Нормы по расчистке дорог от снега

Нормы по расчистке дорог от снега

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАЩИТЕ И ОЧИСТКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОТ СНЕГА

1. РАЗРАБОТАН: Федеральным государственным унитарным предприятием Росдорнии и Воронежским государственным архитектурно-строительным университетом по заказу Федерального дорожного агентства. Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве (взамен ВСН 4-69).

2. ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Раздел 1. Область применения

Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега» является актом рекомендательного характера.

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега определяют порядок проведения мероприятий по снижению снегозаносимости на дорогах, методы организации и технологии работ по их очистке от снега, а также раскрывают вопросы механизации дорожных работ и организации снегосвалок.

Рекомендации могут применяться на автомобильных дорогах общего пользования.

Раздел 2. Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

б) ОДМ. Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог. Росавтодор, 2003 г.

ж) ОДМ. Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Росавтодор, 2003 г.

Раздел 3. Термины и определения

В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Снегозаносимость — подверженность дороги образованию снежных заносов.

Незаносимые участки — участки дорог, не подверженные образованию снежных заносов.

Заносимые участки — участки дорог, подверженные образованию снежных заносов.

Директивные сроки очистки дороги — время, установленное дорожным организациям для очистки дорог, с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.

Интенсивность снегопада (метели) — увеличение толщины снежного покрова (в см) при выпадении (отложении) снега за определенный промежуток времени (ч, сут).

Просветность — отношение суммарной площади просветов к общей площади внешнего контура снегозащитного устройства.

Интенсивность снегоприноса — объем снега, приносимого к участку дороги за единицу времени.

Общий объем снегопереноса — объем снега, который переносится через заданную точку со всех направлений за определенное время (за зимний период).

Объем снегоприноса — объем снега, приносимого метелью к одной стороне дороги (за зиму, в одну метель).

Расчетный объем снегоприноса — объем снегоприноса, определенный с расчетной вероятностью превышения.

Расчетный объем снегоотложений — возможный объем снегоотложений от расчетного объема снегоприноса.

Расчетная метель — единичная метель, параметры которой определены с расчетной вероятностью превышения.

Насыщенная метель — метель, при которой реализуется транспортирующая способность метели (при данной скорости ветра и достаточном количестве переносимого снега).

Снегозадерживающая способность защиты — показатель эффективности задержания снега защитными устройствами, оцениваемый коэффициентом снегозадержания.

Коэффициент снегозадержания — отношение объема отложенного у защиты снега к объему снегоприноса.

Снегосборная способность защиты — количество снега, которое может быть отложено у защиты при заданном коэффициенте снегозадержания.

Снегоемкость защиты — предельное количество снега, которое может быть ею задержано.

Раздел 4. Общие положения

а) Вся система мероприятий по зимнему содержанию автомобильных дорог выстраивается таким образом, чтобы обеспечить нормальные условия для движения автотранспорта при максимальном облегчении и удешевлении выполняемых работ. Для выполнения этих задач осуществляют:

защитные меры по предотвращению образования снежных заносов путем устройства постоянных или временных средств снегозащиты;

профилактические меры, цель которых — не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии от проходящего транспорта;

меры по удалению снежных и ледяных образований на дороге и уменьшению их воздействия на автомобильное движение.

Содержание всех конструктивных элементов дороги обеспечивается на запланированном уровне.

б) Орган управления дорожным хозяйством на каждую обслуживаемую им автомобильную дорогу (сеть дорог) разрабатывает проект содержания (включая зимнее содержание), который служит руководящим документом для производителей, обеспечивающих непосредственное выполнение работ по содержанию.

в) Оперативное управление производством, ежедневный контроль за ходом выполнения работ, использованием машин и механизмов, занятых на работах по зимнему содержанию дорог, расходом противогололедных материалов и горюче-смазочных материалов обеспечиваются через Центры оперативного управления производством, создаваемые в подрядных организациях и органах управления дорожным хозяйством.

