- Заморозка пенсионных накоплений
- Что такое заморозка накопительной части пенсии
- Что говорит закон
- Какие цели преследует правительство
- Когда впервые заморозили средства
- Продление моратория до 2020 года
- Как повлияет заморозка на размер будущих пенсий
- Полезное видео
- Что такое накопительная часть пенсии, почему ее постоянно «замораживают», а теперь хотят упразднить?
- Что такое накопительная часть пенсии?
- А как у нас
- Что пошло не так
- Почему так происходит
Заморозка пенсионных накоплений
В результате масштабной пенсионной реформы, которая произошла в нашей стране в 2002 году, было введено понятие накопительной части пенсии. Так, все граждане, которые родились в 1967 году и позднее, могли самостоятельно решать то, каким образом определять накопления для своей будущей пенсии – полностью перечислять средства на страховую часть или вместе со страховой формировать и накопительную.
За это время миллионы российских граждан трудоспособного возраста заключили договора с десятками негосударственных пенсионных фондов в расчете на достойную пенсию в будущем. Однако в 2014 году государство принимает решение о запрете отчислений на накопительную часть, последствия чего малопонятны для граждан и поэтому, кроме прочего, будут рассмотрены в рамках данной статьи далее.
Бесплатно по России
Что такое заморозка накопительной части пенсии
Чтобы ответить вопрос, что значит заморозка накопительной пенсии, необходимо для начала приобрести базовые представления о том, каким образом происходит накопление пенсии на счетах в ПФР, которые оформлены на каждого гражданина.
Итак, в соответствии с законодательством за каждого гражданина, осуществляющего трудовую деятельность, его работодатель вносит определенную денежную сумму, так называемые страховые взносы. Их размер индивидуален для каждого работника, поскольку непосредственно зависит от размера официальной заработной платы, составляя 22% от нее.
Если работник решил, что кроме страховой он также желает формировать накопительную часть пенсии, то данные взносы распределяются таким образом: 16% на страховую и 6% на накопительную.
Под заморозкой накопительной части следует понимать то, что временно все взносы направляются непосредственно в государственный пенсионный фонд. Иными словами, деньги идут на формирование только страховой пенсии.
Что говорит закон
Вопросы, которые непосредственно связаны с формированием пенсионных накоплений и, соответственно, с заморозкой накопительной части, подлежат строгому нормативно-правовому регулированию.
Так, данный мораторий был введен Федеральным законом от 4 декабря 2013 года № 351-ФЗ. Тогда предполагалось, что данная мера будет иметь временный, преходящий характер, в связи с чем запрет был распространен лишь на один год. Однако в последующем отдельными федеральными законами мораторий на отчисление средств на накопительную часть пенсии неоднократно продлевался ежегодно.
В конце же 2018 года в силу вступил Федеральный закон от 11.12.2018 года № 462-ФЗ, согласно положениям которого рассматриваемый запрет продлен до 2021 года, причем включительно.
Какие цели преследует правительство
Мораторий является решением, которое не может быть воспринято положительно. В проигрыше от этого оказываются как простые граждане, которые приняли решение о формировании накопительной части пенсии, так и негосударственные пенсионные фонды. Многие из них, по сути, оказались в результате данного запрета на грани банкротства.
Изначально, когда запрет ввели в первый раз, Правительство РФ заявляло, что причиной тому послужила необходимость проверки деятельности отдельных негосударственных пенсионных фондов по причине несоблюдения последними ряда положений федерального законодательства.
Однако многие аналитики посчитали, что истинная причина принятия столь непопулярного и болезненного решения – дефицит средств ПФР. Известно, что на протяжении многих лет государственный пенсионный фонд не имел достаточного количества собственных средств для исполнения социальных обязательств перед пенсионерами. В этой связи денежные средства на эти цели изыскивались в сторонних источниках. При этом по демографическим причинам этот дефицит имел тенденцию к постепенному нарастанию.
В 2014 году экономика России вступила в период системного кризиса, вызванного как внутренними, так внешними, политическими причинами, последствия которого ощущаются и по сей день.
В этой связи, во избежание коллапса пенсионной системы, Правительство и приняло решение о временном прекращении формирования данного вида пенсии.
Кроме этого, для обеспечения стабильности ПФР, государством в те же периоды был предпринят следующий ряд непопулярных мер:
- прекращение ежегодной индексации пенсионных выплат работающим пенсионерам;
- индексации пенсий неработающим пенсионерам в размере значительно ниже прогнозируемой и фактической инфляции;
- принятие решения об увеличении пенсионного возраста.
Когда впервые заморозили средства
Впервые решение о заморозке накопительной части пенсии было принято в 2014 году. Тогда же оно рассматривалось как временное, сроком лишь на один год. Однако, по причине стремительного ухудшения состояния российской экономики, запрет был продлен.
Продление моратория до 2020 года
К 2016 году неблагоприятные явления в экономике России начали постепенно спадать, при этом Правительству, при помощи различных мер, удалось преодолеть угрожающие стабильности пенсионной системы процессы.
