«Снег и его свойство»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Снег и его свойства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экология Снег и его свойства | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие по экологии с элементами рисования
Тема: Снег и его свойства
Образовательные задачи: уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; учить детей рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в соответствии с данной формой и придумывать узор по своему желанию.
Развивающие задачи: развивать мышление, наблюдательность, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ; развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие задачи: воспитывать у детей любовь к природе, эстетические чувства.
Предварительная работа: наблюдение за снегом; рассматривание снежинок; игры со снегом; опыт со снегом.
Демонстрационный материал : Зайчик; иллюстрации с изображением снежинок; карточки с изображением различные состояния воды: река, лед, снегопад, туча, пар, снежинка; Завывание вьюги.
Раздаточный материал: темная бумага в форме розеты, кисти, непроливайка, салфетка (на каждого ребенка); гуашь белого цвета.
Словарная работа: снег — серебристый, хрустящий, холодный, искристый, сверкающий, воздушный, мягкий, пушистый; Снежинка – легкая, воздушная, ажурная, красивая, резная, прозрачная, белая; иней, метель, вьюга.
Воспитатель: Ой, кто-то там стучит за дверью … Посмотрите, кто к нам в гости пришел? Зайчик принес конверт. А конверте загадки. Отгадаете ребята? Тогда, слушайте внимательно и отгадайте:
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный как лягушка,
А согреешь — ручеек. (снег)
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Зайчик хочет посмотреть, как занимаются дети старшей группы. Его зовут Снежок.
Беседа « Что такое снег?»
Воспитатель: – Ребята, какое сейчас время года?
Дети: – (ответы детей).
Воспитатель: — Скажите, что такое снег? Почему идет снег?
Дети: -(ответы детей)
Воспитатель: – А теперь, послушайте, я вам расскажу о появлении снега. Из всех водоемов рек и озер — испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч. Ребята, зайчик мне на ушко пошептал, что он принес сюрприз. Что это? А какой бывает снег?
Опыты со снегом:
Снег бывает: белый, холодный, блестящий, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.
Воспитатель – Посмотрите, что это? Потрогайте его, возьмите на ладошку и можете подержать. Какой снег на ощупь?
Дети – холодный и мокрый.
Воспитатель – Как вы думаете, из чего состоит снег?
Дети – (ответы детей)
Воспитатель – Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?
Снежинка : легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т.д.
Воспитатель – По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление называется снегопад. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются твердые лучи снежинок. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять. А снежинки кружатся, ветер их несет, это явление называется вьюга и метель. Вы слышали, как воет вьюга?
Прослушивание вьюги и метели:
Воспитатель — Метель — это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно. А что такое иней?
Дети – (ответы детей)
Воспитатель – Иней, – это появление ледяной корки на деревьях, на заборе, на земле, на проводах образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.
В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папоротника, их иногда называют рисунками Деда Мороза, другие похожи на лесную сказку. А теперь, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю …(снег).
С неба все скользят пушинки –
Вот веселье для ребят –
Все сильнее …(снегопад).
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в …(снежки).
Словно белый пуховик
Словно в сказке как во сне,
Землю всю украсил…(снег).
- Художественное творчество Рисование « Снежинка»
-А теперь, мы с вами нарисуем красивые, ажурные снежинки. Снежинка, какого цвета? Значит, мы снежинку будем рисовать белой краской. Правильно взяли кисточку в правую руку, выше металлического наконечника, с тремя пальцами. Кисточку сначала смачиваем в воде, затем набираем белую краску, и рисуем концом кисти снежинку. Рисуем прямую линию сверху вниз, затем с левого верхнего угла рисуем на правый нижний угол, потом с правого верхнего угла рисуем на левый нижний угол. Так как, двух одинаковых снежинок не бывает, сами придумаем красивый узор.
— А теперь мы с вами поиграем в игру «Мы снежинки»
Мы снежинки, мы снежинки
Мы снежинки- звездочки
Мы кружились, мы кружились
И на землю тихо сели.
