- Методические рекомендации по защите дорог от снега
- Раздел 1. Область применения
- Раздел 2. Нормативные ссылки
- Раздел 3. Термины и определения
- Раздел 4. Общие положения
- Методические рекомендации по защите дорог от снега
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Общие требования по охране окружающей среды при выполнении строительных и ремонтных работ на автомобильных дорогах и мостовых сооружениях
Методические рекомендации по защите дорог от снега
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАЩИТЕ И ОЧИСТКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОТ СНЕГА
1. РАЗРАБОТАН: Федеральным государственным унитарным предприятием Росдорнии и Воронежским государственным архитектурно-строительным университетом по заказу Федерального дорожного агентства. Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве (взамен ВСН 4-69).
2. ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
Раздел 1. Область применения
Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега» является актом рекомендательного характера.
Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега определяют порядок проведения мероприятий по снижению снегозаносимости на дорогах, методы организации и технологии работ по их очистке от снега, а также раскрывают вопросы механизации дорожных работ и организации снегосвалок.
Рекомендации могут применяться на автомобильных дорогах общего пользования.
Раздел 2. Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
б) ОДМ. Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог. Росавтодор, 2003 г.
ж) ОДМ. Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Росавтодор, 2003 г.
Раздел 3. Термины и определения
В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Снегозаносимость — подверженность дороги образованию снежных заносов.
Незаносимые участки — участки дорог, не подверженные образованию снежных заносов.
Заносимые участки — участки дорог, подверженные образованию снежных заносов.
Директивные сроки очистки дороги — время, установленное дорожным организациям для очистки дорог, с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Интенсивность снегопада (метели) — увеличение толщины снежного покрова (в см) при выпадении (отложении) снега за определенный промежуток времени (ч, сут).
Просветность — отношение суммарной площади просветов к общей площади внешнего контура снегозащитного устройства.
Интенсивность снегоприноса — объем снега, приносимого к участку дороги за единицу времени.
Общий объем снегопереноса — объем снега, который переносится через заданную точку со всех направлений за определенное время (за зимний период).
Объем снегоприноса — объем снега, приносимого метелью к одной стороне дороги (за зиму, в одну метель).
Расчетный объем снегоприноса — объем снегоприноса, определенный с расчетной вероятностью превышения.
Расчетный объем снегоотложений — возможный объем снегоотложений от расчетного объема снегоприноса.
Расчетная метель — единичная метель, параметры которой определены с расчетной вероятностью превышения.
Насыщенная метель — метель, при которой реализуется транспортирующая способность метели (при данной скорости ветра и достаточном количестве переносимого снега).
Снегозадерживающая способность защиты — показатель эффективности задержания снега защитными устройствами, оцениваемый коэффициентом снегозадержания.
Коэффициент снегозадержания — отношение объема отложенного у защиты снега к объему снегоприноса.
Снегосборная способность защиты — количество снега, которое может быть отложено у защиты при заданном коэффициенте снегозадержания.
Снегоемкость защиты — предельное количество снега, которое может быть ею задержано.
Раздел 4. Общие положения
а) Вся система мероприятий по зимнему содержанию автомобильных дорог выстраивается таким образом, чтобы обеспечить нормальные условия для движения автотранспорта при максимальном облегчении и удешевлении выполняемых работ. Для выполнения этих задач осуществляют:
защитные меры по предотвращению образования снежных заносов путем устройства постоянных или временных средств снегозащиты;
профилактические меры, цель которых — не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии от проходящего транспорта;
меры по удалению снежных и ледяных образований на дороге и уменьшению их воздействия на автомобильное движение.
Содержание всех конструктивных элементов дороги обеспечивается на запланированном уровне.
б) Орган управления дорожным хозяйством на каждую обслуживаемую им автомобильную дорогу (сеть дорог) разрабатывает проект содержания (включая зимнее содержание), который служит руководящим документом для производителей, обеспечивающих непосредственное выполнение работ по содержанию.
в) Оперативное управление производством, ежедневный контроль за ходом выполнения работ, использованием машин и механизмов, занятых на работах по зимнему содержанию дорог, расходом противогололедных материалов и горюче-смазочных материалов обеспечиваются через Центры оперативного управления производством, создаваемые в подрядных организациях и органах управления дорожным хозяйством.
