Тренировочный вариант №210920 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс 100 баллов с ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ
Тренировочный вариант 3 №210920 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки на 100 баллов от 20 сентября 2021 года.
Данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются решения и правильные ответы.
Вариант с ответами: скачать
Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант 100 баллов №210920:
Сложные задания и ответы с 3 варианта
Рассмотрим свойства механических волн. Каждый из нас наблюдал, как от камня, брошенного на спокойную поверхность пруда или озера, кругами разбегаются волны. Многие следили за морскими волнами, набегающими на берег. Все читали рассказы о морских путешествиях, о чудовищной силе морских волн, легко раскачивающих большие корабли. Однако при наблюдении этих явлений не всем известно, что звук всплеска воды доносится до нашего уха волнами в том воздухе, которым мы дышим, что свет, с помощью которого мы зрительно воспринимаем окружающее, (…) представляет собой волновое движение. Волновые процессы чрезвычайно широко распространены в природе. Различны физические причины, вызывающие волновые движения. Но, подобно колебаниям, все виды волн описываются количественно одинаковыми или почти одинаковыми законами. Многие трудные для понимания вопросы становятся более ясными, если сравнивать различные волновые явления.
1)Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Тексту свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов.
- 2) Многие слова употреблены в переносном значении, встречаются следующие тропы: метафоры, эпитеты, аллегория.
- 3) В тексте можно встретить термины (волновые процессы, свойства механических волн), а также слова с абстрактным значением (явления, наблюдение, процесс, причины).
- 4) Текст относится к научному стилю речи, так как отличается ясностью, логичностью, объективностью и доказательностью изложения информации.
- 5) В тексте нет субъективного мнения автора, цель текста – изложение и объяснение научных фактов.
Правильный ответ: 1345
2)Самостоятельно подберите сочинительный соединительный союз, который должен стоять на месте пропуска в тексте. Запишите этот союз.
Правильный ответ: тоже
3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПРИРОДА, -ы, ж.
Правильный ответ: 1
4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. взялАсь понЯвший начАв цЕпочка вернА.
Правильный ответ: цепочка
5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Сквозь КАМЕННОЕ выражение лица на секунду промелькнула робкая улыбка, и Евгений Иванович вопросительно посмотрел на Машеньку. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ депутата в вопросах сельского хозяйства помогла достаточно быстро и квалифицированно решить многие проблемы. На тёмной листве блестели ДОЖДЕВЫЕ капли. ВЕЧНАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление. Он стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.
Правильный ответ: вековая
6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. С самого утра Венечка был в хлопотах: то помогал матери кормить цыплят, по бегал на луг за бабочками, то наблюдал за вознёй щенят, словом, крутился как хомячок в колесе.
Правильный ответ: белка
7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- поднялся более ВЫСОКО
- ЕДЬ вперёд
- ЧЕТВЕРО саней
- ПОПРОБУЕМ решить
- нет ВРЕМЕНИ
Правильный ответ: поезжай
9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
- 1) пробираться, прикоснуться, морковь
- 2) гордиться, честолюбивый, травянистый
- 3) велосипед, национальный, адресовать
- 4) вестибюль, картонный, креплёный
- 5) глазное, сетевой, хвастун
Правильный ответ: 25
10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) пр..говор, пр..долгий, пр..оритет
- 2) от..гнуть, з..месить, зан..вес
- 3) по..стегнул, по..откнул, по..толкнул
- 4) пр..звонкий, пр..мудрость, пр..ступление
- 5) от..езд, из..являть, ад..ютант
Правильный ответ: 345
11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) эмал..вый, бессонн..ца
- 2) податл..вый, удоста..ваться
- 3) виновн..к, колокольч..к
- 4) влев. наутр..
- 5) грош..вый, кумач..вый
Правильный ответ: 2345
12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) леле..щий (детей), ве..щий (ветерок)
- 2) пада..щий (свет), пен..щийся (напиток)
- 3) щекоч..щий (ноздри), увенч..нный
- 4) постро..вший, узакон..нный
- 5) обижа..мый, шепч..шь
Правильный ответ: 15
13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. (НЕ)ЗАЧЕМ думать о том, чего нельзя исправить или вернуть. Черты лица его были мелкими, (НЕ)ОТРАЖАЮЩИМИ всей сложности души. Этот населённый пункт (НЕ)ОБОЗНАЧЕН на туристической карте. Занятие себе Савка выбрал отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ. Есть очень много видов растений, живущих рядом с человеком и (НЕ)ЗАМЕЧАЕМЫХ им.
Правильный ответ: незачем
14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Министр (НА)ВСТРЕЧУ не прибыл, (ЗА)ТО приехали губернаторы нескольких областей. (ЗА)ТЕМ приехали туристы, которые, ТАК(ЖЕ) как и мы, с удовольствием путешествовали по Северу России. ЧТО(БЫ) образ был более колоритным, актёр импровизировал, (ПРИ)ЧЁМ делал это очень талантливо. Женя ТО(ЖЕ) упорно тренировался, ПОТОМУ(ЧТО) ему предстояло трудное восхождение. Лев Николаевич Толстой стремился жить в столице вовсе не (ЗА)ТЕМ, чтобы создать себе комфорт, просто писатель любил наблюдать (ЗА)ТЕМ, что происходит в городе.