Но подул вдруг ветерок
Все снежинки он поднял
Мы снежинки, мы — малютки
Мы кружились, мы кружились
И на землю снова сели.
Воспитатель — Почему мы любим зиму? Как выглядит земля зимой?
А какой чудесный праздник отмечаем зимой?
Дети – (ответы детей)
Воспитатель — Зима – чудесное время года, нам принесла снег и радость.
В какие игры мы играем зимой?
Дети – (ответы детей).
Воспитатель – Вам понравилось рисовать снежинки? Трудно ли было рисовать?
Молодцы! На занятии все отвечали хорошо, очень понравились зайчику ваши рисунки — снежинки. Спасибо! Занятие окончено.
1.Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Л.Г.Горькова
Москва «Вако» 2011г.
2. Конспекты комплексные занятий по развитию речи. Г.Я.Затулина Педагогическое общество России, 2007г.
3. Изобразительная деятельность в детском саду. И.А.Лыкова
Карапуз-дидактика Творческий центр СФЕРА Москва 2007г.
Самоанализ занятия по экологии с элементами рисования
Группа: старшая (от 5-6 лет)
Тема: Снег и его свойства
Вид: комплексное занятие по экологии с элементами рисование
1.Образовательные задачи: уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; учить детей рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в соответствии с данной формой и придумывать узор по своему желанию.
2.Развивающие задачи : развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ;
3.Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к природе, эстетические чувства.
Материал и оборудование: зайчик; иллюстрации с изображением снежинок; карточки с изображением различные состояния воды: река, лед, снегопад, туча, пар, снежинка; ветер; темная бумага в форме розеты, кисти, непроливайка, салфетка (на каждого ребенка); гуашь белого цвета.
Длительность: 20-25 минут
Соответствие программному содержанию данного возраста : Занятие по программному содержанию соответствует возрасту старшей группе, уровню знаний детей. В начале занятия приходит в гости зайчик с загадками, затем беседа о снеге и его свойствах. При объяснении материала задавала наводящие доступные вопросы детям, на которых дети отвечали индивидуально и хором. В конце занятия дети рисовали снежинки, по своему желанию придумывали узоры.
Я для решения поставленных задач применила следующие методы и приемы: наглядный, практический, словесный, игровой. На занятии дети проявили активность, внимание и интерес. Поведение детей на занятии было хорошее, дети были организованны, дисциплинированны.
Характеристика условий проведения занятия: Для проведения занятия мною были соблюдены санитарно-гигиенические условия.
Общая оценка занятия: на занятии присутствовали:__детей. Занятие провела на хорошем уровне, с поставленной задачей справилась.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Гномик» с. Ильинка Каа-Хемского района Республики Тыва.
Источник
Конспект НОД «Снег и его свойства»
Гюльханум Ибрагимова
Конспект НОД «Снег и его свойства»
План-конспект
совместной образовательной деятельности детей вспомогательной группы компенсирующей направленности ГДОУ детский сад №54 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.
«Снег и его свойства»
Автор: Воспитатель I квалиф. категории
Использованы современные инновационные технологии: моделирование, мнемотаблица, экспериментирование, логоритмика.
Цель: Приобщить детей к экспериментальной деятельности, развивать умение анализировать, делать выводы, развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий полученных в ходе опытов.
Задачи освоения образовательных областей:
1.Познание: развивать основу познавательных способностей – сосредоточенность восприятия, произвольное внимание, мыслительную деятельность. Уточнить характерные признаки зимы.
2.Безопасность: формировать представления о правилах безопасного поведения зимой на улице.
3.Чтение художественной литературы: развивать интерес к литературному слову, поэтическому образу «снежинки».
4.Физическая культура: развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
Содержание совместной деятельности.
Воспитатель незаметно подбрасывает в воздух снежинки, они покружившись ложатся на ковер. Ребята что это?