г) Оценка уровня содержания автомобильных дорог (приемка выполненных работ) осуществляется в соответствии с «Методикой оценки уровня содержания автомобильных дорог», изложенной в «Руководстве по оценке уровня содержания автомобильных дорог» (2003 г.), утвержденном Росавтодором от 19.12.2003 N ИС-28-8939.

Раздел 5. Основные положения по обеспечению снегонезаносимости
автомобильных дорог на стадии проектирования

а) Основными факторами, определяющими образование снегоотложений на земляном полотне дороги, являются: метелевый режим, высота снежного покрова, элементы земляного полотна, природный фактор (рельеф местности, по которой проходит дорога, наличие растительности и т.д.).

б) Основными снегозащитными мероприятиями при трассировании дорог являются:

проложение трассы по наименее заносимым местам;

учет направлений главных метелевых ветров при трассировании.

в) Незаносимость дороги снегом в значительной степени зависит от правильного сочетания элементов плана и продольного профиля с рельефом местности и учета при этом направления главных метелевых ветров. Степень заносимости земляного полотна при различном характере местности и расположении трассы неодинакова.

Наветренные косогоры являются зонами снижения скорости ветра и отложения снега и располагаются у их подошвы. Верхняя часть наветренного косогора и вершина возвышенности хорошо продуваются ветром, поэтому трассу дороги следует располагать в средней или верхней трети наветренного косогора.

На подветренном косогоре снеговетровой поток, перевалив через вершину, снижает скорость, и метелевый снег откладывается интенсивно, вызывая образование снежных заносов. Следует избегать проложения трассы в верхней части подветренного косогора. Можно располагать трассу в средней трети косогора.

На водоразделе снеговетровой поток имеет наибольшую скорость, и, при отсутствии препятствий, снег будет переноситься, не образуя снежных отложений. Рекомендуется дорогу на водоразделе проектировать в насыпи. Участки дорог в выемке на водоразделах при прохождении метелей будут занесены.

Всякие углубления на косогорах, в том числе и на наветренных, сильно заносятся. Поэтому не рекомендуется прокладывать дорогу по косогору в выемке, а лучше устраивать насыпи. Если нельзя проложить дорогу в насыпи, то можно устраивать в полувыемке-полунасыпи, так как в этом случае создаются более благоприятные условия для очистки дороги от снега, чем в выемках.

При трассировании дороги следует обходить понижения местности (ложбины, котловины), которые сильно заносятся снегом, или пересекать их по кратчайшему направлению. Надо использовать возможность проложения трассы через встречные лесные массивы, так как они служат естественной защитой от метелевых отложений снега на дороге.

При проложении дорог по террасам следует располагать их ближе к краю террасы, где отложения снега всегда наименьшие.

Учитывая, что особенно сильно заносятся выемки на кривых в плане, устройства таких выемок следует избегать.

Трассирование дорог, по возможности, следует производить вдоль господствующих зимних ветров или под малыми углами к ним.

Для проложения трассы рекомендуется использовать зоны разгона метели или зоны снеговыдувания, где снеговетровой поток не насыщен и вероятность образования отложений снега значительно меньше, чем при насыщенной метели. Такими зонами разгона метели являются полосы шириной около 100 м за подветренными границами естественных русл, балок, оврагов, больших искусственных каналов, выемок и других резких понижений или полосы шириной 100-500 м за различными возвышающимися препятствиями: поселками, возвышенностями, лесными массивами, лесонасаждениями и т.д.

г) При проектировании вновь строящихся или реконструируемых дорог рекомендуется предусматривать меры по обеспечению снегонезаносимости дорог. К ним относятся:

проектирование продольного профиля снегонезаносимыми насыпями с рабочими отметками больше руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости;

проектирование поперечных профилей выемок, позволяющих уменьшить или замедлить их снегозаносимость;

проектирование обоснованной снегозащиты.

Незаносимость метелевым снегом дороги в насыпи обеспечивается проектированием продольного профиля с рабочими отметками, равными и больше руководящей рабочей отметки , по условию снегонезаносимости.

