- Антигололедные реагенты. Описание популярных средств, классификация, применяемое оборудование
- Действие реагентов
- Достоинства противоголедных материалов
- Типы и виды реагентов
- Разбрасыватели, совки, контейнера для реагента
- Средства защиты от реагентов и соли для обуви, покрытий
- Популярные реагенты
- Противогололедные реагенты: состав, преимущества и недостатки
Антигололедные реагенты. Описание популярных средств, классификация, применяемое оборудование
Действие реагентов
Зима и ранняя весна самые травмоопасные периоды в году. Именно поэтому дорожки принято посыпать специальными средствами, которые уничтожают ледяную корку.
Как правило, в состав этих реагентов входят экологически чистые вещества: обычная техническая соль (хлористый натрий) либо химические препараты с хлоридом магния или кальция.
Как действуют реагенты?
Хлористый натрий либо другие противогололедные вещества буквально расплавляют снежный покров.
При контакте с кислородом реагент выделяет тепло и глубоко проникает в слой льда, разрушая его внутреннюю структуру.
Для закрепления эффекта иногда используется крошка, которая препятствует скольжению. Вещество распределяется при помощи техники (тележки-дозатора) либо вручную.
Оно не замерзает при низких температурах и превращает лед в снежную кашу, которую легко убрать с дорожки.
Достоинства противоголедных материалов
- использование при температуре до -35 С;
- соответствие ГОСТ, ТУ, ГСТУ;
- эффективный расход;
- большой срок хранения (более года);
- противопожарный эффект;
- минимальная токсичность;
- низкая цена.
После обработки дороги антигололедными материалами по ней спокойно могут ходить и взрослые, и дети.
Очень важно, чтобы в покупаемых препаратах был карбомид или другие ингибиторы коррозии. Благодаря этому веществу реагент не разъедает металл, не вредит собаками и кошкам, не портит обувь и легко сметается при потеплении.
Типы и виды реагентов
Противоледные материалы бывают разных видов и продаются весом от 5 кг и до 1 тонны. Дешевле всего обходятся небольшие пакеты с реагентом в состав, которого входит традиционный хлористый кальций и натрий, а также ингибиторы коррозии.
- гранулированные;
- жидкие вещества (раствор).
Гранулированные вещества (посыпку) можно использовать как после образования ледяной корки на дороге, так и до гололеда.
Обычно вещество разбрасывают утром или вечером, когда температура воздуха наиболее низкая.
Расход при температуре -10 °C — 40 г/м 2. Гранулы не просто приводят в порядок дорогу, но и противодействует замерзанию воды, то есть появлению новой ледяной корки.
Наиболее популярны гранулированные реагенты: Экосол, Бишофит, Бионорд-экстра, Геодор, Галит на основе технической соли и другие. Именно их используют, например, столичные коммунальщики в зимнее время.
Достоинства: низкая цена, экологическая безопасность
Недостатки: иногда портится дорожное полотно, если выбирать дешевый антигололед
Жидкие вещества используют реже, но их достоинства также высоки.
Самый популярный не твердый реагент: 28% раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ), а также хлорида магния.
Обработка тротуаров и дорог этими растворами экономически считается более выгодным, так как норма его расхода ниже на 20-40%, чем гранулированного вещества.
Обычно жидкие реагенты используют для посыпания не дорожек возле дома, а большой территории.
Многие жидкие средства не принято использовать при температуре ниже -10°С, а также при обильных снегопадах.
Самые известные жидкие реагенты: Премелт, ЭСБГ, Антилед (на основе природного Бишофита) и другие.
Достоинства: экономный расход и возможность использования на большой площади
Недостатки: короткий срок действия (максимум 3 часа)
Важно: Использование современных реагентов более эффективно, чем посыпание в зимнее время дорог песком и обычной солью.
Расход вещества идет в 4 раза меньше и к тому же потом не нужно очищать дорожки от песочных завалов.