Однако вполне ожидаемой «разморозки» накопительной пенсии так и не произошло. Решениями властей мораторий был продлен до 2020 года. А в 2018 году стало известно, что пенсии заморозят до конца 2021 года.
Как повлияет заморозка на размер будущих пенсий
Несомненно, тот факт, что на формирование пенсии накопительного типа в стране наложен мораторий, крайне негативно отражается на пенсионных ожиданиях граждан. В этой связи многие будущие пенсионеры понесли определенные убытки, связанные с тем, что инвестиционный доход от распоряжения их средствами был попросту утерян.
Причиной тому, кроме прочего, является еще и то, что многие НПФ, основной деятельностью которых является аккумулирование средств, полученных от страховых взносов, и инвестирование их в выгодные проекты, попросту объявили себя банкротами.
Эксперты отмечают, что данный мораторий имеет еще большие и отдаленные последствия. Так, определено, что НПФ практически полностью прекратили инвестиционную деятельность, что внесло свою лепту в замедление темпов экономического роста в стране в целом.
Многих граждан, которые имеют договора с негосударственными пенсионными фондами, беспокоит вопрос относительно того, какое будущее ждет текущую пенсионную модель накопительного типа. Ответить на него пока сложно, однако Министерство финансов РФ уже разрабатывает изменения.
Так, по предложенным на рассмотрение Правительству проектам накопительная пенсия будет существовать и в дальнейшем, однако происходить это будет в рамках формирования так называемого индивидуального пенсионного капитала (ИПК).
Предполагается, что граждане, заинтересованные в формировании данного вида пенсионных накоплений, будут обязаны самостоятельно уплачивать средства в выбранный ими негосударственный пенсионный фонд. Те же 22% от заработной платы, что вносит работодатель на цели ОПС, будут полностью идти на страховую часть или, попросту говоря, использоваться для исполнения текущих обязательств пенсионного фонда.
Мораторий, о котором идет речь в данной статье, был впервые введен в 2014 году на фоне значительного ухудшения состояния российской экономики и в целях недопущения коллапса пенсионной системы по причине растущего дефицита ПФР. Несмотря на то, что в 2016 году основные сложности удалось преодолеть, мораторий был продлен до 2020 года, позже и до 2021 года включительно. Оснований полгать, что Правительство и ПФР вернутся к докризисной модели формирования пенсионных накоплений, на данный момент не имеется.
Полезное видео
Что на самом деле скрыто за мораторием на накопительную часть пенсии? Смотрите в видео:
Источник
Что такое накопительная часть пенсии, почему ее постоянно «замораживают», а теперь хотят упразднить?
Правительство внесло в Госдуму законопроект об очередной «заморозке» накопительной части пенсии — теперь до конца 2023 года. На этом фоне Федерация независимых профсоюзов просит премьера Михаила Мишустина вовсе упразднить накопительный компонент в пенсионном обеспечении, поскольку то, как в России реализуется идея накопительной части, ее «дискредитирует». Объясняем, что это за идея, что пошло не так и как все могло бы работать, если бы в России существовали независимые профсоюзы.
Что такое накопительная часть пенсии?
Основу системы пенсионного обеспечения в тех странах мира, где такая система есть, составляет базовая пенсия. В разных странах это называется по-разному, но суть одна. Когда гражданин достигает пенсионного возраста (или если наступают другие предусмотренные законами случаи, например, человек становится инвалидом и теряет работоспособность), государство начинает платить ему пособие. Деньги на это государство находит благодаря старому доброму принципу солидарной ответственности: работающие сейчас отдают государству часть дохода в пользу тех, кто работал до них. И так из поколения в поколение.
Со временем многие страны и существующие в них пенсионные системы пришли, как считается, к более прогрессивной модели пенсионного обеспечения. Она предполагает, что наряду с базовой — не самой большой частью пенсии — должна быть еще и накопительная.
Эта часть индивидуальна, потому что в основном зависит от самого работника: от уровня его квалификации, доходов и от его личной готовности еще в молодом возрасте осознать необходимость позаботиться о себе в старости. Благодаря этому, например, мы имеем перед глазами «классический» пример немецких пенсионеров, которые с выходом на заслуженный отдых начинают активно путешествовать по миру.
А как у нас
Для начала расскажем, как это было задумано реализовать. В России накопительный компонент в трудовой пенсии появился с пенсионной реформой 2002 года. Ее декларируемая цель — перейти от прежней распределительной модели к распределительно-накопительной. По закону о трудовых пенсиях (№ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года) они должны состоять из двух частей — страховой (или, как еще говорят, обязательной) и накопительной.
В страховую был включен базовый фиксированный размер, который государство время от времени индексирует. Кроме того, имеет значение стаж вышедшего на пенсию работника. На размер страховой пенсии также влияет сумма отчислений на персонифицированном (личном) счете, который открыт на каждого работающего гражданина в Пенсионном фонде России (ПФР).