г) Оценка уровня содержания автомобильных дорог (приемка выполненных работ) осуществляется в соответствии с «Методикой оценки уровня содержания автомобильных дорог», изложенной в «Руководстве по оценке уровня содержания автомобильных дорог» (2003 г.), утвержденном Росавтодором от 19.12.2003 N ИС-28-8939.
Раздел 5. Основные положения по обеспечению снегонезаносимости
автомобильных дорог на стадии проектирования
а) Основными факторами, определяющими образование снегоотложений на земляном полотне дороги, являются: метелевый режим, высота снежного покрова, элементы земляного полотна, природный фактор (рельеф местности, по которой проходит дорога, наличие растительности и т.д.).
б) Основными снегозащитными мероприятиями при трассировании дорог являются:
проложение трассы по наименее заносимым местам;
учет направлений главных метелевых ветров при трассировании.
в) Незаносимость дороги снегом в значительной степени зависит от правильного сочетания элементов плана и продольного профиля с рельефом местности и учета при этом направления главных метелевых ветров. Степень заносимости земляного полотна при различном характере местности и расположении трассы неодинакова.
Наветренные косогоры являются зонами снижения скорости ветра и отложения снега и располагаются у их подошвы. Верхняя часть наветренного косогора и вершина возвышенности хорошо продуваются ветром, поэтому трассу дороги следует располагать в средней или верхней трети наветренного косогора.
На подветренном косогоре снеговетровой поток, перевалив через вершину, снижает скорость, и метелевый снег откладывается интенсивно, вызывая образование снежных заносов. Следует избегать проложения трассы в верхней части подветренного косогора. Можно располагать трассу в средней трети косогора.
На водоразделе снеговетровой поток имеет наибольшую скорость, и, при отсутствии препятствий, снег будет переноситься, не образуя снежных отложений. Рекомендуется дорогу на водоразделе проектировать в насыпи. Участки дорог в выемке на водоразделах при прохождении метелей будут занесены.
Всякие углубления на косогорах, в том числе и на наветренных, сильно заносятся. Поэтому не рекомендуется прокладывать дорогу по косогору в выемке, а лучше устраивать насыпи. Если нельзя проложить дорогу в насыпи, то можно устраивать в полувыемке-полунасыпи, так как в этом случае создаются более благоприятные условия для очистки дороги от снега, чем в выемках.
При трассировании дороги следует обходить понижения местности (ложбины, котловины), которые сильно заносятся снегом, или пересекать их по кратчайшему направлению. Надо использовать возможность проложения трассы через встречные лесные массивы, так как они служат естественной защитой от метелевых отложений снега на дороге.
При проложении дорог по террасам следует располагать их ближе к краю террасы, где отложения снега всегда наименьшие.
Учитывая, что особенно сильно заносятся выемки на кривых в плане, устройства таких выемок следует избегать.
Трассирование дорог, по возможности, следует производить вдоль господствующих зимних ветров или под малыми углами к ним.
Для проложения трассы рекомендуется использовать зоны разгона метели или зоны снеговыдувания, где снеговетровой поток не насыщен и вероятность образования отложений снега значительно меньше, чем при насыщенной метели. Такими зонами разгона метели являются полосы шириной около 100 м за подветренными границами естественных русл, балок, оврагов, больших искусственных каналов, выемок и других резких понижений или полосы шириной 100-500 м за различными возвышающимися препятствиями: поселками, возвышенностями, лесными массивами, лесонасаждениями и т.д.
г) При проектировании вновь строящихся или реконструируемых дорог рекомендуется предусматривать меры по обеспечению снегонезаносимости дорог. К ним относятся:
проектирование продольного профиля снегонезаносимыми насыпями с рабочими отметками больше руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости;
проектирование поперечных профилей выемок, позволяющих уменьшить или замедлить их снегозаносимость;
проектирование обоснованной снегозащиты.
Незаносимость метелевым снегом дороги в насыпи обеспечивается проектированием продольного профиля с рабочими отметками, равными и больше руководящей рабочей отметки , по условию снегонезаносимости.