Руководящая отметка по условию снегонезаносимости определяется расчетом по формуле

,

где — руководящая рабочая отметка по условию снегонезаносимости, м;

— расчетная высота снежного покрова в данной местности, принимаемая с расчетной вероятностью превышения 5%, м;

— возвышение бровки земляного полотна над расчетной высотой снежного покрова, обеспечивающее сдувание снега с полотна, м.

При отсутствии указанных данных допускается упрощенное определение с использованием метеорологических справочников (Приложение А).

принимается для дорог V технической категории равным 0,4 м, IV категории — 0,5 м, для дорог III категории — 0,6 м, II категории — 0,7 м, I категории — 1,2 м. Насыпи, не отвечающие приведенному условию, заносятся снегом при метелях и, как правило, ограждаются снегозащитой.

Если дорога проходит по подветренному склону рельефа в верхней трети, то руководящая рабочая отметка насыпи равна

,

где — высота метелевых снегоотложений от расчетного объема снегоприноса, определенного с вероятностью превышения.

Расчетная вероятность превышения принимается равной 10% для дорог с интенсивностью движения до 3000 авт./сут, 5% — для дорог с интенсивностью от 3000 до 7000 авт./сут и 3% — для дорог с интенсивностью движения свыше 7000 авт./сут.

Выемки не заносятся в том случае, если снег, приносимый за зиму метелями, может разместиться на подветренном откосе.

Источник

Нормы по расчистке дорог от снега

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по технологии очистки, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН закрытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» (ЗАО «НИПИ ТРТИ»).

Коллектив авторов: канд.техн. наук В.П.Радов, канд. техн. наук В.И.Викулин, инж. А.С.Бадалов, инж. О.В.Богданов.

2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее — методический документ) устанавливает рекомендации по технологии очистки, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления.

1.2 Методический документ предназначен для использования при содержании автомобильных дорог общего пользования и может быть рекомендован к применению при содержании дорог необщего пользования, в том числе эксплуатируемых на платной основе.

1.3 Применение методического документа позволит повысить уровень механизации и использования новых (инновационных) технологий, оптимизировать парк машин, увеличить производительность труда, повысить качество и эффективность содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использована нормативная ссылка на следующий документ:

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью: защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

3.2 группа элементов автомобильной дороги: Совокупность элементов автомобильной дороги, сгруппированных с учетом их функционального назначения и конструктивных особенностей.

3.3 дефекты содержания автомобильной дороги: Дефекты, повреждения, недостатки, отклонения от нормативных требований на автомобильной дороге, возникающие под воздействием движения автомобилей, хозяйственной деятельности человека, природно-климатических факторов, при выполнении работ (оказания услуг) по содержанию дорог, которые могут и должны устраняться методами и технологиями содержания дорог.

3.4 искусственные дорожные сооружения: Сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

3.5 мойка автомобильной дороги: Работа (услуга) по содержанию конструктивных элементов автомобильной дороги, включающая совокупность технологических процессов (операций) по удалению дефекта (смета) путем его смыва с поверхности конструктивного элемента автомобильной дороги под воздействием струи воды (моющих средств).

3.6 операционный контроль: Контроль продукции или процесса во время выполнения или после завершения технологической операции.

3.7 очистка автомобильной дороги: Работа (услуга) по содержанию конструктивных элементов автомобильной дороги, включающая совокупность технологических процессов (операций) по механическому удалению дефекта (пыли, грязи, с увлажнением или без такового) или его нейтрализации с использованием химических реагентов (с преодолением определенных сил сцепления) с поверхности конструктивного элемента автомобильной дороги или дорожных сооружений, входящих в ее состав.

3.8 посторонние предметы на проезжей части: Предметы на проезжей части, которые не отнесены к смету: щебень, крупногабаритные предметы и крупный мусор.

3.9 смет на проезжей части: Тонкодисперсные частицы (пыль, сажа), растворная часть разрушающегося бетона, частицы разрушенного и отслоившегося герметика из температурных швов, отдельные куски отслоившегося и отколовшегося на кромках швов и трещинах асфальто- и цементобетона, метизы и стальной ворс от щеток подметально-уборочных машин, грязь, мелкий мусор, листья от деревьев.

