Как под снегом выживают мелкие зверьки и насекомые (12 фото)
Если вы считаете, что зимой под снегом нет никакой жизни — то вы ошибаетесь. Особенно в конце зимы — начале весны под покровом снега начинается настоящий праздник жизни, о котором я расскажу вам далее.
Основное копошение, полное драматизма и закладывающее основы весеннего изобилия, скрыто от наших глаз толщей снега. Мы еще с детского сада помним, что под снегом якобы тепло и зреет к весне зеленая травка — нас так учили. Тепла, идущего из недр земли, хватает, чтобы в 45-градусный мороз при толщине рыхлого снега в полтора метра температура почвы под снегом не опускалась ниже -6-8°С. А в более теплую погоду и вовсе держится в районе 0°С. Выше обычно не получается — подтаивая, снег забирает тепло — но и этого достаточно для метаболизма, хоть и замедленного, микроорганизмов, растений и грибов.
Грибы разлагают за зиму листовой и хвойный опад, превращая его в почву, грибница зимой порой образует под снегом целые коврики. А это благодатные джунгли для неприхотливых членистоногих, например коллембол.
Им там хорошо, к концу зимы они могут расплодиться так, что в марте-апреле встречаются даже на поверхности снега, иногда огромными скоплениями — темная окраска позволяет им нагреваться на солнце и держать температуру тела выше точки замерзания.
А среди насекомых есть такие, которые – например, снежные комарики-трихоцериды, орехотворки и родственники скорпионниц бореусы – не встречаются в теплое время года.
У них даже крыльев нет, зачем под снегом-то, они больше напоминают не насекомых, а паучков. Охотятся на них и настоящие пауки, некоторые обитающие в еловых лесах линифииды активны даже при двенадцатиградусном морозе.
На живность, водящуюся под снегом — от насекомых, пауков и червей до лягушек и мышей — активно охотятся землеройки. Эти крохотные хищники, для которых несколько часов без еды оборачиваются голодной смертью, умудряются постоянно находить себе пропитание.
Крохотное тельце землеройки быстро теряет тепло, и несколько минут на открытом воздухе на морозе для нее — смерть. Под снегом же они преспокойно переживают даже самую суровую зиму. Вопреки названию, копают землеройки плохо и пользуются в снегу ходами, проложенными другой живностью. Вы, наверно, видели весной на обнажившейся из-под снега земле длинные пересекающиеся глиняные «колбаски» — это слепки подснежных лабиринтов разных мышевидных, земля, которую натолкали в ставшие ненужными снежные ходы, роя новые норы, уходящие весной под землю грызуны.
А в начале зимы, как только ляжет снежный покров толщиной сантиметров в двадцать, зверьки выходят из подземных убежищ и всю зиму живут на поверхности почвы, в лесной подстилке и непосредственно в снежном покрове на разной его глубине, стараясь не выходить на поверхность. Так можно добраться не только до мха и травы, растущих на земле, но и до почек, семян и ягод ветвей деревьев ниже уровня снега, недоступных летом.
И чем снег глубже, тем им вольготнее — лисице сложновато и с ходу прошибить метр белой гадости. С другой стороны, проще постепенно докопаться до гнезда в снегу — полевки даже размножаются зимой, строя шарообразные гнезда в толще сугроба — чем разрывать мерзлую землю.
А мелкие хищники — хорьки, горностаи, ласки — живут, множатся и настигают своих жертв там же, под снежным покровом — они, коротколапые, с длинным сильным тельцем, идеально приспособлены для жизни в тоннелях. При уходе горностая под снег не остается на поверхности даже выкопанного материала, он буквально ныряет в толщу снега, уплотняя его у стенок хода, прошивает его словно иглой и появляется на поверхности далеко в стороне от того места, где только что нырнул, а самая маленькая из куньих — ласка — вообще может всю зиму провести под снегом, не показываясь на поверхность.
В зимнее время разветвленные корни деревьев продолжают служить, как и летом, надежными убежищами для зверьков, они охотно селятся под упавшими стволами и прочим буреломом и перебегают под ними, благо здесь образуются обширные подснежные ниши и длинные коридоры. Нижние ветки елей, пригнутые снегом, образуют под ним шатры и шалаши, здесь начинаются и заканчиваются многие снежные галереи, недоступные животным поверхности.
