Конспект НОД «Кто как зимует»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
· закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы;
· уточнить представление о том, как они готовятся к зиме;
· развивать умение детей рассуждать и делать выводы;
· формировать навыки грамматически правильно строить своё высказывание, отвечать на вопросы полным предложением;
· развивать логическое мышление, внимание, память;
· воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям, птицам, насекомым.
Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, лепка)
Словарная работа: стужа, хищник, ельник, медведь-шатун, «наставник», перелётные, зимующие (осёдлые) птицы, земляная лягушка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_kak_zimuet.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
непосредственно – образовательной деятельности
по разделу: «Познание»
(формирование целостной картины мира)
в старшей группе
тема: «Кто как зимует»
- закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы;
- уточнить представление о том, как они готовятся к зиме;
- развивать умение детей рассуждать и делать выводы;
- формировать навыки грамматически правильно строить своё высказывание, отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям, птицам, насекомым.
Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, лепка)
Словарная работа: стужа, хищник, ельник, медведь-шатун, «наставник», перелётные, зимующие (осёдлые) птицы, земляная лягушка.
- чтение произведений о зверях и птицах;
- разучивание пословиц;
- загадывание загадок;
- д/и «Четвёртый лишний», «Закончи предложение»;
- рисование и лепка животных и птиц;
- рассматривание иллюстрации.
- картины с изображением диких животных и птиц;
- карточки к дидактическим играм;
- звукозапись с голосами зверей и птиц;
- фланелеграф;
- краски, карандаши, бумага;
- глина для лепки;
- природный материал.
Воспитатель : Пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена, корни растений. Нет ни травки, ни листьев на деревьях.
— Ребята, а как вы думаете, боятся ли звери, которые живут в лесу, зимы?
— Что спасает их от зимней стужи? (тёплые шубки)
— Что спасает их от хищников? (быстрые ноги)
Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние, поменяли их окраску.
-А что было бы, если звери не меняли окраску? Представьте, что зайчик зимой остался бы серый. Что тогда? (его легко мог увидеть хищник или охотник)
-Почему же не страшен холод зверям? (потому что они подготовились к зиме)
— Расскажите, ребята, как подготовились звери к зиме. Как, например, готовился к зиме медведь?
Медведь ещё осенью отыскивает яму на склоне холма, заросшим частым ельником. Когтями мишка надирает узкие полоски еловой коры и складывает их в яму, а сверху прикрывает мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, так что они образуют над ней шалаш. Так получается берлога.
Медвежьего корма в лесу нет зимой. Медведь залегает в неё поздней осенью и спит до самой весны. Живёт он за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом.
Зимой у мамы рождаются медвежата.
Воспитатель : — Ребята, а почему именно зимой у медведицы рождаются медвежата?
Дети: — У медведицы рождаются именно зимой медвежата, потому что только зимой у медведицы есть свой «дом» — берлога.
Воспитатель: — А представьте себе, что зима не наступила. Что было тогда с медведями?
Дети: — Если бы не наступила зима, то медведи всё время ходили бы по лесу. Были злые. У них не рождались бы медвежата.
Воспитатель: — Да, было бы очень плохо и не правильно. Значит хорошо, что существует такое время года, как зима. Кто ещё хочет добавить о медведях?
Дети: — Медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном». В поисках пищи бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен.
Воспитатель: — Как готовится к зиме белка?
Дети: — Белка в дупле дерева делает себе кладовую, в которую складывает лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы, сушит их на сучках сосны.
Белка делает запасы и всю зиму их ест. От холодов белку спасает пушистая тёплая шубка, которая зимой меняет свою окраску: с рыжей на серую.
Воспитатель: — Что делает ёж, чтобы пережить зиму?
Дети: — Ёж на зиму устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает гнездо, в которое на иголках притаскивает опавшие листья. Там он спит до весны.
Воспитатель: — Почему к зиме медведь и барсук накапливают жир, белка делает запасы, а заяц, лиса и волк нет?
Дети: — Зимой они не спят, а охотятся.
Воспитатель:- Как охотится лиса? Как она зимой выслеживает свою добычу?
Дети: — Лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У неё очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит (но ни, как медведь, всю зиму) и тёплая шуба. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Ещё лиса может питаться ежами, сусликами и хорьками.
Воспитатель: — А представьте себе, что было, если бы ни лисы охотились на зайцев, а наоборот: зайцы на лис?
Дети: — Тогда бы лисе пришлось менять свою рыжую шубу на белую, чтобы её не было видно на снегу. И, может быть, научиться не бегать, а прыгать, чтобы быстро убегать от охотника.