Смыть реагент с тротуаров не представляет вообще никакого труда, но чаще всего он просто растворяется без следа.
Разбрасыватели, совки, контейнера для реагента
Для распределения реагента по дороге или тротуару используются самые разные инструменты и технические устройства.
Если нужно посыпать небольшую тропинку дома, то достаточно будет обычного совка.
Но применение жидкого реагента на большой дороге или, например, во дворе крупного предприятия, бизнес-центра, возможно только с использованием автоцистерны.
Сухие гранулы также на больших пространствах удобнее рассыпать при помощи тележки, спецтехники и разбрасывателя.
Для распределения реагента используют:
- разбрасыватель (навесное оборудование);
- контейнеры с возможностью загрузки до 500 кг (с окном и без окна);
- специальные канистры для налива жидкого вещества;
- совки, лопаты, ведра;
- тележка для разбрасывания или дозатор.
Разбрасыватель представляет собой воронку и вращательный механизм, подключенный к трактору или другой спецтехнике. Благодаря вращению происходит разбрасывание вещества на расстояние до 14-20 метров.
Для равномерного таяния это очень эффективный способ распределения реагента. Расход вещества дозируется, так что это еще и экономный способ посыпки.
Контейнеры идеально подойдут для хранения сухого реагента в любое время года. Они защитят гранулы от попадания воды и воздуха, и вы сможете использовать прошлогодние материалы для обработки дорог в новом сезоне.
Делают такие ящики из армированного композита, который надежно защищает реактивы не только от порчи, но и от смерзания.
Канистры часто заказывать не нужно, так как жидкие реагенты продаются уже в готовой таре. Но если вы хотите перелить её в более удобную емкость, то нужно будет сделать заказ.
Лучше всего использовать для этих целей металлические, а не пластиковые канистры.
Тележки-дозаторы вмещают до 30 кг реагента. С их помощью можно обработать длинную дорогу и тротуар не перетаскивая мешки с концентратом на себе.
Тележка управляется механически и не требует ни подключения к электричеству, ни других приспособлений.
Удаление снежной крошки производится при помощи больших лопат. Как только лед под воздействием химической смеси начнет таять, его аккуратно сгребают вбок или вывозят на тележке.
Перед использованием реагента также рекомендуется очистить поверхность от рыхлого снега. Распределяется вещество из расчета не менее 65 миллиграммов на квадратный метр.
Средства защиты от реагентов и соли для обуви, покрытий
Один из самых серьезных недостатков реагентов – порча обуви, шин, металлических изделий.
Для борьбы с этой проблемой и используют ингибиторные добавки, которые делают сыпучие и жидкие вещества безопасными для окружающих.
Доля ингибиторных средств в любом реагенте должна составлять не менее 6%. Их используют не только для антигололедных материалов, но и для защиты, например, бетона или арматуры.
Виды ингибиторных добавок:
- пассиваторы (создают нерастворимую пленку на поверхности);
- адсорбционные вещества (также за счет создания пленки тормозят коррозию).
Для защиты металла в состав реагентов часто добавляют ацетаты, нитраты, формиаты и карбамиды.
Основной тип применяемых ингибиторов имеет адсорбционное действие. Если защитных средств в смеси слишком много, то это тоже плохо — снижаются основные противогололедные свойства.
Поэтому выбирать состав нужно особо тщательно, обращая внимание на преобладание солей жирных органических кислот.
Все реактивы с защитными добавками не маркие и не грязнят обувь и одежду прохожих. Но самое главное, что благодаря защитным свойствам они не разъедают дорожное полотно, которое потом очень сложно восстановить.
Помните, что самыми агрессивными к металлическим изделиям являются хлориды магния и кальция, так что если вы планируете распылять средство на мосту, стоянке или детской площадке, где много металлических изделий, то лучше подобрать более щадящее средство защиты.