На этом счете, по замыслу реформы, и должна формироваться накопительная часть. Она пополняется не только за счет отчислений от ежемесячного заработка (их, как и подоходный налог и взносы в другие фонды, в «автоматическом» режиме осуществляет работодатель еще до выдачи зарплаты на руки), но и за счет инвестиционного дохода. Чтобы отчисляемые работниками деньги не лежали на индивидуальных счетах мертвым грузом, а работали в экономике, их постоянно инвестируют. ПФР этим занимается через Внешэкономбанк, а негосударственные пенсионные фонды (НПФ), куда каждый работник вправе перевести свои накопления, — по собственным программам.
Что пошло не так
Начнем с того, что накопительную часть в России пока не выплачивают. По замыслу реформы, первые пенсионеры-мужчины смогут получить ее только в 2032 году — это будут работники, родившиеся в 1967 году. При условии, что возраст выхода на пенсию не повысят снова — а намеки на этот счет уже звучали. Стоит ли удивляться, что бесконечные манипуляции с параметрами пенсионной системы, включая такие базовые вещи, как пенсионный возраст, делают перспективы будущих пенсионеров в их собственных глазах довольно туманными.
Правила игры и в самом деле не перестают менять, на что указали в обращении на имя Михаила Мишустина члены Федерации профсоюзов. Их не устраивает, что начиная с 2015 года правительство то и дело увеличивает период выплат пенсионных накоплений. Речь о количестве лет, в течение которых человек после выхода на пенсию предположительно будет жить и получать деньги, скопленные на личном счете. С учетом роста ожидаемой продолжительности жизни за пять лет этот период уже увеличили с 19 до 22 лет, хотя по подсчетам профсоюзов в реальности этот период в среднем не превысит 12 лет для мужчин и 15 лет для женщин.
В РФ задержки с выплатами пособий. Москва хочет, чтобы деньги дали регионы, но там их нет
С одной стороны, неплохо, что пенсионер долго живет и получает честно заработанную пенсию. С другой — чем длиннее рассчитываемый период этих выплат, тем меньше окажутся сами выплаты. На сегодня месячный размер прибавки от накопительной части к пенсии профсоюзами оценивается в 956 рублей.
Другая беда в том, что правительство не старается увеличить размер накоплений на пенсионных счетах, скорее наоборот, считает директор Института финансов и права Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Максим Марамыгин. Анонсированное очередное решение о «заморозке» накопительной части трудовых пенсий — теперь до конца 2023 года — на деле будет означать, что на эти счета снова не вернется инвестиционный доход, который, как было задумано, должен ежегодно увеличивать размер накоплений. А деньги, поступившие в виде отчислений, будут изъяты и направлены на выплаты тем, кто на пенсии уже сейчас. Под «честное-пречестное», что когда-то номинальные владельцы этих денег их все-таки получат, так что это временное изъятие «не умалит пенсионных прав будущих пенсионеров»…
Почему так происходит
«Замораживая» накопительную часть, правительство закрывает дефицит Пенсионного фонда. Но для понимания: ежемесячные пенсионные отчисления с заработка каждого работающего россиянина — 22%, из которых 6% идет на формирование накопительной части будущей пенсии, а 16% — страховой. Для сравнения: в Швейцарии такие отчисления составляют около 23%, в Румынии — 30%, в Италии — 32%, а Португалии — 33%. В США пенсионные отчисления вдвое меньше российских — 12,5%, и стран с сопоставимым размером пенсионных взносов — абсолютное большинство. То есть на фоне мировых стандартов наши отчисления — не просто высокие, а очень высокие.
«И тогда вопрос — почему страны с гораздо меньшими пенсионными отчислениями могут формировать приемлемый и достаточный пенсионный фонд, а нашей стране с огромными пенсионными отчислениями никак это не удается? И это тот вопрос, который могли бы, например, задать наши независимые профсоюзы. Но почему-то этот вопрос не звучит», — говорит профессор Марамыгин.
По его мнению, предложение Федерации профсоюзов упразднить накопительную часть государственной трудовой пенсии лишь помогает правительству найти пути легализации текущего положения дел.
Еще один вопрос, который могли бы задать те же профсоюзы: что мешает нам перейти к трехканальной схеме формирования пенсий, которая типична для той же Европы? Прожиточный минимум пенсионерам обеспечивает базовая пенсия, второй источник доходов — накопления вышедших на пенсию граждан на их индивидуальных пенсионных счетах, а третий — накопления, которые делал за работника его работодатель, имея для этого достаточные стимулы в виде налоговых льгот.
«Нигде не живут сплошные финансовые гении и нигде люди не склонны сами заниматься накоплениями на безбедную старость. Государство на то и государство, чтобы подталкивать людей к заботе о самих себе, а не заявлять в лице неумных чиновников, что оно, государство, никому ничем не обязано… Пенсионные отчисления и накопления не должны облагаться налогами. Государство должно отказываться от части налоговых поступлений, понимая, что при этом люди сами соберут себе на старость. И бизнес, если его к этому стимулируют, будет в этом охотно участвовать», — убежден Максим Марамыгин.
Увы, ни одна из многочисленных пенсионных реформ, включая последнюю, так и не создала механизмов подобного стимулирования в России.
Источник