Правильный ответ: чтобы причём
15)Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Стены гости(1)ой были увеша(2)ы изыска(3)ыми полотнами, отдела(4)ы керамической плиткой, увенча(5)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей.
Правильный ответ: 3
16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса. 2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты. 3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой. 4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику. 5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.
Правильный ответ: 135
17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Стены родительского дома (1) подновлённые свежей краской (2) и заново отделанными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.
Правильный ответ: 134
18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) уже (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.
Правильный ответ: 12
19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Среди первых русских князей (1) образы которых (2) овеяны преданиями и легендами (3) одно из почётных мест принадлежит князю Олегу.
Правильный ответ: 13
20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Несколько дней подряд лил холодный дождь (1) и (2) пока продолжалось ненастье (3) нам казалось (4) что лето окончилось навсегда (5) и солнечных дней можно уже не ждать.
Правильный ответ: 1234
21)Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)На западе Мещёрского края, на так называемой Боровой стороне, среди сосновых лесов лежат в мелколесье восемь боровых озер. (2)К ним нет ни дорог, ни троп, и добраться до них можно только через лес по карте и компасу. (3)У этих озер одно очень странное свойство: чем меньше озеро, тем оно глубже; в большом Митинском озере всего четыре метра глубины, а в маленьком Удемном – семнадцать метров. (4)К востоку от Боровых озер лежат громадные Мещёрские болота – «мшары», или «омшары». (5)Это заросшие в течение тысячелетий озера. (6)Они занимают площадь в триста тысяч гектаров. (7)Когда стоишь среди такого болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег озера – «материк» – с его густым сосновым лесом. (8)Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником, – бывшие острова. (9)Местные жители до сих пор так и зовут эти бугры «островами».
Правильный ответ: 478
22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) По мнению Рылеева, даже среди бесстрашных людей есть те, кто испугается сказать слово в пользу справедливости. 2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло. 3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится. 4) Несмотря на то, что страх многолик, настоящий страх бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего. 5) В жизни много испытаний, но сложнее всего преодолеть «в себе обезьяну» и проявить мужество в житейских делах.
Правильный ответ: 125
26)«Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________ (предложения 24, 29-30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 17-18, 28-29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».
Источник
Олимпиада для школьников по русскому языку. 7-8 классы
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Максимальное количество баллов –53 баллов
1. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков. Поясните свой выбор.
Паяц, макароны, летит, якорь, меньше, съел, кость, отбор
2. Запишите значения фразеологизмов. Составьте с ними предложения.
3. Определите способ образования следующих слов:
пришкольный, задира, долбленый, пасынок, пароходный, запас, кареглазый, прославление, восславить, (вошел) в гостиную
4. Укажите лексическое значение выделенного слова. Какие ещё значения данного слова вам известны?
Из окон хаты шёл дрожащий свет,
И в полосе неверного сиянья
Стояли яблони как будто изваянья,
Возникшие из мрака древних лет.
5. В предложениях на месте пропусков поставьте, где нужно, запятые. Объясните свой выбор.
1) Будучи в Вятке проездом_ мой приятель-художник успел сделать несколько выразительных набросков городских улиц. 2) В молодости дед мой слыл силачом: он _ играючи_ подымал угол хаты, чтобы поправить сдвинутый в фундаменте камень. 3) Что, сударь, плачете? Живите-ка _ смеясь! 4) Смеясь_ он дерзко презирал земли чужой язык и нравы
6. Ученики получили задание выписать несколько предложений с однородными членами из произведений художественной литературы. Петя нашёл такие примеры:
1) Очень, очень рад тебя видеть (Л.Н. Толстой).
На всем божьем свете! (А.А. Блок).
3) Вот тёмный, тёмный сад (Н.А. Некрасов).
4) Он в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит чёрный ус (А.А. Блок).
Пришедший к Пете в гости одноклассник, прочитав предложения, сказал, что задание выполнено неверно. Как вы думаете, почему?
7. Определите, какой частью речи является слово «поникши» в стихотворении М.Ю.Лермонтова
Листья в поле пожелтели.
И кружатся, и летят.
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
8. В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.
Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки.
9. Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)
1) Человѣци подобни суть облакомъ, иногда въ ино мѣсто воздухомъ носими.
2) Цесарь же осклабися, зря на нь, и повелѣ ему, да будеть въ гребцех его.
Милошане же зане носиша и на руках и цесарскою чьстию чтиша и, бьени
Использованы материалы интернета
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7-8 классы.
Максимальное количество баллов –53 балла
1. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков. Поясните свой выбор.
Паяц, макароны, летит, якорь, меньше, съел, кость, отбор
Ответ: меньше, так как буквы «нь» обозначают один мягкий звук [н’]; кость, так как буквы –ть обозначают один мягкий звук [т’].