Самая низкая коррозионная активность наблюдается у средств с преобладанием формиата и хлорида натрия.
Для защиты обуви также используют спрей Salton Expert, который защищает кожу, замшу и набук от вредного воздействия самых разных веществ на дорогах.
Популярные реагенты
Выбирая средство для своего двора либо территории офиса, стоит изучить не только названия наиболее популярных брендов на рынке реагентов, но и все за и против такой покупки.
В его состав входит хлористый магний, произведенный из природного бишофита.
Крупные гранулы, по внешнему виду напоминающие лед, мгновенно разъедают обледеневший слой дороги.
При попадании на чистую дорогу образует пленку, которая препятствует появлению льда. Примерный расход порядка 50-70 г/м. кв.
Бишофит: основное средство борьбы со стихией на улицах Москвы.
Эффект после воздействия препарата – расплавленный лед превращается в вязкую «кашу», которую необходимо счищать с дороги.
Экологически чистый препарат, поскольку изготовлен из кристаллической соли.
При морозе до -20 С понадобится 90 грамм реагента на 1 кв. м площади.
Крот: антигололедные средства компания выпускает в разных объемах, в том числе и очень больших (до тонны).
Наиболее популярные Экороуд для дорог, тротуаров, средства с использованием соли Бишофит, гранитной крошки, хлористого кальция и других веществ.
Все составы мгновенно начинают действовать и в обязательном порядке содержат ингибиторы коррозии. В среднем требуется до 70 грамм сыпучего реагента на квадратный метр.
Айсмелт (Icemelt): отечественное средство, которое выпускает компания «Зиракс».
Отзывы об использовании
Прежде чем заказывать крупную партию антигололедных средств желательно изучить отзывы об их применении в Интернете. Технические характеристики реагентов могут быть похожими, но в каждом конкретном случае их воздействие отличается.
Хорошие отзывы о реагенте Экороуд, который используют для расчистки больших территорий во многих областях РФ, а также о средствах с кальциевыми, магниевыми хлоридами и ацетатами, которые массово используют для расчистки дорог в Москве.
Популярны также такие средства как Айсмелт (Icemelt), Бишофит, Бионорд и многие другие.
Если говорить о цене, то сложно найти что-то дешевле обычной технической соли, но у неё есть негативное свойство разъедать обувь и портить колеса автомобилей.
Учтите, что соль имеет свойство накапливаться в почве, что может повредить газонам. Лучше всего находить сбалансированные средства с защитой от коррозии.
Использовать их нужно строго по инструкции, то есть нет пересыпая лишнего и только после расчистки территории от снега.
Источник
Противогололедные реагенты: состав, преимущества и недостатки
Власти Москвы закупят для уборки дорог предстоящей зимой новый реагент.
Ниже приводится информация о противогололедных реагентах.
Противогололедные реагенты (ПГР) – твердые (сыпучие) или жидкие (растворы) химические искусственные средства, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для борьбы с зимней скользкостью и направленные на поддержание в допустимом состоянии элементов объектов дорожного хозяйства в процессе их эксплуатации в зимний период.
Согласно постановлению правительства Москвы от 10 апреля 2007 года «О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве» на объектах дорожного хозяйства города Москвы допускается применение только тех реагентов, которые прошли предварительную оценку воздействия на жизнь и здоровье граждан, состояние компонентов окружающей среды, включая растения, почву, водные объекты, на состояние объектов дорожного хозяйства и связанных с ними гидротехнических и других коммуникаций.
Вещества (соли или растворы), использующиеся в качестве противогололедных реагентов имеют сложный химический состав, зависящий от технологии производства и сырьевой базы. По условиям водоотведения, в городе Москве номенклатура ПГР ограничивается только ее хлоридной группой.
