Обогрев танка т 34 зимой

Война без отопления: как сильно опускалась температура внутри Т-34 в зимние месяцы, и как с этим боролись

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Существенной проблемой знаменитого советского танка являлось отсутствие отопления. Особенно тяжело красноармейцам-танкистам, само собой, приходилось в зимние месяцы. В металлической коробке на гусеницах было запросто околеть, если ничего не делать. Единственное тепло, которое мог «подарить» собственно танк — это то, что выделяет работающий двигатель. Вот только общее положение оно исправить не могло — фактически внутри бронемашины температура всего на несколько градусов была выше, чем температура воздуха снаружи.

Причем был один человек из экипажа бронемашины, который испытывал воздействие холодной стихии куда больше, чем остальные. Речь идет о мехводе, а все потому, что порой плохая видимость вынуждала ездить на танке с открытым передним люком. И если остальные члены экипажа оказывались хотя бы вне «зоны» завывания ветра, то мехводу ледяной воздух бил в грудь и лицо. Во время боевых действий было немного проще из-за того, что танк успевал слегка прогреться от пороховых газов. Однако, по факту, это был единственный плюс от их скопления в кабине танка.

Обогревать Т-34 фактически удавалась только во время стоянки. Для этого машины решалась двумя способами, первый из которых предоставлялся самими конструкторами — в холодное время года танки укомплектовали печкой, которая помещалась в коробке и крепилась к корме. Работала она следующим образом: под бронемашиной рыли углубление, в него укладывали и растапливали печь, либо же машина наезжала на нее сверху. А чтобы снизить расход тепла через стенки танка, их накрывали специальными брезентовыми чехлами.

Читайте также:  Солнце над снегами ругин

Однако порой возникали ситуации, когда попросту не оставалось времени или возможности разрывать мерзлую землю, тогда печку оставляли на корме до лучших времен, а под днище танка закладывали тлеющие бревна. Такой способ был менее эффективным, однако его хватало, чтобы экипаж имел возможность переночевать в Т-34 без опасности околеть в собственной машине. Однако на большее ни одного способа не хватало, ведь танк остывал буквально за несколько часов.

Интересный факт: мало кто знает, но лайфхак с тлеющими бревнами под днищем — это не яркий пример солдатской смекалки, а одно из предписаний инструкции по эксплуатации знаменитого танка.

В дополнение к теме: с обогревом периодически возникают проблемы и в современных гражданских автомобилях — Что нужно сделать, если в машине плохо греет печка, а двигатель горячий, как угли

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Суровые условия: как согревались зимой советские и немецкие танкисты

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Зайдем издалека. Первый штатный обогреватель боевого отделения на советских танках появился только в 1960-е годы на танке Т-64. В Третьем рейхе первый штатный обогреватель внутреннего пространства машины был разработан только в октябре 1944 года, фактически в конце войны. Назывался немецкий обогреватель «Kampfraumheizung» и, судя по сохранившейся документации, полагался только танкам PzKpfw V Panther, хотя возможно ставился и на «Тигры». Однако учитывая, что к осени 1944 года дела на фронте у вермахта шли уже не слишком хорошо, а немецкая промышленность страдала от дефицита ресурсов и постоянных бомбардировок Союзников, едва ли такие обогреватели получили широкое распространение. Похожим образом дела обстояли и у танков США и Великобритании – никаких печек для экипажа там не было.

И у советских, и у немецких танкистов было два основных способа согреться в танке на протяжении дня. Первый – это зимняя одежда. Причем если верить воспоминаниям, то у советских бойцов она была на порядок лучше. Уже упомянутый в самом начале танковый-ас Отто Кариус (1922-2015 год), автор популярных мемуаров «Тигры в грязи», неоднократно сетовал на качество зимней одежды танкистов вермахта и восторгался теплой одеждой советских танкистов. Второй способ обогрева на протяжении дня – это тепло работавшего двигателя. Причем немцы в этом отношении неожиданно проявили большую изобретательность: они сверлили в перегородке моторного отсека небольшое отверстие и перекидывали резиновый шланг, который проводил горячий воздух от двигателя прямо в отсек экипажа.

Во время длительных остановок советские танкисты рыли под танками окопы, в которые ставились небольшие печи. Танк при этом накрывался брезентом, а от печки из окопа выводилась труба для отвода ядовитого газа. Очень быстро под танком становилось тепло и можно было спокойно спать. Печка также согревала саму машину, позволяя намного быстрее заводить ее во время крепких морозов. Во время коротких остановок советские танкисты просто накрывали брезентом моторный отсек, ложились на него сверху и накрывались еще одним полотнищем брезента сверху. Такой «бутерброд» позволял поспать прямо на улице в тепле несколько часов. По воспоминаниям советских танкистов, брезент – лучший друг солдата. Что же до печек-буржуек для танков, то они как производили на заводах, так и делались танкистами уже на фронте в ремонтных мастерских из того, что было.

