- Нагорные повороты. Карабах
- Трудная зима предстоит в Нагорном Карабахе
- Природа и природные ресурсы Нагорного Карабаха
- Климат Нагорного Карабаха
- Содержание
- Этимология
- История
- Политическая жизнь
- Президент
- Национальное Собрание
- Правительство
- Постоянные представительства НКР
- Государственные праздники
- Вооружённые силы
- География
- Рельеф
- Климат
- Водные ресурсы
- Административно-территориальное деление
- Территориальные изменения
- Население
- Религиозный состав
- Международно-правовой статус
- Перемещённые лица
- Режим посещения
Нагорные повороты. Карабах
Трудная зима предстоит в Нагорном Карабахе
Снег у нас вчера выпал, крыши домов побелели.
Хорошо тем, у кого есть эта самая крыша, зашел к одному из друзей домой, к ним в предпоследний день войны ракета от «Града» в дом прилетела.
Крыша от взрыва разлетелась, а болванка от ракеты, пробив потолок, воткнулась на метр в пол. Приехали саперы, посмотрели, сказали, что взрывоопасного ничего нет.
Армену повезло, его в этот момент не был дома, даже когда все жители уехали из Степанакерта, он остался, только детей вывез из города. Три войны за плечами, пулевое ранение в ногу, сами беженцы из Баку, но своего дома в Степанакерте так и не было, снимали первый этаж этого самого дома, лет 25 здесь живут. Когда цены на съемное жилье подорожали, хозяин дома не стал поднимать цену и оставил ее прежней, понимая, что государство ничем не помогает своим беженцам. Почему ракеты всегда прилетают в дом к хорошим людям?
Сейчас, в Степанакерте сотни семей беженцев и найти жилье очень сложно, поэтому, Армен как-то залепил окна целлофаном в одной комнате и живет там, но как перевезти в такой дом семью — непонятно.
Вчерашний снег ему и тем, у кого дом пострадал от бомбежек — буквально на голову.
По Степанакерту стреляли не только из «Града», стреляли и из более мощного оружия, из «Смерча». Вот эту болванку от ракеты хозяин дома, в который он попал, вытащил на улицу и оставил на тротуаре.
Снег стал испытанием и для тех, кто оказался на дороге, а таких людей немало, народ возвращается автобусами из Еревана в Степанакерт.
Дороги через Карвачар у нас уже нет, ее сдали азербайджанцам, поэтому все приезжают через Горисскую дорогу.
Когда выезжаешь из Степанакерта в сторону Шуши, км. через 3 стоит блок пост, на котором стоят русские солдаты, дальше тоже посты. Они охраняют дорогу и гарантируют ее безопасность, смотрят паспорт и пропускают.
До Шуши снег таял, не задерживался на дороге, но чем выше в горы, тем больше снега. Местами видны и ямы от взрывов. Увидел снегоочистительную машину, но одна машина явно не справлялась со снегопадом.
У села Лысогор встретил наши автобусы, перевозящие народ, в сопровождении русских миротворцев. Одна машина застряла в снегу, видимо, покрышки не зимние, вот людям и пришлось перебираться в другой автобус. В такой холод хороший хозяин собаку на улицу не выпустит, а тут женщины и дети вынуждены с тяжелыми сумками перебираться из одной машины в другую.
Ближе к Бердзору снег таял на дороге. Что будет с городком Бердзор, по которой пролегает дорога — непонятно, на днях точно узнаем.
Выше города Гориса пришлось стоять около часа в пробке, грузовая машина заскользила и перекрыла дорогу, людям пришлось часами ждать, пока ее сдвинут и откроют дорогу. У кого внедорожник, те поехали в обход, но автобусам так не проехать.
Прочитал в новостях, что из-за погодных условий, сегодня в Степанакерт автобусы не поехали. Сказали, что завтра погода прояснится, надеюсь на это.
Источник
Природа и природные ресурсы Нагорного Карабаха
Нагорно-Карабахская Республика расположена в юго-восточной части Малого Кавказа. На севере простирается хребет Муровдаг (высота до 3724 м), в центре, на западе и юге — Карабахский хребет (высота до 2725 м). На северо-востоке и востоке — равнина. Полезные ископаемые: полиметаллические руды, литографский камень, исландский шпат, мрамор, графит, асбест и др. Многочисленны источники минеральных вод (Туршсу, Ширлан, Чаректар, Исабулаги и др.). Климат на большей части территории умеренно теплый с сухой зимой, в западной и юго-западной горной части — прохладный и холодный с сухой зимой. На равнине и в среднегорье средняя температура января от -2 до + 3 градусов С, в высокогорье от -10 до -6 градусов С; июля соответственно 20-25 градусов С и 10-15 градусов С выше нуля. За год на равнине и в среднегорье выпадает 400-600 мм осадков, в высокогорье — свыше 800 мм. Наиболее крупные реки — Тертер, Хачинчай, Каркарчай (бассейн Куры), Кенделанчай, Ишханчай (бассейн Аракса), текут в глубоких ущельях, используются для орошения и как источники электроэнергии.
