Консультация «Наблюдение за природой в зимний период»
Светлана Шевченко
Консультация «Наблюдение за природой в зимний период»
Зима — замечательная пора года. Что может быть веселее и радостнее для детей!
Чтобы понять, насколько она красива, необходимо побывать в зимнем лесу. В январе 2021 года в подготовительной группе прошла прогулка на территории детского сада. Дети наблюдали за красотой зимней природы, играли в снежные игры. Особенно укрепляют детские организмы ежедневные прогулки на свежем воздухе. Получилось очень весело и интерес!
Подготовила воспитатель : Шевченко С. А
Консультация «Наблюдение за природой в зимний период»
Наблюдение, как педагогический метод, выводится в один из значимых познавательных процессов. Так как оно накапливает наиболее значимые сведения о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой. Наблюдение за природой вместе с ребенком многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Но это не так, ведь именно всевозможные наблюдения как раз и учат ребенка думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствие. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким. Сколько бы ни рассказывали о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки и играя в настольные игры, этого все равно не достаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать. Знакомьте детей с зимой во время игр, посильного труда и наблюдений. Ознакомление с наиболее характерными признаками зимнего сезона осуществляйте ежедневно во время прогулок. Чем содержательней и интересней будут организованы прогулки, тем ярче будут впечатления детей о зиме. Во время прогулки привлекайте их внимание к состоянию неживой природы, учите замечать погоду. Кратковременные наблюдения детей за тем, как падает снег, надо связать с их активной деятельностью, прослушиванием стихов. Выйдя на прогулку, ребенок с радостью ловит снег, незаметно для себя постигает его свойства (белый, холодный, тает). Предложите рассмотреть снежинку, упавшую на рукав пальто. Чтобы почувствовать, что снег холодный и от тепла тает, дети должны взять его в руки. По мере того, как зима все больше и больше вступает в свои права, фиксируйте внимание детей на том, как во время снегопада он медленно, хлопьями опускается на землю, как быстро все вокруг преображается.
Усилить эмоционально-положительное отношение детей к явлениям природы поможет разучивание стихов, загадок, поговорок о зимних явлениях.
Наблюдение зимних явлений в природе должно чередоваться с играми, в которых дети активно познают свойства снега, льда.Обращайте внимание малышей на работу дворника: он сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди. Большое удовольствие доставляют малышам снежные постройки, вокруг которых развертываются увлекательные игры. В теплые дни организуйте лепку из снега. Покажите, как скатать небольшие снежные шары и сделать из них снегурочку, как лепить снежки и бросать их вдаль. В морозный день предложите послушать, как скрипит снег. Можно рассмотреть следы на снегу, порисовать на нём, а затем рассматривать рисунки друг друга.
Дети узнают, что лед гладкий, скользкий. Приготовьте цветной лед в присутствии детей. Дети с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, как лед оттаивает в комнате; их радуют гладкие ледышки разной формы и окраски, которыми можно украшать постройки.
В присутствии детей подкормите птиц, объясните, что зимой птицы особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши сами начнут принимать непосредственное участие в кормлении птиц. Обратите внимание детей на зимние деревья.
Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто – то украсил их кружевом.
Конечно, интереснее всего искать приметы зимы в настоящем лесу. Кажется, что жизнь здесь замерла. Куда же подевались все летающие, бегающие, прыгающие насекомые, которых летом здесь было великое множество? Пусть ребенок сам попробует ответить на этот вопрос. А потом предложите ему отыскать заснувших на зиму насекомых. Если вы заметите старый трухлявый пень, отверните кусок его коры.Кого только не встретишь там: всевозможные жуки, гусеницы, бабочки, мухи. Они не двигаются и как бы оцепенели от холода. Если взять одно насекомое, посадить на варежку малыша и отогреть теплым дыханием, оно сразу оживет и зашевелится.Так и весной: пригреет солнышко — и все бабочки и мошки выползут из своих зимних убежищ.