Руководящая отметка по условию снегонезаносимости определяется расчетом по формуле
,
где — руководящая рабочая отметка по условию снегонезаносимости, м;
— расчетная высота снежного покрова в данной местности, принимаемая с расчетной вероятностью превышения 5%, м;
— возвышение бровки земляного полотна над расчетной высотой снежного покрова, обеспечивающее сдувание снега с полотна, м.
При отсутствии указанных данных допускается упрощенное определение с использованием метеорологических справочников (Приложение А).
принимается для дорог V технической категории равным 0,4 м, IV категории — 0,5 м, для дорог III категории — 0,6 м, II категории — 0,7 м, I категории — 1,2 м. Насыпи, не отвечающие приведенному условию, заносятся снегом при метелях и, как правило, ограждаются снегозащитой.
Если дорога проходит по подветренному склону рельефа в верхней трети, то руководящая рабочая отметка насыпи равна
,
где — высота метелевых снегоотложений от расчетного объема снегоприноса, определенного с вероятностью превышения.
Расчетная вероятность превышения принимается равной 10% для дорог с интенсивностью движения до 3000 авт./сут, 5% — для дорог с интенсивностью от 3000 до 7000 авт./сут и 3% — для дорог с интенсивностью движения свыше 7000 авт./сут.
Выемки не заносятся в том случае, если снег, приносимый за зиму метелями, может разместиться на подветренном откосе.
Источник
Методические рекомендации по защите дорог от снега
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог
1 РАЗРАБОТАН ФГУП «РОСДОРНИИ»
2 ВНЕСЕН Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог, Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ содержит рекомендации по охране окружающей среды при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и направлен на повышение экологической безопасности автомобильных дорог и мостовых сооружений, снижение их негативного экологического воздействия.
1.2 Положения настоящего методического документа предназначены для применения строительными и эксплуатационными организациями, выполняющими работы по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог в сфере дорожного хозяйства.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 17.1.2.04-77 Государственный стандарт. Охрана природы. Гидросфера. Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов.
ГОСТ 17.1.5.02-80 Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов.
ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения.
ГОСТ 17.5.1.03-86 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель.
ГОСТ 2761-84 Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора.
ГОСТ 20444-85 Государственный стандарт Союза ССР. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики.
ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения.
ГОСТ 31330.1-2006 (ИСО 11819-1:1997) Межгосударственный стандарт. Шум. Оценка влияния дорожного покрытия на транспортный шум. Часть 1. Статистический метод.
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 водоотведение: Любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.
3.2 дернина: Поверхностный слой почвы, переплетённый живыми и мёртвыми корнями, побегами и корневищами многолетних трав.
3.3 загрязняющее вещество: Вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
3.4 землевание: Мероприятие по уходу за газоном, заключающееся в расстилании слоя перегнойной земли по поверхности участка.
3.5 залужение: Система мероприятий по поддержанию и повышению продуктивности (путем укрепления дернины, загущения), применяемая на склонах, балках, речных террасах, холмах и т.д.
3.6 лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов: Ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
3.7 лимит на размещение отходов: Предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов, с учетом экологической обстановки на данной территории.
3.8 максимальный уровень звука: Уровень звука непостоянного шума, соответствующий максимальному показанию измерительного, прямопоказывающего прибора (шумомера) при визуальном отсчете, или уровень звука, превышаемый в течение 1% длительности измерительного интервала при регистрации шума автоматическим оценивающим устройством (статистическим анализатором).
3.9 нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ: Нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
3.10 норматив образования отходов: Установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
3.11 окружающая среда: Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
3.12 охрана окружающей среды: Деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
3.13 отходы: Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
3.14 Отходы производства и потребления в дорожном хозяйстве: Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершению определенного технологического процесса в дорожной организации и не используемые при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры.
Примеры. 1 Отфрезерованный асфальтобетон или остатки асфальтобетона, полученные, в результате обрубки кромок покрытия не являются отходами, если они используются дорожными организациями; но являются отходами при вывозке на утилизацию в иную организацию.