На равнине и в низкогорье преобладают каштановые почвы, в среднегорье — бурые горно-лесные с пятнами горных черноземов, выше — горно-луговые почвы. На равнине — главным образом полынная и полынно-злаковая полупустыня, в предгорьях и низкогорье — заросли полуксерофитных кустарников в сочетании со степной растительностью, выше — широколиственные леса, субальпийские и альпийские луга. Леса (дуб, бук, граб, дикорастущие плодовые) и кустарники занимают более 32% территории республики. Из животных, птиц и земноводных характерны каспийский улар, безоаровый козел, косуля, дикобраз, бурый медведь, альпийская галка, клушица, горихвостка, скалистая ящерица и др.
Большая советская энциклопедия. 3-е издание. — М., 1970-77.
Автор: Кавказский Узел
Источник
Климат Нагорного Карабаха
Непризнанное государство | |||||
Нагорно-Карабахская Республика Республика Арцах [1] | |||||
---|---|---|---|---|---|
арм. Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետություն Արցախի Հանրապետություն [2] | |||||
| |||||
Гимн: «Свободный и независимый Арцах» | |||||
Нагорно-Карабахская Республика на карте мира. Светло-зелёным обозначены территории, утерянные в разные годы (1991, 1992, 2016, 2020) | |||||
Провозглашение независимости | 2 сентября 1991 года (от Азербайджанской ССР) | ||||
Дипломатическое признание | Частично признанные: Непризнанные: | ||||
Официальный язык | |||||
Столица | Степанакерт [6] (Ханкенди [7] ) | ||||
Крупнейшие города | Степанакерт, Мартуни, Мартакерт, Аскеран | ||||
Форма правления | президентская республика | ||||
Президент | Араик Арутюнян | ||||
Председатель Национального собрания | Артур Товмасян | ||||
Государственный министр | Григорий Мартиросян | ||||
Территория | |||||
• Всего | 5000 км² [8] фактически (1994—2020) 11 432 км² [10] 3170 [11] км² | ||||
Население | |||||
• Оценка | ↗ 150 932 [12] чел. | ||||
• Плотность | 13,1 чел./км² | ||||
ВВП | |||||
• Итого (2017) | 480 млн [13] долл. | ||||
• На душу населения | 3 282 долл. | ||||
Валюта | карабахский драм, фактически используемая в обращении валюта — армянский драм | ||||
Телефонный код | +37447, +37497 [14] | ||||
Часовой пояс | UTC+4 [15] | ||||
Медиафайлы на Викискладе |
Наго́рно-Караба́хская Респу́блика (арм. Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետություն ), другое официальное название — Респу́блика Арца́х (арм. Արցախի Հանրապետություն ) [a] [1] — непризнанное государство [16] в Закавказье.
Провозглашено 2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР .
Согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики, территория, контролируемая НКР, является частью Азербайджана
.
Расположена на севере географического региона Передняя Азия и северо-востоке Армянского нагорья. До 2020 года граничила с Арменией на западе, с Азербайджаном — на севере и востоке, и Ираном — на юге [b] . После выполнения соглашения от 10 ноября 2020 года со всех сторон окружена территорией Азербайджана, однако транспортный коридор, который находится под контролем российских миротворческих сил, обеспечивает транспортную связь с Арменией[19] . Территория (в границах, предусмотренных соглашением от 10 ноября 2020 года) — около 3 тыс. км² [20]
.
Население, по предварительным данным переписи 2015 года, — 150 932 человека
Столица и крупнейший город — Степанакерт[6] (Ханкенди[7] )
.
Содержание
Этимология
Название НКР явилось видоизменением названия существовавшего ранее административного образования — Нагорно-Карабахской автономной области, которая создана в 1923 году на территории, известной в тот момент как нагорная часть более обширного региона Карабах (название «Карабах» происходит от тюркского [21] [22] «кара» — чёрный, и персидского [22] [23] [24] «бах» — сад и возникло в Позднем Средневековье). Однако армяне предпочитают называть область и с ней непризнанное государство более древним армянским хоронимом Арцах [25] [ цитата не приведена 449 дней ] [26] [ цитата не приведена 449 дней ] .
История
2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и сопредельного Шаумяновского района Азербайджанской ССР [27] .
