуществляют тщательную промывку различных элементов (пазух, деформационных швов, опорных частей и т.п.) с применением специальных моющих средств для снижения коррозии, которая усиливается при повышении температуры воздуха.
н) Все виды зимней скользкости на мостах и других искусственных сооружениях подразделяют на рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед.
Раздел 6. Требования к состоянию дорожного покрытия на искусственных сооружениях в зимний период
а) К работам по уходу за искусственным сооружением относят очистку элементов мостового полотна и несущих конструкций от снега и льда.
б) Проезжую часть и тротуары очищают от снега и льда, при гололеде посыпают песком, топливным шлаком или дробленым щебнем.
в) После снегопада и при оттепелях талый снег и материалы борьбы с гололедом сдвигают к ограждениям с последующей уборкой их с моста. Уборку снега из валов производят шнековыми и шнекороторными дорожными машинами, автогрейдерами, бульдозерами и другими механизмами с погрузкой снега в самосвалы и вывозом за пределы сооружения на снегосвалки.
г) Водоотводные устройства при необходимости в весенний период промывают горячей водой.
д) Периодичность работ по уборке проезжей части определяется местными условиями, но не реже 1 раза в 10 дней, при снегопадах — ежедневно. Директивные сроки по очистке от снега и завершению борьбы с зимней скользкостью, в том числе и уборка валов снежной массы, сдвинутой со средней части мостовых сооружений, соответствуют (ГОСТ 50597-93):
— при интенсивности >3000 авт./сут — 4 ч,
— при интенсивности 1000-3000 авт./сут — 5 ч,
Источник
Методические рекомендации по очистке дорог от снега
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАЩИТЕ И ОЧИСТКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОТ СНЕГА
1. РАЗРАБОТАН: Федеральным государственным унитарным предприятием Росдорнии и Воронежским государственным архитектурно-строительным университетом по заказу Федерального дорожного агентства. Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве (взамен ВСН 4-69).
2. ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
Раздел 1. Область применения
Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега» является актом рекомендательного характера.
Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега определяют порядок проведения мероприятий по снижению снегозаносимости на дорогах, методы организации и технологии работ по их очистке от снега, а также раскрывают вопросы механизации дорожных работ и организации снегосвалок.
Рекомендации могут применяться на автомобильных дорогах общего пользования.
Раздел 2. Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
б) ОДМ. Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог. Росавтодор, 2003 г.
ж) ОДМ. Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Росавтодор, 2003 г.
Раздел 3. Термины и определения
В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Снегозаносимость — подверженность дороги образованию снежных заносов.
Незаносимые участки — участки дорог, не подверженные образованию снежных заносов.
Заносимые участки — участки дорог, подверженные образованию снежных заносов.
Директивные сроки очистки дороги — время, установленное дорожным организациям для очистки дорог, с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Интенсивность снегопада (метели) — увеличение толщины снежного покрова (в см) при выпадении (отложении) снега за определенный промежуток времени (ч, сут).
Просветность — отношение суммарной площади просветов к общей площади внешнего контура снегозащитного устройства.
Интенсивность снегоприноса — объем снега, приносимого к участку дороги за единицу времени.
Общий объем снегопереноса — объем снега, который переносится через заданную точку со всех направлений за определенное время (за зимний период).
Объем снегоприноса — объем снега, приносимого метелью к одной стороне дороги (за зиму, в одну метель).
Расчетный объем снегоприноса — объем снегоприноса, определенный с расчетной вероятностью превышения.
Расчетный объем снегоотложений — возможный объем снегоотложений от расчетного объема снегоприноса.
Расчетная метель — единичная метель, параметры которой определены с расчетной вероятностью превышения.
Насыщенная метель — метель, при которой реализуется транспортирующая способность метели (при данной скорости ветра и достаточном количестве переносимого снега).
Снегозадерживающая способность защиты — показатель эффективности задержания снега защитными устройствами, оцениваемый коэффициентом снегозадержания.
Коэффициент снегозадержания — отношение объема отложенного у защиты снега к объему снегоприноса.
Снегосборная способность защиты — количество снега, которое может быть отложено у защиты при заданном коэффициенте снегозадержания.
Снегоемкость защиты — предельное количество снега, которое может быть ею задержано.
Раздел 4. Общие положения
а) Вся система мероприятий по зимнему содержанию автомобильных дорог выстраивается таким образом, чтобы обеспечить нормальные условия для движения автотранспорта при максимальном облегчении и удешевлении выполняемых работ. Для выполнения этих задач осуществляют:
защитные меры по предотвращению образования снежных заносов путем устройства постоянных или временных средств снегозащиты;
профилактические меры, цель которых — не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии от проходящего транспорта;
меры по удалению снежных и ледяных образований на дороге и уменьшению их воздействия на автомобильное движение.
Содержание всех конструктивных элементов дороги обеспечивается на запланированном уровне.
б) Орган управления дорожным хозяйством на каждую обслуживаемую им автомобильную дорогу (сеть дорог) разрабатывает проект содержания (включая зимнее содержание), который служит руководящим документом для производителей, обеспечивающих непосредственное выполнение работ по содержанию.
в) Оперативное управление производством, ежедневный контроль за ходом выполнения работ, использованием машин и механизмов, занятых на работах по зимнему содержанию дорог, расходом противогололедных материалов и горюче-смазочных материалов обеспечиваются через Центры оперативного управления производством, создаваемые в подрядных организациях и органах управления дорожным хозяйством.