Любой ребенок знает, что пластмассовая лопата на длинной ручке — невероятно нужная и полезная вещь, если на улице лежит снег. И если к моменту лесной прогулки снег уже выпал, интересно будет посмотреть, как чувствуют себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгре6ите старые опавшие листья и — о чудо! Оказывается, под снегом зеленеет самая настоящая живая травка. Наверняка малышу будет интересно узнать, почему она не замерзает. Расскажите маленькому почемучке, что снег — это теплое одеяло для растений. Под толстым слоем снега многие растения замечательно себя чувствуют до самой весны.
Прогуляться можно и к водоему, увидеть там своими глазами, что реки и озера на зиму замерзают. Расскажите ребенку о том, как зимуют речные растения, рыбы и речные животные. Многие водоросли, насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед, но не погибают. Весной они отогреются и оживут. А рыбы зимой опускаются на самое дно. Сверху река замерзает, а внизу, возле дна, остается небольшая прослойка не замерзшей воды. Чем сильнее мороз, тем меньше эта прослойка. Но рыбам все равно хватает.
Не забудьте дома почитать с малышом книжки, подходящие по теме. Особенно много осенне-зимних историй можно отыскать у В. Бианки. Это «Синичкин календарь», «Где раки зимуют», «Заяц, косач, медведь и Дед мороз», «По следам» и др. А если в домашней видеотеке отыщутся подходящие мультфильмы, их тоже стоит пересмотреть вместе.
Тему наблюдений, их разнообразия, можно продолжать и продолжать с ребенком в любом возрасте. В этом вам поможет ваши фантазии и, конечно ж, желания.
Интересных и познавательных вам прогулок и занятий!
Картотека наблюдений в зимний период Наблюдение № 1Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы. Загадка: Запорошила дорожки, Разукрасила.
Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой» Цель прогулки:формировать у детей представление о марте,как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в.
Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой» для детей 4–5 лет Тема: «Наблюдение за неживой природой» Цели: формировать представление о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать.
Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой (почвой)» Цель прогулки: развивать у детей интерес ко всему живому, окружающему нас; учить устанавливать зависимость состояния почвы от погодных.
Консультация для родителей «Наблюдение за природой зимой» Уважаемые родители! Учите ребёнка наблюдать. Наблюдения являются одним из важнейших средств познавательного развития. Наблюдения расширяют.
Консультация для родителей «Организация семейного досуга в зимний период» Описание: Данный материал будет полезен родителям и воспитателям дошкольных учреждений. Цель: Повышение педагогической компетентности родителей.
Консультация для родителей «Правила безопасного дорожного движения в зимний период» Консультация для родителей. Правила безопасного дорожного движения в зимний период. Зимой день короче. Темнеет рано и очень быстро. В сумерках.
Консультация «Организация прогулки в зимний период» Прогулка — это источник новых интересных впечатлений и ярких эмоций. Если родители продумают игры на прогулке заранее, то после прогулки.
Оформление участка в зимний период. Фотоотчет. Оформление участка в зимний период. Фотоотчет. Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моей странички! Зима — прекрасное время года, когда.
Источник
наблюдение за живой природой в средней группе зимой
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
закреплять представление о характерных особенностях живой природы зимой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_priroda_srednyaya_gruppa_zima.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение за синицей Цели:продолжать вызывать интерес к пернатым;
знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Ход наблюдения Синица расписнаяСвистит не уставая.
Воспитатель задает детям вопросы. Что это за птица? Как она выглядит? Какого она цвета? Какие изменения происходят в жизни синиц весной? Чем питаются синицы? Как люди заботятся о них? Какую пользу они приносят?
Трудовая деятельность Очистка участка от снега. Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.
Подвижные игры «Мы — веселые ребята». Цели: повышать двигательную активность; быстро действовать по сигналу воспитателя.
«Птички и кошка». Цель: учить «слетать» только по зову, бегать в пределах площад¬ки, спрыгивать на обе ноги, легко сгибая их в коленях.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением впе¬ред на расстояние 2—3 м.