10 декабря 1991 был проведён референдум о статусе НКР; 99,89 % участников которого высказались за её независимость. Такой процент был достигнут из-за того, что референдум был бойкотирован [28] азербайджанским меньшинством (23 % от общего населения) области. Референдум не был признан международным сообществом.
Кроме территорий НКАО и Шаумяновского района, референдум также проводился на части территории Ханларского района, впоследствии получившей в карабахской и армянской литературе название Геташенский подрайон, что, как указывают власти НКР, юридически закрепило вхождение данной территории в состав Нагорно-Карабахской Республики [29] [30] [31] .
6 января 1992 года парламент НКР первого созыва — Верховный Совет НКР — принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон [32] [33] , вызванных применением массового насилия и этнических чисток.
В 1991—1994 гг. между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном разгорелся военный конфликт, в ходе которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района и части Нагорного Карабаха, а поддержанная ВС Армении Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху, и вытеснила оттуда азербайджанское население, что было квалифицировано в 1993 году Советом Безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами [34] [35] [36] [37] .
Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория, фактически контролировавшаяся НКР до вооружённого конфликта осенью 2020 года, занимала юго-западную часть основной территории Азербайджана (территория бывшей НКАО и некоторые прилегающие территории), примыкала к контролируемым Азербайджаном территориям на севере и востоке, азербайджано-армянской границе — на западе и азербайджано-иранской границе — на юге.
К маю 1992 года силы самообороны НКР сумели взять г. Шуша, «пробить» коридор в районе города Лачин, воссоединивший территории Нагорного Карабаха и Республики Армения, тем самым частично ликвидировав блокаду НКР.
В июне-июле 1992 в результате наступления азербайджанская армия взяла под контроль весь Шаумяновский, большую часть Мардакертского и Аскеранского районов.
В том же 1992 году, с целью экономической поддержки бывших советских республик, в США был принят «Акт в поддержку свободы» (Freedom Support Act). Сенатом США к акту была принята 907-я поправка, которая запрещала оказание помощи Азербайджану со стороны правительства США до тех пор, пока Азербайджан не прекратит блокаду и военные действия против Армении и Нагорного Карабаха. Согласно некоторым источникам, поправка была принята под давлением армянского лобби [38] [39] [40] [41] . По мнению почётного доктора Национальной академии наук Азербайджана [42] , шведского исследователя Сванте Корнелла, поправка игнорирует тот факт, что Армения сама осуществила эмбарго в отношении Нахичевани, отделённой от основной части Азербайджана [43] , по его же мнению, использование термина «блокада» само по себе вводит в заблуждение — Армения имеет тесные экономические связи с Грузией и Ираном и в данном случае больше подходит термин «эмбарго» [43] . При этом Сванте Корнелл не раз критиковался за тенденциозно проазербайджанскую позицию [44] [45] , а возглавляемый им Институт политики безопасности и развития финансируется главной лоббистской организацией официального Баку — Европейско-азербайджанским обществом (TEAS) [46] [47] . Авторы книги «Хрупкий мир» полагают, что закрытие границы с Арменией (1988) [48] произошло из-за оккупации территории Азербайджана (1993—1994) [49] .
С целью отражения действий Азербайджана жизнь НКР была полностью переведена на военные рельсы; 14 августа 1992 был создан Государственный комитет обороны НКР, а разрозненные отряды сил самообороны были реформированы и организованы в Армию обороны Нагорного Карабаха.
Также, в 1992 году для урегулирования карабахского конфликта была создана Минская группа ОБСЕ, в рамках которой осуществляется переговорный процесс с целью подготовки Минской конференции ОБСЕ, призванной добиться окончательного решения вопроса статуса Нагорного Карабаха [50] .
5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали в столице Киргизии Бишкеке Бишкекский протокол, на основании которого 12 мая теми же сторонами была достигнута договорённость о прекращении огня, действующая по сей [ когда? ] день.
На начало сентября 2020 года под контролем вооружённых сил Азербайджана находились около трети Шаумяновского района, а также незначительные части Мартакертского и Мартунинского районов НКР.
27 сентября 2020 года активизировались военные действия на линии соприкосновения. Начало нового конфликта высокой интенсивности между вооружёнными силами Азербайджана с одной стороны и вооружёнными формированиями НКР и Армении с другой стало самым масштабным, продолжительным и кровопролитным с момента окончания Карабахской войны в 1994 году. Наступление азербайджанских войск шло с масштабным применением авиации, бронетехники, артиллерии, ударных БПЛА. Обе стороны сообщали о многочисленных жертвах среди военнослужащих и мирного населения. В Армении и Нагорно-Карабахской Республике объявили военное положение и всеобщую мобилизацию; в Азербайджане было объявлено военное положение и частичная мобилизация. Политическую и военную поддержку Азербайджану оказала Турция, предоставив военную технику и, как утверждает ряд СМИ, советников и инструкторов [51] [52] .