г) Оценка уровня содержания автомобильных дорог (приемка выполненных работ) осуществляется в соответствии с «Методикой оценки уровня содержания автомобильных дорог», изложенной в «Руководстве по оценке уровня содержания автомобильных дорог» (2003 г.), утвержденном Росавтодором от 19.12.2003 N ИС-28-8939.
Раздел 5. Основные положения по обеспечению снегонезаносимости
автомобильных дорог на стадии проектирования
а) Основными факторами, определяющими образование снегоотложений на земляном полотне дороги, являются: метелевый режим, высота снежного покрова, элементы земляного полотна, природный фактор (рельеф местности, по которой проходит дорога, наличие растительности и т.д.).
б) Основными снегозащитными мероприятиями при трассировании дорог являются:
проложение трассы по наименее заносимым местам;
учет направлений главных метелевых ветров при трассировании.
в) Незаносимость дороги снегом в значительной степени зависит от правильного сочетания элементов плана и продольного профиля с рельефом местности и учета при этом направления главных метелевых ветров. Степень заносимости земляного полотна при различном характере местности и расположении трассы неодинакова.
Наветренные косогоры являются зонами снижения скорости ветра и отложения снега и располагаются у их подошвы. Верхняя часть наветренного косогора и вершина возвышенности хорошо продуваются ветром, поэтому трассу дороги следует располагать в средней или верхней трети наветренного косогора.
На подветренном косогоре снеговетровой поток, перевалив через вершину, снижает скорость, и метелевый снег откладывается интенсивно, вызывая образование снежных заносов. Следует избегать проложения трассы в верхней части подветренного косогора. Можно располагать трассу в средней трети косогора.
На водоразделе снеговетровой поток имеет наибольшую скорость, и, при отсутствии препятствий, снег будет переноситься, не образуя снежных отложений. Рекомендуется дорогу на водоразделе проектировать в насыпи. Участки дорог в выемке на водоразделах при прохождении метелей будут занесены.
Всякие углубления на косогорах, в том числе и на наветренных, сильно заносятся. Поэтому не рекомендуется прокладывать дорогу по косогору в выемке, а лучше устраивать насыпи. Если нельзя проложить дорогу в насыпи, то можно устраивать в полувыемке-полунасыпи, так как в этом случае создаются более благоприятные условия для очистки дороги от снега, чем в выемках.
При трассировании дороги следует обходить понижения местности (ложбины, котловины), которые сильно заносятся снегом, или пересекать их по кратчайшему направлению. Надо использовать возможность проложения трассы через встречные лесные массивы, так как они служат естественной защитой от метелевых отложений снега на дороге.
При проложении дорог по террасам следует располагать их ближе к краю террасы, где отложения снега всегда наименьшие.
Учитывая, что особенно сильно заносятся выемки на кривых в плане, устройства таких выемок следует избегать.
Трассирование дорог, по возможности, следует производить вдоль господствующих зимних ветров или под малыми углами к ним.
Для проложения трассы рекомендуется использовать зоны разгона метели или зоны снеговыдувания, где снеговетровой поток не насыщен и вероятность образования отложений снега значительно меньше, чем при насыщенной метели. Такими зонами разгона метели являются полосы шириной около 100 м за подветренными границами естественных русл, балок, оврагов, больших искусственных каналов, выемок и других резких понижений или полосы шириной 100-500 м за различными возвышающимися препятствиями: поселками, возвышенностями, лесными массивами, лесонасаждениями и т.д.
г) При проектировании вновь строящихся или реконструируемых дорог рекомендуется предусматривать меры по обеспечению снегонезаносимости дорог. К ним относятся:
проектирование продольного профиля снегонезаносимыми насыпями с рабочими отметками больше руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости;
проектирование поперечных профилей выемок, позволяющих уменьшить или замедлить их снегозаносимость;
проектирование обоснованной снегозащиты.
Незаносимость метелевым снегом дороги в насыпи обеспечивается проектированием продольного профиля с рабочими отметками, равными и больше руководящей рабочей отметки , по условию снегонезаносимости.
Руководящая отметка по условию снегонезаносимости определяется расчетом по формуле
,
где — руководящая рабочая отметка по условию снегонезаносимости, м;
— расчетная высота снежного покрова в данной местности, принимаемая с расчетной вероятностью превышения 5%, м;
— возвышение бровки земляного полотна над расчетной высотой снежного покрова, обеспечивающее сдувание снега с полотна, м.
При отсутствии указанных данных допускается упрощенное определение с использованием метеорологических справочников (Приложение А).
принимается для дорог V технической категории равным 0,4 м, IV категории — 0,5 м, для дорог III категории — 0,6 м, II категории — 0,7 м, I категории — 1,2 м. Насыпи, не отвечающие приведенному условию, заносятся снегом при метелях и, как правило, ограждаются снегозащитой.
Если дорога проходит по подветренному склону рельефа в верхней трети, то руководящая рабочая отметка насыпи равна
,
где — высота метелевых снегоотложений от расчетного объема снегоприноса, определенного с вероятностью превышения.
Расчетная вероятность превышения принимается равной 10% для дорог с интенсивностью движения до 3000 авт./сут, 5% — для дорог с интенсивностью от 3000 до 7000 авт./сут и 3% — для дорог с интенсивностью движения свыше 7000 авт./сут.
Выемки не заносятся в том случае, если снег, приносимый за зиму метелями, может разместиться на подветренном откосе.
Источник