Не боятся звери зимы

Конспект НОД «Кто как зимует»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

· закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы;

· уточнить представление о том, как они готовятся к зиме;

· развивать умение детей рассуждать и делать выводы;

· формировать навыки грамматически правильно строить своё высказывание, отвечать на вопросы полным предложением;

· развивать логическое мышление, внимание, память;

· воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям, птицам, насекомым.

Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, лепка)

Словарная работа: стужа, хищник, ельник, медведь-шатун, «наставник», перелётные, зимующие (осёдлые) птицы, земляная лягушка.

Скачать:

Вложение Размер
kto_kak_zimuet.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

непосредственно – образовательной деятельности

по разделу: «Познание»

(формирование целостной картины мира)

в старшей группе

тема: «Кто как зимует»

  • закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы;
  • уточнить представление о том, как они готовятся к зиме;
  • развивать умение детей рассуждать и делать выводы;
  • формировать навыки грамматически правильно строить своё высказывание, отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям, птицам, насекомым.

Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, лепка)

Словарная работа: стужа, хищник, ельник, медведь-шатун, «наставник», перелётные, зимующие (осёдлые) птицы, земляная лягушка.

  • чтение произведений о зверях и птицах;
  • разучивание пословиц;
  • загадывание загадок;
  • д/и «Четвёртый лишний», «Закончи предложение»;
  • рисование и лепка животных и птиц;
  • рассматривание иллюстрации.
  • картины с изображением диких животных и птиц;
  • карточки к дидактическим играм;
  • звукозапись с голосами зверей и птиц;
  • фланелеграф;
  • краски, карандаши, бумага;
  • глина для лепки;
  • природный материал.

Воспитатель : Пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена, корни растений. Нет ни травки, ни листьев на деревьях.

— Ребята, а как вы думаете, боятся ли звери, которые живут в лесу, зимы?

— Что спасает их от зимней стужи? (тёплые шубки)

— Что спасает их от хищников? (быстрые ноги)

Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние, поменяли их окраску.

-А что было бы, если звери не меняли окраску? Представьте, что зайчик зимой остался бы серый. Что тогда? (его легко мог увидеть хищник или охотник)

-Почему же не страшен холод зверям? (потому что они подготовились к зиме)

— Расскажите, ребята, как подготовились звери к зиме. Как, например, готовился к зиме медведь?

Медведь ещё осенью отыскивает яму на склоне холма, заросшим частым ельником. Когтями мишка надирает узкие полоски еловой коры и складывает их в яму, а сверху прикрывает мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, так что они образуют над ней шалаш. Так получается берлога.

Медвежьего корма в лесу нет зимой. Медведь залегает в неё поздней осенью и спит до самой весны. Живёт он за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом.

Зимой у мамы рождаются медвежата.

Воспитатель : — Ребята, а почему именно зимой у медведицы рождаются медвежата?

Дети: — У медведицы рождаются именно зимой медвежата, потому что только зимой у медведицы есть свой «дом» — берлога.

Воспитатель: — А представьте себе, что зима не наступила. Что было тогда с медведями?

Дети: — Если бы не наступила зима, то медведи всё время ходили бы по лесу. Были злые. У них не рождались бы медвежата.

Воспитатель: — Да, было бы очень плохо и не правильно. Значит хорошо, что существует такое время года, как зима. Кто ещё хочет добавить о медведях?

Дети: — Медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном». В поисках пищи бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен.

Воспитатель: — Как готовится к зиме белка?

Дети: — Белка в дупле дерева делает себе кладовую, в которую складывает лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы, сушит их на сучках сосны.

Белка делает запасы и всю зиму их ест. От холодов белку спасает пушистая тёплая шубка, которая зимой меняет свою окраску: с рыжей на серую.

Воспитатель: — Что делает ёж, чтобы пережить зиму?

Дети: — Ёж на зиму устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает гнездо, в которое на иголках притаскивает опавшие листья. Там он спит до весны.

Воспитатель: — Почему к зиме медведь и барсук накапливают жир, белка делает запасы, а заяц, лиса и волк нет?

Дети: — Зимой они не спят, а охотятся.

Воспитатель:- Как охотится лиса? Как она зимой выслеживает свою добычу?

Дети: — Лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У неё очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит (но ни, как медведь, всю зиму) и тёплая шуба. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Ещё лиса может питаться ежами, сусликами и хорьками.

Воспитатель: — А представьте себе, что было, если бы ни лисы охотились на зайцев, а наоборот: зайцы на лис?

Дети: — Тогда бы лисе пришлось менять свою рыжую шубу на белую, чтобы её не было видно на снегу. И, может быть, научиться не бегать, а прыгать, чтобы быстро убегать от охотника.