В ходе боевых действий часть территории, контролировавшейся НКР, перешла под контроль Азербайджана: он взял под свой контроль 5 городов, 4 посёлка и 240 сёл [53] . На северном участке азербайджанская армия взяла под свой контроль ряд стратегических высот и населённых пунктов [54] [55] [56] . На юге азербайджанская армия взяла под полный контроль территорию, прилегающую к границе с Ираном, а также город Шуша.
В трёхстороннем заявлении, подписанном 10 ноября 2020 года Арменией, Азербайджаном и Россией, было объявлено о прекращении возобновившихся боевых действий и установлено, что Армения вернёт оставшиеся оккупированные территории, окружающие Нагорный Карабах, в течение следующего месяца. Сделка включает положения о развёртывании российских миротворческих сил в регионе, при этом президент России Владимир Путин заявляет, что он намерен в нынешнем соглашении «создать условия для долгосрочного урегулирования» [57] .
Политическая жизнь
Нагорно-Карабахская Республика является президентско-парламентской республикой. Главой государства является президент.
Президент
Президентом с 2007 года по 2020 год являлся Бако Саакян. Его предшественником был Аркадий Гукасян, который занимал пост президента с 1997 по 2007 год.
31 марта 2020 года в первом туре президентских выборов победил Араик Арутюнян [58] , его вступление в должность состоялось 20 мая 2020 года [59] .
Национальное Собрание
Законодательный орган — Национальное Собрание, 33 места.
В мае 2015 года состоялись выборы депутатов Национального Собрания НКР [60] . В них приняли участие политические партии и объединения:
На выборах присутствовали около 110 международных наблюдателей из 30 стран, в частности, из Франции, Германии, Австрии, Израиля, Венгрии, Бельгии, Чехии и Эстонии, а также представители политических партий из РФ. По их оценкам, выборы «в целом прошли в условиях демократической конкурентной борьбы при очень высокой явке избирателей и соответствовали основным принципам и требованиям международного права» [62] .
Правительство
Исполнительную власть НКР осуществляет Правительство НКР, полномочия которого устанавливаются законами НКР. Правительство состоит из премьер-министра НКР, вице-премьера, министров. Структура и порядок деятельности Правительства устанавливается указом президента НКР в присутствии премьер-министра. В правительстве есть 11 министерств [63] .
Согласно новой Конституции, должность премьер-министра упразднена (с сентября 2017 года).
Постоянные представительства НКР
Нагорно-Карабахская Республика является членом неформального объединения СНГ-2.
Государственные праздники
Официально установлены следующие праздники [65] :
- С 31 декабря по 7 января (нерабочие дни) — новогодние и рождественские праздники.
- С 31 декабря по 2 января — Новый год.
- С 3 по 5 января — предрождественские праздники.
- 6 января — Рождество и Святое Богоявление.
- 7 января — День поминовения усопших
- 20 февраля — День возрождения Арцаха.
- 21 февраля — День родного языка.
- 23 февраля — День защитника Отечества.
- 8 марта (нерабочий день) — Международный день женщин.
- 7 апреля (нерабочий день) — Праздник материнства и красоты.
- 24 апреля (нерабочий день) — День памяти жертв геноцида.
- 1 мая (нерабочий день) — Международный день солидарности трудящихся.
- 9 мая (нерабочий день) — Праздник Победы, День Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики и освобождения Шуши.
- 28 мая (нерабочий день) — День Первой Армянской Республики.
- 1 июня — Международный день защиты детей.
- 29 июня — День памяти павших за Родину и без вести пропавших.
- 1 сентября — День знаний и просвещения.
- 2 сентября (нерабочий день) — День Нагорно-Карабахской Республики.
- вторая суббота октября — Праздник переводчика.
- 7 декабря — День памяти жертв землетрясения.
- 10 декабря (нерабочий день) — День референдума о государственной независимости и День Конституции Нагорно-Карабахской Республики.
Вооружённые силы
А́рмия оборо́ны Наго́рно-Караба́хской Респу́блики была официально создана 9 мая 1992 года в качестве вооружённых сил непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, объединивших отряды самообороны, создававшиеся в начале 1990-х гг. Численность Армии обороны НКР оценивается в 18—20 тыс. солдат и офицеров, мобилизационный резерв — 20—30 тыс. [ источник не указан 265 дней ] В её состав входят мотопехотные, танковые, артиллерийские части и подразделения и силы ПВО. В 2002 году военный бюджет НКР составлял около 20 % от ВВП.