Наблюдение за березой и рябиной Цели: формировать знания о жизни растений зимой;воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитатель организует беседу с детьми, обращая деревья, стоящие на участке Назовите, какие деревья и кустарники Что делают зимой деревья? По каким характерным особенностям можно узнать березу,
Как чувствуют себя деревья зимой? Хорошо им или плохо зимой? Для чего нужен снег деревьям?
Что может произойти, если много снега на ветках или он очень. Деревья зимою, деревья зимою Пронизаны ветром и стужей самою, И стройные сосны и острые ели Встают, как солдаты, навстречу метели.
Трудовая деятельность Сбор снега для постройки.
Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры Цель: добиваться выполнения прыжков на двух ногах. «Сбей кеглю».
Цель: добиваться улучшений координации движений, умения придать силу броску.
Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления.
Наблюдение в птичьем парке Цели: — закреплять представление о птичьем мире; и упражнять в узнавании птиц по описанию.Ход наблюдения
На свободном участке разместить на ветках деревьев и кустарни¬ков плоскостные изображения птиц (воробей, ворона, сорока, синичка, снегирь).
Перед выходом на прогулку воспитатель объявляет, что сегодня они пойдут в парк. В парке очень много птиц, которые остаются у нас зимовать.
Обратить внимание детей, что птички не живые, а вырезаны из картона и разукрашены как настоящие. Поэтому мы не слышим голоса птиц, но вы сами будете имитировать голоса, распознав их.
Воспитатель загадывает детям загадки.
На суку сижу, Кар-кар! — кричу. (Ворона.)
Чик-чирик! С ветки прыг!
Клюй, не робей. Кто это? (Воробей.)
Какую песенку поет воробей? Найдите плоскостное изображе¬ние воробья на ветке дерева или кустарника и назовите, на каком Дереве он сидел.
Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока, А зовут ее. (сорока).
Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.)
Дети находят этих птиц после отгадки загадок. Вот какие вы внимательные: знаете всех птиц и правильно назвали деревья и кустарники, на которых они сидели.
Трудовая деятельность: Постройки из снега на участке.
Цели: — учить помогать воспитателю в постройке из снега; — воспитывать дружеские взаимоотношения.
Подвижная игра: «Два мороза».
Цель: прививать умение выполнять характерные движения согласно тексту.
Индивидуальная работа: Движение «змейкой».
Цель: учить двигаться «змейкой» друг за другом.
Наблюдение за птичьими следами на снегу
Цели: расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, ка¬кой птице он принадлежит; воспитывать наблюдательность и внимание.
Мы снова пришли с вами в птичью столовую. Сегодня мы будем следопытами: определим, какой птице какие следы принадлежат. Обратите внимание, на снегу множество следов: маленькие, средние и большие.
Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам — воробью или синичке. А эти побольше. Как вы думаете, кто мог оставить такие вот следы? Ну, конечно же, они принадлежат сороке-белобоке.
А эти большие. Наверное, здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? Правильно, вороне. Вот, ребята, не увидев птиц, можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую.
Трудовая деятельность Постройка снежной горки. Цель: воспитывать любовь к труду и дружеские взаимоотношения. Подвижные игры «Ворона — воробей». Цели: — внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде; упражнять ориентироваться в пространстве; воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Лохматый пес».продолжать учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.
Индивидуальная работа «Попади комом снега в цель». Цель: развивать глазомер и силу броска.
Наблюдение за вороной Цели:-продолжать знакомить с вороной;углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении;воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Как лиса среди зверей,Эта птица всех хитрей.Прячется в зеленых кронах,И зовут ее . (ворона).
Какие у вороны клюв, хвост, крылья? Эта птица улетает в теплые края или нет?
Чем питается? Как высиживает птенцов? Где? Где живет? Есть ли у нее враги?
Трудовая деятельность Расчистка от снега и мусора дорожек на участке. Цель: воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, учить работать сообща.
Подвижные игры «Вороны». Цель: учить прыгать на двух ногах, бегать в разных направлениях, четко и правильно произносить текст. «Перелетные птицы». Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая.
Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: отрабатывать бег «змейкой», обегая поставленные в ряд предметы.
наблюдение за зимующими птицами: воробьи, голуби, вороны . Как называются эти птицы? Где они живут? Чем питаются? Как им нужно помогать? Какие это птицы (зимующие)? Внести картинку «кормушки», рассмотреть ее. На улице вынести кормушку, насыпать корма и понаблюдать за птицами.
Сколько шума и возни,
Споров: кто здесь первый!
Не смотри, что серый.
«Чив да чив», скок да скок –
И от кошки наутек!
Д/и: «Назови зимующих птиц» — учить называть 2-3 вида птиц.
П/игра: «Перелетные птиц» — учить детей бегать, упражняться прыжках, уметь от одного движения перейти к другому, развивать ловкость, ориентировка в пространстве.
И/р по ФИЗО: боковой галоп со сменой направления.
Труд.поручения: вместе с детьми построить снежные валы и облить их водой.
наблюдение за крупными птицами на кормушках: сороки, вороны, галки – это все «воронья» родня. Почему птицы пожаловали из леса в город? Что они едят? Почему не бояться людей? Где птицы проводят ночь? Снегопады засыпали все сорные травы, нет еды, вечером эти птицы стаями кружат над городом, а ночью летят в парк, садятся на деревья и там проводят ночь.
Художественное слово: Говорила сорока – сороке: «Я как рыба молчу на уроке».
Д/и: «Какие это птицы» — учить называть 2-3 вида зимующих птиц.
П/игра: «Два мороза» — упражнять детей в беге, воспитывать ловкость, смелость.
И/р по ФИЗО: перелезать через сугробы.
Труд.поручения: цветной водой полить снег, привлечь детей, чтобы наполни снег цветной водой.
. Наблюдения за деревьями и кустарниками . Назовите, какие деревья и кустарники 2 – 3 вида вы знаете. Почему деревья и кустарники иногда укрываю снегом? Как зимой деревья защищаются от холода? Как люди защищают их от холода?
Художественное слово: «Спасибо мороз, что снегу нанес» Нужно беречь деревья от мороза, утеплять их снегом.
Д/и «Как называется это дерево» — учить детей по внешнему виду и описанию определять дерево.
П/игра: «Волк и овцы» – упражнение в прыжках в длину с разбега, развитие ловкости, быстроты движений, умения быстро действовать по сигналу.
И/р по ФИЗО: развить умения метать снежки точно в цель.
Труд.поручения: дать лопаты подгруппе детей и предложить детям укрыть деревья и кустарники.
Наблюдение за кошками . Посмотреть на их игры (прыгают, бегают друг за другом). Рассмотреть их окрас. Рассказать о приметах, связанных с кошками. Если прячет нос – к холоду, катается – к теплу.
Наблюдение за собаками. Бездомные собаки бегают стаями; их надо опасаться, так как они могут быть опасны. В стаи они добывают себе пищу. Рассказать, что некоторые дикие животные, например, волки, тоже живут стаями.
Наблюдения за деревьями Продолжать рассказывать о деревьях. Почему они не промерзают? Какая у них есть защита? Как мы помогаем деревьям перенести холодную зиму? У них есть защита: все лето деревья откладывают под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни вод, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старее деревья легче переносят холод.
Ель обыкновенная — издали надменная,
а вблизи — уютный дом. Здесь мы дождь и переждём.
Д/и «Найди старое дерево и молодое» — учить детей по внешнему виду определять дерево.
П/игра: «Лошадки» – упражнение в ходьбе с соблюдением равновесия, прыжках, развивается быстрота, ловкость, координация движений.
И/р по ФИЗО: спрыгивания в крылечка (ступеньки).
Труд.поручения: очистить дорожку, залить водой, сделать ледяную дорожку для скольжения.
Рассматривание кустарников на участке . Как называются кустарник? Почему кустарники, а не дерево? Чем они похожи и чем они отличаются? (по внешним признакам) Учить детей мыслить, развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать любовь к природе, родному краю.