Критерии оценки: за указание каждого слова – 1 балл, за наличие пояснения к каждому слову по 1 баллу.
Максимальное количество – 4 балла.
2. Запишите значения фразеологизмов. Составьте с ними предложения.
Ответ: Голова садовая – неловкий, нерасторопный («Эх, ты!Голова садовая,» — с досадой сказал Петр)
Ломать голову – мучительно думать о чем-либо (Долго мы ломали голову над тем, как решить задачу)
Горячая голова – человек вспыльчивый (Правильно сказал учитель – горячая голова)
Сломя голову – быстро (Я бежал сломя голову, чтобы не опоздать)
Критерии ответа: за верное указание значения каждого фразеологизма – 1 балл; за верно подобранное предложение к каждому предложению – 2 балла (количество предложений к одному фразеологизму не учитывается)
Максимальное количество – 12 баллов.
3. Определите способ образования следующих слов:
пришкольный, задира, долбленый, пасынок, пароходный, запас, кареглазый, прославление, восславить, (вошел) в гостиную
(вошел) в гостиную – переход из одной части речи в другую
Критерии оценки: за каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 10 баллов.
4. Укажите лексическое значение выделенного слова. Какие ещё значения вам известны?
Из окон хаты шёл дрожащий свет,
И в полосе неверного сиянья
Стояли яблони как будто изваянья,
Возникшие из мрака древних лет.
Ответ: неверное сиянье – слабое, чуть заметное. Слово является многозначным и употребляется в современном русском языке: неверный ответ – ошибочный; неверная походка – неуверенная, нетвердая; неверный союзник – тот, которому нельзя верить; война против неверных – исповедующий другую веру.
Критерии ответа: указано значение слова – 2 балла, за каждое указание других значений – по одному баллу (но не более 4).
Максимальное количество – 6 баллов.
5. В предложениях на месте пропусков поставьте, где нужно, запятые. Объясните свой выбор. 1) Будучи в Вятке проездом_ мой приятель-художник успел сделать несколько выразительных набросков городских улиц. 2) В молодости дед мой слыл силачом: он _ играючи_ подымал угол хаты, чтобы поправить сдвинутый в фундаменте камень. 3) Что, сударь, плачете? Живите-ка _ смеясь! 4) Смеясь_ он дерзко презирал земли чужой язык и нравы
Расстановка знаков препинания.
Будучи в Вятке проездом, мой приятель-художник
успел сделать несколько выразительных набросков
В молодости дед мой слыл силачом: он играючи
подымал угол хаты, чтобы поправить сдвинутый в фундаменте камень.
Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь!
Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и
По 1 баллу за верное
пунктуационное оформление каждого предложения.
Будучи в Вятке проездом, мой приятель-художник успел сделать несколько выразительных набросков городских улиц.
Предложение с деепричастным оборотом (будучи –деепричастие от глагола быть).
За верный ответ 1 балл.
В молодости дед мой слыл силачом: он играючи
подымал угол хаты, чтобы поправить сдвинутый в фундаменте камень.
Играючи – устаревшая форма деепричастия от
глагола играть, которая в современном русском
языке является наречием образа действия. Поэтому для обособления этого слова нет оснований.
За верный ответ 1 балл.
Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь!
Смеясь – форма деепричастия от глагола смеяться, которая в данном контексте является наречием образа действия. Поэтому для обособления этого
слова нет оснований.
За верный ответ 1 балл.
Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и
Предложение с деепричастием, которое следует
обособить по правилу обособления обстоятельств, выраженных деепричастием.
За верный ответ 1 балл.
Максимально: 8 баллов
Ученики получили задание выписать несколько предложений с однородными членами из произведений художественной литературы. Петя нашёл такие примеры:
1) Очень, очень рад тебя видеть (Л.Н. Толстой).
На всем божьем свете! (А.А. Блок).
3) Вот тёмный, тёмный сад (Н.А. Некрасов).
4) Он в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит чёрный ус (А.А. Блок).
Пришедший к Пете в гости одноклассник, прочитав предложения, сказал, что задание выполнено неверно. Как вы думаете, почему?
Критерии ответа: Повтор слов не может считаться конструкцией с однородными членами (2 балла). Повтор выполняет функцию усиления (1 балл), а не расширения содержания (2 балла).
Максимальный балл: 5 баллов.
7. Определите, какой частью речи является слово «поникши» в стихотворении М.Ю.Лермонтова
Листья в поле пожелтели.
И кружатся, и летят.
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Критерии ответа: Причастие, усеченная форма
8. В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.
Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки.
9. Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое
значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)
1) Человѣци подобни суть облакомъ, иногда въ ино мѣсто воздухомъ носими.
2) Цесарь же осклабися, зря на нь, и повелѣ ему, да будеть въ гребцех его.
Милошане же зане носиша и на руках и цесарскою чьстию чтиша и, бьени
1) Носими – носимы от носить: мчать, увлекать с собой силой своего
движения (о буре, ветре, воздухе) (3 балла)
2) Носиша – носили. Носити на рукахъ – проявлять к кому-либо большое
Источник