Создателями Армии обороны НКР стали Самвел Бабаян («Ижо», командующий армией НКР до 1999 г.), генерал Х. И. Иванян и ряд других советских офицеров — полковник А. Зиневич, полковник Аркадий Тер-Тадевосян, майор Сейран Оганян, а также Серж Саргсян (и. о. министра обороны Нагорно-Карабахской Республики с 1992 по август 1993), Вазген Саргсян (министр обороны Армении в 1992—93, государственный министр, и. о. министра обороны в 1993—95, премьер-министр Армении в 1998—99), Монте Мелконян («Аво», руководитель обороны в Мартунинском районе). Руководителем военного отряда, в августе 1992 года ставшим председателем государственного комитета обороны, был Роберт Кочарян.
Армия обороны НКР тесно связана с Вооружёнными силами Армении, которые помогают вооружением и военным снаряжением. Офицеры из Армении участвуют в подготовке военных кадров Армии НКР.
В 2007—2015 должность министра обороны занимал Мовсес Акопян. С 2015 г. главой Министерства обороны НКР являлся генерал-лейтенант Левон Мнацаканян.
География
Рельеф
Нагорно-Карабахская Республика расположена в юго-восточной части Малого Кавказа. Рельеф республики — типично горный, охватывает восточный отрезок Карабахского плато и с запада наклонно спускается к востоку, сливаясь с Карабахской равниной, составляющей большую часть Кура-Араксинской низменности. Относительно низменными являются восточные части Мартакертского и Мартунинского районов [66] .
Климат
На территории Нагорно-Карабахской Республики распространено 2 климатических пояса, климат здесь мягкий умеренный, на значительной территории — сухой субтропический. Среднегодовая температура воздуха здесь составляет +10,5° С. Самые жаркие месяцы — июль и август, средняя температура которых составляет +21,7° С и +21,4° С. Средняя температура самых холодных месяцев (январь-февраль) — около 0° С. Наиболее тёплыми местностями на территории Нагорно-Карабахской Республики являются низменные зоны Мартунинского и Мартакертского районов.
В зимние месяцы относительно холодный пояс охватывает высокогорный, в особенности северный отрезок — Мравский хребет. Наименьшая температура в низменной зоне опускается до −16° С, в предгорье — до −19° С, высокогорье — от −20° С до −23° С. Наиболее высокая температура в низменных и предгорных местностях доходит до +40° С, среднегорных и горных местностях — от +32° С до +37° С.
На территории республики преобладают горно-долинные ветры. В весенние и летние месяцы часто бывают проливные дожди и сильные грозы. Среднегодовое количество атмосферных осадков по поясам колеблется от 480 до 700 мм, часто встречается туман. Наименьшие осадки выпадают в равнинной зоне — в низменных частях Мартакертского и Мартунинского районов — и составляют 410—480 мм в год. Наибольшее количество осадков выпадает в высокогорной зоне — 560—830 мм в год [67] [68] .
Район | Центр |
---|---|
Степанакерт [6] (Ханкенди) [7] | |
Аскеранский | г. Аскеран [72] |
Гадрутский | г. Гадрут [73] |
Мартакертский | г. Мартакерт [6] [74] (Агдере [7] ) |
Мартунинский | г. Мартуни [6] [75] (Ходжавенд [7] ) |
Шаумяновский | г. Карвачар [76] [77] (Кельбаджар [78] ) |
Шушинский | г. Шуши [76] [79] (Шуша [78] ) |
Кашатагский | г. Бердзор [76] [80] (Лачин [78] ) |
Пять из них — Аскеранский, Гадрутский, Мартакертский, Мартунинский и Шушинский располагаются как на территории бывшей НКАО, так и за её пределами, заявленные земли Шаумяновского района располагаются на территории бывших Шаумяновского и Кельбаджарского Азербайджанской ССР, а также части Ханларского района АзССР, Кашатагский район располагается на части территории бывшего Лачинского района АзССР.
Гадрутский и Шаумяновский районы полностью находятся под контролем Азербайджана и считаются властями НКР оккупированными территориями.
Территории за пределами границ бывшей НКАО, контролировавшиеся НКР до 2020 года, а также Шаумяновского и части Ханларского районов АзССР, часто именовались поясом или зоной безопасности НКР.