Немецким танкистам в этом отношении было куда сложнее. Нацисты планировали завершить войну еще до первых заморозков, а потому никаких специальных печей у них не было. В первый год войны немцы также накрывали танки брезентом, жгли под машинами небольшие костры, когда огонь тух, залазили и спали несколько часов в импровизированной палатке. Однако, по воспоминаниям Отто Кариуса такой способ ночлега командование запретило после успешных налетов советской штурмовой авиации. Кариус вообще вспоминает зиму, как худшее время для танкиста, так как для многих единственным способом обогрева была штатная паяльная лампа. Причем из-за риска отравления угарным газом и пожара, командование запрещало использовать и их.

К сожалению, немецкие (в том числе мемуарные) источники на этот счет менее богаты. Однако в целом советские танкисты вспоминают зиму как сложное, но все же не чудовищное время с точки зрения бытовых условий. Немцы же, наоборот, чаще всего вспоминают зимнюю войну как самую тяжелую именно с точки зрения быта. Следует также добавить, что и советские, и немецкие экипажи в зимнее время согревались любыми доступными способами. В том числе использовали так называемые «спиртовки»: металлические емкости с сухим спиртом, которые изначально создавались для согревания подкапотного пространства грузовых автомобилей.

Кстати, интереснейшие воспоминания оставил советский танкист Дмитрий Лоза, автор мемуаров «Танкист на иномарке». Воевал Дмитрий Федорович на «Шермане» поставленном по Ленд-Лизу. Так вот в американских танках времен Второй мировой войны никаких обогревателей также не было.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, как и один в поле воин : почему танки КВ-1 стали для вермахта неожиданным противником.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Как обогревались зимой советские и немецкие танкисты

Любители критиковать легендарную тридцатьчетверку к числу недостатков этого танка нередко причисляют и то, что в танках не было обогревателей боевого отделения, поэтому в холодное время года танкисты находились в тяжелейших условиях.

Видимо до сих пор кто-то считает, что в Вермахте едва ли не все танки поголовно были оборудованы обогревателями боевого отделения и кофеварками и лишь в Советском Союзе конструкторы не озаботились о создании нормальных условий для работы танкового экипажа.

А что нужно сделать, чтобы обогреть танк? Для этого необходимо где-то взять тепло и лучше всего, конечно, это сделать за счет системы охлаждения двигателя. При этом стоит заметить, что моторесурс двигателя танка в годы Второй Мировой войны являлся дорогой вещью.

И если во время движения танка отопитель, если он, конечно, имелся в наличии , будет обогревать боевую машину, то во время длительных стоянок вам никто не позволит «гонять» двигатель вхолостую, лишь для того, чтобы согреться. Слишком это дорого и накладно.

Возможно, кто-то удивится, но у немцев на 22 июня 1941 года на танках тоже не было обогревателей. Они же планировали завершить войну еще до наступления зимы, но Блицкриг не состоялся. Поэтому, столкнувшись с русскими морозами, они стали применять различные ноу-хау, чтобы хоть как-то согреться в танке.

Удалось даже найти описание одного из подобных устройств.

В перегородке, отделяющей мотор от боевого отделения, прорезали отверстие диаметром 55 мм. Изготавливался воздухозаборник, который крепился на радиаторе. Этот воздухозаборник соединялся с трубой или шлангом подходящего диаметра, выполняющего роль воздуховода, подающего теплый воздух от радиатора в боевое отделение.

Сколько танков было переделано подобным образом — неизвестно. При этом немцы отмечали, что при таком способе обогрева боевого отделениям необходимо было тщательно следить за тем, чтобы в выхлопной системе двигателя не было утечек, так как, существовала высокая степень риска отравления экипажа угарными газами.

Известно, что первые обогреватели Kampfraumheizung в стандартной комплектации на немецких танках появились на Пантере в конце октября 1944 года.

Воздухозаборник устанавливался над решеткой вентилятора двигателя. Вентилятор охлаждения радиатора нагнетал теплый воздух по воздуховодам в боевое отделение в районе противопожарной перегородки, по двум трубам на места водителя и радиста, и по двум трубам для обогрева аккумуляторов.