а вблизи — уютный дом.
Здесь мы дождь и переждём.
Д/и «Назови 2-3 вида кустарников» — знакомить детей с растительным миром нашей обстали.
П/игра: «Бездомный заяц» – учить детей действовать по сигналу, упражнять в беге. Ориентировке пространстве.
И/р по ФИЗО: попади в цель, сбей кеглю – развитие глазомера у детей.
Труд.поручения: продолжать очищать участок от снега и собирать его для постройки горки из снега.
Наблюдение птицами . Какие птицы прилетают на кормушку? В какое время дня прилетают вороны, галки, сороки; синицы, свиристели, снегири? Какие это птицы? Почему мы их кормим два раза? Какие птицы сразу же садится на кормушку, а какие немного подождав на ближних деревьях и кустарниках? Чем мы кормим птиц? Какие птицы, какой корм любят? В какое время улетают птицы с кормушки? Если нет возможности понаблюдать за птицами, нужно показать картинку «Зимующие птицы» и рассказать о них.
Художественное слово: Говорила сорока – сороке: «Я как рыба молчу на уроке».
Д/и: «Какие это птицы» — учить называть 2-3 вида зимующих птиц.
П/игра: «Два мороза» — упражнять детей в беге, воспитывать ловкость, смелость.
И/р по ФИЗО: перелезать через сугробы.
Труд.поручения: продолжать строить снежный постройки
Наблюдение за птицами. В начале января предложить детям сделать праздник для птиц. Для этого необходимо вынести новогоднюю елку, установить ее на участке и развесить подарки. Подумайте ребята, какой подарок мы приготовим каждой птице? (для синичек и ворон повесить кусочки сала и хорошо разваренные мясные косточки, для снегирей и свиристелей – ягоды рябины, и камины.Для поползней возьми палочки, высверли в ней дырочки и залей горячем свиным салом, все птицы не откажутся от кусочков хлеба)
Художественное слово: С.Есенин «Поет зима аукает».
Д/и «Узнай по описанию» — составление описательного рассказа о предложенной птице, не показывая ее.
П/игра: «Перелет птиц» — учить лазить по лестнице, слышать сигналы воспитателя.
И/р по ФИЗО: скольжение по ледяной дорожке после разбега
Труд.поручения: украсить цветными льдинками сугроб, где установлена новогодняя елка, развесить угощения для птиц.
. Наблюдение за птицами . Предложить детям понаблюдать за птицами, кто, что и как ест. Отгадайте по форме клюва, чем питается птица – насекомыми или зерном. Дети делают вывод, что у насекомоядных птиц клюв тонкий, узкий, а у зерноядных – более тупой и толстый. Почему? Чем это может объяснить?
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Отрывок из С.Есенин «Поет зима аукает».
Д/и «Узнай по описанию» — составление описательного рассказа о предложенной птице, не показывая ее.
П/игра: «Орел, непоседка и цыплята» — развивать чувство товарищества
Труд.поручения: предложить детям на кустарниках развесить кормушки для птиц и насыпать крошки хлеба.
. Наблюдение за деревьями. Вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью. Сказать, что зимой деревья отдыхают, чтобы набраться силы к будущей весне, и погружаются в глубокий покой. Чем отличаются деревья от кустарников?(назвать 3-4 отличия).
Художественное слово: стих Н. Рыленкова «Первый снег опустил у деревьев ресницы, и в лесу и в полях – тишина, тишина».
Д/и «Что сначала, что потом?» — развивать логическое мышления, фантазия, продолжать учить отвечать полным предложением.
П/игра: «День и ночь» — упражнять детей в беге.
И/р по ФИЗО: скольжение по наклонной ледяной дорожке на двух ногах.
Труд.поручения: очистить участок малышей от снега и мусора
Наблюдение за животными. Наблюдение за белкой . Весь день белка занята добыванием пищи. Рассмотреть следы белки. Что белочка заготавливает осенью? Придумайте загадку о белочке. В сильные морозы белочка прячется в гнезде, затыкает отверстие и несколько дней сидит в своем теплом домике.