Воспитатель: — Как проводит зиму заяц?
Дети: — Заяц надевает белоснежную шубку, только кончики ушей остаются чёрными. Он обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном.
Воспитатель: — Да, тем зверям, которые ничего не запасли себе на зиму, нужно помогать. Как? Например, зайцам?
Дети:- Нужно их подкармливать: развешивать в лесу заготовленные ветки, раскладывать сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди.
Воспитатель: — Как называются зайчата, которые рождаются зимой?
Дети:- Они называются «настовиками».
Дети:- Маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст.
Воспитатель: — Что можно сказать про волков?
Дети: — Волки зимой очень злые, потому что голодные. На зиму они не делают никаких запасов, поэтому всю зиму рыщут в поисках добычи. Обычно они ходят стаями, поэтому очень опасны.
Воспитатель: — Да, ребята, не боятся звери зимы. От стужи их спасает тёплая пушистая шерсть. Меняется окраска, чтобы лучше спрятаться от хищников. И голод им не так страшен, потому что они сделали себе запасы и всю зиму питаются ими.
А теперь давайте поговорим о том, как зимуют птицы.
Дети: — Одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать здесь.
Воспитатель: — Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края?
Дети:- Птицы, которые улетают в тёплые края называются перелётные.
Воспитатель: — Назовите их.
Дети: — Ласточки, скворцы, жаворонки, утки, стрижи, грачи.
Воспитатель: — Как называются птицы, которые остаются зимовать здесь?
Дети: — Птицы, которые остаются на зиму здесь называются зимующие (осёдлые).
Воспитатель: — Назовите их.
Дети: — Вороны, воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, снегири.
Воспитатель: — Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают в тёплые края?
Дети: — Перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что боятся холодов. Им нечем питаться. Они не приспособлены делать запасы корма на зиму.
Воспитатель: — Летом эти птицы живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А представьте себе, что зима не проходит. Что тогда было бы с перелётными птицами?
Дети: — Тогда птицы не вернулись бы к нам с юга. Навсегда остались жить там.
Воспитатель: — А если бы у нас всё время было бы лето?
Дети: — Тогда птицы никуда не улетали бы, а жили у нас.
Воспитатель: — А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?
Дети: — Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок под крыльями, самое ужасное – голод.
Воспитатель: — Ну и чем же питаются птицы зимой?
Дети: — Птицы зимой питаются семенами различных растений, остатком пищи. На земле клюют овёс, пшено, хлебные крошки. Синички любят не солёное сало.
Воспитатель: — А почему нельзя обрывать рябину? Кому она может пригодиться?
Дети: — Рябиной питаются снегири.
Воспитатель: — Да, ребята, зимой птицы приближаются к жилью человека, как бы прося помощи у людей. Во время снегопадов, метелей птицы часто голодают и погибают от холода и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Иначе они могут погибнуть.
Как можно помочь птицам?
Дети: — Нужно делать кормушки, насыпать туда корм.
Воспитатель: — А где, ребята, проводят зиму насекомые?
Дети:- Зимой насекомые не летают. Они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Бывает, что они забиваются в щелочки.
Воспитатель: — Что было бы, если они не прятались?
Дети: — Если бы насекомые зимой не спрятались, то замёрзли, погибли бы.
Воспитатель: — Правильно. А как зимуют лягушки? Рыбы? Дети?
Дети: — Рыбы и лягушки опускаются на дно рек, озёр и там спят. Лягушки закапываются в ил. Если лягушка земляная, то она прячется в землю. С наступлением весны они просыпаются.
Воспитатель: — А вы знаете, что трудно зимой бывает и рыбам? Воздух не проходит через лёд и воду, и рыбы часто погибают от его недостатка. Как им можно помочь?
Дети: — Зимой во льду надо проделывать проруби (лунки).
Воспитатель: — Да, ребята, мы обязательно должны помочь пережить зиму всем: и зверям, и птицам, и рыбам. Иначе, они могут погибнуть.
Есть даже пословицы об этом. Какие?
- Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
- Кто умеет добрым быть, то сможет природу беречь и любить.
- Лес зимой, словно седой.
- По снегу грибы не ищи.
Воспитатель: — А теперь поиграем. Игра называется «Четвёртый лишний». Посмотрите на картинки и скажите, какая картина лишняя и почему?
