Мы были героями русской зимы

Сочинение по демоверсии ЕГЭ 2022

Представленный текст в демоверсии использовался на реальном ЕГЭ 2021. Подборка других текстов здесь.

Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.

Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожи- то, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

В класс заглянула Женя Румянцева:

— Сережа, можно тебя на минутку?

Я вышел в коридор.

— Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.

Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:

— Мне интересно, каким ты станешь. Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. Не многие из нас твердо определили свои дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.

Между нами никогда не было дружеской близости. В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах.

Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршан- ским, Нина Барышева и Женя Румянцева.

— Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.

— Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — Или у берегов Гренландии.

Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.

Больше Женя не бывала с нами. Мы не раз приглашали ее на наши сборища, но она отказывалась за недосугом. А что, если в тот единственный раз она пришла из-за меня, и из-за меня отступилась, сказав с гордой честностью: «Не вышло».

— Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.

— К чему было говорить? Тебе так нравилась Нина!

С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

— Где же и когда мы встретимся?

— Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.

Минули годы. Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.

Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Какие чувства испытывает человек перед началом нового этапа жизни? Безмятежные детские годы заканчиваются, и приходится принимать решения, от которых зависит твоё будущее. Вчерашний школьник сегодня сталкивается с серьёзными испытаниями, становится более ответственным, набирается жизненного опыта. Однако почти всегда сложно и страшно вступать на этот новый, неизведанный путь. Писатель Ю.М. Нагибин поднимает в тексте проблему взросления и размышляет о том, какие эмоции переполняют выпускника в момент прощания со школой.

В свой последний школьный день человек испытывает самые противоречивые чувства. Безусловно, это радостное волнение и ожидание чего-то особенного Мир за стенами школы кажется бесконечным и полным разнообразных возможностей. Однако выпускнику одновременно тревожно, ведь никто не знает, какая жизнь ждёт его впереди. Так, рассказчику кажется, что за прошедшие десять лет «будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано». Он узнаёт о том, что долгие годы нравился однокласснице Жене Румянцевой. Рассказчик понимает, что упустил драгоценное время, чувствует досаду и сожаление. Взросление всегда вызывает лёгкое чувство грусти, ведь прошлое необратимо и юность уже не вернуть.

Вступая во взрослую жизнь, выпускники всё-таки ощущают тесную связь с тем местом, где им было хорошо вместе со своими друзьями. Именно поэтому рассказчик не может забыть об уговоре с Женей. Он уже знал о смерти этой бесстрашной девушки, которая стала майором авиации, но всё-таки пришёл на встречу через десять лет в назначенное время и место. Рассказчик чувствовал «острое, щемящее беспокойство», и в этот момент ему захотелось остановить время и исправить ошибку юности. Он вспоминает последний школьный день и сожалеет об упущенном счастье. Оба аргумента дополняют друг друга: сначала люди мечтают как можно быстрее повзрослеть, а затем больше всего на свете желают вернуть прошедшие годы.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: момент неминуемого взросления всегда застаёт человека врасплох. С одной стороны, хочется поскорее вступить в мир новых возможностей, а с другой – очень тяжело расставаться с прежней жизнью.

Нельзя не согласиться с мнением Ю.М. Нагибина. Действительно, с возрастом люди часто грезят о прошлом и мечтают изменить некоторые события, повлиявшие на их настоящее. Так, например, главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство» Николенька Иртеньев раскаивается во многих совершённых им поступках и чувствует муки совести. Однако именно эти ошибки, сделанные в юности, закалили его характер и повлияли на его мировоззрение.

Таким образом, в какой-то момент человек действительно боится взрослеть, ему кажется, что слишком много возможностей упущено и много времени потрачено впустую. Но между тем каждый из нас меняется, становясь зрелой личностью, и это было бы невозможно без легкомысленных поступков и ошибок.

Источник

Встреча зимы

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара —
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул —
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, —
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки. »
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.
И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт —
Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;
Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!