Художественное слово: зачитать отрывок А.С. Пушкина о белочке «Сказка о царе Салтане»
Д/и «У каких животных меняется окраска зимой» — закрепить знания детей о животных.
П/игра: «Охотники и зайцы» — упражнять детей в прыжках.
И/р по ФИЗО: перепрыгивание с одного снежного вала на другой, перелезание через несколько небольших снежных валов.
Труд.поручения: предложить детям расчистить дорожки от снега.
Наблюдение почек на деревьях. Показать, как они плотно закрыты зимой. Они пробковеют и не пропускают холодный воздух. Все промежутки залиты жидким веществом.
Сгребание снега на участке в определенное место.
Цель: закреплять умение действовать лопатками.
Подвижные игры «Снежинки и ветер», «Найди Снегурочку». Цель: учить ходить по кругу, по сигналу воспитателя перемещаться в разных направлениях.
Индивидуальная работа «Гонки на санках». Цель: учить, сидя на санках, с заданной точки по сигналу передвигаться до сугроба, отталкиваясь ногами.
Наблюдение за растениями под снежным покровом Спросить детей, почему зимой растения не растут, нет листьев, цветов. Закрепить понятие о том, что зимой нет условий для роста растений (холодно, мало света).
Спросить, почему не погибают зимой многолетние растения (им тепло под снегом). Закрепить понятие о том, что снег предохраняет растения от вымерзания
Наблюдение за птицами
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части ее тела).
Ход наблюдения Дети выходят на прогулку и наблюдают, кто первый прилетел к кормушке. Конечно же, это воробей, он прыгает и клюет. Вот посмотрите, еще прилетели воробьи.
Как называется птичка с красной грудкой? Вот и наша старая знакомая летит. Какую песенку она поет? Прислушайтесь. Они между собой переговариваются, наверное очень рады, что появились у них друзья, которые о них позаботятся. Какого цвета перышки на крыльях у сороки?
Птицы очень пугливые. Если заметят что-то неладное, быстро вспорхнут и улетят. Ребята, представьте, что вы воробьи. Покажите своими движениями и голосом, что на участок прилетели воробушки. А теперь представьте, что вы — сороки. Покажите, как они машут крыльями в полете и какую песенку поют.
Трудовая деятельность Постройка из снега столовой для птиц.
Цель: учить трудиться сообща, дружно, приходить на помощь то¬варищу.
Подвижная игра «Собачка и воробьи».
Цель: продолжать учить бегать в разные стороны, ориентировать¬ся в пространстве.
Развитие движений. Цели: закреплять умение быстро бегать; развивать ловкость и силу броска. Прогулка 2
Наблюдение за птицамисравнение сороки и воробья,
Цели: — формировать желание заботиться о зимующих птицах; — учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки.
Обратить внимание на зимующих птиц, рассказать, что зимой им очень голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их.
Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семеч¬ками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем.
Вот, ребята, стали и птицы слетаться в зимнюю столовую. Первы¬ми, конечно, прилетели воробьи, сороки, вороны, синички. Давайте сравним воробья и сороку.
• Какое оперенье у воробья?
• Какая из этих птиц больше размером? Как внешне можно их отличить?
• А чем они схожи?
• Чем они питаются?
• Какую песенку поет воробей?
• Какие особенности вы еще заметили в их поведении?
• Как вы думаете, почему нахохлились птицы? (Потому что им очень холодно и они хотят есть.)
• Почему птицы прилетают ближе к людям? (Они хотят есть и уедут, когда люди покормят их.)
• Чтобы птицы не погибли от голода, что нужно сделать?
(Повесить кормушки и подкармливать
Трудовая деятельность: Постройка снежной горки. Цель: учить собирать снег в кучу и утрамбовывать его лопатками. Подвижная игра: «Собачка и воробьи». Цели: закреплять знания о характерных движениях птиц;
учить имитировать их голоса. Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цели: — учить ориентироваться на участке; — находить спрятанный предмет по словесному описанию.