Иногда утверждается, что подобная система обогрева была и на Королевских Тиграх. Заметим, что все это произошло лишь во второй половине 44-го года.

В сорок третьем году немцы разрабатывали различные варианты танковых электронагревателей, но, впоследствии, отказались от этой затеи.

Так что, главным обогревателем в танках почти на всем протяжении Второй Мировой войны являлась не печка, а теплая одежда танкиста.

Не зря же один из самых известных танкистов Панцерваффе, Отто Кариус, написавший книгу «Тигры в грязи», с завистью говорил о том, насколько лучше, по сравнению с немцами, зимой были одеты русские солдаты.

В своей книге он так же рассказал, как грелись зимой немецкие танкисты.

Но, может быть, это было только в подразделении Отто Кариуса?

Да нет, основным обогревающим элементом немецких танков во время стоянок была обычная двухлитровая паяльная лампа.

В бюллетене танковых войск за №11 от 1944 года существует рекомендация:

«Экипаж может спокойно спать в машине лишь после того, как ночью для ее охраны будет выставлен вооруженный пост с автоматом и ракетницам. Паяльная лампа обеспечит теплом. Необходимо соблюдать светомаскировку.»

Однако уже в следующем номере бюллетеня вышел запрет на эту рекомендацию:

«Предложение обогревать машину с помощью паяльной лампы отклоняется, так как это может иметь серьезные последствия. Горящая паяльная лампа выделяет угарный газ, что может привести к отравлению экипажей, спящих внутри машины.

Кроме того, наличие пролитого топлива или топлива, протекающего из негерметичного топливного бака, может вызвать взрыв, в момент, когда работает паяльная лампа.

В большинстве случаев вы не замечаете ни угарного газа, ни просочившегося топлива. Поэтому никогда не используйте паяльную лампу для обогрева боевого отделения. В лучшем случае ее можно использовать для разогрева аккумуляторов! При этом всегда держите люки и жалюзи открытыми.»

Так что получается, что на 1944 год кроме паяльной лампы, немцы ничего лучшего для обогрева экипажей своих боевых машин так и не придумали, что подтверждает рассказ Кариуса.

Так что, немецкие танкисты обогревали свои танки, как могли. Упоминаний о других способах обогрева найти не удалось.

Можно лишь предположить, что многие из этих способов были похожи на те, которые применялись советскими танкистами.

Более подробно о способах обогрева зимой немецких и советских танкистов вы можете узнать из моего видеофильма.

Источник

Как во время войны солдаты прогревали танк Т-34 зимой, который не имел отопления

Легендарный танк Т-34 один из лучших примеров нашего машиностроения. Его двигатель намного опередил время и давал возможность машине маневрировать так, как не могли немецкие аналоги. Но у танка Т-34, как и у других, были и существенные недостатки. Это отсутствие отопления. Как спасались солдаты в зимнее время, когда приходилось ночевать в «железной коробке» мы и попробуем разобраться.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Спасибо, что заглянули на ДЗЕН и читаете канал БЫЛИ ВРЕМЕНА

Единственный источник тепла, который был в танке, это работающий двигатель. Но тепла он него было недостаточно, чтобы прогреть железный танк. Температура зимой была в танке не намного выше окружающей среды.

Плюс ко всему, в условиях плохой видимости, когда была метель приходилось открывать люк, через который один из членом экипажа и направлял машину, находясь головой наружу. Немного тепла давали и пороховые газы при стрельбе, но это был кратковременный эффект.

Основной проблемой было ночевать в ледяном танке

Для обогрева танка во время стоянки предлагалось следующее решение. К танку шла специальная печка на корме. Необходимо было вырыть яму под танком и установить в неё печь. Сверху танк накрывали брезентом и так грелись.

Но не всегда была возможность зимой вырыть яму в твердой промерзшей земле. Тогда печку оставляли на корме, а под днище танка подкладывали тлеющие бревна. Это позволяло прогреть танк на несколько часов и переночевать в нем.

Иногда ставили ведро с углями в кабину, но этот способ тоже не очень помогал и была велика вероятность угореть. Победа ковалась не только непосредственно в бою, но и в возможности сохранять свою технику в боевом состоянии, не смотря ни на какие погодные условия. Что и сделали наши солдаты. Низкий поклон героям, отдавшим свои жизни и здоровье, чтобы мы с вами могли жить!

Спасибо, что дочитали. Ставьте лайк и подписывайтесь. Это важно для канала! Подписывайтесь на группу 👉 ВКОНТАКТЕ и ОДНОКЛАССНИКАХ

Источник

Оцените статью