3.10 снегоочистка: Комплекс технологических операций по удалению снега с поверхности конструктивных элементов автомобильной дороги или дорожного сооружения в ее составе.

3.11 содержание автомобильной дороги: Комплекс работ (услуг) по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

3.12 содержание автомобильной дороги зимнее: Комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного движения транспортных средств на автомобильной дороге в зимнее время, включающий защиту автомобильной дороги от снежных отложений, заносов и лавин, очистку от снега, предупреждение образования и ликвидацию зимней скользкости и наледей.

3.13 содержание элементов обустройства дорог: Комплекс технологических операций по уходу за элементами обустройства автомобильной дороги в целях сохранения их в исправном состоянии и чистоте; включает очистку, промывку, содержание в сохранности, устранение мелких неисправностей дорожных знаков, ограждений, указателей и других элементов обустройства.

3.14 технологическая карта: Текстовый и графический документ, который определяет технологический процесс выполнения отдельного вида работ (услуг) на конкретном объекте с учетом его особенностей и разработан для конкретного производителя работ (услуг).

3.15 технологическая операция: Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте.

3.16 технологический процесс содержания: Совокупность взаимосвязанных в пространстве и времени целенаправленных действий по изменению эксплуатационного состояния конструктивного элемента автомобильной дороги или дорожного сооружения в ее составе, реализуемых в ходе выполнения работ (оказания услуг) по их содержанию.

3.17 уборка автомобильной дороги: Работа (услуга) по содержанию конструктивных элементов автомобильной дороги или дорожного сооружения в ее составе, включающая совокупность технологических процессов (операций), не связанных с преодолением сил сцепления, по перемещению с их поверхности дефекта (смета и посторонних предметов) с возможной последующей его транспортировкой за пределы полосы отвода автомобильной дороги.

3.18 шуга (ледяная каша): Рыхлые скопления твердой фазы агрегатного состояния вещества снежно-ледяных отложений (с включениями противогололедных материалов или без них) в его жидкой фазе (воде) в виде кашеобразной массы.

3.19 элемент автомобильной дороги: Отдельно выделенная конструктивная часть в составе автомобильной дороги, предназначенная для выполнения определенной функции.

3.20 элементы обустройства автомобильных дорог: Сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, применяемые для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие сооружения, необходимые для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, за исключением объектов дорожного сервиса.

4 Методологические основы определения технологических операций при очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления

4.1 Общие требования и рекомендации по определению технологии работ (услуг) и технологических операций

4.1.1 Определение технологии выполнения работ (оказания услуг) и состава технологических операций по очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления должно осуществляться с учетом:

— функционального назначения и взаимосвязи конструктивных элементов, условий их использования;

— объемно-планировочной конфигурации, геометрических параметров, типа и структуры материала поверхности конструктивных элементов и ее пространственной ориентации (вертикальной, горизонтальной или наклонной), условий сопряжения конструктивных элементов;

— требований, предъявляемых к уровню эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов и их поверхности, в том числе устанавливаемых в соответствии с требованиями технических регламентов по безопасности зданий и сооружений, а также с учетом требований к эксплуатационному состоянию и содержанию конструктивных элементов и их поверхности [1], закрепленных в проектах содержания и/или контрактах на выполнение работ (услуг) по содержанию;

— экологических требований к содержанию конструктивных элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления, которые устанавливаются с учетом требований нормативных документов [2, 3, 4, 5];

— дефектов эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов и их поверхности, обусловливающих необходимость выполнения работ (оказания услуг) по очистке, уборке, мойке;

— факторов, оказывающих влияние на сроки и границы производства работ (оказания услуг) по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов;

— требований к механизации, безопасности и эффективности производства работ;

— технических особенностей машин и технологического оборудования, предназначенных для проведения работ (оказания услуг) по очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления, которые учитывают при определении технических ресурсов для выполнения технологических процессов [6].

4.1.2 Функциональное назначение, условия использования проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления обусловливают требования к их транспортно-эксплуатационному состоянию, в том числе к эксплуатационному состоянию поверхности, меняющемуся под воздействием транспортных средств, окружающей среды и деятельности человека.