Принцип использования противогололедных реагентов основан на том, что температура замерзания воды, с разведенными в ней хлоридами солей ниже, чем температура замерзания естественных осадков. По этому принципу работает большинство реагентов, в основе которых присутствуют солевые растворы химических элементов, в том или ином процентном соотношении, подобранные таким образом, чтобы воздействие на окружающую среду не причиняло вреда.
Средства против обледенения можно подразделить на естественные природные (обычный строительный песок, мелкий гранитный щебень, или как его еще называют – гранитная крошка) и искусственные (противогололедные реагенты, полученные химическим путем в лабораторных условиях хлорид кальция, хлорид натрия, хлорид магния и др.).
Противогололедные реагенты бывают жидким, твердыми и гранулированными и имеют различный состав и химические свойства, но все они имеют одно общее свойство – понижать точку плавления снега.
http://ogneypor.ru/protivogololednye-reagenty.html
В 1960 х годах основным противогололедным реагентом была пескосоляная смесь, состоящая из 92% песка и 8% технической соли. Это один из самых дешевых способов борьбы с гололедом. Однако весной скопившийся на дорогах песок основательно забивал водостоки. Он оставался на дорогах и тротуарах, загрязнял газоны, и весной коммунальным службам приходилось тратить значительные средства, чтобы очистить от него город и вывезти песок на свалку.
Начиная с 1995 года было принято решение в качестве противогололедного реагента использовать техническую соль (NaCI). Одним из главных преимуществ технической соли было то, что она моментально растапливала лед, образуя снежную кашу. Кроме того, техническая соль не замерзает от 0 до 16° С и действует постоянно.
В то же время техническая соль имела массу недостатков: соль разъедала кузова, колеса автомобилей, обувь прохожих; пары солей натрия разъедали вставки электропроводов. В результате засоления почв повсеместно стали погибать зеленые насаждения.
Начиная с зимы 2001 2002 годов власти Москвы приняли решение полностью отказаться от соли и перейти к использованию экологически благополучных ПГР. В качестве основных реагентов стали применяться твердые «Биомаг» и ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), а также жидкие ХКМ (хлористый кальций модифицированный) и «Нордекс». Эти препараты были признаны экологически безопасными и достаточно эффективными антиобледенителями.
Но в то же время данные реагенты обнаружили свойство создавать «масляную» пленку на дороге, в результате чего тормозной путь автомобиля увеличивался в несколько раз.
Начиная с зимы 2005 2006 годов московские власти отказались от применения хлористого магния («Биомаг») из за тенденций к накоплению аниона магния в почвах и природных водах.
В качестве основного противогололедного средства для обработки проезжей части стали использовать жидкий реагент – 28% раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ).
По сравнению с технической солью, ХКМ обладает несколькими существенными преимуществами: нормы расхода хлористого кальция в среднем на 30 40% ниже. При этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35° С). ХКМ не позволяет образовываться гололеду и снежно ледяным накатам. Кроме того, как показали лабораторные исследования, эти реагенты не только расплавляют лед, но и улучшают состояние почвы. Кальций замещает натрий, который накопился в почве за время использования технической соли, и таким образом даже удобряет ее.
Несмотря на явные преимущества, хлористый кальций модифицированный обладает рядом недостатков. Одним из главных минусов ХКМ является короткий срок действия реагента – 3 часа. Это приводит к тому, что дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз. Ученые Московского автодорожного института (МАДИ) также выяснили, что после обработки дорожной наледи жидким хлористым кальцием модифицированным, коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Когда применяли техническую соль, влага испарялась, и дороги оставались сухими, ХКМ, напротив, притягивает влагу. Если же на дорожном полотне есть пленка из машинного масла, бензина, а поры асфальта забиты резиновой крошкой, то ХКМ еще больше теряет в эффективности.