Источник

«Встреча зимы» — анализ стихотворения И.С. Никитина

История создания

Современники отзывались о творчестве Ивана Саввича, как о чем-то родном, хорошо узнаваемом. Это неудивительно, ведь его произведения проникнуты русским духом. Наиболее ярко любовь к родной природе проявляется в стихотворении «Встреча зимы», написанном в 1854 году. Помимо изображения заснеженных пейзажей, автор сумел привести ценные наблюдения о силе духа и характере русского человека.

Впервые стихотворение Никитина «Встреча зимы» было напечатано в газете «Воронежские ведомости» в декабре 1854 г. Друзья поэта хотели опубликовать текст в «Санкт-петербургских Ведомостях», однако изменили планы. По этому поводу Никитин обращался в декабре того же года к Николаю Второву. Он отмечал, что его друг Александр Петрович Нордштейн не выслал стих, поскольку не захотел выставлять его в смешном виде перед журналом и публикой. Стихотворение о зиме Нордштейн считал подражанием А. В. Кольцову, о чем свидетельствует его цитата:

Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приёмах, в фактуре стиха? Неужели в г. Никитине суждено воскреснуть Кольцову?

Произведение нашло отклик в душе читателей и вдохновило композиторов. Оно было положено на музыку Н. Римского-Корсакова и Р. Глиэра.

Краткое содержание

В стихотворении автор смог словами нарисовать пейзаж, отображающий картинки природы в момент перехода осеннего сезона в зимний. Эти перемены отмечает лирический герой, который наблюдает за происходящим «за кулисами». Первоначально он описывает осеннюю погоду с дождем и ветром. Осень догадывается, что скоро ей придется покинуть осыпанный золотыми листьями привольный край. Ей приходится плакать об этом, роняя на пол из желтых листьев слезы дождя. Вместе с ней грустит и опустевший, засыпающий лес.

Ночью дождь сменяется крупным пушистым снегом, который покрыл землю ровным ковром. На рассвете нового дня лирический герой восторгается изменениями в природе. Несколько строк посвящено лесу, образ которого динамичный. Накануне перемен он грустный, а с приходом зимы — веселый.

Особенное внимание автор уделяет символу России — березам. Стройные белокурые красавицы сняли сережки и примерили новое украшение — капли-алмазы, подаренные зимой. Деревья приветствуют зимушку и позволяют ей разгуляться от души: петь песни севера, расстилать ковры, разгуливать по вольным просторам. Лирический герой вторит им — он покорен изменениями, которые принесла с собой снежная стихия.

Тема, основная мысль и композиция

Встречу зимы Иван Саввич Никитин преподносит как радостное и естественное событие. Он показывает, что природа живая. Она может по-разному проявлять себя и влиять на настроение человека.

Главными героями стихотворения является могучий, сильный, выносливый русский народ и суровая защитница-зима. На первый взгляд, основной его темой становится смена сезонов. Лирический герой провожает осень и радуется первым уверенным шагам мороза. Однако анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы» показывает, что это произведение более глубоко и многогранно. Помимо радости от первой метелицы, Никитин в иносказательной форме вспоминает о народе России. Он восхищается людьми, которые знают, каково это — пережить холод, выстоять в буран, стирать в ледяной проруби.

Жизнь в России с приходом зимы меняется, но не останавливается. Несмотря на трескучие морозы, многодневные снегопады, все равно приходят ясные дни. Люди радуются и празднуют суровое время года, организуют веселые мини-забавы. К суровой зиме привыкают малые дети, которым поет песни вьюга. Это, по мнению автора, закаляет характер, позволяет растить богатырей, которые крепки, как под бурями дуб.

Подчас матушка-природа оказывается на стороне русской земли, защищает ее от недобрых людей и завоевателей. Этому вопросу посвящена последняя часть стихотворения. Никитин просит у зимы принять незваных гостей на чужой стороне, приготовить им пир, пропеть песню, уложить спать и замести метелью след.