Воспитатель: — Как проводит зиму заяц?

Дети: — Заяц надевает белоснежную шубку, только кончики ушей остаются чёрными. Он обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном.

Воспитатель: — Да, тем зверям, которые ничего не запасли себе на зиму, нужно помогать. Как? Например, зайцам?

Дети:- Нужно их подкармливать: развешивать в лесу заготовленные ветки, раскладывать сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди.

Воспитатель: — Как называются зайчата, которые рождаются зимой?

Дети:- Они называются «настовиками».

Дети:- Маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст.

Воспитатель: — Что можно сказать про волков?

Дети: — Волки зимой очень злые, потому что голодные. На зиму они не делают никаких запасов, поэтому всю зиму рыщут в поисках добычи. Обычно они ходят стаями, поэтому очень опасны.

Воспитатель: — Да, ребята, не боятся звери зимы. От стужи их спасает тёплая пушистая шерсть. Меняется окраска, чтобы лучше спрятаться от хищников. И голод им не так страшен, потому что они сделали себе запасы и всю зиму питаются ими.

А теперь давайте поговорим о том, как зимуют птицы.

Дети: — Одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать здесь.

Воспитатель: — Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края?

Дети:- Птицы, которые улетают в тёплые края называются перелётные.

Воспитатель: — Назовите их.

Дети: — Ласточки, скворцы, жаворонки, утки, стрижи, грачи.

Воспитатель: — Как называются птицы, которые остаются зимовать здесь?

Дети: — Птицы, которые остаются на зиму здесь называются зимующие (осёдлые).

Воспитатель: — Назовите их.

Дети: — Вороны, воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, снегири.

Воспитатель: — Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

Дети: — Перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что боятся холодов. Им нечем питаться. Они не приспособлены делать запасы корма на зиму.

Воспитатель: — Летом эти птицы живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А представьте себе, что зима не проходит. Что тогда было бы с перелётными птицами?

Дети: — Тогда птицы не вернулись бы к нам с юга. Навсегда остались жить там.

Воспитатель: — А если бы у нас всё время было бы лето?

Дети: — Тогда птицы никуда не улетали бы, а жили у нас.

Воспитатель: — А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

Дети: — Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок под крыльями, самое ужасное – голод.

Воспитатель: — Ну и чем же питаются птицы зимой?

Дети: — Птицы зимой питаются семенами различных растений, остатком пищи. На земле клюют овёс, пшено, хлебные крошки. Синички любят не солёное сало.

Воспитатель: — А почему нельзя обрывать рябину? Кому она может пригодиться?

Дети: — Рябиной питаются снегири.
Воспитатель: — Да, ребята, зимой птицы приближаются к жилью человека, как бы прося помощи у людей. Во время снегопадов, метелей птицы часто голодают и погибают от холода и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Иначе они могут погибнуть.

Как можно помочь птицам?

Дети: — Нужно делать кормушки, насыпать туда корм.

Воспитатель: — А где, ребята, проводят зиму насекомые?

Дети:- Зимой насекомые не летают. Они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Бывает, что они забиваются в щелочки.

Воспитатель: — Что было бы, если они не прятались?

Дети: — Если бы насекомые зимой не спрятались, то замёрзли, погибли бы.

Воспитатель: — Правильно. А как зимуют лягушки? Рыбы? Дети?

Дети: — Рыбы и лягушки опускаются на дно рек, озёр и там спят. Лягушки закапываются в ил. Если лягушка земляная, то она прячется в землю. С наступлением весны они просыпаются.

Воспитатель: — А вы знаете, что трудно зимой бывает и рыбам? Воздух не проходит через лёд и воду, и рыбы часто погибают от его недостатка. Как им можно помочь?

Дети: — Зимой во льду надо проделывать проруби (лунки).

Воспитатель: — Да, ребята, мы обязательно должны помочь пережить зиму всем: и зверям, и птицам, и рыбам. Иначе, они могут погибнуть.

Есть даже пословицы об этом. Какие?

  1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
  2. Кто умеет добрым быть, то сможет природу беречь и любить.
  3. Лес зимой, словно седой.
  4. По снегу грибы не ищи.

Воспитатель: — А теперь поиграем. Игра называется «Четвёртый лишний». Посмотрите на картинки и скажите, какая картина лишняя и почему?