Давайте рассмотрим их, посмотрите какие они разные, красивые.
Дети рассматривают снежинки и прикрепляют их к магнитной доске.
Ребята, а вы знаете, откуда берутся снежинки? (Предположения детей).
Давайте сейчас превратимся в снежинки:
Ой летят, летят снежинки,
Белоснежные пушинки. (дети поочередно и опускают руки)
Это зимушка – зима,
Рукавами повела. (дети поворачиваются вправо вытягивая правую руку, и тоже влево).
В какое время года падают снежинки?
А вы любите зиму? За что вы любите зиму?
Ребята, посмотрите здесь мнемотаблица, иллюстрации и сюжетные картинки о зиме. Они помогут вам ответить на вопрос.
Дети отвечают, называют зимние забавы.
Зимой погода бывает разная, то мороз, то оттепель. Когда на улице мороз — снег сухой. Снежинки падают по одной. А когда оттепель – снег влажный, падает хлопьями. Хлопья – это когда несколько снежинок соединяются вместе. Влажный снег хорошо лепится. Когда на землю упало много снежинок, образуются сугробы.
Ой, ребята, а посмотрите, под нашей елкой тоже намело сугроб.
Ребята, а давайте потрогаем снег. Какой он? (белый, холодный).
Что можно слепить из снега? (Снежки, снеговика).
Давайте попробуем! (Дети пытаются лепить).
Что происходит со снегом? (тает, превращается в воду).
Да, нам не удается слепить снеговика, потому что у нас тепло, снег тает.
А руки у вас замерзли, почему? Правильно, снег холодный.
Ребята, снег холодный, поэтому мы играем со снегом в варежках. А сейчас, чтобы ваши ручки согрелись, вспомним нашу пальчиковую гимнастику.
«Мы во двор пошли гулять»
(Дети повторяют слова и движения пальчиков)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы во двор пошли гулять,
Бабу снежную лепить,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катились.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп, и спать легли.
Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
Ребята, а вот на столе разложены рисунки (маркеры) – превращения воды.
Давайте разложим их по порядку. Дети с воспитателем моделируют изменения агрегатного состояния воды (твёрдое и жидкое).
Снег – вода.
Вы сегодня молодцы!Узнали много нового: что снег – это замерзшая вода; что снег бывает сухим и влажным, из влажного можно лепить снежки, а из сухого нет; что снег в тепле превращается в воду.
Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.
Структура годового плана работы ГДОУ Структура годового плана работы ГДОУ1. Титульный лист. 2. Анализ работы ДОУ за прошедший учебный год. 3. Основные задачи работы ДОУ на будущий.
Источник
Конспект НОД по экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста «Снег и его свойства»
ТАТЬЯНА МЕЩЕРЯКОВА
Конспект НОД по экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста «Снег и его свойства»
Цель:развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования со снегом
Задачи:
Образовательные:
• расширять представления детей о снеге и его свойствах;
• учить делать выводы;
• обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, прозрачный, бесцветный
Развивающие:
• развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
• развивать связную речь;
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Материалы и оборудование:
Аудиозапись, волшебный колокольчик, ласковый снежок; одноразовые тарелочки, ложечки,стаканчики для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег, лупы по количеству детей, геометрические фигуры- круги- красного цвета, салфетки,3 баночки,2 стаканчика,«снежинки» для награждения.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин на зимнюю тематику. 2. Чтение стихотворений о зиме, о снеге, о зимних месяцах. 3. Наблюдения за снегом на прогулках — характеристики снега: сухой (мокрый, рыхлый (плотный, холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый., игры со снегом на прогулках. 4. Беседы с детьми про зиму, составление небольших рассказов о зиме.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационнный момент (в кругу)
Ребята, проходите, вставайте в круг, к нам пришли гости давайте поздороваемся.
А сейчас ребята давайте поздороваемся мы с вами:
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Доброе утро, ребята!