Территориальные изменения
- апрель — май 1992 — установление контроля над Лачинским районом,
- 9 мая 1992 — установление контроля над Шушой,
- июнь — июль 1992 — утрата контроля над Шаумяновским районом,
- март 1993 — установление контроля над Кельбаджарским районом,
- 13—23 июня 1993 — установление контроля над частью Агдамского, Джебраильского, Физулинского районов,
- 23 августа 1993 — установление контроля над Джебраильским и большей частью Физулинского районов
- 31 августа 1993 — установление контроля над Кубатлинским районом,
- 29 октября 1993 — установление контроля над Зангеланским районом .
- декабрь 1993 — январь 1994 — утрата контроля над большей частью Физулинского района.
- 27 сентября — 31 октября 2020 — утрата контроля над частями Шаумяновского, Гадрутского (в Азербайджане — территории Джебраильского и Ходжавендского районов), Кашатагского района (в Азербайджане — территории Зангеланского, Губадлинского районов) и городами Физули и Гадрут.
- 1—10 ноября 2020 — утрата контроля над частями Мартунинского, Гадрутского (в Азербайджане оба района являются частью Ходжавендского района), Шушинского районов и городом Шуша.
В результате вооружённого конфликта в 2020 году республика потеряла большую часть контролировавшейся ей территории. По заявлению о прекращении огня от 10 ноября 2020 года стороны остановились на занятых позициях, а части территорий Шаумяновского, Аскеранского, Мардакертского, Мартунинского, Кашатагского и Шушинского районов (в Азербайджане — части Кельбаджарского, Агдамского и Лачинского районов) были возвращены под контроль Азербайджана [81] .
Население
По результатам переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года численность населения в республике составила 137 737 человек, из них армян — 137 380 человек (99,74 %), русских — 171 человек (0,1 %), греков — 22 человека (0,02 %), украинцев — 21 человек (0,02 %), грузин — 12 человек (0,01 %), азербайджанцев — 6 человек (0,005 %), представителей других национальностей — 125 человек (0,1 %) [82] . В 2006 году в НКР родилось 2102 ребёнка — на 4,9 % больше, чем в 2005 году. В расчёте на 1000 жителей родилось 15,3 ребёнка против 14,6 в 2005 году. Естественный прирост населения за то же время увеличился на 16,5 %. В 2006 году в Нагорно-Карабахскую Республику из Армении и других стран СНГ переехала на постоянное жительство 241 семья, или 872 человека, 395 из которых — дети [82] [83] [84] . По оценкам на 2017 год, население Нагорно-Карабахской Республики насчитывало 147,0 тысяч человек [85]
Согласно предварительным данным переписи населения НКР 1 декабря 2015 года, численность населения НКР составляла 150 932 человека постоянного населения (включая временно отсутствующих в стране) или 146 260 наличного населения (учтённого переписью на территории НКР без временно выехавших из страны) [12] .
Религиозный состав
Подавляющее большинство населения Нагорно-Карабахской Республики является прихожанами Армянской Апостольской церкви, которая представлена на территории НКР Арцахской епархией.
В 2010 году в Степанакерте прошла церемония закладки русского православного храма в честь Покрова Богородицы [86] .
Международно-правовой статус
Согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики, территория, контролируемая НКР, является частью Азербайджана. Приверженность территориальной целостности Азербайджанской Республики упоминается в резолюциях Совета Безопасности ООН, Генеральной Ассамблеи ООН и ряда других международных организаций [87] : в 1993 году Советом Безопасности ООН были приняты четыре резолюции, касающиеся Карабахского конфликта, квалифицирующих контроль местными армянскими силами территорий, находящихся за пределами Нагорного Карабаха, как оккупацию территории Азербайджана армянскими силами [34] [35] [36] [37] , в марте 2008 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств — членов ООН [88] [89] (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против принятия данной резолюции), в 2009 году Государственный департамент США в своём ежегодном докладе о соблюдении свободы вероисповедания в мире назвал Карабах «сепаратистским регионом Азербайджана» [90] .
По состоянию на 2021 год НКР не получила признания со стороны государств — членов ООН и не является её членом; в связи с этим в официальных документах государств — членов ООН и образованных ими организациях по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица). Для обозначения властей НКР как стороны конфликта в документах ООН и ОБСЕ, связанных с конфликтом, употребляется выражение «руководство Нагорного Карабаха» (англ. «Leadership of Nagorny Karabakh» ), что, как подчёркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона [91] .
Парламент крупнейшего по населению австралийского штата Новый Южный Уэльс также признал право народа Нагорно-Карабахской Республики на самоопределение и призвал власти Австралии официально признать независимость НКР [96] [97] [98] . В ноябре 2015 года министр иностранных дел Австралии подтвердил, что федеральное правительство Содружества Австралии этого не признаёт и поддерживает претензии Азербайджана на регион [99] .