Также, по мнению экспертов, хлористый кальций вызывает аллергию у людей и разъедает металл автомобилей. По данным НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сытина, количество аллергий у москвичей с приходом зимы значительно увеличивается. Как и соль, ХКМ агрессивен по отношению к обуви из натуральных материалов: даже очень хорошо выделанная кожа под воздействием реагентов становится жесткой, а значит, может легко треснуть. К тому же, хлор, известный своими отбеливающими свойствами, изменяет цвет обуви.
Хлористый кальций небезопасен и для животных. По мнению ветеринаров, зимой отмечается увеличение количества жалоб от собаководов, чьи питомцы стали чаще попадать в ветлечебницы с химическими ожогами лап.
В некоторых районах Москвы в настоящее время в качестве эксперимента применяют новые виды отечественных реагентов: жидкий «ЭСБГ» и твердый – «Биодор». Жидкий реагент «ЭСБГ» изготовлен на основе композиции солей кальция и магния с добавлением биофильных элементов, а «Биодор» – это реагент формиатной группы, который после применения разлагается на природные составляющие. Благодаря своему химическому составу эти материалы не оказывают вредного воздействия на зеленые насаждения.
В качестве противогололедного реагента для тротуаров и пешеходных дорожек используется мраморная или гранитная крошка. У нее много достоинств: крошка не несет опасности для окружающей среды и является достаточно эффективным противогололедным средством. В то же время некоторые эксперты отмечают, что крошка, которую дорожники сыплют в течение нескольких лет, никуда не девается. Ее сносит ветром на дороги, и потом она откладывается на дорожном полотне, что приводит к дополнительному истиранию дороги. Сама гранитная крошка истирается в пыль, превращаясь в ту же грязь.
Согласно «Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов (на зимние периоды 2012 гг. и далее)» в Москве предусмотрено использование разных реагентов.
Жидких реагентов на основе хлористого кальция и натрия, в которых массовая доля растворимых солей должна быть в пределах 27 29%: хлористого кальция – в пределах 22 23%, хлористого натрия в пределах 5 6% (ХКН ж.).
Твердых ПГР:
— твердых многокомпонентных ПГР на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия: массовая доля хлористого кальция – не менее 20%, хлористого натрия — не более 75%; хлористого калия — не более 20%, формиата натрия не менее – 5% (МРК тв.).
— твердых многокомпонентных ПГР на основе композиции хлористого кальция и натрия: массовая доля хлористого кальция – не менее 20%; массовая доля хлористого натрия — не более 80% (ХКН тв.).
— твердого многокомпонентного ПГР на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия: массовая доля хлористого кальция – не менее 15%, хлористого натрия — не более 80%; хлористого калия — не более 10%, формиата натрия – не менее 5% (МРтв.).
— фрикционных материалов (вспомогательных): мелкий гранитный щебень фракций 2 5 миллиметра предусматривается в качестве ПГР для определенных погодных условий на проезжей части Москвы, а на тротуарах, остановках общественного транспорта разрешалось использование только комбинированных ПГР.
Комбинированных ПГР:
— твердый комбинированный ПГР на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень) и формиата натрия (соль муравьиной кислоты) массовая доля карбоната кальция – 50 80%, формиата натрия – 20 50% (КР1тв.).
— твердый комбинированный ПГР на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль): массовая доля карбоната кальция – 20 50%, формиата натрия – 10 30%, массовая доля хлорида натрия не более 60% (КР2тв.).
— твердый комбинированный ПГР на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль) с добавлением хлоридов (кальция и калия) массовая доля карбоната кальция – 20 50%, формиата натрия – 10 30%, массовая доля хлорида натрия – не более 50%, массовая доля хлоридов (кальция и калия) не более 20% (КР3тв.).
В 2012 году добавлен новый реагент — жидкий реагент на основе хлористого магния, где массовая доля хлористого магния в пределах 27 29%, либо на основе хлористого кальция и натрия, где массовая доля растворимых солей в пределах 27 29%, хлористого кальция — в пределах 22 23%, хлористого натри — в пределах 5 6% (ХКМж.).
Источник