Функциональное назначение и особенности использования конструктивных элементов следует учитывать при определении границ зоны производства работ (оказания услуг) и сроков их выполнения.

4.1.3 Объемно-планировочная конфигурация, геометрические параметры, тип и структура материала поверхности этих элементов и ее пространственная ориентация, условия сопряжения конструктивных элементов предопределяют требования к конфигурации, техническим параметрам, условиям воздействия на поверхность конструктивного элемента рабочих органов технологического оборудования и технологическим материалам, используемым при очистке, уборке и мойке.

К особенностям объемно-планировочной конфигурации и параметрам основных элементов автомобильных дорог, условий их сопряжения в границах продольного и поперечного профилей, оказывающих влияние на выбор технологии работ (услуг), следует отнести:

— геометрические характеристики основных элементов плана и продольного профиля трассы дороги, элементов поперечного профиля земляного полотна в границах полосы отвода;

— тип, структуру поверхности и условия сопряжения конструктивных элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления.

4.1.4 Требования, предъявляемые к эксплуатационному состоянию и уровню содержания конструктивных элементов и их поверхности, позволяют вскрыть дефекты эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов, установить необходимость и нормативные сроки выполнения работ (оказания услуг) по их очистке, уборке и мойке.

4.1.5 Экологические требования к содержанию конструктивных элементов предопределяют необходимость, периодичность и экологическую безопасность технологии работ (услуг) и технологических операций по их очистке, уборке и мойке.

4.1.6 К факторам, оказывающим влияние на сроки и границы производства работ (оказания услуг) по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов относят метеорологические факторы, эксплуатационные требования; интенсивность и состав дорожного движения; необходимость и возможные условия ограничения движения транспортных средств при производстве работ (оказании услуг); требуемые условия обеспечения техники безопасности при проведении работ (оказании услуг), устанавливаемые в соответствии с рекомендациями [7] и закрепляемые в проектах содержания.

4.1.7 Данные о дефектах эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов, факторах, оказывающих влияние на сроки и границы производства работ (оказания услуг), совместно с данными, отражающими технические и функциональные особенности конструктивного элемента, а также требования к механизации, безопасности и эффективности производства работ, являются основой при определении технологии, состава технологических операций, технических особенностей машин, технологического оборудования, требуемых ресурсов.

4.1.8 Блок-схема алгоритма по определению технологии, состава технологических операций по устранению дефектов содержания, требующих выполнения работ (оказания услуг) по очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления, приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 — Блок-схема алгоритма по определению технологии, технологических операций по устранению дефектов содержания, требующих выполнения работ (оказания услуг) по очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления

4.1.9 Алгоритм определения технологии и состава технологических операций по устранению дефектов содержания, требующих выполнения работ (оказания услуг) по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов, включает:

— визуальный осмотр (оценку) конструктивного элемента на предмет определения соответствия его транспортно-эксплуатационных показателей установленным требованиям;

— фиксацию несоответствий транспортно-эксплуатационных показателей конструктивного элемента нормативным требованиям, а также дефектов содержания, обусловливающих необходимость выполнения работ (оказания услуг) по их очистке, уборке и мойке;

— определение требований и ограничений по ликвидации дефектов содержания, оказывающих влияние на сроки, границы, условия и способы производства работ (оказания услуг);

— определение способа воздействия на дефекты конструктивных элементов;

— выбор способов выполнения работ (оказания услуг) (технологических процессов) с учетом требований к уровню механизации;

— установление типа технологических процессов по устранению дефектов содержания конструктивных элементов;

— определение требуемых технических характеристик машин и оборудования, необходимых для выполнения работ (оказания услуг) по устранению дефектов содержания конструктивных элементов;

— определение требуемых ресурсов для устранения дефекта содержания конструктивного элемента;

— определение степени завершенности технологического процесса по устранению дефектов в границах данного элемента или необходимости его трансформации, перемещения и ликвидации в границах смежных с ним конструктивных элементов.

Источник

Читайте также:  Сколько горит свет у кур зимой
Оцените статью