Резолюции с призывом к президенту и конгрессу США признать независимость НКР приняли законодательные органы власти американских штатов Род-Айленд [100] [101] , Массачусетс [102] [103] , Мэн [104] [105] , Луизиана [106] [107] [108] , Калифорния [109] [110] [111] , Джорджия, Гавайи [112] [113] и Мичиган [114] .
Мнения политологов относительно статуса НКР расходятся. Так, по мнению немецкого правоведа О. Лухтерханда, «В исключительных случаях, то есть когда национальное меньшинство дискриминируется в невыносимой форме, тогда право самоопределения в форме права на сецессию имеет первенство над суверенитетом государства, которого оно касается. В рассматриваемом случае право Азербайджана на суверенитет теряет вес по сравнению с правом на самоопределение (право сецессии)…» [115] .
По мнению российских политологов Сергея Маркедонова и Андрея Арешева, невозможно отрицать тот факт, что НКР обладает собственной территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, то есть вполне подходит под формальное определение государства. С их точки зрения, НКР, не отличаясь от других существующих на свете государств ничем, кроме отсутствия её признания, может именоваться непризнанным государством [116] [117] [118] .
По мнению же западного политолога Дава Линча, в случае Нагорного Карабаха независимость в действительности является ширмой, которая едва скрывает тот факт, что он является регионом Армении, — «независимость» Карабаха лишь позволяет недавно возникшему армянскому государству избежать международного клейма агрессора, несмотря на тот факт, что армянские войска принимали участие в войне в 1991—1994 годах и продолжают занимать линию фронта между Карабахом и Азербайджаном [119] . В 2006 году президент Армении Роберт Кочарян заявил, что его страна призна́ет независимость Нагорно-Карабахской Республики, если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик.
Международные организации, в том числе ООН, НАТО, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ, ОИК и ГУАМ, считают нелегитимными выборы, проводимые в регионе армянскими властями [120] . В частности, 21 мая 2010 года Кэтрин Эштон, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности сообщила, что Европейский союз не признаёт конституционные и юридические рамки, в которых 23 мая 2010 года «будут проведены „парламентские выборы“ в Нагорном Карабахе» и что «это событие не должно помешать мирному урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта» [121] .
20 мая 2010 года Европарламент принял резолюцию о «необходимости стратегии ЕС по Южному Кавказу», в которой заявлено, что ЕС необходимо проводить стратегию по поддержке стабильности, процветания и разрешения конфликтов на Южном Кавказе [122] . Территории, окружающие Нагорный Карабах, были охарактеризованы в резолюции как оккупированные территории Азербайджана, в ней выражалось мнение о необходимости незамедлительно отказаться от включения этих территорий в состав НКР. Также в ней отмечалось, что промежуточный статус Нагорного Карабаха может являться решением до момента определения окончательного статуса [123] .
С 2012 года различные субнациональные правительственные органы в Соединённых Штатах Америки выступили с призывами к признанию НКР их национальным правительством [124] [ нет в источнике ] . В то же время штат Вермонт в апреле 2014 года принял резолюцию, в которой отказался признавать независимость НКР [125] , а штаты Аризона в январе 2014 года [126] и Нью-Мексико в феврале 2014 года [127] приняли резолюцию, признающую территориальную целостность Азербайджана. В 2016 году посольство США в Азербайджане выступило с заявлением о том, что внешняя государственная политика США определяется на уровне федерального правительства, и что Соединённые Штаты не признают НКР [128] .
20 октября 2020 года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан прервёт все связи со страной, которая признает НКР [129] .
25 ноября 2020 года Сенат Франции принял резолюцию с рекомендацией признать независимость НКР, МИД Азербайджана расценил эту резолюцию как «провокацию» [130] . Однако после принятия Сенатом Франции резолюции официальный представитель МИД Франции заявил, что «Франция не признаёт самопровозглашённую Нагорно-Карабахскую Республику» [131] .
8 декабря 2020 года Сенат Канады отклонил предложение об «осуждении азербайджано-турецкой агрессии» и признании независимости НКР [132] .