Эти строки побуждают читателей вспомнить многочисленные войны, которые пытались развязывать иноземцы в России в зимнее время. И Ледовое побоище, и поход Наполеона в 1812 г. показали, что на стороне русских сам «генерал Мороз».

Условно стихотворение можно поделить на 2 части:

  1. Красочное описание дорогих сердцу автора просторов. Во время прочтения строк представляются бесконечные дали, засыпанные снегом. Он искрится на солнце, окутывая мир хрустальным сиянием. После бури в лесу царит безмолвие и тишина.
  2. Вторая часть начинается ярко и торжественно: «Здравствуй, гостья-зима!». Здесь автор подробно описывает, почему русский народ не боится зимы. Обращаясь к этой поре года, он просит защиты от врагов страны.

Стихотворный размер произведения — ямб (двухсложный, с ударением на втором слоге). Параллельная рифмовка делает стих певучим и легко запоминающимся.

Средства выразительности

В стихотворении автор использует архаизмы («хмельный пир», «искони»). Воспевая природу, он не прибегает к пафосным литературным выражениям. Исключение составляет предложение о святой Руси, которое подчеркивает его любовь к родине.

В стихотворении использованы средства выразительности. С их помощью автор показывает, что природа способна грустить и радоваться:

  1. Олицетворение: «стучал (дождь)», «вставал (туман)», «смотрит (лес)».
  2. Метафоры: «снег лежит полотном».
  3. Эпитеты: «сумрачный лес», «воздух легок и чист».
  4. Сравнение: капли, «как алмазы»; снежок, «что белый пушок».

Некоторые элементы пейзажа выглядят более выразительно благодаря аллитерации. В первых строках атмосферу грядущих перемен передают слова с согласными «р» и «с» («Поутру вчера дождь в стекла окон стучал»). Трескучий мороз выглядит грозно благодаря звонкому «р»: «И замерзла река, на дворах и домах снег».

Анализ для читательского дневника

Произведение написано для детей. Его картины представлены очень точно, ведь ребятам сложно понять скрытый смысл. При анализе произведения в младших и средних классах школы можно использовать тематические иллюстрации и придерживаться такого плана:

  1. Название стихотворения. «Встреча зимы».
  2. Год создания, публикации. 1854.
  3. Автор. Иван Саввич Никитин.
  4. Жанр. Пейзажная лирика с патриотическими мотивами.
  5. Тема. Удивительная и прекрасная русская природа с долгими холодными зимами рождает богатырей.
  6. Стихотворный размер. Ямб, рифмовка параллельная.
  7. Чему учит. Любви к родине, родной земле, гордости за свой родной край. Учит умению наслаждаться моментом, любоваться разгулом стихии, который заставляет «гореть на морозе кровь».
  8. Сравнения. «Что под бурями дуб», «Как алмазы, горят».
  9. Краткий отзыв. «Мне понравилось, с какой любовью в стихотворении говорится об отношении автора к Родине, ее бескрайним просторам и непростым погодным условиям. С особым вниманием Никитин относится к простым людям, русским богатырям. Именно они пашут землю, выращивают зерно, доят коров. Они истинные кормильцы, а не богачи, которые заняты тем, что создают новые способы угнетения народа».
  10. Пословицы. «Родимый край — сердцу рай».

С раннего детства ребятам важно читать и изучать произведения великих русских писателей и поэтов: Фета, Пушкина, Тютчева, Лермонтова. Это расширяет кругозор, словарный запас и помогает во взрослой жизни. Начинать изучение рекомендуется с прекрасных и простых для понимания строк Ивана Никитина. Живое, настоящее произведение вызывает душевный отклик у младшего и старшего поколения, остается в памяти на долгие годы.

Источник

Читайте также:  Куры несушки зимой как летом
Оцените статью