  1. ворона-ласточка-заяц-воробей
  2. журавль-голубь-синица-медведь
  3. волк-лиса-барсук-ворона
  4. медведь-барсук-белка-ворона
  5. бабочка-стрекоза-лиса-комар
  6. жук-заяц-муравей-таракан
  7. окунь-карась-муравей-щука
  8. олень-лось-ёж-карась
  9. муха-заяц-бабочка-пчела

А теперь другая игра : «Закончи предложение»

  1. Лиса бегает, а заяц….прыгает
  2. Лиса тявкает, а волк….воет
  3. Белка зимой серая, а заяц….белый
  4. Сорока летает днём, а сова…ночью
  5. У зайца длинные уши, а у лисы длинный ….хвост
  6. Лиса живёт в норе, а медведь… в берлоге
  7. Ворона чёрная, а лебедь…белый
  8. У оленя ноги длинные, а у ежа…короткие

9. Медведь ходит медленно, а заяц прыгает… быстро

Физминутка (4 минуты)

А теперь, ребята, мы с вами будем лепить и рисовать животных не существующих в природе. Надо не только нарисовать такое животное, но и назвать его.

Давайте определимся. Часть детей будет рисовать, а часть лепить. На следующем занятии сделаем наоборот. Начинайте работать. Те, кто лепят могут использовать природный материал (7 мин.).

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто расскажет про свою работу?

  1. Как бы ты назвал своего зверя? Почему?
  2. Что у него есть?
  3. Где он живёт?
  4. Чем питается? И т. д.
  1. С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников». Москва, 1998г.
  2. С.Н. Николаева «Как приобщить ребёнка к природе». Москва, 1993г.
  3. А. В. Корзун «Мир чувственного воспитания». Москва, 2002г.
  4. С. В. Кишко «Системный подход в ознакомлении детей с природой и природоохранной деятельностью». Москва, 1980г.
  5. Л. Н. Поддубная «Театрально-игровая деятельность, как средство экологического воспитания». Москва, 1989г.
  6. Т. К. Спруть «Экологические досуги и развлечения». Москва, 1984г.
  7. Е. И. Сончик «Экологическое воспитание средствами музыки». Москва, 2002г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Обобщение знаний детей о зимеЗадачи:Развивать фразовую речь;Закрепить умения детей выполнять аппликацию в технике «рваная бумага»;Продолжать формировать навыки сотрудничества при работе в подгру.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно .

Наблюдение, чтение художественной литературы, подвижные игры.

Данный материал можно использовать для проведения открытого занятия.Занятие развивает связную речь детей,формирует временные понятия.

Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в .

Познакомить детей с зимой.

Свое занятие строю на играх ,составление предложений ,физминутке с движением и произношение слов, дети строят горку из подручного материала а также занятие проводится и на прогулке.

Источник

Тематическая беседа для детей «Как зимуют животные?»

Оксана Бирюлина
Тематическая беседа для детей «Как зимуют животные?»

Тематическая беседа для детей: «Как зимуют животные?».

Описание работы: Данная статья знакомит с жизнью диких животных зимой. Материалы будут полезны воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть использован для оформления стенгазет, папок-передвижек, информационных бюллетеней. Отдельные части текста можно использовать для занятий с детьми.

Цель и задач

1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;

2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;

3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.

4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;

5. Закрепить с детьми признаки зимы;

6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».

Зима — суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.

Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.

Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.

Мигрирующие животные.

Многим жителям Восточного Подмосковья трудно представить мигрирующих животных.

«Разве у нас такие водятся?» — спросите Вы.

«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?»

Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.

Что же это за животные такие?

Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.

Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.

Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.

Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство — мед.

Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.

Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.

Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.

Какие животные еще впадают в спячку?

Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.

Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.

Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.

Не спящие зимой дикие животные.

Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.

Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов.Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.

Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.

Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.

Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.

Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.

На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.

Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух

Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем,что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.

Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.

Фотоотчет «Тематическая неделя «Животные Севера» У нас в средней группе, на прошлой недели, была очень интересная тема: «Животные севера». Хочу рассказать о некоторых моментах. Цель: 1.

Картотека стихов «Как зимуют животные» для детей среднего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию картотеку стихов: «Как зимуют животные». Возможно кому — то стихи пригодятся.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные» Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», » Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные: волк, лиса, ёж и медведь» Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? (ответы и предположения детей.

Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Тематическая беседа-концерт для старшей группы «Ах, этот вальса звук прелестный» Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас посетить тематическую беседу-концерт! Эта форма занятия позволяет глубоко проработать и закрепить знания.

Тематическая беседа-концерт «Осень» Программное содержание: различать вокальную и инструментальную музыку,закреплять понятие жанр,узнавать песню по мелодии, уметь соотнести.

Тематическая беседа в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица» Тематическая беседа с презентацией Цель: Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности Задачи:.

Тематическая неделя «Рыбы». Познавательная беседа с элементами художественно-творческой деятельности Цель: закрепить представления о рыбах. Задачи: — закрепить знания детей о рыбах и среде их обитания; — рассказать о том, что рыбы питаются.

Тематическая папка (лэпбук) «Эти забавные дикие животные» В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала.

Источник

Читайте также:  Подставка для лед светильника
Оцените статью