Перемещённые лица
Конфликт в Нагорном Карабахе привёл к перемещению 597 000 азербайджанцев ((это число включает 230 000 детей, рождённых от внутренне перемещённых лиц (ВПЛ), и 54 000, которые вернулись)) [133] , включая Нагорный Карабах и 220 000 азербайджанцев, 18 000 курдов и 3500 русских, бежавших из Армении в Азербайджан с 1988 по 1989 год. По оценкам правительства Азербайджана, 63 % ВПЛ жили за чертой бедности по сравнению с 49 % от общей численности населения. В столице, Баку, проживало около 154 тысяч человек. По данным Международной организации по миграции, 40 000 вынужденных переселенцев жили в лагерях, 60 000 — в землянках и 20 000 — в железнодорожных вагонах. 40 000 ВПЛ проживали в поселениях, финансируемых ЕС, и УВКБ ООН предоставило жильё ещё 40 тысячам. Ещё 5000 ВПЛ жили в заброшенных или быстро разрушающихся школах. Другие жили в поездах, на обочинах дорог в незавершённых постройках или в общественных зданиях, таких как туристические и медицинские учреждения. Десятки тысяч человек жили в семи палаточных лагерях, где плохое водоснабжение и санитария вызывали желудочно-кишечные инфекции, туберкулёз и малярию [134]
Правительство потребовало, чтобы ВПЛ регистрировали своё место жительства, чтобы лучше ориентироваться на ограниченную и в значительной степени неадекватную национальную и международную помощь из-за того, что армяне выступали за то, чтобы США наложили ограничения на гуманитарную помощь Азербайджану. Многие ВПЛ были из сельской местности, и им было трудно интегрироваться на городской рынок труда. Многие международные гуманитарные агентства сократили или прекратили помощь ВПЛ, сославшись на рост нефтяных доходов страны [135] . Младенческая смертность среди перемещённых азербайджанских детей в 3-4 раза выше, чем среди остального населения. Уровень мертворождённых среди внутренне перемещённых лиц составил 88,2 на 1000 рождений. Большинство перемещённых лиц прожило в тяжёлых условиях более 13 лет [136]
Во время войны 2020 года президент Алиев заявил, что намерен вернуть беженцев в этот район [137] . Хотя многие бывшие города в настоящее время непригодны для проживания [138] , правительство Азербайджана и некоторые азербайджанские компании объявили о планах по восстановлению инфраструктуры и инвестированию на вновь подконтрольных территориях [139] [140] .
280 000 человек — практически все этнические армяне, бежавшие из Азербайджана во время 1988—1993 войны из-за спорного региона Нагорного Карабаха — живут в положении беженцев в Армении [141] . Некоторые уехали из страны, в основном в Россию. Их дети, рождённые в Армении, автоматически получают гражданство. Таким образом, их количество постоянно сокращается из-за отъезда и отмены регистрации, необходимой для натурализации. Из них около 250 000 бежали из Азербайджана (районы за пределами Нагорного Карабаха); примерно 30 000 человек прибыли из Нагорного Карабаха. В конце года все были зарегистрированы в правительстве как беженцы [141] .
Режим посещения
Въезд и выезд в Арцах осуществляется только по автомагистрали Горис — Степанакерт. Граница НКР с Азербайджаном закрыта [ источник не указан 265 дней ] .
Граждане стран СНГ могут посещать Арцах без визы при наличии действительных загранпаспортов (либо заменяющих документов); гражданам остальных стран и лицам без гражданства нужны въездные визы, выдаваемые представительством НКР в Армении. Визы на въезд в Нагорно-Карабахскую Республику иностранным гражданам выдаются в Постоянном представительстве НКР в Республике Армения (ул. Наири Зарьяна 17а/2, Ереван, Армения 0051), а также на погранично-контрольных пунктах Республики Арцах (Кашатагский район, г. Бердзор — пункт Агавно). Въездная виза может быть выдана также в Консульском отделе Министерства иностранных дел НКР в г. Степанакерте [142] .
НКР не осуществляет собственного таможенного контроля, ввозимые и вывозимые товары оформляются на таможнях Армении в соответствии с армянским законодательством.
Для всех въезжающих в пределы республики, но не являющихся гражданами НКР, обязательна регистрация в консульской службе МИД НКР в Степанакерте; разрешённые сроки пребывания и маршруты передвижения определяются при этой регистрации. Отсутствие такой регистрации считается нарушением режима пребывания иностранцев в НКР и может привести к выдворению из НКР с конфискацией кино-фото-видеоматериалов, другой печатной и информационной продукции [143] .
Наличие отметок в паспорте, регистрации в НКР, других документов, чеков, фотографий и прочих свидетельств пребывания на территории республики может повлечь санкции (от запрета на въезд до лишения свободы) в Азербайджане, который считает НКР своей оккупированной территорией, а въезд иностранцев на неё без разрешения азербайджанских властей — незаконным [143] [144] [145] . В феврале 2016 года гражданин Израиля, России и Украины Александр Лапшин, ранее посещавший НКР без разрешения азербайджанских властей, был выдан Белоруссией Азербайджану, где его по уголовным обвинениям в незаконном пересечении границы и публичных призывах против государства осудили на три года тюрьмы [146] .
Источник