Где-то тут же, невидимые, отсиживаются днем под снегом весьма многочисленные (судя по следам) зайцы и рябчики, прячась от неспособных откопать их хищных птиц. На снежных шапках ветвей согреваются мелкие лесные птички. Жизнь там, внизу, под нами и вокруг — ее не видно, но она есть.
И если вы устанете пробираться в снегу, упадете, умрете и вас занесет — вас найдется кому обглодать.
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Как зимуют насекомые. Моделирование»
Наталья Михайлова
Конспект НОД в старшей группе «Как зимуют насекомые. Моделирование»
с детьми старшей группы детского сада
Тема : «Как зимуют насекомые»
Цель: Расширить представления детей о формах и условиях зимовки насекомых на основе моделирования.
1. Расширение и уточнение представлений детей о природе;
2. Знакомство детей с понятиями объемная и графическая модель;
3. Освоение действий, использование и построение графических моделей, отражающих формы и условия зимовки насекомых;
4. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-животные-птицы-насекомые)
1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
2. Формировать умение четко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения
1. Формирование основ экологической культуры и безопасного поведения в природе.
2. Формирование понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
1. Побуждать детей к гуманному практическому использованию экологических знаний и навыков в целях сохранения природы;
2. Развитие стремления выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Наглядный, словесный, практический, игровой.
На экране летний лес (поют птицы, шелестит листва).
Дети входят в зал и встают лицом к экрану.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как здесь красиво.
Поют соловьи над бегущим ручьем.
А давайте, послушаем звуки летнего леса.
Что услышал Роман? Данис? Лера?
Дети: Пение птиц, шелест листьев.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как необычно…
за окном зима, а перед нами летний лес шумит листвой, и поют птицы.
Раз уж мы с вами оказались в летнем лесу, то давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу, чтобы не навредить ему и его обитателям.
Предлагаю поиграть в игру «Посмотри и назови».
(Показываю знаки, дети отвечают. Знаки помещаю на баннер с изображением летнего леса).
Воспитатель: Вы, верно, назвали все правила из этой игры.
(На летнем баннере расположены насекомые: бабочка, кузнец, пчела и т. д.)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, а каких обитателей леса вы здесь видите?
Дети: Бабочку, пчелу, комара, жука, кузнечика…
Воспитатель: Верно. А как их называют, одним словом?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Правильно. Самые маленькие обитатели леса.
Воспитатель: Ребята, а сейчас закройте глаза и внимательно послушайте.
(Звучит звук вьюги и метели и на экране появляется картинка зимнего леса).
Воспитатель: Что вы слышите?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось, все вокруг переменилось.
В зимнем лесу мы видим насекомых?
Воспитатель: А почему мы их не видим?
Дети: Спрятались (варианты ответов).
Воспитатель: Ребята, зимний лес хранит много тайн. И сегодня мы узнаем одну из них.
Как зимуют насекомые?
(Воспитатель обращает внимание детей на холмик под снегом и предлагает пройти к нему).
Воспитатель: Ребята, видите, под снегом холмик стоит?
Воспитатель: Давайте к нему подойдем.
Воспитатель: На полянке возле елок
Дом построен из иголок
Под снежком не виден он
А жильцов в нем миллион.
Воспитатель: Что это?
Воспитатель: Близко не подходим, видите знак?
Дети: Да. Не наступать на муравейник.
Воспитатель: Ребята, назовите жителей муравейника.
Воспитатель: Совершенно верно.
Воспитатель: А муравьи это кто?
Дети: Насекомое.
Воспитатель: Правильно. А какую тайну зимнего леса мы хотим узнать?
Дети: Как зимуют насекомые?
Воспитатель: Чтобы узнать, как зимуют муравьи, давайте заглянем внутрь муравейника.
(Воспитатель поворачивает модель муравейника другой стороной)
Воспитатель: В этом доме много комнат. Но только в одной из них зимуют муравьи. Вот эта комната, она называется зимовье. Здесь муравьи спят всю зиму, в состоянии насекомого- муравья.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, это настоящий муравейник?
Воспитатель: А почему?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Он похож на настоящий муравейник, но это модель муравейника. Используя эту модель, мы узнали, как зимует муравей, а настоящий муравейник в лесу мы не потревожили. Мы сберегли его. Модели помогают нам узнать тайны леса, не разрушая природу.
Воспитатель: Ребята, расскажите, как зимует муравей?