2 Снег, собираемый при очистке автомобильных дорог, не является отходом дорожного хозяйства, т.к. он образуется не в результате технологического процесса выполняемого дорожными организациями, но при его вывозке должны соблюдаться требования, установленные методическими рекомендациями [1] и разделом 13 настоящих методических рекомендаций.
3.15 паспорт отходов: Документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
3.16 предельно допустимый выброс: Норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
3.17 предельно допустимая концентрация (ПДК): Концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе — не оказывающая в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущие поколения, не снижающая работоспособности человека, не ухудшающая его самочувствия и санитарно-бытовых условий жизни.
3.18 предельно допустимая концентрация (ПДК) химического вещества в почве: Комплексный показатель безвредного для человека содержания химических веществ в почве.
3.19 сточные воды: Воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
3.20 эквивалентный (по энергии) уровень звука: Уровень звука постоянного шума, который имеет то же самое среднеквадратическое значение звукового давления, что и исследуемый непостоянный шум в течение определенного интервала времени в дБА.
4 Общие требования по охране окружающей среды при выполнении строительных и ремонтных работ на автомобильных дорогах и мостовых сооружениях
Использование земель осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ [2] и направлено на обеспечение сохранности экологических систем.
Строительные и эксплуатационные организации, в ведении которых находятся земельные участки, занятые под строящуюся или эксплуатируемую автомобильную дорогу, проводят мероприятия по:
— защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, в результате которых происходит деградация земель;
— защите полосы отвода автомобильных дорог от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель;
— рекультивации нарушенных земель.
4.2 Охрана атмосферного воздуха
Охрана атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ [3].
Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
При размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожной инфраструктуры (АБЗ, карьеров, других производственных площадок) не должны превышаться нормативы качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами.
При размещении объектов дорожной инфраструктуры, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, учитывают фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны для предприятий, для автомобильных дорог — санитарные разрывы. Размеры таких санитарно-защитных зон и санитарных разрывов определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией предприятий, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [4].
В проектах на строительство участков автомобильных дорог, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, предусматриваются меры по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Размещение объектов дорожной инфраструктуры, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами.
При эксплуатации объектов дорожной инфраструктуры, в случае превышения установленных нормативов, осуществляется очистка выбрасываемых в атмосферу газов. Выбор газоочистного оборудования и степень очистки газов осуществляется в соответствии с расчетами, выполненными в томе предельно допустимых выбросов.
Транспорт и строительная техника, работающие в дорожной организации, подлежат проверке на соответствие выбросов загрязняющих веществ в отработавших газах, установленным нормам при ежегодном прохождении технического осмотра.
Следует по возможности, для улучшения экологической обстановки на объектах транспортной инфраструктуры переходить на использование газового топлива и других более экологически чистых видов энергии.
4.3 Охрана водных ресурсов
Охрана водных ресурсов осуществляется в соответствии Водным кодексом Российской Федерации от 03 июня 2006 г. N 74-ФЗ [5]. Охрана водных ресурсов является важнейшей составной частью охраны окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов.
Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Не разрешается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты:
— содержащие природные лечебные ресурсы;
— отнесенные к особо охраняемым водным объектам.
Не разрешается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:
— зон санитарной охраны источников питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения;
— первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
— рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон, участков массового нереста, нагула рыбы и расположения зимовальных ям.
В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, в соответствии Водным кодексом Российской Федерации от 03 июня 2006 г. N 74-ФЗ [3] для всех рек и водоемов установлены водоохранные зоны (см. приложение Б), территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых установлен специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Сброс, в пределах водоохранных зон, разрешается только после очистки загрязненных стоков до установленных нормативов, рекомендуется использовать очищенные воды в системах оборотного и повторного водоснабжения.
Сброс стоков с концентрацией веществ ниже ПДК или в пределах установленного НДС осуществляется в водоемы без очистки, за исключением вышеприведенных водных объектов, где не разрешается сброс сточных вод и (или) дренажных вод.
Для уменьшения выноса загрязняющих веществ с поверхностным стоком должны осуществляться мероприятия:
— исключающие сброс в дождевую канализацию отходов производства;
Источник