Доброе утро Татьяна Александровна!
Доброе утро всем, всем нам!
Ребята послушайте загадку, которую нам сейчас загадает Соня, отгадав её вы, поймете, о чём мы свами сегодня будем говорить:
«Он пушистый, сребристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой
Лишь поймаешь на ладонь» (Снег)
— Ребята, а что такое снег? (Это очень много разнообразных снежинок- ответы-рассуждения детей)
Каким бывает снег? (белым, чистым, серебристым, золотистым, сухой, рыхлый, холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый)
Сегодня, ребята, мы еще больше с вами узнаем о снеге, я предлагаю отправиться нам с вами в снежную лабораторию!
А попадем мы туда с помощью волшебного колокольчика, закрываем все глазки и произносим волшебные слова громко и чётко, чтобы волшебный колокольчик сработал у нас: «Колокольчик зазвени. В снежную лабораторию нас перенеси!»
Ребята вот мы с вами и в снежной лаборатории мы сегодня с вами оделись в фартучки, и я сейчас тоже оденухалат, теперь мы с вами ученые-исследователи (А кто такие ученые, будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства.
А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа).
А что такое лупа? (увеличительное стекло).
Опыт 1.Мы вчера с вами набрали снег и разложили его по тарелочкам, ребята интересно, что с ним произошло? (растаял) Почему?
(на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле).
Ребята давайте внимательно рассмотрим растаявший снег с помощью нашего прибора. Что вы видите?
(снег превратился в воду, а вода грязная). Ребята,а как вы думаете можно ли брать снег в рот? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и грязный)
Опыт2. Ребята а сейчас мы с вами определим цвет снега, для этого проведём следующий эксперимент.
Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым?
(крепится 2 снежинка: снег белый — в центре снежинки вата).
Опыт 3. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета (красного). Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другую фигуру опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (ответы детей)
(на доску крепится 3 снежинка: снег непрозрачный — нарисован закрытый глаз)
Опыт 4.Ребята проходите к следующему столу — сейчас мы будем проводить следующий опыт – у нас на столе стоят баночки, но что там я не знаю, нам нужно с вами определить, что в баночках. Как это будем делать,смотреть в баночки нельзя (ответы детей – нужно понюхать)
В 1 баночке – апельсин, во 2 –семена укропа, а 3- нечем не пахнет, что там может быть? Давайте ребята посмотрим-там снег- вывод- снег – не имеет запаха.
(крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха — на снежинке нарисован нос)
Ребята нам надо немного отдохнуть – подходите сюда-физкультминутка «Снежинки» под музыку:
Мы пушистые снежинки (идём по кругу)
Мы волшебные пушинки (кружимся вокруг себя)
Мы друг с другом подружились (за руки взялись)
В легком танце покружились (в хороводе идём)
И на землю тихо-тихо, (приседание)
Опустились и притихли. (присели)
— А сейчас ребята мы с вами поиграем в «Ласковый снежок». Я вам кидаю снежок с простым словом, а вы возвращаете его мне с ласковым словом:
Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега)- ответы детей.
Обращается внимание детей на то, что снег — это замерзшая вода.
Ребята, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза и произносим волшебные слова:
«Колокольчик зазвени. В детский сад нас перенеси!»
— Где мы с вами сегодня побывали? (в снежной лаборатории)
-Кем ребята мы там с вами были? (ученые-исследователи)
-Что запомнилось больше всего?
–Сегодня хорошо работали., старались…
-За ваши старания бы хотела вам подарить вот эти волшебные,сказочные снежинки.
Спасибо, ребята за работу.
Перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Перспективное планирование по опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Месяц Блоки НОД (цели и задачи).
План по самообразованию на тему «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Проведение опытов с объектами живой и неживой природы (растения, молоко, хлеб, вода, свет, воздух, рукотворного мира (ткани). Развитие.
Источник