Дети: В муравейнике.
Воспитатель: А в каком состоянии он зимует?
Дети: В состоянии насекомого.
(Далее воспитатель показывает графическую модель муравейника).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, а это что такое?
Дети: Картинка, рисунок.
Воспитатель: Это графическая модель муравейника.
(Воспитатель показывает графическую модель насекомого).
Воспитатель: А как вы думаете, а это что?
Воспитатель: А муравей это насекомое.
Воспитатель: Это графическая модель насекомого. Всех насекомых мы будет обозначать вот такой моделью.
Воспитатель: Ребята, а чем отличается эта модель муравейника от этой.
Дети: Это большая, а эта маленькая.
Воспитатель: Это объемные модели, а это графические модели.
Графическими моделями удобно работать на столе и на мольберте.
Воспитатель: Ребята, проходите за столы.
(Дети проходят за столы).
Воспитатель: Перед вами лежат карточки- таблицы и графические модели.
Сейчас при помощи графических моделей, я покажу вам, как зимует муравей. А вы вместе со мной будете выполнять это задание. Я буду показывать на мольберте в зимнем лесу, а вы у себя в карточках.
Воспитатель: Для этого, найдите у себя изображение муравья, как у меня.
Расположите муравья в первом ряду в первом квадрате.
(Воспитатель располагает муравья на мольберте).
Воспитатель: Где зимует муравей?
Дети: В муравейнике.
Воспитатель: Верно. Найдите у себя модель муравейника. Расположите ее рядом с муравьем.
(Воспитатель показывает на мольберте).
Воспитатель: А в каком состоянии зимует муравей?
Дети: В состоянии насекомого.
Воспитатель: Покажите модель насекомого. Расположите ее рядом с муравейником.
Воспитатель: Проверьте, у вас также как у меня?
Воспитатель: А сейчас, глядя на модели, я расскажу, как зимует муравей.
Воспитатель: Муравей зимует в муравейнике, в состоянии насекомого.
Воспитатель: Данис, расскажи, как зимует муравей, используя модели.
Воспитатель: При помощи чего, вы показали, как зимует муравей?
Дети: При помощи моделей.
На экране появляется изображение стрекозы.
Воспитатель: Голубой аэропланчик, сел на белый одуванчик.
Воспитатель: Кто это?
Идет видеоролик. Стрекоза рассказывает, как она зимует:
Ребята, я стрекоза.
Вы хотите узнать, как я зимую.
Чтобы не замерзнуть холодной зимой, я сажусь на воду и вывожу маленьких личинок. .
Я зимую в водоеме, в состоянии личинки.
Мои личинки находятся подо льдом всю зиму.
А когда приходит весна лед на водоеме тает и мои личинки превращаются в стрекоз.
Воспитатель: Ребята, вы узнали, как зимует стрекоза?
Воспитатель: Аня, расскажи, где зимует стрекоза?
Воспитатель: А кого она выводит в воду?
Воспитатель: Роман, расскажи нам, как зимует стрекоза?
Воспитатель: Правильно. Вы очень внимательные и наблюдательные.
Воспитатель: А сейчас, используя модели, мы покажем, как зимует стрекоза.
Воспитатель: Для этого, найдите модель водоема.
(Дети показывают модель водоема).
Воспитатель: Ребята, а теперь найдите модель личинки.
(Если дети затрудняются, то воспитатель показывает).
Воспитатель: Совершенно верно.
Воспитатель: На своих карточках, при помощи моделей, вы показали, как зимует муравей.
А теперь, при помощи моделей, покажите, как зимует стрекоза.
(Ребенок, который первый справится с заданием, выходит к мольберту и показывает, как зимует стрекоза).
Воспитатель: Ребята, Яна, при помощи моделей правильно показала, как зимует стрекоза.
Проверьте, у вас также. Если нет, то исправьте.
(Если ребенок не правильно справился с заданием, то спрашиваем его, как зимует стрекоза, после общей проверки).
Воспитатель: Ребята, а при помощи чего вы показали, как зимует стрекоза?
Дети: При помощи моделей.
На экране появляется изображение кузнечика. Идет ролик с музыкой. Без слов.
Дети самостоятельно просматривают видеоролик.
Воспитатель: Кто это?
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим и узнаем, как готовится к зиме кузнечик.
Воспитатель: Ребята, как же готовился кузнечик зиме?