- ворона-ласточка-заяц-воробей
- журавль-голубь-синица-медведь
- волк-лиса-барсук-ворона
- медведь-барсук-белка-ворона
- бабочка-стрекоза-лиса-комар
- жук-заяц-муравей-таракан
- окунь-карась-муравей-щука
- олень-лось-ёж-карась
- муха-заяц-бабочка-пчела
А теперь другая игра : «Закончи предложение»
- Лиса бегает, а заяц….прыгает
- Лиса тявкает, а волк….воет
- Белка зимой серая, а заяц….белый
- Сорока летает днём, а сова…ночью
- У зайца длинные уши, а у лисы длинный ….хвост
- Лиса живёт в норе, а медведь… в берлоге
- Ворона чёрная, а лебедь…белый
- У оленя ноги длинные, а у ежа…короткие
9. Медведь ходит медленно, а заяц прыгает… быстро
Физминутка (4 минуты)
А теперь, ребята, мы с вами будем лепить и рисовать животных не существующих в природе. Надо не только нарисовать такое животное, но и назвать его.
Давайте определимся. Часть детей будет рисовать, а часть лепить. На следующем занятии сделаем наоборот. Начинайте работать. Те, кто лепят могут использовать природный материал (7 мин.).
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто расскажет про свою работу?
- Как бы ты назвал своего зверя? Почему?
- Что у него есть?
- Где он живёт?
- Чем питается? И т. д.
- С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников». Москва, 1998г.
- С.Н. Николаева «Как приобщить ребёнка к природе». Москва, 1993г.
- А. В. Корзун «Мир чувственного воспитания». Москва, 2002г.
- С. В. Кишко «Системный подход в ознакомлении детей с природой и природоохранной деятельностью». Москва, 1980г.
- Л. Н. Поддубная «Театрально-игровая деятельность, как средство экологического воспитания». Москва, 1989г.
- Т. К. Спруть «Экологические досуги и развлечения». Москва, 1984г.
- Е. И. Сончик «Экологическое воспитание средствами музыки». Москва, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Обобщение знаний детей о зимеЗадачи:Развивать фразовую речь;Закрепить умения детей выполнять аппликацию в технике «рваная бумага»;Продолжать формировать навыки сотрудничества при работе в подгру.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно .
Наблюдение, чтение художественной литературы, подвижные игры.
Данный материал можно использовать для проведения открытого занятия.Занятие развивает связную речь детей,формирует временные понятия.
Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в .
Познакомить детей с зимой.
Свое занятие строю на играх ,составление предложений ,физминутке с движением и произношение слов, дети строят горку из подручного материала а также занятие проводится и на прогулке.
Источник
Тематическая беседа для детей «Как зимуют животные?»
Оксана Бирюлина
Тематическая беседа для детей «Как зимуют животные?»
Тематическая беседа для детей: «Как зимуют животные?».
Описание работы: Данная статья знакомит с жизнью диких животных зимой. Материалы будут полезны воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть использован для оформления стенгазет, папок-передвижек, информационных бюллетеней. Отдельные части текста можно использовать для занятий с детьми.
Цель и задач
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».
Зима — суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.
Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.
Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.
Мигрирующие животные.
Многим жителям Восточного Подмосковья трудно представить мигрирующих животных.
«Разве у нас такие водятся?» — спросите Вы.
«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?»
Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.
Что же это за животные такие?
Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.
Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.
Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство — мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.
Какие животные еще впадают в спячку?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.
Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.
Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.
Не спящие зимой дикие животные.
Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов.Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.
Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.
Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух
Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем,что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.
Фотоотчет «Тематическая неделя «Животные Севера» У нас в средней группе, на прошлой недели, была очень интересная тема: «Животные севера». Хочу рассказать о некоторых моментах. Цель: 1.
Картотека стихов «Как зимуют животные» для детей среднего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию картотеку стихов: «Как зимуют животные». Возможно кому — то стихи пригодятся.
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные» Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», » Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Задачи:.
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные: волк, лиса, ёж и медведь» Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? (ответы и предположения детей.
Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.
Тематическая беседа-концерт для старшей группы «Ах, этот вальса звук прелестный» Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас посетить тематическую беседу-концерт! Эта форма занятия позволяет глубоко проработать и закрепить знания.
Тематическая беседа-концерт «Осень» Программное содержание: различать вокальную и инструментальную музыку,закреплять понятие жанр,узнавать песню по мелодии, уметь соотнести.
Тематическая беседа в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица» Тематическая беседа с презентацией Цель: Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности Задачи:.
Тематическая неделя «Рыбы». Познавательная беседа с элементами художественно-творческой деятельности Цель: закрепить представления о рыбах. Задачи: — закрепить знания детей о рыбах и среде их обитания; — рассказать о том, что рыбы питаются.
Тематическая папка (лэпбук) «Эти забавные дикие животные» В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала.
Источник