Наблюдение за елью Цель: формировать представление о строении ели.
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдешь гулять — и встретишь.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем
.Ель — дерево высокое, у него ствол прямой, покрытый шершаво-коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками. Зимой ветки покрыты снегом, поэтому опущены вниз, елочка стоит в снегу1 как в шубке. Она и зимой зеленая, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев.
Трудовая деятельность Коллективный труд на участке по уборке снега.
Цель: закреплять умение пользоваться деревянной лопаткой.
Подвижные игры «Ловишки», «С бережка на бережок». Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках через шнур.
Индивидуальная работа «Допрыгай до флажка», «В воротики».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, в подлезании.
Сравним живую и игрушечную ель
Цель: показать детям главные особенности живого дерева.
Ход наблюдения Ель на участке живая, у нее корни в земле, питаются ее соками Зимой ель спит, в теплое время года дерево растет: появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее. Ель издает аро¬мат. Искусственная елка тоже красивая, ее можно украсить игрушками, она не будет осыпаться.
Мне елку купили, мне елку купили! Ее на опушке в лесу не рубили, А сделали елку на добром заводе, Хорошие дяди, веселые тети! Скорей приходите, скорей поглядите На елку из тонких серебряных нитей, Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной, Задень, и она зазвенит еле слышно. А елка лесная осталась живая. Кому? Никому, просто ветру, метели, Соседке живой и не спиленной ели.
Воспитатель задает детям вопросы. Как узнать, живое дерево или искусственное? Почему нельзя рубить деревья?
Трудовая деятельность Очистка участка от снега, сбор его в кучки для постройки горок для катания кукол на санках. Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры «Цыплята», «Кто дальше бросит?». Цель: упражнять в прыжках на двух ногах, спрыгивании со ска¬мейки, метании шишек, снежков на дальность.
Индивидуальная работа «Воротики», «Катание на кругах».
Цель: упражнять в ходьбе «змейкой», держась за руки; в катании с горки на кругах, сохраняя направление.
Наблюдение за снегирями Цель: расширять знания и представления о внешнем виде и повадках снегирей.
Подойду поближе к ней —
И глазам не верится.
Стайка алых снегирей
Воспитатель задает детям вопросы.
• Опишите, как выглядит снегирь.
• Где живут снегири осенью?
• Чем питается снегирь?
• Какие звуки он издает?
С наступлением первых заморозков к нам на участок прилетают снегири. У самца снегиря спинка синевато-серая, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. У самочки грудка темно-серая. Осенью снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника. Кричит снегирь «рюм-рюм».
Трудовая деятельность Подметание дорожек метлой. Цель: приучать выполнять трудовые поручения.
Подвижные игры «Перелет птиц», «Зайцы и волк».
Цель: упражнять в лазанье, спрыгивании с лестницы, беге.
Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: способствовать развитию двигательных навыков (бег, прыжки, кидание снежков в цель).
Наблюдение за тополем, за его веточками. Рассмотреть почки тополя. Предложить ребятам взять несколько веточек тополя и поставить в вазу с водой. Понаблюдать за раскрытием почек и появлением листочков.
Обратить внимание детей на ствол и веточки дерева (они холодные, голые, как – будто спят). Дерево на зиму засыпает, движение соков по стволу и веточкам замедляется, почти останавливается. Зимой деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. И дышат деревья зимой в 200-400 раз слабее, чем летом. Особенно глубоко спят деревья с осени до конца декабря, и как только пригреет солнышко, их морозостойкость как рукой снимает. Дни становиться длиннее, света больше – деревья понемногу отходят от спячки, начинают дышать, распускаются почки. Вот тогда деревья могут пострадать даже от небольших заморозков.
Художественное слово: Старый дед, ему сто лет, мост намостил, а пришла, молода, весь мост размела (мороз и весна). Синее облака – к теплу или дождю. Весной грач прилетел – через месяц снег сойдет.
Д/и «Угадай по описанию» — умение находить то или иное дерево по описанию.
П/игра: «Ловишки» — упражнять детей в беге, ловкости, смекалке.