Дети: Варианты ответов.
(Если нет правильного ответа, то воспитатель проговаривает сама, что кузнечик откладывает яйца глубоко в почву, чтобы зимой они не замерзли и не погибли).
Воспитатель: Ребята, покажите модель почвы.
Воспитатель: Покажите модель яиц.
(Кто затрудняется, тем воспитатель помогает).
Воспитатель: Используя эти модели, что мы можем показать.
Дети: Как зимует кузнечик.
(Если затрудняются,то проговариваем вместе с детьми : Кузнечик в почву откладывает яйца).
Воспитатель: Самостоятельно в своих карточках при помощи моделей покажите, как зимует кузнечик.
(Кто из детей быстро и верно выполнит задание,того вызываем для проверки части детей: проверь, пожалуйста, как выполнили задание Рома, Олег, Аня, Лера). Если у детей будут ошибки, то проверяющий ребенок может объяснить, как выполнить правильно. Часть детей проверяет воспитатель.
Воспитатель: Вы все старались, и у вас все получилось.
Воспитатель: При помощи чего вы показали, как зимует кузнечик?
Дети: При помощи моделей.
Воспитатель: Совершенно верно.
Воспитатель: Я приглашаю вас немного поиграть и отдохнуть.
Этот странный дом без окон
У людей зовется кокон.
Свив на ветке этот дом
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпа всю зиму
А зима проходит мимо.
Март, апрель, капель, весна.
Просыпайся, Соня – Сонюшка,
Под весенним теплым солнышком.
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, какую тайну зимнего леса мы узнали?
Что мы узнали про насекомых?
Дети: Как зимуют насекомые.
Воспитатель: А при помощи чего вы на карточках показывали, как зимуют насекомые?
Дети: При помощи моделей.
На экране появляется изображение модели насекомого.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Сейчас мы поиграем в игру «Посмотри и назови».
Появляется изображение, в каком состоянии зимуют насекомые.
Воспитатель: В каком состоянии зимуют насекомые?
Дети смотрят на экран и говорят.
Воспитатель: А где зимуют насекомые?
Дети: В воде, в почве, в муравейнике.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зимний лес надо охранять?
Воспитатель: А насекомых зимой можно беспокоить?
Воспитатель: Почему? Что случится, если все насекомые зимой погибнут?
Дети: Весной не будет цветов, погибнут птицы.
Воспитатель: А только летом и зимой надо охранять природу?
Дети: Нет. Надо всегда охранять.
Воспитатель: Вы все правильно сказали.
Воспитатель: И у меня для каждого из вас есть подарок. Это книга «Тайны леса». Она будет напоминать вам о нашей встречи.
Воспитатель раздает книги, и дети проходят в группу.
Конспект НОД «Как звери в лесу зимуют» Тема: «Как звери в лесу зимуют» Цель: расширять знания детей о зимних явлениях в природе, о том, как звери в лесу зимуют. Программные задачи:.
Конспект НОД «Экологическое воспитание детей» в средней группе «Как зимуют дикие звери» Формы проведения: совместная деятельность детей и взрослого, игра со сказочным героем. Цель. Формировать представления о животном мире зимой.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют звери» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Задачи:.
Конспект НОД во второй младшей группе «Моделирование сказки» Составитель: Павлова Вероника Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 46» Моделирование сказки «Кот, петух и лиса» (2-я младшая).
Конспект ОД ФКЦМ по ознакомлению детей с миром природы в старшей группе «Как звери зимуют в лесу» Программное содержание: Цель: Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой. Задачи: • Обучающие задачи: уточнить и расширить представления.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Как зимуют дикие животные?» Цель: создание социальной ситуации развития воспитанников в процессе познавательной деятельности Задачи: 1. Создавать условия для обобщения.
НОД в средней группе «Как зимуют звери в лесу» Цель: закреплять представления об образе жизни диких животных зимой. Задачи: — закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе;.
План-конспект образовательной деятельности детей младшей группы «Как зимуют дикие звери» Тема: «Как зимуют дикие звери (сезонные изменения в жизни животных)» Цель: Дать детям первоначальное представление о наиболее распространённых.
Проект в подготовительной группе «Как зимуют деревья» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад №51 Проект «Как зимуют деревья?» для.
Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Как зимуют дикие звери» «Как зимуют дикие звери»Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюсредняя группа Кычакова Наталья.
Источник