И/р по ФИЗО: пробежки со средней скоростью с чередованием с ходьбой.
Труд.поручения: убрать снег с веранды.
Наблюдение за травойоколо труб отопления. Предложить детям понаблюдать за травой около труб отопления. Есть ли там снег, какая почва, и не видно ли зеленой травы (если есть, то спросить, почему она растет именно там)
Трудовая деятельность: Постройка снежной горки. Цель: учить собирать снег в кучу и утрамбовывать его лопатками. Подвижная игра: «Собачка и воробьи». Цели: закреплять знания о характерных движениях птиц;
учить имитировать их голоса. Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цели: — учить ориентироваться на участке; — находить спрятанный предмет по словесному описанию.
Наблюдение за почками у осины. Рассмотреть почки тополя. Они немного набухли, так как деревья ближе к весне просыпаются и набираются сил, чтобы порадовать нас зелеными листочками.
Трудовая деятельность Очистка участка от снега, сбор его в кучки для постройки горок для катания кукол на санках. Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры «Цыплята», «Кто дальше бросит?». Цель: упражнять в прыжках на двух ногах, спрыгивании со ска¬мейки, метании шишек, снежков на дальность.
Индивидуальная работа «Воротики», «Катание на кругах».
Цель: упражнять в ходьбе «змейкой», держась за руки; в катании с горки на кругах, сохраняя направление.
Наблюдение за синичкой
Цели: — расширять представления детей о внешнем виде синички, ее повадках, среде обитания; воспитывать заботу о зимующих птицах.
Синичка кричит «синь-синь-синь».
Угадай, какая птица —
Звонко телькает: «Тель-тель!
Как хорош осенний день!»
Воспитатель задает детям вопросы.
• Как выглядит синичка?
• Чем она питается?
Оперение синички яркое и красивое, кажется, что птичка наряди¬лась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам и веткам деревьев. Осенью синички собираются в стаи, облетают сады и парки. В садах они клюют спелые яблоки, ягоды боярышника и барбариса. В ноябре люди отмечают «Синичкин день» — укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки несоленого сала. В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает».
Закрепление на ветках деревьев самодельных кормушек, кормле¬ние птиц хлебными крошками.
Цель: привлекать детей к подкормке зимующих птиц.
Подвижные игры: «Самолеты», «Ловишки».Цели: —
упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;
— воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа: Развитие движений. Цель: упражнять в прыжках на месте на двух ногах (20 прыжков 2—3 раза в чередовании с ходьбой).
Наблюдение за зимующими птицами Цели: расширять представления о зимующих птицах; воспитывать любовь и заботу о них.
Ход наблюдения Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
Воспитатель задает детям вопросы. Каких зимующих птиц вы знаете? Трудно ли птицам добывать корм зимой?
Что нужно смастерить для корма? С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны, со¬роки, голуби, синицы и снегири) приближаются к жилью человека. Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Уро¬жай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли (заснули). Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они по¬кормят их. Мы будем подкармливать птиц осенью и зимой, чтобы они не погибли от голода.
Трудовая деятельность Сгребание снега вокруг деревьев. Цель: приучать к труду, оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры «Птички и дождик», «Кошки и мышки». Цели: учить быстро двигаться по сигналу воспитателя;
упражнять в произношении звуков. Индивидуальная работа Развитие движений.Цель: учить бросать снежки вдаль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель:Познакомить детей с новым для них животным-черепашкой, особенности внешнего вида: панцирь, короткий хвост, отсутствие ушей, маленькие чёрные глаза. Уточнить, что черепаха ест овощи -морковку, кап.
Картотека. Наблюдение на прогулках в средней группе.
Конспект НОД по образовательной области «Познание»(познавательно-исследовательской деятельности в природе) по теме «Наблюдение за рыбкой» в средней группе.
наблюдение на прогулке. Тема: Наблюдение за следами птиц на снегу.
наблюдение на прогулке.
формировать представления детей о неживой природе.
Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ЗИМОЙ.
Источник